ruenfrde

Синтетичность сознания

Близкие понятия: вмещение, чувство единства, гармоничность, мудрость, духоразумение, чувствознание, внутренняя согласованность, простота, непредубежденность, беспристрастие, сердечность, любовь, чуткость, наблюдательность, внимательность, терпимость, человечность, дружелюбие, устремлённость к сотрудничеству, открытость.

 

 

Взаимодополняющие качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не перейти в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:

                                - Инициативность

                                - Самодеятельность

Синтетичность     - Самостоятельность

     сознания    и    - Самобытность

                                - Чувство Прекрасного

                                - Чувство меры

 

 

Синтетичность сознания как мера духа и путь к бессмертию

Синтез качеств духа

Космические Законы как синтез знания

 

 

 

Синтетичность сознания как мера духа и путь к бессмертию

Н.К. Рерих. Ярослав Мудрый. 1942 г.Агни Йога. 508. Интеллект не есть мудрость. Чувствознание есть мудрость, интеллект есть рассудок. Мудрость решает, потому что давно уже это решение оплодотворилось. Интеллект есть преддверие мудрости, и когда он заострён, он сливается в сферу синтеза. Рассудок и ум специальный суть углы будущего дома. Человек, имеющий специальный ум, готовить может себе блестящее будущее, но он будет воплощаться, пока ум не потеряет специальность. Когда интеллект теряет специальность, он уже мудр.Каждая специальность предназначена для условий Земли. Синтез духа открывает все сферы.

 

Иерархия. 326. Синтез следует понять как прибор лаборатории жизни. Запомним это определение. Ум, вступивший в степень синтеза, делается продуктивным, моральным, обобщающим, нераздражительным, умеющим терпеливо являть сотрудничество Иерархии. Как объяснить преимущество синтеза тому, кто не думает о вечности и ограждается тупостью от всех зовов. Никогда он не явит понимания, что говоримое и к нему относится. Он наденет платье, утвержденное портным, и успокоится, признав портновскую иерархию. Но не обидим портного, ибо множество отвратительных иерархий люди изобрели!

 

МО-1. 219. Огненное сердце есть сущность синтетическая... Так нужно представить себе огненное сердце как вместилище всевмещающее. ...Так среди закона единого огненное сердце найдет всё богатство, приличествующее великолепию Космоса.

 

МО-3. 41. Царственность духа заключается в огненном сознании именно как дисциплина духа, как утвержденный синтез и как явление широты понимания. Так только рабы духа боятся всего огненного, ибо каждое проявление Огня опаляет рабов духа. Можно проследить, как царственно идет явленный общинник, озаренный Огнем сознания. Не только достижения явного героизма нужно отмечать, но великий путь царственности духа среди каждодневной жизни. Невозможно ошибиться в потенциале царственного носителя Огня. Мы знаем этих великих подвижников, которые насыщают пространство и окружающее своим Огнем и вдохновляют на подвиг; так нужно в жизни присматриваться к тонким действиям царственного духа. Ведь нужно тонко разбираться в героизме, ибо не всегда видим огненный героизм духа и основание геройства не всегда открыто глазу обывателя. Как прекрасен путь царственного духа!

 

Аум. 88. Говорят, что рост сознания подобен росту травы. Не может человек наблюдать за ростом травы каждый час, но так же незаметно покажется завязь цветка. Можно лишь по периодам замечать перемену сознания, но такое изменение будет несказуемо. Сознание растет синтезом – оно не может продвигаться узко. Движение сознания будет от центра, захватывая круги нового понимания.

Посылки ученым также не будут материально узки, они двинут мысль в широком кругозоре. Ум уже даст ножны пламенному мечу. Так из Высшего Мира даются задания в широком размахе. Земные ограничения сведут надземную мысль к человеческому слову, но в глубине сознания сохранится оттиск небесного Иероглифа.

 

Аум. 499. Около понятия синтеза много недоразумений. Некоторые хотя и допускают полезность его, но считают, что синтез – всего понемногу. Они оправдывают себя тем, что не может человек знать всего при современном развитии знания. Но разве синтез есть знание всего? Наука со всеми ее отраслями не может быть усвоена одним лицом, но смысл ее должен быть осознан. Он может быть вполне усвоен и утвержден в сознании.

Только невежда может притворяться, что ему не понятен смысл синтеза. Невежда легко принимает одну механическую отрасль и готов прикрыть свою узость предубеждением о невозможности совмещения.

 

Аум. 500. Нужно примерами историческими доказать, насколько вмещение и совмещение бывали признаками широты и ясности ума. Скоро машина позволит людям освободить значительную часть дня. Нужно подумать – на что будет расходоваться это свободное время?

Нужно признать, что совмещение нескольких занятий будет неизбежным, иначе можно впасть в отупение. Только расширение сознания может помочь в разумном распределении дня. Но явление расширения сознания происходит от любви к познанию и от стремления к высшему качеству.

Синтез поможет полюбить качество всей жизни.

 

Н.К. Рерих. Книга Жизни. 1930-е гг.Аум. 501. Говорят о каких-то особых синтетических характерах, но такое самооправдание неверно. Не существует природного синтеза без тщательного воспитания психической энергии. Также упорствуют, что физические науки препятствуют развитию обобщения, но каждый знает великих физиков, астрономов, химиков и механиков, которые были прежде всего отличными синтетическими умами. Не будем перечислять их, но можно сказать – великая наука воспитывает и великие умы.

Много зоркости, неутомимости, преданности было заложено в основании каждого синтеза. Понятно, что человек, развивающий наблюдательность, увидит вокруг себя много обобщений и поймет, насколько эти широкие пути привлекательнее. Именно, синтез основан на убедительности и привлекательности. Синтез настолько широко охватывает сущность, что отрицание чуждо синтетическому уму. Не нужно приписывать каким-то счастливчикам особый дар синтеза. Нужно труженически развить в себе это ценное качество.

 

Община. 193. Мир делится по качеству сознания, и степень невежества есть мерило. Конечно, вы знаете, что невежество не излечивается перелистыванием книг, но синтезом вмещения.

 

Агни Йога. 20. Приостановка осознания духа объясняется притуплением внимания к явлениям природы. Разучаясь наблюдать, человек теряет способность синтеза.

 

Агни Йога. 361. Есть две логики. Логика внешнего мышления, которую пытаются утвердить школьными учебниками. Другая – логика ментального синтеза, которая черпает связь искры заключений пространственного мышления. Эти заключения кажутся человеку счастливой случайностью, хотя бы эта случайность уже зрела в пространстве целое столетие. Расширенное сознание дает лучшую возможность уловить узлы пространственной мысли.

Конечно, с точки зрения логики внешней всегда найдутся пробелы в процессе ментальной логики. Как кольца спирали являют наблюдателю один поворот, скрывая внутреннее кольцо, так ментальная логика идет по границе ближайшего оборота, и внутренняя грань остается погруженной в струи пространственного коллектива. Потому так Заботимся о расширении сознания, чтобы коснуться соединения с пространственным мышлением.

Нужно принимать это совершенно просто, как жизненное значение кислорода. …Так дыхание Космоса будет осознано как восходящая спираль.

Следует принимать пространственные посылки в открытую «чашу». Это залог синтеза.

 

Агни Йога. 549. Теперь время настаивает на синтезе действия. Чувствознание даст этот синтез земного существования. Сокровище чувствознания заключается в «Чаше»... «Чаша», давно замолкшая, снова оживет. По новому пути пойдет человечество.

