ruenfrde

Свами Вивекананда. По письмам Е.И. Рерих

Свами Вивекананда. 1891-1892 гг.Свами Вивекананда (наст. имя Нарендранатх Датта; 1863-1902) – выдающийся духовный мыслитель-гуманист, подвижник, религиозный реформатор и общественный деятель Индии. Ученик Рамакришны и основатель Ордена Рамакришны и Миссии Рамакришны.

 

Письма Е.И. Рерих. 7.01.1931. Не стал ли и Вивекананда наибольшим среди учеников Рамакришны в силу исключительной преданности своему Учителю?

 

Письма Е.И. Рерих. 28.08.1931. Литература о разных видах йоги частично переведена и убого истолкована на европейские языки. Лучшими трудами считаются труды Патанджали, Свами Вивекананды и Авалона. ... Но Агни Йога есть синтез всех йог.

 

Письма Е.И. Рерих. 22.06.1932. Последним истинным вестником-индусом приезжал Свами Вивекананда, но разве оценили его [в Америке и в Европе] по достоинству при жизни и разве нашел он поддержку своим идеям? Нет, ибо невежеству ближе лжепророки и обманщики, им нужно нечто, что бы поражало и щекотало их [людей] грубое восприятие.

 

Письма Е.И. Рерих. 6.05.1934. …Суоми Вивекананда был очень против погони за так называемыми сиддхи и чудесами и приводил в пример, как ему приходилось видеть страшных демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом. Потому главный пробный камень для всех духовных Учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в их оккультной способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников.

 

Письма Е.И. Рерих. 2.06.1934. Радовалась очень, что Вы оценили труды Вивекананды и Рамакришны. Книги эти были и есть наши самые большие друзья. К сожалению, оба эти великие духа уже ушли. Так, Вивекананда умер в 1901 году, Рамакришна еще раньше. …Если Вы читаете по-английски, то я с радостью переслала бы Вам имеющиеся у меня книги Вивекананды, хотя отдельных трудов, помимо лекций, у него не было. Он умер сравнительно молодым, на сороковом году, но выполнил огромную миссию. Он положил начало действительному ознакомлению и сближению Востока с Западом. Впервые ясно и сердечно изложены были перед Западом великие Основы индусского миросозерцания, Великие Основы Живой Этики. И может быть, именно ему больше удалось пробить сознание наших соотечественников, нежели Елене Петровне Блаватской. (...)

И можно было бы посоветовать.., прежде чем судить и предавать анафеме все прочие религии и Учения, последовать честному примеру Рамакришны и Вивекананды и постараться изучить истинные основы каждого Учения и Религии и проникнуться их духом, посещая их богослужения, и тогда уже высказывать свое мнение. Впрочем, не будучи пророком, можно заранее сказать, что отец Иоанн не нашел бы в себе того духа истинной благости и всевмещения, который сказался так ярко в словах Вивекананды: «Истинно, если бы я жил во времена Христа, я бы кровью сердца моего омыл Ему ноги». Чуя всю красоту истинного, не искаженного церковностью Облика Христа, воздавая Ему дань сердца своего, Вивекананда не отрекся и от Великих Образов своей религии. Кто из двух больше? (…)

Восточная пословица говорит – «величину дома можно измерить по тени», и любимый Вами Вивекананда говорил, что «Будда и Христос были счастливы иметь могущественнейших врагов, ибо иначе никто ничего не знал бы о них». Теперь понимаете, почему Н.К., зная численность своих врагов, мудро взвешивает пользу и вред от них, но не боится их.

 

Письма Е.И. Рерих. 30.06.1934. Лично я всегда советую, если есть возможность, читать восточную литературу, ибо в ней, конечно, когда она не искажена переводом, нет заблуждений или очень мало. Потому прекрасно было бы, если члены Общества ознакомились бы с Основами Учения Будды, Упанишад, Бхагавад Гиты, Конфуция, Лао Тзе и т.д. Конечно, огромное затруднение в том, что так мало переведено на русский язык. При правильном отношении знакомство с этими Учениями может даже укрепить на пути Учения [Живой Этики]. Также всегда буду рекомендовать читать книги Суоми Вивекананды и изречения Рамакришны и особенно люблю читать огромные четыре тома, посвященные описанию жизней Рамакришны и Суоми Вивекананды. Читая их, проникаешься всем очарованием тонкости чувств и мысли Востока. Вообще, очень много прекрасных восточных книжечек... Прекрасны также книги Сестры Ниведиты об Индии и о Суоми Вивекананде, который был ее учителем.

