Бесстрашие

Близкие понятия: мужество, смелость, отвага, храбрость, сила духовной воли (сила духа), дисциплина духа, самообладание, равновесие, ответственность, самоконтроль, неотступность, неуклонность, непоколебимость, преданность, стойкость, готовность.

 

 

Взаимодополняющие качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не перейти в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:

Н.К. Рерих. Дордже дерзнувший. 1925 г.                             - Милосердие, Бережность

                             - Великодушие, Умение прощать

                             - Ответственность

                             - Осмотрительность

Бесстрашие  и   - Осторожность, Зоркость

                             - Равновесие, Самообладание

                             - Достоинство духа

                             - Терпение

                             - Сдержанность

                             - Бесстрастие

 

 

ЛСМ-Озар, ч. 3, гл. IV, 6. Укажу качества взыскующих Общего Блага. Первое – постоянство устремления. Второе – способность вмещения, ибо плох общинник отрицающий, но ищущий правды достоин Общего Блага. Третье – уменье трудиться, ибо большинство не знает ценности времени. Четвертое – желание помочь без предрассудков и присвоения. Пятое – отказ от собственности и принятие на хранение плодов творчества других. Шестое – изгнание страха. Седьмое – бодрствование явить среди тьмы. Так нужно сказать тем, кто, обуянный страхом, покрывается отрицанием.

Указать нужно, что миллионы людей ждут открытия Врат. Узы тягости не замени́те оковами боязни! Сравнить можно боязнь с проказою – обе покрывают человека инеем отвратительности.

Серые сумерки приниженности сложили лохматое понимание жизни. Теперь оно должно кончиться в грозе и в буре.

 

ПЕИР 13.10.1930. Основы Учения – бесстрашие и устремление.

 

ПЕИР 12.02.1937. Все Учения прежде всего были направлены на то, чтобы воспитать в учениках бесстрашие. Без этого качества никакое продвижение на духовном пути невозможно.

 

ПЕИР 28.05.1937. Лишь бесстрашие может приблизиться к Свету и вместить Истину.

 

 Надземное. 751. Урусвати знает, что бесстрашие сильнее всяких заклинаний. Но также знаете, что трещина понижает стоимость драгоценного камня, также и бесстрашие теряет силу, когда оно не полное. Не следует утешаться, что человек может иметь половинное бесстрашие. Не будет он защищён от страха и тогда, как дерзнёт он заглянуть в Беспредельность? Пусть человек научится бесстрашию, иначе и Надземный Мир устрашит его.

Нелегко научиться бесстрашию, если нет отваги, накопленной в прошлых жизнях. Каждое былое препятствие уже учило, как преодолеть его. Победа, явленная в прошлом, поможет прикоснуться к новому преодолению.

Пусть человек лишь поймёт, что никто не может лишить его жизни. Ошибочно считать, что жизнь лишь на Земле. Мужество укрепляется от сознания, что жизнь нерушима. Такая уверенность есть путь к бесстрашию. Также нужно усвоить, что только полное понятие ценно. Малый заклинатель уже знает, что его слово должно быть произнесено с полною верою, иначе самая мощная формула потеряет значение. Так пусть человек стремится овладеть полным бесстрашием, если хочет заглянуть в Мир Надземный. Бесстрашие повышает вибрации.

Мыслитель говорил: “Иногда мне кажется, что я бесстрашен, но устою ли перед страшной опасностью? Велю себе устоять”.

 

МО-3. 313. Для утверждения действий и успеха необходимо проникнуться сущностью действенного явления. Когда действие предпосылает великую цель, каждый шаг должен соответствовать назначению. Невозможно смешивать великое с ничтожным. … Кроме высшей настороженности, необходимо сознательное распознавание сил Света и тьмы. Лишь непреклонность и сознательное бесстрашие приносят победу.

