Скрыть оглавление
Ясность сознания
Энтузиазм
Щедрость
Чуткость
Чувствознание
Чувство ритма
Чувство Прекрасного
Чувство меры
Чувство единства
Чувство долга
Чистота. Чистосердечие
Чёткость сознания
Честность
Человечность
Человеколюбие
Цельность
Храбрость
Утончённость
Устремлённость к сотрудничеству
Устремлённость в будущее
Устремлённость
Устремление к высшему качеству
Усердие
Умение помогать
Уверенность
Убежденность
Трудолюбие
Точность
Торжественность
Терпимость
Терпение
Творческая созидательность
Твёрдость
Тактичность
Суровость. Строгость
Стремление к совершенствованию
Стремительность
Стойкость. Выносливость
Справедливость
Спокойствие
Сочувствие
Соучастливость
Сострадание
Сосредоточенность
Сообразительность
Соизмеримость с Высшим
Сознательность
Совесть
Собранность
Снисходительность
Смирение
Смелость
Смекалистость
Служение Общему Благу
Скромность
Синтетичность сознания
Сила духовной воли. Сила духа
Сердечность
Сдержанность. Выдержка
Свобода духа
Свежесть восприятия
Самоуважение
Самостоятельность
Самопожертвование
Самоотречение. Самоотрешение
Самоотверженность
Самообладание
Самоконтроль
Самодостаточность духа
Самодеятельность
Самобытность
Решительность. Решимость
Распознавание
Радость
Равновесие
Противодействие злу духом
Простота
Проницательность
Прозорливость
Признательность
Приветливость
Предусмотрительность
Преданность
Правдивость
Почитание Высшего
Постоянство
Познавательность
Подвижность. Приспособляемость
Победность духа
Патриотизм
Охранение Сокровенного
Отрешённость. Непривязанность
Открытость. Допущение
Отзывчивость
Ответственность
Отвага
Осторожность
Осмотрительность
Организованность
Оптимистичность. Жизнерадостность
Обаяние
Неутомимость
Непредубеждённость
Непоколебимость
Неотступность. Неуклонность
Неосуждение. Умение прощать
Нежность
Находчивость
Настороженность
Настойчивость. Упорство
Напряжение духа
Надёжность
Наблюдательность
Мужество
Мудрость
Молчаливость. Краткость
Миролюбие
Милосердие
Любознательность
Любовь
Ласковость
Культурность
Крепость духа
Искренность
Инициативность
Зоркость
Заботливость
Жертвенность
Духоразумение. Знание духа
Духовность. Качества духа
Духовное воображение
Дружелюбие
Достоинство духа
Дозорность
Доверие. Вера
Доброта. Добролюбие
Добросовестность
Доброжелательность
Дисциплинированность
Дерзание
Деликатность
Действенность
Даяние
Дальнозоркость духа
Готовность
Гибкость сознания
Героизм
Гармоничность
Восприимчивость
Воодушевление
Возвышенность
Внутренняя согласованность
Внимательность
Вмещение
Верность
Великодушие
Вежливость
Вдохновенность
Бодрость духа
Благородство
Благодушие. Добродушие
Благодарность
Бесстрашие
Бесстрастие
Беспристрастие
Бескорыстие
Бережность. Бережливость
Бдительность
Активность

Живкова Л.Т.

Живкова Людмила Тодоровна

 

Живкова Людмила Тодоровна (1942-1981) – болгарская государственная, культурная и общественная деятельница, просветительница, подвижница, применившая гуманистические идеи Н.К. Рериха к всенародному эстетическому воспитанию и образованию.

 

 

Праздник культуры.

Речь на открытии выставки, посвященной Николаю Рериху

 

Мы собрались сегодня в этом выставочном зале по торжественному поводу. Торжественному не только потому, что эта выставка – первая в серии комплексных мероприятий, организуемых Комитетом культуры с целью ознакомления нашей общественности с деятельностью и творчеством ряда всесторонне развитых личностей, перешагнувших границы стран, народов, эпох и принадлежащих всему человечеству.

