ruenfrdeit
Дебюсси К. Прелюдия № 8

Непредубеждённость

С.Н. Рерих. Мы тоже ищем. 1974 г.Утвердитесь по пути духовного совершенствования и непредубежденного,

истинного научного исследования, и все приложится.

Письмо Е.И. Рерих от 28.08.1931 г.

 

Лишь непредубежденные и открытые сознания

могут быть приближены к Источнику.

Письмо Е.И. Рерих от 18.06.1935 г.

 

Оставьте все предрассудки – мыслите свободно.

Листы сада М. Зов. 24.03.1920 г.

 

 

Непредубеждённость – нравственно-познавательное качество, означающее осознанное стремление к честности, чистоте побуждений и справедливости решений, к исканию правды и действительности, несмотря на противоречивые субъективные и объективные факторы земной жизни человека. Главным направлением воспитания этого качества является развитие сверхличного, бескорыстного мышления, основывающегося на критериях Общего Блага, справедливости, истины. Непредубеждённый подход требует от человека большого мужества, осознанности, силы воли, отрешённости от личностного, эгоистического начала.

Непредубеждённость отнюдь не означает беспринципности и равнодушия. Напротив, поскольку она вырабатывается сознательно и подлежит постоянному контролю духовного разума, то обязательно предполагает утверждение человеком в своем сознании стойких принципов и правил – духовных, высоконравственных, созвучных Законам Жизни. Не имея такого остова убеждений, человек легко теряет жизненные ориентиры и подвергается внешним, часто негативным, влияниям.

Предубеждения ведут к пристрастному, предвзятому, ограниченному (одностороннему) пониманию, и в итоге, к искажению действительности и неверному освещению его в глазах окружающих. Глубоко въевшиеся в характер человека предрассудки, предубеждения и эмоционально-эгоистические установки, как шоры на глазах, мешают видеть явление объективно, с разных сторон и в перспективе возможностей развития.

Преодолённые предрассудки открывают новые врата к познанию и расширению сознания.

 

 

Близкие понятия: справедливость, беспристрастие, честность, вмещение, открытость, распознавание, спокойствие, равновесие, отрешенность, бескорыстие, сострадание, торжественность, любознательность, наблюдательность, благородство, дружелюбие, мужество.

 

Противоположные понятия: предвзятость, предубежденность, пристрастность, ограниченность, своекорыстие, осуждение, тенденциозность, легковерие, легкомыслие, беспринципность, субъективизм.

 

 

Непредубежденность – путь к расширению сознания

Непредубежденность в познании Тонкого Мира

     

 

Непредубежденность – путь к расширению сознания

Братство, 342. Предубеждение есть вход несправедливости и невежества. Но люди должны осознать границу предубеждения. Этот червь живет в одном доме с сомнением, как младший родственник. Нужно иметь очень зоркий глаз, чтобы рассмотреть такого опасного малыша. Каждое явление, каждый предмет люди встречают обычно с различной степенью предубеждения. Люди постараются оправдаться, что они познают предметы и должны предварительно сохранить свое непредубежденное суждение. Но на деле они, вместо беспристрастия, обнаруживают самое жестокое предубеждение. Следует эту слабость людскую запомнить, чтобы знать, от чего освобождаться.

 

Братство, 343. Предубеждение не годится для Братства.

 

Листы сада М. Зов. 24.03.1920. Оставьте все предрассудки – мыслите свободно.

 

Листы сада М. Зов. 12.01.1921. Оставьте все предрассудки и, пользуясь силой, духовно помогайте людям.

 

Листы сада М. Зов. 30.07.1922. 337.

В пламя очищения бросайте предрассудки и препоны вещей.

Какой блестящий костер на скале путь освещает!

Устремление открывает новые пути.

 

Листы сада М. Озарение, ч. 2, II, 6. …Новые устремления могут быть на могилах старых предрассудков – еще одно завоевание.

 

Листы сада М. Озарение, ч. 2, VI, 4. Стандарт жизни надо умело обойти. Лучшие люди опередили мир, тучами отягченный. Хотящий дойти в Новую Страну должен не только отбросить все предрассудки, но и войти путем новым.

 

Листы сада М. Озарение, ч. 2, XI, 1. Рад, когда полны значения будущего. Теперь особо важное время. Старые предрассудки являют гору непонимания.

 

Листы сада М. Озарение, ч. 3, V, 13. …Путь Света покажется, когда научно и без предрассудков посмотреть отважитесь.

Отважные с Нами. Отважным Отрада!

 

Листы сада М. Озарение, ч. 3, V, 14. …С цивилизованными невеждами Мы должны обращаться как с детьми. Обожженный палец их учит обхождению с огнем. Говорим о предрассудках, но любой министр не знает, что за зверь предрассудок. Пойдем к радости!

 

Листы сада М. Озарение, ч. 3, V, 18. …Напомним признаки сотрудников: без предрассудков, подвижные в действии, молодые духом, пучины не боящиеся.

 

Листы сада М. Озарение, ч. 3, VI, 21. …Наблюдайте без предрассудков течение мировых событий, и вы увидите Руку Нашу.

 

Община, 52. Как можно проникнуть в тайник духа? Лишь необыкновенным. Легенда о святых разбойниках имеет в основании дух, заостренный необычным. Между тем мягкий булочник редко получает ключ к духу, если только ежедневная игра пламени не даст ему свет стихий.

Годную траву нужно брать, но место роста ее нужно искать без предубеждения.

 

Община, 214. Проверяя свои действия, легче зорко наблюдать поступки других. Вы достаточно знаете, насколько Мы против предрассудков и пережитков. Именно, в этом сознании Мы говорим – осторожно относитесь к чужим обычаям. Часто в основе обычая лежало развитое знание; тогда, как реалисты, мы должны смыть все наносы, но ломать значение разумной основы было бы неоправданно.

 

Община, 225. Идти по направлению эволюции вовсе не значит тащиться в хвосте большинства. Вся история человечества указывает, что угадывало эволюцию меньшинство. И эти немногие откуда-то черпали силы преодолевать препятствия.

«Контакт космического преобразования с психической энергией рождает состояние счастливого потока», – так говорил Будда. Он указал различие между очевидностью и действительностью. Его сравнение очевидности с миражом годится для любой современной беседы.

Можно ли распознавать течение истинной эволюции, если слепая очевидность заслоняет действительность и предубеждение является установившимся мнением?! Когда люди осознают мираж предубеждения?! В каждом предубеждении заключено злобное намерение человеческому существу. Это не мораль, но практическое предупреждение. Какое представление об общине может сложиться у предубежденных людей?! Нелепо говорить с ними о свободном расширении сознания: у них нет понятия свободы, а без свободы не найти русло счастливого потока.

 

Община, 248. Трудно рушится домик ветхих предрассудков. Прежде всего запомним, что невозможно удержать роды созревшего плода. (…) Мы зовем к знанию, ибо только знание может помочь вместить комплекс кажущихся противоречий. Законы Великого Аума одинаковы во всех состояниях.

