Скрыть оглавление
Ясность сознания
Энтузиазм
Щедрость
Чуткость
Чувствознание
Чувство ритма
Чувство Прекрасного
Чувство меры
Чувство единства
Чувство долга
Чистота. Чистосердечие
Чёткость сознания
Честность
Человечность
Человеколюбие
Цельность
Храбрость
Утончённость
Устремлённость к сотрудничеству
Устремлённость в будущее
Устремлённость
Устремление к высшему качеству
Усердие
Умение помогать
Уверенность
Убежденность
Трудолюбие
Точность
Торжественность
Терпимость
Терпение
Творческая созидательность
Твёрдость
Тактичность
Суровость. Строгость
Стремление к совершенствованию
Стремительность
Стойкость. Выносливость
Справедливость
Спокойствие
Сочувствие
Соучастливость
Сострадание
Сосредоточенность
Сообразительность
Соизмеримость с Высшим
Сознательность
Совесть
Собранность
Снисходительность
Смирение
Смелость
Смекалистость
Служение Общему Благу
Скромность
Синтетичность сознания
Сила духовной воли. Сила духа
Сердечность
Сдержанность. Выдержка
Свобода духа
Свежесть восприятия
Самоуважение
Самостоятельность
Самопожертвование
Самоотречение. Самоотрешение
Самоотверженность
Самообладание
Самоконтроль
Самодостаточность духа
Самодеятельность
Самобытность
Решительность. Решимость
Распознавание
Радость
Равновесие
Противодействие злу духом
Простота
Проницательность
Прозорливость
Признательность
Приветливость
Предусмотрительность
Преданность
Правдивость
Почитание Высшего
Постоянство
Познавательность
Подвижность. Приспособляемость
Победность духа
Патриотизм
Охранение Сокровенного
Отрешённость. Непривязанность
Открытость. Допущение
Отзывчивость
Ответственность
Отвага
Осторожность
Осмотрительность
Организованность
Оптимистичность. Жизнерадостность
Обаяние
Неутомимость
Непредубеждённость
Непоколебимость
Неотступность. Неуклонность
Неосуждение. Умение прощать
Нежность
Находчивость
Настороженность
Настойчивость. Упорство
Напряжение духа
Надёжность
Наблюдательность
Мужество
Мудрость
Молчаливость. Краткость
Миролюбие
Милосердие
Любознательность
Любовь
Ласковость
Культурность
Крепость духа
Искренность
Инициативность
Зоркость
Заботливость
Жертвенность
Духоразумение. Знание духа
Духовность. Качества духа
Духовное воображение
Дружелюбие
Достоинство духа
Дозорность
Доверие. Вера
Доброта. Добролюбие
Добросовестность
Доброжелательность
Дисциплинированность
Дерзание
Деликатность
Действенность
Даяние
Дальнозоркость духа
Готовность
Гибкость сознания
Героизм
Гармоничность
Восприимчивость
Воодушевление
Возвышенность
Внутренняя согласованность
Внимательность
Вмещение
Верность
Великодушие
Вежливость
Вдохновенность
Бодрость духа
Благородство
Благодушие. Добродушие
Благодарность
Бесстрашие
Бесстрастие
Беспристрастие
Бескорыстие
Бережность. Бережливость
Бдительность
Активность

История создания

Учение Живой Этики:

духовно-философская традиция Единого Знания

 

История создания Учения Живой Этики (Агни Йоги)

 

1.   Авторы. Время создания. Состав книг.
     2.   Русский язык – язык Учения Живой Этики.
     3.   Духовно-философская преемственность
             3.1.  Теософия Е.П. Блаватской.
             3.2.   Учение Храма Франчии Ла Дью.
             3.3.  «Грани Агни Йоги» Б.Н. Абрамова.
     4.   Истоки Учения. Роль научного познания.
     5.   Название Учения Живой Этики, или Агни Йоги.
     6.   Структура.
           Тематическая подборка цитат об Учении Живой Этики.

 

 

 1.  Авторы. Время создания. Состав книг.

 

Создателями духовно-философского Учения Живой Этики, или Агни Йоги, являются Махатмы (Духовные Учителя) Гималайского Братства в сотрудничестве с семьёй Рерихов.

Говоря о семье Рерихов, мы имеем в виду прежде всего четырёх человек:

старшее поколение (родители) – Елена Ивановна (1879-1955), выдающийся философ и духовная подвижница, и Николай Константинович (1874-1947), великий художник, культурный деятель мирового масштаба, путешественник;

младшее поколение (двое сыновей) – Юрий Николаевич (1902-1960), крупный востоковед, и Святослав Николаевич (1904-1993), известный художник, культурный деятель.

 

С.Н. Рерих. Портрет Е.И. Рерих. 1937 г.    С.Н. Рерих. Портрет академика Н.К. Рериха. 1937 г.

 

Семья Рерихов представляла собой редкое созвучие гармоничных и многогранных личностей.Духовно-философское наследие старших Рерихов включает 15 книг Учения Живой Этики, написанных в 1920-1940-е годы, философские труды Е.И. Рерих, её письма и записи Духовных Бесед с Махатмами, литературно-публицистические и художественные произведения Н.К. Рериха. Следует отметить, что всё, созданное Рерихами, глубоко проникнуто идеями Учения Живой Этики и должно изучаться целостно. Во всём их творчестве можно найти новые грани понимания идей Учения. Сам подвижнический путь Рерихов, их активная общественная деятельность являют яркий пример воплощения в жизнь высоких идей Живой Этики, их плодотворного применения и творческого развития.

 

Первая запись Учения Живой Этики была сделана 24 марта 1920 года.

1920 год – был очень важным периодом в жизни Рерихов. Именно в этом году состоялась встреча Елены Ивановны и Николая Константиновича с их Духовным Учителем Морией. Произошла она в период пребывания Рерихов в Лондоне.

Н.К. Рерих. Fiat Rex! (Да будет Владыка!). Центральная часть триптиха. 1931 г. До этого времени Елена Ивановна видела Облик Учителя во снах и видениях. Внутренним духовным знанием она ярко предчувствовала его реальное существование. Понимала, что Он духовно помогает и ведет её в жизни. Елена Ивановна испытывала особую, глубокую духовную любовь и притяжение к его Облику. Дальнейшее сотрудничество, которое в Индии станет постоянным и непрерываемым ни на один день, коренным образом изменило жизнь семьи Рерихов.Сердцем всей семьи, её духовно ведущим центром являлась Елена Ивановна Рерих.

24 марта – день, когда началась работа над записью и составлением Учения, сейчас отмечается в рериховском сообществе как День Духовного Учителя и День Учения Живой Этики.

Посмотреть видео к 24 марта (автор - А. Леонов, скульптор и мыслитель).

В основу текста Учения Живой Этики легли записи Бесед семьи Рерихов с индийскими Духовными Учителями. Главная заслуга в появлении на свет Учения принадлежит Елене Ивановне Рерих. Она обладала высокоразвитыми способностями яснослышания и ясновидения – они и стали основными способами сообщения с Махатмами (санскр. маха и атма – «великая душа») Гималайской Общины.

Когда ей лично пытались приписать авторство Учения Живой Этики, она настаивала: «…Страшное невежество и поражающая скудость воображения предположить, чтобы один человек, как бы ни был он гениален, мог написать все тома данного Учения. Истинно, нужны века жизненного опыта и неустанного изучения человеческой природы и всех космических влияний, чтобы продумать затронутые в них вопросы и проблемы и так исчерпывающе, так всесторонне осветить их» (Письмо от 17.02.1934.).

С.Н. Рерих. Портрет Е.И. Рерих. 1931 г.Следует подчеркнуть, что работа над записью бесед с Духовным Учителем и составлением Учения была для Елены Ивановны не просто отвлеченным философским трудом. Она мужественно прошла на личном опыте уникальный йогический (психо-энергетический) путь огненного преображения человеческой сущности. Опыт преображения потребовал от Елены Ивановны огромного мужества, стойкости и самоотверженности, поскольку был связан с необычными энергетическими изменениями в организме, вследствие которых она неоднократно находилась на грани жизни и смерти. Одними из главных достижений этого процесса стали сущностное преобразование ее микрокосма, установление устойчивого телепатического (пространственного) канала общения с Общиной Махатм, чуткое восприятие и реагирование на космические энергии и планетные катаклизмы, свободное сознательное существование в Надземных Мирах и т.д. Этот опыт лег в основу книг Учения, её трудов и писем.

Духовные Учителя назвали Елену Ивановну «Матерью Огненной Йоги», подчеркнув этим её особо значимую роль в создании Агни Йоги. Параграфы Учения часто представляют собой ответы Духовного Учителя Мории на конкретные вопросы Елены Ивановны, связанные с её йогическим опытом, постижением ею нового космического мировоззрения, а также с теми конкретными повседневными задачами, которые ставила жизнь перед Рерихами.

Последняя из известных нам книг Учения – «Надземное» была завершена в 1944-1945 гг. Вместе с тем, Елена Ивановна продолжала работать над записями книг Учения до конца своей земной жизни. Согласно утверждению С.Н. Рериха, наследие Е.И. Рерих огромно – она оставила около 300 манускриптов и записей.

