Смекалистость

Н.К. Рерих. Жемчуг исканий. 1924 г.Смекалистость. Сметливость.

 

Близкие понятия: сообразительность, находчивость, чувствознание, сознательность, распознавание, стремление к совершенствованию, подвижность, самодеятельность, инициативность, самостоятельность, активность, бодрость духа, действенность, смелость, отвага, свобода духа, дерзание, устремление к высшему качеству, бережность, зоркость, проницательность, добросовестность, сосредоточенность.

 

Антонимичные понятия: хитрость, лукавство, ограниченность и неподвижность мышления, шаблонность, догматичность, грубость, тупость, нетерпимость, равнодушие, пассивность.

 

 

Взаимодополняющие качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не перейти в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:

                                   - Служение Общему Благу

                                   - Соизмеримость с Высшим

Смекалистость  и   - Бескорыстие

                                   - Честность

                                   - Чувство Прекрасного

 

 

Н.К. Рерих. Сергий строитель. 1925 г.Гр.А.Й. 1969 г. 476. Много крайностей сейчас в психике человека – и в сторону Света и в сторону тьмы. Нарушено равновесие, и забыта согласованность. Очень трудно, яро устремляясь в Высшие Сферы, продолжать крепко ступать по Земле. Беспочвенные мечтатели, оторванные от жизни психисты, рассеянные философы, не могущие позаботиться о самых обычных вещах, – все это люди, которые не могут твердо ходить по Земле. Наш ученик должен являть прочную практическую смекалку в делах обыденных и ясную, четкую мысль в области явлений духовных. И, если он не захочет, никто из посторонних не должен заметить в нем признаков необычности. Христос был плотник, Сергий – строитель. Все Они прочно Ступали по Земле, хотя Их Мир был не от мира сего.

 

Надземное. 699. Урусвати знает, как необходимо давать народу оповещение о достижениях науки, искусства и всей культуры. Правительства должны рассылать по всем селениям небольшое издание, в котором также будут отмечены народные герои и вожди, народное врачевание, народные наблюдения и сказания. Такой "Друг народа" прилетит каждый месяц и принесет радость всем поколениям.

Радость труда Нами много раз указана, но она должна быть укреплена здоровым соревнованием. Именно "Друг народа" повестит, где и как работает народная смекалка. Самоучки, заброшенные в далеких окраинах, найдут живую связь с товарищами по ремеслу. Каждый ремесленник поймет, что он может стать мастером и бесконечно совершенствоваться. Знаете, как часто самоучки вносили полезные усовершенствования.

Стойко и радостно могут образовываться бесчисленные сотрудничества. Но стойкость должна основываться на мудром равновесии. Оно проявится, когда земной труд воспарит осознанием Надземного. Так Мы предлагаем, чтобы исследования земные сочетались с познаванием Надземного. Теперь эти области противополагаются, но они должны сочетаться в дружном сотрудничестве.

 

ПЕИР Февраль 1945. Вы совершенно правы, что возможно верное знание прошлого совершенно необходимо для правильной оценки настоящего и понимания путей будущего. Знание прошлого облегчает и все нахождения будущего. Только грубое невежество будет отрицать ценность прошлых накоплений. Кажется, наука достаточно подтверждает необходимость накоплений. …

Я верю в русский народ, в его даровитость и его устремление к истинному знанию. Русская смекалка живет в народе и является основою здравого смысла и равновесия. Подымется сила великая и уявится на благом строительстве. Силы Света на тончайших Космических Весах взвешивают характер (сердце) народов и отдают предпочтение там, где алмаз истинного дружелюбия сверкает ярко. Никакое лицемерие невозможно, где оявлены Космические Весы. Потому я верю в Космическую Справедливость совершаемой сейчас Великой Драмы.

 

Н.К. Рерих. Жар-Цвет. 1924 г.Гр.А.Й. 1953 г. 627. Высшей формой деятельности есть самодеятельность, то есть действия, из сущности данного сознания самоисходящие. Это указывает на зрелость духа и на то, что готов он к выполнению Поручения. Поручение дается, но методы и способы выполнения дух избирает сам, предоставленный собственному опыту, находчивости и смекалке. Указания и предупреждения даются, руководство остается непрерываемым, но предоставляется полная свобода выявить энергии свои, чувствознание своё и качества свои, накопленные в жизни. Действие, совершенное под влиянием извне, ценности не имеет, ибо источник энергии имеет вовне. Но действие самоисходящее, утвержденное свободной волей духа, является уже творческим актом, порождающим следствия.

