Скрыть оглавление

Рудзитис Р.Я. Музей Рериха

Рудзитис Р.Я.

 

Воспроизводится по изданию: Н. Рерих. Рига, 1935.

Рудзитис Рихард Яковлевич (1898–1960) – латышский поэт, мыслитель, переводчик, общественный деятель. Член Латвийского общества имени Н.К. Рериха со дня основания, а с 1936 года и до ликвидации общества в 1940 году – его руководитель. Автор трудов и статей о творчестве Н.К. Рериха, адресат около 265 писем Е.И. Рерих и Н.К. Рерих.

 

 

Николай Константинович Рерих, которого мож­но назвать истинным апостолом красоты и культуры, в творениях своего искусства воплотил великую космическую правду – искусство спасет человечество! Ибо искусство Н.К. Рериха есть расцветание форм прекрасного в наиболее су­щественном и универсальном смысле этого слова, ибо его искусство кристаллизирует в себе огни лучших человеческих мечтаний и завершений, ибо искусство Рериха есть нечто большее, чем искусство в обыденном понимании, – оно является великим служением человечеству и Беспредель­ности.

Оттого, что Н.К. Рерих верит в мессианское назначение искусства, он и свое собственное твор­чество поднял на такую высоту, высоту космичес­кого синтеза, дав ему глубины духовного озарения. В своих книгах Н.К. Рерих неоднократно подтверж­дает, сколь велика, существенна, даже спасительна бывала роль искусства и прекрасного для всей эво­люции, всего просвещения, для культуры народов и человечества. Но освобождающая, всеобъемлю­щая миссия искусства, по его глубокому убеждению, неизмеримо увеличится еще в будущем, ибо он ви­дит в искусстве, так же как и в культуре, незыблемое основание наступающей новой эры человечества, Эры Света и Духовного Огня. Ближайшее назначе­ние искусства – дать человечеству потерянное еди­нение, ибо в самой своей сущности искусство явля­ется международным языком и связующим звеном между народами – мостом, который делает наши встречи такими дружественными, ключом, который открывает наши сердца.

Но Николай Рерих видит с болью, что в повсед­невной жизни все же так мало тех устоев, которые, единственно, могут привести к золотому веку един­ства. В жизни мало искусства. Искусство и красота доступны все еще лишь узким кругам. Красота и ис­кусство для всех! – такой восторженный пророчес­кий зов новой эпохи раздается из уст Рериха. Со­кровенное, пламенное убеждение Н.К. Рериха, что вся наша жизнь, все сущее должно зиждиться на прекрасном, что долг каждого культурного челове­ка – внести красоту во все и повсюду, что люди должны стать творцами прекрасного каждым при­косновением своей руки и каждым импульсом свое­го духа.

Но красота и искусство в сущности лишь вели­чины, включающиеся в другое всеобобщающее ин­тегральное целое; это целое – культура.

Наша эпоха смешала, нивелировала, нередко даже запятнала истин­ное, сокровенное понятие культуры. Современный мир забывает ее пер­вичный, священный смысл. Европейская логика весьма часто смешивает культуру с цивилизацией, вечное с временным, преходящим. Культура для Рериха есть гораздо более широкое, всеобъемлющее, утонченное понятие – культура должна обосновывать и одухотворять цивилизацию как свою составную часть. Культура для Н.К. Рериха – это самое высокое, самое чистое и широкое звучание гаммы всей человеческой сущности. Культуру он понимает как служение Свету и как свет духа, в котором отражается красота, знание и любовь. Культура – синтез и кооперация между всеми высшими духовными и материальными цен­ностями. И наконец, культура – это истинно творческое начало, которое во всех многообразных явлениях жизни стремится проявить высшее, наиболее утонченное качество.

