Скрыть оглавление
Ясность сознания
Энтузиазм
Щедрость
Чуткость
Чувствознание
Чувство ритма
Чувство Прекрасного
Чувство меры
Чувство единства
Чувство долга
Чистота. Чистосердечие
Чёткость сознания
Честность
Человечность
Человеколюбие
Цельность
Храбрость
Утончённость
Устремлённость к сотрудничеству
Устремлённость в будущее
Устремлённость
Устремление к высшему качеству
Усердие
Умение помогать
Уверенность
Убежденность
Трудолюбие
Точность
Торжественность
Терпимость
Терпение
Творческая созидательность
Твёрдость
Тактичность
Суровость. Строгость
Стремление к совершенствованию
Стремительность
Стойкость. Выносливость
Справедливость
Спокойствие
Сочувствие
Соучастливость
Сострадание
Сосредоточенность
Сообразительность
Соизмеримость с Высшим
Сознательность
Совесть
Собранность
Снисходительность
Смирение
Смелость
Смекалистость
Служение Общему Благу
Скромность
Синтетичность сознания
Сила духовной воли. Сила духа
Сердечность
Сдержанность. Выдержка
Свобода духа
Свежесть восприятия
Самоуважение
Самостоятельность
Самопожертвование
Самоотречение. Самоотрешение
Самоотверженность
Самообладание
Самоконтроль
Самодостаточность духа
Самодеятельность
Самобытность
Решительность. Решимость
Распознавание
Радость
Равновесие
Противодействие злу духом
Простота
Проницательность
Прозорливость
Признательность
Приветливость
Предусмотрительность
Преданность
Правдивость
Почитание Высшего
Постоянство
Познавательность
Подвижность. Приспособляемость
Победность духа
Патриотизм
Охранение Сокровенного
Отрешённость. Непривязанность
Открытость. Допущение
Отзывчивость
Ответственность
Отвага
Осторожность
Осмотрительность
Организованность
Оптимистичность. Жизнерадостность
Обаяние
Неутомимость
Непредубеждённость
Непоколебимость
Неотступность. Неуклонность
Неосуждение. Умение прощать
Нежность
Находчивость
Настороженность
Настойчивость. Упорство
Напряжение духа
Надёжность
Наблюдательность
Мужество
Мудрость
Молчаливость. Краткость
Миролюбие
Милосердие
Любознательность
Любовь
Ласковость
Культурность
Крепость духа
Искренность
Инициативность
Зоркость
Заботливость
Жертвенность
Духоразумение. Знание духа
Духовность. Качества духа
Духовное воображение
Дружелюбие
Достоинство духа
Дозорность
Доверие. Вера
Доброта. Добролюбие
Добросовестность
Доброжелательность
Дисциплинированность
Дерзание
Деликатность
Действенность
Даяние
Дальнозоркость духа
Готовность
Гибкость сознания
Героизм
Гармоничность
Восприимчивость
Воодушевление
Возвышенность
Внутренняя согласованность
Внимательность
Вмещение
Верность
Великодушие
Вежливость
Вдохновенность
Бодрость духа
Благородство
Благодушие. Добродушие
Благодарность
Бесстрашие
Бесстрастие
Беспристрастие
Бескорыстие
Бережность. Бережливость
Бдительность
Активность

Известные деятели политики о творчестве семьи Рерихов

 

Высказывания президента Российской Федерации В.В. Путина о Рерихах

    

Из интервью Президента Российской Федерации В.В. Путина индийским средствам массовой информации и российскому телеканалу РТР 1 октября 2000 года1   

 

Вопрос: Господин Президент! У меня давние отношения с Россией. Почти у каждого человека, с которым я здесь встречаюсь, есть какие-то воспоминания об Индии: или это какие-то пленки, песни, имена артистов. Какие у Вас ассоциации с Индией?

В.В. Путин: Во-первых, мы сразу должны вспомнить известного и в России, и в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь, это удивительное творчество, это удивительный пример духовной близости, может быть, не лежащей на поверхности, но тем не менее духовной близости наших народов.