Знайте, знайте, знайте – иначе домик ветхих предрассудков не разрушится.

 

Община, 249. Примите прилив психической энергии как плодоносную волну. Утеря тех возможностей представляет для общин непоправимый вред. Предоставьте старому миру бояться изучения психической энергии. Вы же, молодые, сильные и непредубежденные, исследуйте всеми мерами и примите дар, лежащий у ворот ваших.

 

Агни Йога, 19. Кто-то думает, что точное знание будет венцом мысли, но вернее сказать, что увенчает мысль легенда. В легенде сложится смысл созидательной энергии и в сжатой формуле выразятся чаяния и достижения. Неверно думать, что легенда принадлежит призрачной древности. Непредубежденный ум отличит легенду, творимую во все дни Вселенной. Каждое народное достижение, каждый вождь, каждое открытие, каждое бедствие, каждый подвиг облекаются в крылатую легенду. Потому не будем презирать легенды истины, но посмотрим зорко и позаботимся о словах действительности.

 

Агни Йога, 131. Решающий судьбы людей, зайди в лабораторию и подымись в обсерваторию. Если даже не сразу найдешь аналогию с социальными проблемами, то пытливый ум уловит сложность аппарата действительности. Он уловит нераздельность судеб эволюции человечества от космических процессов. Потому реальное знание без предрассудков будет верным проводником в будущее. Кто же науку о человеческом обществе отсечет от мировых процессов, тот отрубит себе ноги и обречет себя на существование калеки.

 

Агни Йога, 164. Люди много говорят о помощи, которая должна исходить из Нашего Убежища. Проследим, насколько люди умеют принимать эту помощь. Каждый мечтающий о помощи уже самолюбиво определяет направление и размер помощи. Точно слон может поместиться в низком подвале! Но просителю помощи нет дела до размера и соответствия. Среди зимы должны распуститься лилии и среди пустыни должен забить родник, иначе Учитель не многого стоит.

Но, «создатель пустыни и владыка холода, ты сам создал свою жажду и задрожал от холода сердца. Мой родник остался вне твоего взгляда, и ты не обернулся на Мои цветы. Ты загромоздил путь свой самолюбием и имел время лишь оберегать твои драгоценные ступни от возрощенных самим тобою терний. Моя помощь отлетела, как испуганная птица. Мой посланец спешит назад, и жалобно воет белый Лобнор. Моя помощь отвергнута». Но путник продолжает тупо взывать о какой-то помощи и устремляет внимание на место своей будущей гибели.

Потому Мы предлагаем всегда зоркость, подвижность, непредубежденность – нельзя иначе сопутствовать действительности.

 

Агни Йога, 171. Агни-йог должен отрешиться от условности народностей, хотя временно и остается принадлежать к одной из них. Агни-йог отрешается от однородности занятий, хотя и обладает одним преимущественным знанием и одним мастерством. Агни-йог заменяет родство кровное родством духовным. Щит Агни-йога заключается в предоставлении себя эволюции миров и в суровом отказе от предрассудков.

 

Беспредельность, ч. 1, 41. …Много можно извлечь из сложных космических комбинаций. Земные представления облекаются в однообразное явление или в предрассудок. Приобщитесь к Беспредельности и во всей красоте энергии станьте частью ее. Мы неустанно будем твердить об энергии Беспредельности.

 

Беспредельность, ч. 2, 593. Дух, вместивший все понятия, свободен от рабства предрассудков. Дух, вместивший понятие блага, обнимает все проявления человеческих нужд. Только вместивший понятие Космического Магнита может напрячься в творческом импульсе. Так Наши сотрудники должны осознать, как непреложен путь устремления к Братству. Потому когда Наши утверждения сливаются с Космическим Магнитом, то Братство несет все законы. Так Наш утвержденный закон сотрудничества напрягается Космическим Магнитом.

 

Беспредельность, ч. 2, 827. Условия новых научных достижений должны соответствовать требованию будущего. Если бы ученые поняли, что явление постоянного расширения лежит в основании расширения наук, то не было бы преступного антагонизма. Ведь не опрокинуть Хотим их достижения, но расширить. Каждый ученый, который понимает закон расширения сознания, уже разбил стену предрассудков.

 

Иерархия, 71. Можно преследовать невежество, но следует особенно казнить суеверие и ханжество. Как шелуха проказы, облегает суеверие слабые мозги! Мы не против лабораторий и западных методов, но просим добавить честность, работоспособность и мужество непредубежденности. Как можно мыслить о кооперации, когда птичьи мозги препятствуют каждому опыту! Можно дать явление самое поражающее, если рога беса не будут мешать в реторте, – ведь верят в бесов больше, чем в Святых!

 

Иерархия, 425. Истинно, неисповедимы пути Наши! Кажется незнающим, что не существует незримого мира; являют предубеждение против всего, что неощутимо грубыми чувствами. Не может вместить, истинно, человек сокровенных путей, ибо как же понять высшее беспредельное основание жизни! Ведь человек должен осознать и прочувствовать все тонкие ощущения, иначе не может быть соответствия и утверждения, явленного пониманием Иерархии.

 

Сердце, 472. Предубеждение плохо как отрицательное, так и положительное. Оно противно всякой Йоге, оно пресекает феноменальную сторону восхождения. Часто смешивают предубеждение с чувствознанием, но оба качества совершенно противоположны. Предубеждение рождается в рассудке, тогда как обитель чувствознания в сердце. Так нельзя сопоставить детей рассудка с сердцем. Не только ошибочно такое допущение, но оно вредно, умаляя деятельность сердца. Можно наблюдать, как наслаиваются плиты предубеждения и вся жизнь превращается в темницу самосложенную. Но чувствознание касается истины космической, потому не содержит в себе ничего умаляющего. Саморазвитие чувствознания приносит торжественность ощущении. Так от разных Врат подходим к Чертогу Торжественности.

 

Сердце, 473. Кто же не испытал священного трепета торжественности, тот не может понять вред предубеждения. Не в великих поступках оно развивается, но в каждом маленьком действии. Так служитель предубеждения просыпается, уже проклиная сновидение, которое не входит в рамки его существа. Целый день он будет осуждать и проклинать, ибо у него не будет меры сердца; и заснет он в осуждении, и посетит он сферу, осуждению приличную.

 

Мир Огненный, ч. 1, 93. О свечении пламенного сердца многие вообще не поймут. (…)

Кроме человеческих воздействий и условий Тонкого Мира множество явлений природы влияют. Так при грозе явление может усилиться, когда масса электрическая нагнетает и внутренние Огни. Вода тоже может благоприятствовать явлениям внутреннего свечения при некоторых минеральных особенностях. Конечно, хуже всего непроветренный ядовитый воздух домов. Конечно, если он является рассадником болезней, то насколько он может подавлять эманации сердца! Уявление свечения чаще, чем думают, но предубеждение и рассудочность всегда найдут свои умышления. Несчастье в том, что люди не могут найти несвязанные суждения. Пресловутая освобожденность, о которой так любят говорить, прежде всего, не будет рабством суждений.

