Публикуется по изданию:
Рерих С.Н. Дух Гималаев. Пер. с англ. Т.О. Книжник / К беседе с художниками: сб. ст. 2-е изд., испр. М.: МЦР, 2006. С. 32–36. – Серия: «Малая рериховская библиотека». (Первое издание сборника имело название «Свет искусства».)
История публикации:
The Spirit of the Himalayas / S. Roerich // Mysindia. Bangalore, 1941. March 29. P. 4.
То же: // Mysindia. Bangalore, 1941. March 29. P. 4.
То же: // The Cochin Argus. 1941. March 29, Saturday. P. 9.
То же: // The Scholar. 1941. Vol. XVI, March, № 6. P. 265–268.
То же с др. назв.: The Himalayas – the Great Temple of Nature // Indian States Zamindaries. 1942. Vol. 16, March 22, № 11. P. 4–5.
То же с др. назв.: The Himalayas – the Great Temple of Nature // The Malabar Herald. 1942. May 2, Saturday. P. 7; May 9, Saturday. P. 7; May 16, Saturday. P. 2.
То же с др. назв.: The Himalayas – the Great Temple of Nature // The Panchajangam: An Anglo-Malaylam Weekly. 1942. Vol. 2, May 25, № 1, Monday. P. 1, 5.
То же с др. назв.: The Himalayas – the Great Temple of Nature // The Hindustan Review. Patna, 1943. Vol. 76, Oct.–Nov. P. 198–201.
То же с др. назв.: The Himalayas – the Great Temple of Nature // Free India. 1945. Oct. 14. P. 24–25.
То же: // Rhythm. Calcutta, 1957. Vol. 5, № 1. P. 17–21.
То же: // Kangra Annual. New Delhi, 1961. P. 25–27, 43–44.
То же с др. назв.: The Lure of the Himalayas // India Calling. 1984. April. P. 2–3.
То же: // Roerich S. Reflections. Bangalore, 1992. P. 21–27.
То же: // Roerich S. Creative Thought: Articles. Moscow, 2004. P. 22–27.
Свет искусства / пер. с англ. Т.О. Книжник, Т.Г. Егорова; сост. С.А. Пономаренко, И.В. Орловская; предисл. П.Ф. Беликов. М.: МЦР, 1994. 91 с. – Серия: «Малая рериховская библиотека».
То же с др. назв.: К беседе с художниками: сб. ст. 2-е изд., испр. М.: МЦР, 2006. 112 с.
Дух Гималаев
Перевод с англ. Т.О. Книжник
Уже многие годы я близко знаю Гималаи – и мощные горные цепи на западе, и взмывающие ввысь пики на востоке. Мои первые впечатления и образы, навеянные их несравненной красотой и величием, с годами становились ещё более живыми и яркими. Постепенно их внешний облик и сокровенная суть обретали новый смысл, сливались воедино и преображались той силой, которая заключена в необыкновенной многозначности Гималаев, этого Великого Храма Природы, предназначенного для подлинных искателей Истины во всех её проявлениях.
С незапамятных времен самые лучшие устремления человечества, самые возвышенные концепции и легенды сплетались вокруг Гималаев.
Во всем мире, когда бы ни произносилось слово «Гималаи», люди становятся сосредоточенными, и особое стремление и ожидание освещает их лица. И дело не только в огромных высотах, зове непокоренных вершин, неоткрытых ледниках и долинах или сказочном богатстве растительного и животного царств; помимо этих внешних притяжений есть что-то ещё... Слово «Гималаи» имеет для внемлющих более возвышенное и глубокое значение, словно бы невидимое духовное воздействие живет в нем самом, – особый магнит, сделавший Гималаи великим центром духовного паломничества.
Бесчисленны святилища и пещеры, разбросанные по долинам и склонам Химавата [1]. Каждый знает Кайлас, Манасаровар, Бодринат, Кедарнат, Равалсар, Трилокнат, пещеры Арджуны [2] и Миларепы [3] – эти центры духовных поисков и устремлений. Но сколько неизвестных, сокрытых святилищ ещё ждет подлинных искателей Истины на той или на другой стороне горной цепи!
Великие Риши [4] устремлялись в своих священных поисках к Гималаям. Мощные Учения и Доктрины зародились под их вознесенными ввысь пиками. Разве не знаменательно, что во всем мире Великие Учителя любой расы и веры всегда шли к вершинам, чтобы найти здесь глубочайшие откровения? Способствуют ли большей ясности мысли высота, вечные снега, разреженная атмосфера, или же дело в возвышении над суетой жизни?