Названия книг Учения очень красноречивы: они выделяют главные понятия философии Живой Этики – Община, Беспредельность, Сердце, Иерархия, Братство, Надземное… По указанию Духовного Учителя, Елена Ивановна настаивала при переиздании всегда указывать год окончания рукописи каждой из книг. Важнейшее значение здесь имеют космические условия, природные процессы и социально-политическая ситуация на планете. Каждый год был наполнен определенными событиями в жизни Рерихов и был связан с прохождением последовательных этапов огненного опыта Елены Ивановны.

«Листы Сада Мории. Зов». 1924 г.                         

«Листы Сада Мории. Озарение». 1925 г.

«Община». 1926 г. (издана в 1927 г.; переиздана

с изменением и дополнением текста в 1936 г.)

«Знаки Агни Йоги». 1929 г.

«Беспредельность, 1 часть». 1930 г.

«Беспредельность, 2 часть». 1930 г.

«Иерархия». 1931 г.

«Сердце». 1932 г.

«Мир Огненный, 1 часть». 1933 г.

«Мир Огненный, 2 часть». 1934 г.

«Мир Огненный, 3 часть». 1935 г.

«Аум». 1936 г.

«Братство, 1 часть». 1937 г.

«Братство, 2 часть "Надземное"» (в 3-х томах). 1938 г.

«Напутствие Вождю». 1933 г.  (обычно издается

вне серии, но содержит текст Учения)

 

К корпусу книг Учения Живой Этики относятся также духовно-философские письма Елены Ивановны. В своих письмах к ученикам и последователям она давала подробные пояснения к различным положениям и параграфам Учения, комментировала неясные для европейского человека идеи восточных учений, терминов и образов, используемых на страницах Учения. В 1934–1936 гг. Е.И. Рерих вела переписку с президентом США Ф.Д. Рузвельтом, в ходе которой передавала ценные советы и помощь Махатм по вопросам внутренней и международной политики США.

Эпистолярное наследие Е.И. Рерих очень обширно. Девятитомное издание её писем отнюдь не является полным (М.: МЦР, 1999-2009). Особую ценность имеет двухтомник писем Е.И. Рерих, увидевший свет при её жизни, в 1940 г., и где она сама выступила составителем.

Несомненно важное значение для понимания философии Живой Этики имеют и оригинальные произведения Е.И. Рерих: «Основы буддизма» и «Знамя преподобного Сергия Радонежского». В 2000 году в сборнике «У порога Нового Мира» опубликованы её неизданные ранее работы – «Огненный опыт», «Космологические записи», «Изучение свойств человека» и другие. В них исследуются проблемы взаимодействия человека и космических энергий, бессмертия его сознания, место и назначение человека в мироздании, его дальнейшая эволюция. Особое место в творчестве Е.И. Рерих занимает книга «Криптограммы Востока», составленная ею из преданий на основе Бесед с Духовным Учителем.

 

Труды Елены Ивановны Рерих  Издание писем Е.И. Рерих в 9 томах (М.: МЦР, 1999-2009)

 

Развитие идей Учения Живой Этики содержится в литературно-публицистических трудах Николая Константиновича Рериха, где он на жизненных примерах многогранно освещает идеи Нового Учения, показывает его необходимость и современное звучание для каждого человека и общества в целом. Его литературное наследие составляют драма Труды Николая Константиновича Рериха«Милосердие» (1917), поэтический сборник «Цветы Мории» (изданный в 1921 для сбора средств голодающим России), более десяти томов статей, очерков и писем, собранных в книги «Пути Благословения» (1924), «Адамант» (1924), «Сердце Азии» (1929), «Держава Света» (1931), «Твердыня Пламенная» (1933), «Священный Дозор» (1934), «Врата в будущее» (1936), «Нерушимое» (1936), «Химават» (1946), «Гималаи – обитель Света» (1947), «Моя жизнь. Листы дневника» (1936-1947). Очерки и статьи написаны простым языком, ярко и образно, и вместе с тем, глубоко философично.

Н.К. Рерих-мыслитель сформулировал всеобъемлющую концепцию Духовной Культуры, являющейся «величайшим устоем» космической эволюции человечества. Под Культурой им понимается синтез лучших достижений человечества в области науки, искусства, религии и философии. Что спасет и просветит затемненную невежеством и омраченную бедами душу человека? Конечно, Культура и ее столпы – Знание, Любовь, Красота, Добро. «Осознание красоты спасет мир», – существенно дополнил Н.К. Рерих мысль Ф.М. Достоевского. Именно осознанное и действенное воплощение в жизнь высоких духовных принципов было кредо мыслителя. Ярким свидетельством этого явилась разработка Николаем Константиновичем Международного Пакта об охране исторических памятников, художественных и научных учреждений.

 

 

2.  Русский язык – язык Учения Живой Этики.

 

Тексту первой из книг Учения – «Листы сада Мории. Зов» непосредственно предшествует посвящение: «В Новую Россию Моя первая весть». Уже эта первая фраза определенно говорит, что Учение было целенаправленно создано на русском языке и обращено, прежде всего, к русскому народу. Авторы Учения полагали, что именно российский народ сумеет подойти к Учению особенно глубоко и жизненно, и ему суждено претворить идеи нового, преображенного мира в жизнь.

Согласно Учению, именно Россия, точнее, ее азиатская часть станет ареалом будущего расцвета Новой Страны, новой культуры – культуры Духа. Именно туда перемещается эволюционный импульс становления Новой Эпохи в развитии человечества.

Мы знаем, что в науке существует сложная проблема перевода философских и религиозных текстов. Очень непросто передать средствами другого языка специфические термины, тонкие нюансы смыслов и идей. Как многое меняется в понимании философских текстов от того или иного перевода слов. Например, известно, что предпринимались неоднократные попытки перевода Библии, и все же они часто не удовлетворяли взыскательных мыслителей. Так, Л.Н. Толстой по-своему перевел Евангельские тексты и дал свое толкование многим положениям этой книги.

"Община" – одна из книг Учения Живой Этики, которая находилась на борту космической станции "Мир" в 1998 г.Появление Учения Живой Этики на русском языке свидетельствует о высокой миссии, предназначенной российскому народу. Вместе с тем, в текстах Учения иногда употребляются семантические и стилистические обороты речи, не характерные для русского языка. Причины этого состоят, прежде всего, во влиянии санскрита и сензара – языков, используемых в Гималайском Братстве, а также в обращении к терминам и образам, укоренённым в восточной культуре, преимущественно в индуистской и буддийской.

В России с 1990-х гг. публикация книг Учения и передача наследия семьи Рерихов в Москву придали импульс широкому распространению культурно-просветительного Рериховского движения. В других странах появление книг Учения не вызывало такого общественного резонанса. В настоящее время Учение Живой Этики всё более широко входит в сферу современных научных исследований российских ученых. Прежде всего, оно изучается в русле философии русского космизма, многие идеи и концепции которого оказались органичны идеям Учения. Ведутся исследования и пишутся диссертации по различным научным дисциплинам – философии, педагогики, искусствоведению, истории и др.

Живая Этика общечеловечна по своей сути и не признаёт национальных, религиозных, социальных и иных ограничений. Тексты Учения переведены на десятки языков мира.

*      *       *

Н.К. Рерих. Земля Славянская. 1943 г. Письмо Е.И. Рерих от 8.03.1938. 

…Учение даётся на русском языке, ибо оно предназначается для Новой России. Великие дары ждут срока, суждённого в Твердыне Знания и Света. Величайшие открытия готовы для воскресающей страны.

*      *       *

Надземное, § 468. 

Урусвати знает, что при изучении Наставлений следует иметь в виду не только содержание их, но и язык, на котором они даны. Учение даётся не без причины на определённом языке. Можно исследовать все Учения от давних времён и понять, что данный язык показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения.         

Иногда полагают, что Поучение даётся на том языке, который ближе получателю, но такое пояснение недостаточно. Нужно наблюдать причины во всей их полноте. Ничто не бывает случайно. Получатель Учения не случаен, и язык избран по надобности.

Можно видеть, как Наставления давались на разных языках, и всегда эти условия соответствовали важным обстоятельствам, которые имели и мировое значение. Так язык, на котором даётся Учение, своего рода дар известному народу. Не подумайте, что тем самым Учение теряет мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но каждый период имеет своё задание, и каждый народ имеет свою обязанность.

 

 

3.  Духовно-философская преемственность Учения Живой Этики.

 

Е.И. Рерих подчеркивала духовно-философскую преемственность Учения Живой Этики с философским наследием Елены Петровны Блаватской, основательницы теософского движения 2-й половины XIX века в Америке, Европе и Индии. Единство источника Сокровенного Знания также роднит Живую Этику с Учением Храма Франчии Ла Дью, основательницы духовной общины «Храм Человечества» («Temple of the people», 1898 г.) в г. Халсион (Halcyon) штата Калифорния (США). Кратко охарактеризуем каждое из них.

Учение Живой Этики базируется на теософских работах Елены Петровны Блаватской, из которых особо выделяется её главный фундаментальный труд «Тайная Доктрина». Фактически и книги Учения, и главные труды Е.П. Блаватской представляют одно цельное философское учение и миропонимание, и одно от другого нельзя отделять.

Елена Петровна Блаватская (1831-1891) Елена Петровна Блаватская (1831-1891) родилась в Днепропетровске в семье полковника Петра Алексеевича фон Гана и Елены Андреевны Ган (Фадеевой), известной писательницы. В связи ранней смертью матери Елена Петровна воспитывалась в доме бабушки – княгини Елены Павловны Долгорукой, одной из образованнейших женщин XIX в. В 18 лет Елена Петровна фиктивно выходит замуж за уже немолодого вице-губернатора Еревана Н.В. Блаватского, чтобы получить свободу (незамужние женщины в то время были бесправны) и уехать из России. Она совершает большое путешествие по Турции, Египту и Греции.