 

 

Из речи Президента Российской Федерации В.В. Путина

в Парламенте Республики Индия 4 октября 2000 года2

 

«Находясь здесь, мы убеждаемся, что не случайно к Индии были устремлены помыслы многих поколений моих соотечественников. С тех пор, как пять веков назад в России впервые узнали о существовании далекой и загадочной страны, наши народы испытывают неиссякаемый взаимный интерес. К Индии обращались в своих духовных поисках наши замечательные поэты: Жуковский, Фет, Брюсов.

Россиян и индийцев объединяет духовное и нравственное родство корифеев наших культур: Льва Толстого и Рабиндраната Тагора. Лев Толстой переписывался с Махатмой Ганди. Ганди называл себя верным учеником Льва Толстого - великого русского писателя, гуманиста и философа. И как продолжение этого высокого диалога - недавнее открытие в России кафедры индийской философии имени М. Ганди.

Особо хотел бы отметить вклад художника и всей семьи Рерихов в сближении наших народов.

В России не ослабевает притяжение к вашей стране. Думаю, что магия и очарование Индии - в гармоничном сочетании многих начал: исторического, культурного и духовного».

 

 

Из совместного заявления Премьер-министра Индии А.Б. Ваджпаи

и Президента Российской Федерации В.В. Путина,

принятого в Дели 4 декабря 2002 года в ходе официального визита

Президента России В.В. Путина в Индию3

 

«Стороны признали важность укрепления традиционных контактов в области культуры и упрочения давних исторических связей между народами двух стран. Они подтвердили, что Программа культурных обменов в 2003–2004 гг. будет подписана в самом ближайшем будущем. Россия и Индия отметили важность сохранения и поддержки уникального художественного и культурного наследия семьи Рерихов, которое имеет непреходящее значение для российско-индийской дружбы».

 

 

Из приветствия жителям штата Карнатака Президента Российской Федерации

В.В. Путина во время официального визита в Индию 5 декабря 2004 года4

 

«...Для россиян Карнатака - это и место особого притяжения, ведь здесь более 40 лет жил и работал Святослав Николаевич Рерих, духовное и творческое наследие которого одинаково дорого и России, и Индии».

 


1 Интернет. Официальное интернет-представительство Президента России.

2 Интернет. Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Республике Индия.

3 Интернет. Официальный сайт Посольства Республики Индия в Российской Федерации.

4 Интернет. Официальное интернет-представительство Президента России.

 

 

*  *  *

 

«Совсем недавно прошёл целый ряд тематических Годов – культуры, литературы и кино, которые помогли реализовать новые интересные проекты и стали большим событием для всех нас. Как говорил Николай Рерих, «если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим о Красоте».

 

Из поздравления Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева работников культуры 25.03.2017 г.

 

*  *  *

 

«На пороге ХХI века, в эпоху глобальных перемен и социальных преобразований, научных открытий и свершений, когда народы мира становятся всё более взаимосвязанными и взаимозависимыми, особую актуальность приобретают идеи Н.К.Рериха, обращенные к человечеству как к единому целому. Цель человечества на протяжении столетий - сохранение мира на Земле, создание такого мироустройства, при котором будет возможно процветание всех наций. Речь идет о создании новой культуры, предусматривающей формирование единой системы ценностей. Философское и культурное наследие Рерихов в этом процессе приобретает особое значение, закладывая духовную основу для совместного продвижения к многополярному, стабильному и справедливому мироустройству».

 

С.В. Лавров - министр иностранных дел РФ

 

*  *  *

 

 «Сложно привести имя другого исследователя, который за свою жизнь добился столь многого в качестве художника, философа, путешественника, этнографа, писателя и подвижника культуры, мира и международного понимания. Его драгоценное культурное наследие является бесценным вкладом в мировое культурное наследие».

 

Атал Бихари Ваджпаи - Премьер-министр Индии

 

*  *  *

 

 «Индия гордится тем, что на ее долю приходится часть наследия Николая и Святослава Рерихов. В качестве вклада в укрепление культурных связей между Индией и Россией мы выделили значительную сумму денег для приведения в порядок и сохранения рериховских усадеб в штатах Химачал-Прадеш и Карнатака. Мы надеемся, что наши усилия сохранить эти исторические связи станут символом культурных отношений между Индией и Россией. Они найдут свое отражение во многих новых проектах, цель которых - увековечить наше совместное культурное наследие».

