Основные положения Учения Живой Этики (Агни Йоги)
Этика Живой Этики
Духовность как новый этап эволюции человека.
Духовно-нравственные качества.
Этика и наука. Открытие супругов Кирлиан.
Ноосфера. Роль человечества в эволюции планеты.
Общие принципы духовного совершенствования.
Духовный Учитель и его роль в преображении человека.
Творчество – космическое назначение человека.
В Учении Живой Этики эволюция человечества имеет несколько важнейших векторов в соответствии с многомерной природой человеческого микрокосмоса. Сокровенным началом человеческого этапа развития является зарождение разума – способности мышления и самосознания. Эта способность непреложно проявляет в новом человеческом существе свободу волеизъявления – высший космический дар и одновременно пробуждает способность нравственной оценки и самооценки. Последующая эволюция человека движется по этим космически заданным линиям. Правильное пользование своей свободой осуществляется только высокоразвитым и нравственно одухотворённым разумом. Без этого интегрального внутреннего преображения свобода может превратиться в злое своеволие и безответственность, разум – выродиться в интеллект и эрудированный подсчёт личных выгод, нравственность окажется излишним и ненужным стремлением в земном потребительстве и жёстком выживании сильнейшего.
Будущий сверхчеловеческий этап эволюции, в терминологии Учения – духовный, к которому человечество продвигается в соответствии с циклами космической жизни, неотъемлемо предполагает одухотворённое, высокоразумное существо, чья свобода проявляется как гармоничное действие Космических Законов. На современном этапе среди различных линий эволюции человека – физической, психической, ментальной, социальной, волевой и др. – наиболее слабо развитым является духовно-нравственный уровень. Именно он актуализируется в Живой Этике, где чётко и подробно показывается, что развитие различных способностей человека и их гармоническое созвучие в нём, а также качество социальной жизни, будущие культурные достижения и историческая судьба человечества в целом, непосредственно зависят именно от его духовно-нравственного совершенствования. Духовный человек – обязательно нравственно преображенный, нравственно совершенный. Согласно Учению, этот критерий прежде всего обуславливает место, которое занимает человечество и каждый человек в великой лестнице Эволюции Жизни.
В этической философии Живой Этики ключевое значение имеет учение о духовном сердце. Доктрина духовного сердца – очень древняя и встречается в различных культурах мира. Вспомним, что древние египтяне именно сердце полагали на весы Суда справедливости, где вершилась посмертная судьба человека. В даосизме шэнь – духовное начало человека, «изначальный разум Дао», вечная искра осознания, которая «не рождена и не умрет», также располагается в сердце. Категория синь – буквально переводится как сердце – одна из центральных в традиционной китайской философии. В конфуцианстве синь означает орган сознания, вместилище психорациональной природы человека, его субъективное сознание/разум. Учение о духовном сердце мы находим в христианстве, и оно закономерно присуще русской религиозной философии, которую отличает этикоцентризм (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, И.А. Ильин, С.Л. Франк и др.).
Духовное сердце является ярким выражением духовного начала человека, того бессмертного ядра, которое воплощается в различных земных личностях и является основой для развития индивидуального сознания. «…Под развитым сердцем нужно, прежде всего, понимать расширенное сознание, – уточняла Елена Ивановна. – Именно сердце есть престол СОЗНАНИЯ, а не сентиментальности, этого суррогата доброты. Характерно, что все восточники, говоря о высших сокровенных думах, всегда полагают руку на сердце, ибо они помещают Сознание в сердце»2. Вот почему так важно учиться слышать и слушать голос своего сердца – это голос духа, высшего и руководящего начала в нашей жизни. У большинства людей сердце находится в неочищенном состоянии, в завалах самости, саможаления, корысти, сентиментальности и чувственных вожделений.
Путь духовного совершенствования неизбежно ведёт – и правильно начинать с этого – к очищению и отеплению сердца, к развитию ясной и чистой сердечности. Неверно думать, что голос сердца слишком незаметен. Да, он тих и тонок, но постоянен и глубок. Так, сердечная молитва, размышление или чтение вызывают физически ощутимое тепло, даже горение в области сердца. Такое очувствование лучше любых рациональных доказательств выявляет деятельность духовного сердца. Чем чаще и сознательнее человек обращается к своему сердцу и руководствуется его велениями в своей жизни, тем чище и яснее он слышит его голос, тем легче вступает во взаимодействие с ним и тем активнее развивается психическая энергия его сознания.
Духовное начало обладает целом рядом атрибутов и свойств. Прежде всего следует понимать, что оно связывает наше существо с Высшими Мирами и чутко передаёт их направленность и ритм. Это основная анти-энтропийная сила, ведущая к поступательному развитию нашего микрокосма. По своей природе дух анти-эгоистичен, но открыт к миру и направлен к даянию. Духовная готовность к отдаче и радость помощи противоположны корысти, самости, жадности низшего эго человека. Дух излучает любовь и является источником чувств единства, родственности со всем сущим. Дух всегда стремится к ясности, чёткости и чистоте в мыслях и чувствах. Дух всегда направлен к созиданию, творчеству и сотрудничеству, но не разрушению, зависти и нетерпимости. Духовное начало поднимает человека на новую ступень эволюции, преодолевая отчуждённость, низшие чувства и животные инстинкты. Так, например, мужество преодолевает инстинкт самосохранения и страх смерти. Тогда мужество можно определить как интуитивное знание (а у более развитых людей – осознанное понимание) бессмертия своего духа.
Духовное начало раскрывает, увеличивает степени свободы человека. Очень хорошо это видно в его психологических реакциях и поведении. Например, если человек несдержан и нетерпим, то в конфликтной ситуации он не имеет выбора в своем поведении, а значит, это уменьшает степень его свободы воли – он обязательно будет раздражен, обижен, расстроен. И давайте рассмотрим другую ситуацию – человек умеет быть сдержанным, терпеливым, спокойным, допускает иное мнение, способен минимизировать личные привязанности и желания. Тогда даже при открытой конфликтности и ярких эмоциях со стороны своего собеседника он имеет выбор – он может либо сдержаться и промолчать, либо высказать свою точку зрения в более мягком и близком сознанию собеседника варианте, либо он может возбудиться и начать спорить. Другое дело, что такой человек, скорее всего, сумеет проконтролировать и остановить раздражение, но главное – он имеет выбор в своих проявлениях. А значит, имеет бóльшую степень свободы воли. Эта степень свободы тем больше, чем развитее качество сдержанности, которое, как река в океан, вливается в мощное синтетическое качество самообладания (равновесия). Овладевший на высоком уровне самообладанием воспитывает в себе целую палитру живых духовно-психологических реакций, применяемых им в зависимости от целесообразности и условий ситуации, – от сочувствия, вмещающего понимания и сострадательной готовности помочь до суровости и твёрдой решительности пресечь ложь и предательство. Таким образом, чем ближе качества характера, проявляемые человеком, к духовному началу, тем большую свободу они несут для своего носителя и тем гармоничнее устанавливается соотношение между духовно-нравственным обликом человека, формами его поведения и конкретными обстоятельствами жизненных ситуаций.
Эти свойства духа и их сравнение с проявлениями низшего начала показывают, насколько ясны и понятны его силовые линии. Поэтому голос сердца – это не эфемерная выдумка отвлечённых мыслителей, а реальная движущая сила нашего развития. В человеке изначально заключено начало добра – значит, путь духовного обновления и продвижения открыт перед каждым из нас. «В духе каждого человека живет начало добра, которое может насыщать все Сущее, если сознательно вызывать эти энергии Света, – утверждается в Учении. – Строительство духа может быть напряжено токами, явленными добром или злом; зависит от человека обратить в действие различные рычаги. Каждый строитель может честно себе сказать кому служит – духу или материи? Конечно, легко убедиться, в какое назначение идут силы духа. В зерне своем каждый дух знает правду, явленную тихими токами, потому это углубление направляет дух к правильному мышлению. Ведь сознание единства может открыть все затворы, которые отделяют человека от высшей истины. Мир духа нуждается в понимании. Так каждый может вызвать самый тонкий ток из недр сердца. Лучший провод к Миру Огненному есть недра сердца, в них таится Огонь Космический» (Мир Огненный, ч. 3, § 129).
Человек – очень сложное существо, его мысли, слова и чувства могут быть разнонаправленными вплоть до противоположности. Человек может думать одно, говорить другое, а на самом деле чувствовать совершенно иначе. Дух же приносит гармонию и единство, согласованность всех внутренних сил микрокосма, строит его цельность.
Совершенствование сознания человека может происходить именно под руководством духовного начала. Главенство духа устанавливается над сферой чувств и мысли человека, его волей и физической природой. Именно иерархическое подчинение низшего высшему, духовному началу в человеке представляет сущностную основу процесса его совершенствования и преображения. «Подчинение низшего высшему лежит в основе Космоса… – подчёркивается в Живой Этике, – Подчинение низшего высшему приведет к очищению. Человечество подчиняет низшему то, что должно главенствовать. Когда высшее главенствует, тогда трансмутация низшего перерождается в свойство высшего разряда» (Беспредельность, § 115). «...Сущность жизни, – утверждается в «Гранях Агни Йоги», – заключается в овладении и подчинении духовной воле всех явлений жизни микрокосма» (1953 г. § 29).
Низшее должно быть подчинено высшему. Вот почему выработка и осознание четкой иерархии ценностей так важны и необходимы. Труд, уважение старших, почитание учителя, самоотверженность, бескорыстие, мужество… Размывание границ ценностей, к которому ведет либерализм европейской культуры, – тупиковый путь. Ценности – иерархичны, а многообразие человеческих возможностей воплощения их в жизнь отражает уровень развития самой личности, и только её.
