Скрыть оглавление
Ясность сознания
Энтузиазм
Щедрость
Чуткость
Чувствознание
Чувство ритма
Чувство Прекрасного
Чувство меры
Чувство единства
Чувство долга
Чистота. Чистосердечие
Чёткость сознания
Честность
Человечность
Человеколюбие
Цельность
Храбрость
Утончённость
Устремлённость к сотрудничеству
Устремлённость в будущее
Устремлённость
Устремление к высшему качеству
Усердие
Умение помогать
Уверенность
Убежденность
Трудолюбие
Точность
Торжественность
Терпимость
Терпение
Творческая созидательность
Твёрдость
Тактичность
Суровость. Строгость
Стремление к совершенствованию
Стремительность
Стойкость. Выносливость
Справедливость
Спокойствие
Сочувствие
Соучастливость
Сострадание
Сосредоточенность
Сообразительность
Соизмеримость с Высшим
Сознательность
Совесть
Собранность
Снисходительность
Смирение
Смелость
Смекалистость
Служение Общему Благу
Скромность
Синтетичность сознания
Сила духовной воли. Сила духа
Сердечность
Сдержанность. Выдержка
Свобода духа
Свежесть восприятия
Самоуважение
Самостоятельность
Самопожертвование
Самоотречение. Самоотрешение
Самоотверженность
Самообладание
Самоконтроль
Самодостаточность духа
Самодеятельность
Самобытность
Решительность. Решимость
Распознавание
Радость
Равновесие
Противодействие злу духом
Простота
Проницательность
Прозорливость
Признательность
Приветливость
Предусмотрительность
Преданность
Правдивость
Почитание Высшего
Постоянство
Познавательность
Подвижность. Приспособляемость
Победность духа
Патриотизм
Охранение Сокровенного
Отрешённость. Непривязанность
Открытость. Допущение
Отзывчивость
Ответственность
Отвага
Осторожность
Осмотрительность
Организованность
Оптимистичность. Жизнерадостность
Обаяние
Неутомимость
Непредубеждённость
Непоколебимость
Неотступность. Неуклонность
Неосуждение. Умение прощать
Нежность
Находчивость
Настороженность
Настойчивость. Упорство
Напряжение духа
Надёжность
Наблюдательность
Мужество
Мудрость
Молчаливость. Краткость
Миролюбие
Милосердие
Любознательность
Любовь
Ласковость
Культурность
Крепость духа
Искренность
Инициативность
Зоркость
Заботливость
Жертвенность
Духоразумение. Знание духа
Духовность. Качества духа
Духовное воображение
Дружелюбие
Достоинство духа
Дозорность
Доверие. Вера
Доброта. Добролюбие
Добросовестность
Доброжелательность
Дисциплинированность
Дерзание
Деликатность
Действенность
Даяние
Дальнозоркость духа
Готовность
Гибкость сознания
Героизм
Гармоничность
Восприимчивость
Воодушевление
Возвышенность
Внутренняя согласованность
Внимательность
Вмещение
Верность
Великодушие
Вежливость
Вдохновенность
Бодрость духа
Благородство
Благодушие. Добродушие
Благодарность
Бесстрашие
Бесстрастие
Беспристрастие
Бескорыстие
Бережность. Бережливость
Бдительность
Активность

Рудзитис Р.Я. Музей Рериха

Рудзитис Р.Я.

 

Воспроизводится по изданию: Н. Рерих. Рига, 1935.

Рудзитис Рихард Яковлевич (1898–1960) – латышский поэт, мыслитель, переводчик, общественный деятель. Член Латвийского общества имени Н.К. Рериха со дня основания, а с 1936 года и до ликвидации общества в 1940 году – его руководитель. Автор трудов и статей о творчестве Н.К. Рериха, адресат около 265 писем Е.И. Рерих и Н.К. Рерих.

 

 

Николай Константинович Рерих, которого мож­но назвать истинным апостолом красоты и культуры, в творениях своего искусства воплотил великую космическую правду – искусство спасет человечество! Ибо искусство Н.К. Рериха есть расцветание форм прекрасного в наиболее су­щественном и универсальном смысле этого слова, ибо его искусство кристаллизирует в себе огни лучших человеческих мечтаний и завершений, ибо искусство Рериха есть нечто большее, чем искусство в обыденном понимании, – оно является великим служением человечеству и Беспредель­ности.

