Скрыть оглавление

Бурлюк Д.Д. Индия на холстах Н.К. Рериха...

Бурлюк Д.Д.

(Впечатления от новых картин)

 

Публикуется по изданию: Бурлюк Д.Д. Индия на холстах Рериха (Впечатления от новых картин) // Русский голос. Нью-Йорк. 1924. 23 нояб.

Бурлюк Давид Давидович (1882–1967) – русский поэт и художник-футурист. Автор ряда статей и монографии о творчестве Н.К. Рериха, его портретов.

 

 

Самоцветы гор, синева долин, дымка бесконеч­ных ущелий... Лабиринты снов, сновидений, фа­нтастика фантаста...

Писать отчет о творчестве Н.К. Рериха не приходится. Исследователи, знатоки искусства про­делают этот счастливый путь.

Моя задача – поделиться <...> впечатлением от картин, написанных потомком русских варягов за одногодичное пребывание в горах Тибета, у подно­жия величественных Гималаев.

Музей Н.К. Рериха в старинном особняке-дворце на берегу величественного Гудзона. Там, за окном, течение холодных вод, а здесь, в стенах, своя особая тайная жизнь. И она охватывает душу кружевом легенд, тайн, возникших стихийно под творческой мыслью художника.

В первых двух этажах дворца-музея размещены два ста картин, созданных ранее. Но по лестнице вверх!..

Вспыхивают яркие электрические фонари и на стенах загораются самоцветы. Пылают алые взлеты гор, алмазятся девственные хребты горных кряжей и дымкой синей лежат, упадая вниз, ущелья, до­лины...

В этом призрачном крае живут особые люди, не похожие на нас с тобой, читатель... Эта страна, привезенная в бухгалтерскую Америку Н.К. Рери­хом, создана для мыслителей, для тех, чье сердце бьется в унисон с горными водопадами. Там нет мужчин с Уолл-стрита, нет герлз с Пятой авеню – там живут целомудренные, изыскан­ные, спокойные, как горная вершина на рассвете, и гибкие, как нить горной воды, стекающей с бамбуковой пластинки... Юноши, девушки, старцы.

Семь серий... Они, эти семь серий, завивают фантазийный танец. Они уносят от скучной земли – в мир горных сказок.

 

 

«ЕГО СТРАНА»

 

Здесь прекрасны виды Гималаев.

«Помни» – большой холст с панорамой гор, всадник и две женщины у горного храма.

«Гонец достигающий» – алые ступени гор на закате.

 

Н.К. Рерих. Помни. 1924 г. Н.К. Рерих. Спешащий. 1924 г.

 

 

«ГИМН СВОБОДЕ»

 

«Книга мудрости» – лама на фоне гор.

«Ведущая» – девушка ведет юношу, ведет по нитям горных тропи­нок-невидимок. Верит юноша девушке, и она все выше поверх пропастей взводит его!..

«Превыше гор» – горы, а над ними девушка в небе – передана поэзия воздушного лёта.

«Жар-цвет» - растение, горящее ночью, на фоне лунным светом залитого пейзажа. Меж камней расцвел куст, пылающий в ночи... Кто-то крадется к нему.

 

Н.К. Рерих. Превыше гор. 1924 г. Н.К. Рерих. Жар-Цвет. 1924 г.

 

 

«НЕДРА»

 

Экспедиция, всходившая в текущем году на Эверест, при спуске посетила Н.К. Рериха, работавшего в Дарджилинге. Увидев одну из картин мастера, путешественники воскликнули: «Вы изобразили то ме­сто, дальше которого нам не удалось подняться... Полет Вашей фантазии легко открывает Вам те недосягаемые высоты, для которых мы должны были поплатиться лишениями, рисковать жизнью и крайними силами».

Все картины написаны у подножия Эвереста. На фантастических взлетах гор везде, там и здесь, видны храмы, схожие с каменными курильницами, с коих в простор небес застывшее пламя стремится камен­ным конусом.

 

 

«СИККИМ»

 

В этой серии – «Красный Лама».

 

 

«ЗАРОЖДЕНИЕ ТАЙН»

 

Лао Цзы едет в Тибет учиться мудрости; мудрец Китая на мычащем быке... Здесь ряд картин под изысканным влиянием тибетской живописи. Здесь начало искусства. Высшее мастерство, сплетенное с мастерством первых.

 

 

«ТИБЕТСКИЙ ПУТЬ»

 

«Горный источник» – девушка, ждущая, пока наполнится ее ку­вшин:

 

Бесконечен гор шатер,Н.К. Рерих. Капли жизни. 1924 г.

Но тонка воды струя,

Девы в пропасть брошен взор,

Полн пока кувшин до края.

 

Но струя воды тонка...

Пропасть синяя стремнины,

Тучи, горы-исполины,

Девы гибкая рука.

 

Все полно глубин Востока.

Тайны вещей колыбель!..

И кувшин цветной истока

Песни, павшей сквозь свирель.

 

Я набросал этот экспромт мысленно, взглянув на этот чудесный холст. К каждой картине Н.К. Рериха можно набросать строки цветных поэм. Дух поэзии, настроений вдохновенных истекает из холстов Н.К. Рериха. Картины содержат в себе так много, что каждому – могущему взять – открывается счастливейшая возможность.

 

1924

 

 

Начало страницы