Люди обычно бессильны в своих действиях, ибо идут на поводу у других, руководствуемые общепринятыми и часто веками утвердившимися идеями, мнениями, привычками, предрассудками и заблуждениями. Рабы всего и всех рабство своё в действиях неосмысленных уявляют. Кто-то где-то когда-то решил, что надо поступать именно так, и миллионы людей слепо, не рассуждая, «рефлекторно» и «лунно», как рабы добровольные, подчиняются этим застывшим, неписанным, тупым узаконениям. Уродование женских ног ещё недавнего Китая пусть послужит суровым предупреждением для миллионов двуногих, и поныне уродующих уже не миллионы несчастных девочек, но сознание своё в колодках людского общепринятого и утвержденного невежества. Многое следует пересмотреть и многое отбросить. Много видов различного рабства лежит на пути человеческом. И ужас в том, что несвободнорожденные даже рабства своего не замечают. Учение Жизни стремится освободить дух человеческий от всех видов рабства. И карму свою взять в свои руки. Оно учит человека руководить самим собой, но не идти слепо на поводу чужих заблуждений и недомыслия. Может быть, что-то когда-то и было нужно, но ныне следует пересмотреть все, от верха до низа, весь багаж человеческий, который тащит оно за собой из прошлого в будущее. Надо пересмотреть все, и все изжитое, бесполезное, лишнее, и ненужное, и невежественное отбросить решительной рукой. И если человек уявит самодеятельность и инициативу в этом направлении, велика будет заслуга его перед обществом. Много ненужных нагромождений разрушила и пустила по ветру революция. От многого освободила людей. Но многое ещё осталось в сознании. Новое время требует полного очищения сознания и освобождения его от застывших кристаллизованных образований, созданных мыслью прошлых веков. Их надо усмотреть, понять и разрушить, освободив от них сознание. Кто научил людей носить черные одежды – цвет смерти? Кто научил объедению и тысячам болезней, как прямому следствию обжорства? Кто, кто, кто создал тысячи нелепейших и вреднейших условий, в которых живут люди? Знаком грядущей эпохи является Свобода, Свобода духа от всех нагромождений прошлого.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 298. (М.А.Й.). Трудно жить в мире сем, будучи не от мира сего. Но мы и наши в этом мире должны стоять тверже и ориентироваться лучше, чем обычные люди. Это нужное свойство приспособляемости к вещам и условиям следует развивать в себе постоянно. Оторванная от жизни мечтательность не свойственна нам. Наши мечты практически творческие, долженствующие воплотиться в жизнь. И говорят, и мыслят, и действуют четко и определенно люди, близкие нам. Практическая смётка, быстрая смекалка – любимые нами черты в характере человека. Их можно упражнять и развивать и чувствовать радость и удовлетворение, когда они успешно проявляются в жизни. Чтобы удивить народ смекалкой, немало ее надо иметь самому. Решение в том, что при сосредоточении мысли на любом явлении, предмете или вопросе они расширяются, как бы раскрывая свои дальнейшие возможности и новые сочетания своих элементов и освещая лучшие их комбинации. Смекалка приходит именно этим путем, причем долгая практика и опыт делают процесс быстрым и почти молниеносным. Но глубокое сосредоточение, хотя бы и краткое, нужно. Хочу, чтобы и вы, ввысь устремлялись, крепко ступая шли по Земле.

 

С.Н. Рерих. Эти краски никогда не должны поблекнуть. 1964 г.Гр.А.Й. 1956 г. 540. Пространственная жизнь выше событий земных. Правда Космической жизни течет высоко над Землею. Родина духа не здесь, но выше, в Мире Надземном. Не ограничивайте своего кругозора и своего понимания яростью плотных явлений, ибо Мир Мой [Высший] не от мира сего. И как Я Был на Земле, в Мире Моем пребывая, так и вас Хочу научить, будучи в мире, быть не от мира сего. Это особенно трудно, ибо надо вместить противоположности: надо стать не от мира сего, и надо, в то же время, крепко стоять на земле, крепко ногами и руками человеческими совершать дела. Надо смекалку явить, простую, житейскую, земную, надо практичнее быть людей самых практичных, и в то же время быть не от мира сего, быть лишь гостем этого мира преходящих и временных условий, быть лишь путником пути беспредельного, быть лишь гостем временным Земли. Надо уравновесить Беспредельность и Землю в сознании, в центре этого равновесия, внутри себя, утвердить незыблемую скалу духа, высящуюся среди трех и над тремя: плотным, астральным и тонким.