 

Гр.А.Й. 1972 г. 489. Бесстрашие не есть бесчувственность, но именно искоренение парализующего, обессиливающего и унижающего достоинство духа чувства страха. И тогда предупреждение об опасности не вызывает реакции боязни, а скорее, наоборот, чувство спокойствия и сознание неуязвимости и нерушимости духа, то есть утверждение действительности. Конечно, оболочки подвержены опасностям, соответствующим сферам проявления каждой, но зерно духа проходит через все сферы в своей стихийной целесообразности и, сбрасывая оболочки одну за другой, облекается затем новыми, чтобы продолжать свой путь в Беспредельность. Умирает и болеет тело, немощна плоть, но дух, овладевший телом и прочими оболочками, утверждает свою власть над всем, ибо дана ему власть «над всякою плотью» от начала времен. И к реализации этой высочайшей власти когда-то и где-то суждено прийти человеку.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 571. (329). Нужно отметить, что страх – плохой советчик во всём. Говоря о бесстрашии, Имею в виду уничтожение корня страха. Корень один, но ветвей даёт много. Бесполезно рубить ветви, если жив корень, ибо даёт новые неожиданные отростки. В чём корень страха? В способности астрала звучать на этой волне. Высшее «Я» страха не знает. Огненное сердце бесстрашно. Огонь [духа] и страх несовместимы».

 

Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце». 51.

Мы в плену у пятигранника наших органов чувств, но есть путь к освобождению, выход наверх через бесстрашие знания сердца.

 

МО-1. 505. Освобождение от страха не произойдёт от самоубеждения в каждом отдельном случае; наоборот, такие внушения лишь загоняют чувство страха внутрь, чтобы при ближайшем поводе снова явиться во всём ужасе. При этом ужас будет возрастать соответственно давлению искусственного внушения. Узник ужаса очень опасный заключенный, но необходимо освободиться от страха – так говорят все Учения. Страх может быть искоренён мерами сопоставления. Приведите ужас явления страшных зверей человеку, угрожаемому пожаром, он скажет: “От зверей увернусь, но как выйти из пожара?” Так нагромождайте возможности страха, и одна перед другой они отпадут как сухие листья.

Также нужно призвать всю относительность, чтобы привыкать к беспредельности Огненного Мира. Притяжение к земной коре создает иллюзию безопасности, тем можно объяснить притяжение людей к миру земному. Совершенно верно, что нужно познать здесь многие чувства и составить основу восприятия, чтобы тем легче ступать по волнам огненным. Потому так ценна не земная специальность, но качество восприятия и вмещения. Не удивительно, что деление слоев Тонкого Мира не совпадает с условными классами Земли. Можно оказаться в Тонком Мире среди очень неожиданного подбора соседей. Такая неожиданность грозит лишь тем, кто пришел с грузом земных пережитков. Кто же утончил духовные меры, тот найдет исполнение своих предчувствий.

 

Н.К. Рерих. Защитник (Облако-стрелок). 1937 г.Гр.А.Й.1955 г. 65. Казните страхами собственный астрал, если он страх уявляет. Казните и мучайте его представлениями еще больших ужасов, пока он не поймет, что нет ничего страшнее страха. Нагромождайте страхи один на другой, пока сердце не увидит бессмысленность боязни. Через страх придется пройти, и именно через то, чего человек боится больше всего. Нет ничего на свете страшнее страха. Но через то, через что надлежит пройти, пройти придется. Не лучше ли пройти через это, сохранив достоинство духа? Унизителен страх, ибо отрицает самое высшее, что есть в человеке. Страх магнетичен, ибо привлекает к осуществлению именно то, чего человек боится. Страх есть тушитель огней. Где же уверенность в Учителе, если страх в сердце гнездится? Страх самый сильный огнетушитель. Несовместимы страх и достоинство духа. Ехидну страха надо убить. Не имеет значения то, что пугает человека. Способность, или свойство астрала пугаться, или вибрировать на волне страха указывает на угнездившуюся язву духа. Надо дать себе ясный отчет в недостатке своем. Никакие самооправдания и самообман не скроют серые эманации страха. Под воздействием страха сердце становится подобным сморщенному плоду, и делается человек аурой своей беззащитным как раз против того, чего он боится. Заградительная сеть поникает. Гордый человек, бессмертный дух, владыка и царь природы, которому дана власть над всякою плотию, стоит, дрожа как осиновый лист, подобный ощипанной курице, серо-пепельно-синий. Безобразен страх. Лучше погибнуть, чем быть трусом. Смотрите, как люди презирают трусов. Они инстинктивно чувствуют, что происходит нечто очень некрасивое и неубедительное. Осторожность, осмотрительность, зоркость не есть страх. Страх есть пепельно-серое состояние сердца, утерявшего свои светлые излучения. Страх есть предание себя тьме и власти ее. Страх властно скачет на многих спинах, крепко их оседлав. Друзья, в сердце свое смотрите, не подвержено ли оно страху. Даже подвижники подвергались страхованиям, ибо бесстрашие есть качество духа, без которого дальше известной ступени не пройти. С причиной, вызывающей это чувство, надо бороться не вовне, но внутри, ибо корень страха в астрале.