 

Письма Е.И. Рерих. 19.09.1934. Если же… хочет ознакомиться с восточной литературой, то, конечно, лучших книг, нежели труды Рамакришны и Вивекананды, трудно найти.

 

Письма Е.И. Рерих. 10.10.1934. Сила удара измеряется силою сопротивления. Ведь именно препятствия и враги заостряют все способности наши и нагнетают ценнейшую энергию, потому мы знаем ценность врагов. Потому давно сказано: «Благословенны препятствия, ими мы растем» и «если бы не враги, то благодарное человечество похоронило бы все лучшие начинания». Так и Вивекананда говорил, что «Будда и Христос запечатлелись в памяти людей только потому, что они были счастливы иметь сильных врагов».

 

Письма Е.И. Рерих. 10.10.1934. Новая Эпоха явить должна достойное уважение Матери Мира, или Женскому Началу. «Птица Духа Человечества не может летать на одном крыле» – так утверждал Вивекананда великое значение Женского Начала.

 

Письма Е.И. Рерих. 12.12.1934. …Всегда предпочитаю непосредственные источники. Так, светлый Облик Рамакришны и ясный ум Свами Вивекананды зазвучали в моем сердце мощным призывом к духовному синтезу.

 

Елена Ивановна Рерих. <br>Ок. 1910 г. Санкт-Петербург.Письма Е.И. Рерих. 12.02.1935. …Пора обратиться к Учениям Востока и Умам, их давшим, и признать в них наших Учителей. Именно Восток от «Монотеистического Бога, Правителя всей Вселенной, пришел к высшим идеям о Божестве, и в Непостигаемом Абсолюте найдено было объединение всей Вселенной» – так говорит Свами Вивекананда. Ибо Абсолют этот вмещает в себе все конечное и бесконечное, все проявленное и непроявленное, и дальше этого всеобъединяющего Понятия ум человеческий подняться не может.

 

Письма Е.И. Рерих. 12.03.1935. Конечно, многие, даже члены наших групп, прочитав «Раджа Йогу» Свами Вивекананды, считают, что практикование Раджа Йоги вполне возможно. Но все они упускают из виду, что, выдавая способы раздражения центров посредством удержания дыхания, Свами Вивекананда, прежде всего, настаивал на полном очищении мышления и сердца, то есть, иначе говоря, на перерождении внутреннего человека, и только тогда допускал эти механические упражнения. Но кто из приступающих к таким, в конце концов, хатха-йогическим упражнениям задумался над этим основным условием? Раджа Йога без внутреннего перерождения немыслима. Кроме того, наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа-йоги, имеет мало общего с Пранаямой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа-йоги понимали его как дыхание ментальное, именно только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и восстановлению функции Третьего Глаза и к истинным достижениям раджа-йога.

 

Письма Е.И. Рерих. 5.09.1935. …Достижение полного Самадхи на нашей планете доступно лишь полному Архату, живущему в совершенно особых условиях. Так, Свами Вивекананда, конечно, не имел полного Самадхи, но даже эта степень Самадхи, в которую он был погружен Рамакришною, будучи недостаточно подготовленным к ней физически, явила печальные следствия. Ранняя смерть его была результатом этого преждевременного насилия. ...На мировой книжный рынок выброшены сейчас тысячи руководств, указывающих легкие способы, как механическим путем развить в себе скрытые низшие психические силы. Истинно, эти невежественные и безответственные писатели работают на стороне темных сил, которые ничего так не желают, как открыть некоторые центры у людей и тем получить доступ к ним и через них приобщиться к земной жизни для проведения своих темных планов. Ведь им так хочется удержать вокруг Земли отравленную низшими эманациями атмосферу, необходимую для их существования.

