Близкие понятия: даяние, служение Общему Благу, самоотверженность, жертвенность, самопожертвование, доброта, заботливость, умение помогать, соучастливость, ответственность, любовь, человечность, сердечность, щедрость, сострадание, отзывчивость, доброжелательность.
Взаимодополнительные качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не перейти в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:
– Осмотрительность
– Суровость. Строгость
– Справедливость
Бескорыстие и – Соизмеримость
– Бережность
– Чувство меры
– Беспристрастие
– Достоинство духа
Значение и необходимость бескорыстия
Пример бескорыстия Духовных Учителей и подвижников
Бескорыстие как критерий духовного развития
Бескорыстие и самоотверженность России
Значение и необходимость бескорыстия
Община. 166. Истинный жар-цвет – настоящее бескорыстие, но оно должно быть проявлено не только поступками, но именно в сознании. Поступки, как блуждающие тени, являются неточным отражением, и вихрь дрожащих условностей скрадывает смысл действия. Можно ли судить поступок без причины и следствия? Тогда спаситель окажется оскорбителем и отдавший покажется скупцом. Но не легко установить сознание бескорыстия – неминуема индивидуальность. И сочетание бескорыстия может произойти лишь при ясном осознании будущего. Бескорыстие не строится на опыте прошлого. Только реальное ощущение будущего может сложить внутреннее суждение о границах возможного. Кто думает в тишине ночи: «Прошлое научило меня ценности бескорыстия», – тот узник.
Нужно пропеть гимн бескорыстию в лучах солнца, как птица – единое своё выражение, зная будущий день, когда суждено начало перелета. Понятие перелёта имеет значение для осознания бескорыстия.
Агни Йога. 473. …Установим наше отношение к розенкрейцерам, масонам и прочим организациям, где затронуто Общее Благо. …Когда же мы вспомним о бескорыстных первоосновах этих организаций, мы не должны отрицать их. Когда дело касается искренних побуждений, тогда все работники Общего Блага должны быть вместе. Особенно когда дух развит и сознание не дремлет.
Листы сада М. Озарение. Ч. 2, VI. 15.
И кто может утверждать, что он отдал? Мы раскроем Наши торговые книги и докажем, сколько кто получил. И потому совсем не так легко жертвовать, когда жертва есть возможность, а возможность есть польза, а польза есть разумное сотрудничество, а сотрудничество есть Алатырь-камень, который или воскресит, или сожжет.
Но самоотверженность может открыть Врата Понимания, и ветхая жертва ненужных вещей будет качаться на одной ветке с себялюбием.
Листы сада М. Озарение. Ч. 2, VII. 18.
С гор видны дали, но желание влезть в яму может быть лишь оплакано.
В прошлые века должник ввергался в яму, названную геенною, – к чему влезать туда добровольно!..
Хочу видеть всех на местах – побольше сознания подвига без ожидания личных выгод. Неужели героем называется воин, идущий в бой полный ожидания награды?
В прошлые века Учителю Магомету пришлось обещать воинам ислама удовольствие в Раю, неужели Мне придется обещать сверкание рубинов? Надо идти без ожидания, иначе горько за потерянное время вековой эволюции.
Сердце. 244. Где же граница своекорыстия? Сердце знает эти границы, но рассудок не может расчленить лепестки огненного «Лотоса». Когда поручен вход стражу, когда дан ему щит и когда он примет в свой щит все стрелы за Учителя, это будет тоже свое действие, но оно будет противоположно корысти. Сердце отлично знает эти прекрасные свои действия, когда каждая вражеская стрела вырастает в новый лист пламенного «Лотоса». Эти свои действия, никем не принужденные, никем не приказанные, никем не опровергнутые, но всеми злыми осужденные, будут истинными лучами подвига. Именно осуждение, явленное злобою, может служить одним из верных мерил. Нужно заметить, как тьма не осуждает настоящее своекорыстие, и это тоже верное мерило. Не следует знать лишь мерило кверху, нужно знать и мерило книзу, только тогда можно оценить щит подвига.
Сердце. 300. Если мысль заключает в себе творческую энергию, то как полезно устремить в пространство добрую мысль. Когда человечество сговорится послать добрую мысль одновременно, то и зараженная атмосфера низших сфер сразу прояснится. Так нужно заботиться хотя бы несколько раз посылать каждый день мысль не о себе, но о мире. Так мышление будет привыкать к несвоекорыстным устремлениям. Как Спаситель человечества мыслит лишь о всем мире, так, следуя Ему, мы можем приложить свои мысли для создания творческой энергии.
Аум. 21. Усовершенствование работы земной не повредит познанию дальних миров. Качество работы разовьет и способность сосредоточения на всех планах. Не лишим, но приумножим возможности. Кто желает преуспеть бескорыстно, тот может найти путь к Высшим Мирам.
Надземное. 650. В помощи заключены ценные эманации, но, конечно, благодеяние должно быть искренним, в этом каждый себе судья. У Нас ценят помощь, когда она оказана по инстинктивному побуждению. Нечего человеку вспоминать, почему он может кому-то помочь. Многие не покинут путника в беде, не размышляя, какой прекрасный поступок они совершают. И правильно такое отношение, ибо своекорыстие уничтожает все добрые следствия.
Письмо Е.И. Рерих. 27.01.1933. Мы должны научиться исполнять нашу работу как можно лучше, из любви к самой работе, но не к результатам её. Только тогда работа наша будет прекрасна. Ключ ко всем достижениям лежит в этой бескорыстной любви к каждой работе, к каждому труду, выполненному нами.
Письмо Е.И. Рерих. 24.09.1935. Бескорыстное служение, сердечная преданность и признательность ткут прочную нить, по которой все нужное приходит.
Письмо Е.И. Рерих. 28.11.1943. Радуемся, родные, Вашему неослабному устремлению к посеву Культуры. Такие бескорыстные усилия должны увенчаться успехом. Чую, как может развиться Ваша деятельность уже в недалеком будущем.
Письмо Е.И. Рерих. 9.05.1945. Ценим, родные, истинно ценим Вашу любовь и бескорыстный труд во имя Культуры, этой бедной Сандрилионы /с фр. Золушка/ богатой сестры цивилизации.
Письмо Е.И. Рерих. 6.12.1948. Теперь хочу Вам сказать, как тронуло меня Ваше письмо от 17.Х, оно свидетельствует о духовной зрелости. Да, конечно, забота о посеве благих зерен – самая важная, самая неотложная и самая бескорыстная деятельность, ибо, истинно, не нам судить, когда и где взойдут наши семена и каков будет урожай.
Письмо Е.И. Рерих. 13.11.1950. Передайте друзьям мою самую сердечную благодарность и радостную признательность за их бескорыстное Служение Силам Света.