 

Надземное. 295. …Мы говорим об основах действительных, а не о мнимых.(…)

Говоря о мнимых понятиях, не следует относить их только к каким-то огромным событиям. Нужно помнить, что вся жизнь людей наполнена малыми, но показательными мнимостями. Сколько мнимого мужества, сколько мнимой преданности, сколько мнимого трудолюбия проявляется по всему миру!

Мужество и бесстрашие действительно могут охранить от всех злобных нападений, но мужество должно быть действительным и подлинным. Тонка граница между подлинным и мнимым. Только на расстоянии можно видеть, где пробежала искра разделения. Так, нужно напомнить о том, что лишь подлинное принесет и следствие.

Мыслитель указывал, что ученики должны испытывать себя на бесстрашии. Если Учитель замечал, что ученик боялся чего-то, Он немедленно снова ставил его лицом к тому, что его испугало. Такое же испытание употреблялось и в школах Спарты. При этом, чтобы удостовериться, следили за выражением глаз. Так и Мы наблюдаем за истинным движением духа. Мы радуемся, когда можем увидеть подлинное мужество.

Устрашение условными пугалами жизни земной может лишь доказывать неподготовленность к Тонкому Миру, так как и там можно видеть устрашающие образины. Но мужественный их не замечает, лишь страх порождает призраки.

Так учили Пифагорейцы.

 

Надземное. 159. Урусвати вспомнила, как совершала плавание в лотосе. При всей хрупкости такой ладьи, она не ощущала никакого страха. Это символ бесстрашия при устремлении к Учителю. Лишь любовь может создать такое бесстрашие. Очень нужно развивать в себе такую пламенную любовь. Даже здоровье укрепится при таком высшем чувстве. Невозможно без нити любви противостоять всем натискам хаоса.

 

Гр.А.Й. 1961. 431. Любовь легче усилить, чем бесстрашие, но огненная любовь к Высшему Облику родит и бесстрашие духа.

 

МО-3, 402. Способы нагнетения психической энергии многообразны. Мысль возвышенная и радость устремленная, порывы духа и каждое внутреннее насыщение мощью могут умножить явления психической энергии. Именно изнутри этот сокровенный источник может пополняться. При больших потрясениях или больших болезнях кристалл психической энергии может наполняться новой мощью, теми энергиями, которые питаются высшими центрами и возвышенными чувствами. Потому вера, устремленная к Источнику Света, истинно, творит чудеса.

 

МО-3, 408. Устремленная психическая энергия напрягается особенно огнем духа. Напряжение воли умножает запас и силы психической энергии. Можно убедиться в жизни, как явление напряженной психической энергии противостоит и противодействует различным запрудам. Токи психической энергии могут настолько магнетизировать окружающую атмосферу, что установится как бы огненный поток вокруг, который разбивает все надвигающиеся злобные энергии.

Сознательное напряжение психической энергии бесстрашия есть великий панцирь. Сознательное применение этих насыщений вызывает огненную стену, охраняющую утвержденное положение. Творчество психической энергии беспредельно.

 

МО-3. 483. Каждый может представить себе, как трудно найти причину порчи в сложнейшем аппарате; где-то, что-то погнулось, и работа не дает следствий. Никто не заметил, когда, именно, случилось малое упущение. Но оно произошло, и нужно не только остановить работу, но и разобрать весь аппарат. Также и в Огненном Мире, противопоставьте самое плотное вожделение и все отношения нарушатся.Но не огорчайте малых, иначе они станут опасаться такой стихии. Огонь любит мужество и стремительность. Но мужественный герой не будет умалять себя плотными мыслями.

 

Община, 154. Решит кто-то: «Пройду по огненной лестнице». – Иди, каждому путь открыт. Но помни: в случае страха ступени расплавляются в жидкое пламя. Куда пойдешь, не владея качеством работы? Когда Мы говорим: «Лучше спать на кедровых корнях», – то последователь может легко исполнить совет. Легко спать, да еще по совету. Но когда сказано: «Прими постоянный дозор», – тогда становятся горячими ступени. Одно нужно твердить – не легка лестница.

Плох вождь, скрывающий истинную опасность. Преодолеть ее можно лишь полным знанием. (…)

Говорю – Знаю всю сложность построения. Не Скрою, как далеко носить камни, как велико безводие! Именно это сознание, именно бесчисленность звезд дает утверждение ступеней огненных!

