ruenfrdeit
Скрыть оглавление

Искусство Кангра. Конец 1950-х

История публикации:

Рерих С.Н. Школа Кангра / Рерих С.Н. Свет искусства. Сборник / Пер. с англ. Т.О. Книжник, Т.Г. Егорова; сост. С.А. Пономаренко, И.В. Орловская; предисл. П.Ф. Беликов. М.: МЦР, 1994. 91 с. Сер.: «Малая рериховская библиотека».

Рерих С.Н. Школа Кангра. Пер. с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч / К беседе с художниками: сб. ст. 2-е изд., испр. М.: МЦР, 2006. С. 52–55. Серия: «Малая рериховская библиотека». (Первое издание сборника имело название «Свет искусства», 1994.)

Рерих С.Н. Искусство Кангра. Перевод с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч / Рерих С.Н. Индийская живопись: статьи, моногр. / Пер. с англ. Т.В. Егорова, Е.А. Захарова и др.; ред.-сост. И.И. Нейч. М.: МЦР, 2011. 440 с.: ил.

 

 

На странице представлены два варианта перевода:

1. Первый вариант 2011 г., публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Искусство Кангра. Перевод с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч / Индийская живопись: статьи, монография / Ред.-сост. И.И. Нейч. М.: МЦР, 2011. С. 133-144.

2. Второй вариант 2006 г., публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Школа Кангра. Пер. с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч / К беседе с художниками: сб. ст. 2-е изд., испр. М.: МЦР, 2006. С. 52–55. Серия: «Малая рериховская библиотека». (Первое издание сборника имело название «Свет искусства», 1994.)

 

 

Публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Искусство Кангра. Перевод с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч / Индийская живопись: статьи, монография / Ред.-сост. И.И. Нейч. М.: МЦР, 2011. С. 133-144.

 

Искусство Кангра

Перевод с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч

 

О раджпутской живописи до XV или даже XVI века нам известно не так много, однако не вызывает сомнений, что ранние художественные традиции Кангры имеют немало общего с раджпутской школой живописи. Так, например, мы наблюдаем то же использование растительной орнаментики, сохранившейся в раннем кангрском искусстве, называемом живописью Басоли и Пахари (или Гадди), ту же цветовую гамму и композиционное построение, однако трудно проследить развитие этих традиций ранее XVII века. Мы можем лишь строить предположения путем сравнения их с традициями других школ, чьи образцы лучше сохранились и датированы, как, например, джайнская школа живописи или школа живописи Пала, которая дошла до нас в виде иллюминированных манускриптов и отдельных стенописей и относится к X–XI векам.

Миниатюры одного манускрипта из Хайдарабада, который, по всей вероятности, восходит к началу XV или даже к XIV веку, указывают на переработку раннего арабо-персидского стиля в духе местных традиций, и среди отличительных признаков этой новой комбинации мы видим общие элементы, которые обнаруживаются и в произведениях ранней раджпутской школы, и в живописи Басоли. Это использование желтого и темно-красного фона, высокая линия горизонта, общее композиционное решение, манера изображения цветущих деревьев, а также яркие контрасты, столь типичные для ранних традиций.

Влияние раннеперсидского искусства, свидетельствующее о существовании раннемусульманской живописи в Индии в домогольский период, можно обнаружить и в одном раннем иллюстрированном джайнском манускрипте.

Так кто же были эти художники — создатели миниатюр Кангра? Чье влияние они испытывали и как развивалось то, что теперь известно нам как ранний стиль Кангра? На эти вопросы мы пока не в состоянии ответить, но очень важен тот факт, что, по преданию, художники, вытесненные из Раджпутаны, нашли приют в горах и принесли с собой в долину Кангры технику, на которую заметное влияние оказало могольское искусство. Новая техника, появившаяся в результате их контакта с местной традицией, и есть то, что мы называем сегодня искусством Кангра. Один из главных вкладов этих художников — высокое техническое мастерство и традиция, которая, слившись с местным стилем, была переработана применительно к местным запросам. Господствующий в этих районах культ Кришны нашел яркое отражение в творчестве большинства художников.

Под покровительством раджи Сансара Чанда, страстного любителя искусства, школа Кангра достигла исключительно высокого уровня, в известной мере апогея своего развития, после чего стала клониться к упадку.

В живописи Кангры можно видеть, как природа и образ жизни формируют и предопределяют особенности выразительных средств художника. Красота пейзажа Гималайских предгорий, новая растительность, яркие краски, ясно выраженные смены времен года — все это оказало свое влияние на сложение искусства Кангра.