Примат духа означает победу лучших, светлых и чистых идей и принципов в сознании и жизни человека. «Именно само усовершенствование, – поясняется в Учении, – прежде всего заключается в сознании проявления духовности. Не будет приближения к Миру Огненному без проявления духовности. Нужно это запомнить всем. Полагают, что духовность заключается в прочитывании духовных книг. Таких читателей много, но выполнителей мало» (Мир Огненный, ч. 2, § 447).
Духовное начало стремится к лучшему качеству во всем – в работе, в отношениях с людьми, в мыслях и поведении. Как познаётся это лучшее качество? «Мера лучшего, – подчёркивается в Живой Этике, – понимается как соответствие с Высшим Началом» (Аум, § 23). Чтобы лучше «очувствовать» высшее качество своих действий, можно представить себя, осуществляющим их в присутствии значимых для нас людей – мамы, любимого школьного учителя или другого глубоко уважаемого нами человека, а также можно держать в своем сознании образ избранного Духовного Учителя. Тогда мы поймём, что некрасиво, нечестно или недостаточно старательно мы поступить просто не сможем.
Распознаванию голоса духовного сердца и осознанного руководства им способствуют разные методы внутренней работы над собой: ведение дневниковых записей, молитва, самовнушение, выработка избранных нравственных качеств, отслеживание символики снов и знаков в земной жизни, их соотнесение с происходящими реальными событиями и многое другое, что подробно описывается и анализируется на страницах Живой Этики.
Жизнь – это открытая книга, и нужно научиться читать её знаки. Всё в бытии наполнено сознанием и потому находится с нами в непрестанном диалоге – лишь бы человек не закрывал себе уши и глаза и готов был учиться у всего сущего, во всех его многообразных формах. Причём, важно учесть, что этот символический язык – индивидуален для каждого из нас в соответствии с нашим накопленным багажом знаний, впечатлений, жизненного опыта, психологических реакций и т.п. Поэтому не заблуждайтесь и не верьте слепо в уже готовые толкователи снов и бродячие невежественные суеверия (типа чёрной кошки, чёртовой дюжины и т.п.).
Кратко отметим особое понимание сна в Учении. Состояние сна и отдыха для физического тела означает период активности нашего сознания в Тонком Мире, где человек может продолжать познавать, учиться, иметь важные встречи и даже собеседования с Высшими Существами. Эти «тонкие» уроки могут очень помочь человеку в его земной жизни, наставить и оберечь его в сложных обстоятельствах – правда, только при условии допущения и внимания к многомерной жизни своего сознания.
Именно духовное начало несёт в себе ясное знание о смысле и цели земной жизни человека и его текущих заданиях. Считается, что смысл жизни настолько велик, что покрыт туманом и принципиально недоступен человеку. Но такая расхожая точка зрения далека от истины и скорее выражает нежелание человека нести ответственность за каждодневные действия и жизнь в целом – как свою, так и близких людей. В Живой Этике такая глобальная идея как смысл человеческой жизни даётся, в том числе, и в виде кратких и ёмких ответов, глубоких и очень красивых в своей простоте:
«Зачем вы живете? Чтобы познавать и совершенствоваться» (Община, § 230).
«Цель и смысл существования – стремиться за пределы известного наверх
и помочь друг другу» (Озарение, ч. 2, гл. V, § 12).
Познавание, самосовершенствование, совершенствование окружающего мира и помощь всему живому становятся устремленным и постоянным содержанием жизни – вне возраста, состояний и настроений. Конечно, движение по такому пути ведёт к росту насыщенности жизни и напряжения всех духовно-психических сил человека, однако не нужно излишне усложнять и бояться этого. Здесь, как и в других областях, мы можем продвигаться последовательно, пошагово. С.Н. Рерих мудро отмечал: «Не нужно думать, что для духовных достижений нужны лишения или какие-то меры особые нужно принимать. Все очень просто, если мы все будем каждый день делать что-то немного лучше, чем вчера. Но мы должны сознательно подходить к этому: должны действительно сделать лучше, совершенно неважно что, лишь бы было устремление сделать лучше. И тогда увидите, как и обстоятельства меняются к лучшему»3.
Интересны такие, весьма показательные этапы развития человека, которые выделял Николай Константинович Рерих: «После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры»4. Путь к высотам духовности и творчества, конечно, очень не прост и долог, однако беспредельности возможностей и достижений соответствует вечность жизни духовной индивидуальности человека, которая должна проявить усилия продвижения; как говорится, «дорогу осилит идущий».
Конечно, в жизни много привходящих обстоятельств, влияний и условий, далеко не всегда благоприятно складывающихся для нас, а часто отвлекающих и мешающих воплощению наших заветных стремлений и целей. Елена Ивановна напоминала своим ученикам: «Великий Будда учил в жизни идти как змея. Голова змеи всегда направлена прямо к цели, но тело её следует, извиваясь в соответствии с неровностями пути. Главное, чтобы не отойти от поставленной перед нами цели, цели принесения нового света и знания на общее благо»5. Огибая и преодолевая препятствия, змея неуклонно движется к цели. Очень важно помнить о главном, уметь сохранить и даже усилить своё искреннее устремление, несмотря на препятствия, – только так, в напряжении будут развиваться наши силы, и мы сумеем постепенно перестроить и обстоятельства нашей жизни.
Проблема смысла жизни не была бы столь острой для современного человечества, если бы те немногие из людей, стремившиеся к исполнению своих возвышенных целей, достигали счастья и радости – казалось бы, вполне заслуженного ими. Однако великие в своём жизненном подвиге духовные подвижники, ученые, художники – часто заканчивали жизнь мученичеством, костром, распятием и т.п. Такова тяжелая плата за внесение в земную жизнь высшего света и знания. Очевидно, что выполнение задачи совершенствования своего сознания всегда связано с борьбой, преодолением и страданием. Этой жизненной битвы люди с более слабой волей часто не выдерживают и ищут иллюзорное спасение в алкоголе, наркотиках и т.п. Однако для сильных духом их боль и страдание – это великая жертва, сознательное преодоление ими плотно-материальной неподвижности и узости сознания, невежества окружающих. Духовный Учитель подчеркивал: «Не забудем, что идущий в созвучии с эволюцией встречает много препятствий, но отношение к ним будет иное. Он не впадет в уныние, но радостно победит волны хаоса. Не будем думать, что путь счастья легок… Но для сотрудника эволюции не бывает упадка сил, ибо мировая энергия прольет на него оздоровление. Он окажется, по выражению древних писаний, помазанником, ибо, истинно, Мир Надземный шлет энергию мировую в помощь сотруднику эволюции» (Надземное, § 790).
Перед нами возникает еще один важный нравственный вопрос – что же есть счастье и как оно соотносится со смыслом жизни? Истинное счастье человека, согласно учениям многих Великих Учителей человечества, заключено в нём самом, а именно, в духе. «В мире потеряно счастье, – отмечается в Живой Этике, – ибо счастье в духе. Отвернувшиеся от духа должны испытать несчастье, ибо иначе как же им вернуться?» (Знаки Агни Йоги, § 14) Радость и страдание являются, согласно Учению, одними из главных механизмов человеческой эволюции, это знаки языка космической жизни, который учится постигать человек. Авторы Живой Этики убеждены, что основу счастья человека составляют созвучие и единство его жизни и труда с мировой (космической) эволюцией. Такому человеку нет необходимости мучительно отказываться от того, что наполняет его земную жизнь, он не меняет выбранного им благого пути, но устремлен к постоянному совершенствованию и находит новые силы в преодолении хаоса.
В Живой Этике акцентируется буддийский образ Бодхисаттвы – Богочеловека, добровольно отказавшегося от окончательного личного освобождения и вступившего на долгий, тернистый путь помощи человечеству. Цитируя строки из «Махаяна Сутры» Е.И. Рерих указывала на «три радости Бодхисаттв – счастье даяния, счастье помощи, счастье вечного познания»6.
Показательно, что понятие счастья в Учении включает труд, совершенствование и самопожертвование, что делает его не отвлеченным, а живым, ёмким, глубоким. Подлинное духовное счастье принципиально неэгоистично, оно питается вечным надземным светом и устремлениями, потому земные тяготы не могут затмить его. Поверх всех жизненных трудностей оно непрерываемо и беспредельно. «Лишь два наслаждения имеют люди, – отмечается в «Надземном», – мышление и экстаз красоты» (Братство, § 85). «…Внимательнее нужно прислушиваться к радости, возникающей в сердце. Но следует разъяснить некоторым людям, что Мы имеем в виду радость чистую, радость о добре, радость творчества… Мыслитель говорил искателям счастья: «Радость есть счастье» (Надземное, § 763). Эта радость (счастье) будет особой мудростью человека, глубоко осознающего смысл сущего, вмещающего его земное и надземные измерения, следующего великому Срединному Пути между негативными крайностями, знающего красоту подвига и величия Духа.
Обратимся к еще одной важнейшей этической проблеме. Как мы можем различать проявления духовного начала в себе и других людях? По каким признакам мы оцениваем людей? Хороший перед нами человек или из тех, с которыми надо быть настороже? Будем ли, захотим мы с этим человеком сотрудничать, пойдём ли с ним в поход или нет? На основании чего мы будем делать наши выводы?
Да, конечно, человек во многом формирует свою оценку других людей на основании их нравственных качеств – мужественны ли они или трусливы, эгоистичны или способны проявлять сочувствие и взаимопомощь, трудолюбивы или ленивы, ответственны или ищут удобства и выгоду себе, аккуратны или небрежны и т.п.