 

МО-1, 106. Мастер Плавильщик советовал новому работнику, как подходить к печи раскаленной. Но работник непременно хотел только узнать о химическом составе пламени. Мастер ему сказал: «Сгоришь, пока подойдешь к пламени. Химическая формула не спасет тебя. Дай одену тебя и сменю обувь твою, и защищу глаза твои, и укажу дыхание полезное. Сперва запомни все переходы и смены жара и холода. Могу самое огненное дело сделать тебе привлекательным. Ты полюбишь вспышки и сияние огней. В напряжении пламени ты найдешь не ужас, но трепет восторга; и огонь, правильно воспринятый, укрепит сущность твою».

Так можно советовать каждому, начавшему мыслить о Мире Огненном. Принесем сначала преданность огненную и вырастим ту степень любви, которая действует как Свет негасимый.

 

Сердце. 162. Мало утвердить сознание, нужно научиться сохранять его в разных состояниях. Один клинок нужен для резания бумаги, другой – для дерева и совершенно иной – для металла. Можно сравнить мир физический, Тонкий и Огненный с сопротивлением бумаги, дерева и металла. Истинно, нужно постоянно приучать себя к осознанию Тонкого и Огненного Мира, к тому могут вести разные упражнения. …Для Огненного Мира нужно приучиться идти бесстрашно, как по краю пропасти. Только высшее самообладание и готовность к опасности может приготовлять к сферам огненным.

 

Н.К. Рерих. Бум-Эрдени. 1947 г.МО-1, 650. Во всех Учениях темные силы мечут огненные стрелы в Озаренного. В прекрасных символах изображается эта Битва. Не менее прекрасно показано, как злобные стрелы не достигают цели и образуют защитную сеть. К этому символу не отнесемся легкомысленно. Он совершенно реален с точки зрения современной науки. Злобное пламя встречается с великим Огнем сердца и становится подчиненным, лишь усиливая Агни великого Духа. Так непобедимо сердце, которое проявит всю мощь. В случае отступления ищите ближе. Всю ли мощь проявило сердце? Не вторглось ли земное, преходящее условие? Не проснулось ли саможаление? Не затуманила ли дрожь страха сердце? И не заклубилось ли сомнение? Поистине, там, где Агни сердца не затемнен, там не может быть поражения. Часто человеку кажется, что он дошел до края, но неправильный глаз обманывает его, но еще много поля осталось именно где и должна была бы состояться победа. Преждевременность ведет к злоключениям.

 

Сердце. 307. Темные всегда надеются, что повреждение строения нарушит исполнение цели, но они всегда упускают из виду, что Сущее неразрушимо и многообразно в состояниях своих.

Сердце. 308. Существует нарушение построения, которое ведет к новому изысканному завершению. Потому Мы так изгоняем страх, который мешает усмотреть счастливое распределение частей. То же суждение нужно применить и во всех случаях жизни, тогда не может быть поражения. Ведь счастливое соединение частей может лишь перемещаться, но не исчезать. Но глаз, затемненный ужасом, теряет поле зрения.

 

Надземное. 117. Урусвати знает понятие победы. Начиная созидание, охраненное битвою, Мы поймем утверждение победы. Пусть струна победы звучит. Пусть приметны знаки движения, ибо в Беспредельности не может быть поражения. Также примем Наш зов как жизненный совет.

…Победы Наши находятся в тонких условиях. Иногда требуется ряд лет, чтобы и земными глазами усмотреть начертания правильного пути. Скажут, насколько заботливо были предусмотрены обстоятельства, и некоторые оценят меру выдачи. Так учитесь Нашему терпению. Пусть несломимое устремление Братства будет примером во всех действиях.

Наша внутренняя жизнь содержит тонкое отображение земных путей во всей их разновидности, потому Мы советуем иметь ум быстрый и подвижный. Древние говорили о правдоподобии всех неправдоподобностей, – так учили о расширении сознания. Также не раз повторяли сказку о неповоротливом полководце, который с холма усмотрел поражение части своего войска, но не успел повернуться, чтобы увидеть главную свою победу.