Искусство Кангра — это особый цвет земли со всеми этими великолепными цветущими деревьями и кустарниками, это цветение персиков и абрикосов, изумительной красоты птицы, деревенский уклад, пастушеская жизнь и сто и одна интерпретация коров. Час коровьей пыли — этот прекрасный поэтический момент вы можете и поныне наблюдать на закате, когда коровы возвращаются с пастбищ и, проходя по деревне, поднимают клубы пыли. Эта сцена, романтизированная во многих миниатюрах, дошла до нас, с ее особым очарованием, в известной миниатюре Кангра, которая хранится теперь в Бостонском музее и которую можно считать одним из лучших образцов данной школы. В этих миниатюрах религиозные по своему характеру сюжеты — сцены из жизни Кришны — прекрасно гармонируют с внешним убранством окружающей жизни. Тот, кто бывал в этих местах, кто оставался там достаточно долго, чтобы наблюдать все то бесконечное разнообразие цветовых сочетаний и комбинаций, которое дарит нам Природа, — тот оценит правдивость отображения жизни художниками Кангры, поскольку все это великолепие разворачивалось у него перед глазами. В этих миниатюрах вы видите все те элементы, которые встречались вам в пейзаже и в жизни людей, но изображенные необычайно красиво и поэтично, и вы чувствуете, что художник, движимый любовью к прекрасному, хотел изобразить то, что поразило его своей красотой, достойной запечатления. Вы можете видеть богатый природный фон из цветущих и только начинающих зацветать деревьев, склонов гор, обильно покрытых персиковым и абрикосовым цветом, в сочетании с золотом цветения горчицы, переходящего в яркую зелень пшеницы, — все то, что вдохновляло художника на создание красивых сцен, символов весны, символов пробуждающейся природы. Красно-коричневые тона, так часто встречающиеся в живописи Басоли, — не что иное, как плодородные красноземы Кангры, земля, столь хорошо знакомая художнику, которую он видит перед собой каждый день. Во многих отношениях чудесные поэтические образы, созданные художниками Кангры, и не могли иметь лучшего обрамления, чем тот замечательный фон, который дает природа Гималайских предгорий.

Уже было отмечено, что кангрские художники почти не писали снег и снежные пики. И действительно, за редким исключением вы не обнаружите в их картинах заснеженных вершин и едва ли встретите изображение земли, покрытой снегом. Может быть, это обусловлено тем, что обычно природа изображалась в пору своего расцвета, весной и летом, когда солнце светит ярко, а на деревьях много цветов и великолепных, с красочным оперением птиц, когда снег уже растаял, и его можно видеть только на далеких вершинах. Зима, будучи временем затишья, была не слишком подходящим фоном для лирических образов этих картин.

Школа живописи Басоли получила свое наименование от княжества Басоли, небольшого владения рядом с княжеством Джамму в Кашмире. Басоли оказалось первым местом, где были обнаружены следы процветавшей ранней школы живописи, и позднее название Басоли распространилось на все ранние школы Пахари этого района. Мы могли бы сказать вполне определенно, что все ранние стили Пахари имели общее сходство и что одни и те же типичные черты и особенности можно обнаружить и близ границ Джамму, и южнее, около Манди и Биласпура. Можно вполне назвать это ранним стилем Пахари, или школой, которая позднее сменилась исключительно утонченным стилем Кангра, но при этом продолжала процветать во многих изолированных местностях и достигла того высокого совершенства, о котором дают представление замечательные миниатюры Басоли из коллекции С.Н. Гупты и отдельные образцы из собрания Трэжеривалы, хранящегося теперь в музее в Дели. Интересно, что в более поздних миниатюрах использовались крылья жука, которые должны были изображать драгоценности, вероятно изумруды, как это можно видеть в мукуте Кришны и в других украшениях. Использование крыльев жука не ограничивалось лишь живописью Кангры, а практиковалось и в других частях Индии, например в Раджпутане. Как правило, крылья жука встречаются только в поздней живописи, я не обнаружил их в ранних работах школы Пахари, или Гадди. В более поздней так называемой живописи Басоли сохранился тот же самый ярко выраженный стиль как в чертах лиц персонажей, так и в общем композиционном решении; в использовании цвета тоже сохранились некоторые особенности ранних традиций примитивов, которые, очевидно, параллельно развивались в школе Кангра. В коллекции К. Кхандалавалы содержится несколько великолепных образцов живописи Басоли, и можно было бы провести довольно любопытное сравнительное исследование этих ветвей школы Кангра, ибо они, по всей видимости, развивались примерно в один и тот же период.