 

Из интервью премьера-министра Индии А.Б. Ваджпаи

«Российской газете» 11.11.2003 г.

 

*  *  *

 

Е.М. Примаков - депутат Госдумы РФ, председатель Торгово-промышленной палаты РФ, академик РАН, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Премьер-министр РФ, министр иностранных дел РФ, шеф Службы Внешней Разведки СССР-РФ. 20 лет был членом Попечительского совета Международного Центра Рерихов до самой своей смерти в 2015 г.

 

«Я бы сказал, что значение Рерихов заключается не только в том, что без их полотен не может существовать мировая коллекция картин как итог мирового художественного творчества. Я думаю, что вклад Рерихов в мировую историю измеряется ещё и тем, что они выступали за единство мира, за единую цивилизацию, за единую культуру, ни в коей мере не растворяя в этой единой культуре своеобразие русской культуры. Мы видим, что уже первые произведения Рерихов свидетельствуют о том, как бережно они относились ко всему русскому, и как близка их душе была русская природа, русская жизнь. В то же самое время они с большим уважением относились к индийской и ко всем другим культурам. В этом мне видится проявление того изначального единства мировой цивилизации, единства мировой культуры, которое является одним из главных аспектов наследия Рерихов.

И ещё одно очень важное положение. Ведь Рерихи завещали нам (думаю, об этом можно говорить как о завещании) религиозную терпимость. Это сегодня очень важно. Сейчас всем нам нужно вспоминать об этом вкладе Рерихов в копилку мировой цивилизации. 

Мне довелось работать в Институте востоковедения, когда там развивались принципы наследия Юрия Николаевича Рериха, старшего сына Николая Константиновича Рериха, - этого тоже поистине великого человека. Ведь он создал 2000-страничный – это был труд всей его жизни - тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Это основополагающий труд мировой буддологии, такого труда больше нет. Юрий Николаевич возродил изучение буддизма, а также тибетологию, которая у нас была до его приезда в состоянии абсолютно не востребованной.<…> 

Если говорить о философском стержне художника, то у Святослава Николаевича он очевиден. Его философский стержень - это гармония. Гармония между человеком и природой, гармония между двумя странами, которые ему были ближе всего, - Индией и Россией, гармония между Западом и Востоком, гармония между различными конфессиями и между различными философиями, потому что есть национальная индийская философия, есть российская, - он гармонично объединял это все. Наконец, единство мира, которое ощущается в его произведениях. <…> Он гармонично сочетал взгляд в прошлое, жизнь сегодняшним днем и взгляд в будущее. Его творчество имеет очень большое значение именно сегодня, когда мы переживаем такие дни, которые сулят нам большие невзгоды, если разовьется тенденция противостояния цивилизаций, культур, религий. Сейчас такая тенденция существует и действуют такие силы, которые хотели бы снова разделить мир. <…>

Все творчество Святослава Николаевича направлено против такого деления. Он рассматривает мир как единое целое. Он говорит о том, что совершенство человека в будущем - в единстве человека и природы, в единстве всех культур, в единстве мирового культурного потока, в который вольется все лучшее, что было наработано на разных континентах и в разных странах. <…> Очень характерно, что всё сделанное семьёй Рерихов постепенно возвращается к нам в Россию и отсюда становится доступным всему миру. Такая динамика весьма показательна. Здесь уже приводились слова Николая Константиновича: “Где бы я ни был, но свет исходит из России”».

 

*  *  *

 

Приветствие Генерального директора Юнеско Ирины Боковой к открытию выставки «Пакт Рериха. История и современность»

 

Я искренне рада, что ЮНЕСКО принимает у себя выставку «Пакт Рериха. История и современность». Данное событие совпадает с восьмидесятой годовщиной Второй международной конференции, посвященной Пакту Рериха, которая состоялась в Брюгге и решительно поддержала развитие Пакта и его признание на юридической основе.

Выставка воздает должное великому русскому деятелю, разносторонней и необычайно одаренной личности. Н.К. Рерих оставил заметный след в истории не только благодаря своему искусству, но и неугасимой вере в необходимость защиты ми­рового культурного наследия. Эта выставка – дань силе влияния его идеи.