 

Иерархия, 196. Вас могут спросить, как обозначается вступление на путь Служения. Конечно, первым признаком будет отрешение от прошлого и полное устремление к будущему. Вторым признаком будет осознание в сердце Учителя – не потому, что так нужно, но ибо иначе невозможно. Третьим будет отметение страха, ибо вооруженный Владыкою неуязвим. Четвертым будет неосуждение, ибо устремленный в будущее не имеет времени заниматься отбросами вчерашнего дня. Пятым будет заполнение всего времени работою для будущего. Шестым будет радость Служению и предоставление всего себя на пользу миру. В-седьмых, будет духовное устремление к дальним мирам, как путь сужденный. По этим признакам увидите дух готовый и явленный для Служения. Он поймет, где поднять меч за Владыку, и слово его будет из сердца.

 

ПЕИР 17.08.1934. Жизнь очень сложна, и только то сознание, которое слито с Высшей Волей, может усмотреть верное направление и провести свой корабль через все бури, но бури неизбежны и полезны как для корабля, так и для кормчего и всего экипажа, ибо лишь так испытываются и закаляются бесстрашие, твердость, находчивость и выносливость.

 

ПЕИР 11.12.1934. Нападение черных сил типично, и особенно сильны и опасны они для всех упражняющихся в механическом развитии. Нужна большая сила духа, чтобы противостоять им. Лучшее средство для рассеивания всех этих сущностей – это молниеносное сердечное объединение с Учителем. Одно семикратное произнесение Имени Майтрейи оградит от всяких нападений. Величайшая опасность – в проявлении страха перед ними, ибо страх ослабляет и нарушает заградительную сеть и, таким образом, мы отдаем себя во власть их воздействий. Вообще, страх все разрушает и закрывает перед нами двери всех достижений. Потому среди первых правил заповедано бесстрашие, и, конечно, прежде всего на земном плане.

 

ПЕИР 24.12.1935. Ведь бесстрашие – первое качество, которое мы должны приобрести на пути следования великим Заветам.

 

ПЕИР 28.05.1937. …Нельзя привлекать пугливые элементы. Много вреда могут они посеять. Недаром во всех древних дисциплинах указывалось прежде всего побороть всякий страх. Лишь бесстрашие может приблизиться к Свету и вместить Истину.

 

Н.К. Рерих. Звезда Героя. 1936 г.Надземное. 37. Урусвати несет в сердце бесстрашие. Мы можем утверждать, что такое качество накопляется верою и долгим опытом. Упасика дала пример полного бесстрашия в жизни. При всех обстоятельствах она была мужественна, и страх не закрадывался в нее. Очень прошлая жизнь Упасики была наполнена возможностями страха. Печально слагались разные преследования, имя было оклеветано, средств не было и повсюду угрожали обвинители. Поистине, пробный камень бесстрашия! Можно указать такие примеры в разных веках. Каждый из Нас не однажды имел случай показать бесстрашие.

Не нужно думать, что в земной жизни Мы были защищены от всех нападений тьмы. Исполняющие земное поручение находятся и в земных условиях. Обычно люди думают, что Мы постоянно в безопасности, и тем делают из Нас неживых Сущностей. Относительно Мы можем преодолевать многое, но битва есть настоящая битва. Мы остаемся победителями, ибо Иерархия Света не может быть одолена тьмою.

Когда одна из Сестер Наших восклицает: «Ужасно!» – она не показывает страха, но лишь оценивает напряжение.

Мы – путники на дальних мирах, там можно почерпать многие уроки бесстрашия. Чуждые условия планет, необычная атмосфера могут влиять на сердце посетителя. Сестра Наша Урусвати знает ощущения далеких полетов. Она знает особенно трудное чувство при возвращении тонкого тела, ведь могут быть всегда осложнения. И много мужества требуется при таком опыте. Нужно посмотреть у Нас чертежи дальних полетов, чтобы признать степень отваги.

У земных людей проснулось стремление к полетам. Некоторые вспоминают свои отважные сны, другие улетают, как птицы, но само стремление ввысь дает печать веку. Давно сказано о железных птицах, и такое определение утверждает Новую Эпоху.

 

Надземное. 44. Урусвати несет в себе огненность. В чем же заключается это ценное качество? Некоторая огненность имеется в каждом человеке, но бывают особые огненные натуры, которые могут легко сообщаться с дальними мирами. Люди обычно предполагают под огненностью гневливость, раздражительность и вспыльчивость. Но эти свойства являются лишь земными. Не в таких проявлениях нужно искать истинную огненность. Она может быть заметна в общении с Невидимым Миром и в участии в Наших поручениях. (…)

Огненные люди не чувствуют страха и не боятся проявлений Тонкого Мира.