 

Беспр. 112. Образование разных энергий соответствует мышлению человека. Самые тонкие энергии у духа, утверждающего красоту, явят формы соответственные. Тонкие энергии проявляются, отражая сущность, рождающую форму.  (…)

Приближающийся к последнему пути, носящий в себе синтез всего прекрасного создаст те формы, к которым его дух устремится.

 

Беспр. 190. Когда дух сподвижника трансмутирует свои огни, тогда он одновременно зажигает факелы других. Как в Космосе все передается, являя сферы радуги, так сподвижник рассыпает семена радужные. С основанием растет строение. Творчество сподвижника приближает мир высший. Синтез «чаши» – магнит сердца. Чувствознание являет сподвижнику символ носителя чаши Красоты.

 

Н.К. Рерих. Книга мудрости. 1924 г.Беспр. 200. Центры Космоса равны центрам человека. Человек несет в себе все проявления Космоса. Значительны те явления функций Космоса в человеке. Когда он отражает в себе все космические функции, он измеряет собою те возможности, которые проявляются в Космосе. Агни-йог – «Лев пустыни» – несет в сердце все человеческие вопли. Он несет все взрывы Космоса и чует все сдвиги сознания. Он вмещает все струи космических течений. Он имеет в себе знание синтеза, утверждающее собирание явленных духов для обновления сознания. Когда синтез духа слагается из космических огней и психожизни сердца, тогда можно человеку сказать, что эти центры космических огней являют соответствие центрам Космоса, – эта параллель может дать лучшую жизнь. Принцип творческий установлен как огонь беспредельный, как глаз беспредельный, как слух беспредельный, как всеобъемлющее сердце.

Устремитесь к утверждению огня беспредельного!

 

Беспр. 208. Архат собирает сети событий и все народные нити. Из этих сплетений создается новая раса, которая содействует созданию синтеза расы. Как бы ни было велико проявление духа в одной сфере, он не может создать собирание расы, ибо только синтез «чаши» может утвердить намагничивание.

 

Беспр. 253. Сродство с тонкими энергиями является тогда напряженным, когда оно является сгармонизированным с носящим тонкие энергии. Течение тогда устремлено, когда все объединено с огнем. …Творчество нарождается устремлением к сродству. Совместное устремление дает формам психодуховность.

Только синтез, отвечающий всему огненному сознанию и содержащий все огни духа и сердца, может утвердить психодуховность и психожизнь.

 

Беспр. 343. От импульса зерна духа зависит устремление к развитию сознания. Накопление устремления напрягает рост сознания. …«Чаша», содержащая в себе весь синтез огней, конечно, отвечает на все восприятия.

 

Беспр. 423. Энергии, которые могут коснуться духа, обладающего тонкими энергиями, дадут человечеству мощь огня. Обладающий синтезом даст планете осуществление тонких энергий.

 

Беспр. 459. В расцвете потенциала духа видим синтез.

 

Беспр. 710. Творчество духа зависит от чуткости восприимчивости. Только центрам доступно восприятие. Бывает частичное восприятие, и тогда дух имеет достижение специальности. Конечно, в творчестве бывает утвержденное направление все-обнимающего синтеза и специальности. Так строится жизнь!

 

Беспр. 900. …Чуткий Агни-йог знает все пути к осознанию Беспредельности. Ведь знание духа читает Книгу Жизни, и мудрость веков отлагается накоплениями в «чаше». Потому закон объединения заложен в синтезе «чаши». На этом явленном знании Мы строим Нашу чудесную ступень.

 

Братство. 425. Когда сопоставляем фазы нарастания сознания с научными методами, Мы вовсе не желаем иссушить прекрасные источники. Наоборот, Мы хотим создать прочные истоки энергии. Наука должна укрепить пути к высшему познаванию. Наступило время, когда древние символы знания должны претворится в научные формулы. Не будем унижать такой процесс очищения мышления. Научимся находить союзников в самых неожиданных областях. Не врагами, но сотрудниками будут познаватели всех сил природы.

Очевидность напомнит о глубинах действительности. Так вместо рассечения живого организма будем слагать объединение сознания. Пусть не называют Нас мечтателями, ибо любим точное знание, поскольку оно может быть точным.

 

Братство. 426. В школах должен быть введен предмет – синтез науки. Из него учащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания. Они увидят, как велик круг науки! Они поймут, что каждый ученый соприкасается с целым рядом научных областей. Если он не может вполне познать их, то, по крайней мере, должен понимать их задачи. При ознакомлении с синтезом учащиеся смогут сознательнее выбрать свою ученую деятельность. Не забудем, что до сих пор такой выбор был весьма случайным, покоясь часто на смутных традициях семьи. Также беспомощно проходил учащийся разрозненные школьные предметы, не понимая, почему именно эти предметы необходимы. При изучении языков обычно не указывалось, какие преимущества дает каждый из них. Потому так часто замечалось вялое отношение к познанию. Это было не леностью, но просто незнанием смысла и цели предмета. Если каждый научный предмет должен иметь увлекательное введение, то синтез науки просветит к труду самое малое сознание.

Не следует думать, что синтез может быть воспринят лишь в старшем возрасте. Именно в начальных занятиях дети особенно легко усваивают широкие взгляды. Конечно, изложение такого синтеза должно быть увлекательно.

 

Братство. 427. Именно на всю жизнь останется красота синтеза. Каждый исследователь, посвящающий себя хотя бы малейшей подробности мироздания, придет к ней от ширины, но не от узости. Так познание будет всеобще. Истинно, там, где горит огонь знания, суждено светлое будущее.

 

Братство. 428. Знание есть врата к Братству. Не будем удивляться, если заложение Братства начнется от синтеза наук. Пусть каждый владеет одним предметом, но он сумеет отнестись с уважением к бесчисленным ветвям познания. В таком уважении родится понимание Братства.

 

Братство. 459. Жажда утоляется влагою. Жажда познания утоляется путем приближения к Высшему Миру.Многие ученые всю жизнь томились несказуемой тоскою, ибо они отрешили себя от познавания Высшего Мира. Тоска неправильного пути есть самая жестокая, поедающая! Человек, наконец, окончательно отсекает продвижение свое и мучается, не понимая своего заблуждения. Много злобы рождается у таких сущностей. Они готовы преследовать даже малейшее проявление света.

 

Братство, 595. Правильна мысль о познавании явлений снизу или сверху. Обычно познавание накопляется вместе с ростом сознания. Человек, как к вершине горы, тяжко подымается. Явление наблюдаемое висит над сознанием и подавляет его. Кажутся трудными многие понятия, и человек начинает избегать их. Но может быть другой способ познавания: человек героически возвышает свое сознание и уже сверху наблюдает явление. Таким образом, самое сложное явление окажется ниже сознания и будет восприниматься легко. Второй способ восприятия есть путь Братства. Оно мерами суровыми и вдохновенными пробуждает сознание, ведет его выше, чтобы тем легче воспринять самые сложные явления. Особенно в период нагнетения и нагромождений нужен такой способ повышения сознания. Он может применяться в каждой разумной школе, но пусть он именуется путем Братства.

 

Надземное. 267. …Подвижники готовы отказаться от удобств жизни, лишь бы дать людям что-то обновляющее. Они знают, что наряду с научными открытиями необходимо соединение с духовными сокровищами. Особенно когда людские множества сдвинулись в спешных поисках, люди не умеют примирить материальные продвижения с духовными высшими основами. (…)

Мы видим, где может быть осознано начало синтеза. Будет оно не там, где маятник жизни мертв, но там, где он раскачивается крайне. Там понимают значение Общего Блага; там знают, что начало синтеза может зародиться лишь от Общего Блага. Эта формула еще не произносится, но больше того, она уже зреет в глубине сознания.

