Скрыть оглавление
Ясность сознания
Энтузиазм
Щедрость
Чуткость
Чувствознание
Чувство ритма
Чувство Прекрасного
Чувство меры
Чувство единства
Чувство долга
Чистота. Чистосердечие
Чёткость сознания
Честность
Человечность
Человеколюбие
Цельность
Храбрость
Утончённость
Устремлённость к сотрудничеству
Устремлённость в будущее
Устремлённость
Устремление к высшему качеству
Усердие
Умение помогать
Уверенность
Убежденность
Трудолюбие
Точность
Торжественность
Терпимость
Терпение
Творческая созидательность
Твёрдость
Тактичность
Суровость. Строгость
Стремление к совершенствованию
Стремительность
Стойкость. Выносливость
Справедливость
Спокойствие
Сочувствие
Соучастливость
Сострадание
Сосредоточенность
Сообразительность
Соизмеримость с Высшим
Сознательность
Совесть
Собранность
Снисходительность
Смирение
Смелость
Смекалистость
Служение Общему Благу
Скромность
Синтетичность сознания
Сила духовной воли. Сила духа
Сердечность
Сдержанность. Выдержка
Свобода духа
Свежесть восприятия
Самоуважение
Самостоятельность
Самопожертвование
Самоотречение. Самоотрешение
Самоотверженность
Самообладание
Самоконтроль
Самодостаточность духа
Самодеятельность
Самобытность
Решительность. Решимость
Распознавание
Радость
Равновесие
Противодействие злу духом
Простота
Проницательность
Прозорливость
Признательность
Приветливость
Предусмотрительность
Преданность
Правдивость
Почитание Высшего
Постоянство
Познавательность
Подвижность. Приспособляемость
Победность духа
Патриотизм
Охранение Сокровенного
Отрешённость. Непривязанность
Открытость. Допущение
Отзывчивость
Ответственность
Отвага
Осторожность
Осмотрительность
Организованность
Оптимистичность. Жизнерадостность
Обаяние
Неутомимость
Непредубеждённость
Непоколебимость
Неотступность. Неуклонность
Неосуждение. Умение прощать
Нежность
Находчивость
Настороженность
Настойчивость. Упорство
Напряжение духа
Надёжность
Наблюдательность
Мужество
Мудрость
Молчаливость. Краткость
Миролюбие
Милосердие
Любознательность
Любовь
Ласковость
Культурность
Крепость духа
Искренность
Инициативность
Зоркость
Заботливость
Жертвенность
Духоразумение. Знание духа
Духовность. Качества духа
Духовное воображение
Дружелюбие
Достоинство духа
Дозорность
Доверие. Вера
Доброта. Добролюбие
Добросовестность
Доброжелательность
Дисциплинированность
Дерзание
Деликатность
Действенность
Даяние
Дальнозоркость духа
Готовность
Гибкость сознания
Героизм
Гармоничность
Восприимчивость
Воодушевление
Возвышенность
Внутренняя согласованность
Внимательность
Вмещение
Верность
Великодушие
Вежливость
Вдохновенность
Бодрость духа
Благородство
Благодушие. Добродушие
Благодарность
Бесстрашие
Бесстрастие
Беспристрастие
Бескорыстие
Бережность. Бережливость
Бдительность
Активность

Корнилова А.В., Экк А.Э. Н.К. Рерих в Изваре

Воспроизводится по изданию:

Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей. М., «Изобразительное искусство», 1978.

 

   

«Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре»1, – писал Рерих в «Листах дневника».

В усадьбу «Извара» Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии художник приезжал ежегодно с 1875 по 1898 год. Здесь среди изварских холмов и лесов находил он материал для своих археологических и исторических исследований, здесь начал писать первые свои произведения.

Самое название усадьбы – «Извара» – занимало воображение художника. Неподалеку от Извары, вспоминал он впоследствии, было имение, принадлежавшее во времена Екатерины II некоему индусскому радже. «Может быть, в этом соседстве кроется и причина самого странного названия нашего поместья – «Извара», или как его произносили, «Исвара»2, – писал Рерих.

На индусские корни названия усадьбы указывает и предание о старинном ее владельце вельможе екатерининского и павловского времени графе С.Р.Воронцове, который, путешествуя по Индии, услышал там слово «ишвара» («милость богов») и назвал так свое имение3.