Интересная школа так называемого раннего стиля Гадди получила развитие около южных границ княжества Манди. В ней вы обнаружите яркий колорит и роскошную композицию, отличающуюся живой, присущей примитивам непосредственностью, в сочетании с новой техникой нанесения красочного слоя, который отполировывался, что делало его более ярким. По всей вероятности, эта ранняя традиция и предшествовала более поздней школе Манди, которая дала некоторые исключительно утонченные образцы искусства Кангра. Было бы небезынтересно установить, имели ли различные школы свой собственный круг художников, предпочитавших определенный стиль, или же они развивались по районам и в зависимости от случайного присутствия в них действительно выдающихся мастеров. Судя по имеющимся в нашем распоряжении данным, здесь, по-видимому, существовало несколько традиций, такие, как персидская, могольская и раджпутская, переработавшие ранние стили Пахари, но вполне возможно, что, как и в наши дни, разные покровители предпочитали разные художественные направления.

Некоторые из композиций Кангра исключительно современны по своей манере изображения и отличаются замечательным равновесием цветовых масс и линий. Пейзаж написан так, что служит гармоничным дополнением к сюжету.

[Конец 1950-х годов]

 

 

 

 

Публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Школа Кангра. Пер. с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч / К беседе с художниками: сб. ст. 2-е изд., испр. М.: МЦР, 2006. С. 52–55. Серия: «Малая рериховская библиотека». (Первое издание сборника имело название «Свет искусства», 1994.)

 

Школа Кангра

Перевод с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч

 

О раджпутской живописи до ХV или даже до ХVI века нам известно не так много, однако не вызывает сомнений, что ранние художественные традиции Кангры имеют много общего с раджпутской школой живописи. Например, мы обнаруживаем использование растительной орнаментики, которая сохранилась в раннем искусстве, называемом живописью Басоли и Пахари, или Гадди, цветовую гамму и определенное композиционное построение, однако трудно проследить развитие этих традиций до ХVII века. Мы можем делать выводы, лишь сравнивая их с традициями других школ, чьи образцы лучше сохранились и датированы, как, например, джайнская школа живописи или школа живописи эпохи Палов, дошедшая до нас в виде манускриптов и стенописей, датируемых Х–ХI веками.

Миниатюры манускрипта из Хайдарабада, относимого примерно к началу ХV или даже ХIV века, указывают на переработку раннего арабо-персидского стиля применительно к местным традициям, и среди отличительных черт этой новой комбинации мы видим элементы, которые встречаются в ранней раджпутской школе живописи и живописи Басоли. Это использование желтого и темно-красного фона, высокая линия горизонта, общее построение композиции, изображение цветущих деревьев, а также яркие контрасты, столь характерные для ранних традиций.

В одном раннем джайнском манускрипте можно обнаружить влияние раннеперсидского искусства, свидетельствующее о существовании раннемусульманской живописи в Индии в домогольский период.

Кто же были эти художники – создатели миниатюр Кангра? Чье влияние они испытывали, и как развивалось то, что теперь известно нам как ранний стиль Кангра? На эти вопросы мы пока не можем ответить, но весьма знаменательно, что, по преданию, художники, бежавшие из Раджпутаны, нашли приют в горах и принесли с собой в долину Кангры технику, в которой чувствовалось значительное влияние могольского искусства. Новая техника, появившаяся в результате их соприкосновения с местной традицией, и есть то, что теперь мы называем искусством Кангра. Один из главных вкладов этих художников – высокое техническое мастерство и традиция, которая в соединении с местным стилем была приспособлена к местным запросам. Культ Кришны, господствующий в этих районах, нашел яркое отражение в творчестве большинства художников.

Под покровительством раджи Сансара Чанда [(1775–1823)], страстного любителя искусства, школа Кангра достигла наивысшего расцвета, в известном смысле апогея своего развития, после чего начался упадок.

В живописи Кангра можно видеть, как природа и образ жизни формируют и определяют выразительность творчества художника. Красота пейзажа Гималайских предгорий, новая флора, богатство красок, ясно выраженные смены времен года – всё это оказало влияние на формирование искусства Кангра. Искусство Кангра – это особый цвет земли со всеми этими прекрасными цветущими деревьями и кустами, персиковые и абрикосовые деревья в цвету, изумительно красивые птицы, деревенская жизнь, жизнь пастухов и сто и одна интерпретация коров. «Час коровьей пыли» – этот красивый поэтический момент вы можете наблюдать и поныне на закате, когда коровы возвращаются с пастбищ и, проходя по деревне, поднимают клубы пыли. Эта сцена, романтизированная во многих миниатюрах, дошла до нас, с её особым очарованием, в известной миниатюре Кангра, которая находится теперь в Бостонском музее и которую можно считать одним из лучших образцов этой школы. В этих миниатюрах религиозный по своему характеру сюжет – жизнь Кришны, прекрасно гармонирует с внешним убранством окружающей жизни. Тот, кому довелось бывать в этих местах или оставаться там подолгу, видеть то бесконечное разнообразие цветовых сочетаний и комбинаций, которое дарит Природа, оценит правдивость отображения жизни художниками Кангры, поскольку он наблюдал эту жизнь своими собственными глазами. В этих миниатюрах вы можете увидеть все те элементы, что встречались вам в пейзаже и в жизни людей, но изображенные необычайно красиво и поэтично, и вы сможете ощутить, что художник, движимый любовью к прекрасному, хотел изобразить то, что поразило его своей красотой, достойной запечатления. Вы можете увидеть богатый природный фон из цветущих и только начинающих зацветать деревьев, склонов гор, обильно покрытых персиковым и абрикосовым цветом в сочетании с золотом цветения горчицы, переходящего в яркую зелень пшеницы, – всё то, что вдохновляло художника на создание прекрасных сцен, символов весны, символов пробуждающейся природы. Красно-коричневые тона, так часто встречающиеся в живописи Басоли, – не что иное, как плодородные красноземы Кангры, земля, столь хорошо знакомая художнику. Во многих отношениях чудесные поэтические образы художников Кангры и не могли иметь лучшего обрамления, чем тот замечательный фон, который дает природа Гималайских предгорий.