 

Н.К. Рерих. Голубиная книга (Книга голубинная). 1922 г.Надземное. 747. Урусвати знает, что синтетическая память есть следствие больших накоплений. Первоначально деятель накопляет множество сведений, потом при расширении сознания эти сведения группируются в познание целых явлений. Наконец, отпадают многие сухие листья и остается кристалл понимания совершенствования человечества.

Процесс такого преобразования памяти иногда может показаться как бы утерею ее, но это будет неверно, ибо множество сведений претворилось в новое понимание. У человека нетвердого в сознании нужно показать, насколько синтез может быстрей довести к мудрому обобщению. При самых замечательных открытиях можно наблюдать, насколько ум исследователя превращается в синтетическое обобщение. Такие часы справедливо называются вдохновением, при этом отпадают нагромождения сведений, и стрела стремится к цели. Особенно такой синтез обозначается при мышлении о Надземном, потому будем всегда готовы полететь мыслью к самому главному; оно является целью земного существования. Научимся понимать, что превыше всех наук есть познание Надземного.

Мыслитель говорил: “Учитесь отбрасывать все, что препятствует познанию Надземного”.

 

Надземное, 863. Урусвати знает сущность усвоения. Уже указал вмещение, терпимость, понимание, – такие качества должны быть увенчаны усвоением. Синтез может развиваться лишь при усвоении. Что же есть усвоение? При расширении сознания должно получиться усвоение осознанного. Оно станет как бы своим, неотъемлемым.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 37. Синтезирующее сознание редкость. Синтез есть взаимопонимание связи частей явления, и понимание всего явления в целом, и связи его и места его в Космосе. Каждое явление рассматривается как часть единого целого, когда мир свой становится частью его. Отсюда родится великое понимание и человека, и того, ЧТО происходит вне его. Всё находит себе место, и всё становится на место. Синтетическое понимание жизни есть мера Архата, с которой он подходит к явлениям жизни и самой жизни. Архат живет в мире, но не в мире своих порождений. И, будучи в мире вселенском, и, будучи частью этого мира, он выходит в океан пространства и живет пространственной жизнью. И малая планета занимает присущее ей место среди своих собратий.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 179. Луч сознания испытующего, изучающего или исследующего может быть направлен в любую сферу, на любое явление или предмет, близкий или далекий, малый или большой, в прошедшее, настоящее или будущее. Как под лучом прожектора, становится ярко видимым каждый предмет, на который направлен луч сознания, выхватывая его из окружающей среды и делая явным. Чем выше сознание, тем сильнее уявлена в нем эта его лученосность. Носитель трех лучей может направить луч сознания в каждую сферу из трех и вести в них исследования явлений. Ученик называется таковым, потому что находится в состоянии постоянного познавания. И каждый является учеником высшего, на какой бы ступени он ни был. И однажды начатый процесс обучения не заканчивается никогда. Вечно обучаемый и исследующий и вечно учащий или учитель – такова двойственная сущность Архата. Не двусторонней, но однобокой, а значит, и ограниченной стала бы его сущность, если бы нарушил он закон получения и даяния. Колесо восхождения, или получения и отдачи, нарушило бы своё вращение и законность движения. Можно направлять луч сознания в самые отдаленные экскурсии и на самые трудные и непонятные явления, если уже утвердилось оно в осознании значимости лучей. И явление, освещенное лучом, начнет неизменно являть свою сущность под направленным на него лучом сознания. Даже в обычной жизни у обычных людей внимание, устремленное и сосредоточенное, позволяет собирать в его фокусе нужные явления и открывает перед устремленным сознанием область исследуемую. У Архата процесс усугублен и углублен, и часто не нуждается он ни в книгах, ни пособиях, наукой утвержденных. Без единого аппарата или внешнего пособия вскрывает луч его сущность изучаемого или исследуемого явления, и знание притекает вне обычных условий и мерок. Синтезирующая сущность лучевого сознания ставит освещаемое им явление как известную и неотъемлемую от целого часть Космоса на должное место в общей схеме вещей и берет его во взаимосвязи его с окружающим миром. И постигается изучаемое явление синтетически. Отсюда глубина проникновения и понимания, отсюда и мудрость. Как опытный врач по едва заметным признакам, невидимым для обывателя, восстанавливает полную картину болезни, так и Архат по незаметным внешним действиям и уявлениям человека видит его внутреннюю сущность, даже не прибегая к особым мерам сосредоточения. По части восстанавливается целое синтетическим и молниеносным анализом явления. Три луча сосредоточены в зерне духа и светят и сияют через не мешающие им светить оболочки. И чем более очищены они от всего мешающего, тем ярче светит через них луч, каждый в сфере своей.

 

Гр.А.Й. 1960. 17. Непобедим Мир Новый, хотя он не в цилиндрах и фраках, ибо простота тоже признак Нового Мира. Красота и простота. Выразить просто всю сложность жизни можно лишь синтетически. Синтез – решение жизни. Подобно тому, как бесконечное число представлений однородных предметов укладывается в одно понятие и выражается им, так и сложность жизненных явлений обнимается пониманием синтетическим. От Света оно. Синтез означает объединение. Сознание космическое есть сознание синтетическое, когда беспредельность проявленной Вселенной сливается в один единый мир в великом и вечном Пространстве ныне и здесь, когда даже величие будущего утверждается ныне, сейчас в сознании нашем делами текущего дня, ибо ныне творится оно рукой и ногой человеческой.

 

Письма Е.И. Рерих. 13.08.1938. Всегда помните, что духовность определяется не количеством психических явлений, но наличием синтеза и соизмеримости в мышлении и в поступках».

 

Письма Е.И. Рерих. 12.11.1943. Пополнение знания всегда полезно, но не слишком увлекайтесь уже немного устаревшими знаниями и учениями. Сейчас нужнее новый подход к науке. Нужно всем, и особенно ученым, расширить свои представления о Мироздании и о своем назначении в нем. Обыватели должны понять, что жизнь четверомерного человека в созданной им ограниченной трехмерности должна закончиться, если он хочет эволюционировать. Некоторые ученые уже говорят о синтезе в науке, но как можно думать о синтезе знания без осознания и ознакомления с Миром Надземным, Миром Всеначальным? Согласно пословице, многие земные мудрецы напоминают лягушек, сидящих в колодце и думающих, что они созерцают океан. Конечно, не заманчив удел таких лягушек, но синтетический ум или память – довольно редкое явление и следствие больших накоплений в прошлых жизнях. Только расширенное сознание может сгруппировать собранные сведения в познание целых космических явлений. Все значительные открытия явились результатом синтетического обобщения, потому Вы правы, думая о синтезе науки, будем поощрять всех стремящихся к истинному синтезу, к познанию Мира Надземного, Мира Высшего, где зарождаются и откуда приходят новые идеи.

 

Н.К. Рерих. Моисей водитель. 1925 г.Письма Е.И. Рерих. 15.04.1936. Новый Мир требует новых понятий, новых форм и определительных. Все происходящее ясно указывает, куда направляется эволюция. Создается эпоха общего Сотрудничества, общего дела и коллективной солидарности всех трудящихся, вне всяких классов. И самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным. Лишь когда будет осознана односторонность узкоматериальных, земных опытов, наступит следующая ступень стремления к объединению посюстороннего с потусторонним. И новые достижения в науке, новые исследования и нахождение законов психической энергии потребуют не отречения от небес, но нового открытия и понимания их. Именно нахождение законов психической энергии поможет установить новое устроение жизни. Связь миров станет очевидной, и земной Совет Мудрых будет утверждаться силою высшею, связующей все бытие. Истинно, Мир Будущий, Мир Высший грядет в доспехе лучей Лабораторных. Именно лаборатории укажут на преимущества энергии высшей и не только установят превосходство излучений человека над всеми до сих пор известными лучами, но параллельно будет уявлена наглядно разница в качестве таких излучений и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере. Техника будет подчинена духу, результатом чего будет познание высших законов, а отсюда и познание высших целей, которое поведет к преобразованию всей материальной природы. Преображенная природа, преображенный дух народа подскажут и новые лучшие формы устроения жизни. И только тогда будет правильно понято уже народившееся стремление к Иерархическому началу, выражающееся сейчас увлечением вождизмом. Но вождизм, избранник и слуга толп, обычно лишен синтеза, ибо, именно, массы не приемлют синтеза. Потому вождизм есть карикатура на водительство. Вождь или Водитель должен быть носителем Духовного Синтеза.