Действительно, наиболее совершенно и выразительно духовное начало раскрывается в богатой палитре нравственных качеств сознания. Прежде всего ими мы восхищаемся в облике святых, духовных подвижников и героев всех времён и народов вне зависимости от их национальной, религиозной, социальной принадлежности.
Отметим, что духовность – понятие синтетическое, оно предполагает развитие целой палитры свойств и качеств духа, которыми человек должен постепенно овладеть. Они подробно и с разных сторон рассматриваются в книгах Учения Живой Этики и «Гранях Агни Йоги». Сердцевиной духовности и то, без чего она не может развиться в человеке, является нравственная насыщенность его сознания, нравственное качество его внутренней психической энергии. Целостный образ духовных качеств, который можно было бы держать перед собою как постоянное напоминание и стимул к размышлению, – воплощён в Цветке духовно-нравственных качеств.
Каждое из качеств имеет своё особое содержание, свою ноту звучания, мыслеформу, цвет и даже запах. Не случайно в Учении по отношению к качествам используется понятие симфония. И действительно, звучание духовно-нравственных качеств в человеке – это прекрасная, для каждого из нас самобытная симфония психической жизни микрокосмоса.
Самосовершенствование, работа над собой – это и сложная наука, и большое искусство. Оно требует, на самом деле, не меньших усилий, постоянства в изучении и опытных навыков овладения, чем любая другая наука – физика, химия или биология. Так же как человек посвящает многие годы овладению знаниями и навыками своей будущей профессии, подобных же усилий, и даже еще больших, требует внутренняя работа над собой. В этой области также есть свои законы и аксиомы развития, есть своя история форм и методов совершенствования, также необходимы опытные руководства для начального освоения. Это очень важно понимать и правильно оценивать.
Что такое нравственные качества? Чем они отличаются от других характеристик и свойств человеческого сознания?
Нравственные качества отличаются от настроений, чувств, эмоций, аффектов большей устойчивостью, постоянством, закреплённостью в психике. Нравственные качества являются устойчивыми характеристиками человеческого сознания, выражающими его ценностные установки и ориентацию в осмыслении бытия в категориях «добра» и «зла». В них обобщается жизненный опыт человека, его понимание людей и отношений, выражается его нравственная позиция (конечно, выработанная им с разной степенью сознательности).
Нравственные качества формируют те привычные для каждого человека «каналы» мышления и психофизических реакций, которые и проявляются в конкретных, повседневных жизненных ситуациях как мнения, впечатления, эмоции, переживания. Так, человек привычно, предсказуемо реагирует на те или иные события, чужие поступки, нежданные обстоятельства и т.п.
Именно нравственные качества содержат сущностную характеристику, окрашивают и дают направление нашим мыслями, чувствам, волевым импульсам, а в итоге – нашему поведению и поступкам. Качества обнажают самую глубинную суть наших слов и поступков. Кто-то может сказать: «Как хорошо Вы сегодня выглядите!» Но что будет за этими словами – зависть или искренне сорадование?
Согласитесь, для человека доброго, сострадательного, отзывчивого и уравновешенного характерны определенные формы поведения, речи, отношения к другим людям. Люди же высокомерные, алчные, завистливые, раздражительные, трусливые и обозлённые – будут вести себя совершенно по-другому. Вместе с тем, среди людей очень развиты лицемерие и обманное двуличие. Различение, распознавание людей – важная часть нашего жизненного опыта и самой нашей способности выживания в социуме. По-хорошему, этому надо сознательно учить и учиться с самого детства. (Вот тогда-то мы никогда не выберем депутатом от нашего округа человека лицемерного и корыстного…)
В Учении Живой Этики, и это является его отличительной характеристикой, раскрывается совершенно новый – энергетический аспект осмысления нравственности и нравственных качеств сознания. Из идеи многомерности человека, которую мы затрагивали в главе «Антропология», закономерно вытекает вывод о тонко-энергетической природе его духовных и психических проявлений. Наши мысли, чувства, волевые побуждения, нравственные качества, желания – это энергии определенного уровня вибрации и напряжения. Именно нравственные качества являются самым выразительным показателем состояния внутренних энергий человека – их силы или слабости, красоты или безобразия, светоносности или темноты.
Нравственные качества – это качества (свойства) психической энергии человека. Их относительная устойчивость обусловлена процессом кристаллизации психической энергии в тонко-энергетические образования, накапливающиеся в микрокосмосе.
Качества могут быть как положительными (духовными) – любовь, мужество, ответственность, благодарность и т.д., так и негативными (низкими, астральными) – озлобленность, зависть, корысть, трусость и т.п. Многомерное действие их в микрокосме будет ярко противоположным. Степень развития тех или иных качеств в человеке различна, как многообразны и жизненные ситуации их выявления, порой, на еле уловимой грани перехода одного в другое.
Позитивные качества предстают кристаллами духовного огня, накопителями высшей психической энергии сознания. «Качества духа, – указывается в «Гранях Агни Йоги», – есть формы утверждённых или утверждаемых в микрокосмосе человека огней. Каждое качество – кристаллизованный огонь той или иной степени и размеров. Накапливая кристаллы утверждаемых качеств, умножает нетленное сокровище своё человек и строит себе огненную обитель для духа» (1961 г., § 153).
Человеческие излучения называют аурой, и ее состояние – лучшее свидетельство уровня развития человеческого сознания, его истинный «паспорт духа». Авторы Живой Этики убеждены, что в скором времени люди научатся фотографировать и измерять тонкие излучения человека с помощью приборов. Подобную мысль мы встречаем у представителей философии русского космизма, например у К.Э. Циолковского. Несложно представить, к каким большим изменениям в социальной структуре государств может привести такое выявление подлинной природы человека.
Среди научных открытий ХХ века особое место занимает метод фотографирования и визуального наблюдения при посредстве токов высокой частоты, изобретённый в 1939 г. российскими исследователями Семёном Давидовичем и Валентиной Хрисанфовной Кирлиан. Внешнее по отношению к исследуемому объекту импульсное электромагнитное поле высокой частоты и напряжения (от 20-25 тыс. вольт) вызывает усиление (и возникновение в случае неживого объекта) собственных электромагнитных полей (излучений) объекта, которые становятся видимыми человеческому глазу. Свечение наблюдаемо как вокруг живых, так и неживых (с точки зрения современной науки) объектов. Интересен факт: если оторвать часть листа растения, то на кирлиан-фотографии мы всё равно увидим целый лист. Свечение получило название «эффект Кирлиан», а метод – кирлианографией.
Метод супругов Кирлиан – первый шаг в изучении сложной многомерной природы окружающего мира. Конечно, аурическое поле человека является наиболее утонченным и сложным по составу по сравнению с излучениями других природных форм. Поскольку методом Кирлиан фиксируются излучения в том числе и у неживых объектов, то, следовательно, эти излучения – наименее тонкие и наиболее приближенные к видимому нами физическому миру. Это значит, что мы видим на этих фотографиях не ауру в полном смысле слова, а лишь малую часть её спектра.
Всё большее углубление современной науки в состав материи, видимо, и позволит в будущем обнаружить новые ее состояния и формы. Поскольку это реальные тонко-энергетические волны, то их обнаружение и изучение – лишь дело времени и усовершенствования наших приборов и технологий.
Сегодня метод Кирлиан находит применение в самых различных областях. В промышленности он используется как метод неразрушающего контроля, выявляющего дефекты в металлах, диэлектриках, полупроводниках, композиционных материалах (в тех случаях, когда рентгеновские и ультразвуковые способы оказываются несостоятельными). В биологии метод применяется для оценки состояния растений. В медицине он является новым методом диагностики – быстрым, без травмирующего воздействия и лучевой нагрузки.
К концу XX века в мире было разработано более сотни вариантов устройств для визуализации Кирлиан-свечения объектов живой и «неживой» природы. Так, в России в 1996 г. профессор К.Г. Коротков запатентовал устройство газоразрядной визуализации для получения, обработки и анализа электронных изображений свечения с помощью компьютерной техники. Он составил свои диагностические таблицы, несколько отличные от схем П. Манделя, создал и несколько других приборов, основанных на эффекте Кирлиан, показал и проанализировал различные виды посмертных свечений и т.д. Таким образом, наука постепенно приближается к новым фундаментальным открытиям, которые кардинально изменят наши представления о природе и человеке.
Как утверждает Живая Этика, в человеке всё взаимосвязано. И хотя психокристаллы качеств есть принадлежность тонкой структуры человека, они оказывают мощное воздействие на состояние физического тела на уровне сложных химических, физических и физиологических процессов – обмена веществ, гормонального баланса, выделения секреций и т.п. Достаточно вспомнить побагровевшее лицо человека в гневе и раздражении. Или напротив, как сияющее прекрасен будет облик человека, испытывающего подлинную радость. Состояния воодушевления, убеждённости и вдохновения зримо увеличивают бодрость, жизненные силы и физическую стойкость человека.
С течением времени психическое состояние, особенно по линии устойчивых доминант нравственных качеств, обязательно отражается на физическом здоровье. Когда учёные смогут фиксировать излучения аппаратами, то можно будет соотнести физические болезни с определенными нравственными качествами. Ряд подобных наблюдений можно найти на страницах Учения. Поэтому Махатма Мория подчёркивает: «Нужно знать, как приступить к излечению болезни. К огорчению всех врачей, совершенствование будет истинной профилактикой. Можно понять, что совершенствование начинается от сердца…» (Сердце, § 96).