Торжественность порождает соприкосновение с монументальными устремлениями и прекрасным миром большого гуманиста и борца за мир Николая Константиновича Рериха. Трудно в короткой речи охватить всю многогранную и всеобъемлющую деятельность и творческий путь Рериха. Может быть, будет лучше сказать об объеме, качестве и сущности его сознания, в котором слились воедино различные стороны его всесторонней деятельности. Рерих – поэт, мыслитель, исследователь, художник, общественный деятель, путешественник, археолог, философ, борец за мир – живет проблемами человечества, его сердце бьется в унисон с пульсом планеты, его сознание стремится слиться с огненным дыханием планеты. Все это органически вплетено, неповторимо и специфически проявляется в творчестве Рериха-живописца.

Стиль Рериха часто называют синтетическим реализмом. Это определение очень точно и верно характеризует синтетический подход, который он использует в своем творчестве. В неудержимом творческом порыве художник стремится объединить отдельные части сознания и знание, стремится сделать их едиными и монолитными, постичь и реализовать высший идеал жизни. Но в этой цели пульсируют эволюционные законы развития, и мысль выдающегося творца сливается с неудержимым ходом эволюционных потоков.

Рерих путешествует по странам, континентам. Его духовный взор проникает в корень традиций, фиксирует характерные стороны психологии народов, пытается пройти пути исторического и культурного развития каждой страны, каждого народа. И неустанно ищет, ищет элементы общечеловеческого, вечного и непреходящего. Ищет красоту в стремлении к истине, которое всегда объединяло людей, так как оно присуще каждому человеческому индивиду. Рерих посвящает свое искусство, свои поиски, свой жизненный и творческий путь красоте, стремясь проникнуть в сущность основных универсальных принципов ее законов. Рерих живет и творит с мыслью, что помогает эволюции, он создает во имя будущего, объединяет свой духовный порыв с живым общечеловеческим стремлением к сотрудничеству, гармонии и справедливости. Непрерывное поступательное движение к красоте является необходимым условием для истинного творца, сущностью и содержанием творческого развития художника. Рерих понимает значение и силу духовной помощи, понимает глубину символа и значение «Огненного знака», «Огненного меча», которые предвещают человечеству беспредельный творческий путь к Храму Света и Объединения. Сознание Рериха в состоянии объять основные эволюционные процессы, происходящие на планете. Он чувствует динамичный ритм, бушующий в сердце этих процессов, они часть его сознания. Грядущие, новые, молодые поколения, рождающие новое сознание планеты, – во имя их, во имя будущего живет и жертвует выдающийся творец.

В этом выражается легендарный «героический романтизм» творчества Рериха. Взор творца стремится проникнуть в сущность героизма – для него он синоним и символ сознательного самопожертвования во имя всеобщего блага, во имя будущего. Героизм немыслим без красоты духовной энергии, излучаемой сердцем, силы, которая в состоянии конденсировать в себе духовную жизнь тысяч и миллионов людей, отражать духовную сущность и неизбежность эпохи. Совершенный по зову сердца, героический подвиг не только живет в памяти народов и Вселенной, но постоянно растет и углубляется. Духовная сила каждого героического действия привлекает к себе духовные порывы народных масс, растет и действует согласно заложенной в них силе.

Сознание Рериха стремится проникнуть в законы вечной преемственности, в спиралевидное развитие и расширение эволюционных волн, почувствовать ритм своей эпохи. Творец знает, что потенциальная сила духовного проявления не исчезает. Проявившись однажды, эта сила продолжает жить и, подобно океанской волне, имеет ритм видимого и невидимого проявления и вечно существует в своем спиралевидном движении. Эту космическую закономерность, заложенную в основе Вселенной, Рерих постоянно ищет в процессах, явлениях и тенденциях. Мысль художника синтезирует и обобщает, восприятие в состоянии уловить внутреннее единство движения по спирали, мысль движется, проецируя в сознании образы прошлого, чтобы проникнуть с помощью их духовной силы в развитие настоящего, прозреть и раскрыть неизбежные процессы будущего.

