Скрыть оглавление
Ясность сознания
Энтузиазм
Щедрость
Чуткость
Чувствознание
Чувство ритма
Чувство Прекрасного
Чувство меры
Чувство единства
Чувство долга
Чистота. Чистосердечие
Чёткость сознания
Честность
Человечность
Человеколюбие
Цельность
Храбрость
Утончённость
Устремлённость к сотрудничеству
Устремлённость в будущее
Устремлённость
Устремление к высшему качеству
Усердие
Умение помогать
Уверенность
Убежденность
Трудолюбие
Точность
Торжественность
Терпимость
Терпение
Творческая созидательность
Твёрдость
Тактичность
Суровость. Строгость
Стремление к совершенствованию
Стремительность
Стойкость. Выносливость
Справедливость
Спокойствие
Сочувствие
Соучастливость
Сострадание
Сосредоточенность
Сообразительность
Соизмеримость с Высшим
Сознательность
Совесть
Собранность
Снисходительность
Смирение
Смелость
Смекалистость
Служение Общему Благу
Скромность
Синтетичность сознания
Сила духовной воли. Сила духа
Сердечность
Сдержанность. Выдержка
Свобода духа
Свежесть восприятия
Самоуважение
Самостоятельность
Самопожертвование
Самоотречение. Самоотрешение
Самоотверженность
Самообладание
Самоконтроль
Самодостаточность духа
Самодеятельность
Самобытность
Решительность. Решимость
Распознавание
Радость
Равновесие
Противодействие злу духом
Простота
Проницательность
Прозорливость
Признательность
Приветливость
Предусмотрительность
Преданность
Правдивость
Почитание Высшего
Постоянство
Познавательность
Подвижность. Приспособляемость
Победность духа
Патриотизм
Охранение Сокровенного
Отрешённость. Непривязанность
Открытость. Допущение
Отзывчивость
Ответственность
Отвага
Осторожность
Осмотрительность
Организованность
Оптимистичность. Жизнерадостность
Обаяние
Неутомимость
Непредубеждённость
Непоколебимость
Неотступность. Неуклонность
Неосуждение. Умение прощать
Нежность
Находчивость
Настороженность
Настойчивость. Упорство
Напряжение духа
Надёжность
Наблюдательность
Мужество
Мудрость
Молчаливость. Краткость
Миролюбие
Милосердие
Любознательность
Любовь
Ласковость
Культурность
Крепость духа
Искренность
Инициативность
Зоркость
Заботливость
Жертвенность
Духоразумение. Знание духа
Духовность. Качества духа
Духовное воображение
Дружелюбие
Достоинство духа
Дозорность
Доверие. Вера
Доброта. Добролюбие
Добросовестность
Доброжелательность
Дисциплинированность
Дерзание
Деликатность
Действенность
Даяние
Дальнозоркость духа
Готовность
Гибкость сознания
Героизм
Гармоничность
Восприимчивость
Воодушевление
Возвышенность
Внутренняя согласованность
Внимательность
Вмещение
Верность
Великодушие
Вежливость
Вдохновенность
Бодрость духа
Благородство
Благодушие. Добродушие
Благодарность
Бесстрашие
Бесстрастие
Беспристрастие
Бескорыстие
Бережность. Бережливость
Бдительность
Активность

Бурлюк Д.Д. Индия на холстах Н.К. Рериха...

Бурлюк Д.Д.

(Впечатления от новых картин)  

 

Публикуется по изданию: Бурлюк Д.Д. Индия на холстах Рериха (Впечатления от новых картин) // Русский голос. Нью-Йорк. 1924. 23 нояб.

Бурлюк Давид Давидович (1882–1967) – русский поэт и художник-футурист. Автор ряда статей и монографии о творчестве Н.К. Рериха, его портретов.

 

 

Самоцветы гор, синева долин, дымка бесконеч­ных ущелий... Лабиринты снов, сновидений, фа­нтастика фантаста...

Писать отчет о творчестве Н.К. Рериха не приходится. Исследователи, знатоки искусства про­делают этот счастливый путь.

Моя задача – поделиться <...> впечатлением от картин, написанных потомком русских варягов за одногодичное пребывание в горах Тибета, у подно­жия величественных Гималаев.