 

Письма Е.И. Рерих. 28.05.1937. Вы мне скажете, что нравственный и умственный кругозор Паскаля был высоким. Согласна, но все же он мог не обладать синтезом, и вот это обстоятельство является камнем преткновения. Много ли людей, обладающих этим достижением? Большие умы часто были лишены его. Можно быть гигантом интеллекта и не обладать синтезом.

 

Письма Е.И. Рерих. 23.09.1937. Каждая обособленная или взятая по отдельности человеческая способность имеет значение не абсолютное, но относительное. Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, – явления уродливые. Во всем необходимо равновесие. Цель эволюции и есть достижение равновесия или гармонии всех способностей и чувств человека… Если мы имеем перед собою Беспредельность, то, конечно, все способности могут развиваться беспредельно. Но, опять-таки, правильное развитие их будет обусловлено равновесием или гармоническим раскрытием всех сил, заложенных в человеке. Синтез есть высшая гармония. 

 

Письма Е.И. Рерих. 26.04.1939. Духовность есть утончённое устремление к истинной эволюции, которая всегда синтетична, вмещая все понятия, всё сущее. Можно усвоить основы новейшего механического или узко материалистического развития, но при отрицании значения духа они неизбежно приведут к тупику или образуют… пустоту. Эта пустота тем опасна, что она может неожиданно заполниться самым разрушительным или разлагающимся веществом (веществом разлагающегося сознания)…

 

Письма Е.И. Рерих. 1.02.1940. На правильном пути эволюции не будет отрицаний основ Бытия, и даже те догмы, которые некоторые сознания уже переросли, все же под неуклюжей формулой в основе своей имеют одну из многочисленных граней Истины. Итак, истинное просвещение будет не отрицать, но собирать как можно больше граней и оттенков беспредельной Истины для гармонического сочетания их в величественный Синтез. Эволюционное сознание не может ограничивать Божественный Принцип человеческим сознанием и атрибутами, но Божественное Начало, пребывающее во всем сущем, назовем ли мы его Богом, Духом, жизнью, сознанием, всеначальной энергией или сублимированной материей, признавалось и признается и в наше смятенное время всеми лучшими и просвещенными умами. Как говорится – «Малое знание уводит нас от Бога, но большое знание приводит к Нему». Неужели же все возвещенные свободы остались лишь на бумаге? А человеческое сознание по-прежнему не выбралось из мрака средневековья?

 

Записи Н.К. и Е.И. Рерих. 9.08.1928 г.

– Полезно было бы мне знать хотя бы основы химии.

– Предпочитаю без основ химии, но с чувствознанием. Во что вылились основы Безант?!

– Безант изучала химию?

– К сожалению, она рассыпала жемчуг.  ...

– А вдруг и мы рассыпем доверенное нам?

– Но у вас есть чувство красоты, только чувство красоты дает синтез.

 

Рерих Н.К. «Творящая мысль».  Эволюция наша неизбежно приближается к благословенному синтезу. Имею в виду неограниченную творческую мысль, которая в прекрасных формах и красках творит крылья человечества. Эта творящая мысль, украшенная всеми основами, всеми красотами созидательных законов, ведет человечество в высь, приготовляет его к принятию эволюции, и от меньшего сердца до сердца государства и части Света устанавливает великое понятие Прекрасного, которое в существе своем свойственно всем векам и народам.

Из этого чувства Прекрасного рождается и благородство духа, постоянное творчество, героизм и подвиг. Из того же источника истекает и оптимизм, так необходимый, ибо каждое отрицание не творяще.

Все человечество разделено на "да" и "нет". Мы же пребудем всегда с теми, в природе которых звенит открытое светлое "да". Берегитесь утверждать "Я" и "нет".

 

Н.К. Рерих. «Вперёд».  Синтез заповедан во всём. В нём преподано значение сотрудничества и содружества. Специализация полезна, если она служит синтезу. Не может возгордиться один член тела человеческого. Даже самый из них деятельный может существовать при наличии других. Синтез, сложение сил, ведёт вперёд.

 

Н.К. Рерих. «Творчество».  В изобразительных искусствах синтез есть не что иное, как конденсация всех добрых возможностей.

 

Н.К. Рерих. «Сантана». К чему помнить все извилины и перевалы? Не лучше ли сохранить синтез сияний, сложенных щедростью природы.

 

Н.К. Рерих. Искандер и отшельник. 1938 г.Гр.А.Й. 1952 г. 380. Характер получаемых восприятий [из пространства, из Высших Миров – сост.] связан со строением проводников и сущностью характера микрокосма. Ценим приемники всесторонние, то есть могущие пропустить волну любого напряжения. Это обстоятельство обусловлено степенью синтеза, оявленного сознанием ученика. Чем выше синтетичность (или синтезирующая способность) сознания, тем шире диапазон воспринимающего аппарата микрокосма. Потому предвзятость, предубеждение, предпосылки и все и всяких ограничения сознания при синтетической сущности, чистоте и ясности приемника отсутствуют. Самость и синтез суть антиподы. И первый из них есть символ ограничения. Сознание настраивается так, чтобы без малейшего противодействия воспринимать все, что Учитель Считает нужным послать, независимо от того, соответствует ли это в данный момент желанию личности ученика. Важно все, и нужно все, и если не для себя, то для мира. Кто знает, для чего Учитель Считает нужным дать именно этот материал? И заботливый ученик бережно накопляет всё. Время покажет нужность и применение посланного. Учитель Вооружает на будущее, на все случаи жизни. И предусматривать Может только Учитель. «Так пусть будет сердце открыто», и открытость эта не должна быть связана ничем.

 

Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце».

113

Беспредельность. 208. «…Только синтез "чаши" может утвердить намагничивание».

Только обладающий синтезом дух может создать собирание расы. Синтез – это вмещение в себе всех граней человеческого сознания для того, чтобы каждому послать луч по грани (состоянию) его. Вмещение всех сфер и проявление во всех сферах создаёт всеобъемлемость.

Беспредельность. 233. «Когда синтез проявляет свою силу, то все космические события отражаются на организме…» Синтез не только во вмещении всех земных проявлений, но и высших, космических.