 

Гр.А.Й. 1957 г. 178.Нельзя заставить себя не жить на Земле, если в теле, но жить в теле, осознавая себя духом, можно. Как бы беспредельность Огненного Мира нисходит в пределы земные, озаряя все своим Светом, все насыщая огнем и придавая земному существованию иное, углубленное и сверхземное значение. Платон, говоря о пещере и приводя пример с двигающимися тенями, был близок к пониманию огненному, ибо чуял эту разницу между плотным и Огненным Миром. В плотные условия надо внести Надземное понимание и тем одухотворить жизнь. И делая то, что делают другие, и живя, выполняя долг свой земной, можно, поистине, быть не от мира сего. Мы против беспочвенных мечтаний и слюнявого или слезливого идеализма. Мы – реалисты-действительники, и Высшее в Нас, и земное сочетаем в гармонии установленной. Мы много более практичны, чем обыватели, но идеалистичнее любого идеалиста. Рассеянность, свойственная этим последним, непрактичность, отсутствие приспособляемости, беспомощность и прочие свойства людей, кто к жизни обычной не годен, Нам совершенно не свойственны. Понимаете ли, надо уметь хорошо тачать сапоги, и добрую кожу и нитки выбрать суметь, и каждый гвоздь забить точным, метким и скупым ударом молотка, и в то же время быть в состоянии написать философский трактат, по глубине содержания далеко не всякому доступный. Смекалистость и практичность особенно отличает наших людей. По Земле надо ходить прочно, только тогда прочен и тверд будет шаг в Мирах Высших. Обычно три области практического знания и достижений имеет Учитель, можно и больше – области земных, на Земле примененных и людям полезных. Имею в виду не сапожное дело, а, скажем, живопись, математику, архитектуру, медицину и так далее. Этими областями знания, в том или ином сочетании, Учитель Света владеет в совершенстве, доступном на вашей планете, а быть может, и выше. Задачей ученика является сознательное подражание Учителю. Часто ставим нарочно в такие земные условия, чтобы практичность могла развиваться и чтобы не было отрыва от Земли. Даже витавшие в облаках должны быть практичными, то есть приносить какие-то полезные следствия для плотного окружения. Не забывайте: Мы реалисты-действительники и Хотим научить вас прочно стоять на Земле, прочнее, чем обычные люди, сочетая эти свойства с Высшим, Надземным пониманием жизни.

 

Гр.А.Й. 1958 г. 227. (159). (М.А.Й.). Подчинение руководству надо уметь мудро сочетать с самодеятельностью. Не заводные фигуры, но сотрудники. Правда, на переломах и в особых случаях Указания льются обильно, но в обычных условиях постоянной работы многое зависит от собственной смекалки. Слишком опираться нельзя: ноги ослабнут, и воля не выработается. Нехорошая привычка во всем идти на поводу. Это лишит инициативы, предприимчивости и свободы воли. Надо стоять на собственных ногах, крепко стоять. Но созвучие с Ведущим выразится в правильных действиях. Потому, прежде всего созвучие. Без него нет сотрудничества. Цените сотрудников с инициативой.

 

Гр.А.Й. 1958 г. 834. (677). С одной стороны, нельзя оторваться от Земли, с другой, Мир Мой [Высший] в сознание должен быть принят, следовательно, кесарево – кесарю, земное – земному, а Мое – Мне, то есть равновесие и соизмеримость. Если забыть о Владыке, жизнь станет обычной, если витать в облаках, под ногами не будет опоры. Наш должен быть практичным и смекалистым на Земле, и в то же время знать действительность незримую, огненную, сущую за пределами преходящих меняющихся форм. Так два мира: Мир истинно сущего и мир внешних форм, сочетаются в сознании гармонично. Это и будет слиянием миров в сознании человека.