В 1851 г. в Лондоне Елена Петровна встречает своего Духовного Учителя Морию, которого ранее видела в своих снах и видениях. С этого момента вся жизнь Елены Петровны проходит под знаком этой встречи. Она очень много путешествует и в Америке, и в Европе, и на Ближнем Востоке, и в Индии; около 3-х лет живет в Тибете. Елена Петровна изучает культуру, историю, философию разных стран, особенно Востока, пишет книги и статьи. 17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Е.П. Блаватская, Х.С. Олькотт и У.К. Джадж основывают Теософское общество.

Теософия (от греч. theós – бог и sophía – мудрость, знание) переводится как Божественная, Высшая Мудрость. Само это понятие – древнее, встречается уже в античной философии, его также применяют к ряду мистических учений XVI–XVIII вв., стоящих вне ортодоксально-церковной христианской традиции, – Я. Бёме, Парацельса, Л.К. Сен-Мартена, Э. Сведенборга, Ф. Этингера и др. Поэтому для обозначения учения Е.П. Блаватской исследователи уточняют этот термин как «теософия XIX века», «теософия новой волны».

Три основные цели Теософского общества заключаются в следующем:

1. Всеобщее братство, вне зависимости от цвета кожи, расы, пола, вероисповедания или касты.

2. Сравнительное изучение религий, науки и философии.

3. Исследование неизвестных законов природы и скрытых внутренних сил человека.

Основные положения теософского учения изложены в фундаментальной работе Елены Петровны – «Тайная Доктрина». Это серьёзный, объёмный философский труд: он состоит из двух больших томов, но, как правило, издается в 4-х книгах. Третий том не был закончен Е.П. Блаватской. Книга писалась в 1885-1888 гг. на английском языке. Перевод на русский язык двух томов с глубоким аутентичным пониманием его метафизического содержания был блестяще сделан Еленой Ивановной Рерих.

Книга имеет красноречивый подзаголовок – Синтез науки, религии и философии. Действительно, основные положения теософского учения рассматриваются в контексте сравнительного анализа различных религиозных и философских учений, а также достижений науки конца XIX века.

Первый том носит название «Космогенезис» и посвящен вопросам происхождения космоса и его эволюции, во втором томе – «Антропогенезис» раскрываются проблемы происхождения человечества, зарождения разума в проточеловеческом существе, развития многих рас и культур (цивилизаций) как ступеней эволюции человечества.

В «Тайной Доктрине» приводятся Станцы (части) древней восточной книги Дзиан, в которой содержится изначальное Сокровенное Учение Гималайской Общины Махатм. С позиции этого Сокровенного Знания Елена Петровна Блаватская раскрывает и комментирует символику религиозных учений, идеи философских доктрин и научные достижения. Целью такого сопоставления разных областей знания является доказательство и демонстрация на конкретных примерах:

     во-первых, сущностного единства и тождества основных положений религии, философии и науки;

     во-вторых, обоснование существования Единой Сокровенной Доктрины (отсюда – и название книги), Единого Истинного Знания, различные грани которого постепенно даются Духовными Учителями людям по мере их эволюционного продвижения в виде новых религиозных учений, философских концепций и научных открытий;

     в-третьих, указание на заблуждения и ошибки как в области грубо-материалистической науки, узко догматического богословия, так и в сфере спиритуалистических, оккультных учений и медиумизма (которые получили широкое распространение во второй половине XIX века).

Девизом Теософского общества является важная, краеугольная идея: «Нет религии выше Истины».

Штаб-квартира Теософского общества в Адьяре (Индия). <br>Здесь находятся офис президента, музей и архивы.В «Тайной Доктрине» утверждаются сложное устройство атома, бесконечная делимость материи, отрицается наличие пустоты в космосе, описываются одиннадцатилетние циклы активности Солнца и т.п.1 Эти идеи обосновывались задолго до того, как были признаны в науке ХХ века. Так, открытие электрона Дж. Томпсоном было сделано в 1897 г.; 11-летние циклы активности Солнца и их влияние на земную жизнь были доказаны А.Л. Чижевским только в начале ХХ в. Ряд предвидений Е.П. Блаватской еще ждет своих научных подтверждений. Обращает внимание тот факт, что «Тайная Доктрина» была настольной книгой крупного ученого А. Эйнштейна. Надо сказать, что не только он, но и многие другие ученые были знакомы с трудами Е.П. Блаватской. Некоторые из них были лично знакомы с Еленой Петровной, ценили её мнение и обсуждали с ней научные проблемы в свете теософского учения.

Главные области знания, которые исследуются в «Тайной Доктрине», – это онтология и антропология, точнее, космогенез и антропогенез. Эти темы в меньшей степени затрагиваются в Живой Этике именно потому, что все основные идеи уже были изложены в «Тайной Доктрине».

Н.К. Рерих. Вестник. 1946 г. К теософской традиции относятся также:

-   философские «Письма Махатм» (1880-1884 гг.), где содержится переписка Махатмы Мории и Махатмы Кут Хуми с английскими сторонниками теософии,

-   «Письма Мастеров Мудрости» (1870-1888 гг.), куда вошла переписка Махатм с ближайшими сотрудниками Теософского общества.

В письмах Махатм освещаются проблемы эволюции планеты Земля и её человечества, многомерности бытия, существования человека в надземных мирах, духовного пути ученика, приоткрывается завеса над многими тайнами природы.

В сокращённом варианте «Письма Махатм» были переведены с английского на русский язык Е.И. Рерих и опубликованы под названием «Чаша Востока: Письма Махатмы». Эта книга включила в себя наиболее важные фрагменты из писем Махатм.

Теософское наследие Е.П. Блаватской составляют также труды:

-   «Разоблачённая Изида» (в 2 тт., 1877 г.),

-   «Ключ к теософии. Ясное изложение в форме вопросов и ответов этики, науки и философии, для изучения которых было основано Теософическое Общество» (1889 г.; книга, с которой можно начинать знакомиться с теософией),

-   «Комментарии к “Тайной Доктрине”», многочисленные статьи и письма философской направленности.

Н.К. Рерих посвятил Е.П. Блаватской картину "Вестник". Существует несколько вариантов этой картины – 1922, 1924 и 1946 гг. Картина, которая положила начало Музею памяти Е.П. Блаватской в Адьяре, была написана в 1924 году. В 1925 году Н. К. Рерих передал картину «Вестник» в Адьяр – штаб-квартиру Теософского Общества в Индии, расположенную вблизи города Мадрас.

 

Духовно-философская традиция Сокровенного Знания продолжилась в работах американского теософа Франчии Ла Дью (1849-1922), основательницы духовной общины «Храм Человечества» (1898 г.), совместно с доктором Уильямом Дауэром (1866-1937).

Франчиа Ла Дью (наст. имя – Франчес, девичья фамилия – Бич) родилась в Чикаго, штат Иллинойс, США. Большая часть её жизни прошла в городе Сиракузы (штат Нью-Йорк), где с 1890-х годов она состояла членом местного Теософского общества, организованного Уильямом Дауэром, и была его активным участником.

В 1898 году, спустя семь лет после смерти Е.П. Блаватской, Франчиа Ла Дью, по указанию своего Духовного Учителя Иллариона, одного из Махатм Гималайской Общины, основала совместно с доктором У. Дауэром духовное общество «Храм Человечества».

В 1903 г. в Халсионе (штат Калифорния), на побережье Атлантического океана, это духовное общество широко развернуло свою работу. Здесь был приобретён просторный трёхэтажный дом, который превратили в отель и санаторий.

Доктор У. Дауэр наряду с традиционными медицинскими средствами применял новейшие методы лечения музыкой, цветом и электричеством, у него был рентгеновский аппарат – первый на Центральном Побережье. Из разных уголков мира в Халсион стали приезжать люди лечиться от нервных расстройств и туберкулёза, алкогольной зависимости и других физических и духовных недугов.

Храм Голубой Звезды. Халсион, КалифорнияТакже в Обществе были открыты учебные классы, читались лекции. Чтобы продолжить издание ежемесячного журнала «The Temple Artisan», начатое в 1900-м году в Сиракузах, была открыта типография. Её продукция рассылалась по почте членам Храма по всему миру.

Общество «Храм Человечества» существует до сих пор и находится там же, в Халсионе. Подробнее об истории Общества можно узнать на сайте: http://www.templeofthepeople.ru/ 

Члены «Храма Человечества» не принадлежат ни к одной определенной религиозной традиции. Его последователями могут быть люди разных религий, национальностей и социального положения. Главными целями Общества провозглашены утверждение духовной истины и обновление человеческого сознания через распространение нового гуманистического мировоззрения и Сокровенного Знания.

Главные теоретические источники общины разрабатывались при участии Махатм Гималайской Общины. Современные исследователи объединяют их под общим названием «Учение Храма». Тексты Учения ориентированы больше на людей западной, точнее, американской цивилизации, которые в большинстве своем были мало знакомы с восточной культурой и философией. Поэтому в книгах Учения Храма отмечается отход от терминологии восточной философии и опора на понятийную базу христианской традиции.