Не осознавая того, человек постоянно взаимодействует и напитывает своими энергиями окружающие его пространство, вещи и даже людей. Его эманации неизбежно несут или бодрость и здоровье для близких, или страдание и болезни. Проходящие через человеческое сознание психические энергии, получившие окраску и форму его мыслей и переживаний, продолжают жить в пространстве уже независимо от своего породителя. Объединяясь по созвучию и усиливаясь, конгломераты энергий образуют вокруг Земли особую, психо-ментальную сферу (оболочку). Она, естественно, неоднородна: от темных, хаотических и бесформенных образований до сияющих, гармоничных мыслеформ. Волны и токи этой сферы – важнейший фактор ментально-психических состояний, настроений и здоровья людей.
Идею о новой, растущей тонкой сфере Земли мы находим у ряда философов-космистов. В связи с тем, что человеческий разум становится мощным геологическим фактором, коренным образом изменяющим структуру биосферы, В.И. Вернадский приходит к выводу о неизбежном её переходе в новое и последнее эволюционное состояние – ноосферу (гр. noos – ум, разум + сфера)7. И.М. Гревс, ближайший друг выдающегося учёного, излагает его представления о ноосфере «как одной из трех «основных мирообразующих сфер» (геосфера, биосфера, ноосфера): «Ноосфера является областью, мировым элементом (именно сферою, как у Данте «Небеса»), которая одушевляет, обнимает и завершает космос, дает ему конечное единство»8.
Знаменательно, что чуткое научное отношение В.И. Вернадского к феномену жизни вызвало созвучный отклик у П.А. Флоренского. В своем письме 1929 г. к Вернадскому он писал «о существовании в биосфере или, может быть, на биосфере того, что можно было бы назвать пневматосферой, т.е. о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа»9. Эта часть вещества, по мнению П.А. Флоренского, несводима к общему круговороту жизни и образует особую духовную (пневма с греч. – дух) сферу в космосе.
Таким образом, представление о многомерном энергетическом мироздании открывает следующий этап его познания и нравственно-философского осмысления человеком, а также являет собой шаг к сближению с внутренней сущностью явлений мира.
В Учении человечество рассматривается как высшая развивающаяся структура планеты Земля. Благодаря коллективному человечеству, Земля эволюционирует: через преобразование в человечестве земной материи, земных и космических энергий планета становится центром излучения совершенно новой для нее, более высокой, утонченной ментальной энергии и тем самым способна вступать в новые взаимодействия с другими небесными телами. Развитие человечества ведёт за собой, замедляя или ускоряя, продвижение нижестоящих форм планетной жизни: животных, растений и т.д.
Однако люди, не выполняя своего назначения, напитывают планету грубыми, тяжёлыми эманациями низких мыслей, жестокости, ненависти, часто являющимися причинами войн и кровавых конфликтов. Это, как следствие, выводит из равновесия природные стихии, вызывая большие пертурбации в мире: землетрясения, наводнения, засухи и другие бедствия. Подобные энергии деструктивного потенциала или, по терминологии Живой Этики, коричневый газ, заражают атмосферу Земли, окутывая планету плотным слоем, препятствующим вхождению тонких энергий дальних небесных тел, нарушая естественный энергообмен, вызывая разрушительные столкновения космических энергий высокого потенциала с низкими энергиями Земли и другие негативные последствия. Всё это послужило причиной того, что, как отмечала Елена Ивановна Рерих, обладавшая способностью ясновидения, «наша Земля, имевшая когда-то прекрасную золотистую ауру, превратилась в шар цвета аспида, окруженный облаками серо-коричневого газа»10. Такова на сегодняшний день общая характеристика ноосферной, порождённой психо-ментальной деятельностью человечества, оболочки Земли – слишком ещё далёкой от подлинно духовной. Её состояние – поле ответственности людей.
Елена Ивановна с болью в сердце писала, что новые поколения людей должны осознать «всю преступность зачинщиков самоистребления, и не только посредством пушек и газов, но, главным образом, через разъединение и недопустимые злобные и убийственные мысленные посылки. Ведь убийств от злобных посылок гораздо больше, чем от пушек»11. В Живой Этике указывается о страшном пространственном вреде разъединения и вражды: «Часто Мы советуем держать единение. Не будет такое указание лишь нравственным поучением. Разъединение подобно самой отвратительной разноголосице. Ничто так не поражает пространство, как диссонанс. Но когда люди преисполняются злобными разъединениями, немедленно получаются разрушительные разгромы в пространстве. Такие люди вредят не только себе, но и создают пространственную карму, вовлекая в нее многих себе подобных. Ужасно бороться с таким новорожденным хаосом.
Люди, вносящие разъединение, называются созидателями хаоса. Тяжки последствия таких злобных поносителей. Мы принуждены постоянно бороться с ними. Не следует удивляться, что такая борьба бывает тяжелее, нежели столкновения с некоторыми пространственными токами. Везде, где приходится встречаться со свободной волей человека, там происходит особая затрата энергии. Мощь свободной воли велика, она равняется самым мощным энергиям.
….Мы должны бороться против разъединения. Не песнопение с арфами, но труд и борьба. Не многие устремятся в Братство, когда узнают о труде в поту» (Надземное, § 7).
Существует такая народная мудрость: «Не стоит село без праведника». Народ отмечал из опыта жизни, что там, где жил святой отшельник, не было эпидемий, стихийных бедствий, природных катаклизмов. Люди считали высшим благословением такой приход святого. Или же сами часто селились в тех местах, где уже были монастыри или уединённые поселения духовных подвижников. Елена Ивановна поясняла: «В процессе очищения сердца раскрываются в нас самые высокие сиддхи12, именно способность в духе помогать ближним, исцелять духовные и телесные недуги. Человек, чистый сердцем, является целителем и охранителем часто целой округи от всяких эпидемий и даже катастроф. Легенда о том, что целый город был помилован из-за нахождения в нем одного праведника, имеет глубокое основание. Легенда эта тоже пришла к нам с Востока. В наших краях очень сильна вера в благодетельное воздействие излучений чистого человека. Так, если вблизи какой-либо деревни поселится уважаемый садху, то не только нравы жителей улучшатся, но и вся окрестность будет защищена от всяких бедствий, до землетрясений включительно. Чистое сердце – панацея от всего и для всех»13.
В космо-энергетическом мировоззрении Живой Этики положение о психо-ментальной оболочке Земли системно разработано, и от онтологических и антропологических представлений проводятся закономерные следствия в учение о нравственности. Этика получает мощную фундаментальную основу энергетического (полевого, тонко-материального) характера и этим соединяется с естественными науками. Нравственное наставлениеперестаёт быть отвлечённым нравоучением, но становится научным, медицинским, жизненно важным предписанием, направленным на оздоровление человека, очищение и одухотворение его природы и всего жизненного пространства.
Это чрезвычайно глубокий мировоззренческий вывод, утверждаемый в Живой Этике. Безнравственный человек, не знающий ограничений низшей, эгоистической природы, часто оказывается хуже животного. Ибо животное руководимо инстинктами, которые регулируют меру того или иного действия. У человека же эти инстинкты уже не имеют такой силы, и порочный человек, не зная меры и границ, падает ниже животного. Нравственные устои, более двух с половиной тысячелетий поддерживаемые религией, в настоящее время расшатаны до основания, особенно в европейски ориентированных странах. Религия потеряла былой авторитет, и последние века отмечены небывалым ростом человеческого одичания и отчуждения, которые ярко проявляются в релятивизме духовно-нравственных ценностей и идеалов, расслоении общества по социальным, экономическим, конфессиональным и иным признакам, мировых войнах, экологических катастрофах, военных религиозных конфликтах и терроризме.
Также, как когда-то религия сменила на исторической авансцене мифологическое мировоззрение, она сама постепенно заменяется научно-философским способом мышления. Уже не религиозные, но именно научные подходы, диагнозы и указания убедительны и доказательны для людей настолько, чтобы реально повлиять на их поведение, образ мысли и жизни. Живая Этика утверждает, что будущая эпоха человечества будет отмечена нарастанием активного взаимодействия Тонкого и физического миров, проявления тонко-энергетических форм жизни, в том числе людей (в их посмертном существовании), станут более доступными и частыми. Это позволит более зримо выявлять и изучать причинно-следственные основы человеческой жизни, исследовать энергетическую силу мысли и нравственных качеств. Так, сближение миров и будущая наука, признающая многомерность бытия, обнаружат неоспоримые доказательства необходимости духовного очищения и совершенствования.
Как свидетельствует история человеческого общества, не только призывы к красоте, миру, творческому содружеству, но даже страх наказания и ужасы ада не останавливают порок и злобные выпады невежества. Да и может ли страх быть тем стимулом, который будет возвышать, очищать и одухотворять человеческое сердце? Конечно, нет. Вот поэтому-то в Живой Этике постулируется идея о том, что воспитание должно опережать образование. Только воспитание – целенаправленное взращивание в человеке духовных сил и способностей – способно изнутри, глубинно повлиять на облагораживание человеческой природы.
Интересна притча о великом императоре Индии Акбаре, правившем в XVI веке, и его мудром советнике Бирбале. «Однажды Великий Акбар провел черту и спросил своего мудреца Бирбала, чтобы тот сократил ее, не урезывая и не касаясь концов ее. Бирбал параллельно провел более длинную линию и тем самым линия Акбара была умалена. Мудрость заключается в проведении более длинной линии»14. Этот принцип «проведения более длинной линии» Е.И. Рерих утверждала как один из лучших и верных руководств в жизненной практике.