Те из вас, кто уже восходил на большие высоты, знают, насколько активным становится ум, каким легким и даже не обязательным становится сон. Не эти ли качества притягивали великих искателей Истины с незапамятных времен?
Чистые мысли рождаются в чистых местах – в местах, не загрязненных низменными страстями, порождаемыми в борьбе за существование и самоудовлетворение.
Караван вблизи высочайшей точки перевала. Люди сходят с лошадей и собирают яркие примулы; благоговейно возлагают они эти подношения на соседние скалы: «Дэвам, живущим на тех Вершинах». Истинно, это есть чувство, бессознательно выражаемое каждым, когда произносится слово «Гималаи» – Обитель Дэв [5].
Великие Мудрецы и Риши, конечно, могли соприкасаться с этими духовными веяниями, иначе бы они не стремились обратиться к этим мощным вершинам. Эти великие души, эти блестящие умы, давшие нам самые возвышенные философские учения и системы, могли ли они когда-либо быть заподозрены в незнании, какое место было лучшим для рождения трансцендентальной мысли?
Эти великие философы толковали тайны Природы задолго до того, как наука смогла их наглядно продемонстрировать, – атомную теорию, теорию относительности и вибраций, майю [6] и таттвы [7]; они говорили о телепатии задолго до того, как была открыта способность человеческого мозга излучать волны.
Сознательный, пробужденный ум может и должен настраиваться на восприятие Космоса, он может читать Книгу Жизни. Этот индивидуальный фокус сознательного существования есть именно часть самой жизни и, следовательно, принимает участие во всех её проявлениях. И если человеческий ум наделен способностью самореализации и познания, при индивидуальном самосознании, то, поистине, не может быть для него пределов достижения и познавания. Некоторые из удивительных таинств подсознательного мы видим в так называемых чудесах и в области гипнотизма.
Паломники собираются у придорожного святилища: «Слышали ли вы когда-нибудь о Сияющих, о снежных людях и о тех, Кто живет по ту сторону вечных снегов?» Неспешно течет рассказ, внимательны лица. Новая надежда и понимание объединяют этих случайно, ненадолго встретившихся людей.
В основе каждой легенды, каждого апокрифа всегда есть некоторая доля истины.
Искания духа остаются наипервейшим усилием человечества, врожденным стремлением к чему-то, лежащему за пределами очевидной пустоты обыденной жизни. Все великие умы размышляли над тайнами жизни и смерти и говорили нам о том, что эта жизнь здесь, на Земле, это короткое мимолетное существование – не простая случайность: прийти и уйти, унесенными смертью для некой неизвестной цели. Эта жизнь – лишь средство приобретения опыта для духа, и когда земное существование подходит к концу, человек переходит в другую сферу и в иное состояние.
Можно ли логически допустить или поверить, что творения человеческой мысли, философские системы, прекрасные произведения искусства и все проявления человеческого гения, переживающие века и тысячелетия, – всего лишь результаты имеющего пределы ума, а творец, вызвавший их к жизни, исчез и более не существует?
Поверх всех пожарищ и раздоров, поверх всех разрушений и насилия покоится вечное понятие Духа.
Величественно стоят Гималаи, к небесам устремлены горные вершины. В продуваемых ветром долинах и ущельях Гуру Чарака [8] собирал свои драгоценные целебные травы. Сюань Цзан, этот замечательный китайский путешественник, тринадцать столетий назад описал лекарственные растения, встречающиеся в Гималаях. Пандавы [9] приходили сюда отдохнуть, измученные великой битвой, а тибетский поэт-святой Миларепа слушал эхо Природы и Голоса Свыше.
Какие воспоминания хранятся в могучих складках этих гор! Великий Гаутама [10] в поисках спасения человечества, Риши Вьяса [11], Риши Нарада [12], Риши Агастья [13] – бесчисленны благородные души, обретавшие свои лучшие вдохновения под сенью этих вознесенных пиков и несущие их вниз мятущемуся человечеству, зажатому в тисках невежества и эгоизма. Великий Пифагор, Аполлоний Тианский [14] – несомненно, они соприкасались с этими просветленными людьми, ступая по индийской земле в поисках мудрости.
Лама говорит: «Я должен идти, мой Учитель зовет меня, его странствие на земле подходит к концу».