Рерих являет собой замечательный пример многосторонне развитой личности, непрестанно ищущей гармонию в своей внутренней духовной жизни и посвящающей эту жизнь служению возвышенной и прекрасной цели – стремлению к свету и единению с действительностью. Это стремление к единству между отдельными элементами и сторонами сознания получает отражение и во внешнем равновесии, торжественном спокойствии и монументальности, накладывает отпечаток на все виды деятельности Рериха. Его внимание всегда привлекает общее, основное, вечное в развитии процессов, в проявлении и реализации индивидуального, народного, человеческого или общечеловеческого духа. Высоко поднимаясь над личным, Рерих направляет свое внимание на людей, которые выходили за пределы обычного человека и, как любил выражаться художник, превращались в синтетические понятия. Эти мировые понятия содержат в себе духовную силу и отдельных личностей, и целых стран, эпох, народов, событий. Они хранятся и вечно живут в духовной сокровищнице планеты и, как вершины Гималаев, пульсируют и вибрируют в сердце нашей Вселенной – воздействуют, окрыляют, вдохновляют, берегут и напоминают. И в трудные минуты народы всегда обращались к этим выразителям их сущности.

На празднике культуры, когда миллионы людей устремят свой духовный взор к вечному и неиссякаемому источнику жизни, будут жить, творить и развиваться в мире и сотрудничестве, эти выразители священных устремлений народа, эти самоотверженные борцы за справедливость и единение, запечатлевшие свой труд и подвиг в вечно живой исторической памяти человечества, будут среди нас, будут подлинным украшением планеты.

Знамя мира, которое пятьдесят лет назад поднял высоко над планетой Николай Константинович Рерих, будет жить вечно, потому что на нем запечатлены образы великих учителей человечества. На красном знамени мира сияет величественный образ гениального Ленина, слившего свое монументальное дело с насущно необходимыми процессами общечеловеческих стремлений, открывшего пути и эпохальные перспективы нового эволюционного движения, подписавшего первый в истории нашей планеты Декрет о мире.

Настоящая выставка, на которой представлены картины, хранящиеся в музеях Советского Союза, прислана нам по договоренности между Комитетом культуры НРБ и Министерством культуры Советского Союза.

Вместе с тем нас радует и тот факт, что к этой коллекции прибавились картины, предоставленные нам уважаемым Святославом Николаевичем Рерихом, и что мы можем организовать и его персональную выставку в нашей стране.

На выставке представлены и картины, полученные из частных коллекций и музеев Индии, Соединенных Штатов, Монголии и Франции.

Нет сомнения, что эта выставка станет большим культурным событием, доказывающим силу, значение, ответственность и миссию искусства и культуры как непосредственных факторов сближения и ознакомления народов, укрепления всеобщего мира, сотрудничества и взаимопонимания. Великий русский художник, мыслитель и человек Николай Константинович Рерих понимал сущность и назначение культуры, верил в единение и сотрудничество человечества.

Глубоко связанный с истоками русского мировосприятия Рерих неустанно защищал достоинство и историческую миссию советских народов. «Великая Родина, все твои духовные сокровища, все твои несказанные красоты, всю твою неисчерпаемость мы будем защищать на всех просторах и вершинах». Эти слова звучат как клятва. И Рерих остался до конца своей жизни верен этой клятве. Он чувствует на своих плечах тяжесть вечной борьбы между силами света и ретроградной косностью, сознательными гасителями вечного огня, ядовитыми излучениями разлагающегося сознания. Великий гуманист и созидатель знает свое место в этой борьбе. Он знает, что никто не имеет права выжидать в гигантском поединке между новым и старым сознанием. Когда планете, человечеству необходима безотлагательная помощь, жизнь, личное достоинство – все должно быть подчинено борьбе. И он пишет:

«Не умерло Знамя Мира. Оно свернулось, пока зверствует война. Но придёт час, когда люди вновь обратятся к заботе об охране культурных ценностей… Идеи живут! Развернётся Знамя Мира!»*

Рерих посвятил всю свою жизнь и творчество поискам и реализации красоты и истины. Он завещал человечеству, молодому поколению Знамя Мира, вечно живое Пламя Жизни, Огненный Зов Будущего. Он показал нам, как нужно мечтать и стремиться к будущему, чтобы знать свое реальное место в нем.