Оттого, что Н.К. Рерих верит в мессианское назначение искусства, он и свое собственное твор­чество поднял на такую высоту, высоту космичес­кого синтеза, дав ему глубины духовного озарения. В своих книгах Н.К. Рерих неоднократно подтверж­дает, сколь велика, существенна, даже спасительна бывала роль искусства и прекрасного для всей эво­люции, всего просвещения, для культуры народов и человечества. Но освобождающая, всеобъемлю­щая миссия искусства, по его глубокому убеждению, неизмеримо увеличится еще в будущем, ибо он ви­дит в искусстве, так же как и в культуре, незыблемое основание наступающей новой эры человечества, Эры Света и Духовного Огня. Ближайшее назначе­ние искусства – дать человечеству потерянное еди­нение, ибо в самой своей сущности искусство явля­ется международным языком и связующим звеном между народами – мостом, который делает наши встречи такими дружественными, ключом, который открывает наши сердца.

Но Николай Рерих видит с болью, что в повсед­невной жизни все же так мало тех устоев, которые, единственно, могут привести к золотому веку един­ства. В жизни мало искусства. Искусство и красота доступны все еще лишь узким кругам. Красота и ис­кусство для всех! – такой восторженный пророчес­кий зов новой эпохи раздается из уст Рериха. Со­кровенное, пламенное убеждение Н.К. Рериха, что вся наша жизнь, все сущее должно зиждиться на прекрасном, что долг каждого культурного челове­ка – внести красоту во все и повсюду, что люди должны стать творцами прекрасного каждым при­косновением своей руки и каждым импульсом свое­го духа.

Но красота и искусство в сущности лишь вели­чины, включающиеся в другое всеобобщающее ин­тегральное целое; это целое – культура.

Наша эпоха смешала, нивелировала, нередко даже запятнала истин­ное, сокровенное понятие культуры. Современный мир забывает ее пер­вичный, священный смысл. Европейская логика весьма часто смешивает культуру с цивилизацией, вечное с временным, преходящим. Культура для Рериха есть гораздо более широкое, всеобъемлющее, утонченное понятие – культура должна обосновывать и одухотворять цивилизацию как свою составную часть. Культура для Н.К. Рериха – это самое высокое, самое чистое и широкое звучание гаммы всей человеческой сущности. Культуру он понимает как служение Свету и как свет духа, в котором отражается красота, знание и любовь. Культура – синтез и кооперация между всеми высшими духовными и материальными цен­ностями. И наконец, культура – это истинно творческое начало, которое во всех многообразных явлениях жизни стремится проявить высшее, наиболее утонченное качество.

Прислушиваясь всем сердцем к стремлениям, беспокойству и катаст­рофам претворяющегося человечества, Рерих понял, что надо очистить культуру путем очищения и преображения человеческого сознания. Надо возродить первоначальное, сокровенное значение культуры, надо внести в жизнь ее высокое, оздоравливающее понимание. Надо озарить куль­туру светом духовности.

Веря в спасительное назначение прекрасного, Н.К. Рерих взирает так же и на культуру, как на силу облагораживающую, возрождающую, спасающую мир, он верит, что обновление понимания истинной куль­туры и утверждение ее в сознании человечества явятся целителем бедст­вий и кризисов современной эпохи.

Сам Николай Рерих, поистине всей своей сущностью, принадлежит к той светлой, творящей, гармонической стране культуры будущего, к царству высших, воплощенных идеалов, в котором уже ныне обитают умы, направляющие человечество по пути эволюции, и в котором рано или поздно также и все человечество найдет свою незыблемую обитель.

Итак, если первой мечтой для Н.К. Рериха явилось: искусство для всех – с включением всех слоев человечества в круг прекрасного; если второй его мечтой явилась – гармонизация прекрасного между отдель­ными отраслями искусства – синтез искусств; то третьей пламенной, всеобъемлющей его мечтой является – воплощение в жизни такой высшей страны культуры – Державы Света, где бы выявились в гармо­нии все лучшие огненные импульсы человека, где бы проявилось истин­ное сотрудничество между всеми культурными ценностями и созида­телями этих ценностей, высший синтез между духом и телом, сердцем и умом. Все эти грандиозные планы Рерих пытался осуществить в своем монументальном творении – Музее.