14 июня 1952 г.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 243. Владыка Мудрости Лучами Своими Насыщает и Питает ауру планеты. Его лучи всегда над Землею. Сознание синтетическое обнимает собою планету. Синтез означает и вмещение. Всевмещение указывает на отсутствие личного элемента. Синтетическое сознание есть сознание бессмертное, достигшее бессмертия, то есть состояния непрерываемого сознания. Личность живет и умирает в пределах малого круга жизни одного воплощения, от рождения до смерти. В этом коротком отрезке времени сосредоточены все ее интересы. Сознание приковано к сфере непосредственного окружения и замкнуто в ней. Это окружение касается лишь явлений внешнего плотного мира. Все сосредоточено на себе и в себе. И мысли, и чувства, и заботы текут о себе и тех, кто связан с личностью непосредственно. Такими личными малыми мирками были окружены в своем большинстве все те, кто жил до нас. Возьмем для примера людей, умерших в прошлом столетии. Где эти личные мирки, что их окружали? Люди умерли, сознание их потухло, и вместе с ним потух и мир личных иллюзий. Не стало тела с его физическими чувствами, соединяющими с предметами мира земного. А так как все интересы ограничились им, то неизбежно становилось и затухание земного сознания, лишенного обычных проводников. Герои, подвижники и светочи знания жили не для себя. Замкнутый круг личности был сломан, сознание обнимало широкий горизонт далеко за пределами личного круга. Человек считал себя частью большого целого, интересами которого он жил. Человек умер, но сознание, жившее вне сферы личного окружения и интересов, не могло потухнуть, ибо жило и не умирало то, на чем оно было сосредоточено при жизни. Умирает лавочник, рушится его маленькое дело, рушится дом, и ничего не остается от всего того, чем он жил. Но деятели Общего Блага, жившие интересами массы людей и сознание свое устремлявшие в сферы широкого круга, не теряли себя со смертью и исчезновением малого личного круга. Не личный мир почитали они стержнем Вселенной, но себя – частью Великого Целого, в котором и их сознание находило место. Ничего не осталось от тех объектов, к которым было устремлено сознание лавочника. Но Фламмарион, всю жизнь свою живший в мировом пространстве среди планет и звезд и мыслью своей обнимавший миры, с миром великим и звездным и остался и после смерти, ибо сознание его привязало себя к тому, что в силу свою стоит высоко над жалким кругом личного мира лавочника. Бессмертие заключено в том, к чему устремлен человек. Именно устремлением очерчивает он пределы жизни сознания. В Космосе нет места лавке и наживе, но планеты и светила – его законная неотъемлемая часть. Устремленное к действительности сознание в мире реальности пребывает. За границами малого личного мира, мира нереального и призрачного, начинается мир сверхличной действительности. Потому и Сказал, что душу свою потерявший ее обретет. С личным миром придется расстаться, если человек желает достичь бессмертия, ибо знак смерти стоит над миром личного проявления сознания. …Расширение сознания является непременным условием бессмертия. Пусть Беспредельность станет пределом круга сознания. Сознание может вместить все – таков его потенциал. Отрицатели и невежды бессмертия не достигнут. Не отрицание, но всевмещение нужно. Войти в Царство Мое, которое не от мира личных пережитков и иллюзий, значит войти в безграничные сферы беспредельных возможностей духа, синтетически обнимающего Космос, и приемлющего его, и считающего себя частью великого целого.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 489. (247). Казалось бы, все так просто: стоит только сосредоточиться на Учителе, и мысль высшая наполнит сознание. Но столь трудна полнота устремления. И это тоже известно. Не близко расстоя­ние между тем, чтобы знать, и умением и навыком применить знание. Только знать еще недостаточно, по­тому главные усилия следует направить на применение получаемых знаний. Нужно добиваться того, чтобы эти знания вошли в плоть и кровь и стали неотъемлемой частью самой природы человека, то есть стали бы час­тью его, а он выразителем и носителем их, то есть человеком, который являет собою истину. Церковь ока­залась несостоятельной, ибо теоретиков было много, но практики отсутствовали. Учение Христа признавалось истинным теоретически, но в жизнь не входило. И ког­да началась буря и подули ветры, рушение всего пост­роения беспочвенных теоретиков было великое. И в то время, когда первые христиане шли на костры и рас­терзание зверями, народ не встал на защиту мертвой догмы лишенных живого духа писаний. Не так и не тому Учил Спаситель. Потому и разрушились дела их и закрыт храм. Возрождение будет во всем. Коснется оно и поруганной, искаженной и униженной веры. Исказители скрыли от народа Христа под золотыми риза­ми и сами спрятались за ними. И осталась им форма, лишенная содержания. И форма эта не устояла. И не на неверие надо пенять жрецам современных религий, а на себя посмотреть и понять, сколь далеко ушли они в сторону от чистоты Учений, данных их основополож­никами. Мир един, истина одна, и если эту истину не сумела преподать религия, это сумеют сделать искусст­во и наука. Все пути познания правильны, если они ведут к истинному познанию Космоса. Младенческое разделение прежних времен пора уже оставить. Если наука, философия, религия и искусство в чем-то не со­гласуются, значит, в них кроется ложь. Синтез дает понимание того, что каких бы явлений жизни природы и Космоса ни касалась мысль человеческая, она будет правильной, если не основана на лжи, непонимании и невежестве. Противоречия и расхождения гнездятся в ограниченном тупоумии мракобесов, откуда бы они ни ползли. Синтетическое понимание жизни вмещает все и всему находит место. Лишь тупость и невежество отри­цают и говорят: это моя истина, а потому все, что не мое, ложь и заблуждение. Уже нельзя отрицать завое­вания науки, уже скоро нельзя будет отрицать явления Невидимого Мира и Мира Мысленного, ибо за них бу­дет стоять наука, которая представит свои доказатель­ства на строго научной основе, а потому неопровержи­мые. За революцией политической неизбежно должна следовать революция религиозная и революция в обла­сти науки. Идущее переустройство мира касается и коснется всех сторон жизни. Поток эволюции не оста­новить. Страны, идущие впереди Нового Мира, первы­ми придут и к сужденному. Сознание надо настроить на ключе приемлемости новых условий. Борьба беспо­лезна и приведет страны, идущие против эволюции, к конечному поражению. Выход один: утверждать и под­держивать все новое, пока старое не исчезнет, и не заменится новым и прекрасным, и не придет уже более на сердце. Новое победит. Ручаюсь. Трудности неиз­бежны. Борьба неизбежна. Но зато и победе Ручатель­ство дано.

 

