ruenfrde
Скрыть оглавление

Известные деятели науки и культуры о творчестве семьи Рерихов

Джавахарлал Неру

 

Джавахарлал Неру -  премьер-министр Индии.

 

«Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учёный и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно — тысячи картин, и каждая из них великое произведение искусства. Когда вы смотрите на эти полотна, из которых многие отображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками, возвышаясь над равнинами Индии, были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей жизни, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, и мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, выявившего этот дух в своих великолепных полотнах».

 

*  *  *

 

А.П. Окладников

 

А.П. Окладников - академик, археолог, историк, этнограф, с 1966 года  директор Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР.

 

 «Замечательный мастер кисти, он выступает вместе с тем и как мыслитель, философ, как учёный историк-востоковед, столько глубоких мыслей и оценок содержится в этой книге. И притом не просто учёный, не просто мыслитель, но и публицист, страстный агитатор за торжество своих идей, как общественный деятель — автор знаменитого Пакта… В его словесной живописи слова горят, как краски на картинах, образы так же монументальны и строги, так же выразительны. Каждая фраза — целая картина, законченная и чёткая, каждое слово, словно слиток бронзы, тяжёлое и весомое».

 

*  *  *

 

Альберт Эйнштейн

 

Альберт Эйнштейн - физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике, общественный деятель-гуманист.

 

 «Я восхищаюсь искренне Вашим искусством и могу сказать без преувеличения, что никогда ещё пейзажи не производили на меня столь глубокого впечатления, как эти картины».

 

*  *  *

 

А.Л. Яншин

 

А.Л. Яншин, академик, вице-президент АН СССР, председатель Комиссии РАН по разработке научного наследия В.И. Вернадского, почётный директор Института литосферы окраинных и внутренних морей РАН, член многих зарубежных академий и научных обществ.

 

 «Н.К. Рерих должен быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в Космос приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из Космоса. И рядом с фамилиями К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского должна быть поставлена фамилия Н.К. Рериха».

«Творчество семьи Рерихов, прежде всего Николая Константиновича, в значительной мере Елены Ивановны и обоих их сыновей, творчество художественное и философское, представляет собою крупнейшее явление в истории мировой культуры. <…>

Н.К. Рерих был ученым, был философом, был замечательным художником, перед картинами которого замирает дух человека. Человек забывает мелочи повседневной жизни и начинает думать о вечном. Общества по изучению творчества Н.К.Рериха, музеи с его картинами существуют не только на его родине в России и не только в Индии, где он прожил последние десятилетия своей жизни, но и в США, Германии и в ряде других стран.

Творчество Николая Константиновича нужно человеку любой национальности, любого вероисповедания. Каждый, кто ищет духовности бытия, всегда стремится к Рериху, старается глубже проникнуть в его мысли, старается следовать его призывам».

 

*  *  *

 

"Н.К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования. <…>

Нашему народу сейчас особенно нужно обретение высших духовных ценностей и идеалов, без которых немыслимо творческое созидательное строительство будущего. Только в святынях культуры —источник животворных сил возрождения единого самосознания народа. Принадлежность к будущему миру не определяется причастностью к той или иной политической партии или способностью поддержать какую-либо экономическую систему, не ограничивается занимаемым постом, социальным положением или исповедуемой религией. Общезначимыми критериями деградации или расцвета должны стать качества сознания человека, степень восприимчивости им Знания и Красоты, способность сердца любить Культуру, защищать ее достижения и трудиться во имя нее на общее благо. Без этого невозможно распознать лучшие, спасительные пути преображения жизни. <…> Воистину пророческими были слова Н.К.Рериха о том, что главным испытанием человечеству будет испытание восприятием культуры».

 

*  *  *

 

Д.С. Лихачев

 

Д.С. Лихачев - академик РАН, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, Почетный член Исполкома Международной Лиги Защиты Культуры.

 

"Я глубоко уверен, что наследие семьи Рерихов, превращенное в наше национальное достояние, займет заслуженное место в культурной жизни нашей страны".

 

*  *  *

 

Ю.А. Гагарин

 

Николай Рерих – единственное имя, внесённое Ю.А. Гагариным в документ "Бортовой Журнал Востока". 