Письмо Е.И. Рерих. 7.12.1954. Ужасно не люблю зазывания и чрезмерных запрещений. И страстно люблю сердца, горящие в устремлении к истинному и сердечному знанию в бескорыстии и без желания получить какие-то прерогативы, и это почти отсутствует.
Письмо Е.И. Рерих. 10.12.1954. Явите внимание бескорыстным труженикам.
Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремлённое сердце». 95.
Плачущий о своих жертвах привязан к плодам деятельности. Он хочет получить за свои жертвы награду и опасается, что награда будет недостаточна. Привязанность к плодам деятельности препятствует стать сотрудником, потому и ожидается отказ от жертв и вмещение плана. Утративший привязанность к плодам деятельности не будет беспокоиться о своих жертвах. Радость бескорыстного труда на благо мира заменит слёзное понятие жертвы.
Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце». 99.
Невозможно выполнить порученное должным образом, если не считать его своим делом. В выполнении чужого дела, даже самом добросовестном, исполнитель всегда оставляет часть своих сил и мыслей для себя, как каждый наёмный работник. Это и даёт успех частичный. В сфере мысли не может быть частичного примыкания. Получается раздвоение, которое даёт трещины. Потому делите сотрудников на сделавших порученное своим и считающих порученное не своим. Первым можно доверить, вторых можно использовать для частичных выполнений, но рассчитывать на них нельзя. Собственно, так и делим людей на своих и не своих. Своих не надо уговаривать, напоминать, убеждать, обещать и давать вознаграждение. Работающий в своём деле видит в нём свою награду, вернее, вообще о награде не думает. Наёмник высчитывает плату получения и, не получив того, что полагал заслуженным, может стать предателем. Потому пусть не пеняют на недостаток доверия. Близость не приходит с платой.
7 мая 1952 г.
Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце». 220.
О наградах и рабстве
«Каждый награждаемый есть раб». Примитивно понимается понятие награды и ещё примитивнее – рабство. Если спросить любого, хочет ли он быть рабом, каждый с возмущением откажется, но за наградой гонится всякий. Невозможно под наградой понимать лишь денежное или материальное вознаграждение. Это понятие имеет и психические ответвления, которые гораздо труднее обнаружить, чем грубо материальные. Жажда славы, признания, похвал есть тоже стремление к награде, и жажда эта всё растёт по мере удовлетворения её. Не отдавший себе отчёта в своих побуждениях остаётся в невидимых цепях рабства, которые не менее сковывают человека, чем видимые. Только работа ради работы не связывает. Вместивший эволюцию будет трудиться на её ниве ради самой эволюции, невместивший будет ждать каких-то личных наград. Есть свободная радость, не связанная со своей личностью, – она удел вместивших. Радость же о себе и наградах своих есть радость раба, и не долга она и не прочна. Колеблются весы счастья, и за радостью приходит скорбь, и раб своей судьбы предаётся терзаниям. Но светел путь вместившего радость космическую, ибо кто отнимет её у него. Итак, «где сокровище ваше, там и сердце ваше», и где сердце ваше, там и счастье ваше. Есть счастье получения и счастье отдачи. Познавший счастье отдачи – получит без меры, но находящий счастье лишь в получении – потеряет его. Легко вместить получение, и трудно вместить отдавание. Но вместивший последнее познает прочное счастье, и награда для него не камень преткновения.
Самонаграждение есть удел вместивших. Прозревший радуется солнцу, и в этом его награда. Солнце духа не перестанет сиять для прозревших в духе; какое другое сияние нужно им искать? Вся власть ложных, земных преимуществ падёт перед счастьем прозрения в Свет и приближения к Свету.
11 ноября 1953 г.
Гр.А.Й. 1965 г. 688. (436). Думают о могуществе духа, говорят о всевозможных достижениях и чудесных способностях, пишут о том, чего не достигли сами, всевозможные книги, забывая при этом, что только ценою страданий и болей, ценою полного самоотвержения, ценою собственного опыта, ценою беспредельной преданности Владыкам и самозабвенным и бескорыстным служением Свету и людям утверждаются огненные ступени Великого Учения Жизни.
Гр.А.Й. 1969 г. 672. Радоваться чужой радости и чужим возможностям бескорыстно – уже достижение. Так можно войти в круг многих сознаний и тем освободиться от самости, чтобы в конце концов начать жить интересами всего человечества. Лишь бы выйти из скорлупы собственной ауры. Если хоть раз ощутить, какую свободу это даёт, откроет это ощущение путь к работе на Общее Благо, работе, дающей высочайшую радость и удовлетворение духу. Эта чистая, не личная, не эгоистическая радость поднимает сознание, словно на крыльях. Сколько связанности в личных интересах, столько свободы в сверхличных. Научиться людям давать, не связывая себя мздою, будет большим достижением. Но порою высокое духовное даяние сопровождается бессознательной мыслью о воздаянии за него, о желании признания и признательности, словом, о какой-то компенсации за даваемые людям блага. Это самость ткет свою паутину, в которой запутывается дух. Солнце шлёт свои лучи и свет в пространство, ничего не получая взамен, а главное, ничего не требуя за это. Будьте как солнце.
Письмо Е.И. Рерих. 2.06.1934. Истинный патриотизм не в узком национализме, но в истинной бескорыстной любви к Родине, в уважении ко всему и ко всем народам, населяющим и обогащающим и возвышающим её! Истинная мощь и красота страны заключается именно в этом многообразии при единой великой основе Родины.
Письмо Е.И. Рерих. 14.06.1934. …Истинный патриотизм заключается в истинной бескорыстной любви к родине, ко всем проявлениям её национального гения и в уважении ко всему и ко всем народам, населяющим и обогащающим её строительство во всех жизненных проявлениях.
Пример бескорыстия Духовных Учителей и подвижников
Надземное. 319. Урусвати знает, что Мы трудимся для мира. Почему же Нас мало радуют все бесчисленные учреждения, посвящённые вопросам мира? Но лишь немногие из них заботятся о мире бескорыстно. Среди многих можно найти скрытые побуждения, которые будут горше войны.
Письмо Е.И. Рерих. 27.11.1937. …Никогда ни один Великий Учитель не будет прибегать к чудесам, чтобы утвердить этим свою власть. Все чудеса, сотворенные Ими, всегда имели бескорыстную цель, именно цель помощи страждущим и неимущим. Спрашивавшие Его думали и мерили по-земному. Но Великий Учитель ко всему прилагает меры высшие, этим Он и поднимает сознание учеников.
Письмо Е.И. Рерих. 12.11.1946. Е.П. Блаватская – это пример «врождённого благородства, самоотверженности, бескорыстия и честности!»