 

Публикуется по изданию: Живкова Л. По законам Красоты. Сост. В.М. Сидоров. М.: Правда, 1979. С. 28-31.

 


* Цитата приводится по изданию: Рерих Н.К. Знамя Мира. 1944 // Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия, 1975. С. 175-176.

 

 

Дело Николая Рериха

 

Удивительна жизненная одиссея Николая Рериха. Необычайно его творческое дело.

Вынужденный жить после Октября 1917 года вне родины, Рерих всем своим делом учёного и художника являет пример высокого патриотизма. В 1920-е, когда белогвардейская интеллигенция заигрывала с ним, он предпринимает путешествие в СССР и пишет вдохновенные строки о новом сознании советского народа. В 1936 году, когда на горизонте всё яснее виден был призрак войны, Рерих публикует статью «Оборона»:

«Оборона Родины есть долг человека. Так же точно, как мы защищаем достоинство матери и отца, так же точно — в защиту Родины приносятся опыт и познания. <...>

Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизречённые красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах — мы будем оборонять».

Эти слова звучат как клятва. И всей своей многосторонней и самоотверженной деятельностью в годы Великой Отечественной войны Рерих доказал, что верен данной клятве: устройство выставок, сбор средств, учреждение обществ, предоставление своих гонораров на правое дело сражавшейся Родины.

В 1947 году смерть его настигла в тот момент, когда он упаковывал картины и рукописи, готовясь в далёкое и долгожданное путешествие в Советскую страну.

Творчество Рериха исключительно по объёму и многообразию. Оно раскрывает личность с ярким талантом, колоссальной работоспособностью и необычайным богатством интересов. Более 7 тысяч картин и живописных этюдов; целый ряд произведений в области сценографии, мозаики, декоративного искусства; стихи, путевые заметки, мемуары, публицистика; труды по философии, этике, искусствоведению, археологии, истории и этнографии; напряжённый труд международного деятеля высокого уровня, путешественника, страстного исследователя в области фольклора, естествоиспытателя и коллекционера произведений искусства — это далеко не исчерпывающий список его обширной деятельности.

Но если творчество его труднообозримо, то идеи, которые вдохновляли мастера, очерчены совершенно отчётливо. Для Рериха основная движущая сила человеческой эволюции — это труд, не как механический процесс, а как творчество. В творчестве создаётся и растёт культура. Для всестороннего и свободного развития культуры необходим мир. Для сохранения мира необходима мужественная борьба против разрушительных сил невежества. Для успеха борьбы необходимо единство прогрессивно мыслящих людей, доверие, сотрудничество и любовь между народами. В первые дни после Победы, Рерих писал:

«Новое прекрасное трудовое действо откроет врата народных достижений. Культурная связь воздвигнет сотрудничество народов. Обмен искусства породит новых друзей, даст содружество, отепляющее сердца. Старая пословица напоминает: "Взаимность — душа договоров"».

И все эти основные стороны человеческой деятельности — научное и художественное творчество, борьба и героизм, сотрудничество и любовь — являются для гуманиста Рериха синонимами Красоты, которую он неизменно пишет с заглавной буквы. Красота — это свет мира. Такая красота достигает космического охвата — от блеска детских глаз до блеска звёзд.

Такая космичность характерна для всего мировоззрения Рериха, который по-своему воспринимает взаимосвязь между процессами и явлениями. «Не удивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности, и для вселенной. Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозначны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны».

Духовное кредо Н.К. Рериха заключается в бесконечном развитии и усовершенствовании, духовной эволюции, неудержимом стремлении к Красоте. Для Рериха красота и истина универсальные понятия. Стремление к истине, к красоте присущи каждому человеку. Но как трудно творить, создавать красоту, жить согласно истине! И Рерих борется. Борется за свои идеалы, мысли, стремления, дела. Защищая свою духовную веру, свои универсальные идеи за красоту и гармонию на протяжении всего трудного творческого пути.

Всем своим творчеством и деятельностью Рерих является ярким примером всесторонне развитой личности, творческой индивидуальности, которая реализуется в различных сферах жизни. Такой личностью, которая в своей эволюции соединяет в единое духовные идеалы и способность реализовать их за короткую физическую жизнь.