Современные издания текстов духовной общины «Храм Человечества»:

Учение Храма. Том 1. Ч.1-2 / Перевод с англ. Е.П. Инге. М.: МЦР, 2001;

Учение Храма. Том 1. Ч.1-2 / Перевод с англ. Ю.А. Хатунцева. М.: Дельфис, 2015;

Теогенезис. Третья часть древних Станц Дзиан / Перевод с англ. Е.В. Фалёва. М.: Дельфис, 2003;

Ключ Постижения. Сборник. М.: «Сфера». 2005.

 

Итак, мы видим духовно-философское единство и преемственность Сокровенного Знания в следующих учениях:

-   теософия (2-я пол. XIX в.),

-   Учение Храма (конец XIX в.),

-   Учение Живой Этики (с 1920-х гг.).

Существует и продолжение этой традиции знания.

 

Еще при жизни Е.И. Рерих идеи Учения Живой Этики получили развитие и практические пояснения в философских записях ближайшего духовного ученика Н.К. Рериха и Е.И. Рерих – Бориса Николаевича Абрамова (1897-1972).

Борис Николаевич был военным моряком, после революционных событий в России вместе со многими другими офицерами Белой армии оказался в эмиграции в Китае, в г. Харбине. С молодых лет он глубоко интересовался вопросами восточной философии и духовно-нравственной практики, целеустремлённо изучал теософскую литературу. Сохранилось несколько писем Б.Н. Абрамова 1920-1922 гг. к Е.Г. Зариной, члену Президиума Теософского общества во Владивостоке (они опубликованы в трех номерах местного теософского журнала «Новые мысли, новые пути»). В 1934 г. в период Маньчжурской экспедиции во время пребывания Н.К. Рериха и Ю.Н. Рериха в г. Харбине состоялось личное знакомство Бориса Николаевича с ними. Б.Н. Абрамов и его жена Н.И. Абрамова глубоко прониклись духовно-философскими и культурно-просветительскими идеями семьи Рерихов и стали преданными последователями Учения Живой Этики. В Харбине вокруг Н.К. Рериха сложилось содружество единомышленников, просуществовавшее многие годы. В 1959 г. Б.Н. и Н.И. Абрамовы вернулись в Россию.

Б.Н. Абрамов начал составлять нравственно-философские записи Бесед с Духовным Учителем Морией с 40-х гг. ХХ века и вел их до конца своей жизни. Эти записи начали издаваться с 1993 г. под общим названием «Грани Агни Йоги» (к 2019 г. опубликовано более 25 томов). Е.И. Рерих была хорошо знакома с Записями Б.Н. Абрамова и неоднократно подтверждала их единый с Учением Живой Этики источник и идейную преемственность: «…С радостью, троекратно, подтверждаю то, что Вы передаёте мне, как именно исходящее из Высшего Источника. ...Вложите всё доверие во Владыку и стремитесь лишь выполнить возложенную на Вас миссию – уявиться свидетелем проявлений Великого Владыки. Очень хотела бы иметь ещё строки Изречений, явленных Вам. Храните эти жемчужины» (Письмо от 28.12.1954.).

 

Таким образом, корпус книг Учения Жизни (так обобщённо называла Е.И. Рерих учения этой традиции знания) – большой (около 60 книг) и охватывает более 150 лет истории. Все рассмотренные нами духовно-философские учения и их основополагающие тексты объединяет то, что их основатели и составители (и Е.П. Блаватская, и Ф. Ла Дью, и Е.И. и Н.К. Рерихи, и Б.Н. Абрамов) сотрудничали с одной и той же группой Духовных Учителей, под непосредственным идейным влиянием которых и сформировалось их философское мировоззрение. Все тексты этих учений объединяет также концептуальная разработка единой доктрины – древнего Сокровенного Учения Гималайских Махатм.

 *   *   *

Листы Сада М. Озарение. Ч. 3, гл. V, § 18.  

Теперь пора сказать признаки пути к Нам. Прежде всего, ясно ли принимаете существование Учителей?

Когда вы читаете о нахождении яиц динозавра, вы легко принимаете сообщение. Так же легко примете сообщение о новом виде обезьяны; о жизнеспособности зерен в гробницах пирамид; о неизвестном металле; о новом племени потомков потерпевших кораблекрушение. Целый ряд сообщений, выходящий из вашего обихода, вы примете легко.

Н.К. Рерих. Сокровенное (Сокровище горы). 1933 г. Почему же трудно принять, что Группа, получившая знания путем упорного труда, может объединиться во имя Общего Блага? Опытное знание помогло найти удобное место, где токи позволяют легче сообщаться в разных направлениях.

Вы, конечно, слышали рассказы путешественников о нахождении в пещерах неизвестных Йогов. Если вы продолжите этот факт в направлении обширного действенного знания, вы легко дойдете до ощущения группы Учителей Знания.

Как же найти путь к Нашим Лабораториям? Без Зова никто не дойдет. Без Проводника никто не пройдет! В то же время нужно личное неукротимое устремление и в то же время готовность на трудности пути.

По обычаю, приходящий должен известную часть пути пройти одиноко. Даже бывшие в непосредственном сношении с Нами перед приходом не ощущают Наших вестей – так должно быть по-человечески.

И одиноко приходящие, кроме глубоких причин, разделяются на два вида: лично стремящиеся и вызываемые для поручения.

Никто без особого Указания не узнает бывших у Нас.

Если Вестник Наш не кричит на базаре, то и бывшие у Нас умеют хранить Общее Благо.

Главный признак Нашего Зова – когда вас как крылья непреложно несут. Так примите Нашу Общину Знания и Красоты! И будьте уверены, что можно обыскать все ущелья, но непрошенный гость пути не найдет.

Много раз бывали Мы в ваших городах, нельзя назвать Нас ушедшими от мира. Ведь и вы выносите обсерватории за город и заботитесь о предоставлении спокойствия ученым. Примите Наше соображение и не сетуйте на отсутствие точного адреса.

Помните Работающих для Общего Блага!

*   *   *

 

 

4.  Истоки. Роль научного познания

 

Несомненна связь Учения Живой Этики, или Агни Йоги, с восточной философией. В Учении получают дальнейшую разработку доктрина перевоплощения духа (духовной индивидуальности) человека, закон кармы и мн. др. Е.И. Рерих подчеркивала, что Агни Йога дает синтез древних восточных, прежде всего, йогических учений, берет лучшее из них и одновременно дает новый виток знания в соответствии с современным уровнем развития человечества и его готовностью восприятия. Необходимость разработки нового – космического мировоззрения Агни Йоги обусловлена новым этапом эволюции, который проходит Земля и человечество.

Н.К. Рерих. Агни Йога. Проект фрески. Диптих. Левая часть. 1928 г. Общеизвестно, что в истории человеческого познания выделяют две традиции: экзотерическую, т.е. внешнюю, доступную широкой публике, и эзотерическую, т.е. сокровенную, внутреннюю, доступную лишь избранным. Носителями эзотерического знания были жрецы Древнего Египта, брамины Древней Индии, бхикшу сангхи Будды, посвященные античных мистерий, члены Пифагорейского Союза и Академии Платона и т.д. Наличие линии сокровенного знания красноречиво подтверждают слова Иисуса Христа, обращенные к его ученикам: "Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах" (Мк. 4.11).

Однако в последние десятилетия ХХ века понятие «эзотерический» подверглось глубокой дискредитации и утеряло свое истинное значение. Та эклектичная псевдо-эзотерическая и оккультно-мистическая литература, заполонившая прилавки российских книжных магазинов, имеет весьма отдаленное отношение к истинному эзотерическому знанию, а по сути противоположна ей.

В свете рассматриваемого вопроса обратим внимание на два тезиса.

1. В Живой Этике эзотеризм и экзотеризм слиты вместе. С одной стороны, книги опубликованы, Учение дается для широкого круга изучающих в отличие от знаний узкого круга посвященных в мистерии, членов тайных орденов и т.п. Н.К. Рерих. Агни Йога. Проект фрески. Диптих. Правая часть. 1928 г. Но с другой стороны, для того, чтобы понять глубинный смысл текстов Учения, необходимо приложить немалые интеллектуальные силы, духовно-интуитивные способности, нужна определенная эрудиция, знание в области мифологии, религий, философии и научных знаний. Многие идеи в Учении излагаются иносказательно, в намёках, и читатель должен самостоятельно сложить мозаику смыслов. Поэтому только качество и уровень сознания изучающего, его самоотверженная устремлённость позволяют поворачивать ключ познания.

2. Другой важный момент – необходимо уяснить, что понимается под «эзотеризмом» в традиции Учения. И Е.П. Блаватская, и Е.И. Рерих утверждали существование Единой эзотерической линии духовного знания – Сокровенного Учения, хранителями и носителями которого являются Махатмы Гималайской Общины. Разные грани Сокровенного Учения открывались людям в религиозных и философских учениях с глубокой древности и выражались в форме, соответствующей исторической эпохе и национальной культуре. Вот эту традицию Знания и понимают как «эзотерическую».

Е.И. Рерих называла учения, содержащие в себе частицы истинного знания Сокровенного Учения, общим наименованием – Учение Жизни. Так, к нему относятся и Бхагават-Гита, и Упанишады, и Учение Калачакры, и «Дхаммапада», и Евангелия, и труды Оригена, и «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской, и Учение Живой Этики и другие тексты. (Однако следует всегда помнить о возможных искажениях переписчиков и переводчиков, о постепенном нарастании вокруг первоисточников весьма неоднозначных комментариев и толкований. В этом причина того, что Рерихи всегда рекомендовали читать именно первоисточники духовных учений).