Прислушиваясь всем сердцем к стремлениям, беспокойству и катаст­рофам претворяющегося человечества, Рерих понял, что надо очистить культуру путем очищения и преображения человеческого сознания. Надо возродить первоначальное, сокровенное значение культуры, надо внести в жизнь ее высокое, оздоравливающее понимание. Надо озарить куль­туру светом духовности.

Веря в спасительное назначение прекрасного, Н.К. Рерих взирает так же и на культуру, как на силу облагораживающую, возрождающую, спасающую мир, он верит, что обновление понимания истинной куль­туры и утверждение ее в сознании человечества явятся целителем бедст­вий и кризисов современной эпохи.

Сам Николай Рерих, поистине всей своей сущностью, принадлежит к той светлой, творящей, гармонической стране культуры будущего, к царству высших, воплощенных идеалов, в котором уже ныне обитают умы, направляющие человечество по пути эволюции, и в котором рано или поздно также и все человечество найдет свою незыблемую обитель.

Итак, если первой мечтой для Н.К. Рериха явилось: искусство для всех – с включением всех слоев человечества в круг прекрасного; если второй его мечтой явилась – гармонизация прекрасного между отдель­ными отраслями искусства – синтез искусств; то третьей пламенной, всеобъемлющей его мечтой является – воплощение в жизни такой высшей страны культуры – Державы Света, где бы выявились в гармо­нии все лучшие огненные импульсы человека, где бы проявилось истин­ное сотрудничество между всеми культурными ценностями и созида­телями этих ценностей, высший синтез между духом и телом, сердцем и умом. Все эти грандиозные планы Рерих пытался осуществить в своем монументальном творении – Музее.

 

*

 

В Музее Рериха, главный центр которого находится в Нью-Йорке, истинно осуществляется синтетический пожизненный труд Н.К. Рериха и его возвышенные творческие, врастающие в горизонты будущего по­мыслы. Может быть, лишь в ближайшем будущем человечество вполне постигнет то величавое, симфоническое начинание, которое мог завер­шить лишь поистине универсальный гений, творческий дух, чьи глаза и слух погружались в Красоту Беспредельного, но кто твердой поступью идет по коре нашей маленькой планеты, насыщая ее новым благород­ным, величественным ритмом. Это начинание, которое становится вели­чайшим культурным движением современности, можно сказать, истинно открывает прекрасную страницу в истории человеческого духа.

Музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке является всемирным центром культуры и искусства, ставящим своей целью способствовать междуна­родному взаимопониманию и братству путем искусства и знания. Уже давно Н.К. Рерих мечтал о Музейоне Пифагора и Платона – Доме Муз, где, как сестры в дружеском сожительстве, обитали бы все девять Муз – рядом с богинями изящных искусств также богини наук. Так и Музей Рериха со своими многочисленными отделами и учреждениями во всех странах мира хочет дать человечеству не только высшие проявления творческой красоты, но и показать самые совершенные достижения в области знания. Ведь Культура для Рериха является целостным светом духа – суммой всех огненных творческих достижений.

Когда Рерих в 1921 году в Нью-Йорке в мастерской, состоящей лишь из одной комнаты, закладывал основание своему Институту Объединен­ных Искусств, у него еще не было ни средств, ни других возможностей претворить в жизнь свои великие планы. Но у него был энтузиазм, огненное сердце и большая вера в будущее. По его убеждению, не обстоятельства, но огненное устремление человека, как магнит, привле­кает к нему все наилучшие возможности. Благое начинание Рериха скоро привлекло сочувствующих, друзей, явились и средства. В 1923 году основался сам Музей с коллекцией из 315 картин Рериха и, наконец, в 1929 году, с помощью друзей и благодаря организаторским способ­ностям самого водителя, воздвигнулось монументальное, чудесное стро­ение, наиболее великолепный в нашем столетии Храм Искусства и Куль­туры – 29-этажный Дом Мастера – Master Building, по своей величине и гармоническим пропорциям являющийся поистине благородным сим­волом будущей архитектуры.

