Близкие понятия: мужество, бесстрашие, отвага, храбрость, сила духовной воли (сила духа), напряжение духа, дисциплина духа, самообладание, равновесие, ответственность, самоконтроль, преданность, неотступность, неуклонность, непоколебимость, стойкость, готовность.
Взаимодополнительные качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не впасть в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:
- Милосердие, Бережность
- Великодушие, Умение прощать
- Ответственность
- Осмотрительность
Смелость и - Осторожность, Зоркость
- Равновесие, Самообладание
- Достоинство духа
- Терпение
- Сдержанность
- Бесстрастие
Гр.А.Й. 1963. 632. В смелости дерзания – залог достижений.
Листы сада М. Озарение, ч. 2, II. 4. …Ценно смелое желание искать, ибо каждый ищущий найдет. Если желания духа высоки, может найти высокие образы и, создавая их, способствовать совершенствованию.
Гр.А.Й. 1951. 191. Получаем по закону дерзания. …Твои возможности ограничены лишь смелостью и огнём твоих дерзаний.
Гр.А.Й. 1952. 74. Широтой, глубиной, высотой, смелостью, дерзанием своей мысли полагаешь границы. Но ведь мысль безгранична и нет ей предела. Так и ты безграничен в возможностях твоих.
Гр.А.Й. 1954 г. 305. Дерзающему духом в дерзновении преграды становятся лишь смелостью и отвагой самого дерзающего.
Агни Йога. 55. При неумелости, но полное дерзаний растёт новое сознание. Несмотря на опыт, поникает старая мысль. Нет сил, которые могли бы задержать океан Нового Мира.
Мы сожалеем о бесполезной трате энергии отживающего сознания. Мы улыбаемся дерзаниям сознающих право расширять новые достижения. Каждая ошибка, совершённая для Нового Мира, превращается в цветок смелости. Каждое ухищрение бальзамирования старого мира остаётся остовом ужаса.
Сердце. 158. Мудро нужно понимать последнее столкновение двух миров – уходящего и нарождающегося. Можно видеть знаки безумия первого и смелость второго. Как давно Указывал о делении Мира, так можно видеть, насколько раскол уже начался. Понять нужно, насколько приблизилось решительное время, и тем сплоченнее нужно встретить его.
Мир Огненный, ч. 1, 425. Следует переносить всё сознание в будущее. Редко кто находит в себе мужество признать нежелательность возвращения в прошлое. Явление смелой жажды будущего показывает, что дух готов для огненных познаний.
Гр.А.Й. 1956. 452. Чудес нет, но есть знание и понимание возможностей человеческого аппарата. …Доступно и возможно всё, но дерзайте, но смелость найдите возможности ваши признать.
Письмо Е.И. Рерих. 21.08.1931. В устремлении духа рождается благородство смелости и справедливости. Утверждайтесь в смелости и дерзании...
Письмо Е.И. Рерих. 28.09.1932. Смелость при осмотрительности и умении находчивости пользоваться обстоятельствами упрочит победу.
Письмо Е.И. Рерих. 4.04.1934. Страх всегда связывает и рушит лучшие начинания. Но смелость и дерзание не поймите как безрассудство. Впрочем, там, где есть Указ Владыки, там не может быть опасности даже при безумной смелости.
Письмо Е.И. Рерих. 11.07.1934 г. …Нужно помнить, что обычно враги делаются из-за пустяков, из-за грубости чувств, и вот этого мы должны избегать, но там, где мы должны отстаивать доверенное нам самое высокое, – там нет места страху даже перед легионом врагов, ибо мы сражаемся не одни, но за нами стоит вся Иерархия Света. Но если сами мы при этом трусим, то, конечно, ничего достичь нельзя. Очень мудра пословица «Смелым Бог владеет». Владыка не будет посылать вдохновляющего Луча туда, где сердце трепещет от страха и где кисель вместо мозга и мокрая кисея вместо щита (заградительная сеть). Он достаточно прочел в книгах Учения, чтобы знать, что для получения Луча нужна хотя бы частичная согласованность. Также следует помнить, что нигде не заповедано непротивление злу. Наоборот, всюду указано великое противодействие злу. Всюду говорится о разящем мече и копье, символ воина применяется к ученикам. Конечно, все эти доспехи прежде всего духовны, но они могут быть и физическими. Во всех Учениях заповедано мужество и действенное противление злу, так же как исполнение долга. Пусть прочтет «Бхагавад Гиту», главу о долге. Ужасно трудно вмещают люди так называемое понятие пар противоположений, а между тем это есть краеугольный камень всех Учений, и без понимания этого не может быть истинного понимания Учения. Как тонко разбирается в этом Восток! Так, о Будде Сказано, что не было такого человеческого действия, которого Он не совершил бы во спасение человечества, ибо Он был Лев! Да и Христос завещал: «Оставьте мертвым хоронить мертвых». Но именно лучшие Заветы не помнятся. Все Заветы Великих Учителей основаны именно на вмещении пар противоположений, но последователи их рассекли их; так заповеданное «прощение врагов», будучи лишенным своего противоположения – мужества, бесстрашия, превратилось в жалкое непротивление. Много таких кощунственных искажений великих Заветов.
