Смекалистость. Сметливость.
Близкие понятия: сообразительность, находчивость, чувствознание, сознательность, распознавание, стремление к совершенствованию, подвижность, самодеятельность, инициативность, самостоятельность, активность, бодрость духа, действенность, смелость, отвага, свобода духа, дерзание, устремление к высшему качеству, бережность, зоркость, проницательность, добросовестность, сосредоточенность.
Антонимичные понятия: хитрость, лукавство, ограниченность и неподвижность мышления, шаблонность, догматичность, грубость, тупость, нетерпимость, равнодушие, пассивность.
Взаимодополняющие качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не перейти в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:
- Служение Общему Благу
- Соизмеримость с Высшим
Смекалистость и - Бескорыстие
- Честность
- Чувство Прекрасного
Гр.А.Й. 1969 г. 476. Много крайностей сейчас в психике человека – и в сторону Света и в сторону тьмы. Нарушено равновесие, и забыта согласованность. Очень трудно, яро устремляясь в Высшие Сферы, продолжать крепко ступать по Земле. Беспочвенные мечтатели, оторванные от жизни психисты, рассеянные философы, не могущие позаботиться о самых обычных вещах, – все это люди, которые не могут твердо ходить по Земле. Наш ученик должен являть прочную практическую смекалку в делах обыденных и ясную, четкую мысль в области явлений духовных. И, если он не захочет, никто из посторонних не должен заметить в нем признаков необычности. Христос был плотник, Сергий – строитель. Все Они прочно Ступали по Земле, хотя Их Мир был не от мира сего.
Надземное. 699. Урусвати знает, как необходимо давать народу оповещение о достижениях науки, искусства и всей культуры. Правительства должны рассылать по всем селениям небольшое издание, в котором также будут отмечены народные герои и вожди, народное врачевание, народные наблюдения и сказания. Такой "Друг народа" прилетит каждый месяц и принесет радость всем поколениям.
Радость труда Нами много раз указана, но она должна быть укреплена здоровым соревнованием. Именно "Друг народа" повестит, где и как работает народная смекалка. Самоучки, заброшенные в далеких окраинах, найдут живую связь с товарищами по ремеслу. Каждый ремесленник поймет, что он может стать мастером и бесконечно совершенствоваться. Знаете, как часто самоучки вносили полезные усовершенствования.
Стойко и радостно могут образовываться бесчисленные сотрудничества. Но стойкость должна основываться на мудром равновесии. Оно проявится, когда земной труд воспарит осознанием Надземного. Так Мы предлагаем, чтобы исследования земные сочетались с познаванием Надземного. Теперь эти области противополагаются, но они должны сочетаться в дружном сотрудничестве.
Письмо Е.И. Рерих. Февраль 1945. Вы совершенно правы, что возможно верное знание прошлого совершенно необходимо для правильной оценки настоящего и понимания путей будущего. Знание прошлого облегчает и все нахождения будущего. Только грубое невежество будет отрицать ценность прошлых накоплений. Кажется, наука достаточно подтверждает необходимость накоплений. …
Я верю в русский народ, в его даровитость и его устремление к истинному знанию. Русская смекалка живет в народе и является основою здравого смысла и равновесия. Подымется сила великая и уявится на благом строительстве. Силы Света на тончайших Космических Весах взвешивают характер (сердце) народов и отдают предпочтение там, где алмаз истинного дружелюбия сверкает ярко. Никакое лицемерие невозможно, где оявлены Космические Весы. Потому я верю в Космическую Справедливость совершаемой сейчас Великой Драмы.
Гр.А.Й. 1953 г. 627. Высшей формой деятельности есть самодеятельность, то есть действия, из сущности данного сознания самоисходящие. Это указывает на зрелость духа и на то, что готов он к выполнению Поручения. Поручение дается, но методы и способы выполнения дух избирает сам, предоставленный собственному опыту, находчивости и смекалке. Указания и предупреждения даются, руководство остается непрерываемым, но предоставляется полная свобода выявить энергии свои, чувствознание своё и качества свои, накопленные в жизни. Действие, совершенное под влиянием извне, ценности не имеет, ибо источник энергии имеет вовне. Но действие самоисходящее, утвержденное свободной волей духа, является уже творческим актом, порождающим следствия.