Рерихи и последователи Учения Жизни очень терпимо и с большим уважением относятся к различным религиозным традициям и философским учениям, поскольку во многих из них есть своя часть Сокровенной Истины. Миссионерство же, навязывание мировоззренческих идей строго порицается. Каждый человек свободно и добровольно выбирает для себя наиболее близкое ему по сознанию мировоззрение и традицию познания. «Не будем зазывать к Учению, – отмечается в Живой Этике, – ибо сердце не раскрытое не сможет осознать, в чем польза и где красота. Яркое понимание Учения нуждается в сердечном открытии» (Надземное, § 124).

*   *   *

Письмо Е.И. Рерих. 30.06.1934.

Учение Жизни, давая в соответствии с переживаемым нами С.Н. Рерих. Христос с учениками. <br>Кон. 1930-х – нач. 1940-х гг. временем новый аспект единой вечной Истины, идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. Ведь еще Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить». Истинно, каждый приходящий Учитель является законодателем и огненным очистителем одновременно. Если проследим исторические появления Великих Учителей, мы увидим, что ко времени появления Их все до Них бывшие учения совершенно утрачивали свою первоначальную чистоту и были уже искажены до полной неузнаваемости.

Истинно, «Учение Жизни» не отвергает ни одного Учения, до него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений. (…)

Необходимо ознакомиться с основами всех великих Учений. Это знание поможет и лучшему усвоению «Учения Жизни» и Учения Христа. Ведь все великие Учения идут из Единого Источника, и нельзя, принимая одно, отрицать другое. Восток очень понимает значение великой преемственности Учений и чтит лишь того Учителя, который является звеном в цепи Иерархии Учений. Учителя, отвергающего преемственность и утверждающего лишь свое учение, на Востоке называют «древом, лишенным корней». И такого Учителя никто слушать не будет. Итак, не будем осуждать или умалять, но лишь сопоставлять заветы, находя прекрасные касания и новые грани Истины.

*   *   *

Письмо Е.И. Рерих. 21.07.34.  

Ничто так не нужно сейчас, как именно очищение Учения от злотолкования. Вы не можете представить себе, сколько извращений и нагромождений накопилось вокруг Учений. Именно Великие Учителя настаивают на этом очищении. Потому тот, кто может понять, кто хочет серьезно вступить на путь ученичества, должен искать углубления своего понимания.

*   *   *

Письмо Е.И. Рерих. 25.03.1935.  

Лишь идя к Первоистокам, можно открыть всю Красоту и все Единство Великих Откровений.

*   *   *

Община, § 129.

Опасайтесь навязывания не только в отношении чужих зазываний, но чтоб и самим не сделаться навязчивыми. Невозможно исчислить вред навязывания, и нельзя без презрения увидеть, как на базаре продается Учение с уступкой. Умейте понять, что сознающее свое значение Учение не будет выставлять себя на базаре. Только исключительное невежество последователей может поставить Учение в позорное положение лжи и пресмыкания. Можно жалеть тех, кто неосведомленно принял эту бесцельную работу.

Но не думайте, что, осудив чужое навязывание, легко избежать своего собственного. Тонка черта между утверждением и навязыванием. Часто легко унизить себя не по цели. Каждая капля, мимо упавшая, обращается в жгучую кислоту. Насильственное набухание дает лишь водянку, и вы знаете, что лечение ее невозможно. Потому только качество, но не количество.

Каждый постучавшийся отвечает сам, но зазванный ляжет жерновом на шею звонаря.

Потому звоните лишь вовремя – так избегнете навязывания.

*   *   *

 Братство, § 283.

Кто скажет и присвоит Учение Жизни, тот впадёт в ложь. Истоки Учения вне пределов человеческих. Истина написана в Беспредельности, но каждый день она откроет новый иероглиф своей вечности. Безумен тот, кто на Земле присвоит себе Учение Жизни. Высший мудрец считает себя вестником. Не новое оповещается, но к часу нужное.

*   *   *

 

Очень хорошей иллюстрацией идеи сущностного единства различных религиозных традиций служит «Притча о слоне».

Притча о слоне

Однажды трое незрячих были приведены к радже во дворец. На потеху себе и радже слуги вывели на площадь перед дворцом слона, к которому и подвели слепых.

Никто из этих троих никогда в жизни не сталкивался со слоном и, разумеется, никогда не видел его. Раджа приказал им потрогать слона, а потом рассказать всем, что же они трогали. Слепых подвели к слону.

Один потрогал хобот, другой – ногу, а третий – ухо слона.

Первый, когда ему приказали говорить, сказал, что он только что держал в руках большую и сильную змею, которая, если разозлится, то может запросто задушить человека.

Второй сказал, что хоть это действительно живое существо, но не змея. Еще второй незрячий добавил, что это животное очень могучее, как огромное дерево, которое нельзя обхватить руками.

Третий же сказал, что он касался крыльев огромной бабочки, которая, должно быть, может летать высоко-высоко.

*   *   *

Еще один момент важно подчеркнуть при характеристике Учения. В нем огромное значение придается науке – научному, доказательному, экспериментальному способу познания. На страницах Учения неоднократно указываются те или иные европейские научные достижения, особенно в области астрономии, физики, химии, психологии, подтверждающие идеи Сокровенной Доктрины. Главное, очень приветствуется сам подход – опора на разум и научную интуицию, доказательность и опытная проверка. В Живой Этике призывается не принимать исключительно на веру те или иные идеи и положения – но стремится проверять их на своем внутреннем опыте, в своей жизни. Как монету проверяет торговец, так и мы должны «пробовать» идеи, чтобы принять их во всей убедительности и со всею ответственностью. Вера – это преддверие знания.

Известно, что существуют три исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское, в недрах которого зародился научный способ мышления. Учение Живой Этики – по своей направленности не церковно-религиозная, но научно-философская доктрина. В ней провозглашается приоритет науки, но, и это очень важно, науки новой, одухотворённой, которая расширит свои границы и примет, как минимум, концепцию многомерности бытия и человека. Новая наука будет учитывать, что в области познания тонких энергий существует тесная взаимосвязь между сознанием исследователя и результатом его деятельности. Это – будущая наука, отдельные ростки которой уже пробиваются сквозь материалистическую парадигму. Е.И. Рерих писала: «Истинно Мир будущий, Мир Высший грядет в доспехе лучей лабораторных» (Письмо от 15.04.36.). «…Лишь лабораторным путем люди приблизятся к пониманию Надземного» (Учение Живой Этики. Надземное, § 592).

Отметим также, что идея синтеза – синтеза науки, философии, религии и искусства – одна из ведущих в философии Учения. Эти области знания и способы познания сейчас разделены в нашем мышлении и мировоззрении. Но по сути это – ветви единого знания, единого древа познания. И человечество поймет в будущем, что это – различные, но вполне закономерные, фундаментальные и взаимодополняющие способы познания и освоения мира.

*   *   *

Мир Огненный, ч. 1, § 433.

Как исследовать истинность Учения? Множества хороших слов могут прикрывать нечто скудное, но мы знаем, что Истина не боится никаких исследований. Наоборот, при наблюдениях Истина приближается и сияет. Так каждому исследователю Учения можно советовать: «Приближайся всеми силами, наблюдай всеми мерами, исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением, являй неутомимость и воспламенись каждым нахождением Истины».

Учение не может быть ошибочным. Оно не может уклоняться от путей добра и пользы. Нельзя верить лишь уверениям. Вера есть осознание Истины, испытанной Огнем сердца. Учение беспредельно, иначе само понятие Беспредельности не существует. Нужно устремиться к Истине. Она не отрицает, но указывает. Не могут быть в Учении извращения понятий. Считайте, что путь Учения есть утверждение Несомненного. Не следует подходить к Истине по тропе блуждания. Нужно идти, пробуя каждое слово, каждое утверждение, каждый завет. Если Учение истинно, то каждый шаг к нему будет просветлением и расширением. Умаление, отрицание, унижение - плохие путеводители! Не раз услышите горделивое замечание, что лишь одно, известное сказавшему, Учение правильно. Но напомните гордецу о величии Беспредельности, о миллионах лет земного бытия, о миллиардах миров, пусть подумает, как велика Истина и как правильно достойное познавание.

Можно бы согласиться с путем скептицизма, если бы из него хоть что-нибудь выходило. Обычно он выедает творящее начало. Нужен неутомимый дух, чтобы двигаться в постоянном расширении. Только такое расширение и вмещение дадут настоящее смирение ко всему ненужному, которое познается относительностью. Так скажите сомневающемуся об Учении: «Испытывай, пылай сердцем и расширяйся духом!»

*   *   *

Мир Огненный, ч. 3, § 509.

Кто не может обойти наблюдаемый предмет со всех сторон, тот не исследователь.

*   *   *

 

 

5.   Название Учения Живой Этики, или Агни Йоги.

 

Этика. Но почему именно этика? Не онтология, не гносеология, не социальная философия или политология, ведь у нас в обществе сейчас так много неразрешенных проблем… Давайте вглядимся вглубь вопроса.