Собрание картин Н.К. Рериха в Музее значительно увеличилось после его Среднеазиатской экспедиции – это 500 картин его так называ­емой Гималайской серии, где выявляются просторные высоты его сим­фонического творчества. Уже после постройки здания Музея было со­брано около 1000 художественных творений Рериха. Это число с каждым годом все еще увеличивается новыми чудесными знамениями творчес­кого духа. Индивидуальность Николая Константиновича столь много­гранна, что она выявляет стремления и достижения лучших умов челове­чества. Он дает всю амплитуду человеческой духовной эволюции: вели­ких богоборцев, искателей и подвижников, духовных водителей и рефор­маторов, борьбу Иерархии Света с хаосом тьмы. Хотя творчество Рериха и является духовной основой Музея, но фактически Музей есть кооперативное учреждение, объединяющее все виды искусства и пере­довые течения мысли.

Уже в самом начале основатели Музея ставили своей целью собрать в нем образцы культуры и искусства также и других народов. Так, в скором времени в Музее были основаны отделы искусств свыше десяти стран. Большого внимания заслуживает также Тибетская библиотека Музея, заключающая в себе, между прочим, 330 священных книг религии Бен-По, которые приобретены во время Азиатской экспедиции. Библио­тека помещается в особом «Восточном зале», отделанном в восточном стиле тибетским художником Дон-Друпом. Кроме того, отдельные залы Музея созданы в честь Николая и Елены Рерих. Существуют комнаты, посвященные Св. Сергию, Св. Франциску, Спинозе и т. д., где, таким образом, положено основание будущему Музею религий. Часть помеще­ний Музея отведена для многообразных научных коллекций Гималайс­кого научного института.

В первое десятилетие существования Музея его посетили 250 тысяч человек, в том числе многочисленные школы и организации.

  

В 1926 году при Музее было основано Общество Друзей Музея Рериха – международная организация, посвященная тем идеалам брат­ства и культуры, которые должны быть достигнуты путем искусства и науки и которые запечатлены Рерихом в его картинах и книгах. С другой стороны, цель этого общества – осуществить мечту Рериха, явить синтетический мост между культурами Запада и Востока, способ­ствовать, во благо человеческого будущего, братскому сотрудничеству между духовными откровениями Азии и научными достижениями Ев­ропы.

Среди почетных советников и покровителей Музея и Общества значатся такие славные имена, как Свен Гедин, Рабиндранат Тагор, Массарик, Эйнштейн, Бозе, Раман, Милликан, Келлог и другие.

Общество начало свою деятельность в многочисленных секциях. Основаны секции, посвященные национальным группам, желающим по­знакомить Америку с культурными достижениями своих стран. Рус­ско-сибирским отделом заведует известный русский писатель Г. Гребен­щиков. Интересно отметить, что Гребенщиков недалеко от Нью-Йорка основал также сельскохозяйственную и духовную общину-колонию «Чураевку», где построил каменную часовню в честь Сергия Радонежского; там же имеются им организованные типография и издательство «Алатас», выпустившие ряд замечательных произведений.

Далее, существуют секции, посвященные философам и подвижникам: Оригену, Св. Франциску и Спинозе. Кроме того, есть отделы и Общества с общекультурными идеалами, таковы Лига Нового Человечества, Клуб Юных Идеалистов, Ассоциация Ценителей Мысли, Академия Творчес­кого Искусства, Центр Юных Музыкантов, Центр Шекспира, Биософи-ческий Институт и т. д. При Обществе Рериха состоят и следующие весьма важные организации: Всемирная Лига Культуры, Единение жен­щин, Панамериканская Ассоциация женщин и, наконец, Комитет Пакта Мира. Во всех этих секциях и обществах происходит поистине весьма интенсивная одухотворенная и наиболее позитивно-культурная деятель­ность!