Письмо Е.И. Рерих. 30.03.1935. …Оставляя клевету без возражения на нее, мы как бы соглашаемся с нею. Но не велика честь укрыться под серым плащом непротивления. Лишь твердость убеждений и смелость вызывают уважение и приводят к успеху... Истинно, «лишь смелым Бог владеет». …Ведь если мужество утеряно, то все потеряно, ибо лишь мужество питает искру духа в нас. Без мужества нет и духовности. Недаром всюду во всех Учениях и в словах Христа в основу полагалось именно мужество. Не говорил ли Христос, что он принес Меч, именно Меч Духа или Мужество. Разве Преподобный Сергий не воспитывал и не закалял русский дух в суровости и мужестве?
Письмо Е.И. Рерих. 6.06.1935 Понять нужно, что там, где отлетел дух мужества и на его месте утвердились непротивление злу, малодушие и страх, там не может быть воскресения и процветания. Глубокая мудрость заложена в пословице – “лишь смелым Бог владеет”!
Письмо Е.И. Рерих. 1.10.1937. Гоните все страхи и предвзятые мысли, сплетающие покровы Майи. Сколько лучших возможностей пропадало из-за того, что люди боялись постучаться туда, где всё было приуготовлено для них, где все двери были открыты им. Действие и смелость укажут многие пути. “Смелым Бог владеет” – великая истина.
Письмо Е.И. Рерих. 26.03.1953. Да, страх необходимо преобороть, ибо это большое препятствие на всех путях продвижения. Безрассудная смелость никому не нужна, но разумное отношение к опасностям должно быть вырабатываемо во всей жизни.
Мир Огненный, ч. 2. 444. Смелость сочетается с осторожностью. Иначе смелость будет безумием и осторожность обратится в трусость. Люди, которые представляют себе всю сложность огненных волн, могут оценить совет осторожности. Йог не забывает всю осторожность, в ней будет уважение к великой стихии и почитание Мира Огненного. Можно видеть, как нужно напрячь всю осторожность, проходя между рядами тончайших сосудов. Если эти изделия огненной работы требуют такой бережности, то сами огненные волны умножают путь нашей сердечной наблюдательности.
Гр.А.Й. 1965. 142. Мужество сочетается с осмотрительностью и осторожностью. Безрассудная смелость недалека от глупости. Приветствуем смелость, но в сочетании с умом.
Гр.А.Й. 1957. 61. Огненную силу в себе можно вызвать любого напряжения, ибо неисчерпаем огненный потенциал сокровенной божественной сущности человека и беспределен в возможностях своих. Хрипота слабости человеческой вопиет: “Не могу!”, но мужество дерзания, смелость бесстрашия спокойно, и твёрдо, и просто скажет: “Могу, всё могу, всё преодолею и радость победы добуду”. (…) Натиск тьмы не может быть длительным, ибо исчерпывает себя на огнях восставшего против нее духа. Там, где оявлена твердость бесповоротного решения бороться с тьмою до конца, там невозможно, немыслимо поражение. Где решена победа, там неизбежна она. Так твердость решения тьме не поддаться служит ручательством победы. Поймите: победа в духе, слабость – в духе, отступление и поражение – в духе, значит, именно в духе и духом нельзя перед тьмою склониться, или в духе поддаться, или духом поникнуть перед нею. Пусть каждое ощущение силы обрушившейся на вас тьмы вызовет из недр духа новый мощный огонь противодействия и твердость решения устоять до конца, ибо это и есть непременное условие победы – устоять до конца любою ценой. К чему же тогда борьба и все усилия, если перед концом, перед самой победой бессилие духа явить и вражеской силе поддаться. В борьбе с тьмою немыслимо поражение духа. На каждую уловку тьмы, на каждое нападение надо ответить новым напряжением духа огней. За вами Иерархия Света – Источник Огненной Мощи. В единоличной схватке с тьмою помните, что, ведя борьбу единым началом духа, имеете за спиной Иерархию Света. Светом Ее победите, ибо непобедима Она.