 

Мир Огненный, ч. 1, 132. Напрасно западные врачи говорят о трудности работы с Нами. Мы никогда не были против экспериментальных методов. Напротив, Мы приветствуем каждое непредубежденное действие. Мы одобряем, когда член Британского медицинского совета говорит о правильных методах изысканий. Мы готовы способствовать русскому ученому в работе по иммунитету и бессмертию. Мы радуемся, когда японский хирург применяет астрологические сроки. Мы даем помощь латвийскому врачу при нахождении глазных признаков одержимости. Мы готовы каждому помочь и за каждого радоваться. Именно Мы непрестанно требуем наблюдений и всячески направляем к внимательности. Мы говорим о действительности, утверждаем нелепость отвлеченности. Так, Мы желаем, чтобы врачи и ученые Запада отнеслись справедливо к Нашему сотрудничеству. Нужно понять, что пришло время очистить факты от последствий шелухи. Пора признаться, что некоторые суеверия еще произрастают на огородах обособленности. Так, к суеверию будет принадлежать и осуждение всего, что не мое. Освобожденность мышления будет, именно, украшением истинного знания.

 

Мир Огненный, ч. 1, 181. Люди гораздо чаще бывают направлены, нежели они думают. Но еще чаще они вовсе не думают, уносимые потоком предрассудков. Так Мы не можем не послать видение или сновидение там, где что-либо касается народного блага. Ныне особенно Мир нуждается в таких указаниях, иначе смятение умов может закрыть главный путь.

 

Мир Огненный, ч. 1, 211. …Так важно тщательно собрать данные о психической энергии из разных источников, не стесняясь их кажущимся противоречием. Ничто другое не возбуждало столько разноречия, как психическая энергия. Собирать эти цветы бытия можно рукою закаленною, иначе может рука задрожать среди знаков всех веков и народов. Не было народа, который бы не мечтал об Агни, собирая для него лучшие созвучия. Однобокое сознание неминуемо поскользнется на догмах и устрашится софистикой. Но София не софистика, и опыт не предубеждение – так можно делать полезное собирание.

 

Мир Огненный, ч. 1, 212. Одобряю Калачакру собираемую. Это Огненное Учение запылено, но нуждается в провозвестии. Не разум, но мудрость дала это Учение. Невозможно оставлять его в руках невежественных толкователей. Многие области знания объединены в Калачакре, только непредубежденный ум может разобраться в этих наслоениях всех веков.

 

Мир Огненный, ч. 2, 333. Следует избегать предубежденности как в большом, так и в малом. Много возможностей пресекались предубеждением. Именно огненная энергия очень чутка на предубеждение. Но зная такое качество энергии, можно противодействовать внушением.

 

Мир Огненный, ч. 2, 340. Нужно всем со всею внимательностью удалять из мышления все, что может привязать к обычному обиходу. Средства и возможности не следует искать в обиходе. Замечали, насколько Мы строили необычно. Но сейчас нужно еще больше поражаться необычностью. Смотрите на нее как на средство к преуспеянию. Люди вошли в узкое место, нельзя следовать их предубеждениям. Нужно покорять их со стороны неожиданной.

 

Мир Огненный, ч. 3, 488. Вот приближается самый замечательный год. Но многие не уловят значения происходящего. Даже слышавшие захотят, чтобы события совершались по их воображению. Обычно каждый хочет по-своему, но замечайте происходящее непредубежденно. Приложите внимание честно, зная, что протекает великий срок. Голуби принесут вам не только масличную ветвь, но и лист дуба и лавра; также Наши жертвенные приношения понять нужно не как случайность, но как шаги будущего.

 

Аум, 269. Чем тоньше энергия, тем качества ее будут неразличимее на грубое зрение. Так нужно прежде всего установить прочно основное качество, которое будет пробным камнем. Таким качеством будет чистота мыслей при желании принести самоотверженную пользу. Лучи подвига будут лучшими светочами при изучении психической энергии. Внимательность также будет другом таких опытов. Всякое предубеждение будет вредно.

 

Аум, 435. Можно пожалеть, что многие языки для одного понятия уделяют разные выражения, затемняя смысл. Например, ложь прикрывается притворством, неискренностью, предательством, предубеждением, вымыслом и многим другими выражениями, в корне которых лежит то же самое понятие лжи. Можно различать разные степени, но основа будет неизменна. То же самое можно сказать о многих понятиях, которые насильственно раздробились в людском представлении. Неполезно такое раздробление, когда нужно уметь мыслить о единстве.

 

Надземное, 301. Урусвати знает, как криво толкуются даже великие героические деяния. Многие ли встречают действия непредубежденно? Возьмем старую обычную картину: в ненастье, по глубокой грязи, с трудом пробирается путник. Из окон на него смотрят и усмехаются, – зачем в такую бурю он не остался под кровом?

Сравните, сколько будет насмешников и хулителей и как мало будет тех, кто подумает о цели путника. Может быть, он идет спасти ближнего? Может быть, это врач, спешащий на помощь? Может быть, это вестник, несущий спасение целому народу? Много добрых целей может вообразить человек, служащий добру. Но в жизни это бывает так редко!

Люди судят по себе и заподазривают лишь дурное. Для них каждый путник лишь бродяга и вор. Но не подумают, что оговорить невинного есть самое несмываемое преступление.

Издавна говорят о проклятиях, но человек сам себя проклинает за совершенную несправедливость. Сделайте опыт, пошлите лучшего человека на подвиг, на труднейшее действо, и посмотрите, как будут поносить его, не помышляя о задании. Большинство окажется хулителями, и лишь некоторые, гонимые сами, будут думать о цели подвига. Изрыгание хулений – главная препона к успеху эволюции.

И еще не подумают люди, кто послал вестника. Не подумают, кому вредят они своим злоречием. Найдутся и такие, которые будут уверять, что их хула безвредна. Но они должны знать, что каждый сор нарушает чистоту.

Мы не раз были вынуждены принимать особые меры очищения пространства. Но такие разряды могут вызвать потрясения, которые поведут к последствиям и в Тонком Мире. Нечасто можно посылать такие стрелы. У Нас много забот, когда видим, как неумно поступают люди, создавая бумеранги.

Мыслитель очень всматривался в путников и спрашивал, не может ли чем помочь. Когда же ему напоминали о бродягах, он шептал: "Кто знает, может быть, оттуда?" Когда ему указывали на лохмотья, он улыбался: "Странники не в роскоши". Когда же ему говорили, что из низов народа герои не приходят, он негодовал и указывал: "Будет время – и народ даст лучшую жатву".

К народу устремлял Мыслитель.