 

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

 

*  *  *

 

Г.М. Гречко

 

Г.М. Гречко - лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

 

«Многие космонавты, знакомые с творчеством Николая Рериха, не раз отмечали, что его картины напоминают вид Земли из космоса. Это чистая правда. Как это объяснить, я не знаю. То ли он был, как говорят, видящий, то ли, находясь высоко в горах, поневоле оказываешься ближе к космосу и получаешь иное зрение... Так или иначе, его художественное творчество для меня не просто полно своеобразия – оно удивительно, загадочно, необъяснимо. Кроме того, Рерих был великим путешественником, он побывал во многих малодоступных районах Земли и, как мне кажется, познал тайны бытия, неведомые простым смертным. Он невероятно интересен для меня и как художник, и как мыслитель, и вообще как личность совершенно уникальная. Мы его любим именно за его творчество и, конечно, за идеи мира, которые сейчас необычайно актуальны. Всем разумным людям ясно, что война не решает никаких серьезных вопросов, тем не менее, войны продолжаются. Рерих учил, что все проблемы надо решать лишь путем мирных переговоров. Так, может быть, надо, наконец, послушать Рериха и начинать мирные переговоры, минуя этап войны?».

 

*  *  *

 

А.Г. Назаров

 

А.Г. Назаров - академик РАЕН, директор Экологический центр Института теории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН 

 

"Изучение творчества Вернадского показало, что оно очень созвучно творчеству Рериха, в наследии этих мыслителей очень много схожих идей. Более того, Рерих ответил самостоятельно на некоторые поставленные Вернадским вопросы, и эти ответы имеют ноосферное звучание. Их драгоценную россыпь можно отыскать в Живой Этике. Здесь сливаются воедино научное предвидение ноосферной реальности и отвечающая ей должная духовная сущность ноосферного человечества".

 

*  *  *

 

Л.М. Гиндилис

 

Л.М. Гиндилис - действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Научно-культурный центр SETI (Москва)

 

"Одно из направлений, по которым ведется кампания против Живой Этики, – объявление ее религиозным учением. Нельзя считать это безобидным заблуждением, ибо именно причисление Живой Этики к религии дает «основание» таким богословам, как диакон А. Кураев, выступать с беспрецедентными нападками на это Учение и его основателей. Для тех, кто внимательно изучал философское наследие Рерихов, совершенно ясно, что Живую Этику нельзя отнести к сфере религии, ибо это синтетическое научно-философское учение. Оно объемлет и науку, и философию, и религию, и этику, и эстетику, и другие сферы".

 

*  *  *

 

Р.Е. Ровинский

 

Р.Е. Ровинский - доктор технических наук, профессор (Израиль)

 

 "… Серия важнейших научных открытий второй половины ХХ века в физической науке меняет ранее сложившиеся мировоззренческие представления об устройстве и функционировании нашего Мира. Тем самым подтверждается одно из основных положений Живой Этики о науке как предтече нового мировоззрения. Ограничусь обсуждением новых мировоззренческих представлений космологии, создающих предреволюционную ситуацию в физической науке. На уровне сегодняшнего научного знания такая ситуация рождает проблемы, решение которых переходит в ведение физической науки XXI века. Потребуются не только новые знания, но и новые методики, потребуется новое научное мышление, и космическое мышление начинает осознаваться научным сообществом как вполне реальная форма научного мышления. Здесь наука приходит в непосредственное соприкосновение с представлениями Живой Этики".

 

*  *  *

 

И.Ф. Малов

 

И.Ф. Малов - доктор физико-математических наук, Пущинская радиоастрономическая обсерватория Астрокосмического центра, Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН (Москва)

 

 «Живая Этика в своём понимании мира и человека предполагает научное описание всех явлений мироздания. Феномены, не поддающиеся пока научному объяснению, обязательно получат научную интерпретацию, и их сущность будет раскрыта в процессе познания. Новой науке необходимо использовать духовное богатство человеческой культуры. Она должна выйти на новый уровень изучения тонких явлений, которые требуют научных объяснений и научной практики. В качестве основного научного метода Живая Этика видит опытное познание».

 

*  *  *

 

Е.П. Маточкин

 

Е.П. Маточкин - кандидат искусствоведения (Новосибирск)

 

«Среди блистательного наследия Русского культурного Ренессанса начала ХХ столетия едва ли не самыми неизвестными остаются страницы художественного творчества, связанные с украшением русских православных храмов. Между тем именно эта область изобразительного искусства сегодня вызывает повышенный интерес со стороны общества в связи с огромным размахом современного храмостроительства в России. И если монументальные росписи В.М. Васнецова и М.В. Врубеля для киевских соборов, а также М.В. Нестерова для Москвы и Санкт-Петербурга еще более или менее известны, то вклад Н.К. Рериха в церковное искусство остается очень слабо изученным. Объясняется это прежде всего тем, что часть его работ не дошла до наших дней, другая же – как в Перми, Пархомовке и Почаеве, находится достаточно далеко от центра России и популярных маршрутов путешествий. В то же время нельзя не отметить, что все, что сделано Рерихом в области христианского искусства, в настоящее время явно замалчивается со стороны Русской Православной Церкви, хотя она по праву могла бы гордиться творениями великого художника, тем более что большинство своих замыслов он обсуждал с ее священнослужителями».