Самое главное, Николай Константинович сумел претворить эту идею в жизнь. Он выступил инициатором создания проекта «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», широко известного как Пакт Рериха, который был подписан в 1935 г. В Пакте нашел выражение усердный труд гражданского общества и организаций по всему миру, направленный на защиту культурного наследия. Заложенные в Пакте принципы с давних пор вдохновляли ЮНЕСКО в деятельности по сохранению любых форм наследия и мирового культурного разнообразия.

Пакт Рериха подготовил почву для создания нескольких ключевых инструментов ЮНЕСКО в сфере международного права, направленных на защиту культурных ценностей как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов. В числе этих инструментов – Гаагская конвенция от 1954 г. по защите культурных ценностей в случае вооруженного конф­ликта и двух Протоколов к ней (от 1954 и 1999 гг.).

Организация ЮНЕСКО рада сотрудничеству с учреждениями, которые занимаются сохранением культурного наследия, как например, Международный Центр Рерихов. Мне бы хотелось выразить благодарность Центру за организацию этой блестящей просветительской выставки, на которой представлены документы, иллюстрирующие историю создания Пакта и его распространение в мире, а также картины Н.К. Рериха. Я также признательна Постоянным представителям Российской Федерации и Индии при ЮНЕСКО за поддержку этой важной инициативы.

 

Ирина Бокова - Генеральный директор ЮНЕСКО 

2015 г.

 

*  *  *

 

Современные учёные определяют Живую Этику как философию космической реальности. «Живая Этика – это синтетическое научно-философское учение о мироздании в целом; о его устройстве; о месте человека в мироздании, о его тесной связи с Космосом; об эволюции человека и человеческого общества».

В разные годы в работе научно-общественных конференций Международного Центра Рерихов принимали участие видные общественные деятели и ученые. В их числе: академик РАН В.Н. Большаков, академик РАН А.Л. Яншин, академик РАН В.В. Струминский, академик РАН Б.В. Раушенбах, академик РАН, член Президиума РАН Е.П. Челышев, президент РАЕН О.Л. Кузнецов, президент РАКЦ В.П. Сенкевич, вице-президент РАЕН, академик РАЕН Г.Н. Фурсей, академик РАКЦ В.В. Казютинский, академик РАЕН Г.И. Шипов, академик РАЕН А.Е. Акимов, академик РАЕН Ю.В. Яковец, академик РАО Ш.А. Амонашвили, академик РАЕН А.В. Постников, член-корреспондент РАН Н.С. Лидоренко, академик АН МНР Ш. Бира (Монголия), академик РАН Г.М. Бонгард-Левин, академик РАН В.М. Матросов, академик РАЕН А.Г. Назаров, академик РАЕН Ф.Т. Яншина, академик В.Н. Ягодинский, академик РАЕН Г.Н. Дульнев, академик РАЕН Д.А. Кожевников, академик ААН Г.И. Маланичева, академик РАКЦ Е.П. Левитан, академик РАКЦ А.Н. Кочергин, член-корреспондент РАН С.П. Курдюмов, член-корреспондент РАЕН М.М. Шибаева, академик РАО Д.Д. Зуев, профессор РГУ им. И.М. Губкина П.В. Флоренский, директор Арт-комплекса Karnataka Chitrakala Parishath Trust профессор Нанжунда Рао (Индия), профессор МГИМО В.С. Глаголев, профессор Калифорнийского университета В.А. Лефевр (США), директор НИИ космических систем В.А. Меньшиков, профессор МАА Е.А. Ополовникова, профессор Международной Академии индийской культуры Шашибала (Индия), профессор Софийского университета А.В. Федотов (Болгария), доктор философии М. Бернарди (Италия), заслуженный деятель искусств России М.А. Марутаев, профессор Г.С. Лебедев, профессор Локеш Чандра (Индия), профессор А.П. Гнатюк-Данильчук, профессор А.А. Кочаров (Сарнатх), заслуженный деятель науки доктор филологии Т.П. Григорьева, номинант на Нобелевскую премию доктор философских наук К.А. Кедров, профессор Л.В. Голованов, профессор Ф. Таперджи (Италия) и многие другие.

  

Начало страницы