 

*

 

В Музее Рериха, главный центр которого находится в Нью-Йорке, истинно осуществляется синтетический пожизненный труд Н.К. Рериха и его возвышенные творческие, врастающие в горизонты будущего по­мыслы. Может быть, лишь в ближайшем будущем человечество вполне постигнет то величавое, симфоническое начинание, которое мог завер­шить лишь поистине универсальный гений, творческий дух, чьи глаза и слух погружались в Красоту Беспредельного, но кто твердой поступью идет по коре нашей маленькой планеты, насыщая ее новым благород­ным, величественным ритмом. Это начинание, которое становится вели­чайшим культурным движением современности, можно сказать, истинно открывает прекрасную страницу в истории человеческого духа.

Музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке является всемирным центром культуры и искусства, ставящим своей целью способствовать междуна­родному взаимопониманию и братству путем искусства и знания. Уже давно Н.К. Рерих мечтал о Музейоне Пифагора и Платона – Доме Муз, где, как сестры в дружеском сожительстве, обитали бы все девять Муз – рядом с богинями изящных искусств также богини наук. Так и Музей Рериха со своими многочисленными отделами и учреждениями во всех странах мира хочет дать человечеству не только высшие проявления творческой красоты, но и показать самые совершенные достижения в области знания. Ведь Культура для Рериха является целостным светом духа – суммой всех огненных творческих достижений.

Когда Рерих в 1921 году в Нью-Йорке в мастерской, состоящей лишь из одной комнаты, закладывал основание своему Институту Объединен­ных Искусств, у него еще не было ни средств, ни других возможностей претворить в жизнь свои великие планы. Но у него был энтузиазм, огненное сердце и большая вера в будущее. По его убеждению, не обстоятельства, но огненное устремление человека, как магнит, привле­кает к нему все наилучшие возможности. Благое начинание Рериха скоро привлекло сочувствующих, друзей, явились и средства. В 1923 году основался сам Музей с коллекцией из 315 картин Рериха и, наконец, в 1929 году, с помощью друзей и благодаря организаторским способ­ностям самого водителя, воздвигнулось монументальное, чудесное стро­ение, наиболее великолепный в нашем столетии Храм Искусства и Куль­туры – 29-этажный Дом Мастера – Master Building, по своей величине и гармоническим пропорциям являющийся поистине благородным сим­волом будущей архитектуры.

Собрание картин Н.К. Рериха в Музее значительно увеличилось после его Среднеазиатской экспедиции – это 500 картин его так называ­емой Гималайской серии, где выявляются просторные высоты его сим­фонического творчества. Уже после постройки здания Музея было со­брано около 1000 художественных творений Рериха. Это число с каждым годом все еще увеличивается новыми чудесными знамениями творчес­кого духа. Индивидуальность Николая Константиновича столь много­гранна, что она выявляет стремления и достижения лучших умов челове­чества. Он дает всю амплитуду человеческой духовной эволюции: вели­ких богоборцев, искателей и подвижников, духовных водителей и рефор­маторов, борьбу Иерархии Света с хаосом тьмы. Хотя творчество Рериха и является духовной основой Музея, но фактически Музей есть кооперативное учреждение, объединяющее все виды искусства и пере­довые течения мысли.

Уже в самом начале основатели Музея ставили своей целью собрать в нем образцы культуры и искусства также и других народов. Так, в скором времени в Музее были основаны отделы искусств свыше десяти стран. Большого внимания заслуживает также Тибетская библиотека Музея, заключающая в себе, между прочим, 330 священных книг религии Бен-По, которые приобретены во время Азиатской экспедиции. Библио­тека помещается в особом «Восточном зале», отделанном в восточном стиле тибетским художником Дон-Друпом. Кроме того, отдельные залы Музея созданы в честь Николая и Елены Рерих. Существуют комнаты, посвященные Св. Сергию, Св. Франциску, Спинозе и т. д., где, таким образом, положено основание будущему Музею религий. Часть помеще­ний Музея отведена для многообразных научных коллекций Гималайс­кого научного института.

В первое десятилетие существования Музея его посетили 250 тысяч человек, в том числе многочисленные школы и организации.

  

В 1926 году при Музее было основано Общество Друзей Музея Рериха – международная организация, посвященная тем идеалам брат­ства и культуры, которые должны быть достигнуты путем искусства и науки и которые запечатлены Рерихом в его картинах и книгах. С другой стороны, цель этого общества – осуществить мечту Рериха, явить синтетический мост между культурами Запада и Востока, способ­ствовать, во благо человеческого будущего, братскому сотрудничеству между духовными откровениями Азии и научными достижениями Ев­ропы.