«Но где он живет, твой Учитель?»
«Он теперь у Кайласа, и мне потребуются месяцы, чтобы добраться до него».
Так говорит лама-отшельник, слышащий голос своего Гуру за тысячу миль.
Тайны все ещё живут на склонах Гималаев. Они открываются тому, кто ищет их с чистым сердцем, а не ради любопытства или насмешки.
Давайте смотреть непредубежденно на истинное понимание жизни; мы найдем его повсюду вокруг нас, и оно обновит наше мировоззрение и привычки. Как чудесно обогатится жизнь, стоит нам только прикоснуться к этим вечным ценностям – всё приобретет другой смысл и значение. И именно теперь, в эти дни Армагеддона, мы должны думать о высших истинах, сущих и вечных, лежащих поверх каждого столкновения и разрушения.
Над опустошительными раздорами царит дух Гималаев, очищающий своим воздействием весь мир. Мы находим его в возвышенных философских системах, мы находим его в искусстве, в поэзии, музыке, живописи, скульптуре и архитектуре.
Великий храм Кайласанатхи в Эллоре – его очертания были навеяны священными вершинами Кайласа, чтобы напоминать о них и вдохновлять тех, кто находится далеко от этих мощных вершин, так много значивших для создателей храма.
Как незабываемо прекрасны эти величественные горы: мы видим в них всё возможное разнообразие формы и цвета. Через узкие ветреные ущелья мощные реки несут весть снегов в отдаленные равнины, три священных жизнедателя для миллионов трудящихся – Ганг, Брахмапутра и Инд! Водопады преломляются в тысячу радуг, а неумолимые ледники низвергаются вниз, в темные пропасти. Вездесущий, всепроникающий пульс жизни, разбивающий, сокрушающий скалы и создающий сверкающие кристаллы. Вечный Протей-Жизнь [15], в своих бесконечных проявлениях сочетающий и разъединяющий формы, разлагающий их, чтобы с новым импульсом возродить опять, уже в другом сочетании.
Поистине можно сказать, что такие богатства природной красоты, как в Гималаях, не увидишь больше нигде на этой Земле.
Канченджанга, страж пяти сокровищ, подобная бесценному ожерелью из мерцающих розоватых жемчужин над туманными долинами и холмами – трансцендентальный образ иного мира возвышенной красоты, устремляющей наш дух ввысь.
Химават! – Место рождения бессмертной мысли, самые возвышенные образы витают над твоими могучими вершинами. Шамбала, Священный Грааль, Небесный Иерусалим – символы связующих стремлений и мечтаний столь многих веков и народов, чаяния и искренняя надежда страждущего человечества, вечное утверждение великих мыслителей.
Химават Прекрасный, ты дал нам величайшие сокровища и навечно останешься ты стражем Великой Тайны – Священного Союза Неба и Земли.
1940 г.
[1] Химават (санскр. снежный, место зимы) – другое название Гималаев.
[2] Арджуна – один из главных героев индийского эпоса «Махабхарата».
[3] Миларепа – великий тибетский святой, глубоко почитаемый всеми сектами тибетского буддизма; жил в ХI в.
[4] Риши (санскр.) – святой мудрец, провидец.
[5] Дэва (санскр.) – бог, божество, небожитель.
[6] Майя (санскр.) – иллюзия; в философии индуизма все то, что подвержено изменению и гибели.
[7] Таттвы (санскр.) – типы сущего, различные принципы в природе.
[8] Чарака – автор медицинских трактатов, жил в I–II вв.
[9] Пандавы – букв. потомки Панду; пятеро сыновей легендарного царя Панду, герои древнеиндийского эпоса «Махабхарата».
[10] Будда Гаутама (VI в. до н.э.) – основатель буддизма.
[11] Вьяса – один из семи божественных мудрецов древности, которому приписывается создание «Махабхараты», многих Пуран и редакция Вед.
[12] Нарада – самый популярный из семи легендарных мудрецов, изобретатель струнного музыкального инструмента вина.
[13] Агастья – один из семи легендарных мудрецов, упоминающийся в качестве создателя ряда гимнов в Ригведе.
[14] Аполлоний Тианский – древнегреческий философ, жил в 3 г. до н.э. – 97 г. н.э.
[15] Протей (греч.) – в древнегреческой мифологии морское божество, обладающее способностью принимать облик различных существ; аллегория материи.