«Листы дневника» с толкованием слова «извара» писались художником на склоне лет, когда он, увлеченный Индией, очевидно, уже забыл, что в окрестностях старой усадьбы жило прибалтийско-финское население. «Yso» – по-фински – «большой», «vaara» – «холм». В произношении первой части слова звук «о» обычно утрачивается, a «s» произносится как «ш», получается «ишвара», то есть «большие холмы». Предлагаемое толкование подтверждается географическим положением усадьбы, тем, что вокруг нее, действительно, находятся большие холмы – курганы X–XIV веков.

Несмотря на различное толкование названия, исследователи и мемуарист сходятся в том, что усадьба возникла в середине XVIII столетия. Владельцами усадьбы до Рерихов были: подполковница А.И.Логинова (1800-е–1836 гг.), коллежская асессорша Е.И.Раевская (1836–начало 1850-х гг.), внук последней М.Ф.Хитрово (начало 1850-х–1855 гг.) и поручик лейб-гвардии Преображенского полка К.П.Веймарн, который в 1872 году продал усадьбу «Извара». Купчая крепость на имение была оформлена на имя матери художника Марии Васильевны Рерих (урожденной Калашниковой.) Среди усадебных построек значился «господский дом каменный, крытый железом», молочная деревянная и скотный двор каменный, крытый соломой, а в нем «семьдесят две головы рогатого скота»4. Был и конный двор «с приводом», где стояли «восемь повозок», «упряжь и земледельческие орудия». На речке Изварке – «водяная и ветряная мельницы», «домик мельника, рига каменная и хлебный сарай»5. На скотном дворе работали поденщицы, на конном – кучера и конюхи, на полевые работы нанимали «месячных рабочих».

Мария Васильевна Рерих ежегодно составляла подробные «отчеты о приходе и расходе денежных сумм по Изварскому имению». В специальную тетрадь она аккуратно вписывала все, начиная с того, сколько «свеч пальмовых и стеариновых» израсходовано и сколько «священнику за водосвятие на речке Изварке в день Богоявления»6 уплачено, и кончая счетами по коннозаводству и молочному хозяйству.

Для четырехлетнего Николая Рериха приезд в Извару был связан с новыми и яркими впечатлениями: «...важно приехать в Извару, – писал он позднее в «Листах дневника», – Шуршат колеса ландо по гравию. Вот и белые столбы ворот... Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора. Среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом»7.

Дом был «старый, стены, как крепостные», происхождение его связывали с именем графа Воронцова. И действительно, архитектурный облик этого одноэтажного, прямоугольного в плане здания с рустованными углами и большим подвальным помещением позволяет отнести его к 60-м – 70-м годам XVIII столетия. О времени постройки говорит и характер кладки стен, и толщина их (96–98 см), и отступление от строгой геометричности плана, также свойственное эпохе. При расчистке стен оказалось, что первоначально внутри дома стены имели декоративную роспись, выполненную в серовато-зеленых тонах.

Первоначальный облик изварского дома был изменен еще К.П.Веймарном8. При нем дом приобрел мезонин, торцы которого представляли собой ступенчатые щипцы с башенками: на них крепились флюгера. Помимо мезонина с восточной и западной сторон к дому примкнули две деревянные пристройки; торцы их повторяли форму торцов мезонина. Некогда желтая окраска стен здания была заменена светлосерой в сочетании с темносерыми наличниками окон. Окна пристроек получили особую мелкую расстекловку, свойственную эклектической архитектуре 1860-х годов.

Таким дом был приобретен семейством Рерихов, таким и запомнил его художник. «Все в нем было милое,– вспоминает он,– в прихожей пахло яблоками»9. Две двери из нее вели: одна на веранду, другая в залу, где стояли «большие угольные диваны красного бархата» и висели «копии голландских картин в николаевских рамах»10. Среди этих картин была одна, особенно привлекавшая внимание: изображала она гималайский пейзаж. В детстве художник любил подолгу ее рассматривать, а в зрелом возрасте вспоминал, что «картина оказалась не что иное, как Канченджунга! (вершины гор, пламенеющие в лучах заходящего солнца). Откуда? Как попала? В книге Ходсона была подобная гравюра..11   

Кроме зала, на первом этаже располагались кабинет хозяина и большая ясеневая столовая. В ней «высокий стенной буфет»; «для гостей – одна комната зеленая, другая голубая»12. На втором этаже, в мезонине, была комната, которую занимал Н.К.Рерих. В 1897 году в письме к В.В.Стасову художник сделает рисунок, изображающий мезонин изварского дома, и напишет на полях: «Моя комната, там работаю»13.