Великий культурный труд, осуществленный в нью-йоркском Музее, привлек много друзей также из других народностей и стран. Их вдохнов­ляло как искусство Рериха, так и его идеи и самоотдача культурному созиданию лучшего человеческого будущего. Таким образом основались отделы Общества имени Рериха во всех частях света, и в настоящее время их уже свыше восьмидесяти в тридцати странах. Всех их объединяет одна общая цель и общее устремление: способствовать взаимному сотруд­ничеству и содружеству народов и отдельных личностей во имя искусства и знания. Нужно отметить, что при некоторых Обществах (в Париже, Брюгге, Белграде, Загребе, Риге, Бенаресе, Буэнос-Айресе и т. д.) от­крыты также Музеи картин Рериха.

Многосторонняя деятельность Нью-Йоркского центра выражается прежде всего в устройстве лекций, концертов, драматических спектаклей, в способствовании и укреплении международных сношений в области искусства и знания и т. д. В одном только 1930–1931 году Общество устроило, в сотрудничестве с Музеем, около 100 вечеров, где выступали многие замечательные деятели культуры. Многие вечера посвящались также искусству отдельных наций, например, французской, финской, японской, латышской и др.

  

Далее, Общество поддерживает целый ряд важных культурных уч­реждений, находящихся в прямом ведении Музея. Таков, прежде всего, Институт Объединенных Искусств – синтетическая школа, поставившая своим девизом объединение искусств и объединение людей в искусстве. Рерих, который в всеобъемлющей деятельности своей жизни сам объеди­нял разные виды искусства, синтезировал живопись, декоративное, гра­фическое и прикладные искусства, этот существенный синтез творческого труда пытался воплотить и в своей школе. С другой стороны, укрепляя в воспитанниках теоретические и практические основы искусства, он учит их осознанию идеалов красоты, далеко превосходящих пределы обычной школы.

Институт разделяется на отделы по всем многообразным отраслям искусства. Некоторые отделы с течением времени еще более расширились и дифференцировались. Основывались, например, также и Общества, посвященные специальным отраслям музыки: камерной, церковной и т. д. В школе немалое внимание уделено и курсам прикладных ис­кусств, цель которых – дать просвещенных и творческих ремесленников. Каждая отрасль искусства, по убеждению Рериха, должна служить жиз­ни, и жизнь должна преобразиться образами прекрасного. Каждый прос­той предмет обихода должен служить не только практической полезнос­ти, но и украшению и гармонизации жизни.

Между прочим, интересны методы преподавания этой школы, еще более подчеркивающие односущность всех видов искусств: так, напри­мер, во время класса живописи иногда дается музыка, что, известным образом, влияет на художественное творчество.

Для того, чтобы согласно заветам Рериха развивать творческий инстинкт ребенка уже с малых лет, в институте имеется отдел детского эстетического воспитания. Николай Константинович утверждает чрезвы­чайную важность развития в ребенке влечения к творчеству и гармониза­ции, что преображало бы для него пошлость жизни в творческую радость о прекрасном. Далее следует упомянуть отделы для слепых (с обширной библиотекой) и для дефективных детей. При институте учреждены также 42 стипендии.

Наряду с глубоким уважением к творчеству и к самому творящему, Рерих желает – как в школе, так и в жизни – возвысить понятие учителя. Рерих знает, что не было расцвета в истории человечества, когда в народном сознании не выявилось бы почитание учителя, когда люди не чувствовали бы в своей жизни великое, возвышающее всю жизнь благо­словение духовной иерархии. Таким воспитателем жизни, по убеждению Рериха, должен явиться и каждый учитель в школе; он должен быть не только преподавателем, но и истинным водителем и вдохновителем, который опытом своего духа побуждает, ободряет, зажигает, призывает к подвигу блага и красоты.

Свои педагогические линии, кроме своих школ, Рерих хочет провести также в Институте продвижного воспитания, далее в Латиноамерикан­ском Институте, цель которого способствовать культурному взаимопо­ниманию между американскими нациями.