Обычно люди страшатся каждого явления, и в этом заключается их оторванность от Тонкого Мира, но без такой естественной связи не может быть и преображения жизни. Мы всеми мерами спешим внушить людям бесстрашие. Мы пытаемся шепнуть о вреде страха и бессмысленности ужаса. Но с давних пор люди привыкли бояться так называемой смерти. Людей запугали адом и в то же время не сказали о значении совершенствования. Невозможно требовать от человека мужества, если он не знает, зачем он на Земле и куда он направляется освобожденным. Мы поручаем Нашим сотрудникам насколько возможно твердить людям о великой вечности и непрерывности жизни.

Мы добровольно не удалились от Земли. Мы сознательно приняли земную жизнь. Мы могли быть далеко, но предпочли остаться со страждущими. Не стойка была бы Наша стража, если бы Мы могли подпасть страху. Но Мы знаем как врачи, какие опустошения в человеческом организме производит страх. Земные врачи должны были бы установить особые виды болезни от страха. Пусть побудут в напряжении Нашем и поймут, насколько вредоносен страх.

Не подумайте, что огненность сама прилетает; ее нужно воспитать во многих жизнях.

 

Надземное. 45. Урусвати победила земные заблуждения о безопасности и обеспеченности. Ни то, ни другое не существуют в земных условиях. Но такой темный мираж совращал множества людей. Они воображали построить такие башни, где можно бы укрыться в полной безопасности. Они мечтали собрать такие сокровища, которые могли бы их обеспечить, забыв, что лишь вне земных условий могут они достичь таких твердынь. Можно подумать, не хотим ли Мы ввергнуть человечество в отчаяние. Можно представить себе, что лишь за пределами всех опасностей утверждается неуязвимость. Только признав тщету земных сокровищ, получим в достояние неубывающее богатство. Не будем принимать эти заветы как отвлеченные нравоучения. Лишь посмотрев с научной точки зрения, можно убедиться, что признание [над]земной сущности даст человечеству свободу совести и совершенствование.

Не думайте, что после миллионов лет существования человечество признало основу бытия, – вовсе нет! Может быть, именно теперь, когда полки ломятся под множеством книг, тогда корысть и мираж особенно одолевают человечество, Мы озабочены, чтобы люди поняли призрачность земных условий.

Никто из Учителей не завещал человечеству самость и корысть. Не от света родились эти ехидны. Существуют черные братства, где распространяются учения всех позорных свойств разрушения, и разложения, и разъединения.

Нужно вдуматься, какую постоянную битву ведем Мы против темных сил. Люди не думают, что они окружены опытными разрушителями. Никто не твердит о том, что нужно обратиться к Твердыне Добра. Мы получаем сведения, что составляется заговор против созидательства. Мы спешим предупредить, но сами знаете, насколько слушают Нас. Значит, опять тактика адверза должна быть применена.

Мы радуемся каждому пониманию истины.

 

Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце». 51.

Самое трудное

Самое трудное – видеть незримое. Самое трудное – слышать беззвучное. Ещё труднее жить в неочевидном. Преодоление этих трудностей требует особого рода мужества. Жизнь очевидная стоит перед нами и властно предъявляет свои права. Голос её гремит в ушах, пёстрый блеск слепит глаза. И она всюду следует за человеком. Она стремится овладеть своим достоянием жадно и властно. Она утверждает своё абсолютное бытие: «другого нет». Что же помогает переносить сознание, этот центр тяжести нашей жизни, в незримое?

Сказано: блаженны не видевшие, но уверовавшие. Блаженство это состоит не в каких-то потусторонних наградах, а в том, что в человеке начинает пробуждаться и проявляться особый орган, воспринимающий жизнь сверхочевидную. Счастье в том, что этот орган приобщает нас к беспредельному океану жизни неограниченной. И только приобщившийся способен к бессмертию. Человек, не способный ощущать жизнь надземную, попадая в неё после смерти физического тела, попадает в небытие. Невозможно воспринимать то, что находится за пределами сознания, и никогда не мысливший о мире мысли не имеет к нему проводника. Так ночная птица, не развившая в себе восприятие дневного света, слепнет на солнце; так рыба с недоразвитыми для воздуха дыхательными органами на суше задыхается. Так же слепнет и теряет сознание попавший в мир, для которого у него нет органа восприятия, нет соответственного по качеству тела или оболочки.