Каждое лето, а потом и зиму приезжал Рерих в Извару. Нужно было «сразу все обежать». «Все» – это амбар екатерининских времен, «длинный, желтый, с белыми колонками», «молочная из дикого камня» на берегу озера, скотный двор «старинной постройки», такие же конюшни, гумно, картофельные погреба14.

До сих пор неподалеку от дома с южной стороны сохранилось прямоугольное в плане сооружение, выложенное из больших камней и крытое деревянной двускатной кровлей. Это – конюшня. В юго-западной части усадьбы по сие время стоит П-образная в плане постройка той же кладки, что и конюшня. Это – скотный двор. В «Листах дневника» Рерих вспоминал, как пригоняли сюда коров с пастбища и как грозно ревели привязанные в стойлах быки15.

Хозяйственными нововведениями в усадьбе занимался Константин Федорович Рерих. Будучи членом сельскохозяйственного клуба, он устроил в Изваре сельскохозяйственную школу, которую вскоре «прикрыли за левизну», пробовал сделать «орошение крестьянских земель шлюзами», но «их растащили, а машины и локомотивы сломали»16. Удалось лишь разведение форелей в рыбных садках на речке Изварке.

Дети не участвовали в хозяйственных хлопотах отца. Они лишь «мельком слышали», что он был членом Вольно-Экономического общества и, кроме юридической и хозяйственной работы, хлопотал «по освобождению крестьян и писал драматические вещи»17.

У детей была своя жизнь. Как только прощались с «питерскими болотами» и приезжали в Извару, «открывалась совершенно новая страница радости»18. Богатые зверем леса, окружающие усадьбу, незамерзающее с ледяными ключами озеро, на котором гнездилась перелетная птица,– все манило запастись ружьем и отправиться по глухим охотничьим тропам.

В охотничьем деле Н.К.Рериха наставлял управляющий имением Михаил Иванович Соколов, «почти что Топтыгин по виду и по своей любви к охоте и лесу»19. Ходили на лисиц, «тропили рысей», «обкладывали» медвежьи берлоги. Охота на птиц – глухарей, вальдшнепов – скоро отпала: «убийственная сторона дела» не привлекала художника. «Но зверовой охоты оставить не могу – слишком она исторична»20, – писал он в письме к В.В.Стасову из Извары в 1897 году. Увлечение охотой не прошло бесследно: Рерих написал серию охотничьих рассказов, сделал рецензию для журнала «Русский охотник», составил очерк «Охота в Царскосельском уезде», где подробно описал природу и животный мир «Изварской лесной дичи»21.

Не только «историзм охоты», но и «исторический пейзаж» окрестностей усадьбы притягивал к себе Рериха. Знаменитые курганы X–XIV веков, окружавшие Извару, «с малых лет» манили его к себе. В 1883 году девятилетним мальчиком участвовал он в раскопках, которыми руководил известный археолог Л.К.Ивановский. В 1892 году уже по поручению Археологического общества занимался раскопками близлежащих могильников: копал в районе села Грызова и деревни Озертицы. В 1897 году вскрыл знаменитый изварский могильник. К описанию найденных в нем предметов были приложены записи опросов местных изварских крестьян об обычаях и поверьях края.

В письме к Стасову из Извары он посылает собственные фотографические карточки. На них надпись: «Снимок с картины неизвестного мастера «Труды Преподобного изографа летописателя Николая Изварского». На одной из них Рерих изображен во время археологических раскопок22. Найденные при раскопках предметы художник зарисовал, а местный кузнец по этим рисункам делал «топоры, копия и мечи древнеславянские», которые должны были служить реквизитом при создании исторических картин23.

В Изваре же зарождались творческие планы. «Сюжет «Славяне и варяги» развивается у меня в целую, так сказать, славянскую симфонию. Может быть, грандиозно (12 картин), целая эпоха...»24 – писал Рерих Стасову.

В изварском парке в большом бревенчатом сарае была летняя мастерская художника. Здесь в 1897 году писался «Гонец». Звериные шкуры, опоясывающие гонца, были не чем иным, как шкурами лисиц, добытыми во время охоты в изварских лесах. Со связкой этих шкур на фоне сарая-мастерской предстает Рерих на одной из фотографий (воспроизводится в настоящем издании)25. Сохранились и другие фотографии изварского периода: Рерих, позирующий, изображающий персонажей своих будущих картин; то он стоит в изварском парке в позе стрелка, натягивающего тетиву лука26, то в костюме Ивана-царевича «скачет верхом» по веранде изварского дома27.