 

Надземное, 402. …Человек стремится познать великую реальность. Человек для этого обладает мышлением. Человек пришел к правильному выводу, что мысль есть энергия, значит, реальные исследования будут действовать совершенно ощутимо. Человек идет по напряженной научной стезе. Нет таких высших понятий, которые бы не совмещались с научными подходами, если наука будет чиста и без предубеждений.

Утверждаю, что человечество двигается по пути научных умозрений, но движение это медленно. Толпы невежд препятствуют каждому ускорению, но пора, чтобы ветхие понятия отпали, иначе самомнительные новаторы оказываются самыми отсталыми тиходумами.

 

Надземное, 663. Урусвати знает тщетность спора с предубежденным противником. Надо понять, где граница полезного распространения истины. Невозможно настаивать там, где каменное сердце не хочет воспринять.

Трудно почувствовать, где кончается восприимчивость. Опять лишь чувствознание может шепнуть: "Отойди, здесь не может быть понимания". Нужно оберечь правильное понимание, что лучше недосказать, нежели пересказать. Некоторые будут настаивать, что полученное ими знание должно быть передано дальше. В этом они правы, но на их ответственности остается кому. Учитель не должен преждевременно перегрузить сознание ученика.

Пусть все складывается целесообразно. Для этого знакомьте детей от раннего возраста с величием Мироздания. Микроскоп и телескоп пусть будут показаны малышам. Еще лучше, если их поведут в обсерваторию, такое зрелище врежется навсегда и даст особое направление мысли. Не нужно опасаться, что дети не поймут показанное. Они не только признают когда-то виденное, но получат радость. Также не нужно опасаться, что малыши будут потрясены зрелищем. Наоборот, зрелище семейных ссор может потрясти мировоззрение. (…)

Кроме того, знакомство с телескопом должно начаться раньше школьного возраста. Нельзя не дать малышам самых величественных наблюдений. Конечно, когда мы видим состояние многих деревень, то совет о телескопе представляется утопией. Но нужно начинать все-таки на Общее Благо.

Мыслитель говорил: "Скоро недостаточно будет глаза человеческого, чтобы увидеть уже сужденное".

 

Надземное, 821. Урусвати знает мощь наблюдательности. Много раз мы утверждали великое значение расширения сознания. …Расширение сознания есть качество естественное, как и все в жизни земной и надземной.

Много нужно понять простых достижений, чтобы распознать пособников к углублению сознания. Рассмотрим еще раз наших скромных помощников, среди них будет крупным достижением воспитание наблюдательности. Именно нужно воспитывать и развивать зоркость наблюдательности.

Лишь немногие приносят из Надземного Мира наблюдательность. Обычно зачатки ее должны быть упорно развиваемы на самых обыденных предметах. Не нужно, чтобы лишь учитель в школе развивал наблюдательность. Можно самому понять ценность такого качества, открывающего путь земной и надземный.

Малыш может усвоить, что ненаблюдательный человек подобен слепому и глухому. Он не может воспринять высших проявлений. Он живет в заклятом круге предубеждений. Он не может ускорить продвижения и остается, как протухший водоем. Так, может ли такой учитель распознавать проявления Надземного Мира? Может ли он увидеть чудесные проявления земной природы? Только ревностное воспитание наблюдательности может преобразить даже самый обыденный быт.

 

Письмо Е.И. Рерих. 29.05.1931. Еще хочу послать Вам мысли о непредубежденности и беспринципности, может быть, они кому-нибудь пригодятся.

Люди часто смешивают понятие непредубежденности открытого сознания с беспринципностью. Между тем эти два понятия являются антиподами. Непредубежденный ум ищет всюду основу истины и потому постоянно упражняет свою способность распознавания. Распознавание же есть первый шаг к истинному знанию. Истинное же знание всегда покоится на непоколебимых началах или принципах, ибо иначе оно не будет истинным. Принцип может иметь много углублений в жизненном приложении, но основа его будет одна – основа законности или истины. Иначе говоря, принцип или закон всегда действует целесообразно, а мы уже знаем, что высшая, или космическая, целесообразность есть начало, ведущее к красоте, потому все действия непредубежденного человека должны быть отмечены истиною и красотою.

Непредубежденный человек непоколебим в своих убеждениях, ибо они основаны на устремлении к истине. Человек беспринципный вообще не имеет убеждений, ибо лишил себя способности распознавания и судьба его подобна судьбе мяча, гонимого случайными ударами привходящих обстоятельств. Удары эти, конечно, различны – от одного можно лопнуть, от другого очутиться на дне моря, можно также залететь в чудесный цветник и так же легко быть выброшенным из него вместе с сорною травой рукою садовника. Охрани нас, Владыка, от такой неверной судьбы, и потому будем твердо придерживаться установленных принципов, чтобы даже в малейшем не преступить их. Ибо всегда ли сможем распознать, где оно, то малейшее уклонение, которое может привести к величайшему крушению?!

 

Письмо Е.И. Рерих. 12.03.1946. Так называемая непредубежденность часто прикрывает собою полную беспринципность. В этом мне пришлось убедиться не раз и не два.

 

Письмо Е.И. Рерих. 28.08.1931. Утвердитесь по пути духовного совершенствования и непредубежденного, истинного научного исследования, и все приложится.

 

Письмо Е.И. Рерих. 27.01.1933. Я страшно люблю книгу и вполне понимаю все ее великое значение в смысле пользы и вреда. Но должна сказать, так мало хороших книг и даже самая лучшая наряду с прекрасными страницами содержит иногда столько вреднейшей чепухи. Книги стали для меня, в лучшем случае, справочниками для отдельных запросов. Потому так важно воспитать Учением открытое, непредубежденное сознание, чтобы уметь разбираться в направлении, если не в истине.

 

Письмо Е.И. Рерих. 22.10.1934. Непредубежденный, ясный ум видит все признаки этой чудовищной борьбы Света с тьмою, захватившей все планы существования планеты.

 

Письмо Е.И. Рерих. 8.11.1934. …Должна сказать Вам, что проявление непредубежденной разумной критики или, вернее, обсуждение прочитанного и услышанного всегда и всюду необходимо, иначе как разовьем мы свое сознание и мышление. Именно, желая идти по Пути Служения, мы обязаны развивать в себе способность распознавания. Выказывая полное доверие Мудрости избранного нами Учения, мы все же не должны принимать каждое Указание слепо, только на веру. Если что-то не понято нами, нельзя твердить это, как попугай, только потому, что так сказано в книге Учения. Это будет самым верным путем к фанатизму и изуверству. Мы обязаны устремить нашу силу мышления, чтобы уяснить себе все неясное. Это не будет критикой Учения, но лишь правильным устремлением уберечь его от искажения. Ведь столько зла посеяно этой слепой верой и принятием мертвой буквы Священных Писаний. Нужно понять, что ни на один вопрос невозможно ответить всеисчерпывающе, ибо ответов на каждый вопрос имеется столько, сколько сознаний, вопрошающих о нем. Отсюда и все искажения великих Учений. Итак, не бойтесь подвергать мысленному анализу книги, трактующие об Учении и Учителях. Много искажений бродят по миру. Нет кощунства в честном искании и обсуждении и в искреннем желании понять.