Письмо Е.И. Рерих. 16.01.1950. Связь с Учителем может укрепиться и усилиться, если ученик будет бескорыстно сотрудничать с Ним в Его Работе здесь, на Земле. Учитель может поддерживать с нами постоянный контакт, если мы начнем укреплять наше внутреннее духовное «я».
Письмо Е.И. Рерих. 11.12.1951. Зина и Дедлей [Фосдик], преданные служители Общего Блага, поистине заслуживают нашего глубокого уважения и помощи в их бескорыстном труде. Благословенны те, кто может работать с такой самоотверженностью.
Письмо Е.И. Рерих. 22.08.1952. «В своей следующей жизни он уже будет настоящим Йогом», – сказал Великий Владыка. Такое вознаграждение ожидает его за его бескорыстное служение Силам Света. Ведь такую отдачу себя не так-то легко найти. Сколько истинной преданности в таком самоотверженном служении!
Письмо Е.И. Рерих. 18.09.1952. Я знаю, что Великий Владыка ценит Ваш труд, знает, как бескорыстно Вы трудитесь на общую пользу. Не раз Великий Владыка говорил мне, что Вы – прекрасная сотрудница. Так я и смотрю на Вас как на близкую сотрудницу и прекрасную деятельницу в будущем, когда события расчистят сгустившуюся, отравленную ненавистью атмосферу вокруг нашей многострадальной Земли.
Письмо Е.И. Рерих. 24.11.1952. Великий Владыка велит мне передать: «Не только ценю бдительность и бережность их, но признателен за уявление бескорыстного служения их. Дорога Мне Красота такого Самоотвержения. Мой Луч и Щит над ними». Такая тут оценка Великого Владыки, родные, мне страстная радость.
Письмо Е.И. Рерих. 21.12.1952. Чистякову необходимо сказать, что все медиумистические проявления, если они не исходят от безупречного чистого нравственного человека, должны быть избегаемы. Сила Психическая одна, но качества её и проявления нескончаемы, и обитатели ближайших сфер к Земле любят проявляться и персонифицировать высоких духов через легко доступные им проводники – медиумов. Потому нужна большая осторожность, чтобы не стать жертвою мистификаторов. Только обладатель полного бескорыстия и желания служить общему благу при высоконравственной жизни может оявиться проводником Сил Света. Попробуйте влить кристально чистую воду в загрязненный сосуд, что получится? Какое отражение увидите?
Письмо Е.И. Рерих. 12.07.1953. Беседы на столь интересные темы, как Шамбала, конечно, привлекают много людей, но как мало среди них способных понять всё значение и всю глубину этой величайшей, я сказала бы, ТАЙНЫ БЫТИЯ. Ибо там явлена и сокрыта Тайна Первоздания. Человек, хотя бы раз уловивший вибрацию, исходящую от Шамбалы, никогда уже не забудет её и все свои последующие жизни будет искать её. Да, верным признаком настоящих Искателей будет – БЕСКОРЫСТИЕ. Также жажда Истинного Знания без предрассудков и опасений и страстная преданность и любовь к Носителям этого величайшего Блага приближают безмерно.
Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремлённое сердце». 295.
Надо понять всё бескорыстие Иерархии, чтобы самому проникнуться этим качеством. Надо понять, что Иерархии ничего не нужно на земле и от земли, но тем не менее она работает здесь, на земле, для блага человечества, которое её не знает или отвергает. Мы хотим за каждую нашу жертву получать воздаяние, но что получают Они, стоящие на бессменном дозоре, отстаивающие планету, находящиеся в непрестанной битве за спасение человечества? И если Они борются за наше благо, разве не будет разумным и естественным примкнуть к Ним в этой борьбе? Мы ожидаем воздаяний, но ведь работаем для себя.
Понять бескорыстие Иерархии – значит уже ощутить основу Служения. Помощь ради помощи, и жертва ради красоты мира. Тёмные борются против гармонии и красоты. Иерархия отстаивает её.
Мы любим украшать свой дом, но Вселенная тоже наш дом, и те, кто это вмещает, заинтересованы в красоте и порядке этого дома. Дух простирается на все миры, и его касается всё. Протяжённость духа необъятна и безгранична. Этот божественный атрибут находится в потенциале духа каждого, и ощутивший эту возможность, истинно, делается вселенским гражданином. Он не чужд ничему, и понятие жертвы заменяется понятием приобретения. Всё в нём, и он во всём, и он заинтересован во всём Космосе. Качество бескорыстия, так трудно вмещаемое в земном, личном сознании, приходит таким путём. Иерархия, рассматривая нас как часть единого целого, как часть себя, заинтересована в том, чтобы эта часть была прекрасна. Тёмные пятна никого не радуют, кроме тьмы. Но любящие свет стремятся к установлению света во всём, и в этом их радостная задача.
Бескорыстие как критерий духовного развития
Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремлённое сердце». 361.
Может быть, так лучше – принять Учение без всяких мыслей о личных преимуществах и личных выгодах? Может быть, это и будет настоящим, чистым и правильным подходом к Учению? Может быть, это испытание на бескорыстие и безличную заинтересованность и явится отбором решающим? Иначе как отделить искреннее устремление от соображений земных?
Дух должен быть гордым и бесстрашным. Могут ли личные предпосылки затемнять его путь, задерживать его восхождение?! Сознание всякой земной выгоды должно быть противно растущему духу. Это унижает его, его свободный рост, его свободный взлёт. Учение как таковое даёт неизмеримые преимущества знания и восхождения. Каких же ещё преимуществ ждать, и не затемнили ли бы они самого основного, самого главного, к чему непрестанно следует стремиться?
Бойтесь земных процентов на небесный капитал, не сводите высшее вниз.
Бескорыстие и самоотверженность России
Письмо Е.И. Рерих. 4.05.1946. Любите людей, они так нуждаются в бескорыстной любви! Любите нашу страну [Россию], любите её героический народ! И на этом передаю Вам Благословение Учителя и Владыки.
Письмо Е.И. Рерих. 14.06.1947. Ваше письмо от 26 мая очень тронуло меня. Не могу выразить, как радуюсь, когда Вы чувствуете талантливость и сердечную думу трогательной души русского народа. Именно эта сердечная дума и талантливость хранит нашу Родину, и никакие атомные бомбы ей не страшны. Россия охранена Светлыми Силами именно за сердечность Ивана Стотысячного, за бескорыстие и любовь его к Родине. Самоотверженный подвиг глубоко внедрен в сознание русского народа.
Письмо Е.И. Рерих. 12.12.1944. Я не опасаюсь за судьбы России, ибо я верю в СЕРДЦЕ русского народа. Наш народ прежде всего НЕЗЛОПАМЯТЕН, и это великое и редчайшее качество поставит его на небывалую высоту. Приписываемые русским всякие «фобства» страшно преувеличены, и делалось это с определенной целью корыстного натравливания.
Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремлённое сердце». 422.
Вершины высочайших гор являются мощными приёмниками магнитных токов космических. Сферы высоких энергий связаны с Иерархией, отсюда и легенды о пребывании Матери Мира на вершине, самой высокой в мире. Священные вершины – местонахождение энергий, которые предстоит теперь ассимилировать людям. Потому разрешён теперь доступ на них. Но не приблизиться к ним с корыстными намерениями и не полететь в космос с целью наживы и присвоения. Потому даются открытия новой стране, понимающей братское сотрудничество и бескорыстное устремление к Знанию.
***
Вред корыстолюбия
Озарение, ч. 2, VI. 18. Пересчитайте, кто сколько дал. Будем считать правильно.
Налево – страх, себялюбие, корысть, подозрение, умаление, жалость к себе, Учения злотолкование, сорное шептание, предательство делом или помыслом.
Направо – отдача, жалость к другим, смелость, бесстрашие, преданность, непреложность, зоркость, подвижность, Щита сознание, путь и свет подвига, украшение храма духа, справедливость понимания, блага возвеличение. Налево – ущерб и платеж. Направо – получение.
Община. 23. На Земле заботимся и о теле, потому надо проникать в происхождение болезней. Врач мог бы сказать больному: «Припадок корыстолюбия у вас», или «анемия самомнительности», или «камни предательства», или «чесотка сплетен», или «удар ненависти».
Община. 113. Корыстолюбие есть грубое невежество. Только истинное сотрудничество может спасти от такой злокачественной коросты. Корыстолюбец имеет на лице своём печать. Он не причастен к сердцу – чаша его горькая. И Тонкий Мир для корыстолюбца лишь источник мучений.
Община. 165. При устройстве общин наблюдайте, чтоб под личиной исполнения Заветов не обнаружилось своекорыстие. Уничтожение творческих завоеваний следует за темным своекорыстием. Скажут: «Этот червь слишком свойствен невежеству человечества». Тем более нужно знать причину его зарождения. Самой существенной причиной будет преимущество. Надо всеми силами разрушать этот вредный призрак. Устройство общины прежде всего предусматривает равенство. Допустите ошибку против равенства, и вы сразу натолкнетесь на губительное преимущество. Явление неравенства создает качели – больший подъем одного создает лишь больший подъем другого. Единственный выход избавиться от расшатывания столбов – это равенство.
Находятся циники, которые говорят: «Пусть качаются, тем более энергии в пространстве». Замечание, не лишенное смысла. Но, именно, общее дело настолько нуждается в заботливости, что явление истинной экономии сил должно быть допущено. Самый экономный принцип – равенство. Оно уничтожает преимущество и своекорыстие.
Община. 178. Напомним о свойствах, совершенно недопустимых в общине: невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие. Кто-то скажет: «Хотите ангелов набрать». Мы же спросим: «Разве в вашей земле все лжецы или пьяницы? Мы же знаем многих мужественных и правдивых». Опять скажут: «Слишком высоки требования». Ответим: «Неужели у вас все сквернословцы и своекорыстники? Все эти условия страшны только для мещанина, прячущего под порогом богатство. У Нас, в Гималаях, давно нашлись люди, которым сказанные условия – не пугало».
Советую присмотреться к общинникам. А если кто не может вместить всех условий, тот пусть лишается всех возможностей кооперации. Пусть походит по-звериному, пока не почует тягу к человекообразию.
Община. 269. Жизнь будет крепнуть не механикой, но идеями общежития. Человек, примкнувший к селению, не может быть врагом всех соседей. Должны установиться сношения добрые, но только сотрудничество приведет к действенному добру. Нужно применить разумный обмен – так придем к тому, что зовется кооперативом. Но не прочна будет кооперация, если в основание лягут утаивание и корыстолюбие. Доверие необходимо. Товарищество на доверии было первичной формой кооператива. Конечно, все должно совершенствоваться. Так с тех пор наука дала столько новых достижений, что общежитие может стать не только деловым, но и сердечным. Живая Этика войдет как укрепляющее начало.
Агни Йога. 16. Не много стоят люди, не могущие отличить ласточку от коршуна. Но чего заслуживают те, кто, ощипывая орла, думают приготовить из него кривобокую утку! Берегитесь лицемеров, особенно своекорыстных умников, приготовляющих окрошку духа.
Агни Йога. 401. Опасайтесь бездушных твержений! Поистине, они разлагают самые драгоценные камни духа. Если действие основано лишь на страхе или на корысти, то даже скелет может выстукивать более полезный ритм. Иначе войсковой барабанщик оказался бы успешным ритмистом. Можно ли ожидать огней от стука хвоста собаки, ожидающей подачки?
Беспредельность. 589. В эпоху Майтрейи каждое достижение огня достигается напряжением. Потому каждое устремленное действие имеет в основании огонь. Так Наши самые близкие сотрудники творят огненно. Когда Мы говорим «огненно», значит напряженно, значит высшим путем, значит чистым духом, значит явлением красоты, значит пониманием Общего Блага, значит без своекорыстия, поняв Общее Благо, значит без самости, заключим – применяя Учение.
Сердце. 230. Конечно, своекорыстие невместно ни с Иерархией, ни с пламенным сердцем. Так, наполнение сердца может быть трех родов – или личное себялюбивое, иначе, смертное; или самоотверженное о близком, определенном, иначе говоря, подвиг среди жизни; или вселенское наполнение ко всему человечеству.
Сердце. 241. Всякое жаление сжимает сердце. Но жаление о других расширяет после сердце новым светом, тогда как саможаление оставляет сердце, как сморщенное манго. То же и о восторге, и о даянии милостыни. Пора провести границу между своекорыстием и вселенским Благом.
Сердце. 306. Учитель может указать направление, иногда может предостеречь, но множество действий нужно произвести самим. Притом нужно проявить эти действия добровольно. В этом добровольческом устремлении и будет заключаться самоусовершенствование. Каждая примесь своекорыстия или страха нарушит спасительную связь.
Сердце. 370. Ум людей видит своекорыстие там, где самоотвержение – именно как в некоторых обратных стеклах.
Мир Огненный, ч. 1. 243. Не нужно подходить к Огню с корыстными целями. Простая молитва о совершенствовании открывает лучшие Врата. Также простое правдивое отношение поможет познавать действительные ритмы Космоса. Легко корыстью подменить ритм космический, но связь с Иерархией приводит к осознанию Истины.
Мир Огненный, ч. 1. 272. Огонь Любви самый совершенный. Вы хотите оберечь Иерарха и делаете это не из страха, не из выгоды, но из любви. Страх и корысть на месте любви будут чёрным огнем.