Люди обычно бессильны в своих действиях, ибо идут на поводу у других, руководствуемые общепринятыми и часто веками утвердившимися идеями, мнениями, привычками, предрассудками и заблуждениями. Рабы всего и всех рабство своё в действиях неосмысленных уявляют. Кто-то где-то когда-то решил, что надо поступать именно так, и миллионы людей слепо, не рассуждая, «рефлекторно» и «лунно», как рабы добровольные, подчиняются этим застывшим, неписанным, тупым узаконениям. Уродование женских ног ещё недавнего Китая пусть послужит суровым предупреждением для миллионов двуногих, и поныне уродующих уже не миллионы несчастных девочек, но сознание своё в колодках людского общепринятого и утвержденного невежества. Многое следует пересмотреть и многое отбросить. Много видов различного рабства лежит на пути человеческом. И ужас в том, что несвободнорожденные даже рабства своего не замечают. Учение Жизни стремится освободить дух человеческий от всех видов рабства. И карму свою взять в свои руки. Оно учит человека руководить самим собой, но не идти слепо на поводу чужих заблуждений и недомыслия. Может быть, что-то когда-то и было нужно, но ныне следует пересмотреть все, от верха до низа, весь багаж человеческий, который тащит оно за собой из прошлого в будущее. Надо пересмотреть все, и все изжитое, бесполезное, лишнее, и ненужное, и невежественное отбросить решительной рукой. И если человек уявит самодеятельность и инициативу в этом направлении, велика будет заслуга его перед обществом. Много ненужных нагромождений разрушила и пустила по ветру революция. От многого освободила людей. Но многое ещё осталось в сознании. Новое время требует полного очищения сознания и освобождения его от застывших кристаллизованных образований, созданных мыслью прошлых веков. Их надо усмотреть, понять и разрушить, освободив от них сознание. Кто научил людей носить черные одежды – цвет смерти? Кто научил объедению и тысячам болезней, как прямому следствию обжорства? Кто, кто, кто создал тысячи нелепейших и вреднейших условий, в которых живут люди? Знаком грядущей эпохи является Свобода, Свобода духа от всех нагромождений прошлого.
Гр.А.Й. 1956 г. 298. (М.А.Й.). Трудно жить в мире сем, будучи не от мира сего. Но мы и наши в этом мире должны стоять тверже и ориентироваться лучше, чем обычные люди. Это нужное свойство приспособляемости к вещам и условиям следует развивать в себе постоянно. Оторванная от жизни мечтательность не свойственна нам. Наши мечты практически творческие, долженствующие воплотиться в жизнь. И говорят, и мыслят, и действуют четко и определенно люди, близкие нам. Практическая смётка, быстрая смекалка – любимые нами черты в характере человека. Их можно упражнять и развивать и чувствовать радость и удовлетворение, когда они успешно проявляются в жизни. Чтобы удивить народ смекалкой, немало ее надо иметь самому. Решение в том, что при сосредоточении мысли на любом явлении, предмете или вопросе они расширяются, как бы раскрывая свои дальнейшие возможности и новые сочетания своих элементов и освещая лучшие их комбинации. Смекалка приходит именно этим путем, причем долгая практика и опыт делают процесс быстрым и почти молниеносным. Но глубокое сосредоточение, хотя бы и краткое, нужно. Хочу, чтобы и вы, ввысь устремлялись, крепко ступая шли по Земле.
Гр.А.Й. 1956 г. 540. Пространственная жизнь выше событий земных. Правда Космической жизни течет высоко над Землею. Родина духа не здесь, но выше, в Мире Надземном. Не ограничивайте своего кругозора и своего понимания яростью плотных явлений, ибо Мир Мой [Высший] не от мира сего. И как Я Был на Земле, в Мире Моем пребывая, так и вас Хочу научить, будучи в мире, быть не от мира сего. Это особенно трудно, ибо надо вместить противоположности: надо стать не от мира сего, и надо, в то же время, крепко стоять на земле, крепко ногами и руками человеческими совершать дела. Надо смекалку явить, простую, житейскую, земную, надо практичнее быть людей самых практичных, и в то же время быть не от мира сего, быть лишь гостем этого мира преходящих и временных условий, быть лишь путником пути беспредельного, быть лишь гостем временным Земли. Надо уравновесить Беспредельность и Землю в сознании, в центре этого равновесия, внутри себя, утвердить незыблемую скалу духа, высящуюся среди трех и над тремя: плотным, астральным и тонким.