  

Другое обширное практическое начинание Музея – Corona Mundi: Международный художественный центр «Венец Мира». «Венцом Мира» Рерих называет всеобъединяющее искусство, как подвиг красоты. Цель этого центра – воплотить в жизнь формулу Рериха: Искусство для всех. Неотложное требование времени – распространить в наиболее широких массах новое, идеальное понимание прекрасного: красота не роскошь, но величайшая необходимость нашей практической жизни. Поэтому конеч­ной целью центра является способствовать сотрудничеству людей в об­ласти прекрасного в самом широком смысле этого слова; объединить отдельные личности и нации в созидании и обмене художественных ценностей и в радости о прекрасном; стремиться всеми силами, чтобы искусство стало поистине языком взаимопонимания и содружества наро­дов. В залах Музея центр устраивает многочисленные выставки, посвя­щенные искусству отдельных эпох, наций и личностей. Так, бывают выставки современных американских мастеров, французских, испанских, немецких, индийских, японских, бразильских, австралийских и других художников, показываются коллекции русских икон, тибетские священ­ные знамена, проекты домов и т. д. Передвижные выставки центра несут искусство в самые отдаленные углы Америки, в самое сердце народа. Эти выставки посещают бесчисленные американские школы, институты, уни­верситеты, музеи, библиотеки и различные общества, а также и такие учреждения, которых красота до сих пор миновала, но где благословение прекрасного наиболее нужно: детские приюты, больницы и тюрьмы! Нужно заметить, что всем этим широким циклом своих выставок Рерих выявил также свою веру в новую Америку, которая первая помогла ему столь величественно воплотить великую симфонию его помыслов.

  

Третье учреждение – Пресса Музея Рериха – своим девизом по­ставило его слова: «Основы Новой Эпохи зиждутся на Красоте и Зна­нии». В план прессы входит выявление героических творческих дости­жений человечества в печатном слове. В ведении этого учреждения, кроме периодических изданий, имеющих связь с Музеем, находится также издательство «Новая эпоха» (New Era Library), своими духов­но-возвышенными изданиями представляющее истинный образец прессы будущего.

Объединяя в себе все отрасли прекрасного, являясь истинным цент­ром культуры, Музей – «Дом Мастера», кроме вышеупомянутых учреж­дений, заключает в себе также небольшие, но гармонически устроенные квартиры, являющиеся превосходным общежитием как для учеников Института Объединенных Искусств, так и для членов Общества имени Рериха. Эти члены, среди которых много художников, писателей, учи­телей и которые связаны между собою общим культурно-художествен­ным вдохновением и стремлениями воплотить прекрасное в жизнь, жи­вут, таким образом, как в постоянном взаимном творческом вдохнове­нии, так и в воспитательном влиянии духовной атмосферы Музея.

Мы поймем, откуда явился этот громадный прогресс в двенадца­тилетней деятельности Музея Рериха, если помыслим, что в основу этого монументального строения Рерих положил весь опыт своей многотруд­ной жизни, всю пламенную творческую волю и неустанное горение своей жизни, всю свою жажду единения и истинной культуры. Также и Музей Рериха во всей своей деятельности, вдохновленный идеалами Мастера, устремлялся к осуществлению великого Единения – этого великого созидателя, возродителя и одухотворителя человечества. Единение в ис­кусстве выявляет Институт Объединенных Искусств. Единение в братстве мечты о прекрасном – Corona Mundi. Единение во всех общечеловечес­ких отношениях – Общество Рериха. И, наконец, единение в знании – Урусвати.

