Скрыть оглавление
Ясность сознания
Энтузиазм
Щедрость
Чуткость
Чувствознание
Чувство ритма
Чувство Прекрасного
Чувство меры
Чувство единства
Чувство долга
Чистота. Чистосердечие
Чёткость сознания
Честность
Человечность
Человеколюбие
Цельность
Храбрость
Утончённость
Устремлённость к сотрудничеству
Устремлённость в будущее
Устремлённость
Устремление к высшему качеству
Усердие
Умение помогать
Уверенность
Убежденность
Трудолюбие
Точность
Торжественность
Терпимость
Терпение
Творческая созидательность
Твёрдость
Тактичность
Суровость. Строгость
Стремление к совершенствованию
Стремительность
Стойкость. Выносливость
Справедливость
Спокойствие
Сочувствие
Соучастливость
Сострадание
Сосредоточенность
Сообразительность
Соизмеримость с Высшим
Сознательность
Совесть
Собранность
Снисходительность
Смирение
Смелость
Смекалистость
Служение Общему Благу
Скромность
Синтетичность сознания
Сила духовной воли. Сила духа
Сердечность
Сдержанность. Выдержка
Свобода духа
Свежесть восприятия
Самоуважение
Самостоятельность
Самопожертвование
Самоотречение. Самоотрешение
Самоотверженность
Самообладание
Самоконтроль
Самодостаточность духа
Самодеятельность
Самобытность
Решительность. Решимость
Распознавание
Радость
Равновесие
Противодействие злу духом
Простота
Проницательность
Прозорливость
Признательность
Приветливость
Предусмотрительность
Преданность
Правдивость
Почитание Высшего
Постоянство
Познавательность
Подвижность. Приспособляемость
Победность духа
Патриотизм
Охранение Сокровенного
Отрешённость. Непривязанность
Открытость. Допущение
Отзывчивость
Ответственность
Отвага
Осторожность
Осмотрительность
Организованность
Оптимистичность. Жизнерадостность
Обаяние
Неутомимость
Непредубеждённость
Непоколебимость
Неотступность. Неуклонность
Неосуждение. Умение прощать
Нежность
Находчивость
Настороженность
Настойчивость. Упорство
Напряжение духа
Надёжность
Наблюдательность
Мужество
Мудрость
Молчаливость. Краткость
Миролюбие
Милосердие
Любознательность
Любовь
Ласковость
Культурность
Крепость духа
Искренность
Инициативность
Зоркость
Заботливость
Жертвенность
Духоразумение. Знание духа
Духовность. Качества духа
Духовное воображение
Дружелюбие
Достоинство духа
Дозорность
Доверие. Вера
Доброта. Добролюбие
Добросовестность
Доброжелательность
Дисциплинированность
Дерзание
Деликатность
Действенность
Даяние
Дальнозоркость духа
Готовность
Гибкость сознания
Героизм
Гармоничность
Восприимчивость
Воодушевление
Возвышенность
Внутренняя согласованность
Внимательность
Вмещение
Верность
Великодушие
Вежливость
Вдохновенность
Бодрость духа
Благородство
Благодушие. Добродушие
Благодарность
Бесстрашие
Бесстрастие
Беспристрастие
Бескорыстие
Бережность. Бережливость
Бдительность
Активность

Юон К.Ф. Большой художник

 

Юон К.Ф. 

 

Юон Константин Федорович (1875-1958) – русский живописец, график, театральный художник и педагог, действительный член Академии художеств СССР, доктор искусствоведения.

Публикуется по изданию: Выставка произведений академика живописи Н.К. Рериха: Каталог / Редактор-составитель Прокофьева Н.Г. М.: Советский художник, 1958. Опубликована также: Журнал «Культура и жизнь» (Москва). 1958. Август. № 8. С. 61–64.

Предаставленный текст является вступительной статьей к Каталогу первой в СССР выставки картин Н.К. Рериха.

 

 

Николай Константинович Рерих – видный русский художник, начавший свой многолетний творческий путь в конце XIX века.

Стилистическое своеобразие его глубоко образного искусства, пронизанное античной мудростью, сообщило его имени мировую славу.

Яркое и мощное дарование художника-мыслителя соединялось в его лице с проникновенностью историка, ученого, археолога и страстного исследователя.

Однако изучение далекого прошлого своей Родины и труд археолога не были для него кабинетным занятием; они лишь способствовали непосредственному видению картин жизни древних людей и древней природы.

В 1897 году его первая крупная картина «Гонец» была приобретена П. М. Третьяковым и создала известность молодому художнику.

Увлечение археологией и раскопками древних курганов в Новгородской, Псковской, Тверской областях, а также изучение древних летописей и грамот в Публичной библиотеке Петербурга и поощрение художника со стороны ее руководителя В. В. Стасова помогли Н. К. Рериху окончательно утвердиться в избранном пути.

На выставках того времени стали появляться картины Рериха, рисующие жизнь древнейших славян: «Начало Руси. Славяне», «Сходятся старцы», «Заморские гости», «Идолы», «Город строят», «Строят ладьи» и др. Первобытной свежестью красок и богатырской силой веет от этих полотен.

Древний человек его картин – охотник, рыболов, строитель, воин – всегда крепок телом, закален в борьбе и труде, всегда тесно связан с величественными образами русской северной природы.

Рерих объездил все древние исторические центры русской народной культуры, где изучал многообразное богатство архитектурных форм и декоративного искусства.

Значительное место в его творчестве занимали работы для театра. В историю театрального искусства вошли его прославленные постановки «Снегурочка», «Князь Игорь», «Весна священная», «Пер Гюнт», «Овечий источник».

Рерих много путешествовал, объездил весь свет. Его искусство нашло большое признание в Скандинавских странах, в Англии и Америке.

Он неоднократно принимал участие в крупных археологических экспедициях на Восток. В странах Востока он нашел для себя тот материал, освоение которого позволило ему найти наиболее сильное образное воплощение волновавших его художественных замыслов. Монголия, Китай, Индия и Тибет с их древнейшими культурами стали для него обетованной землей, в которой он не раз возглавлял различные научные экспедиции путешественников. Прожив в Индии более двадцати лет, он постоянно поддерживает дружеские отношения с прогрессивными людьми этой страны, и в их числе с Джавахарлалом Неру и Рабиндранатом Тагором.

Знания ученого и глубокая интуиция большого художника лежали в основе замечательных картин, которые были созданы Рерихом в этот период.

Он показал в своем искусстве те монументальные и величественные силы природы, которые некогда порождали в народах религиозное и экстатическое состояние, которые рождали пророков и проповедников...

Архаика, наука и искусство были составными элементами этих произведений. Народные легенды и предания, связь мифологии с геологией, с сейсмическими и космическими силами природы глубоко волновали его художественное воображение. Эмоциональное искусство Рериха почти непередаваемо словами – оно для глаз и для души.

1958

 

Начало страницы