 

*  *  *

 

Н.С. Лидоренко

 

Н.С. Лидоренко - почетный академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, член-корреспондент РАН, член-корреспондент РАЕН.

 

«Мне приходилось бывать в Индии. Мы вели совместные работы в области космонавтики. Я посещал Бангалор и Кулу, видел грандиозные выставки Н.К. Рериха и С.Н. Рериха. Нестандартное искусство, нестандартное творчество Рерихов устремляет наши мысли в новые каналы, стимулирует сам процесс мышления и побуждает к поиску причин».

 

*  *  *

 

А.Н.Баландин

 

А.Н.Баландин - летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза

 

«Многие космонавты первых отрядов бывали у Святослава Николаевича в Индии, встречались с ним во время его выставок в Советском Союзе — это Валентина Владимировна Терешкова и Валерий Федорович Быковский, Андриян Григорьевич Николаев и Георгий Михайлович Гречко, Юрий Николаевич Глазков и Игорь Петрович Волк, Геннадий Михайлович Стрекалов и, возможно, Юрий Алексеевич Гагарин.

К сожалению, нам, более молодым, не довелось встретиться со Святославом Николаевичем. Но мы подняли над планетой Знамя Мира, Знамя Пакта Рериха.

Знамя Мира на орбитальной космической станции с символичным названием «Мир» тоже было символом — символом сотрудничества в сохранении мирового культурного наследия, символом глобальной ответственности человечества за существование планеты Земля и жизни на ней во всем ее многообразии, свидетельством признания космической деятельности как неотъемлемого элемента Мировой Культуры нового тысячелетия.

Мне бы хотелось сегодня назвать всех космонавтов и астронавтов, космический полет которых проходил со Знаменем Мира на борту. Это 42 человека: Авдеев Сергей Васильевич, Андерсон Майкл (США), Афанасьев Виктор Михайлович, Баландин Александр Николаевич, Батурин Юрий Михайлович, Белла Иван (Словакия), Блумфилд Майк (США), Бударин Николай Михайлович, Викторенко Александр Степанович, Виноградов Павел Владимирович, Вулф Дэвид (США), Гори Диминик (США), Данбар Бонни (США), Залетин Сергей Викторович, Каванди Жанет (США), Калери Александр Юрьевич, Кретьен Жан-Лу (Франция), Крикалев Сергей Константинович, Лазуткин Александр Иванович, Лоренс Венди (США), Манаков Геннадий Михайлович, Макаров Муса Хираманович, Мусабаев Талгат Амангельдиевич (Казахстан), Падалка Геннадий Иванович, Паразински Скотт (США), Прекорт Чарли (США), Рейли Джемс (США), Рюмин Валерий Викторович, Серверов Александр Александрович, Соловьев Анатолий Яковлевич, Стрекалов Геннадий Михайлович, Титов Владимир Георгиевич, Томас Эндрю (США), Уилкотт Терренс (США), Уэзерби Джеймс (США), Фоул Майкл (США), Циблиев Василий Васильевич, Чанг-Диаз Франклин (США), Шарипов Салижан Шакирович, Эдварс Джой Фрэнк (США), Эйартц Леопольд (Франция), Энере Жан-Пьер (Франция). <…>

Живая Этика, в которой много говорится об эволюционном значении Знамени Мира, — это философская основа нового космического мышления. Космическая деятельность — это практическая основа нового космического образа мира, нового космического сознания, нового глобального мышления.

Я надеюсь, что сотрудничество космонавтов и последователей великой семьи Рерихов продолжится. Не раз еще Знамя Мира каждые полтора часа будет совершать свой виток над Землей. Будет Знамя Мира и на Луне, и на Марсе, и в Дальнем Космосе».

 

*  *  *

 

К.Л. Вайдья

 

К.Л. Вайдья - индийский учёный.

 

«Никто не может просто поверить, что всё это могло случиться в жизни одного человека. Мир обязан принести ему благодарность за его вклад в искусство, археологию, путешествия, философию и науку…».