Гр.А.Й. 1957 г. 178.Нельзя заставить себя не жить на Земле, если в теле, но жить в теле, осознавая себя духом, можно. Как бы беспредельность Огненного Мира нисходит в пределы земные, озаряя все своим Светом, все насыщая огнем и придавая земному существованию иное, углубленное и сверхземное значение. Платон, говоря о пещере и приводя пример с двигающимися тенями, был близок к пониманию огненному, ибо чуял эту разницу между плотным и Огненным Миром. В плотные условия надо внести Надземное понимание и тем одухотворить жизнь. И делая то, что делают другие, и живя, выполняя долг свой земной, можно, поистине, быть не от мира сего. Мы против беспочвенных мечтаний и слюнявого или слезливого идеализма. Мы – реалисты-действительники, и Высшее в Нас, и земное сочетаем в гармонии установленной. Мы много более практичны, чем обыватели, но идеалистичнее любого идеалиста. Рассеянность, свойственная этим последним, непрактичность, отсутствие приспособляемости, беспомощность и прочие свойства людей, кто к жизни обычной не годен, Нам совершенно не свойственны. Понимаете ли, надо уметь хорошо тачать сапоги, и добрую кожу и нитки выбрать суметь, и каждый гвоздь забить точным, метким и скупым ударом молотка, и в то же время быть в состоянии написать философский трактат, по глубине содержания далеко не всякому доступный. Смекалистость и практичность особенно отличает наших людей. По Земле надо ходить прочно, только тогда прочен и тверд будет шаг в Мирах Высших. Обычно три области практического знания и достижений имеет Учитель, можно и больше – области земных, на Земле примененных и людям полезных. Имею в виду не сапожное дело, а, скажем, живопись, математику, архитектуру, медицину и так далее. Этими областями знания, в том или ином сочетании, Учитель Света владеет в совершенстве, доступном на вашей планете, а быть может, и выше. Задачей ученика является сознательное подражание Учителю. Часто ставим нарочно в такие земные условия, чтобы практичность могла развиваться и чтобы не было отрыва от Земли. Даже витавшие в облаках должны быть практичными, то есть приносить какие-то полезные следствия для плотного окружения. Не забывайте: Мы реалисты-действительники и Хотим научить вас прочно стоять на Земле, прочнее, чем обычные люди, сочетая эти свойства с Высшим, Надземным пониманием жизни.
Гр.А.Й. 1958 г. 227. (159). (М.А.Й.). Подчинение руководству надо уметь мудро сочетать с самодеятельностью. Не заводные фигуры, но сотрудники. Правда, на переломах и в особых случаях Указания льются обильно, но в обычных условиях постоянной работы многое зависит от собственной смекалки. Слишком опираться нельзя: ноги ослабнут, и воля не выработается. Нехорошая привычка во всем идти на поводу. Это лишит инициативы, предприимчивости и свободы воли. Надо стоять на собственных ногах, крепко стоять. Но созвучие с Ведущим выразится в правильных действиях. Потому, прежде всего созвучие. Без него нет сотрудничества. Цените сотрудников с инициативой.
Гр.А.Й. 1958 г. 834. (677). С одной стороны, нельзя оторваться от Земли, с другой, Мир Мой [Высший] в сознание должен быть принят, следовательно, кесарево – кесарю, земное – земному, а Мое – Мне, то есть равновесие и соизмеримость. Если забыть о Владыке, жизнь станет обычной, если витать в облаках, под ногами не будет опоры. Наш должен быть практичным и смекалистым на Земле, и в то же время знать действительность незримую, огненную, сущую за пределами преходящих меняющихся форм. Так два мира: Мир истинно сущего и мир внешних форм, сочетаются в сознании гармонично. Это и будет слиянием миров в сознании человека.