Замечено, что кангрские художники почти не писали снег и снежные пики. Это верно – за редким исключением вы не увидите в их живописи заснеженных вершин, равно как и едва ли встретите изображение земли, покрытой снегом. Возможно, это обусловлено тем, что природа обычно изображалась в пору своего расцвета, весной и летом, когда солнце светит ярко, а на деревьях много цветов и великолепных, с красочным оперением птиц, когда снег уже растаял, и его можно увидеть только на далеких вершинах. Зима, будучи временем затишья, была не очень подходящим фоном для лирических образов этих картин.

Школа живописи Басоли получила свое название от княжества Басоли, небольшого владения рядом с княжеством Джамму в Кашмире. Басоли оказалось первым местом, где были обнаружены следы процветавшей ранней школы живописи, и позднее название Басоли распространилось на все ранние школы Пахари этого района. Мы могли бы вполне определенно сказать, что все ранние стили Пахари имели общее сходство, и одни и те же черты можно обнаружить и на границах Джамму, и на юге в районе Манди и Биласпура. Можно вполне назвать это ранним стилем Пахари, или школой, позднее вытесненной утонченным стилем Кангра, но продолжавшей процветать во многих изолированных местностях и достигшей высокого совершенства, о котором дают представление прекрасные миниатюры Басоли из коллекции С.Н. Гупты, а также некоторые из образцов собрания Тришуривала, находящегося теперь в Дели. В более поздних образцах использовались крылья жука, которые должны были играть роль драгоценностей, скорее всего изумрудов, как, например, в мукуте [1] Кришны и в других украшениях. Использование крыльев жука не ограничилось лишь живописью Кангры, а практиковалось и в других частях Индии, например в Раджпутане. Как правило, крылья жука встречаются только в поздней живописи, я не обнаружил их в ранних работах школы Пахари, или Гадди. В более поздней так называемой живописи Басоли сохранился этот ярко выраженный стиль как в чертах лиц персонажей, так и в общем композиционном и цветовом решении; сохранились и некоторые особенности более ранних примитивных традиций и, очевидно, параллельно получили развитие в школе Кангра. Коллекция К. Кхандалавалы содержит несколько прекрасных образцов живописи Басоли, и можно было бы провести весьма любопытное исследование сравнительного развития этих ветвей школы Кангра, ибо они, судя по всему, развивались примерно в один и тот же период.

Интересная школа так называемого раннего стиля Гадди получила развитие вдоль южных границ княжества Манди. В ней вы обнаружите яркий колорит и богатые композиции, отличающиеся живой непосредственностью, свойственной примитивам, с новой техникой нанесения красочного слоя, который отполировывался, что делало его более ярким. По-видимому, эта ранняя традиция и предшествовала более поздней школе Манди, которая дала некоторые, весьма утонченные образцы искусства Кангра. Было бы небезынтересно установить, имели ли различные школы свои собственные группы художников, предпочитавших определенный стиль, или же они развивались по районам и в зависимости от случайного присутствия в них действительно выдающихся мастеров. Судя по имеющимся образцам, можно предположить, что там существовало несколько традиций, такие, как персидская, могольская и раджпутская, переработавшие более ранние традиции Пахари, но вполне возможно, что, как и в наши дни, разные покровители предпочитали разные художественные направления.

Некоторые из композиций Кангра чрезвычайно современны по своей манере исполнения и отличаются замечательным равновесием цветовых масс и линий. Пейзаж исполнен так, что служит гармоничным дополнением к сюжету.

<Конец 1950-х годов>

 

 

[1] Мукута (или джата-мукута) – высокая коронообразная, украшенная драгоценностями прическа высших божеств.

 

 

 

 

Начало страницы