Н.К. Рерих. Жемчуг исканий. 1924 г.Гр.А.Й. 1955 г. 316. И, наконец, будет достигнуто такое состояние сознания, когда будет достаточно сосредоточиться на избранной мысли, чтобы она начала раскрываться, расширяться и развиваться по направлению, в ней заложенному, являя тем свойство беспредельного роста. Подобно тому как расширение и усовершенствование возможно во всем, так же и мысль углубляется бесконечно, если к ней приложено достаточно внимания. Это свойство роста, или развития, заложено во всем. Растет и ширится в пространстве все. «Плодитесь и размножайтесь» – это формула, выражающая сущность всего, что существует, всех форм жизни. Основные принципы, оставаясь неизменными в числе, дают бесконечную серию всевозможных трансформаций. … Итак, сознательного состояния раскрытия и роста мысли можно достичь. Берется отправная мысль, которая, подобно снежному кому, увеличивается в объеме за счет элементов пространства, являя новые свойства. Сколько уже сказано о спокойствии и равновесии, но сказано далеко еще не все. Мысль об этих великих понятиях будет расти вместе с ростом духа, поднимая его к вершинам познания. Когда Обещал Беспредельность, Имел в виду основание сущего и закон восходящего развития. При этом не следует упускать из вида и теневую сторону явления: зло тоже растет. Инволюция, или деградация духа, тоже имеет место в жизни. Растут пороки и страсти людские, увлекая дух в бездну. Но Мы Говорим о светлой лестнице сознательного восхождения. Растущая эволюционная мысль частицы, родственные себе, из пространства к себе привлекает, и растет и богатеет вместе с ней человек, растет и богатеет духом. Ведь Сказано же, что «мерою полною воздастся вам» на основе непреложного закона жизни. Но устремитесь, но в мысль сердце вложите, чтобы насытить ее магнитным огнем привлекающим... Созвучные духу мысли растут, утвержденные сердцем. Можно даже отметить следующее обстоятельство: достаточно мыслью коснуться любого проявленного и утвержденного порядка вещей где бы то ни было – в технике, на производстве, в хозяйстве и быту – как логически устремленная вперед мысль тотчас же подсказывает и раскрывает новые усовершенствования и улучшения в этом порядке, устремляясь по утвержденному этим порядком направлению – как бы логическое продолжение того, что уже есть, но что подлежит дальнейшему усовершенствованию. Называют такое сознание синтетическим, ибо в любой области, где оно не является специалистом и знатоком, оно логически последовательно видит возможности улучшения и прогресса. Следует эти прозрения, или логические выводы мысли, вперед устремленные, записывать и отмечать на пользу и благо людей. Не у всех, далеко не у всех эта способность, но лишь у синтетиков мысли. Усовершенствовать и улучшать можно и должно все, и притом без конца. Лишь мертвые сознания или сознания спящие довольствуются достигнутым. Сознание идет вперед и никогда не останавливается. ... Благо строителям жизни, ибо перед ними Беспредельность, беспредельность строительства и беспредельность возможностей новых. Потому вперед можно смело идти, зная, что все достижимо.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 322. Трудно себе представить, чтобы знание притекало помимо книг. Но ведь книги-то были не всегда и не у всех. Было время – книг не было, а немногие существовавшие были малодоступны. Все же знание росло и накапливалось. И ценные книги ценятся новым содержанием, в прежних книгах не заключавшемся. Откуда берется оно? Не из клеточек мозга, но из пространства. Чего-то не было, и что-то появилось. Откуда? Не учитывают люди постоянного соприкосновения своего с пространством и Миром Незримым – отсюда и ограничение своих возможностей. Блаватская знала и могла вести беседы с выдающимися учеными своего века. Откуда почерпала она свои знания, не будучи сама ни ученой, ни специалисткой? Специалист идет по одной колее, ее углубляя. Синтетик может касаться всего. Синтез не означает всего понемногу, но постижение сущности явления в связи с целым. Именно синтетическое мышление более всего открывает доступ к пространственной сокровищнице. Учение Жизни дано, дабы знающий его мог доступ к ней получить. К этому ведет чувствознание, то есть знание непосредственное, знание духа, которое останется у человека даже тогда, когда расстанется он с планетой своей, своим временным домом. В Космосе нет книг, но есть знание, доступное духу. Явим заботу о путях высшего познавания. «Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих Солнце», – так Говорил Соломон.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 381. Смотрите, как изменчиво все. Смотрите на калейдоскоп жизни! Но ищите во Мне. И ты, во Мне Свет нашедший, разве уже не убедился на жизни своей, что неиссякаемо слово Владыки. Вот каждодневно входишь в Общение со Мной и черпаешь мудрость Мою по мере сил своих, возможностей своих и вмещения. Многий вместити да вместит. Истинно, через Меня касаешься неисчерпаемого источника знания. И если хочешь знать еще больше, еще глубже, принеси, и всякий раз приноси сосуды большей вместимости, ибо малый сосуд вмещения сознания переполнится быстро. Ведь знание притекает по созвучию, и количество его определяется способностью вместить. Ограничения не во Мне, но в пришедшем. Многие приходят, и все получают, и каждый – по соответствию. Сознание синтетическое получает всю широту понимания жизни, ее явлений. Но глубина зависит от сознания. Сетуют на Меня за то, что, по их мнению, мало получение. Но вы, сетующие, почему приносите мало? По зову и отклик. По силе устремления и получение. По глубине обращения и ответ. Размеры духовного даяния нормируются законом, и закон этот гласит: воздастся вам мерою полною, утрясенною, нагнетенной и переполненной. Но принесите сперва силу обращения, соответствующую желанию вашему получить дары духа.

 

Гр.А.Й. 1958 г. 871. (704). Можешь отметить новую возможность развивать любую мысль по любому направлению, как бы прозревая её развитие в будущее. Технические усовершенствования тоже не будут чужды этой мысли, ибо логически будешь в состоянии идти от лицезрения любого явления технического порядка к его дальнейшему совершенствованию и рационализации. В этом сказывается синтез и его обобщающая мощь. Если есть фундамент и объединяющее начало, на его основе можно понимать всё. Так путь Указую вперёд без остановок и колебаний.

 

Н.К. Рерих. Оттуда. 1936 г.Гр.А.Й. 1963 г. 425. (294). Узкая тропа, ведущая в жизнь, – это тоже золотой, или срединный, путь, о котором говорит Восточная Мудрость. Но так как он труден именно своей простотой, то люди и предпочитают всевозможные отклонения и уклонения от него, всевозможные изуверства, самоистязания, крайности и фанатизм. Куда легче воздержание от пищи и самый суровый пост, нежели воздержание от нехороших мыслей. Куда легче отдать деньги или вещи, чем раздавать духовное богатство. Отсюда и сектантство и прочие зигзаги человеческой психики. Только опытный путник, нашедший Путь жизни, никогда уже более не прельстится ни чужими словами, ни чужими и ложными учениями, ни пророками, зазывающими в свою веру. В положениях Основателей всех Великих Учений он сразу найдет остатки истины, скрытой под последующими нагромождениями, но путь свой будет знать неотменно и другого не станет искать. Таких, твердо стоящих на своих ногах и не ищущих ни чужих учений, ни других наставников, очень немного среди даже духовных людей. Ведь подойти к Первоисточнику совсем нелегко и, подойдя, распознать его ценность. Только очень длительный опыт учит этому распознаванию и значению того, что утверждается последователями различных школ мысли. А их много, и во многих имеются жемчужины знания, разбросанные повсюду. Имея прочный фундамент под ногами, можно их собирать для обобщения в Сокровищнице человеческой мысли. Синтез религий и науки нелегок тем, что требует очень большого знания, и особенно в области религий, где наслоения веков исказили чистую основу утверждений Первоучителя. Самая глубина отклонений, заблуждений и фанатизма показывает на ту легкость, с которой готово сознание ринуться в дебри непонимания. Ни образование, ни богатство, ни положение не защищают человека от возможности заблуждений. Но когда человечество заходит в тупик безвыходных противоречий, тогда снова приходит Иерарх-Провозвестник и снова дает известную часть Сокровенного Учения Жизни, соответствующую ступени эволюции сознания, достигнутой человечеством на данный момент. Огненная Эпоха начинается Провозвестием Огненным, и Учение Жизни знаменует его.

 

Гр.А.Й. 1965 г. 316. Сумейте усматривать под внешними наслоениями рассудка те же огни, что ценятся Нами. Язык духа одинаков у всех, во всех веках и у всех народов, но его усмотреть и понять нелегко и непросто, и требует это развитого чувствознания и большого опыта. Если воинов Света считать только по своим отличиям, то очень уж мало их наберется. Но радость в том, что хотя Знамена Света всех веков и народов разнообразны, но их сущность едина и Фокус Один. Пусть внешние различия не смущают идущих ко Мне. Язык духа всех времен одинаков.