 Музей Н.К. Рериха в старинном особняке-дворце на берегу величественного Гудзона. Там, за окном, течение холодных вод, а здесь, в стенах, своя особая тайная жизнь. И она охватывает душу кружевом легенд, тайн, возникших стихийно под творческой мыслью художника.

В первых двух этажах дворца-музея размещены два ста картин, созданных ранее. Но по лестнице вверх!..

Вспыхивают яркие электрические фонари и на стенах загораются самоцветы. Пылают алые взлеты гор, алмазятся девственные хребты горных кряжей и дымкой синей лежат, упадая вниз, ущелья, до­лины...

В этом призрачном крае живут особые люди, не похожие на нас с тобой, читатель... Эта страна, привезенная в бухгалтерскую Америку Н.К. Рери­хом, создана для мыслителей, для тех, чье сердце бьется в унисон с горными водопадами. Там нет мужчин с Уолл-стрита, нет герлз с Пятой авеню – там живут целомудренные, изыскан­ные, спокойные, как горная вершина на рассвете, и гибкие, как нить горной воды, стекающей с бамбуковой пластинки... Юноши, девушки, старцы.

Семь серий... Они, эти семь серий, завивают фантазийный танец. Они уносят от скучной земли – в мир горных сказок.

 

 

 «ЕГО СТРАНА»

 

Здесь прекрасны виды Гималаев.

«Помни» – большой холст с панорамой гор, всадник и две женщины у горного храма.

«Гонец достигающий» – алые ступени гор на закате.

 

Н.К. Рерих. Помни. 1924 г.      Н.К. Рерих. Спешащий. 1924 г.

 

 

«ГИМН СВОБОДЕ»

 

«Книга мудрости» – лама на фоне гор.

«Ведущая» – девушка ведет юношу, ведет по нитям горных тропи­нок-невидимок. Верит юноша девушке, и она все выше поверх пропастей взводит его!..

«Превыше гор» – горы, а над ними девушка в небе – передана поэзия воздушного лёта.

«Жар-цвет» - растение, горящее ночью, на фоне лунным светом залитого пейзажа. Меж камней расцвел куст, пылающий в ночи... Кто-то крадется к нему.

 

Н.К. Рерих. Превыше гор. 1924 г.     Н.К. Рерих. Жар-Цвет. 1924 г.

 

 

«НЕДРА»

 

Экспедиция, всходившая в текущем году на Эверест, при спуске посетила Н.К. Рериха, работавшего в Дарджилинге. Увидев одну из картин мастера, путешественники воскликнули: «Вы изобразили то ме­сто, дальше которого нам не удалось подняться... Полет Вашей фантазии легко открывает Вам те недосягаемые высоты, для которых мы должны были поплатиться лишениями, рисковать жизнью и крайними силами».

Все картины написаны у подножия Эвереста. На фантастических взлетах гор везде, там и здесь, видны храмы, схожие с каменными курильницами, с коих в простор небес застывшее пламя стремится камен­ным конусом.

 

 

«СИККИМ»

 

В этой серии – «Красный Лама».

 

 

«ЗАРОЖДЕНИЕ ТАЙН»

 

Лао Цзы едет в Тибет учиться мудрости; мудрец Китая на мычащем быке... Здесь ряд картин под изысканным влиянием тибетской живописи. Здесь начало искусства. Высшее мастерство, сплетенное с мастерством первых.

 

 

«ТИБЕТСКИЙ ПУТЬ»

 

«Горный источник» – девушка, ждущая, пока наполнится ее ку­вшин:

 

Бесконечен гор шатер,Н.К. Рерих. Капли жизни. 1924 г.

Но тонка воды струя,

Девы в пропасть брошен взор,

Полн пока кувшин до края.

 

Но струя воды тонка...

Пропасть синяя стремнины,

Тучи, горы-исполины,

Девы гибкая рука.

 

Все полно глубин Востока.

Тайны вещей колыбель!..

И кувшин цветной истока

Песни, павшей сквозь свирель.

 

Я набросал этот экспромт мысленно, взглянув на этот чудесный холст. К каждой картине Н.К. Рериха можно набросать строки цветных поэм. Дух поэзии, настроений вдохновенных истекает из холстов Н.К. Рериха. Картины содержат в себе так много, что каждому – могущему взять – открывается счастливейшая возможность.

 

1924

 

 

Начало страницы