 

Письмо Е.И. Рерих. 20.12.1934. Также я советовала бы Вам прочесть «Дневник Врача» знаменитого д-ра Пирогова. …В свое время Е.П. Блаватская с ведома Великого Учителя очень одобряла его труды и приводила выдержки в своих книгах. Его непредубежденный ум, следуя научными путями, ввел его в область оккультного.

 

Письмо Е.И. Рерих. 18.06.1935. Лишь непредубежденные и открытые сознания могут быть приближены к Источнику.

 

Письмо Е.И. Рерих. 3.02.1936. Можно лишь удивляться, насколько люди живут в создании миражей. Обычно каждый хочет, чтобы события совершились согласно его воображению. Но следует наблюдать непредубежденно и уметь отличать действительность от очевидности.

 

Письмо Е.И. Рерих. 18.02.1936. Битва Армагеддона шумит и разгорается во всех частях света. Битва эта много расчистит, и при столкновении Света и тьмы народятся новые сочетания и возможности. Но многие ли поймут все значение происходящего? Даже слышавшие об этом годе захотят, чтобы события совершались по их воображению, именно так, как им хочется. Но нужно наблюдать непредубежденно, зорко всматриваться и прислушиваться к ритму событий.

 

Письмо Е.И. Рерих. 21.05.1938. Вас также огорчает недостаток знания о моей стране в Америке. Но чтобы понять психологию людей, нужно прожить с ними несколько лет и, самое главное, иметь непредубежденный глаз. Кроме того, одна из основных трудностей при подходе к России – это то, что люди не знают [ее] языка. Не только в Америке, но и в европейских странах, за редким исключением, не было дано правильной оценки России ни в прошлом, ни в настоящем. Но будем надеяться, что в будущем это изменится. Трудно преодолеть предрассудок, взрощенный на атавизме. А с такими ограничениями можно ли судить справедливо?

 

Письмо Е.И. Рерих. 2.05.1939. Великие Учителя могут помочь в поисках новых формул лишь там, где непредубежденное сознание и достаточная научная подготовка налицо. Невозможно навести на значительное открытие сознание, не подготовленное к такому восприятию. Многие большие ученые руководились и руководимы Великими Учителями, и сами они того не ведают.

 

Письмо Е.И. Рерих. 23.01.1940. Все же в книгах столько указаний, что непредубежденное и незатемненное очевидностью сознание может усмотреть направление эволюции. Нужно благодарить Силы Света за посланный Щит.

 

Письмо Е.И. Рерих. 16.05.1941. Понимаю, как трудно сейчас, как тяжко бывает на душе, когда пламя доверия начинает колебаться под натиском бури. Именно, знаю, родные, что даже мужественный и закаленный в житейских невзгодах дух может испытывать иногда жуть при виде безумия, творящегося в мире. Истинно, даже ему может порой казаться, что выхода нет, что все зашло в какой-то адский тупик, о который сокрушаются все лучшие возможности. Но мы знаем, что подобное чувство нужно сознательно и твердо изгонять, не давать ему укореняться в сознании. Заветы Учения должны ярко пылать в сердце, помня, что очевидность не есть действительность. Зоркий глаз, непредубежденное, открытое сознание усмотрит и среди хаоса разрушения и разложения неуклонную линию нового порядка вещей, нового строительства и нового воскрешения духа. Именно в Учении Жизни можно найти руководящую линию, найти истинное направление эволюции и сохранить необходимое сейчас равновесие и спокойствие духа.

 

Письмо Е.И. Рерих. 27.09.1946. Новое непредубежденное изучение Книги Природы и скрытых свойств человека откроет многие так называемые тайны Мироздания.

 

Письмо Е.И. Рерих. 12.11.1946. Многие тела невидимы даже в самые сильные телескопы, но лучи их могут воздействовать на атмосферу и на недра Земли, так же как и на ее обитателей. Ведь пространственные токи – самые мощные рычаги всяких воздействий и преображений, прежде всего человеческих настроений. Именно на них, на эти токи, так мало обращают внимания и только сейчас начали изучать космический луч, но со стороны физической, тогда как все следует изучать прежде всего со стороны психической. Ибо Мир Психический ведет мир физический, а не наоборот. Когда наука вступит на широкий путь истинного, непредубежденного и неограниченного знания, тогда многие космические истины и опасности станут очевидны. Люди поспешат следовать новым уложениям и вспомнят забытые Основы Бытия, чтобы избежать ужасного конца.

 

Письмо Е.И. Рерих. 28.06.1947. Итак, родные, …мы не утверждаем «культов», ибо в культах есть нечто застывшее и порождающее фанатизм, этот накип невежества легко уявляет звериные инстинкты. Мы сторонники непредубежденного и широкого понимания и изучения Жизни во всей ее вселенской сложности и красоте.

 

Письмо Е.И. Рерих. 28.06.1947. Самое страшное – это тупик сознания, потому так приветствуем каждое непредубежденное отношение ко всему сущему и тех ученых, которые смело идут к необъятным возможностям, открывающимся им новым познанием Лучей и их воздействий на человека и на всю окружающую его Природу. Так и скажите – мы почитатели высшего Знания, и эпитеты, даваемые нам невеждами, не только не могут нас задеть, но мы гордимся стоять в рядах исследователей новых сил Природы и основателей новых наук. Все, касающееся метафизики и мистики, станет наукою дня, когда сознание новых поколений очутится под воздействием новых лучей.

 

Письмо Е.И. Рерих. 29.07.1948. Главная сущность Учения Будды заключается в полном освобождении просвещенного ума, который созерцает корни вещей и сложность строения возникающих фактов и никогда не может быть введен в заблуждение видимостью. Знать – есть основная нота Учения Будды. Как прекрасен Его призыв: «Братья, я не прихожу предложить вам догм или просить вас верить во что верят другие. Я лишь призываю вас к самостоятельному просвещению, к пользованию своим разумом, вместо того чтобы допускать отупение его. Я заклинаю вас не походить на хищных зверей или на глупых баранов. Я умоляю вас быть людьми с непредубежденным умом, людьми, которые придерживаются правильных взглядов и трудятся неустанно над приобретением истинного знания, которое восторжествует над страданием».

 

Письмо Е.И. Рерих. 3.03.1951. Новое надвигается мощно и может захватить неожиданные пространства. Следует готовить себя к самому широкому и непредубежденному мышлению. Главное, найти в себе мужество вместить не на словах, но в жизни каждого дня готовность принять новое, которое, может быть, и убого вначале, но все же много ценнее отжившего старого.