Также несомненно, что простое ритмическое дыхание само по себе очень полезно. Люди разучились не только пользоваться свежим воздухом, но именно правильно дышать, что является основою нашего здоровья. Но пранаяма Хатха Йоги не имеет ничего общего с таким ритмическим дыханием. Ведь пранаяма, которой занимаются хатха-йоги, имеет целью путем задерживания дыхания, вращения и других гимнастик раздражить и нагнести прилив крови к некоторым центрам и тем вызвать их усиленную деятельность. Но можно легко представить себе, какой вред получится, если человек начнет раздражать центры, находящиеся в органах, почему-либо ослабленных или даже больных. Конечно, он только усилит их болезненное состояние. Вот почему столько несчастных случаев среди занимающихся пранаямой с невежественными и безответственными учителями. Открытие центров может происходить без вреда лишь под руководством Великого Учителя, видящего истинное состояние нашего организма во всей сложности его и знающего, что и когда возможно применить или допустить.

 

Письма Е.И. Рерих. 17.10.1935. Напиши, родной, получил ли ты посланные тебе книги? Помнишь, как тебе нравилась книга Свами Вивекананды? Да, нет выше мысли, рожденной в Ариаварте.

 

Письма Е.И. Рерих. 25.01.1936. …Свами Вивекананда часто спрашивал своих учеников – могут ли они представить себе всю мягкость, всю нежность сердца Великих Учителей? Но сострадание и помощь Великих Учителей в силу Их великого знания выражается в формах, часто не отвечающих ни нашему пониманию, ни желанию.

 

Письма Е.И. Рерих. 7.02.1936. Придется ответить и посоветовать молодому критику научиться читать сердцем и умом, а не только глазами, если он хочет обрести великое знание. Досталось от него и Свами Вивекананде – очень смутило критика наставление о приобретении богатства, тогда как книги Живой Этики порицают стремление к личному приобретению. Но критик упустил из виду, что, говоря о долге гражданина, Вивекананда указывает на приобретение сначала знания, а потом уже богатства. В этом «потом» весь смысл. При знании, как понимает его индус, и богатство становится благом, ибо оно тогда служит не личным целям, но Общему Благу. Так, люди читают мертвую букву, не вдумываясь в смысл написанного.

 

Письма Е.И. Рерих. 17.04.1936. Теперь о статье Вивекананды. Критикуя Вивекананду за то, что он якобы поощряет приобретение богатств, Вы упустили из виду, что Вивекананда на этих страницах говорит о долге гражданина, о строителе жизни, а не только о духовном учителе. Каждая жизненная ступень несет и свою обязанность или долг и ответственность. И мерки духовного учителя неприложимы к строителю жизни. Соизмеримость и Целесообразность – Законы Космические, и, когда они нарушаются, все ввергается в Хаос. Кроме того, Вивекананда указывает на приобретение сначала знания, а потом уже богатства, – в этом «потом» и весь смысл. При знании, как понимает его индус, и богатство становится благом, ибо оно тогда служит не личным целям, но Общему Благу. Умейте читать сознанием, просветленным сердцем. Мертвая буква омертвит и ум. (…) Статья Вивекананды преисполнена этого духа целесообразности во всем.

 

Письма Е.И. Рерих. 7.01.1937 …Могу сказать про себя, что моими первыми земными учителями были книги Рамакришны, Суоми Вивекананды, «Бхагавад Гита», книги по Буддизму, «Лам-рин» Цзон-ка-пы и т.д.

 

Письма Е.И. Рерих. 17.05.1937. Да и сейчас в Индии, несмотря на то, что позднейшие брамины из корысти и личных выгод унизили женщину, все же культ Богини Кали наиболее распространен. Так и самые последние из известных подвижников в Индии, как Рамакришна и Вивекананда, были почитателями Божественного Начала в его аспекте Матери Мира.

 

Письма Е.И. Рерих. 19.06.1937. Свами Вивекананда, говоря о Владыке Будде, сказал: «Сердце Великих Духов мягко, как масло, но Они умеют дисциплинировать его». Истинно, соизмеримость руководит Ими. Соизмеримость граничит с Целесообразностью, которая царствует во всем Космосе.