Гр.А.Й. 1966. 623. (453). (Гуру). Никто не скажет: бесстрашный мозг или мужественный мозг, это звучит нелепо. Но скажут: бесстрашное или мужественное сердце. Значит, поверх рассуждения чуют, что мужество, смелость, отвага, устремление – в сердце и что огнём вдохновения сердце горит, но не холодный рассудок. И не говорят “горячий рассудок”, прекрасно понимая, что огонь горит в сердце, но не в мозгу. Многое бессознательно понимают люди, только отчёта себе не дают. Но Йога Сердца понимает, для чего дается человеку этот чудесный огненный аппарат. Сейчас наступает век Сердца. Откройте шире понимание явлению сердца.
Гр.А.Й. 1953. 617. Лучше считать, что ничего не коснется нас, нежели бояться каждой проходящей тени. Страх притягивает. По степени страха испуганы будем. Потому искореняется всякий страх и заменяется полным бесстрашием. Магнит бесстрашия силен и положителен. Но губителен и отрицателен магнит страха. (…) Отнесемся сознательно к магнитной настроенности своего микрокосма. Пусть воля действует в гармонии с сознанием, притягивая желаемое и отталкивая явления темные. В своём микрокосме несет человек энергии притяжения. От ауры протянуты нити в мир внешний. По созвучию идёт притяжение. (…) Как слон счастья, идёт человек солнечной природы, подобно линкору, идёт он, раздвигая громады океанских волн. На ключе счастья настроено мужественное сознание. А выбор путей в руках человека, ибо каждый – кузнец и своего счастья, и своего несчастья. Даже смерти в глаза лучше смотреть с улыбкой и смело, чем дрожать перед и пресмыкаться, извиваясь в пароксизме страха.
Н.К. Рерих. «Жизнь вечная». Не покажется ли странным, что наряду с существами преступными, и некоторые, казалось бы, широкие мыслители тоже впадали в животный ужас перед сменою бытия. Хотелось бы знать, легко ли они сменяли и свои земные дома. Может быть, и на Земле некоторые из них были нелегки на передвижение. Известно, что некоторые люди уверяют, как они могут творить и мыслить лишь в своих насиженных домашних условиях. Каждое необычное окружение им уже мешает для выражений их творчества. Но ведь, казалось бы, именно разнообразие впечатлений, именно изживание непредвиденностей и опасностей должно обострять мышление, находчивость и смелость. По мужественности можете судить и многие другие качества человека. А ведь мужество испытуется не сидя за печкою, но там, где противопоставляется и борьба со стихиями, и с тьмою, и со всем невежеством.
Каждому приходилось видеть людей, которые за спокойною трапезою произносили самые смелые речи, но когда оказывались лицом к лицу с теми опасностями, о которых они только что громко говорили, они выказывали себя совершенно в ином освещении. Вероятно, если с этими людьми поговорить о смерти, то они скажут, зачем вообще говорить о таких ужасных предметах. Значит, они сомневаются в целесообразности мироздания со всеми поразительно вдохновляющими сменами бытия. Казалось бы, они достаточно слышали о том, что все находится в движении. Казалось бы, новейшие открытия достаточно доказывают наполненность пространств, и все же они будут ужасаться при таком значительном и торжественном переходе в новый для них мир.
Листы сада М. Зов. 24.03.1920.
Я – твое благо.
Я – твоя улыбка.
Я – твоя радость.
Я – твой покой.
Я – твоя крепость.
Я – твоя смелость.
Я – твое знание.
Листы сада М. Зов. 25.05.1922. 266.
Смелостью утверждаете.
Сметливостью находите.
Спешить лучше, чем спать в ожидании.
Листы сада М. Зов. 17.09.1922. 349.
Учитель считает смелость подвигом.
Учитель являет силу верным.