Мир Огненный, ч. 1. 581. Мать говорила сыну про великого Святого: «Даже щепоть праха из-под следа его уже велика». Случилось, что Святой проходил селением. Мальчик усмотрел след и взял щепоть земли этой, зашил ее и стал носить на шее. Когда же он отвечал урок в школе, он всегда держал рукою ладанку земли. При этом мальчик преисполнялся таким воодушевлением, что ответ его был всегда замечателен. Наконец, учитель, выходя из школы, похвалил его и спросил, что он всегда держит в руке? Мальчик ответил: «Землю из-под ног Святого, который прошел нашим селением». Учитель добавил: «Земля Святого служит тебе лучше всякого золота». При этом присутствовал соседний лавочник и сказал самому себе: «Глуп мальчик, собравший лишь щепоть золотой земли. Дождусь прохождения Святого, соберу всю землю его, получу самый выгодный товар». И сел лавочник на пороге и тщетно ждал Святого. Но Святой никогда не пришел. Корысть не свойственна Огненному Миру.
Мир Огненный, ч. 3. 571. Среди чёрных внушений будут страсть и корысть, из них порождается самое низкое предательство.
Аум. 58. Находятся невежды, которые полагают, что молитва вообще неуместна среди деловой жизни. Следует поставить им на вид – какое такое дело они считают несовместимым с молитвой? Очевидно, дело злое и корыстное? Именно, во зле нет места молитве, но всякий добрый труд нуждается в молитве, открывающей Силы Высшие.
Аум. 73. Хорошо собираться для объединения мысли – так можно приносить пространственную пользу. Такая мысль есть молитва – не о себе мыслите, собираетесь для Блага. Помощь друзьям так далека от корысти!
Считаю – самые достойные часы, когда посылаем мысли друзьям и всем, кто в нужде.
Аум. 424. Много противодействия будет оказано кооперации. Одни по самости не пожелают вообще принять её; другие своекорыстно воспользуются ею, но существование её будут отрицать; третьи соединят понятие кооперации с ниспровержением всего порядка.
Будет множество возражений, потому насаждение сотрудничества делается одним из самых трудных заданий. (…)
Сотрудничество должно быть принято как основание Бытия.
Братство. 417. Особенно недопустимо стремиться прилагать тончайшие энергии для личных целей. Пусть Высшая Сила сообщает нам внутреннюю мощь, но нельзя применять насильственно прекрасную энергию для выгоды и корысти. Дайте лишь вход силе прекрасной, и многое приложится.
Надземное. 3. Урусвати видела часть Наших Хранилищ. По эпохам собраны памятники искусства. Но эти собрания не есть музей в обычном понимании. Эти предметы служат как резервуар накопления ауры. Излучения творческие прежнего владельца остаются гораздо дольше на предметах, нежели полагают. Если удастся собрать ряд предметов, собранных в одно время и в одном устремлении, то, действительно, можно получить излучения эпохи. Таким образом можно изучать подлинный смысл определённых времён. (…)
Мы не только наблюдаем явленным духовным зрением, но и проверяем Нашими аппаратами. Много опытов Нами производится над древними вещами. Это не есть так называемая психометрия, но наука излучений. Так же точно, как вы можете наблюдать полезность плодов и растений, так Мы сопоставляем язык вещей по их излучениям. Так, можно наблюдать, что лишь малая часть священных предметов имеет прекрасные излучения. Слишком часто они изготовляются своекорыстно и попадают в руки ещё более корыстные.
Надземное. 45. Не думайте, что после миллионов лет существования человечество признало основу Бытия, – вовсе нет. Может быть, именно теперь, когда полки ломятся под множеством книг, тогда корысть и мираж особенно одолевают человечество. Мы озабочены, чтобы люди поняли призрачность земных условий.
Никто из Учителей не завещал человечеству самость и корысть. Не от Света родились эти ехидны.
Надземное. 477. Учительство должно быть освобождено от своекорыстия. Учитель передаёт познания, им накопленные, но он не будет выдавать их за свои. Он должен принять дар знания, чтобы с тою же готовностью передать их грядущему поколению. Труд учителя должен быть вознаграждён не только материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших степеней государства. Не учитель, но наставничество всегда откроет народу высшую культуру. Так пусть не личная корысть ведёт к учительству, но служение благу.
Надземное. 492. Человек должен сказать: «Предан, даже если это мне не выгодно». Но какая же уродливая преданность будет, когда люди воскликнут – «Будем преданны, так будет очень выгодно!» Никто не сомневается, что каждая корыстная преданность заслуживает иного названия.
Наше Братство основано на взаимной преданности. Мы знаем, что не может быть таких обстоятельств, которые поколебали бы преданность.
Надземное. 719. Урусвати знает, что человек в земном состоянии не может оценить качества своих действий. Нередко кажущиеся самыми лучшими поступки затемняются своекорыстием, а самые самоотверженные забываются в пыли обихода.
Утверждаю, что побудительные причины лежат в глубине сознания. Даже возвышенные духи не могут распознать причин действий. Конечно, в тонком теле такое распознание облегчено, но и то относительно.
Не нужно думать, что отсутствие истинной оценки – бедствие. К чему погружаться в рассудочную оценку, когда человеку дано творить добро? В каждом действии добра будет польза. Чем больше добра, тем больше накоплений полезных. Не следует допускать рассудок в области, где должно царить сердце. Рассудок может своекорыстно оправдать там, где сердце почует неправду.
Надземное. 731. Пусть народы научатся мыслить об Общем Благе, ибо своекорыстие окажется тяжким препятствием к продвижению. Ужасные испытания, выпавшие на долю человечества, ускоряют приближение новых мировых построений.
Письмо Е.И. Рерих. 12.05.1932. До чего довела планету погоня лишь за своекорыстными и чисто материальными достижениями!
Письмо Е.И. Рерих. 14.07.1932. …Самость всегда являлась самым тяжким камнем преткновения для получения высшего знания. Ибо самость легко может воспользоваться им для своекорыстных целей и разрушить или осквернить самые высокие понятия.
Письмо Е.И. Рерих. 12.10.1932. Родные наши, благородное мышление, о котором говорится, обязывает нас сугубо следить за собою, за своими мыслями и поступками, прежде всего, в отношении друг друга и ближайших соприкасающихся с нами лиц. Ведь тысячи глаз устремлены на нас в напряженной зоркости, и не будем скрывать от себя, что зоркость эта в большинстве случаев обострена желанием усмотреть легко уязвимое место для своекорыстных целей, для разрушения.