И сегодня, когда прошло тридцать лет со дня смерти Рериха, его художественное и научное наследие остаётся актуальным. Его картины с их красотой, высотой и чистотой образов очаровывают восприимчивого зрителя. И ряд этических и социальных проблем, поднятых в его публицистике, особенно остро звучат именно в наши дни.

В «Живой Этике» Рерих обозначил основные черты, которые требуются личности, чтобы быть творчески активной и общественно полезной. Он выдвигает принцип осмысленного и целенаправленного труда на общее благо. Он делает упор на необходимость постоянного и последовательного расширения сознания, обогащения духа, вырабатывания критериев соизмеримости и верной ориентации в кажущейся суете повседневности. Проблема эволюционного развития волнует мысли великого творца. В безбрежном океане Вечности высшая справедливость, которая проявляет себя в законах и закономерностях, двигает вперёд колесо жизни. Дух и мысль Рериха стремятся проникнуть и различить установленный ритм, раскрыть непреложный рисунок закона, чувствовать пульс Планеты. Со своим богатым сознанием и интуицией Рерих предчувствовал красоту грядущего молодого поколения и его стремление к бескрайним просторам человеческого познания, чувствовал огненный пульс Планеты, приближение огненной эры. В сознании своём приветствовал бескрайнее шествие народов к свету и красоте. Подчёркивал ответственную роль женщины в настоящем и будущем обществе как создателя непреходящих ценностей и защитника их. Отстаивал необходимость объединения Восточной и Западной культур. Давал беспощадно точный диагноз деградации капиталистического общества, выражающийся в падении моральных ценностей и в упадке культуры. Он один из первых учёных, который со всей необходимой остротой поднял вопрос об охране окружающей среды.

«Пора серьёзно и энергично взяться за это дело. Вследствие невежественного и хищнического обращения человека с лесом и вообще с растительностью, пустыни разрослись до зловещих размеров. Страшно наблюдать, как обеззеленение всё больше и больше стирает защитную и полезную поверхность земли».

Известно, что такое отношение Рериха не ограничивалось предупреждениями и пожеланиями. Его вторая азиатская экспедиция, продолжавшаяся почти полтора года в неисследованных районах, включая пустыню Гоби, была посвящена именно собиранию и изучению сотен видов засухоустойчивых растений, подходящих для борьбы с эрозией.

Но бесспорно, что наиболее актуальная сторона его богатой деятельности — это настойчивая, последовательная и непрестанная борьба за мир. Создатель известного Пакта по охране памятников культуры в случае войны, он стал инициатором многих десятков обществ и национальных комитетов в поддержку Пакта, организовывал конгрессы и международные встречи, читал лекции, писал статьи, налаживал контакты с главами государств.

На первый взгляд отсутствует разумная пропорция между просветительскими, популяризаторскими, организационными усилиями и целью этих усилий — подписание единого Пакта охраны памятников культуры. Так ли важно сохранение того или иного памятника, когда речь идёт о сохранении жизней миллионов человеческих существ? И каково значение подобного документа, в случае если война перейдёт от угрозы к реальности? Можно ли быть уверенным, что ещё в первый день конфликта торжественное соглашение не превратится в ни к чему не обязывающий документ?

Такого рода соображения были хорошо известны Рериху. И если он с такой энергией продолжал следовать по намеченному пути, то причина в том, что его цели не ограничивались простой ратификацией Пакта. Документ этот — скорее повод для чего-то более значительного. Не случайно, президент США Рузвельт в одном из своих выступлений по радио отмечал:

«Когда мы предлагаем этот Пакт для подписания всем странам мира, мы стремимся к тому, чтобы его признание превратилось в насущный принцип сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое значение, чем текст самого документа».

Именно «более глубокое значение» его инициативы заставляет Рериха развернуть её в планетарном масштабе. Уже в 1935 году он пишет:

«Некоторым друзьям, может быть, кажется, что официальная ратификация Пакта уже исключает всякую общественную инициативу и сотрудничество. Между тем на деле должно быть как раз обратное... Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния».