 

Письмо Е.И. Рерих. 29.06.1954. Вы, родные, конечно, чуете сердцем, сколько Любви и заботы проливается Силами Света на утверждение нового сдвига сознания на основе более широкой общественности и допущения свободы мышления без ограничительных догм, на диалектическом построении и постоянном развитии любой проблемы жизни. Прекрасно мышление, отбросившее предрассудки и умеющее мыслить свободно. Пуще всего храните устремление к познанию Законов Бытия, являемых непредубежденному сознанию в незыблемости их. Велика Красота в Познании вечно открывающихся новых сокрытых Свойств Природы и Человека. И к этому придет наше устремленное человечество, когда обретет понимание великого Единства Жизни.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 332. Космических Законов отрицать нельзя. Их не должна отрицать наука, если даже они искажены и некоторые выражены в том или ином виде современных или древних религий, ибо от действительности не уйти. Но увидеть ее надо все же глазом непредубежденным. Истинными можно назвать Великие Космические Законы и Принципы построения Вселенной, лежащие в основе всего, что существует. Законы материальные неотрицаемы.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 336. Многогранность Космоса в обычные формы не укладывается. Шкала звукоогненная идет вверх к недосягаемым вершинам Света, который звучит. И если широка шкала звука земного, как же широка шкала слуха четырнадцатого? Так не будем ограничивать Вселенную нашим пониманием ее от сегодня. Сознание должно быть открытым и непредубежденным, всегда готовым встретить новое понимание просветленно.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 339. Друг Мой, если посмотреть на совершающиеся мировые события непредубежденным глазом, много необычайного, много удивительного и небывалого можно увидеть. Можно явно увидеть новую, явно наметившуюся ступень эволюции человеческой, и тех, кто против нее восстает.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 329. Для начала хорошо внимательно прислушиваться к тому, что говорит сердце, ибо чувствует в вас сердце. Но должно быть свободным оно от мыслей предвзятых: они – как заслонка от света. Трудно иметь чистое, открытое для непредубежденных восприятий и спокойное уравновешенное сердце. В противном случае зеркало духа искривляется и не дает правильного отображения. Лучше всего астральный проводник из процесса убрать. Он окрашивает все воспринимаемое цветом своих эмоций, плохих или хороших, не все ли равно, если они искажают действительность. Фотопленка запечатлевает вибрации света без всяких личных переживаний и делает это очень точно. Так же и бесстрастное сознание, не отемненное эмоциями, лучше и дальше увидит. Надо понять, что любая задача может быть решена блестяще без малейших признаков личного отношения к ней. Сверхличное тем и хорошо, что из него изъято астральное начало, ярое личною самостью своей. Можно, можно жить без него и быть спокойным, уравновешенным и счастливым. Но с ним, не подчинив его воле, невозможно. Астрал – враг чувствознания, а самость – стержень враждебности высшему познаванию.

 

Гр.А.Й. 1958 г. 49. (17). Меры духа. О скалу непредубежденности разобьются прежние представления о вещах. Меры духа иные, чем у всех оболочек. Дух вездесущ, и вне измерений, и вне расстояний, вне времени, вне верха и низа, вне понятий далеко и близко, здесь или там, ибо везде, ибо может магнитно себя осознать где угодно. И может он знать поверх оболочек. Это есть знание духа. Чувствознание – атрибут духа.

 

Гр.А.Й. 1958 г. 389. (310). Непреложность шагов эволюции можно уже усмотреть, если глаз непредубежден. Много признаков общей готовности духа и жаждущих знания много. И знание, которое есть, насыщенное огненной мыслью Учения Жизни, станет Знанием, которое будет. Светло впереди.

 

Гр.А.Й. 1958 г. 849. (1970 г. 609). Пройдут века, и лишь только тогда смысл текущих событий будет всем ясен. Но Нам он ясен ныне, ибо Мы Направляем их ход. Множество знаков рассеяно повсюду, говорящих о смысле идущих событий. Но их надо увидеть непредубежденным оком. … Если их собирать, картина получится поразительная по своей убедительности. Они рассеяны всюду. Не может быть отклонения эволюционного потока. (…) Потому светло и смело смотрите вперед, в будущее. В нем победа должна быть и ваша над жизнью.

 

Гр.А.Й., 1959 г. 51. «Вы боги», – так Сказал Сам Спаситель. Но прежде чем стать богами, то есть достичь высшей ступени человеческой эволюции, беспредельные свойства свои должен в себе осознать человек. Религия в этом не преуспела. И в том, в чем не преуспела она, преуспеет и поможет человеку наука и даст объяснения в точных научных положениях, подтвержденных точными научными открытиями и законами, лишенными клерикального одеяния и неубедительности церковного догматизма и прочих нагромождений.

 

Гр.А.Й., 1959 г. 110. Даваемое Нами Учение есть плод Знаний и опыт многих тысячелетий. Нельзя же ограничить сферу познания лишь областями, известными людям в данный момент, но Джордано Бруно сожгли, других замучили и убили, и лишь только за то, что осмелились принести людям новое знание. Такова уж природа людей – отрицать несомненное и убивать Свет приносящих. Потому и Разрушаем все предрассудки и нагромождения, чтобы освободить мысль. Самые тяжкие цепи – это цепи религиозного фанатизма, суеверий, нетерпимости и догматизма. Младенческий материализм тоже связал мысль, но пределы его разрушаются современной наукой. Огненная Эпоха – это Эпоха свободной мысли, защищенной от всех предрассудков и наслоений невежества и не связанной ограничениями прошлых веков.

 

Гр.А.Й. 1963 г. 404. Не многословие, но попытка заключить Беспредельность в слова – попытка безнадежная, хотя и расширяющая сознание. Следовательно, цель – обогатить сознание новыми мыслями о Вселенной. Вселенная все та же, но представление о ней расширяется. То, что было Дано раньше, считается устарелым и, оставаясь непонятным, сдается в архив. Приходится вкладывать старое, то есть неизменную Истину, в новые формы, соответствующие условиям исторического момента. Непредубежденное сознание усматривает часть единой Истины и в старом и новом Учении Жизни, их примиряя и видя в каждом лишь величественные ступени Лестницы Света. Но как же быть с невмещающими? Ныне науке препоручается дать то, что не смогла дать религия, то есть знание материи и Космоса.

Письмо Б.Н. Абрамова к Н.Д. Спириной от 20.11.1967. Сам по себе анализ некоторых своих ощущений очень интересен, но требует постоянного внимания и заботливости, ибо много ощущений проходит мимо сознания из-за небрежения к ним. Это не есть самокопание и самоедство, но изучение своих возможностей. Особенно всегда характерно первое впечатление, если его не упустить и вовремя его отметить. Но часто оно упускается, и дальше уже легко ошибиться. На всё человек смотрит через стёкла своих предубеждений, настроения, состояния нервов и здоровья и т.д., но учиться всё же можно везде и всегда.