Письмо Е.И. Рерих. 20.10.1932. …Как опыт уже показал нам, даже невежественные массы не дерзали открыто нападать и высказываться против просвещения. Потому тёмные силы так и стремятся задушить всё, несущее просвещение и парализующее их своекорыстную и, следовательно, разрушительную для человечества деятельность.
Письмо Е.И. Рерих. 8.02.1934. Сейчас в Индии кроме четырех основных каст существует столько же подразделений их, сколько вообще имеется занятий или профессий. Каждая каста ограничена всевозможными нелепейшими запрещениями, и чем выше каста, тем больше этих запрещений, отсюда и наблюдаемое вырождение среди высших каст. Зная всю непревзойденную высоту их основных духовных учений и принимая в соображение всю корыстность и невежество большинства современной священнической касты, всё же трудно понять, как могла установиться такая нелепость, такая вопиющая жестокость, такая преступность чудовищных форм жизни? Но такова печальная действительность.
Письмо Е.И. Рерих. 14.06.1934. …Мы именно почитатели Учений основоположников, но не позднейших искажений их, ибо одно от Духа, другое от человеческого корыстия.
Письмо Е.И. Рерих. 12.09.1934. Почему же духовные отцы так упорно опровергают великий Космический Закон [перевоплощения], который один может объяснить все кажущиеся нам несправедливости, всю разницу в условиях рождения, все несчастья, постигающие нас? Ответ один: всюду и везде действует одно корыстолюбивое побуждение, дабы не утерять свою власть и приумножить своё благополучие.
Письмо Е.И. Рерих. 24.09.1935. Внушение, если оно применяется с целью насилия для корыстных целей, будет не только вмешательством в карму, но просто преступным. Но если мы внушаем и вызываем у человека благие мысли, его лучшую сущность или удерживаем его от порока, такое действие будет, конечно, благом.
Письмо Е.И. Рерих. 1.10.1935. Потому примем спокойно все их [американских предателей дела Великого Учителя] мерзкие действия. Конечно, невозможно не поражаться степенью охватившего их безумия. Но как Сказано, «всё объясняется корыстолюбием». Корыстолюбие потушило все огни сердца. (…) Хочу сказать Вам, что еще в 32-м году много говорилось о том, что враг задумал убить Урусвати [Е.И. Рерих] и Фуяму [Н.К. Рерих], и главным образом хочет он уничтожить Урусвати. Потому он собирается погубить Урусвати и дела через золото. Тогда я очень изумилась этому и спросила, как же может он погубить меня золотом? Ведь если бы я получила средства, то я немедленно отдала бы их на план Владыки! Но теперь смысл сказанного становится ясным. Владыка имел в виду те деньги, которые придут в руки Логвана, и под мрачным влиянием одержателя Ояны отравят сознание его и Порумы, и тем разрушат дела. Часто я говорила среди своих, что Логван и Порума идут с нами, пока у них нет денег, но как только они получат их, они выбросят всех сотрудников и нас. Происходящее есть яркое подтверждение этого предвидения. Да, корыстолюбие и честолюбие – самые страшные бичи! (…) Происходит выявление истинных ликов. Зная непреложные оккультные законы, по которым при подходе к Учению и при обращении к Великому Владыке вся наша внутренняя сущность выявляется с особою силою, также понимая всю опасность одержания при допущении тёмного чувства и неискренности, особенно в случае прирожденного медиумизма, нам не приходится поражаться, но сердце скорбит, когда подобные проявления обнаруживаются после 14 лет тесного сотрудничества. Но, конечно, при самом начале строения были уже даны необходимые устные предупреждения и намёки на предательство, которое последует после того, как некоторые сотрудники будут вознесены. Вознесение это состоялось, и дух не выдержал. Честолюбие и корыстолюбие – страшные бичи, низвергавшие в бездну гигантов. Так мы испиваем чашу яда, преподнесенную руками (ближайших) сотрудников, но, несмотря на это, бодрость и мужество живут в сердцах наших. Ибо какой же подвиг без предательства?
Письмо Е.И. Рерих. 4.10.1935. Конечно, следует предупредить друзей о гнусном порочении имени по всем направлениям. Следует пресекать это, но обращаться открыто к Обществам сейчас не мудро. Можно подходить лишь индивидуально и конфиденциально. Все поступки трио объясняются Владыкой главным образом КОРЫСТОЛЮБИЕМ. Потому формулу эту примем при наших объяснениях недоумевающим: что же могло произойти, чтобы вызвать такое порочение?
Ведь истинная злоба их на нас за то, что в карманы их не свалились уже миллионы. Как показывает сейчас их неожиданный поворот, они приблизились и шли, гонимые лишь корыстолюбием и честолюбием, лишь надеждою получить все земные и небесные блага. Несомненно, они и получили бы их, если бы сущность их могла воспринять дух Учения и принять и выполнить все СОВЕТЫ именно в срок, и дотянули бы до конца испытания. Но, как всегда бывает с теми, кто были привлечены нечистыми побуждениями, они сорвались у последней черты.
Письмо Е.И. Рерих. 12.10.1935. Всё же должна сказать, что происходящее чудовищно! После стольких лет приобщения к Светлому Учению и Лучу Владыки такая глубина падения есть явление редчайшее. Конечно, Конрада влияние сильно, но при чистоте душевной никакие Конрады не могут проникнуть. Так, можно видеть, как все эти годы они скрывали свои лики под маской лицемерной преданности. Они держались, гонимые страхом утери вложенных денег. Страх этот прошел, и истинная сущность выявилась во всей силе. Итак, корыстолюбие в основе всего. Ояна ярко учуяла, где она может обеспечить себя, и туда устремилась. Вы лучше меня знаете, что всё, что она сейчас имеет, идет из рук Логвана и Порумы. (…) Итак, основа всего – КОРЫСТОЛЮБИЕ.
Письмо Е.И. Рерих. 15.10.1935. Конечно, когда в основе всего происходящего лежит корыстолюбие и желание захватить каждую копейку, каждую собственность в свои руки, то что можно ожидать? Его [Л. Хорша] покушения на суммы, получаемые Учреждениями, намечались давно, и желание захвата не давало покоя.
Письмо Е.И. Рерих. 15.10.1935. Так, в буддизме самым страшным пороком считается именно КОРЫСТОЛЮБИЕ, и корыстолюбивый человек заживо сгнивает, ибо дух его замирает. И даже говорится, что, если человек мог бы освободиться от одного этого качества, он достиг бы Архатства. И конечно, это так, ибо вся самость зиждется на корыстолюбии.
Письмо Е.И. Рерих. 15.10.1935. После четырнадцати лет преданного Служения эта сотрудница [Ояна], под влиянием проснувшихся в ней корыстолюбия и властолюбия, ослабила свою заградительную сеть и поддалась страшному одержанию. Не описать извращенного мышления и действий этой одержимой! Нетерпимость, злоба и жестокость ко всем ближайшим сотрудникам совершенно потрясающи. Так, казалось бы, наипреданнейшая обернулась в изысканную предательницу!