С.Н. Рерих. Добрый самаритянин. 1943 г.На планете существуют различные царства природы – от минералов, растений до высокоразвитых форм разумной жизни. Учение Живой Этики признает наличие сознания во всех формах природной жизни, но сознания различных ступеней развития. Человек, в отличие от других форм жизни на нашей планете, в процессе своей эволюции раскрывает и совершенствует не только физические, психические, социальные, интеллектуальные, волевые качества и способности. Но важнейшим, можно сказать, главным показателем его развитости является духовно-нравственный уровень. Именно этот критерий обусловливает место, которое занимает человечество и каждый человек в великой лестнице Эволюции Космической Жизни. Именно от духовно-нравственного уровня развития зависят познавательные и иные способности человека, качество социальной жизни, прошлые и будущие культурные достижения и историческая судьба человечества. И этот критерий в системе Учения Живой Этики – космический, т.е. распространяется не только на землян, но и на разумных существ других миров. Поэтому и сердцевиной Учения является именно этика, учение о нравственности.

Неслучайно одна из основных книг Е.П. Блаватской «Ключ к теософии» имеет важный подзаголовок: «Ясное изложение в форме вопросов и ответов этики, науки и философии, для изучения которых было основано Теософическое Общество». Мы видим, что в этом названии этика стоит на первом месте. Это, конечно, далеко не случайно, ибо Елена Петровна также придавала огромное значение нравственному развитию человека, без которого невозможна его дальнейшая эволюция.

 

Живая.  Почему именно Живая Этика? Это можно пояснить как минимум двумя моментами:Н.К. Рерих. Сострадание. 1936 г.

1. Живая – значит, применяемая в жизни, воплощаемая в каждодневной практике, когда человек руководствуется этическими принципами в своем поведении, образе жизни, в своих мыслях, чувствах, побуждениях, стремлениях и отношении к людям.

2. В Живой Этике нет законченных формул, готовых рецептов на все случаи жизни; нет законченности. Есть советы, предостережения, размышления о последствиях человеческих поступков, а самое главное – здесь раскрываются законы космической эволюции и требования текущего этапа, который проходит наша планета, закономерности духовной и физической природы человека, принципы его дальнейшего совершенствования. Человек же должен сам углублять свое понимание законов бытия и уметь применять их в своей жизни, тем самым приобретая ценнейший опыт и знания. Этим подчеркивается индивидуальность каждого из нас, тех обстоятельств и условий, в которых мы оказываемся. Важно также понимать, что развитие человека слагается не из теоретических знаний и представлений, но утверждается путем практического овладения ими, когда человек становится подлинным носителем знания.

Каждый самостоятельно может выбирать из богатого арсенала Учения наиболее подходящие для себя формулы жизни, способы поведения и совершенствования – соответствующие к конкретным жизненным ситуациям, нашей внутренней готовности, уровню развития. Учение дает систему координат, определяет положительное направление движения, но каждый сам построит свой жизненный путь, выберет свой график и скорость движения.

Для иллюстрации практических советов, даваемых в Живой Этике, приведем параграф из книги «Знаки Агни Йоги», § 185:

«Кто-то молодой спросит: “Как понимать Агни Йогу?” Скажите: “Как распознание и применение к жизни всесвязующей стихии огня, питающей зерно духа”.

Спросит: “Как же мне подойти к этому познанию?” “Очисти мышление и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении”».

 

Агни. СН.К. Рерих. Зороастр. 1931 г. санскрита agni переводится как огонь. Агни Йога – Огненная йога. Огонь – это яркая, выразительная метафора, означающая утонченные, духовные энергии, пронизывающие весь космос и объединяющие его в единую целостность. Из всех стихий природы огонь – самое неуловимое и загадочное состояние, по своим свойствам наиболее близкое к многомерным потокам космических энергий.

Пространственные, огненные энергии присутствуют во всех формах жизни, в том числе и в человеке. Именно в разумно мыслящих существах эта всеначальная энергия выявляет свое высшее качество – она становится психической энергией. Такая способность человека связана прежде всего с развитием в нем напряженной психической жизни. Наши мысли, чувства, побуждения, переживания, творческая деятельность – это формы преобразования огненной энергии. Безличная и ненаполненная содержанием, пространственная энергия получает в мыслящем существе оформление и качественно новый импульс к жизни и развитию.

Традиция обозначения образом огня всего Высокого, Духовного, Светоносного, присущего Божественному миру, уходит своими корнями в глубокую древность. Вспомним одного из древнейших арийских богов индуизма Агни, наделенного могущественной силой созидания и разрушения. Вспомним духовно-религиозное учение зороастризма, которое за тысячу лет до нашей эры провозгласило Огонь божественной энергией. Вспомним строки из Ветхого Завета: «Бог есть Огонь» (Втор. 4:24, Евр. 12:29) и прекрасный образ Неопалимой Купины, в котором предстал Бог Моисею в пустыне близ горы Синай…

 

Йога.  Понятие йога с санскрита С.Н. Рерих Подвиг. 1938 г.переводится как «соедине­ние», «союз», «связь», «созерцание», «размышление». Йога – это соеди­нение (связь) личного ограниченного со­знания человека с безграничным Высшим Космическим Сознанием и Высшими Мирами. Йога является аналогом западноевропейского понятия религия (лат. religare – связывать, соединять).

Двойное название Учения, казалось бы, неожиданно соединяет космические (“огненные”) энергии и этику (нравственность), ярко характеризующую внутреннее состояние человека, его мысли, побуждения и стремления. На самом деле, мы видим здесь древнюю восточную и античную традицию понимания неразрывного единства макрокосма (вселенной) и микрокосма (человека).

В отличие от существующих религий в йоге гораздо больший акцент сделан на духовную практику. В современной философии под йогой понимается практическая система психофизических мето­дов духовного развития, которые использовались почти всеми школами индийской философии.

Йога как метод совершенствования появилась в глубокой древности. Она была известна в культурах Индии, Египта и других стран. Уже герои древнего индийского эпоса «Махабхарата» (сер. 2 тыс. до н.э.) не только знали, но и использовали йогу для развития “сверхъестественных” способностей. Самая известная и популярная часть этого эпоса «Бхагават-Гита» представляет собой диалог – разъяснение Кришной, Аватаром бога Вишну, полководцу Арджуне важнейших принципов духовной йоги, касающихся нравственности, жизни и смерти, пути достижения внутренней свободы-отрешенности от плодов своих действий и освобождения от власти кармы и колеса сансары.

В индийской философии выделяют 4 главных разновидности йоги: бхакти, джнана, карма и раджа. С периода возникновения этих разновидностей йог прошло уже более трех тысячелетий. С тех пор жизнь человечества, состояние самой планеты и космических энергий, окружающих Землю, очень сильно изменились. Все эти обстоятельства и вызвали необходимость появления Нового Учения, новой Йоги, соответствующей современному этапу эволюции человечества. Ею и стали Агни Йога и рассмотренные выше учения духовно-философской традиции Сокровенного Учения в XIX и ХХ вв. 

*   *   *

Братство, § 220.

Каждая фаза Учения отвечает на особую нужду человечества. Настоящее время отличается потрясением нравственности. Помощь Учения должна быть направлена к утверждению нравственных устоев. Нахождения науки разошлись с бытом, получается особый вид дикарства, овладевшего научными инструментами. Меньшинство высокопросвещенных тружеников высится редкими островами среди океана невежества. Грамотность еще не есть просвещение, потому дается совет укрепить сердце, как средоточие просвещения. Даются научные и врачебные указания, должны они помочь телесному и духовному оздоровлению. Чем непосредственнее принимаются эти советы, тем и действие их сильнее. Зародыш энтузиазма вырастает в прекрасное вдохновение. Капля доброты превращается в действительное благо. Кроха любви процветает чудесным садом. Кто же осудит желание помочь ближнему?

*   *   *

Письмо Е.И. Рерих от 12.03.35.  Н.К. Рерих. Будда-победитель. 1925 г.

Каждый человек, мало-мальски образованный, знает, что все Йоги имеют в основании своем огонь. Агни Йога является синтезом всех Йог, ибо ко времени приближения Огненной Эпохи, о которой говорится во всех древних индусских писаниях, именно Агни-Огонь, в разной степени лежащий в основании всех Йог, настолько будет проникать окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды Йоги сольются в огненном синтезе. Истинно, «Агни Йога» есть огненное крещение. Как всегда, малое знание обычно отрицает и страшно догматично в своих утверждениях, это постоянно приходится иметь в виду. В Ведах – Агни есть Бог Огня, наиболее древний и наиболее почитаемый из всех Богов Индии. Так и один из отделов древнейших писаний Индии, именуемых Пуранами, называется «Агни-Пурана». Потому каждому индусу термин Агни понятен и отзвучит в сердце.

*   *   *

Знаки Агни Йоги, § 161.   

Посмотрим, в чем разница и сходство Агни Йоги с прочими Йогами.

Карма Йога имеет много сходства, когда она имеет действие с земными элементами, но когда Агни Йога овладевает путями к осознанию дальних миров, то различие становится очевидным. Раджа Йога, Жнана Йога, Бхакти Йога – все они оберегаются от действительности и тем не могут проходить в эволюцию будущего. Конечно, Агни Йог должен быть Жнана и Бхакти, и развитие сил духа делает его Раджа Йогом. Как красива возможность отвечать задачам будущей эволюции, не отвергая завоеваний духа прошлого! Можно не кичиться новизной, ибо лишь сочетание элементов обновляет возможности.