  

Научная организация «Урусвати» (Гималайский Институт исследо­ваний в Индии) занимает весьма важное место в жизни Музея. Этот Институт построен на высоте 6000 футов в долине реки Кулу, в чудесной местности, которая является как бы перекрестком древнеазиатских куль­тур. Сам гималайский воздух здесь как бы насыщен древней мудростью, здесь на каждом шагу встречаются знаки вековой истины в бесчисленных памятниках, священных местах и святилищах, в развалинах городов. Долина Кулу была также местожительством множества подвижников, святых, или Риши. С другой стороны, кроме религиозно-археологических ценностей эта долина открывает громадное поле деятельности для ис­следований в области естествоведения, физики и медицины. Уже сама растительность здесь, из-за вулканической почвы, изумительно богата, встречаются бесчисленные разнообразные породы и виды растений и де­ревьев, так, например, в одной только окрестности Урусвати насчитано около шестидесяти пород яблонь. Потому недаром народное сознание долину Кулу называет Серебряной Юдолью.

Урусвати – «Утренний луч» – означает зарю света науки. «Урус­вати» как всеобъемлющий научный институт, созданный для улучшения жизни всего человечества, стремится исследовать и синтезировать все многообразные факторы сущего, применяя новейшие научные методы и открытия. Институт создан с целью дать прочное основание науке будущего. Вот почему этот Институт имеет то же значение в области науки, как нью-йоркский Музей в области искусства.

Институт был основан после Среднеазиатской экспедиции Рериха, который осознал, насколько мало исследована Средняя Азия и Индия, и что для того, чтобы проводить исследовательскую работу в нужной мере, необходим систематический и продолжительный труд. «Урусвати» представляет собой как бы постоянную экспедицию, находящуюся в не­прерывном контакте с исследуемыми объектами и местностями. Науч­ный труд в Институте разделяется на несколько секций, и каждой отрас­лью заведуют опытные специалисты – ученые различных наций.

Ботаническо-биологическое отделение в течение первых четырех лет совершило уже целый ряд экспедиций в глубь страны, собрало многочис­ленные коллекции, часть которых послана многим заграничным универ­ситетам, музеям, ботаническим садам и т. п. учреждениям. Археологическо-этнографическое отделение под руководством сына Н.К. Рериха Юрия собрало много материала в своей отрасли. Ю. Рерих издал также свой капитальный, весьма ценный труд «Пути Азии», где собраны в стройную систему научные результаты вышеупомянутой экспедиции. Будучи превосходным знатоком восточных языков, Юрий Рерих со­ставил грамматику и словарь лахульского наречия, перевел некоторые тибетские медицинские книги и пр. «Урусвати» издает свой ежегодник, где сотрудничают многие известные ученые. Почетными членами или сотрудниками научного отдела Института значатся выдающиеся ученые самых различных стран. Многие университеты и культурно-просвети­тельные учреждения сотрудничают с Гималайским Институтом как лек­циями, так и печатными трудами. Члены-корреспонденты Института находятся во всех частях света.

В последнее время сильно развилось и медицинское отделение Ин­ститута, исследуются и разводятся местные целебные травы, собираются и анализируются достижения тибетской и древнекитайской медицины и фармакологии. Недавно открылась биохимическая лаборатория с отде­лом борьбы против рака. Известно, что тибетская медицина уже с давних пор удачно применяет средства против рака и туберкулеза: все подобные средства в Институте исследуются самым тщательным образом.

Далее следует упомянуть богатую библиотеку и музей Института; предстоит также работа по установке электрической станции. Средства на постройку зданий Института дал как сам Н.К., так и нью-йоркский Музей и прочие друзья этого благого начинания. Н.К. верит в Космичес­кую Справедливость и знает, что каждому благому делу, способству­ющему эволюции человечества, всегда вовремя является и сужденная помощь.

Урусвати является также духовным центром и местопребыванием Николая Константиновича и его супруги Елены Ивановны, откуда они руководят и вдохновляют все свои общества и учреждения, своей огнен­ной мыслью и одухотворенным словом созидая и укрепляя то величест­венное культурное строение, которое, с каждым годом все более рас­ширяясь, всеми своими основаниями и сводами врастает в будущую гармонию человечества.

 

1935

 

Начало страницы