 

*  *  *

 

Леонид Андреев

 

Леонид Андреев - русский писатель.

 

«Целый новый мир! Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесённый ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Там есть восходы и закаты, другие, чем наши, но не менее прекрасные. Там есть и жизнь и смерть, святые и воины, мир и война — там есть даже пожары, с их чудовищным отражением в смятенных облаках. Там есть море и ладьи… Нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и глубокого моря не знает земная география… И ещё одно важнейшее можно сказать о мире Рериха — это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю — да и кто знает имя правды? — но её присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом».

 

*  *  *

 

Леонид Леонов

 

Леонид Леонов - русский писатель.

 

«И всегда были близки мне его мысли и мечтания о свободном от зла и непогоды, светлом и чистом человечестве, — но ещё ближе его страх утерять некое вечное сокровище, которое мы постепенно, незаметно и запросто разучиваемся ценить».

 

*  *  *

 

Николай Тихонов

 

Николай Тихонов - русский писатель.

 

«Обладатель дара прозрения, который даёт ему возможность проникать в седую древность, в жизнь наших предков, далёких славянских племён, в древнейшие картины быта народов, населяющих страны Востока».

 

*  *  *

 

В. Севостьянов

 

В. Севостьянов - лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, депутат ГД РФ

 

«Он поражает нас своей пылкой любовью к Человеку и Человечеству, к его духовному и культурному наследию; он поражает удивительным философским и мудрым содержанием его критериев: разума, любви, мира. Великое бесценно и не имеет прошлого, оно есть сегодня, оно есть всегда, во все времена будущего. И его значимость со временем растёт».

 

*  *  *

 

В.В. Быковский

 

В.В. Быковский - археолог.

 

«Его видение прошлого столь реалистично, что может в художественной форме дополнять научный поиск».

 

*  *  *

 

Ю.К. Ефремов

 

Ю.К. Ефремов - физикогеограф, основатель и первый директор Музея землеведения МГУ.

 

«Им первым из русских людей удалось осуществить вековую мечту отечественных исследователей и совершить то, что не смогли сделать ни Н.М. Пржевальский, ни М.В. Певцов, ни П.К. Козлов — пересечь со стороны Сибири и Монголии весь Тибет с Гималаями и выйти в Индию».

 

*  *  *

 

 Рихард Рудзитис

 

Рихард Рудзитис - писатель, поэт, общественный деятель.

 

«Николай Константинович Рерих, которого можно назвать истинным апостолом красоты и культуры, в творениях своего искусства воплотил великую космическую правду — искусство спасёт человечество! Ибо искусство Н.К. Рериха есть расцветание форм прекрасного в наиболее существенном и универсальном смысле этого слова, ибо его искусство кристаллизирует в себе огни лучших человеческих мечтаний и завершений, ибо искусство Рериха есть нечто большее, чем искусство в обыденном понимании, — оно является великим служением человечеству и Беспредельности…».

 

*  *  *

 

 Владимир Энгельгард

 

Владимир Энгельгард - академик Академии наук СССР и АМН СССР, биохимик, специалист в области молекулярной биологии, вице-президент Международного совета научных союзов при ЮНЕСКО.

 

«Прекрасны слова Рериха, обращенные к молодежи, к созидателям и строителям будущего мира: «Вам, молодежи, предстоит одна из наиболее сказочных работ — возвысить основы культуры духа, заменить механическую цивилизацию культурой духа; творить и создавать». Он говорил о весёлом труде, как основе будущего развития, о том, что «в основе переустройства мира будут труд, творчество». Враг всякого застоя, шаблона, бездействия, Рерих своё отношение к задаче жизни определил поистине бессмертными словами: «Спросят: как перейти жизнь? Отвечайте: как по струне бездну — красиво, бережно и стремительно». В этих словах, как в мажорном аккорде, звучит исповедание жизни Рериха».

 

*  *  *

 

 Борнет Д.

 

Борнет Д. Конлан - французский писатель.

 

«Рериха можно сравнить с гигантским деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви раскинувшим широко кругом — по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть может, самых величайших гениев искусства, и если есть какой-либо великий ренессанс искусства, в глубоком значении Парфенона, то выявление его выпало на долю России. Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем по всему миру».

 

*  *  *

 

Теодор Хеллин

 

Теодор Хеллин - биограф художника.

 

 «Среди всемирных бедствий и разрушений, которые неизбежно сопровождают гибель цивилизации, сделавшей личную наживу и материальные достижения своей высшей целью, Рерих пришёл, чтобы повернуть умы людей к духовным реальностям, на которых может быть основан прочный порядок существования, дающий красоту, гармонию и мир».