 

Письма Е.И. Рерих. 10.09.1938. Относительно Тагора должна сказать, что я очень люблю его облик и большинство его литературных произведений, но как отобразителя индусской религиозно-философской мысли я предпочитаю Вивекананду. В Тагоре нет той огненности, той динамичности, которая так характерна была для Вивекананды. Тагор – воплощенная мягкость, и сам голос его – высокий тенор – представляет удивительный контраст с его патриархальной внешностью. Может быть, в этом следует искать ключ к некоторой двойственности, присущей ему.

 

Письма Е.И. Рерих. 17.09.1938. Да, эволюцию обмануть нельзя, и пришло время, когда птица человечества уже не может летать на одном крыле, как сказал Вивекананда, который, прозревая будущее, утверждал возрождение Индии через пробуждение к деятельности ее дочерей.

 

Письма Е.И. Рерих. 21.11.1938. Ведь в Индии найти заработок почти невозможно. Миллионы молодых людей не имеют никакого применения. Духовный учитель, или свами, всегда найдет какой-то кров и кусок хлеба, а может быть, и более или менее состоятельного покровителя. Во всяком случае, ему не грозит голодная смерть. Хорошо вспомнить, как нуждалась семья Вивекананды после разорения и смерти его отца и как его любимая сестра умерла от голода, пока он странствовал по Индии.

 

Письма Е.И. Рерих. 27.02.1940. Так в Индии сейчас расплодилось довольно много всяких Гуру, Махариш и Парахамс, но все они не достойны развязать ремень у сандалии Рамакришны и Вивекананды. Рамакришна при жизни был так прост, что именно эта благородная простота не могла быть воспринята надутыми гордецами. Им ближе всякие Парахамсы и Махариши, устанавливающие свое происхождение от Солнечных Богов и учащие механическим приемам хатха-йоги. Истинно, «рыбак рыбака видит издалека»!

 

Письма Е.И. Рерих. 8.06.1944. …Верно, что в смысле духовного утончения Восток выше Запада, но в переживаемое нами время и здесь многое изменилось, выродилось, измельчало. Такие души, как Рамакришна и Вивекананда, сейчас были бы просто «аут оф тьюн»[ в диссонансе, не в ладу], и чудесная энергия их проливалась бы напрасно. Но будем благодарны, что они уже посетили Землю и своим примером оживили прекрасные Заветы и тем подкрепили тех немногих, которым суждено явиться свидетелями великого огненного очищения.

 

Е.И. Рерих. 1930-е гг. Наггар, Индия.Письма Е.И. Рерих. 12.12.1944. …Случается, что большие Духи в своей ярой устремленности к принесению максимума помощи пренебрегают осторожностью и излишней выдачей своей психической энергии открывают себя тяжким заболеваниям и тем сокращают свою жизнь, как было с Рамакришной и Вивеканандой. Так же преждевременно ушла и Екатерина Сиенская. От чрезвычайного напряжения при несении подвига ее нервные центры воспламенились, и она сгорела в муке ярой. Так называемая «огненная смерть» чрезвычайно мучительна. Истинно, отдавшие себя на подвиг постоянно идут по краю пропасти. Конечно, доверие к Учителю и мощь Его спасает от многих опасностей, но они не уменьшаются, потому осмотрительность и бережность к своим силам заповеданы от древности всем носителям подвига.

Истинно, преждевременная смерть Вивекананды может быть оплакиваема всеми, и Индией особенно, хотя она еще не осознала этого. Вивекананда мне ближе Рамакришны, ибо он был почитателем Будды и любил говорить: «Я слуга слуги слуг Будды». Для Вивекананды смерть была истинным освобождением из земного ада, но возможно, что даже он сожалел потом, что его подвиг остался как бы незаконченным. Он многое мог еще укрепить, ибо он был носителем Луча Будды.

 

Письма Е.И. Рерих. 26.02.1945. Вы как бы завидуете Вивекананде, что ему, видимо, легко было отказаться от так называемых земных наслаждений и искушений, но у него могли быть иные трудности и искушения, и часто борьба с ними из-за интенсивности их превосходит земные соблазны. На всех планах Бытия существуют соответственные искушения и своя борьба. Чем выше План или Сфера, тем они сильнее. Борьба есть Космический Закон, но многообразие его бесконечно.