Согласно этому принципу, мы должны в жизни совершать действия, целесообразные и более дальновидные по своим последствиям, всегда имея целью эволюцию всего сущего, которая и есть благо (добро). Сиюминутный успех или слава, быстрое, но поверхностное решение большой проблемы, близкие по времени, хотя и осязаемые, и понятные, последствия далеко не всегда оправданы в более масштабном, историческом размере. Например, можно строить тюрьмы и исправительные колонии, делая акцент на мерах пресечения и насилии с тем, чтобы человек из страха и угрозы наказания поступал хорошо и правильно. Однако можно руководствоваться совершенно иным, позитивным принципом, «более длинной линией» – строить школы и дома творчества, тем самым ставя целью развитие и воспитание в человеке любви к прекрасному, внутреннего, самостоятельного стремления делать добро, создавать красоту, противостоять злу и невежеству. Более длинная позитивная линия окажется сильнее и плодотворнее по своим долговременным следствиям.
Внутренняя работа над качествами своего сознания также будет более длинной линией по отношению к внешним социально-политическим реформам, с помощью которых современное общество надеется построить лучшую жизнь. Реформ, особенно в России, начинается много, однако в любых изменившихся условиях нечистоплотные, лживые и корыстные люди находят «лазейки» для обмана и наживы.
Важнейшее принципиальное положение Живой Этики состоит в том, что развитие, идущее в соответствии с Законами Космоса, всегда происходит изнутри, посредством раскрытия внутренних сил человека или другой формы жизни, и лишь затем – становится видимым во внешних проявлениях. Именно поэтому Учение формулирует духовно-нравственное совершенствование как смысложизненную цель, ибо это единственный естественный путь роста и усиления психической энергии, строящей и питающей микрокосмос. Это также единственный естественный путь качественного улучшения жизни общества, роста его творческих сил и восхождения на новый эволюционный этап.
Отметим также, что яркие внешние йогические способности (например, яснослышание, ясновидение, левитация, туммо и др.), которые так привлекательны на первых этапах знакомства с философией йоги, также рассматриваются в Учении закономерным следствием духовно-нравственного, ментально-волевого преображения человека, раскрытия потенциала его высшего «я». Другими словами, они развиваются естественным образом и не могут выступать самоцелью. Развитие способностей не может быть своевольно ускорено; механические упражнения и техническое вмешательство могут разбалансировать тонкое равновесие микрокосма, целостный, интегративный процесс его духовного преображения. Е.И. Рерих в одном из своих писем отмечала: «Именно, несчастье современных псевдооккультистов в том, что они игнорируют все высшие свойства человеческой души, ее нравственную чистоту – главное и непременное условие для всех истинных духовных достижений»15. «Сколько людей воображают себя йогами, а сами полны злобы! – подчёркивается в Живой Этике. – Люди полагают, что внезапное озарение самосильно перенесет их через все препятствия. Озарение может быть внезапным, но для этого требуется большое внутреннее напряжение. Нужно накопить такое состояние. Не скрещивание ног, но сосредоточение доброй мысли скорей поможет. Добровольная каждодневная дисциплина мысли даст лучшие следствия» (Надземное, § 559). В этом заключается одно из кардинальных отличий концепции Учения от евгенических, хатха-йогических и других подобных подходов.
К сожалению, процесс изменений человеческого сознания может иметь своим итогом не только эволюцию, но и инволюцию. Елена Ивановна подчёркивала: «И если в Космосе нечто проявленное может снова разложиться в Хаос, то и в человеке, этом микрокосме, вместо эволюции может произойти инволюция, или разложение, когда лучшие чувства в нем, допустив комбинацию с низшими проявлениями самости, начнут претворяться в саморазрушительные энергии. Великий трагический пример мы имеем в падении Люцифера. Даже на той величайшей ступени, на которой стоял этот Архангел, могут быть падения»16. Созвучие воли свободного и разумного существа с Законами Космоса, и особенно с Законом Иерархии – подчинением сил микрокосма Высшему, духовному началу в себе и почитание Духовного Учителя – ближайшего звена в величественной Лестнице Жизни – открывает путь беспредельного развития и познания. Тогда как эгоизм, обособленность и невежество означают конечные в своей разрушительности пути. Процесс духовно-нравственного совершенствования чрезвычайно сложен. Он построен на постоянном испытании человеческих сил. Человек должен проходить его сознательно, когда внутренние психо-ментальные процессы протекают при чутком распознавании и полном контроле сознания, и духовная воля, как дозорный страж, либо допускает определенные мысли, побуждения и чувства, либо отсекает те из них, которые заключают в себе эгоистичные и низкие импульсы.
Учитывая то, что развитие нравственных качеств, как и человека в целом, беспредельно, мы понимаем масштабность такой цели. Как же достичь её? Обозначим ряд руководящих принципов, утверждаемых в Живой Этике.
Сознательную практику совершенствования сознания можно начать с отбора трёх самых болезненных для нас на сегодняшний день недостатков. Однако внимание необходимо сосредотачивать не на них, а на противоположных им позитивных качествах, ибо процесс совершенствования происходит по линии родственных противоположений: трусость → мужество, жадность → щедрость, стеснительность → достоинство, уверенность в своих силах; равнодушие → чуткость, заботливость и т.д. Нам необходимо развить постоянное памятование об избранных светлых качествах, углубить представление о позитивных следствиях от их овладения, учиться постоянному контролю за своими мыслями, чувствами, побуждениями и реакциями на внешние обстоятельства. Каждодневное ритмичное обращение к желаемым качествам должно сопровождаться развитием сердечного, тёплого отношения к ним. Идеи этих качеств постепенно станут настоящими магнитами для нас.
Практические шаги по их воплощению не должны замедляться возможным проявлением слабости и рецидива. Человек, неуклонно устремленный к поставленной цели, способен к интенсивному, ускоренному развитию и преображению: «…Устремление духа и воля претворяет жизнь, – подчёркивала Е.И. Рерих. – Дух, желающий раскалить свою энергию устремлением, есть плавильщик материи, расплавив материю, он утончит её, и ему будут доступны тончайшие восприятия, которые одни лишь дают нам истинное бытие и бессмертие! Дух устремления – основа существования»17. В Живой Этике оценивается как «особое достижение, когда и в удаче, и в неудаче человек неуклонно стремится к избранной цели. Но для этого нужно избрать цель и понять, что вне ее нет продвижения. Из такого убеждения складывается подвиг. Требуется некоторый подвиг от каждого человека. Само понятие подвига должно быть зовущим, но не устрашающим» (Надземное, § 174).
Неверно считать, что совершенствование предполагает некий эгоистический процесс самоочищения, пестования себя и своего сознания в отрыве от других людей и окружающей жизни. Ведь когда добросовестный человек, например, осваивает науки в процессе профессионального обучения в высшем учебном заведении, он также, на первый взгляд, озабочен собой, своими знаниями, наработкой своих навыков. Но мы должны понимать, зачем человек это делает. А поступает он так потому, что в будущем будет служить людям своими знаниями, и от его профессионализма непосредственно зависит качество исполняемой работы. Поэтому при оценке деятельности первостепенное значение имеют побудительные мотивы и цели, которые ставит перед собой человек.
Подлинное духовное самосовершенствование имеет непосредственной целью и владение своими силами (мыслями, эмоциями и т.п.), и улучшение отношений с людьми, и повышение качества своего труда, и выработку уравновешенной позиции к событиям внешней жизни. Вспомним глубокие евангельские слова: «Нет больше любви той, как если кто положит душу за други своя» (Ев. от Иоанна 15.13.), показывающие самоотверженную глубину духовной любви. Как достижима такая самоотверженность и где её источник? В «Иерархии», одной из книг Живой Этики, мы находит существеннейшее дополнение и пояснение евангельского поучения: «Мудро заповедано о блаженстве отдавшего душу свою за други своя. Часто эта заповедь применяется к самопожертвованию жизни, но ведь не сказано о жизни или о теле, но о духе. Тем самым дана задача труднейшая и длительная. Чтобы отдать душу, нужно образовать, расширить и утончить ее, тогда можно дать ее за спасение ближнего. Так нужно понять и сознательно применить мудрость Завета» (Иерархия, § 340). Прежде чем отдать – нужно, чтобы было чтó отдавать, это нужно взрастить и воспитать в себе. Поэтому творчество самосозидания, «духовное художество», – это наш лучший дар людям. С.Н. Рерих глубоко отмечал: «…Лучший дар, который вы можете принести человечеству, – это улучшить себя, стать лучшими людьми»18.
Согласно Живой Этике, высшие этапы процесса духовно-энергетического преображения микрокосма возможны исключительно под руководством Духовного Учителя, уже прошедшего через подобный «огненный» опыт трансформации. Елена Ивановна отмечала, что когда ученик готов к дальнейшему продвижению, то он всегда встретит на своём пути Духовного Учителя. Взаимодействие с Высшим Миром и Высшими Разумными Силами отнюдь не ограничивает свободу воли человека, его активность и самодеятельность, ибо согласно Закону Космоса, «эволюция самостоятельна и добровольна» (Мир Огненный, ч. 1, § 399). Отношение Духовного Учителя к Его ученикам строится на Законе Жертвы – добровольного, жертвенного даяния, основанного на любви, сострадании и мудрой радости.
Учитель Мориа так поясняет сущность духовной дисциплины ученика: «Мы много раз возвращаемся к понятию добровольности. Она будет самым близким условием дисциплины. Малейшее представление о насилии уничтожает все достижения. Не только Учитель не заставляет, но и сам человек себя не насилует. Дисциплина добра есть саморождающаяся радость. Какой нерушимый иммунитет создается радостью! И спокойствие йога не от замкнутой невозмутимости, но от внутренней, пламенеющей радости, – таков путь дисциплины. Скажут: «Как легко!» Но они не знают, что радость есть особая мудрость. Мыслитель поучал: «Кто научился радости, тот вступил на путь мудрости» (Надземное, § 559).