После веры приходит знание. Но сначала надо поверить в те тончайшие чувствования, которые касаются каждого человека, не окончательно погружённого в каменные узы плотной материи. Поверить – допустить – узнать. И у каждого есть средоточие такого познавания – сердце. Оно проводник от материи к духу, и бьётся оно на границе двух миров. И стук его есть стук суждённого нам истинного, неразрушимого, великолепного и неограниченного мира. Мы в плену у пятигранника наших органов чувств, но есть путь к освобождению, выход наверх через бесстрашие знания сердца. «Истина единственный источник мужества», но и для принятия её требуется также огненное мужество. Так опять завершается круг. Этим восходим.

1–2 мая 1951 г.

 

Н.К. Рерих. Моисей водитель 1925 г.Гр.А.Й. 1953. 617. Лучше считать, что ничего не коснется нас, нежели бояться каждой проходящей тени. Страх притягивает. По степени страха испуганы будем. Потому искореняется всякий страх и заменяется полным бесстрашием. Магнит бесстрашия силен и положителен. Но губителен и отрицателен магнит страха. Если человек – магнит и каждое состояние его духа магнитно, привлекая по сущности своей, то благодетелен и сияющ магнит бесстрашия, ибо отталкивает мощно явления, ему не соответствующие. Поляризовать, или настраивать, сознание своё можно на любую волну. Лучше жить на волне бесстрашия, притягивая элементы огненно строительные, чем разрушать сущность свою разлагающими вибрациями всяких страхов. Через неизбежное все равно придется пройти. Не лучше ли пройти через него мужественно и красиво? И кто знает, где оно, неизбежное? Не лучше ли спокойно положиться на мудрость ведущей Руки Учителя, чем терзать себя всевозможными опасениями? Конечно, её величество самость может быть обеспокоена теми или иными явлениями жизни. Но лучше ей совсем умереть. Не уйти от кармических встреч и событий. И их надо встретить достойно. О каком же достоинстве духа можно говорить, если человек всего боится? Несовместимы страх и достоинство. Принять все меры предосторожности не значит бояться. Воин перед боем осматривает оружие и готовит себя ко всем случайностям сражения, но не дрожит мужественное сердце. Страх есть невежественно и гостеприимно открытые двери для того самого явления, которого боится человек, в то время как мужество есть крепость, защищенная и охраняемая крепкими стенами с наглухо закрытыми ворогами. Мужество есть щит непрободаемый. Надо твердой рукой выбросить из сознания всякие страхи. Страж на башне зорко высматривает врагов, но не открывает им врата твердыни. По каналу страхов влезает вредоносность и разорение, магнитом его привлекаемые. Законы психической энергии действуют в созвучии с тонусом сознания, который дается волей. Отнесемся сознательно к магнитной настроенности своего микрокосма. Пусть воля действует в гармонии с сознанием, притягивая желаемое и отталкивая явления темные. В своём микрокосме несет человек энергии притяжения. От ауры протянуты нити в мир внешний. По созвучию идёт притяжение. Удачник и неудачник несут в себе энергии счастливой и отягощенной кармы. Есть люди Солнца и люди Луны. Светел путь первых и прям. Радостью, светом, энергией веет от них. Смутен, туманен, боязлив, тускл и уныл путь лунного человека. Он постоянно терзаем смутными призраками и неясными опасениями, его подавляет среда, он инертен и пассивен. Он во власти рефлекторной разнузданности. Он жертва случайных течений. Он жертва вихрей астральных. Он жертва своих настроений и посторонних внешних влияний. Как слон счастья, идёт человек солнечной природы, подобно линкору, идёт он, раздвигая громады океанских волн. На ключе счастья настроено мужественное сознание. А выбор путей в руках человека, ибо каждый – кузнец и своего счастья, и своего несчастья. Даже смерти в глаза лучше смотреть с улыбкой и смело, чем дрожать перед и пресмыкаться, извиваясь в пароксизме страха.

 

Гр.А.Й. 1958 г. 18. (Гуру). Путь духа отмечен силой. Потому хочу научить вас быть сильным духом. Стойкость, непоколебимость, преданность несломимая, бесстрашие, твердость, пути неуклонность – все это есть уявления огненной воли. Быть сильным можно, если воля сильна, а воля есть духа огонь, уявляемый в действии.