Ясны колоссальные масштабы рериховского начинания: не краткосрочная акция с ограниченной целью, а развёртывание всенародного и международного движения во имя культуры и мира. Заветы древности, эти священные знаки, оставленные исчезнувшими народами, цивилизациями и культурами, отразившие в себе духовные порывы и стремления героических эпох и личностей, эти свидетельства преемственности между прошлым, настоящим и будущим, требуют внимательного исследования и сохранения. У нас нет права проходить мимо этих светлых страниц духовной эволюции человечества, забывать, отрицать. В этих священных знаках Рерих видит развитие неудержимого творческого порыва, который творит, сжигая всё старое и ненужное, создавая новые возможности для восхождения духа, для эволюции человеческого общества.

Но есть и другое: в своей роли вдохновителя и организатора движения в поддержку Пакта, Рерих получает возможность встречи с руководителями буржуазных правительств и с ответственными государственными деятелями. Таким образом он предупреждает о нависшей над миром опасностью, и, вероятно, передаёт послания от своих индийских Учителей, поскольку с Гималайских высот ужасающая тень Второй мировой войны выглядела куда яснее, чем из дипломатических кабинетов и военных штабов западного мира.

Согласно сведениям его собственных записок и статей, Рериха принимали и выслушивали с уважением, а иногда и с заманчивыми, никого не обязывающими полуобещаниями. Но совсем очевидно, что эта вторая его миссия не увенчалась успехом. Что никак не убавляет гуманистическую значимость его деятельности, не ставит под сомнение её практическое значение. Известно, что на конференции в Гааге в 1954 году, начинание Рериха увенчалось успехом. Настойчивая поддержка Советского Союза привела к присоединению к конвенции более 60 государств. Так сбылись слова большого миролюбца, произнесённые ещё во время войны:

«Не умерло Знамя Мира. Оно свернулось, пока зверствует война. Но придёт час, когда люди вновь обратятся к заботе об охране культурных ценностей... Идеи живут! Развернётся Знамя Мира!»

Сегодня угроза мирового конфликта очерчивается куда ужаснее, чем во время Рериха, и человечество смотрит на неё не как на испытания, а как на гибель. Но и силы, дающие отпор войне многократно выросли. Эти силы, в первых рядах которых находятся страны социализма и прежде всего Советский Союз, твёрдо решили преградить дорогу агрессии, милитаризму и всеобщему истреблению.

В судьбоносной борьбе за сохранение мира, охватывающей сегодня всю планету, дело Рериха наш надёжный союзник и наше сильное оружие. Потому, что основной смысл этого дела — охранять человечество от наступления мрака. Поэтому оно призывает людей к взаимопомощи в борьбе за всеобщее выживание. Так же, как гласит одна восточная притча, записанная, Еленой Ивановной, преданным другом и помощником Рериха от юных лет до его последнего часа:

«Путник-друг, пойдём вместе. Ночь близка, звери кругом и огонь костра может потухнуть. Но если мы согласимся разделить дозор ночи, мы сохраним силы»,

«Завтра наш путь долог, и мы можем истомиться. Пойдём вместе. У нас будет праздник и радость. Спою тебе песню твоей матери и жены и сестры. Ты же скажешь предание отца о герое и подвиге; будет наш путь общим».

«Не наступи на скорпиона и предупреди меня о ехидне...»

«Путник, будь мне другом».

Как светлый призыв к дружбе и сотрудничеству между всеми людьми доброй воли — так звучит и сегодня дело великого художника и мыслителя Николая Рериха.

 

Публикуется по изданию: Живкова Л. Дело Николая Рериха / Из прошлого иду в будущее... Памяти Людмилы Живковой: сборник. Авт-сост. А.П. Соболев. СПб: Исследовательский Фонд Рерихов, ООО «ИПК “Коста”», 2013. 

Первоисточник: Людмила Живкова. Делото на Николай Рьорих // Богомил Райнов. Николай Рьорих. София-Пресс, 1978. С. 5-10. Перевод с болт. Е.А. Сентякова, Р. Джагалов.

 

Начало страницы