Среди почетных советников и покровителей Музея и Общества значатся такие славные имена, как Свен Гедин, Рабиндранат Тагор, Массарик, Эйнштейн, Бозе, Раман, Милликан, Келлог и другие.

Общество начало свою деятельность в многочисленных секциях. Основаны секции, посвященные национальным группам, желающим по­знакомить Америку с культурными достижениями своих стран. Рус­ско-сибирским отделом заведует известный русский писатель Г. Гребен­щиков. Интересно отметить, что Гребенщиков недалеко от Нью-Йорка основал также сельскохозяйственную и духовную общину-колонию «Чураевку», где построил каменную часовню в честь Сергия Радонежского; там же имеются им организованные типография и издательство «Алатас», выпустившие ряд замечательных произведений.

Далее, существуют секции, посвященные философам и подвижникам: Оригену, Св. Франциску и Спинозе. Кроме того, есть отделы и Общества с общекультурными идеалами, таковы Лига Нового Человечества, Клуб Юных Идеалистов, Ассоциация Ценителей Мысли, Академия Творчес­кого Искусства, Центр Юных Музыкантов, Центр Шекспира, Биософи-ческий Институт и т. д. При Обществе Рериха состоят и следующие весьма важные организации: Всемирная Лига Культуры, Единение жен­щин, Панамериканская Ассоциация женщин и, наконец, Комитет Пакта Мира. Во всех этих секциях и обществах происходит поистине весьма интенсивная одухотворенная и наиболее позитивно-культурная деятель­ность!

Великий культурный труд, осуществленный в нью-йоркском Музее, привлек много друзей также из других народностей и стран. Их вдохнов­ляло как искусство Рериха, так и его идеи и самоотдача культурному созиданию лучшего человеческого будущего. Таким образом основались отделы Общества имени Рериха во всех частях света, и в настоящее время их уже свыше восьмидесяти в тридцати странах. Всех их объединяет одна общая цель и общее устремление: способствовать взаимному сотруд­ничеству и содружеству народов и отдельных личностей во имя искусства и знания. Нужно отметить, что при некоторых Обществах (в Париже, Брюгге, Белграде, Загребе, Риге, Бенаресе, Буэнос-Айресе и т. д.) от­крыты также Музеи картин Рериха.

Многосторонняя деятельность Нью-Йоркского центра выражается прежде всего в устройстве лекций, концертов, драматических спектаклей, в способствовании и укреплении международных сношений в области искусства и знания и т. д. В одном только 1930–1931 году Общество устроило, в сотрудничестве с Музеем, около 100 вечеров, где выступали многие замечательные деятели культуры. Многие вечера посвящались также искусству отдельных наций, например, французской, финской, японской, латышской и др.

  

Далее, Общество поддерживает целый ряд важных культурных уч­реждений, находящихся в прямом ведении Музея. Таков, прежде всего, Институт Объединенных Искусств – синтетическая школа, поставившая своим девизом объединение искусств и объединение людей в искусстве. Рерих, который в всеобъемлющей деятельности своей жизни сам объеди­нял разные виды искусства, синтезировал живопись, декоративное, гра­фическое и прикладные искусства, этот существенный синтез творческого труда пытался воплотить и в своей школе. С другой стороны, укрепляя в воспитанниках теоретические и практические основы искусства, он учит их осознанию идеалов красоты, далеко превосходящих пределы обычной школы.

Институт разделяется на отделы по всем многообразным отраслям искусства. Некоторые отделы с течением времени еще более расширились и дифференцировались. Основывались, например, также и Общества, посвященные специальным отраслям музыки: камерной, церковной и т. д. В школе немалое внимание уделено и курсам прикладных ис­кусств, цель которых – дать просвещенных и творческих ремесленников. Каждая отрасль искусства, по убеждению Рериха, должна служить жиз­ни, и жизнь должна преобразиться образами прекрасного. Каждый прос­той предмет обихода должен служить не только практической полезнос­ти, но и украшению и гармонизации жизни.

Между прочим, интересны методы преподавания этой школы, еще более подчеркивающие односущность всех видов искусств: так, напри­мер, во время класса живописи иногда дается музыка, что, известным образом, влияет на художественное творчество.

Для того, чтобы согласно заветам Рериха развивать творческий инстинкт ребенка уже с малых лет, в институте имеется отдел детского эстетического воспитания. Николай Константинович утверждает чрезвы­чайную важность развития в ребенке влечения к творчеству и гармониза­ции, что преображало бы для него пошлость жизни в творческую радость о прекрасном. Далее следует упомянуть отделы для слепых (с обширной библиотекой) и для дефективных детей. При институте учреждены также 42 стипендии.