 

Гр.А.Й. 1968 г. 234. Чудес нет. Все явления материальны и все объяснимы с точки зрения научного к ним подхода. Чудесная аппаратура и лаборатория человеческого организма при научном, а главное, непредвзятом подходе к нему раскроют свои изумительные свойства и возможности беспредельного развития и усовершенствования. Но отрицание и невежество придется оставить, а также и страх за незыблемость основ истинного материализма. Эти основы непоколебимы, ибо если нечто нематериально, то его и нет и существовать оно не может. Но если утверждается, что что-то самое чудесное, самое необычное существует, значит, оно материально и может быть изучаемо и доказано. Во многих суевериях и верованиях народных можно найти корни и проблески действительного, хотя и забытого знания. Из ничего не рождается ничего. Но подход к изучению многих явлений должен быть непредубежденным. Действительность и материя со всеми ее законами остается неизменной и независимой от того, с какой точки зрения смотрят на нее люди или подходят к ней. Истинная наука не боится действительности и изучает ее непредвзято.

 

Гр.А.Й., 1968 г. 520. В процессе эволюционного развития человечества различные Учения, даваемые Иерархией Света, никогда не противоречат одно другому и не отрицают друг друга, так как являются только разными гранями Единого Сокровенного Учения, только частично выдаваемого людям. Учение идет ступенями, уходящими в Беспредельность, и потому никогда не является законченным, конца Учение не имеет. Догматизм означает законченность и кристаллизацию положений того или иного Учения в законченных, неподвижных и застывших формах. Потому догматизм разрушителен для эволюции выдаваемых Иерархией Света знаний. Неизменяемость и прочность Основ Учения не означают их мертвой неподвижности, на которой процветает догматизм, но указывают, что дальнейшее развитие и развертывание Учения и углубление его основываются на прочном фундаменте. Каждый Учитель, дающий Учение, Приносил в мир нечто новое, не отрицающее, но дополняющее данное прежде. Учение очень трудно оберегать от искажения и злотолкования, ибо каждое столетие образует на нем различные наслоения, часто искажающие его первоначальный смысл. Велика разница между учеником Учителя и последователями Его, из числа которых появляются толкователи и исказители того, что было дано Первоучителем. Толкователи много причинили вреда и много способствовали тому, чтобы под грузом их интерпретаций затемнялся первоначальный, простой и чистый смысл Учения. Так называемые общепризнанные защитники, поборники и апологеты Истины, как правило, не знали ее и не имели к ней доступа. Защитниками Истины, оберегающими Учение от искажения, могут быть только очень близкие к Первоучителю духи, и только они могут охранить Учение от искажений.

 

Гр.А.Й., 1970 г. 195. (Гуру). Каждое положение Учения Жизни можно рассматривать как отправную точку для мышления или трамплин для устремления мысли в будущее, в мир безграничных возможностей. Не останавливаться на застывших формулах, но именно двигаться мыслью, ее расширять, наращивать ее элементы, творчески ее устремляя, будет правильным решением вопроса, пресекающим явление догматизма или задержки на одном месте. Мы радуемся, когда видим растущую, самоисходящую мысль, вместо повторения чужих слов. Так утверждаются лучи самоисходящие, зарождающиеся в свободе выявления огненного потенциала духа. Вот почему Учение Жизни не дает законченных формул, давая тем самым импульс для самостоятельного продвижения мысли.

     

 

Непредубежденность в познании Тонкого Мира

Мир Огненный, ч. 3, 69. Правильно мыслить об очищении догм, которые уводят справедливое мышление. …Все устремления человечества к знанию Невидимого Мира должны побудить сознание к принятию мышления очищения, которое продолжит путь земной к Миру Огненному. Ведь лишь понятие единства пути заставит людей жить Красотою и умирать, как путники, продолжающие свое странствование. Когда Мир поймет эту неразрывную связь с Тонким Миром, Чистилище примет тот же образ Вечной Истины. Потому так важно утвердиться в понимании нескончаемости жизни, как бы продолжение великого Колеса Жизни. Явление накопления "Чаши" дает великую мощь духу в Мире Огненном, как и путь мрака дает свое мрачное существование.

Направим мысли людей к Чистилищу на Земле.

 

Агни Йога, 354. Отказавшись от страха, предрассудков и лицемерия, можно приобщиться к жизни незримой. Можно наблюдать, как ясновидение и слышание развиваются без трех врагов.

 

Агни Йога, 466. Советую наблюдать, при каких действиях и мыслях являются звезды, их окраску и величину, – эти указания как благость миров. Пространственный огонь как бы металлизируется, и жизнь наполняется сиянием праны действительности. Лишь остается следить за знаками без предубеждения и замечать, к которой мысли они относятся.

Конечно, они довольно обычны для психоглаза, но не следует утопать в обычности. Лишь для слабых ежедневная работа над Учением скучна. Искры Космоса неповторяемы. Можно дать целую главу наблюдений над звездами.

 

Агни Йога, 635. Можно спросить: «Если происходят вещи вроде слышанного в Тибетском монастыре, почему же на Западе не слышно о таких же проявлениях?» Конечно, и на Западе того же порядка случаев много, но часто феноменальность действия не учитывается. Мышление Востока в некоторых направлениях тоньше, и потому так Советую подмечать и оценивать факты. Суеверие Нами презирается, но кто-то должен оставить предубеждение.

 

Иерархия, 425. Истинно, неисповедимы пути Наши! Кажется незнающим, что не существует незримого мира; являют предубеждение против всего, что неощутимо грубыми чувствами. Не может вместить, истинно, человек сокровенных путей, ибо как же понять высшее беспредельное основание жизни! Ведь человек должен осознать и прочувствовать все тонкие ощущения, иначе не может быть соответствия и утверждения, явленного пониманием Иерархии.

 

Мир Огненный, ч. 2, 422. Напрасно люди жалуются на оторванность от Тонкого Мира. Многие видят тонких жителей. Многие улавливают речи потусторонние. Многие слышат ароматы неземные. Можно назвать явления бесчисленные как среди людей, так и среди животных. Только упорное предубеждение мешает людям понять действительность. Сколько людей было спасено указаниями из Тонкого Мира. Сколько государственных действий решалось по указанию Свыше. Не только древние эпохи дают тому примеры, но и самое недавнее прошлое может дать самые неоспоримые факты таких постоянных сношений. Земля не может быть изолирована от всех миров. Даже земные, плотные чувства против всех невежественных суеверий проводят чувства Тонкого Мира. Когда же сознание утончится, тогда можно ждать ценных сближений, которые будут совершенно естественными.

 

Братство, 14. Тонкий мир нередко описывается, как что-то туманное, холодное, царство блуждающих теней. Не из суеверия ли происходят такие описания? Но, может быть, они проистекают из неумения пользоваться качествами этого превосходного состояния? Действительно, предубеждение и недоверие могут скрыть лик Тонкого Мира. Даже в земном состоянии человек видит то, что он хочет, тем более в Мире, где все складывается мыслью. Там обитатели могут создавать и узреть по степени своего мышления.

Иметь чистое мышление полезно, именно оно знает здравый смысл доверия.