По совету Е.И. Рерих, духовно ищущий человек после изучения жизненного подвига великих духовных подвижников и святых может внутренне определить для себя любимый Высший Облик и укреплять сердечную связь с ним19. Пока человек не удостоился личной встречи с Духовным Учителем, для него таковым выступают люди, которые могут «подать лучший совет жизни» (Знаки Агни Йоги, § 43), способны помочь и наставить в лучшем выборе и решении, будут ориентировать на всестороннее развитие и утончение сознания. Устремлённый к совершенствованию человек всегда найдет много поучительного не только в мире людей, но и во всех других царствах природы. Мы должны, как пчёлы, собирать нектар знания со всех цветов жизни!…
Опыт духовно-нравственного преображения утверждает возможность непосредственной связи человека через его сердце с высшими Духовными Силами Космоса (без посредничества священнослужителей, обрядов, магических заклинаний и т.п.). Установление такой постоянной и крепкой связи и духо-ментальное общение с «дальними мирами», под которыми имеются в виду небесные тела с высокоразумной жизнью, формулируется в Учении как ближайшая задача человечества (Беспредельность. § 61, 62, 67).
Но что мы можем знать о Высшей Иерархии Космоса и какие аспекты Их деятельности нам могут быть известны?
Идея Иерархии Высших Разумных Сил (Иерархии Света) – это духовный идеал-реальность, воплощенное совершенство мира. Для действенного осуществления процесса духовного преображения человек должен представлять с максимальной отчетливостью тот образ, к которому он устремляется. В философии Живой Этики мы обнаруживаем не просто абстрактный, отвлеченный идеал, но вполне зримый, наглядный, живой образ Высших Существ. Им атрибутируются те высшие качества и характеристики, которые относительно постижимы и предугадываемы человеком на данном этапе его развития. Такой прогностический опыт выводит нас из земного измерения бытия в высшие, позволяя очувствовать и даже пережить сверхчеловеческое бытие как близкое, собственное, глубже познать свои скрытые возможности и силы. Согласно эволюционной концепции Учения, духовный рост и продвижение человечества – это закономерный этап развития, беспредельно утончающего его до состояния Высших Духовных Существ, ибо «нет бога или богов, которые не были бы когда-то людьми»20.
Идеал в Живой Этике восходит к духовным образам восточной философии – Будды, Бодхисаттвы, Тары, Архата, Аватара. В Учении обращается особое внимание на буддийское почитание образов Бодхисаттв и Тар – совершенных людей, отказавшихся от индивидуального блаженства нирваны ради помощи страдающему человечеству.
Согласно Живой Этике, для нас, земных жителей, в Иерархии Высших Сил заключаются:
- ведущая эволюционная сила, регулирующая и помогающая развитию всех форм земной жизни;
- олицетворение идеи нравственности, доказывающее реальность и действенную силу добра, красоты, любви и полноты знания как основ духовности человека;
- образ совершенного человека, вместившего набор высших одухотворённых качеств и способностей;
- олицетворение будущего состояния человечества, реализовавшего своё предназначение, цель и смысл существования на определённом эволюционном этапе.
Представители Иерархии Высших Сил, проявляясь на Земле с момента возникновения разумного человечества в качестве духовных Учителей, философов, подвижников, святых, героев и ученых осуществляют передачу людям знаний по различным областям жизни (от общественного устройства до космических законов) в доступной для человеческого сознания форме (мифологической, религиозной, философской, научной), ускоряя тем самым его эволюцию. «Принести явление продвижения эволюции, дать утвержденную Истину, знание и приобщить человечество к токам эволюции – этот стимул движет каждым жестом Архата», – утверждается в Живой Этике21. Таковы учения Рамы, Кришны, Зороастра, Моисея, Будды, Лао Цзы, Конфуция, Орфея, Пифагора, Анаксагора, Платона, Сенеки, Патанджали, Вьясы, Шанкары, Христа, ап. Павла, Аполлония Тианского, Оригена, Мухаммеда, Сергия Радонежского, Франциска Ассизского, Фомы Кемпийского, Я. Бёме, Дж. Бруно, Парацельса, а также жизненные подвиги на социально-политическом поприще Менеса, Рамзеса II, Соломона, Перикла, Акбара Великого, Сен-Жермена и других воплощений Великих Учителей. На этом основании утверждается существование единого, цельного знания – Тайной Доктрины, являющейся сокровенным источником духовной культуры человечества.
В концепции Учения воздействие Иерархии Высших Сил предстаёт объективным метафизическим фактором исторического развития человечества, силой, ведущей его по пути космической эволюции и реализующей действие ее законов. «Но что же может существовать без понятия ведущего? – подчёркивается в Живой Этике. – Вселенная насыщена, и существует, и держится лишь этим великим принципом. На чем же основана эволюция? Потому каждый отрицающий Иерархию тем самым отрицает эволюцию. Из всех принципов, ведущих к расширению сознания, принцип Иерархии самый мощный»22.
Наиболее плодотворной и поистине космической формой осуществления связи и сотрудничества с Иерархией Высших Сил выступает творчество. В Учении Живой Этики концепция творчества – отнюдь не только эстетическая, но и космо-онтологическая, антропологическая, энергетическая и этическая. Такого рода учение может быть определено как синергийное (греч. synergeia – сотрудничество, содействие, соучастие) и теургическое (греч. Theos – Бог, ergon – работа; Боготворчество). Оно являет новый виток древней магической и мистической традиции, продолжает романтическую теорию творчества (нач. ХIХ в.) и созвучит философским исканиям русских мыслителей ХIХ-ХХ вв. религиозной (концепция всеединства и Богочеловечества В.С. Соловьева, философия духа и творчества Н.А. Бердяева) и художественно-символической (А. Белый, Вяч. Иванов и др.) направленности.
В Живой Этике творчество выступает «основой эволюционности» (Община, § 163). Творческое начало в человеческой природе предопределяет его жизненное предназначение. Человек предстает не «рабом» (Божьим) и не «царем» (природы) –
«Человек… предназначен Космосом быть создателем и сотворцом» (Мир Огненный, ч. 3, § 374).
«Человек является… самым мощным претворителем космических сил» (Мир Огненный, ч. 3, § 306).
«Именно дано человеку возжжение огня [духа – сост.], который пребывает во всех проявлениях творчества» (Мир Огненный, ч. 2, § 447)23.
Творчество, как внешнее (социальное, рукотворное), так и внутреннее (самосозидание), – высшее проявление человека, подлинный путь исполнения им смысла своей жизни. Шаги к пониманию и освоению такого высокого жизненного назначения начинаются именно с духовного самосовершенствования, которое является подлинным, самым мощным, вечным стимулом творческой деятельности человека и неуклонно поднимает её на качественно новые уровни.
Лучшие достижения творчества в науке, искусстве и религиозно-философских учениях составляют культурное сокровище человечества. Для Живой Этики, как и ряда других философских учений ХХ века, характерно различение двух сторон социального бытия: Культуры как сферы духа и духовного продвижения и цивилизации как материальной жизни человечества. Добро, Истина, Красота – вечные столпы духовной Культуры в противовес цивилизации, охватывающей материальное обеспечение человечества и его гражданское устройство. Главенствовать и вести за собой эволюцию общества должна и может только Культура.
Стремление к Высшему и Прекрасному должно, что очень важно, пронизывать всю жизнь человека. Оно должно развиться в настоятельную потребность и необходимость каждого дня – от простых бытовых дел (Н.К. Рерих говорил, что «Даже полы могут быть вымыты прекрасно»24) до масштабных творческих проектов. С.Н. Рерих любил цитировать глубокую мысль великого древнегреческого философа Платона: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте»25. Расширяя своё сознание до вмещения принципа красоты, применяя его в жизни, человек облагораживает, улучшает себя и доступное жизненное пространство. Вот почему Н.К. Рерих внёс существенное дополнение к словам Ф.М. Достоевского: «Осознание Красоты спасёт мир»26. Предназначение человека – трудиться на ниве Культуры, просвещения и самого широкого познавания.
Процесс духовного преображения в философии Живой Этики имеет ярко выраженный эстетический характер. В этом проявляется столь характерный для Учения эстетический ракурс рассмотрения этических проблем. Духовный Учитель утверждает принцип красоты «формулой эволюции»27. «…Человек возвышается, приобщаясь к Прекрасному, смотря на Прекрасное, слушая о Прекрасном, мысля путями Прекрасного. …Каждая крупица Прекрасного уже делает человека сотрудником Высших Сил. …Без приобщения к Прекрасному невозможна эволюция» (Надземное, § 783). Лучшим выражением Прекрасного в человеке будет духовность. В Живой Этике красота предстает не отвлеченной, умозрительной категорией, но имеет реальную субстанциальную основу, которой является психическая энергия высокого качества (Аум, § 478). Так добрые, чистые мысли объективно имеют красивые формы и светятся, в то время как тёмные, низкие чувства и страсти отличаются безобразными формами и дымно-мутной окраской. Поэтому процесс преображения предполагает действенное воплощение в микрокосме и окружающем мире принципа красоты, приближающего к совершенному идеалу. «Самое нужное будет и прекрасным. Безобразие не пригодно для эволюции. …Красота есть самое нужное» (Надземное, § 226). «Космос направляет мир к овладению Красотою» (Беспредельность, § 178). В философии Учения имеет место онтологизация (то есть признание реального существования) понятий Красоты, Истины, Добра в представлении о Высших Мирах и наполняющих их сверхчеловечествах на различных планетах и звёздных системах. Когда-то и земному человечеству суждено приобщиться к их прекрасной творческой деятельности.