Наряду с глубоким уважением к творчеству и к самому творящему, Рерих желает – как в школе, так и в жизни – возвысить понятие учителя. Рерих знает, что не было расцвета в истории человечества, когда в народном сознании не выявилось бы почитание учителя, когда люди не чувствовали бы в своей жизни великое, возвышающее всю жизнь благо­словение духовной иерархии. Таким воспитателем жизни, по убеждению Рериха, должен явиться и каждый учитель в школе; он должен быть не только преподавателем, но и истинным водителем и вдохновителем, который опытом своего духа побуждает, ободряет, зажигает, призывает к подвигу блага и красоты.

Свои педагогические линии, кроме своих школ, Рерих хочет провести также в Институте продвижного воспитания, далее в Латиноамерикан­ском Институте, цель которого способствовать культурному взаимопо­ниманию между американскими нациями.

  

Другое обширное практическое начинание Музея – Corona Mundi: Международный художественный центр «Венец Мира». «Венцом Мира» Рерих называет всеобъединяющее искусство, как подвиг красоты. Цель этого центра – воплотить в жизнь формулу Рериха: Искусство для всех. Неотложное требование времени – распространить в наиболее широких массах новое, идеальное понимание прекрасного: красота не роскошь, но величайшая необходимость нашей практической жизни. Поэтому конеч­ной целью центра является способствовать сотрудничеству людей в об­ласти прекрасного в самом широком смысле этого слова; объединить отдельные личности и нации в созидании и обмене художественных ценностей и в радости о прекрасном; стремиться всеми силами, чтобы искусство стало поистине языком взаимопонимания и содружества наро­дов. В залах Музея центр устраивает многочисленные выставки, посвя­щенные искусству отдельных эпох, наций и личностей. Так, бывают выставки современных американских мастеров, французских, испанских, немецких, индийских, японских, бразильских, австралийских и других художников, показываются коллекции русских икон, тибетские священ­ные знамена, проекты домов и т. д. Передвижные выставки центра несут искусство в самые отдаленные углы Америки, в самое сердце народа. Эти выставки посещают бесчисленные американские школы, институты, уни­верситеты, музеи, библиотеки и различные общества, а также и такие учреждения, которых красота до сих пор миновала, но где благословение прекрасного наиболее нужно: детские приюты, больницы и тюрьмы! Нужно заметить, что всем этим широким циклом своих выставок Рерих выявил также свою веру в новую Америку, которая первая помогла ему столь величественно воплотить великую симфонию его помыслов.

  

Третье учреждение – Пресса Музея Рериха – своим девизом по­ставило его слова: «Основы Новой Эпохи зиждутся на Красоте и Зна­нии». В план прессы входит выявление героических творческих дости­жений человечества в печатном слове. В ведении этого учреждения, кроме периодических изданий, имеющих связь с Музеем, находится также издательство «Новая эпоха» (New Era Library), своими духов­но-возвышенными изданиями представляющее истинный образец прессы будущего.

Объединяя в себе все отрасли прекрасного, являясь истинным цент­ром культуры, Музей – «Дом Мастера», кроме вышеупомянутых учреж­дений, заключает в себе также небольшие, но гармонически устроенные квартиры, являющиеся превосходным общежитием как для учеников Института Объединенных Искусств, так и для членов Общества имени Рериха. Эти члены, среди которых много художников, писателей, учи­телей и которые связаны между собою общим культурно-художествен­ным вдохновением и стремлениями воплотить прекрасное в жизнь, жи­вут, таким образом, как в постоянном взаимном творческом вдохнове­нии, так и в воспитательном влиянии духовной атмосферы Музея.

Мы поймем, откуда явился этот громадный прогресс в двенадца­тилетней деятельности Музея Рериха, если помыслим, что в основу этого монументального строения Рерих положил весь опыт своей многотруд­ной жизни, всю пламенную творческую волю и неустанное горение своей жизни, всю свою жажду единения и истинной культуры. Также и Музей Рериха во всей своей деятельности, вдохновленный идеалами Мастера, устремлялся к осуществлению великого Единения – этого великого созидателя, возродителя и одухотворителя человечества. Единение в ис­кусстве выявляет Институт Объединенных Искусств. Единение в братстве мечты о прекрасном – Corona Mundi. Единение во всех общечеловечес­ких отношениях – Общество Рериха. И, наконец, единение в знании – Урусвати.