 

Н.К. Рерих. Святые пещеры. 1932 г.Гр.А.Й. 1965 г. 488. Синтез можно рассматривать как принцип объединения противоположных начал. Сознание, обладающее синтезом, объединяет в своем понимании все явления жизни и находит место всему, что происходит под Солнцем. Кстати, и Солнце тоже светит и над добрыми, и над злыми. Диалектика противоположностей их включает в себя, всему есть свое место под Солнцем. Предметы различаются по светотени и благодаря светотени. Без противоположения тонов художник не напишет картины. Синтез соединяет следствия и причину. Химия синтетическая в основе своих целей имеет творчество. Синтез и творчество связаны прямой нитью, именно в творчестве проявляется синтез. Творчество и есть синтезирование входящих в него элементов. Понимание полюсности, или крайностей человеческих сознаний, невозможно без синтеза. Биполярное постижение явлений и есть постижение синтетическое. Точно так же и утверждение будущего в настоящем немыслимо без объединения их в сознании. Время делится на прошедшее, настоящее и будущее. Но провидцы прошлого видели будущее, устраняя границы времени и объединяя его три аспекта в один, в синтез прозрения огненного, когда исполнялось пророчество Ангела о том, что времени уже не будет. Дальность и близость, то есть преодоление пространства и расстояний, подчинены этому же принципу. Объединитель – огонь. Следовательно, синтез есть понятие огненное и обозначает огненное состояние сознания. Степени этой огненности различны, равно как и ступени синтетического сознания. Сказавший: «Я в вас, вы во Мне, Я в Отце, и Мы едины» – Дал свидетельство Высшей ступени синтетического сознания. Так, объединяя в своем понимании явления противоположных начал, утверждаем в себе сознание синтетическое.

 

Гр.А.Й. 1966. 175. (142). (М.А.Й.). Синтез. Это понятие созвучно наступающей Эпохе Огня. Требуется не бесконечное углубление специальных знаний и погружение в них, но именно обобщение в едином понимании основных достижений науки. Специальность остается как рабочая необходимость, но при условии гармонического слияния её с синтетическим пониманием жизни. Нельзя растить только один какой-либо мускул с забвением всех остальных и пренебрежением к ним. Знаете, к чему приводит ненормальное разрастание органов. Гармония синтетическая – так назовем условия согласованного развития психических и интеллектуальных сил человека. Однобокое сознание быстро звереет и погружается в фанатизм, нетерпимость и жестокость, то есть деградирует. Синтетическое мышление освобождает человека от всех видов рабства у своей низшей природы.

 

Гр.А.Й. 1969. 122. (М.А.Й.). Особенность синтетического сознания заключается также и в том, что оно, анализируя любое явление и охватывая его в целом, углубляет и расширяет его понимание, как бы раскрывая в нем нечто новое, нечто большее, нечто совершенно ускользающее от обычного сознания. Умение смотреть вглубь, за пределы поверхностной видимости, сопутствует синтезу. Именно мудрость обладает качеством синтетического мышления, именно синтез приводит к пониманию единства миров и всего Космоса как одного нераздельного целого.

 

 

Синтез качеств духа

Н.К. Рерих. Святые Борис и Глеб. 1942 г.Братство 63. Сказано – добродетель имеет радужную ауру. Радуга есть символ синтеза. Разве добродетель не является синтезом качеств? Можно в каждом древнем символе найти непререкаемую истину. Люди понимали, что добродетель не есть просто доброе деяние. Они отлично знали, что лишь созвучия напряжений лучших качеств дают синтез восхождения. Они знали, что лишь побуждение будет утверждением добродетели. Никакие внешние деяния не могут свидетельствовать о побуждениях. Опыт над психической энергией покажет, насколько может отличаться деяние от побуждения. Никакие блестящие слова и действия не скроют побуждения. Можно назвать много исторических примеров, когда даже полезные деяния не могли быть оправданы вследствие недостойного побуждения. И, наоборот, многое, оставшееся неразгаданным и заподозренным, сияло прекрасным побуждением. Такие свидетельства о сущности жизни будут подтверждаться всеначальной энергией.

 

Письма Е.И. Рерих. 24.04.31. Древняя Мудрость говорит, что искренние слова не отличаются изысканностью, потому во всей простоте скажу вам, как глубоко трогают нас неуклонность вашего устремления к Учению и вся ваша плодотворная деятельность, так проникнутая красотою простоты.

Искренность и простота – два мощных магнита и основы великого творчества отношений между людьми. Мало кто осознает всю важность этого творчества, на котором зиждутся все построения, вся эволюция! Это забытое искусство, требующее всей чуткости, всей настороженности и синтеза духа, должно быть неотложно введено в жизнь как самое насущное познание, ибо, не владея им, как будем строить новый мир, мир красоты, мир мощного сотрудничества!

 

Письма Е.И. Рерих. 20.01.1950. Спокойствие и дружелюбие вполне согласуются с твердостью и настойчивостью. Вмещение противоположностей было непременным условием для принятия в ученики во времена Будды, таким оно осталось и теперь. Ибо противоположности являются на самом деле только символами большого и малого знания. Большее знание и умение всегда покроют своим куполом знание меньшее. Синтез есть вмещение противоположностей.

 

Н.К. Рерих. Христос в пустыне. 1933 г.Гр.А.Й. 1952. 110. …Сила спокойствия обусловлена силой средоточия сложного аппарата микрокосма, звучащего на одной ноте, но полнозвучащей. И когда к этой ноте добавляется другая, столь же глубоко полная, например, скажем, мужество или торжественность, – получается аккорд. И когда зазвучит торжественная симфония качеств, одно гармонично согласованное с другим, то микрокосм уподобляется Солнцу. Архат – это Солнце мира, это Солнце миров. Дом, разделившийся в себе, – великий символ. Но зато и велика мощь высшей согласованности. …Приходим… к выводу, что высшая сила огней, то есть огненной мощи духа, выражается в согласованности и что согласованность, или гармония огненных энергий, есть рамка, или форма, их выявления, и притом единовозможная. Потому высшая согласованность есть венец всех качеств и достижение высочайшего порядка. Назовем её синтезом качеств. Так синтез, как верхушка пирамиды, увенчивает всё строение и завершает его. Всё – в одном, и для и ради этого одного – всё. …Так объединение, или синтез энергий, есть выражение высшей согласованности микрокосма.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 269. Все качества духа синтетически сливаются в единое явление Света, как цвета спектра в единый луч – гармонически. И эта гармония, этот синтез качеств, эта симфония качеств, осуществленная в духе, является необходимой составной частью того Мира, который выше обычного человеческого понимания. Потому Говорю: «Мир Мой примите. В нем Свет, в нем Свет для мира, в котором живете вы».

 

Гр.А.Й. 1955 г. 282. Возьмем чувство любви. Чего стоит это высокое чувство без верности и преданности. А также и устремление. Чего стоит устремление без постоянства или постоянство без любви. Так снова приходим к синтезу качеств, к симфонии гармонически сочетанных качеств, которые дух утверждает в себе. О симфонии качеств помыслим. Каждое качество – как корень устоя, подобно корням деревьев, делает все построение более устойчивым и прочным. Помыслим об утверждении всего спектра качеств, из которых каждое сияет своим цветом.

 

 

Космические Законы как синтез знания

Н.К. Рерих. Нагарджуна, победитель змия. 1925 г.

Гр.А.Й. 1952 г. 472. Будем писать о красоте знания.