*   *   *

 

 

6.   Структура Учения.

 

Н.К. Рерих. Жемчуг исканий. 1924 г. В состав Учения Живой Этики, или Агни Йоги, входят 15 книг. Текст каждой их них разделен на множество небольших, самостоятельных параграфов.

Название раскрывает главную тему, освещаемую в книге. Вместе с тем, каждая из книг – это симфония, где получают развитие, дополняются новыми гранями смысла и важными подробностями различные проблемы и вопросы, разрабатываемые в Учении. В основу построения серии заложен спиральный принцип развития тем и идей, проходящих сквозь все книги Учения. Для того, чтобы сформировать целостное представление о той или иной проблеме необходимо прочитать все книги и сложить его, подобно мозаичному полотну. Однако надо понимать, что это полотно будет соответствовать текущему уровню развития нашего сознания и понимания. Дальнейший рост сознания приведёт и к новым спиралям понимания, поэтому рекомендуется многократное чтение и внимательное изучение книг Учения.

Мозаично-спиральная структура Учения отражает естественный процесс последовательного развития мышления и расширения сознания человека. Нарастает сознание постепенно и незаметно для глаза, как незаметен рост травы или деревьев. Поэтапное наслоение и обогащение смыслов позволяет, не угнетая и не насилуя сознания, давать возможность и время для более глубокого понимания и лучшего вчувствования в излагаемые идеи. Развитие мышления невозможно без собственных усилий человека, его активной самодеятельности. Степень понимания зависит от устремлённости, интереса и чуткости восприятия. Обострение этих качеств сознания – одна из задач текстов, успешно решаемая их спирально-мозаичным построением. Пониманию также способствуют усилия по практическому воплощению идей в каждодневной жизни, ибо идеи, будучи неприменёнными, остаются лишь абстрактными схемами.

Н.К. Рерих. Жемчуг исканий. 1924 г. Е.И. Рерих отмечала, что как жизнь требует от человека ответов на самые разные вопросы и заботы и ставит его перед решением сразу многих задач, так и Духовный Учитель, передавая Учение, стремился затрагивать разные струны сознания и давать освещение многим важным вопросам текущей жизни учеников. Как алмаз ценен многочисленными отшлифованными гранями, так и качественный рост сознания проявляется в многогранности понимания.

В книге «Надземное» Учитель Мория так поясняет специфику построения книг: «…Некоторые лица шепчут, что книги Учения говорят об одном и том же. Невежды, не читающие внимательно книги, не видят, что в каждом приближении к предмету вводится новая подробность. Нужно делать выписки последовательно, лишь тогда можно заметить обороты спирали оповещения. Пусть найдут привлекательность в нанизывании советов и указаний, при такой тщательной работе можно наблюдать за методом Нашим.

Мы, прежде всего, указываем на возможности, но не вторгаясь в карму. Какая же будет честь исследователю, если он повторит Наши слова, не приложив своего труда?! Сознание обогащается лишь в процессе мышления. Механическое повторение не приведет к новому синтезу. Нужно наблюдать, как Мы ведем мышление, не нарушая самодеятельности. Мы указываем путь, но каждый поворот тропинки должен быть узнан. (…)

Особенно нужно полюбить тщательную работу, – только при ней можно знакомиться с методом Братства».

Читать книги Учения Е.И. Рерих рекомендовала последовательно, от первых – «Листы сада Мории. Зов» и «Листы сада Мории. Озарение», где в кратких, чеканных формулах даётся проблематика всех последующих книг, к последней – «Надземному», раскрывающему многие сокровенные страницы внутренней жизни Гималайского Духовного Братства. Так, например, опережая вопросы читателей, Учитель Мория отмечает в книге «Сердце», § 6: «Спросят: “Почему сперва «Беспредельность», потом «Иерархия» и лишь после «Сердце», отчего не наоборот?” Но раньше направление, потом связь, после средство».

 

*   *   *

Знаки Агни Йоги, § 65.

Если спросит вас совсем простой человек: "Какие задачи Учения?" Скажите: "Чтоб тебе было хорошо жить". Не нужно его загромождать сложными соображениями. Пусть все его существо проникается сознанием, что все Учение заботится об улучшении его жизни. Понятие ответственности придет после. Первое – возвестите радость и улучшение жизни.

*   *   *

Рерих Е.И. Письмо от 21.05.1937.

…Очень хотела бы, чтобы Вы ознакомились со всею сериею книг Агни Йоги, или Живой Этики, во всей последовательности. Книги эти имеют в виду расширение сознания, и потому они следуют примеру Жизни, которая ставит человека перед одновременным решением совершенно разных проблем. Расширение сознания должно идти именно с ритмом жизни, иначе могут получиться перебои или недобои. Не специализация знаний имеется в виду, но всеобъемлющее понимание действия скрытых нуменов и причин и следствий, порождаемых человеком. Только такое понимание и преобразит человека, и внедрит в него устремление к усовершенствованию себя и всего окружающего в сотрудничестве с Великою Матерью Природою.

*   *   *

Н.К. Рерих. Искандер и отшельник. 1938 г. Рерих Е.И. Письмо от 8.09.1934.

Но, конечно, с …двойственностью в мышлении лучше не подходить к Учению Света, требующему прежде всего ясности мысли и чувств, твердости, честности и самоотверженного служения Благу. Вот почему для избежания …предательств мы никогда не зазываем и никому не навязываем Учение. Почти все наши Общества являются прежде всего культурно-просветительными Учреждениями, где читаются лекции на всевозможные темы, интересующие членов, так же как даются концерты и по возможности учреждаются курсы по различным отраслям искусства, религий и наук. Ведь именно просвещенное сознание помогает восприятию истин Учения Живой Этики – так называем мы наше Учение. Не может примитивный, некультивированный и недисциплинированный ум охватить и понять космическую вмещаемость Учения, идущего от древнейших времен, от самых Истоков Знания Света.

…Учение Живой Этики вмещает в себе всю жизнь, все области ее, имеет в виду все усовершенствования, потому я всегда считала, что кроме постоянного нравственного совершенствования каждый человек должен изучать и располагать хотя бы одним мастерством и ремеслом.

...В группе, изучающей Учение Живой Этики, прежде всего должно быть указано на понятие подвига и самоотверженного служения ближнему, благу. Всякий псевдооккультизм, всякие упражнения для развития психизма строго возбраняются. Ученик должен стремиться развиваться духовно, пробуждать свое чувствознание, что возможно лишь при очищении сердца и мышления от всяких предрассудков и предвзятых понятий, именно при расширении сознания и горении сердца к принесению подвига. Конечно, эта программа доступна только меньшинству, ибо мало кто понимает и ценит истинную красоту и ее спутницу простоту. Большинство любит лишь загромождать свое сознание малопонятными им формулами и превыше всего ценит различные психические проявления, не принимая во внимание того, что всякий психизм без Высшего Руководителя является препятствием на пути истинного духовного развития. …Так откроем и очистим свое сознание путем большего просвещения.

*   *   *

Рерих Н.К. «Сердце Азии».

Агни Йога в полном согласии с новыми проблемами науки намечает знаки изучения стихий и тончайших энергий. То, что недавно общо называлось учением воли и сосредоточения, то Агни Йога вправляет в целую систему овладения окружающими нас энергиями. Через расширение сознания и упражнение организма среди условий современной жизни эта синтетическая Йога строит счастливое будущее человечества. Она говорит: не уходите от жизни, развивайте способности вашего аппарата и поймите великое значение психической энергии – человеческой мысли и сознания как величайших творящих факторов. Йога говорит: в нашей самоответственности и в сознательном сотрудничестве будем стремиться к сужденной эволюции. Но, исследуя все наши возможности, прежде всего поймем радость труда, мужества и ответственности. Обращаясь в практических формулах ко всем сторонам жизни, Йога указывает, как близки от нас стихии, и самая из них всепроникающая – огонь.

Агни Йога отделяет действительность от майи, она восстает против "чудес", вводя феномены в кругозор позитивного знания. "Нужно учиться организации психической энергии" (§ 384), – утверждает Агни Йога.

Йога смело утверждает: будем искренни и отбросим предрассудки и суеверия, неприличные сознательному человеку, желающему научно исследовать и познавать.

*   *   *

Грани Агни Йоги, 1953, § 62.

Космические условия и новые пространственные лучи сделают невозможное возможным, и человечество вступит на новую ступень планетной эволюции. Учение дано как практическое руководство для осуществления новой ступени сознания. Имеется в виду всё человечество в лице лучшей своей половины. Ибо планетное разделение на идущих с эволюцией и против её решит участь каждого отдельного сознания.

*   *   *

Грани Агни Йоги, 1953, § 314.

Для ученика жизнь – это школа. И каждый день опыт приносит неповторяемый. Записи нужны для кристаллизации получаемых уроков и собирания опыта. Многие пойдут путём ученичества той или иной степени. Записи нужны будут им. Опытное познавание и Записи тех, кто прошел раньше, так же нужны и полезны, как нужны учебники и руководства для изучения физики, химии или математики. Что было бы, если бы каждый изучающий эти предметы шел сам, собирая лишь результаты личного опыта и без учебников – плодов коллективных усилий тех, кто прошел до него? В этом незаменимость и ценность опытных накоплений. Законы познавания везде одинаковы. Сперва Идут Владыки, за Ними – ближайшие. Идут, накопляя опыт и прокладывая путь в неизвестное. Свой опыт и знания они дают всем, кто идёт и хочет идти за ними. Но без готового опыта и накоплений идущих впереди невозможно продвижение, ибо даже учебника физики не составит обычное сознание, если опытом предшественников не воспользуется. Потому Записи ценность имеют, ибо указуют путь приближения к Учителю, жизнью и делами ученика утвержденный.