  

Научная организация «Урусвати» (Гималайский Институт исследо­ваний в Индии) занимает весьма важное место в жизни Музея. Этот Институт построен на высоте 6000 футов в долине реки Кулу, в чудесной местности, которая является как бы перекрестком древнеазиатских куль­тур. Сам гималайский воздух здесь как бы насыщен древней мудростью, здесь на каждом шагу встречаются знаки вековой истины в бесчисленных памятниках, священных местах и святилищах, в развалинах городов. Долина Кулу была также местожительством множества подвижников, святых, или Риши. С другой стороны, кроме религиозно-археологических ценностей эта долина открывает громадное поле деятельности для ис­следований в области естествоведения, физики и медицины. Уже сама растительность здесь, из-за вулканической почвы, изумительно богата, встречаются бесчисленные разнообразные породы и виды растений и де­ревьев, так, например, в одной только окрестности Урусвати насчитано около шестидесяти пород яблонь. Потому недаром народное сознание долину Кулу называет Серебряной Юдолью.

Урусвати – «Утренний луч» – означает зарю света науки. «Урус­вати» как всеобъемлющий научный институт, созданный для улучшения жизни всего человечества, стремится исследовать и синтезировать все многообразные факторы сущего, применяя новейшие научные методы и открытия. Институт создан с целью дать прочное основание науке будущего. Вот почему этот Институт имеет то же значение в области науки, как нью-йоркский Музей в области искусства.

Институт был основан после Среднеазиатской экспедиции Рериха, который осознал, насколько мало исследована Средняя Азия и Индия, и что для того, чтобы проводить исследовательскую работу в нужной мере, необходим систематический и продолжительный труд. «Урусвати» представляет собой как бы постоянную экспедицию, находящуюся в не­прерывном контакте с исследуемыми объектами и местностями. Науч­ный труд в Институте разделяется на несколько секций, и каждой отрас­лью заведуют опытные специалисты – ученые различных наций.

Ботаническо-биологическое отделение в течение первых четырех лет совершило уже целый ряд экспедиций в глубь страны, собрало многочис­ленные коллекции, часть которых послана многим заграничным универ­ситетам, музеям, ботаническим садам и т. п. учреждениям. Археологическо-этнографическое отделение под руководством сына Н.К. Рериха Юрия собрало много материала в своей отрасли. Ю. Рерих издал также свой капитальный, весьма ценный труд «Пути Азии», где собраны в стройную систему научные результаты вышеупомянутой экспедиции. Будучи превосходным знатоком восточных языков, Юрий Рерих со­ставил грамматику и словарь лахульского наречия, перевел некоторые тибетские медицинские книги и пр. «Урусвати» издает свой ежегодник, где сотрудничают многие известные ученые. Почетными членами или сотрудниками научного отдела Института значатся выдающиеся ученые самых различных стран. Многие университеты и культурно-просвети­тельные учреждения сотрудничают с Гималайским Институтом как лек­циями, так и печатными трудами. Члены-корреспонденты Института находятся во всех частях света.

В последнее время сильно развилось и медицинское отделение Ин­ститута, исследуются и разводятся местные целебные травы, собираются и анализируются достижения тибетской и древнекитайской медицины и фармакологии. Недавно открылась биохимическая лаборатория с отде­лом борьбы против рака. Известно, что тибетская медицина уже с давних пор удачно применяет средства против рака и туберкулеза: все подобные средства в Институте исследуются самым тщательным образом.

Далее следует упомянуть богатую библиотеку и музей Института; предстоит также работа по установке электрической станции. Средства на постройку зданий Института дал как сам Н.К., так и нью-йоркский Музей и прочие друзья этого благого начинания. Н.К. верит в Космичес­кую Справедливость и знает, что каждому благому делу, способству­ющему эволюции человечества, всегда вовремя является и сужденная помощь.

Урусвати является также духовным центром и местопребыванием Николая Константиновича и его супруги Елены Ивановны, откуда они руководят и вдохновляют все свои общества и учреждения, своей огнен­ной мыслью и одухотворенным словом созидая и укрепляя то величест­венное культурное строение, которое, с каждым годом все более рас­ширяясь, всеми своими основаниями и сводами врастает в будущую гармонию человечества.

 

1935

 

Начало страницы