Листы сада М. Озарение, ч. 2, VI. 18. Понявший все верования, Прошедший все народы указует: «Уделю каждому по росту. Каждый соткет кошель свой. (…)
Те, встретившие и отвечающие, отдайте Мне Мою печаль и Мою радость о вас. Силою Христа, Силою Будды, Силою Мессии, сужденного пророками Истины, устройте весы.
Все великое покажите Нам и устыдитесь червя малого, погубляющего правильный вес. Дающий может получить.
Пересчитайте, кто сколько дал. Будем считать правильно.
Налево – страх, себялюбие, корысть, подозрение, умаление, жалость к себе, Учения злотолкование, сорное шептание, предательство делом или помыслом.
Направо – отдача, жалость к другим, смелость, бесстрашие, преданность, непреложность, зоркость, подвижность, Щита сознание, путь и свет подвига, украшение храма духа, справедливость понимания, блага возвеличение. Налево – ущерб и платеж. Направо – получение.
Каждый отмерит сам, ибо Видим и Слышим. Ибо нет ни дня, ни ночи, и посланец уже седлает коня.
Шлю вам Мое преуспеяние, веками замкнутое. Ключ к нему держите чистым».
Так повестите.
Листы сада М. Озарение, ч. 2, VII. 20. Узы подвига подобны работе в лаборатории. Не дрожит рука, отмеряя пробную жидкость, ибо знает исследователь, что пролитая капля может взорвать дом. Только вера и смелость держат руку исследователя.
Сердце, 589. Много раз Я предупреждал против страха и предательства; нужно запомнить это с эволюционной точки зрения. Все субстанции страха противоположны Огню. Таящий в себе зародыши страха, не приближайся к Огню! Явление всех продуктов страха испепелится Огнем, потому устремление к огненной энергии должно значить отречение от всякого страха. Нужно брать пример с тех отважных сердец, которые не только не бегут от огненных драконов, но безбоязненно приближаются к ним. Запомним это видение сентября тринадцатого; оно как нельзя ярче знаменует стремительность приближающихся огненных стихий и показывает, как смелые будут приветствовать их.
Братство. 320. Опытный пловец с высоты бросается в глубь вод. Он ощущает смелость и радость, возвращаясь на поверхность. Так и сознательный дух погружается в материю плоти, чтобы вознестись опять в горние сферы. Опыт делает такое испытание радостным. Нужно среди земных проявлений находить сравнения с Высшими Мирами.
Надземное. 73. Урусвати умеет распознавать покровы Майи. Если говорим о покровах, то значит имеется нечто сокровенное. Таким сокровенным будет всеначальная энергия. Мудр, кто может в разных творениях усмотреть, где живет вечная, неразрушимая основа. Без такого распознавания все покажется Майей, миражом беспочвенным. Невозможно жить только между призраками. Сама основа вечной жизни требует осознания, где находится то прочное, к чему может прислониться усталый путник. Неминуемо человек придет к поискам вечной основы. Мысль о нерушимости может вдохновить человека к действию. Такое стремление к действию есть знак здоровья.
Нас могут спросить – в каких условиях Нам легче помогать людям? Конечно, в действии. Мы можем сказать просящим о помощи – действуйте, в таком вашем состоянии Нам легче помочь. Даже малоудачное действие лучше бездействия. Мы можем прикладывать Нашу энергию к энергии, выказанной вами. Не нужно удивляться, что однородное вещество удобнее соединяется с подобным. Так, если Мы хотим применить Нашу энергию, Мы ищем, где полезнее приложить ее. Не для пробуждения человека Мы посылаем энергию, но для усиления уже напряженной силы. Человек, спавший и разбуженный неожиданно, может совершить самые неразумные поступки. Не нужно неожиданно тревожить спящих, но когда человек находится в сознательном бодрствовании, Мы можем помочь ему.
Так и сейчас вас спросят – что делать? Ответьте – действовать, в таком движении и Наша помощь придет. Так, Мы и Наши Братья, просим – действуйте, нужно развитие, нужно утончение всеначальной энергии, иначе покровы Майи наглухо закроют все доступы.
Немало Мы советуем о действии. Когда будете писать друзьям, советуйте действовать. Сейчас силы природы напряжены. Убегающий будет опрокинут, но противостоящий найдет новую силу. Мы помогаем смелым, и у Нас в Обители действуют. Новое напряжение не будет утомлением, но обновлением.