В Живой Этике утверждается активная социальная позиция в противовес уходу от жизни, который постулировался в классических йогических практиках. Отшельничество называется Авторами Учения духовным дезертирством. Принцип уединенности (затворничества) заменяется активным, социально ориентированным образом жизни. Во-первых, изменились космо-планетарные условия жизни человечества, планета вступила в окружающее космическое пространство, насыщенное новыми космическими энергиями. Во-вторых, невозможно достичь уединения прошлых столетий в силу значительной насыщенности земного пространства продуктами чувственно-ментальной деятельности человека, расширяющейся сферы хозяйствования, экологической загрязненности и т.п. В-третьих, акцент делается на качествах общинности, сотрудничества как основах Новой Эпохи в истории общества. Ставится проблема выживаемости всей планеты путем духовного возрождения человечества. Человек должен научиться творчески преобразовывать, улучшать и украшать окружающую жизнь, самоотверженно помогать эволюции всех её форм.
Вот почему рериховское движение, возникшее в разных странах на основе идей Учения, носит именно культурно-просветительскую направленность. Эта характеристика может служить чётким критерием различения подлинно рериховских организаций. Рериховские общества никогда не будут оккультными, мистическими, хатха-йогическими, религиозно-обрядовыми или религиозно-медитативными и т.п. Рериховские общества в России включены в активную культурно-просветительскую работу: издаются книги и журналы, поддерживаются сайты научно-познавательной направленности, проводятся общественные конференции, организуются музеи и выставки.
Музеи, посвященные памяти семьи Рерихов, существуют во многих уголках мира: Нью-Йорке, Наггаре (Индия), Москве, Санкт-Петербурге, Изваре (Ленинградская область), Новосибирске, Верхнем Уймоне (Алтай), Одессе и др. Масштабные конференции международного уровня регулярно проводятся в Новосибирске Сибирским Рериховским Обществом («Рериховские Чтения» с 1976 г. раз в 4 года), в Москве Международным Центром Рерихов (ежегодно в октябре), Благотворительным Фондом «Дельфис» («Этика и наука будущего» ежегодно в марте), в Санкт-Петербурге ГосударственнымМузеем-институтом семьи Рерихов («Рериховское наследие» ежегодно в октябре) и др. Большим событием стало проведение Музеем-институтом семьи Рерихов выставки «Рериховский век» в 2010 г. в Манеже в Санкт-Петербурге, где было многогранно представлено творчество семьи Рерихов.
* * *
Книги Учения Живой Этики и «Грани Агни Йоги» – подлинная энциклопедия духовно-нравственной практики и совершенствования человеческого сознания. Изучение этой духовной литературы формирует у человека целостное и глубокое мировоззрение, направляет к внимательному и бережному отношению ко всему живому, открывает новые измерения бытия и беспредельного развития.
* * *
…Человек является вместилищем всего сущего. От зачатков всех болезней до высших трансцендентальных возможностей он может вызвать в себе. По своему допущению он может вызвать любую болезнь, но он же может естественно приобщиться к Высшим Силам. Только нужно человеку понять его неразрывность со вселенной. Несчастья происходят, когда люди забывают о своих возможностях. Но они забывают об этом слишком часто, потому и бедствий слишком много.
Никакая специальная наука не может заменить осознания о назначении человека. Соединительное звено миров – человек. Он не должен забывать это свое назначение. Удел его велик во всех областях труда. Он не может уклониться от даров, ему предоставленных, иначе он будет источником бедствий. …Он не может отлучить себя от предопределенных возможностей.
Никакая внешняя религия не спасет человека, если он ограничивается внешними условностями. Уявление космических феноменов не должно быть забыто. Ученые пусть заглянут за границу случайности. Пусть кто-то начертает связь между настроениями человечества и физическими феноменами. Пусть наука судит о тончайших сочетаниях и соотношениях. Не будем насиловать, но выскажем пожелание, чтобы наука шире осветила сущность человека.
Мыслитель знал, что будет время, когда наука заглянет по ту сторону земного существования.
Учение Живой Этики. Надземное, § 554.
* * *
Можно напрягать волю самыми механическими средствами. Можно к тому найти многие примеры и предписания, но Мы советуем почерпать укрепление воли из Общения с Иерархией. Можно даже сказать, что это вообще единственный способ вознесения духа. Даже путь механики ведет к тому же, но при ненужной затрате времени и усилий. Сердечное общение с Иерархией избавляет от тантр и от магии. Конечно, малые сторонние препятствия могут вредить общению, но не забудем, каким опасностям подвергаются маг или тантрик. Но во всяком случае не мудр человек, мечтающий о своей обособленной воле. Она растет и вибрирует на Высшие Хранилища. И кто заботится о своей воле без общения с Высшими Мирами, тот не на верном пути.
Учение Живой Этики. Мир Огненный, часть 2, § 112.
* * *
Ученик не должен быть одержимым, и Учитель – поработителем. Между тем, требуется осознание Иерархии и согласованность действий, совмещение свободной воли с признанием Учителя. Обычно смущаются слабые умы. Конечно, условия и ограничения противоречат свободе в ее вульгарном смысле. Но осознание целесообразности и культура составляют великое значение Учителя. Принять понятие Учителя будет прохождением первых врат эволюции. Не нужно в понятие Учителя вносить надземные предпосылки. Им будет тот, кто подаст лучший совет жизни. Эта жизненность охватит и знание, и творчество, и Беспредельность.
Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги, § 43.
* * *
Нужно всеми мерами усвоить основной закон, что Учитель дает направление, но не настаивает на подробностях. Каждый должен искать и найти в труде. Особенно смутно понимается, насколько велик закон, устремляющий к нахождению. Не только теперь, но и в лучшие годы люди требовали уже конченных, хотя бы и не продуманных ими формул.
Как поучительны испытания, когда по одной начальной букве ученик должен был найти все требуемое слово, но не многие будут искать такое объединенное сознание. Нужно указать, насколько поиски усиляют и руководительство. Не на готовое кушанье зовет Учитель, но Он знает места в лесу, где можно собрать спелые ягоды. К этому месту счастливого сбора призывает Руководитель и жалеет, если ученик предпочитает купить грязные ягоды на базаре. Так сердечно протекает Руководительство, когда заботливая Рука незаметно направляет к лучшему пути.
Учение Живой Этики. Мир Огненный, часть 2, § 213.
* * *
Много говорят о Культуре, но и это основание не должно быть усложнено. Проще нужно понимать улучшение жизни и возвышение нравственности. Каждый познающий лучшую жизнь уже отнесется бережно ко всему прекрасному. Нужно быть добрее.
Учение Живой Этики. Братство, § 137.
* * *
Укрепляем наших собеседников всеми качествами, необходимыми на пути к Братству. Мало того, чтобы владеть лишь некоторыми качествами, нужно познать их полное сочетание. Симфония качеств подобна симфонии сфер! Если одно качество разовьется прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный. Диссонанс может быть расслабляющим или раздражающим или даже разрушающим. Равновесие качеств дается большим напряжением сознания. Пастырь должен заботиться, чтобы собрать стадо, также человек должен вылечить занемогшее качество. Сам человек отлично знает, которое его качество страдает. Жизнь дает ему возможность испытывать любое качество. В каждом обиходе можно найти приложение любого качества. Если человек начнет уверять, что он лишен возможности приложить свои лучшие качества, он докажет свое отупение. Наоборот, если человек радуется случаю приложить свои качества, он покажет расширение сознания. Затем придет и следующая ступень радости, а именно о красоте симфонии качеств.
Учение Живой Этики. Братство, § 60.
* * *
Вот почему я всех прошу проявлять такую осторожность при приеме вновь приходящих. Нас не радует количество, но лишь качество. Все члены должны, во-первых, во-вторых и в-третьих, совершенствоваться в качествах, указанных в книгах Живой Этики. Ведь это и должно быть самой главной и неотложной целью каждого приблизившегося. И задание это так грандиозно, что потребуется не одна жизнь, чтобы приобрести хотя бы половину их.
Письмо Е.И. Рерих от 7.05.1938.
* * *
…Мы не зовем к внешним ритуалам. …Люди могут быть, каждый порознь, сурово нравственными и тем достичь здорового излучения. Пусть они не утруждают себя обрядами, но поймут, что внутреннее устремление может дать им достаточно славное совершенствование. Пусть приучатся к передаче мысли на расстояние. Пусть увидят перед собою черты Лика почитаемого. Не требуется для такого вдохновения излишних обрядов. Каждый может в чистоте сердца собеседовать с Учителем. Так Земля может наполниться добрыми желаниями, и люди не будут одиноки, ибо конечная цель добра сроднит каждое сердце ищущее.
Не нужно обращаться к установленным обрядам, среди которых многие утеряли значение. Ощущение высшего восхождения приходит мгновенно, и даже невозможно словами описать возникновение такого восхищения. Не требуется описать словами ощущение, которое лишь сердце знает. Не поддавайтесь различным внешним обрядам, когда пламя сердца горит ярко.
Мыслитель полагал, что каждый человек имеет в себе дар сношения с Высшим.
Учение Живой Этики. Надземное, § 306.
* * *
Урусвати знает, что воспитание мысли должно происходить последовательно. Каждый может представить себе тот ужас, когда сила мысли достанется злонамеренному человеку. Потому нравственное образование должно предшествовать учению о мысли. Невозможно ограничиться внешними приёмами познания силы мысли, иначе мы будем творить злых колдунов.