 

*  *  *

 

Константин Юон

 

Константин Юон - русский художник.

 

«Знамя не есть пустой звук, но есть зовущий благовест к совместному бодрому сотрудничеству… Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: «Не тронь — здесь народное достояние!» Только что на наших глазах погибли многие мировые сокровища. Гибнут они и в дни войны, и во время так называемого мира среди всяких столкновений… Сердце человеческое хочет мира. Сердце человека поймет зов о Культуре, о светлом содружестве и сотрудничестве. Знамя Мира, Знамя Культуры, победно развейся над сокровищами всенародными» (Н.К. Рерих. Друзьям Знамени Мира. 1947).

«Знания учёного и глубокая интуиция большого художника лежали в основе замечательных картин. Эмоциональное искусство Рериха почти непередаваемо — оно для глаз и для души».

 

*  *  *

 

Рабиндранат Тагор

 

Рабиндранат Тагор - индийский поэт.

 

«Когда я пытался найти слова, дабы описать самому себе идеи, заключённые в Ваших картинах, я не смог сделать этого. Это потому, что язык слов может выразить лишь одну грань Истины, а язык картины находит в Истине свою область, не доступную словесному выражению. Каждое искусство достигает своего совершенства, когда оно открывает нашей мысли те особые врата, ключ от которых находится в его исключительном владении. Когда картина является поистине великой, мы не должны иметь возможности высказать, в чём это величие, но всё же мы должны видеть и знать его. То же самое относится и к музыке. Когда одно искусство может быть полностью выражено другим — это неудача. Ваши картины ясны и всё же невыразимы словами — Ваше искусство ограждает свою независимость, потому что оно велико».

 

*  *  *

 

Современные учёные определяют Живую Этику как философию космической реальности. «Живая Этика – это синтетическое научно-философское учение о Мироздании в целом; о его устройстве; о месте человека в Мироздании, о его тесной связи с Космосом; об эволюции человека и человеческого общества».

В разные годы в работе научно-общественных конференций Международного Центра Рерихов принимали участие видные общественные деятели и ученые. В их числе: академик РАН В.Н. Большаков, академик РАН А.Л. Яншин, академик РАН В.В. Струминский, академик РАН Б.В. Раушенбах, академик РАН, член Президиума РАН Е.П. Челышев, президент РАЕН О.Л. Кузнецов, президент РАКЦ В.П. Сенкевич, вице-президент РАЕН, академик РАЕН Г.Н. Фурсей, академик РАКЦ В.В. Казютинский, академик РАЕН Г.И. Шипов, академик РАЕН А.Е. Акимов, академик РАЕН Ю.В. Яковец, академик РАО Ш.А. Амонашвили, академик РАЕН А.В. Постников, член-корреспондент РАН Н.С. Лидоренко, академик АН МНР Ш. Бира (Монголия), академик РАН Г.М. Бонгард-Левин, академик РАН В.М. Матросов, академик РАЕН А.Г. Назаров, академик РАЕН Ф.Т. Яншина, академик В.Н. Ягодинский, академик РАЕН Г.Н. Дульнев, академик РАЕН Д.А. Кожевников, академик ААН Г.И. Маланичева, академик РАКЦ Е.П. Левитан, академик РАКЦ А.Н. Кочергин, член-корреспондент РАН С.П. Курдюмов, член-корреспондент РАЕН М.М. Шибаева, академик РАО Д.Д. Зуев, профессор РГУ им. И.М. Губкина П.В. Флоренский, директор Арт-комплекса Karnataka Chitrakala Parishath Trust профессор Нанжунда Рао (Индия), профессор МГИМО В.С. Глаголев, профессор Калифорнийского университета В.А. Лефевр (США), директор НИИ космических систем В.А. Меньшиков, профессор МАА Е.А. Ополовникова, профессор Международной Академии индийской культуры Шашибала (Индия), профессор Софийского университета А.В. Федотов (Болгария), доктор философии М. Бернарди (Италия), заслуженный деятель искусств России М.А. Марутаев, профессор Г.С. Лебедев, профессор Локеш Чандра (Индия), профессор А.П. Гнатюк-Данильчук, профессор А.А. Кочаров (Сарнатх), заслуженный деятель науки доктор филологии Т.П. Григорьева, номинант на Нобелевскую премию доктор философских наук К.А. Кедров, профессор Л.В. Голованов, профессор Ф. Таперджи (Италия) и многие другие.

 

Начало страницы