Закон – это синтез, объединяющий все явления одного и того же порядка. Закон один, но бесчисленны явления, ему подчиненные. Бесчисленны явления, но ограничено число Основных Законов Вселенной. Всё подчинено законам. Изучая их, мир беспредельных манифестаций вводим в рамки определенного числа основных принципов. Как можно изучить Космос только путем изучения его Законов? Как можно подойти к изучению Беспредельности? Только созерцая ее сквозь призму закона. Закон – это форма проявления бытия всякой вещи. Есть мир проявленный – вещей и явлений, и мир принципов, или законов, на основе которых происходит проявление всякой вещи, и ключ к нему лежит в знании закона. Постижение закона избавляет от необходимости изучать явления до бесконечности. Подобно тому как понятие дерева включает в себя все деревья Космоса, так и закон обнимает все, что ему подчинено. Основных законов немного, но обнимают Беспредельность. И мир, как высшая точка пирамиды, венчающая ее, может быть выражена в Едином Законе. Чем ниже, тем больше точек выражения, и тем больше и сложнее законы, и тем они менее значительны и менее космичны. Чем выше, тем более велик закон. Подножие тонет в бесконечности подразделений. От множественности идет путь к единству, от бесконечности правил и малых законов поднимаясь выше к Единому Закону Космоса. Быть может, этот закон Любовь или Бог. Но он – Единый и Высший Закон Мира, или Принцип – есть, и им держится весь Космос. Чем выше закон, тем сильнее его синтетическая сущность и тем синтетичнее сознание, его постигающее. Значит, синтез сводится к познанию Космических Законов, с тем чтобы сквозь их формы понимать мир в едином его уявлений, единых законов. Великие Законы имеют Бытие в Вечности и лежат вне времени и преходимости материального мира. Закон есть аспект Вечности, есть Камень Вечного Основания Жизни. Проходит все, но не Закон, подчиняясь которому течет преходящее. Познание Законов Космоса есть путь в Вечное, к бессмертию и Беспредельности, ибо сама Беспредельность выражена в форме Закона.

 

Гр.А.Й.  1953 г. 139. Огромное поле неисследованных явлений лежит перед человечеством. Неужели отрицать возможность новых знаний лишь только из-за незнания? Неужели считать, что люди знают уже все, когда даже психо-химико-физиологические процессы человеческого организма совершенно не изучены в своей взаимосвязи. А что такое невидимые оси кристаллов, по которым идёт нарастание каждого из них, что такое эти невидимые, но реальные силовые линии притяжения? И сколько тайн кругом. Ими наполнена жизнь. Они требуют познавания их человеком. Но величайшая из тайн – это сам человек – высочайшее явление Космоса. …Пока люди пожирают и уничтожают друг друга, книга знания лежит под семью печатями, недоступная двуногому невежеству. И, захлебываясь в крови и насилии, утопает дух человеческий в море планетарного невежества. А между тем, эволюция не ждет. Дары эволюции приготовлены. Храм знания готов раскрыть свои двери. Но где же те, кто в них устремится? Отрицается всё, и чем больше отрицают, тем больше тупеют. И жнут плоды тупости отрицания – слепоту духа. Звучит, и ко времени, призыв к знанию, честному, непредвзятому, открытому и устремленному. Область человеческих знаний требует полной революции сверху донизу во всех областях. На ложных основах построено ложное здание современной науки. Наука лишена синтеза. Нет обобщения всех явлений в одно стройное законченное мировоззрение. Нельзя знать всего, не вместит ум человеческий всех отраслей современной науки. Но синтезировать в ясной и четкой концепции жизни можно все. Но есть область знания, синтезирующая все явления природы и жизни в ясных, кратких, исчерпывающих формулах Космических Законов, лежащих в основании явлений и больших, и малых. Вот именно познавание этих законов и даёт человеку ключ к синтетическому постижению, или познаванию, жизни. Правда, синтетическое познавание лишено специальности, но кто же мешает, углубляясь в него и как бы поднимаясь на вершину понимания, с которой видны бескрайние горизонты и все лежащее в их орбите во взаимосвязи частей, кто же мешает избрать и желаемую специальность. Специальность не препятствие при синтетическом миропонимании, но без него лишь множит явление слепорожденных. И не видит человек за деревьями леса. Истинная наука космична. Нельзя человека ни исключить из, ни отделить от Космоса. Ибо он его неотделимая часть. И нельзя рассматривать его, человека, этот познающий тончайший аппарат, вне живой непосредственной связи со всем Космосом или хотя бы с нашей Солнечной системой. А она живет, так же, как живет и человек, в рамках великих Космических Законов. В смене времен года видим спираль времени, связанную со спиралью уявления жизни растительной и со спиралью движения Земли вокруг Солнца. В спирали времени движется и человек, в спиралях дня и ночи, зимы и лета, с движениями Земли вокруг Солнца связанными. Как же отрицать очевидность? Как же отделять её от действительности? Почему не утвердить в науке человеческой на правах гражданства законов спирали, кругов, и циклов, и Манвантар. Почему продолжать тонуть в невежестве непонимания самых основных законов жизни? Великие Космические Законы не в глубинах Космоса пребывают, но всё, от атома до Солнца, подчинено им. Они – в жизни, и на них зиждутся все проявления жизни. Ложная наука строит ложную призрачную очевидность и ответа на вопросы жизни не дает. Заключив ум в темницу ограниченной, лишенной синтеза и оторванной от понимания Космических Законов специальности, современная наука зашла в тупик. Надо основы принять. На них можно строить любую науку, но синтетически. Для чего нужно всё, всякая наука, всякая жизнь и все завоевания человечества? Неужели для того, чтобы сгнить в гробу, будучи пожранными червями? Неужели в этом назначение человека? Говорят о будущих поколениях, о работе для них. Но ведь и их тоже сожрут черви. И не все ли равно, сожрут ли они человека сегодня или через сто-двести лет, сожрут это поколение или будущее? Не пора ли вывести сознание и дух человеческий на простор космической жизни и понять не в церковных гимнах или невежественной слепой вере, вернее, суеверии, но именно в жизни, в её величественных и безграничных возможностях, всю красоту, все величие Космического построения жизни и человека как участника ее, наделенного венцом бессмертия? Знамя Мира поднимается Нами во имя культуры и знания. Соединение трех сфер, или трех миров, в их невидимых и видимых аспектах должно произойти в сознании человека. Призыв звучит под Знаменем Света собраться всем, в ком не заросла ячейка духа, кто пойдет под Знаменем Владык, кто устремится к Свету. Люди, вас Зовем, дух позабывших, под Знамя Культуры. Космические сроки, вами отрицаемые, наступили. Пробил Час. Открываются двери Храма Познания, придите все, кто готов. Каждому пришедшему Скажем: «Если ныне не знаешь, то будешь знать». Ибо незнание – смерть духа. А Мы Зовем к Знанию. Свет Знания Утверждаем. Учение Жизни Даём.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 585. Всякое положение, касающееся окружающего нас мира и высказываемое человеком искренне, правильно в размере сознания человека, ибо существует лишь в его сознании и для его сознания и показывает лишь степень его понимания и развития, им достигнутую. Для сознания дикаря и философа миры неодинаковы. Оба правильны для каждого, но оба ложные с точки зрения абсолютного Знания. И дикарь, и философ одинаково далеки от вершины абсолютного Знания, ибо оно является аспектом Беспредельности и, не имея конца, достигнуто быть не может. Можно говорить лишь о большем или меньшем знании, принимая во внимание относительность всякого. Конечно, современники наши знают больше, чем пещерные жители. Но область неисследованного и ещё не достигнутого и теми, и другими столь велика в своей Беспредельности, что даже это различие становится уже не столь значительным. Не следует забывать, что гордая современная наука существует лишь несколько сот лет. И что триста-четыреста лет тому назад людей живьем сжигали на кострах за колдовство тысячами, утопали в невежестве и мракобесии. Если наука будет развиваться столь же быстро, то через 200 – 300 лет мы окажемся в таком же положении невежественных двуногих, какими нам кажутся темные люди средних веков. Так обстоит дело со знанием человеческим. И лишь только знание Космических Законов выводит ум из тупика. Незыблемы Законы Космические. Значит, в сфере Закона надо искать основы непреходящего вечного знания. По схеме этих Законов построена Вселенная, и в сферу этих законов и принципов вводит сознание Учение Жизни.

 

 

Начало страницы