Давно учения предусматривали, чтобы злой человек не допускался до йогических упражнений. После, когда нравы огрубели, появились люди, овладевшие некоторыми внешними приёмами и не позаботившиеся прежде очистить своё сознание. Конечно, и для очищения сознания нужно сосредоточение мысли, но такая мысль будет внутренней, без внешних посылок.
Люди мало понимают, что нельзя грязными руками браться за чистое дело. Казалось бы, такое условие понятно каждому, но в жизни оно применяется редко. Люди не подумают, чисты ли их руки, и тем могут создать самые вредные химизмы. Люди прикрываются самыми громкими названиями, но таят внутри себя низкие намерения. Сколько злоупотреблений происходит! Нужны самые разумные меры, чтобы не проникали приёмы мощи к злоумышленникам.
Подумайте, насколько и Наши труды затемняются, когда вмешиваются люди, овладевшие некоторыми приёмами йоги с дурными намерениями.
Мыслитель указывал: «Сперва поймём добро и тогда пошлём его мысленно в мир».
Учение Живой Этики. Надземное, § 487.
* * *
Урусвати знает, насколько неразрывны биология и нравственность. В давнее время религии являлись крепкими звеньями, устремляя человека к Высшему Миру, но затем около религий свили гнезда преступление, суеверие и лицемерие. Люди начали искать иного разумного подхода к Надземному Миру. Познание и наука указали на возможность приближения к Высшему Миру, но мыслители поняли, что наука без нравственного основания останется мертвой. Таким образом, Мы постоянно должны напоминать, что наука не может продвигаться без осознания живой этики.
Нужно от первых школьных лет преподать основы биологии и указать, когда они могут ожить. Прежде погружения в научные формулы нужно дать твердые жизненные основы, только так можно найти живой путь к живым преуспеяниям.
Мы ничто полезное не отрицаем. Устой давался многократно, но прочно не был усвоен, потому будем приветствовать познание, но сопроводим его пониманием нравственности. Усвойте понимание, что безнравственный ученый не есть сотрудник эволюции. Ярые мыслители будут и нравственными людьми.
Мыслитель говорил: "Учитель, укажи путь красоты духа".
Учение Живой Этики. Надземное, § 718.
* * *
Карма человека заключена в его ауре. Каждое движение сознания запечатлевается на ауре путем отложения в ней элементов, которые служат причинами будущих действий. Эти кристаллические образования магнитны. Совершающий зло человек прежде всего наносит вред себе, творя в своем микрокосме кристаллы зла, остающиеся в его ауре как причины, создающие его карму. Магнитность ауры очевидна. Каждый притягивает к себе или отталкивает от себя как людей, так и обстоятельства. Неудача как бы преследует некоторых людей, несущих причины ее в своей ауре. И, наоборот, успех, удача, счастье сопровождают тех, чья аура обладает магнетичностью противоположного порядка. Любители зла и служители темных утешения себе не имеют, ибо несут в себе карму осуждения. От судьбы, то есть от самого себя и ауры своей, не уйдешь, ибо уйти некуда.
Грани Агни Йоги. 1962 г., § 59.
* * *
Урусвати знает сущность самоунижения. Много унизительных свойств омрачает человечество. Около каждого из них гнездится ватага родственников, больших и малых. Можно наблюдать, как такие сущности связаны между собою и образуют цепь. Такая скованная цепь может отягощать даже не очень слабовольного.
Ярое нарастание мрака заставляет спешить со снимками излучений. При этом можно наблюдать любопытные проявления. Иногда можно заметить, что дурная мысль ослаблена внешним влиянием, но добрая мысль также может быть чем-то затемнена. Такие явления лишь подтверждают воздействие Надземного Мира.
Урок такого воздействия может быть утвержден не только нравоучителем, но и биологом. Мы особенно настаиваем на научных изысканиях. Многие годы Мы повторяем, что наука приближается к верному пути познания внутренних сил человека, но в сущности мало сделано в этом направлении, даже Надземный Мир остается пугалом суеверия. Так будем уподобляться дятлу.
Мыслитель советовал ученикам наблюдать за самим собою, так можно приступить к возвышению восприятий.
Учение Живой Этики. Надземное, § 913.
* * *
Сочетание энергий своих и высших выражается в творчестве. В общем смысле творчество есть сочетание огней сердца с огнем пространства. Потому всякое творчество, являясь утверждением огня, есть благо. Конечно, не Говорю о творчестве черных огней. Есть и такое. … Рождение творческого импульса в сознании очень характерно для известной ступени ученичества. Ибо так творили все ученики. Пламень Владыки есть огонь творящий. Он зажигает творческие светильники духа в тех, кто следует неуклонно. Творчество есть удел человека. Потому следовать путями Учителя значит следовать путями развития творческой мощи. Молодость, сила и ценность народа уявляются в его творчестве. Народное творчество, растущее явно, есть признак путей иерархических, Ведущим Иерархом указуемых. Путь творчества есть путь эволюции и нахождений. Застой Нами осужден. В школах с самых малых лет, с детских садов с игрушек надо приучать сознание к творчеству. Пусть творчество станет естественным выражением энергий микрокосма. Пусть мысль научится творить. Важен самый процесс. Пусть строят, и создают, и творят, что хотят, но пусть творят. Школа поставит на правильные рельсы. Творчество надо понять широко: и инженер, и полководец, и ученый, и новатор, и учитель народной школы – все творцы в своей сфере. Конечно, искусство превыше других областей творчества, ибо вводит сознание в мир безграничных возможностей. Но надо иметь в виду и то, что границ совершенствованию и улучшению жизни не имеется. Только область искусства ближе всего подводит через красоту к миру несказуемого. Потому пути творчества Утверждаем. Пути творческие Называем путями жизни. Даем новое понимание искусства, Утверждаем творчество всенародное как новую ступень эволюции. Утверждаем творчество для всех.
Грани Агни Йоги. 1953, § 362.
* * *
1 Беседы с Учителем. Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига: «Мир Огненный», 2001. С. 51-52. Здесь и далее выделения – сост.
2 Рерих Е.И. Письма Том III (1935 г.). М.: МЦР, 2001. С. 105. (№35. К.И. Стурэ. 28.02.1935).
3 Рерих С.Н. Пусть каждый день будет днем Победы // Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.
4 Рерих Н.К. «Знамя Мира. Конференция в Бельгии» // Держава Света. 1931 г.
5 Рерих Е.И. Письма Том VI (1938-1939 гг.). М.: МЦР, 2006. С 41. (№ 17. Г.Ф. Лукину. 17.02.1938).
6 Рерих Е.И. Письма Том II (1934 г.). М.: МЦР, 2000. С 533. (№ 135. А.М. Асееву. 20.12.1934).
7 Этот термин впервые был использован в 1926-1927 гг. в статьях П. Тейяра де Шардена и Э. Леруа, написанных после того, как они прослушали в Сорбонне в 1922-1923 гг. курс лекций В.И. Вернадского по проблемам геохимии и биохимии. В.И. Вернадский впервые употребил этот термин в 1936 г. См.: Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере / Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2003.
8 Перченок Ф.Ф. К вопросу к интерпретации понятия «ноосфера» / Вернадский В.И.: PRO ET CONTRA. С.611-612.
9 Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С.165.
10 Рерих Е.И. Письма Том VI (1938-1939 гг.). М.: МЦР, 2006. С. 297. (№ 103. С.Н. Рудинскому. 8.12.1938).
11 Рерих Е.И. Письма Том VI (1938-1939 гг.). М.: МЦР, 2006. С. 53. (№ 25. Е.Ф. Писаревой. 8.03.1938).
12 Психофизические способности человека (например, яснослышание, ясновидение, левитация и др.).
13 Рерих Е.И. Письма Том V (1937 г.). М.: МЦР, 2003. С. 239. (№ 85. Неустановленному корреспонденту. 11.09.1937).
14 Рерих Н.К. Действие // Адамант. 1926 г.
15 Рерих Е.И. Письма Том V (1937 г.). М.: МЦР, 2003. С. 238. (№ 84. Ф. Грант, К. Кэмпбелл и З.Г. Лихтман. 9.09.1937).
16 Рерих Е.И. Письма Том III (1935 г.). М.: МЦР, 2001. С. 205. (№ 70. К.И. Стурэ. 18.04.1935).
17 Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. Минск: ПРАМЕБ, 1992. Том 1. С. 62-63.
18 Рерих С.Н. «Поднимая себя, поднять других» // Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.
19 Рерих Е.И. Письма Том V (1937 г.). М.: МЦР, 2003. С. 330. (№ 114. Е.М. Бутенек. 4.12.1937).
20 Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. Том 2. С. 161. Письмо от 24.05.1936.
21 Учение Живой Этики. Иерархия, § 22. См. также: Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. Том 1. С.216, 270-273.
22 Цит. по: Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. Том 2. С. 105. См. также: Там же. С. 286. Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги, § 667.
23 Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч. 2, § 447. См. также: Беспредельность, § 84, 34-35, 55; Мир Огненный, ч. 3, § 110, 130, 147, 186, 306, 374 ; Надземное, § 713, 714, 717, 838.
24 Рерих Н.К. «Творящая Мысль» // Держава Света. 1930 г.
25 Рерих С.Н. «Источники моего вдохновения» // Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.
26 Рерих Н.К. «Об Александре Бенуа» // Листы дневника. 1937 г.
27 Учение Живой Этики. Беспредельность, § 178. См. также: Мир Огненный, ч. 3, § 250.