Письмо Е.И. Рерих. 25.10.1935. Правильно, что время созрело, но созрело оно прежде всего для осознания грозности часа и ожидающего нашу планету катаклизма, если дух человеческий не возопиет и не устремится к сдвигу в мышлении и к очищению сердца. Нужно разрядить отравленную атмосферу вокруг Земли, не пропускающую благодетельные лучи Светил. Но сделать это возможно лишь повышением вибраций, или пробуждением духовности в человечестве. Все аппараты для собирания психической энергии или измерения огненного напряжения, так интересующие Вас, в руках корыстолюбивого и хаотически мыслящего человечества явятся лишь преждевременными взрывателями. Собранная психическая энергия будет употреблена не на созидание, но на РАЗРУШЕНИЕ.
Письмо Е.И. Рерих. 8.11.1935. Мы имеем перед собой яркий пример, как человек, принесший свою денежную помощь только с корыстными намерениями и ради самовозвеличения, свалился у самого порога. Хотя многое было открыто ему, и будь он искренен, его путь мог бы сложиться так чудесно. Но каждый сам отмеряет свою долю.
Письмо Е.И. Рерих. 24.01.1936. Так, корысть и жажда власти и честолюбие маленького брокера, добившегося благодаря идеям и имени Н.К. известного положения, при котором ему многие двери стали открыты, бросились ему в голову, и он хочет уже блистать один.
Письмо Е.И. Рерих. 3.02.1936. Ваша боль сейчас особенно отзвучит в сердце моем, ибо и мы переживаем время чернейшего предательства со стороны трех апостатов – предательства, развившегося на почве корыстолюбия и честолюбия, этих бичей человечества, низвергавших в бездну и гигантов духа. Верные друзья и сотрудники встали на защиту, и борьба началась. Организуется своего рода крестовый поход в защиту культурных начинаний, которые корыстная темная рука пытается присвоить безраздельно.
Письмо Е.И. Рерих. 18.02.1936. Предатели в лице четы Хоршей и мисс Эстер Лихтман, побуждаемые корыстью, честолюбием и властолюбием, решили исключить всех основателей и верных нам сотрудников из Совета Правления. (…) Давно затаенная зависть и корысть открыли доступ страшному одержанию. Видя, что мы встали на защиту наших верных сотрудников, они в ярости своей готовы на всякие безумства. Не описать всех черных способов, применяемых ими для захвата и опорочения имени. Мы знаем, что победа суждена, но битва будет упорна, ибо это битва с тёмными силами.
Письмо Е.И. Рерих. Вы правильно возмущаетесь иезуитской формулой – «цель оправдывает средства», ибо эта формула тем ужасна, что воспринявшие ее не брезгуют ничем и пользуются истинно гнуснейшими средствами для достижения чисто личных и корыстных целей.
Письмо Е.И. Рерих. 17.05.1937. Да и сейчас в Индии, несмотря на то, что позднейшие брамины из корысти и личных выгод унизили женщину, всё же культ Богини Кали наиболее распространён. Так и самые последние из известных подвижников в Индии, как Рамакришна и Вивекананда, были почитателями Божественного Начала в его аспекте Матери Мира. Именно невежественное и корыстное извращение космического закона поставило женщину в зависимое положение.
Письмо Е.И. Рерих. 16.08.1937. «Улыбка врагу моему обратится в гримасу...» Несомненно, каждый улыбающийся из страха или корысти врагу Великого Учителя тем самым осуждает себя, и такая улыбка в результате обратится в гримасу ужаса.
Письмо Е.И. Рерих. 1.10.1937. Имела с некоторыми поляками переписку, но она окончилась, как только я отказалась прислать им по почте готовые формулы и чертежи для аппаратов, собирающих психическую энергию!!! Немало людей, подходящих к Учению с корыстными целями, и когда их надежды не оправдываются, становятся ярыми врагами Учения. У нас имеются примеры такого прискорбного явления.
Письмо Е.И. Рерих. 28.12.1937. Люди не знают и сотой части значения подвига Великих Учителей. Люди сделали самые прекрасные жертвы чем-то обиходным и своекорыстным.
Письмо Е.И. Рерих. 5.04.1938. Враждебное отношение к Новой Стране так понятно. (…) Богатство и потенциальная мощь Новой Страны так велики, что во многих возбуждают весьма корыстолюбивые вожделения. По размерам страны и размеры тех или иных чувств. Но мы знаем, что лишь она может удержать равновесие мира и потому будет охранена.
Письмо Е.И. Рерих. 26.01.1939. Вы полагаете, что «тёмные вредители уверены, что именно они творят добро». Но я не согласна с этим утверждением. Все сознательные вредители в глубине своего сознания отлично понимают корыстную причину своих поступков. Даже так называемые несознательные вредители всегда почему-то стараются действовать не в ущерб себе и, главное, не в ущерб своему карману. Степень сознательности бесконечна, и мы ещё можем видеть немало звериных сознаний.
Письмо Е.И. Рерих. 4.02.1940. …Основа, на которой была построена церковь, будучи очищена от невежественных и корыстолюбивых добавлений, остается незыблемой, как основа высшей этики, именно признание Вездесущего Божественного Начала и Любовь к ближнему.
Письмо Е.И. Рерих. 7.03.1940. Считаю, что все сказанное о Хорше следует перевести на английский язык и прочесть переименованным в письме друзьям. Иногда изумляешься, насколько корыстолюбие и ненависть могут ослеплять людей, они ради удовлетворения своей ненависти совершают самые губительные для себя же поступки. В скольких странах среди многочисленных друзей имя Хорша стало уже именем нарицательным для всякого вероломства!
Письмо Е.И. Рерих. Апрель-май 1940. Разность в мировоззрении не есть преступление, тем более что все мировоззрения изменяются по мере роста нашего сознания и вчерашний отрицатель завтра может стать ярым апологетом и обратно.
Всё это лишь волны одного Океана Жизни. Лишь лицемерие, нечестность, жестокость, самость, корыстолюбие, похоть и грубость должны быть порицаемы.
Письмо Е.И. Рерих. 20.08.1940. Столько гнуснейшей лжи, лицемерия, коварства, ужасающей несправедливости, развращённости и страшного, ненасытного корыстолюбия и человеконенавистничества обнаружилось в разных очагах, что именно Армагеддон явится спасением.
Письмо Е.И. Рерих. 31.05.1944. Радуемся деятельности АРКИ, продолжайте, родные, не смущаясь ничем. Ваша прекрасная работа, лишенная корысти, привлечет и полезных людей.