Трудно людям понять все великое значение действия. Именно, что действие есть основа и рычаг проявленного Мира. Действие и дерзание или смелость открывают все врата. К сожалению, покровы Майи, сплетаемые страхом и предвзятым, готовым суждением, часто удерживают людей от благих действий. Но речение – "Смелым Бог владеет" остается великой истиной». [Последний абзац цит. по: Письмо Е.И. Рерих. 4.10.1937]
Надземное, 116. Люди утверждают, что созидание мирно, но битва убийственна. Можно ли представить себе созидание без сложения элементов, без мужественного преоборения препятствий? Так и Наша битва есть преоборение хаоса. Если не будет такой обороны, волны хаоса захлестнут все достижения. Нужно твердо согласиться на понимании битвы и созидания как действенных начал Бытия.
Так, когда Мы говорим о движении, Мы имеем в виду то же преодоление тьмы. Мы говорим о необходимости полюбить битву не как братоубийственную резню, но как прекрасную оборону всего проявленного мира. Невозможно пребывать в кажущемся покое, когда хаос бушует. Можно напомнить древнее изречение, когда для познания мира предлагалось пережить несколько землетрясений. Только у черты бытия можно почуять и полет в Беспредельность.
Многие не поймут сказанного, для них битва есть противоположение созиданию. Невозможно сказать толпам о беспредельной битве. Только некоторые истинные испытатели усмотрят, насколько их смелые опыты подобны битве. Старинные изображения светлых духов, непременно, снабжали их вооружением. Но и каждый ученый приступает к исследованию в доспехе знания.
У Нас имеются доспехи физические и духовные. Советуем нашим последователям приобрести доспех, который убережет от удара хаоса. Не будем принимать Наши слова о доспехе как символ, наоборот, поймем, как оборону, которая создана нашим сознанием. Можно укрепить твердыню, когда мост к Башне Чунг прочен.
Надземное. 499. Урусвати знает о великом значении готовности к действию. …
Люди воображают, что они готовы к действию, но в последний час они оказываются обуреваемыми самыми различными сомнениями и самосожалением. Между тем, именно готовность требует нарастания энергии. Человек, бегущий перед прыжком, не впадает в бессилие, наоборот, он разбежится, чтобы собрать наибольшую энергию. Такой пример приложим ко всем действиям.
Пусть люди на исторических примерах поучаются, сколько самых блестящих действий поникло по причине сомнения, проявившегося в последний час. Не забудем, что низшие силы человека ненавидят всякое действие, тем более действие полезное будет всегда под ударом сил тьмы. Они изберут последний миг, чтобы осадить смелость.
Учитель должен очень наставлять, чтобы мужество росло в гармонии с готовностью. Можно представить себе мертвое мужество, которое всегда не готово и находит оправдание в самых недостойных житейских обстоятельствах.
Так помните, что лучшие Силы будут с вами, когда готовность будет в полной мере.
Мыслитель говорил: "Будем готовы и днем и ночью, тогда и тьма исчезнет".
Надземное, 607. Урусвати знает, как трудно воспринимают люди так называемое внутреннее мужество. Нелегко указать, что внешнее существо может быть обманчиво. Человек может показаться мужественным, но внутри он может трепетать. Можно привести множество примеров, когда именно отсутствие внутреннего мужества причиняло гибель. … И трудно сказать, как вместить внутреннее мужество как постоянную готовность к смелому мышлению и действию.
Человек может ощущать радость, когда ничто не препятствует ему совершить прекрасный поступок. Обычно много соображений мешает даже помыслить о подвиге. Пусть человек мысленно совершает героические подвиги, из таких подвигов слагается светлая аура. Когда же упрочится этот свет, человек сможет привести в действие и свои мечты.
Не напрасно сказано, что каждая мечта когда-то претворится в действительность. Но нужно иметь большой запас таких дерзаний. Внутреннее мужество может дерзать, и этому надо учиться не только для Надземного Мира, но и для Земли. Умейте понять, что все полезное для Надземного Мира полезно и для Земли. Так нужно в спокойствии мыслить о самых геройских подвигах. Может быть, при этом вспомните и нечто из прошлых жизней. Каждый или совершал подвиг, или мечтал о нем. Подвиг можно совершать во всех земных состояниях.
Мыслитель говорил: "Воин не только тот, кто носит шлем".