Гр.А.Й. 1966 г. 518. (Гуру). Многие чуткие организмы не выдерживают условий земных. Для того, чтобы выдержать, необходимо быть не только чутким, но и сильным. Чуткость – качество весьма ценное и хорошее, когда поддержано силой. В близких нам мы хотим видеть силу, вооруженную всеми качествами духа. Слабость, в какой бы то ни было форме, отодвигает и замедляет восхождение духа. Йог должен крепко стоять на ногах в плотном мире и быть не менее практичным и смекалистым, и даже много более, чем обычные люди, но в то же самое время открыты ему и возможности высоких полетов. Земное и Надземное уравновешиваются в гармоническом сочетании. Оторванность от Земли и беспочвенные мечтания считаем недостатками, мешающими прочно стоять на ногах, как на Земле, так и в Мирах.
Гр.А.Й. 1968 г. 555. (Гуру). А идти-то все-таки приходится по Земле и ногами человеческими, и притом своими собственными. Поэтому всякие заоблачные и беспочвенные мечтания, не утвержденные применением в жизни, в сущности говоря, ни к чему. Ученик и в жизни должен быть и практичен, и смекалист. Неприспособленность к жизни и неумение жить указывают на неприспособляемость сознания. Но качество приспособляемости очень ценно и очень нужно не только на Земле, но еще больше в мирах. Мы очень ценим в ученике практическую смекалку. Ведь и ученику может представиться возможность иметь своих подопечных, куда же будет годиться он, если и сам не может разобраться в сложных условиях жизни.
Гр.А.Й. 1968 г. 618. (Гуру). Ученики Владыки отличаются тем, что твердо ступают по Земле; несмотря на то, что головы их находятся высоко в небе, нет беспочвенных мечтаний, нет заоблачной эйфории, нет непрактичности и рассеянности. Не фантазеры, но практики жизни, отличающиеся смекалкой и трезвым умом.
Гр.А.Й. 1969 г. 5. (Гуру). Ум трезвый, смекалистый, практичный, способный быстро ориентироваться в самых необычных условиях, – таким должен быть ум ученика, и тогда сознание его сохранит нужную степень спокойствия. Многие теряются, очутившись в необычных условиях. Растерянность эта очень разрушительна и совершенно бесполезна. Именно надо закалить сознание против всяких неожиданностей и шока, который они могут вызвать. От неожиданностей нельзя оградиться, но вооружить сознание против шока можно, и можно крепко ему приказать реагировать на все, даже самое неожиданное и потрясающее, совершенно спокойно. Это легко сказать, но так трудно сковать именно такую броню духа против всех неожиданностей во всех мирах.
Гр.А.Й. 1971 г. 105. (М.А.Й.). Разорвать цепи очевидности плотной нелегко и непросто. Ведь при этом надо сохранить всю зоркость, всю смекалку, всю твердость и умение крепко стоять на ногах на Земле. Уравновешивание этих противоположностей в сознании особенно сложно и не под силу обычному мышлению. Но тот, кто Основы Учения Света сделал жизнью своею и прочно на них утвердился, тот может правильно разрешить и труднейшую эту дилемму.
Гр.А.Й. 1952 г. 128. Не в словах действие, но в огненной мысли – сильнее всех слов. Слушай, что говорят супротивники твои, и тут же огнем мысли превращай в прах их построение. Разрушай и строй свое, тобою почитаемое нужным и целесообразным. Но высказаться дай, чтобы растратили силу на создание формы, которую уничтожаешь. Никогда не возражай, а лишь утверждай свое построение. Даю силу, Даю власть, Даю мощь действия и в силе твоей Утверждаю тебя. Наноси удар верной рукой, не колеблясь, не являя сомнения и страха, но зная непреложность закона. И так поступай во всем, ибо Мною силен. Пойми, как полезны темные нападения. Они наши лучшие учителя. Можно даже поблагодарить за выученный урок. Лишь враг изощрит и зоркость, и находчивость, и умение, и смекалку. Враги и нападения, трудности и препятствия – оселок для духа. Так все служит для восхождения тому, кто идет, решившись бесповоротно, и кому нет возврата назад.
Гр.А.Й. 1972 г. 308. Враги более полезны для восхождения духа, нежели гнилые друзья, ибо учат настороженности, зоркости, смекалке и умению противостоять всевозможным противодействиям. Враги научают бороться. Враги, нанося удары, укрепляют и закаляют броню духа. Они изощряют находчивость. Воины Света силу свою утверждают в непрестанном борении с тьмою и темными злоделателями. Мне воины нужны сильные, смелые, закаленные в суровой борьбе. Закончим признательностью врагам.