Из Извары в петербургскую квартиру и классы Академии художеств каждую осень художник привозил этюды, необходимые для пейзажного фона исторических картин. Пейзажи эти были подлинно историчны: старые крестьянские избы на берегу реки, лодки-однодревки, укрепленный славянский городок на холме.

В 1900 году после смерти К.Ф.Рериха Извара была продана. Позднее, в 1917 году, там помещалась трудовая школа при сельскохозяйственной колонии, а в 1956 году в Изваре организовали колхоз.

После Великой Отечественной войны в старом изварском доме был большой пожар. Сгорели поздняя башня и мезонин.

К 100-летнему юбилею со дня рождения Н.К.Рериха в Изваре были проведены большие реставрационные работы. В результате дому возвращен тот облик, который он имел при Рерихе. В восстановленном доме разместится совхозная библиотека-музей. В мемориальных комнатах (прихожей, столовой, зале и мезонине) не только восстанавливаются интерьеры, но и откроется экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве художника.

Рерих больше не приезжал в Извару. Но издалека и до последних лет жизни он мысленно возвращался к знакомым изварским лесам, озерам с ледяными ключами, холмистым далям, к тем местам изварского окружения с его древними могильниками, где у художника сложилось ощущение подлинно исторического пейзажа.



1 Рерих Н.К. Листы дневника. // «Октябрь», 1958, № 10. С.212.

2 Рерих Н.К. Листы дневника. // «Прометей», вып. 8. М., 1971. С.235.

3 См.: Дювернуа Ж. Н.К.Рерих. Фрагменты биографии. Издание автора, 1932; Полякова Е.И. Н.К.Рерих. М., 1973. С.8.

4 Страховой полис, выданный М.В.Рерих правлением Северного страхового общества. 1872. Отдел рукописей ГТГ. ф. 44. № 1857. Л. 1-3.

5 Отдел рукописей ГТГ, ф. 44, № 1858, 1879. Л. 1-5.

6 Отдел рукописей ГТГ, ф. 44, № 1858, 1879. Л. 1-5.

7 Рерих Н.К. Листы дневника. // «Октябрь», 1958, № 10. С.212.

8 Выявление архитектурного облика дома в различные временные периоды сделано при сопоставлении фотографии 1902 г. из собрания Л.С. и Т.С. Митусовых в фотографии 1916 г. из собрания Н.М.Ершовой (фотографии указаны Л.В.Новожиловой) и натурных исследований.

9 Рерих Н.К. Листы дневника. // «Октябрь», 1958, № 10. С.212.

10 Рерих Н.К. Листы дневника. // «Октябрь», 1958, № 10. С.213.

11 Рерих Н.К. Листы дневника. // «Октябрь», 1958, № 10.

12 Рерих Н.К. Листы дневника. // «Октябрь», 1958, № 10. С.212.

13 Отдел рукописей ИРЛИ АН СССР, ф. 294, оп. 1, № 449, 1897 г.

14 См.: Рерих Н.К. Листы дневника. // «Октябрь», 1958, № 10. С.212.

15 Рерих Н.К. Листы дневника. // «Октябрь», 1958, № 10. С.212.

16 Рерих Н.К. Листы дневника. Рукопись из собрания П.Ф.Беликова. С.5.

17 Рерих Н.К. Листы дневника. Рукопись из собрания П.Ф.Беликова. С.5. С.10.

18 Рерих Н.К. Листы дневника. Рукопись из собрания П.Ф.Беликова. С.5. С.10.

19 Рерих Н.К. Листы дневника. Рукопись из собрания П.Ф.Беликова. С.5. С.10.

20 Отдел рукописей ИРЛИ АН СССР. ф. 294, оп. 1, № 449, 1897 г. Л. 9 об.

21 См.: Отдел рукописей ГТГ, ф. 44, № 87.

22 Отдел рукописей ИРЛИ АН СССР. ф. 294. оп. I. № 449, 1897 г. Л. 9 об.

23 Отдел рукописей ИРЛИ АН СССР. ф. 294. оп. I. № 449, 1897 г. Л. 9 об.

24 Отдел рукописей ИРЛИ АН СССР. ф. 294. оп. I. № 449, 1897 г. Л. 9 об.

25 Отдел рукописей ГТГ. ф. 44. № 1577.

26 Отдел рукописей ГТГ. ф. 44. № 1563.

27 Фотография воспроизведена в кн.: Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. М., 1972.

 

Начало страницы