*   *   *

Письмо Е.И. Рерих от 10.06.1939.С.Н. Рерих. Священные слова. 1944 г.

Потрясающе наблюдать, с каким легкомыслием люди подходят к Учению, требующему от них самого серьезного, самого углублённого отношения ко всем жизненным вопросам при осознании своей полной ответственности не только за каждое действие, но и за каждую мысль. Живая Этика, выдвигая прежде всего нравственные устои, требует и полного осознания ответственности, исполнения долга и всех принятых на себя обязательств и честности во всём и ко всем. Каждая ложь, каждый обман, каждое лицемерие сурово осуждается. Человек, вступивший на путь Учения Живой Этики, должен отдавать себе отчет во всех своих поступках и должен знать, что нарушение им нравственных основ повлечет за собою усугубленные для него последствия, ибо он не может уже сказать, что он поступал в неведении.

*   *   *

Письмо Е.И. Рерих 24.08.1930.

Но, как сказано: «Учение – не кедровые орешки в сахаре, не серебряные бирюльки», но суровое распятие самости и напряженная трансмутация низших качеств в тончайшие огни. Сахарные орешки хороши в преддверии первой ступени, но Учение знает лишь суровые и прекрасные цветы самоотверженности. Кому нужны сахарные орешки, тому лучше не прикасаться к огненным яствам, приготовленным для идущих в самоотверженности.

*   *   *

Мир Огненный, часть 3, § 135.

Живая Этика усматривает все понятия, которые являются основами жизни. Для того чтобы приложить Живую Этику к жизни, нужно прежде всего найти в себе качество истинного служения Иерархии. Именно все ханжи прежде всего отходят от Живой Этики. (…)

Живая Этика должна прежде всего выражаться в этике явленных действий каждого дня. Живая Этика поможет охранить обличие человека. Эти огненные законы дадут духу понимание Иерархии. Служение может быть чудесным мостом между мирами…

*   *   *

Надземное, § 249.

Живая Этика состоит в том, чтобы приучить себя быть сознательным во всем. Но именно люди уклоняются от таких каждодневных упражнений.

*   *   *

Мир Огненный, ч. 3, § 137.

Живая Этика заключает в себе законы для явлений истины. Жизнь утверждается на всех высших понятиях; так творчество Живой Этики направляет мысль к созиданию сущего. Все устремления во имя Живой Этики будут направлять мысли к строительству высшему. Именно не словами, но действиями будут слагаться ступени будущего. Каждый животворный огонь должен вызвать свои формы. Потому творчество Живой Этики может направить человечество к Свету. Мир Тонкий утверждает свое творчество, которое явлено для улучшения Бытия. Как велика ответственность человечества за все порождения, которые явили такое разрушение! Каждое порождение, в свою очередь, порождает свое разрушение, и планета окружается удушающими газами. Потому так важно принять высшее назначение жизни как устремление к истинной Живой Этике. Невозможно разрядить земные и надземные сферы без этого очищения. Теперь явлено время для углубления этих великих назначений, ибо явлена битва между Светом и тьмою. Так на пути к Миру Огненному напряжем энергии во имя Живой Этики.

*   *   *

Мир Огненный, ч. 3, § 164.

Космическое строительство насыщается всеми мощными энергиями. Также строительство духа являет свою мощь синтезом всех огней. Можно творить, насыщая окружающее, лишь когда возжжены энергии сердца. Без этих сокровенных огней невозможно утвердить высшую этику. Живая Этика может водвориться как цель устремления и жизни, но для этого необходимо знать и устремляться к высшему и тонкому пониманию. Явить Живую Этику могут лишь тонкие духи. Приложение принципов в жизни делается устремленным действием. Пустое слово оставляет соответственное наслоение, но действие огненного сердца вызывает и зажигает огни в сердцах окружающих. Так творит истинный Агни Йог.

*   *   *

Мир Огненный, ч. 3, § 579.Н.К. Рерих. Экстаз. 1933 г.

Живая Этика есть мост ко всем мирам. Только в живом приложении создается прохождение неуязвимое. Ничто не поразит доспеха огненного. Можно не тревожиться зарослями метафизики, когда дух знает путь живой мысли. Только мера добра явит Огонь Светлый. С таким светильником можно вступить ясно на великий мост. Только для пути дальнего дается Живая Этика. Нужно любить ее как путевое пособие.

*   *   *

Община, § 130.

Нужно уметь перед собою нести Учение, как последний огонь, как последнюю пищу, как последнюю влагу. Явить нужно любовь и бережливость, как к последней возможности и воле.

*   *   *

Листы Сада М. Озарение. Ч. 3, гл. V, § 17.

Вспомним несколько случаев, много раз повторенных в разных жизнях. Ждали Вестника десять лет, но за день до Его прихода закрыли дверь. Или, избрав частицу разделенную, вообразили, что все допущено и позволено. Или, избрав частицу, впали в блаженное бездействие, удивляясь, как худеет частица. Или, избрав частицу, удумали сохранить старые привычки – пусть за одною пазухой лежит часть блага, за другою можно сохранить милых тараканов. Или, избрав частицу, решили только на минуту выскочить из поезда, забыв, что прыжок на ходу губительно относит назад. Или, избрав частицу, удумали клеветать на брата, забыв, что клевета больно бьет по лбу.

Спросите: «Как же поступить, чтобы не замарать частицу избранную?» Могу дать совет: вместо частицы примите всю чашу Общего Блага. Этот прием защитит вас от всех нечистот. Вместо боязливого раздумья решите принять как опыт, на семь лет план Общего Блага. Если совет Мой плох, успеете снова завести своих тараканов.

Кому чаша Общего Блага покажется тяжкою, тому Скажу: «Учение – не кедровые орешки в сахаре, Учение – не серебряные бирюльки. Учение есть мощная серебряная руда, назначенная и сбереженная. Учение есть целебная смола, открытая и устремленная».

Скажу шатающемуся: «Только берегись стать предателем, ибо судьба даже малого предателя ужасна!»

Трудящемуся Скажу: «Привлечь малую силу – уже большая заслуга, но привлечь великую силу – уже светлое достижение. Истинно трудящемуся не тяжела чаша Общего Блага!»

Когда будете искать сотрудников, не смущаясь ищите. Руки рабочие могут скрывать Вестника; цвет кожи может быть от горних снегов. Истины Вестник не будет кричать на базаре.

Так собирайте приметы – время близко!

*   *   *

Листы Сада М. Озарение. Ч. 3, гл. V, § 13.

Два признака подлинности Учения: первый – устремление к Общему Благу; второй – принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку. Надо заметить, что первоначальная форма Учения не содержит отрицательных положений. Но суеверные последователи вместо блага начинают ограждать Заветы отрицаниями. Получается губительная формула: «Наша вера лучшая или мы верные, они же все неверные». Отсюда один шаг до крестовых походов, до инквизиции и до кровавых морей во Имя Тех, Кто осуждал убийства. Нет вреднее занятия, нежели навязывание веры.

Кто хочет идти с Нами, должен прежде всего отрицание забыть и нести обновленную жизнь свободно, без принуждения других. Привлекаются люди красотою и светлым знанием. Только вместившие надежды, только расцветившее жизнь, только явившее действие Учение может помочь истинной эволюции. Ведь не рынок жизнь, где выгодно покупается вход в Царствие Небесное. Ведь не могила жизнь, где дрожат за справедливость Неведомого Судьи!

Ученые предложили, по их мнению, остроумное утешение: человек начинает умирать с момента рождения. Утешение скудное и траурное.

Мы же говорим – человек рождается вечно, в особенности же в момент так называемой смерти.

Служители искаженных религий поощряют своих питомцев покупкою мест на кладбище, где при заблаговременной заботе они будут лежать выгоднее и почетнее других, более бедных и тем не заслуживших длинных молитв. Ладан им, бедным, будет поддельным, и певчие будут петь очень скверно.

Скажите же, наконец, какое подлинное Учение заповедало это уродство?! Поистине, довольно могил, кладбищ и запугиваний!

Можно знать, как светло смотрели Учителя на переход к будущим проявлениям и менее всего заботились о месте на кладбище.

Признак отношения к смерти очень важен для характера Учения, в нем заключается понимание перевоплощения.

Прошу отнестись к перевоплощениям строго научно.

Если вы можете предложить другую конструкцию Мироздания, Мы оставим за вами место профессора семинарии и обещаем похоронить по первому разряду, – ведь вы собрались действительно умереть в глазах просвещенных.

Прочтите внимательно писания вами напечатанных Учителей, и вы удивитесь, как дружно во все века Они говорят о смене жизни.

Путь Света покажется, когда научно и без предрассудков посмотреть отважитесь.

Отважные с Нами. Отважным Отрада!

*   *   *

 


1 См.: Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 тт. М.: Прогресс-Культура, 1992. Т.1. Станца V, 1; ч.III, отдел III и др. См. также: Долгин Ю.И. Научные предвидения Е.П.Блаватской // Вестник Теософии. 1992. №1. С.41-46.

 

 

 

Начало страницы