 

Гр.А.Й. 1959 г. 145. Не бойтесь ничего. Лучше без страха смотреть в лицо великой опасности, чем дрожать перед малой воображаемой и не существующей вовсе. Страх плохой советник во всем. Унизителен страх. Страх заразительный очень. Сознание, зараженное страхом, несвободно. Страх – тюремщик сознания. Или сознание властвует над человеком, или человек над ним. Сознание – тюремщик наш или освободитель. Под властью своего сознания живет человек, не зная, как от нее освободиться. Личное сознание, живущее в трех, – тюремщик для духа. Хочу вывести дух из тюрьмы добровольной. Воля может заменить страх бесстрашием, беспокойство – спокойствием, уныние – радостью, неустойчивость – непоколебимостью, т.е. добровольную тюрьму заменить домом свободным, домом духа, стены которого построены из качеств, дающих духу свободу. Есть качества духа, связывающие и парализующие его энергии, например, страх, и есть освобождающие, например, бесстрашие; ослабляющие, например, колебание, сомнения, неустойчивость; и дающие силу, например, непоколебимость и твердость. Дом духа следует строить из добротного материала – в нем жить. Сознание нуждается в хорошей оправе.

 

Гр.А.Й. 1960 г. 214. Считают, что качества духа нужны для жизни земной на планете. Но многие здесь как-то живут даже при отсутствии качеств. Но в Надземном без качеств нельзя. Спокойствие и равновесие там необходимы прежде всего, а также достоинство духа, а также бесстрашие, а также устремление. Ведь качества духа там есть условия, создающие окружение человека. Здесь окружение и окружающие обусловлены кармой, там же карма творится энергиями накопленных качеств, как хороших, так и плохих. И утверждение их будет обуславливать течение кармы надземной.

 

Гр.А.Й. 1960 г. 215. Если качества духа нужны на Земле, то насколько же остра нужда в них в Надземном. Их следует развивать и упражнять не для Земли, но для жизни в Незримом, там они много нужнее. На Земле, если, скажем, спокойствие не состоялось, человек все же живет и отсутствие спокойствия мало влияет на его внешнюю жизнь. Но в Надземном, где реакция наступает мгновенно, нарушение спокойствия может грозить катастрофой, а страх – вызвать на труса волны тяжких переживаний. Потому Уничтожаем всякий страх и Утверждаем бесстрашие. Потому качества духа, столь нужные там, будут для духа ступенями лестницы к Свету. Понимание это дает силы их утверждать, упражняя не для Земли, но для мира над нею. Утверждаются здесь, но полное и неизбежное их применение там наступает, ибо без качеств нельзя. Здесь, деньги имея, даже без качеств можно поехать в желаемое место, там же сферы пребывания духа зависят исключительно от характера накопленных качеств и силы огней, в них утвержденных. Там начинать утверждать качества поздно. Утверждать надо здесь.

 

Н.К. Рерих. Сосуд нерасплесканный. 1927 г.Гр.А.Й. 1961 г. 431. Огненную природу свою можно усиливать разными способами. Назовем несколько: любовь, устремление, преданность, вера, бесстрашие. Усиливая каждое из этих свойств, огненность свою можно усилить в соответствии с силой желания их утвердить. Любовь легче усилить, чем бесстрашие, но огненная любовь к Высшему Облику родит и бесстрашие духа. Человек существо огненное, и повышение огненного потенциала не будет противоречить законам эволюции духа, ибо оформление огненного тела будет той ступенью эволюции, которую надо еще достигать. (…) Так качества духа можно делить на качества, огни возжигающие, и на качества, огни угашающие. Огнетушителей в сознание нельзя допускать. Есть огнетушители мгновенного действия, как, например, сомнение или колебание, но есть и замедленного действия, такие, как уныние, подавленность, беспокойство. Следует очень хорошо разбираться в шкале качеств этих огнетушителей и зорко отделять убийц духа от огнедателей. Осторожность и настороженность надо уметь отличать от боязливости и нерешительности. Только опыт дает твердость руке и умение разобраться в биполярности качеств. Каждое положительное, каждый огнедатель имеет свою противоположность в уявлении наличия его огнетушителя, природу которого надо яро познать, чтобы вступить с ним в беспощадную борьбу. Нельзя огнетушителей допускать в свою сущность, ибо погасят огни и пресекут путь огненный духа. Каждое настроение человека создает либо благоприятные, либо неблагоприятные условия для уявления Агни. Можно страдать, можно быть тьмой окруженным, можно быть в тяжких условиях жизни и все же огни духа в себе охранить, а можно и в лучших условиях жизни угасить в себе и последние искорки Агни. Великая зоркость нужна и несломимое решение духа, чтобы неугасимо огни духа пронести через жизнь.

 

 

Начало страницы