 

Надземное, 50. Прежде всего нужно помочь на Земле, но такая же помощь нужна и в Тонком Мире. Своего рода эпидемия ужаса потрясает Тонкий Мир. Кроме битвы, там возникают настоящие заболевания. Люди на Земле чрезвычайно привыкли бояться всяких зараз. Они приносят те же опасения и в Тонкий Мир. Там мысль ужаса творит. Ужель люди не признают, что все свои земные предубеждения они приносят с собою в Тонкий Мир? Если на Земле не легко освободиться от всяких пагубных наростов, то в Тонком Мире еще труднее. Там кристаллизуются все земные запасы. Считаю, что положение планеты много улучшилось бы, если груз, приносимый в Тонкий Мир, сделался бы лучшего качества.

Мысль, только одна мысль может истребить множество микробов.

 

Надземное, 52. Урусвати сумела сохранить истинные отношения с Тонким Миром. Поясню, отчего называем их истинными. Люди обычно вообще отрицают существование Тонкого Мира, и в такой лжи они кощунствуют. Другие, хотя и признают Мир Тонкий, но относятся к нему с предубеждением. Такое уродливое отношение иногда мало отличается от кощунства. Не трудно понять, насколько вредно такое отношение в смысле космическом. Оба заблуждения отравляют атмосферу и отталкивают то, что должно быть сотрудником земного бытия.

Невозможно ожидать приближения Тонкого Мира, если на Земле его будут отрицать, проклинать и страшиться. Истинное отношение примет Тонкий Мир спокойно, честно и доброжелательно. Магнит доброжелательства действует во всех мирах. Как же можно отрицать то, что существует, так же как и мы сами!

 

Надземное, 292. Как вредны крайности! С одной стороны – отвергание всякой жизни после ухода от земного плана, с другой стороны – нелепые образы, навязанные устрашениями верований. Невозможно оставаться в таких пределах, забывая, что лишь непредубежденное познание поможет приблизиться к Истине.

 

Надземное, 506. Смелый наблюдатель непременно соберет вокруг себя наиболее чутких сотрудников. Не нужно обвинять его в недостаточной специализации, психическая энергия требует широких наблюдений. Нужно собирать сведения из древнейших времен. Нельзя назвать такие записи выдумками. Наоборот, непредубежденный глаз найдет много научных указаний. Он поймет, что для целых эпох надземное и земное не были противоположениями. Психическая энергия только тогда будет увлекательна, когда она понята как связь всех миров. Наука будущего явится как источник самых возвышенных решений.

 

Надземное, 745. Можно ли рассуждать о психологии, если мы не знаем о свойствах психической энергии? Также нужно усвоить полную реальность Надземного Мира. Нужно уметь терпеливо собирать разрозненные показания и отнестись к ним непредубежденно. Мы советуем не загромождать науку терминами, но продолжать ее эволюцию. Явление усложнения ведет к ненужным разделениям. Мы всегда советуем стремиться к синтезу.

 

Надземное, 842. Урусвати знает сущность надземных мер. Исследователи надземной науки часто изумляются, почему сроки земные не совпадают со сроками Надземными? Такое обстоятельство иногда повергает малодушных в сомнение. Лишь при глубоком изучении условий Надземного Мира человек понимает, что надземные меры не могут вполне совпадать с мерами земными.

Даже на Земле человек, стоящий на вершине горы, будет иначе мыслить и чувствовать, нежели кто-то, находящийся в глубокой долине. Тем различнее будут меры надземные; там будут основы по существу, и указание будет в связи с событиями. Потому лишь пытливый наблюдатель может усмотреть внутреннюю связь многих событий, как бы сопровождающих главное указание.

Нередко такие побочные события могут быть как бы совершенно незначительными и посторонними, и только внимательный зоркий глаз усмотрит связь показательную. Тогда такой непредубежденный ученый скажет: "Поистине, Мир Надземный близок к земному, но горние меры должны быть наблюдаемы заботливо". Так можно понять, что язык надземный не может быть тесным языком Земли.

Сердце постоянно указывается как средоточие сущности человека. Только сердце может прислушиваться и понять легкие касания Надземного Мира, нужно помнить это.

Мыслитель говорил: "Учитель, научи понимать шепот Надземный".

 

Письмо Е.И. Рерих. 31.08.1936. Также советуйте не базироваться на видениях. Нет ничего обманчивее этих иллюзий Тонкого Мира при содействии низшего манаса. Нужна дисциплина, нужна твердая узда на всех чувствах и годы тончайших наблюдений, прежде чем возможно правильно разбираться в видениях Тонкого Мира. Следует со всею честностью и острою наблюдательностью и непредубежденностью исследовать подобные видения, иначе мы сделаемся игрушкой жителей низших слоев Тонкого Мира. Вот почему советуется всем записывать свои видения, чтобы была возможность с течением времени проверить их правильность и значение. Но от записывания и наблюдения до безусловного принятия и руководства ими расстояние огромно.

 

Письмо Е.И. Рерих. 29.07.1948. Получила письмо от Мариночки, она пишет о своих психических переживаниях, рада за нее. Ее чистое устремление и непредубежденность принесут лучшие результаты. Чистота и искренность охранят ее от опасности вторжения нежелательных элементов. Но пусть зорко следит, чтобы во всех таких сообщениях и прикасаниях из Мира Тонкого не было ничего, что могло бы смутить ее моральное чувство и оттолкнуть ее сердце. Во всех таких испытаниях и переживаниях сердце и врожденная чистота являются самыми лучшими судьями.

 

Гр.А.Й. 1961 г. 323. Много внеплотных явлений постоянно происходит вокруг, но их надо усмотреть. Для этого требуется соблюсти условия: наблюдательность, непредубежденность и открытый глаз. Полагают, что Тонкий Мир уявляется в ряде необычных сверхчувственных восприятий, в то время как незримое и неслышимое утверждает себя в том, что видно и слышно. Ибо видимое – это аспект или другая сторона невидимого, а слышимое – того, что не слышно. Это относится также и ко всем прочим органам чувств. Даже и сами эти органы двойственны, вернее, тройственны, пятеричны и семеричны, в зависимости от того, в каком проводнике уявляется сознание. Для каждого плана, на котором живет человек, функционируют и соответствующие ему органы чувств. Расставшись с физическим телом, человек не лишается способности видеть и слышать, обонять, осязать и ощущать вкус. После освобождения от тонкого тела все его чувства, претворенные, остаются с ним. Утончение и претворение их идет и выше, и Бессмертная Триада его владеет всеми, только еще более утонченными и обогащенными шестым чувством, которое называется чувствознанием. Впрочем, чувство это проявляется у человека и в теле физическом, когда он на земле, только человек редко относится к нему сознательно и редко пользуется им. Условия наблюдательности, непредубежденности и открытости относятся также и к чувствознанию, давая возможность ему развиваться и утончаться.

 

 

Начало страницы