 

Н.К. Рерих. И мы трудимся. 1922 г.Гр.А.Й. 1966 г. 518. (Гуру). Многие чуткие организмы не выдерживают условий земных. Для того, чтобы выдержать, необходимо быть не только чутким, но и сильным. Чуткость – качество весьма ценное и хорошее, когда поддержано силой. В близких нам мы хотим видеть силу, вооруженную всеми качествами духа. Слабость, в какой бы то ни было форме, отодвигает и замедляет восхождение духа. Йог должен крепко стоять на ногах в плотном мире и быть не менее практичным и смекалистым, и даже много более, чем обычные люди, но в то же самое время открыты ему и возможности высоких полетов. Земное и Надземное уравновешиваются в гармоническом сочетании. Оторванность от Земли и беспочвенные мечтания считаем недостатками, мешающими прочно стоять на ногах, как на Земле, так и в Мирах.

 

Гр.А.Й. 1968 г. 555. (Гуру). А идти-то все-таки приходится по Земле и ногами человеческими, и притом своими собственными. Поэтому всякие заоблачные и беспочвенные мечтания, не утвержденные применением в жизни, в сущности говоря, ни к чему. Ученик и в жизни должен быть и практичен, и смекалист. Неприспособленность к жизни и неумение жить указывают на неприспособляемость сознания. Но качество приспособляемости очень ценно и очень нужно не только на Земле, но еще больше в мирах. Мы очень ценим в ученике практическую смекалку. Ведь и ученику может представиться возможность иметь своих подопечных, куда же будет годиться он, если и сам не может разобраться в сложных условиях жизни.

 

Гр.А.Й. 1968 г. 618. (Гуру). Ученики Владыки отличаются тем, что твердо ступают по Земле; несмотря на то, что головы их находятся высоко в небе, нет беспочвенных мечтаний, нет заоблачной эйфории, нет непрактичности и рассеянности. Не фантазеры, но практики жизни, отличающиеся смекалкой и трезвым умом.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 5. (Гуру). Ум трезвый, смекалистый, практичный, способный быстро ориентироваться в самых необычных условиях, – таким должен быть ум ученика, и тогда сознание его сохранит нужную степень спокойствия. Многие теряются, очутившись в необычных условиях. Растерянность эта очень разрушительна и совершенно бесполезна. Именно надо закалить сознание против всяких неожиданностей и шока, который они могут вызвать. От неожиданностей нельзя оградиться, но вооружить сознание против шока можно, и можно крепко ему приказать реагировать на все, даже самое неожиданное и потрясающее, совершенно спокойно. Это легко сказать, но так трудно сковать именно такую броню духа против всех неожиданностей во всех мирах.

 

Гр.А.Й. 1971 г. 105. (М.А.Й.). Разорвать цепи очевидности плотной нелегко и непросто. Ведь при этом надо сохранить всю зоркость, всю смекалку, всю твердость и умение крепко стоять на ногах на Земле. Уравновешивание этих противоположностей в сознании особенно сложно и не под силу обычному мышлению. Но тот, кто Основы Учения Света сделал жизнью своею и прочно на них утвердился, тот может правильно разрешить и труднейшую эту дилемму.

 

Н.К. Рерих. Иенно-Гуйо-Дья - друг путников. 1924 г.Гр.А.Й. 1952 г. 128. Не в словах действие, но в огненной мысли – сильнее всех слов. Слушай, что говорят супротивники твои, и тут же огнем мысли превращай в прах их построение. Разрушай и строй свое, тобою почитаемое нужным и целесообразным. Но высказаться дай, чтобы растратили силу на создание формы, которую уничтожаешь. Никогда не возражай, а лишь утверждай свое построение. Даю силу, Даю власть, Даю мощь действия и в силе твоей Утверждаю тебя. Наноси удар верной рукой, не колеблясь, не являя сомнения и страха, но зная непреложность закона. И так поступай во всем, ибо Мною силен. Пойми, как полезны темные нападения. Они наши лучшие учителя. Можно даже поблагодарить за выученный урок. Лишь враг изощрит и зоркость, и находчивость, и умение, и смекалку. Враги и нападения, трудности и препятствия – оселок для духа. Так все служит для восхождения тому, кто идет, решившись бесповоротно, и кому нет возврата назад.

 

Гр.А.Й. 1972 г. 308. Враги более полезны для восхождения духа, нежели гнилые друзья, ибо учат настороженности, зоркости, смекалке и умению противостоять всевозможным противодействиям. Враги научают бороться. Враги, нанося удары, укрепляют и закаляют броню духа. Они изощряют находчивость. Воины Света силу свою утверждают в непрестанном борении с тьмою и темными злоделателями. Мне воины нужны сильные, смелые, закаленные в суровой борьбе. Закончим признательностью врагам.

 

 

Начало страницы