Письмо Е.И. Рерих. 16.09.1944. …Бумеранг, пущенный в злобе и корысти негодными сотрудниками, уже обернулся и готов ударить с утроенной силой. Доживем до уявления космической справедливости.
Письмо Е.И. Рерих. 12.12.1944. Слова Рамакришны – «Мы должны закрыть наши чувства, ибо этими вратами звуки мира достигают нас», конечно, имеют в виду закрытие чувств не от воплей и страданий человечества, но от корыстных и ярых вожделений мирских. Чем острее чувствуем мы горе людское, тем скорее мы закроемся от всего исключительно личного, себялюбивого и уявимся на расширении сознания, необходимого для роста духовного.
Письмо Е.И. Рерих. 5.09.1945. Страшно подумать, что Культура уходит, скрывание этого факта ни к чему хорошему не приведет, и новое поколение может оказаться просто цивилизованными дикарями. Для такого нового вида дикаря сама атомическая энергия может уявиться лишь новым орудием и способом достижения все растущих корыстных целей. Кто из цивилизованных дикарей задумывался или задумывается о значении КАРМЫ?
Письмо Е.И. Рерих. 28.02.1946. Жутко читать в разных журналах безответственные натравливания на новые войны. Неужели эти безумцы не понимают, к чему могут привести такие выпады ненависти, основанные большею частью на корысти и зависти. Космическая Справедливость посылает грозные предупреждения в виде участившихся землетрясений в самых опасных и неожиданных местах, страшных бурь и наводнений и ужаса голода, но все эти знамения не пронзают окостеневших сердец.
Письмо Е.И. Рерих. 12.11.1946. Правители стран должны быть высоко культурными деятелями и не быть ведомыми кучкой безответственных, невежественных корыстолюбцев, ввергающих свои страны в величайшие бедствия. Ничто так не туманит сознание, как корыстолюбие.
Письмо Е.И. Рерих. 2.04.1950. Да, корысть может совершенно изменить человека и довести его до недопустимого состояния. Ничто не может помочь человеку, одержимому корыстью, только страшное потрясение духа и внутреннее возрождение. Будем надеяться, что просветление снизойдет и потрясённый дух сбросит с себя удава корысти, подозрения и страха.
Письмо Е.И. Рерих. 22.05.1951. Мир еще не знает и не может понять, какую невозместимую утрату понесли народы в лице этого преждевременно ушедшего Наставника и Творца Прекрасного [Н.К. Рериха]. Он был распят на кресте человеческого невежества, корысти, зависти и чёрной неблагодарности!
Письмо Е.И. Рерих. 19.07.1951. Гибель планеты означает гибель многих монад и страшную задержку в эволюции человечества и всего Космоса! Но об этом никто не задумывается. Силы Космические примут участие в скорейшем оздоровлении нашей планеты. Будем надеяться, что человеческое безумие не достигнет Апогея и в последний момент явится какая-то возможность спасения большей части людей. Древние библейские пророчества сурово утверждают – «Из трех один останется»; ближайшие к нашему времени говорят – «Один из шести помилован будет!» Тяжко сознавать, какая пучина ненависти, злобы, корысти и зависти затопляет и душит нашу планету! Страшен такой занесенный Бумеранг!
Письмо Е.И. Рерих. 27.03.1952. Много сейчас сильнейших ядовитых напряжений во всей атмосфере, окружающей нашу несчастную планету, раздираемую отвратительными чудовищами, порождёнными ненавистью, завистью и корыстью. В такое время следует всеми мерами подавлять всякий намек на раздражение. Храните самое большое спокойствие. Мудрое космическое спокойствие.
Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремлённое сердце». 32.
…Воздействия на нас, как тёмные, так и светлые, опять-таки обуславливаются созвучиями. Если человек не звучит, например, на корысть, его можно соблазнять деньгами сколько угодно; он не продаст и не предаст. Но созвучащий на соблазн впадает в искушение. Вибрации чуждые могут вызывать тягость, но никак не отклик. Потому так тяжко бывает утончённым сознаниям жить среди обычных людей.
Гр.А.Й. 1951 г. 282. Корысти свойственно ограничивать себя.
Ковёр преданности расстелить.
В сердце лучи, и токи, и воздействия.
Дар сердца светит во тьме.
Гр.А.Й. 1955 г. 79. Когда Приходил, Говорил о Царстве и сокровищах драгоценнейших, но люди хотели видеть во Мне земного царя, и думали о богатствах земных, и земного благополучия домогались. Но это было давно. А теперь? К сожалению, даже и ныне многие подходят к Учению с корыстными или личными целями, думая преуспеть в делах земных, но не надземных. Многие бессознательно ищут и домогаются благополучия земного, но не преуспеяния в духе. И многих ждет жестокое разочарование. Труден путь духа, и не сулит он спокоя. Наоборот, отягощение обстоятельствами усиливается по мере роста духа. По силе и испытания. Чем сильнее дух, тем труднее испытания.
Гр.А.Й. 1966 г. 506. Мысль правильная – Ведущая Страна, Родина ваша, не может, не имеет права отстать от других стран в вопросе практического изучения законов мысли и плестись у них в хвосте. В этом соревновании победительницей будет та страна, которая первая отнесется к этой проблеме наиболее серьезно и первая приступит к самым широким опытам и экспериментам. Овладение мыслью поставит ее во главе мирового движения. Очень важно, чтобы дело находилось в чистых руках, далеких от корысти и карьеризма. Ведь придётся собрать со всей страны самых чутких и способных улавливать мысли ребят и вести занятия с ними, обставив опыты соответствующими условиями и при полной изоляции от тлетворного дыхания городов. И наставники должны быть на высоте, и ауры их должны быть светоносными, и ничто нечистое не должно быть допущено в окружение занимающихся.
Гр.А.Й. 1967 г. 26. (Гуру). Приведу пример того, как незаконно полученное знание может повредить получившему. Представьте себе, что ученик приобрел силу воздействия на психику другого и воспользовался ею для корыстных целей. Он добился желаемого, но лишил себя возможности развивать эту способность с помощью Учителя в будущем. Злоупотребление знанием обрезает возможности духа.
Гр.А.Й. 1970 г. 211. (Гуру). Ученику даётся Завет любви к людям, но нигде не говорится о том, чтобы ученик требовал такой же любви к себе или признательности за творимое им добро. Подобные требования были бы несовместимы с природою человека. Потому даётся Совет творить добро, ничего не требуя взамен, то есть не принимая мзды. При добротворчестве мздоимство недопустимо, ибо корыстное добротворчество перестает быть таковым. Не Может Учитель взимать плату за Учение Жизни. Учение раздаётся и добро творится безвозмездно. Это условие является основным.