 

Письма Е.И. Рерих. 2.08.1948. Не знаю более высокого выразителя Мудрости Востока, нежели Вивекананда. Он – носитель и прекрасных заветов своего Учителя Рамакришны.

Мудрость Востока, конечно, является основою истинного знания. Наши православные отцы слишком легко забыли, что Христос был от Востока. Но только в свете Мудрости Востока обретут они новое понимание Учения Христа и тогда очистят его от самовольных искажений, допущенных в период тяжкого невежества церковных пастырей.

 

Письма Е.И. Рерих. 13.11.1948. Очень трудный вопрос – это советовать людям книги. Сознание и накопления и образование настолько разнятся, что нужно применить все чувствознание, чтобы дать правильную книгу. Но такие книги, как все написанное о Рамакришне, и все книги, написанные Свами Вивеканандой, конечно, безусловно полезны.

 

Письма Е.И. Рерих. 27.12.1948. Великую помощь для заложения основ мышления и духовного продвижения окажет философия Востока. В этой связи я бы посоветовала Вам прочитать некоторые труды и Учения наших, можно сказать, современников Шри Рамакришны и его великого ученика Свами Вивекананды. Я не знаю лучшего толкователя Индуизма и Веданты, нежели Свами Вивекананда. «Провозвестие Рамакришны» и его жизнеописание, рассказанное его индийским учеником, биография Рамакришны Ромена Роллана – эти книги помогут Вам получить ясное представление о психологии Индии, о величии ее духовных достижений и мысли. Книги Свами Вивекананды о Веданте и различных йогах откроют Вам путь к достижению возвышенного Идеала и Вершины индийской космогонии.

 

Письма Е.И. Рерих. 21.04.1950. Если бы они могли понять, как много Учение теряет в переводе! Так, например, я не люблю читать книги Свами Вивекананды в переводе на русский язык, даже несмотря на прекрасную передачу, что-то неуловимое отсутствует.

 

Письма Е.И. Рерих. 19.11.1951. Расширяйте сознание лучшим усвоением Учения и чтением книг наших прекрасных писателей и ученых, но явите распознание страстным сердечным пониманием. ... Читайте философа Владимира Сергеевича Соловьева и прекрасного былого врача и педагога Николая Ивановича Пирогова, а также и нашего знаменитого физиолога Павлова. Ценны очень его обращения к молодежи. Такое чтение создаст новые вибрации в Вашем мозгу, и в сочетании с Учением Света могут создаться лучшие представления и усвоения в Вашем сознании. Также могу советовать всем читать книги Востока. Такие жемчужины, как «Провозвестие Рамакришны» и все книги Свами Вивекананды – его ученика, да и книги йога Рамачарака, весьма, весьма полезны для расширения сознания.

 

Письма Е.И. Рерих. 10.08.1952. Пишу это под впечатлением прочитанной лекции Вивекананды о «Джнана Йоге», где говорится, что первая ступень к этой Йоге – отказ от страха и полное овладение им, без такой дисциплины ничего достичь нельзя. И это истина, которую я усвоила на личном опыте.

 

Письма Е.И. Рерих. 16.04.1954. Свами Вивекананда был воистину последним великим духовным вождем Индии. Вивекананда понимал Служение и никогда не думал о себе. Он понимал нужды времени и не стремился в отшельничество. Он старался всеми способами поднять и расширить сознание молодых людей и сделать из них истинных тружеников на духовной ниве Индии.

 

Письма Е.И. Рерих. 10.10.1954. Я не знаю другого такого блестящего ума и талантливого популяризатора Учений Востока, как Вивекананда. Ясно и просто излагал он великие Истины. Утвердитесь на изучении Учений Востока.

 

Письма Е.И. Рерих. 18.03.1955. …Приведите сравнение с утверждениями о [психической энергии] в древней восточной литературе и в таких прекрасных трудах, как книги Свами Вивекананды. Полезно ознакомиться с религиозно-философской мыслью Индии – я не знаю другого лучшего толкователя. Изложение его ясно и прекрасно и ново, ибо он проникал в самую сущность им излагаемого.

 

 

Начало страницы