ruenfrde
Скрыть оглавление

Карпова С.И. Мемуарный и публицистический жанр прозы Н.К. Рериха

Карпова С.И.

 

Текст приводится по изданию:

Карпова С.И. Мемуарный и публицистический жанр прозы Н.К. Рериха. Новосибирск: Препринт, 1983.

 

 

Серию очерков под общим названием "Моя жизнь" (всего более семисот) Н.К. Рерих написал за сравнительно небольшой срок, в период с 1936 по 1947 год.

В этих очерках мемуарного и публицистического жанра запечатлены воспоминания автора, встречи с интересными людьми, размышления, обращения к Родине, далекой и единственной, искренний разговор о людях страны Советов, о будущем - нашей молодежи.

Очерки создавались в те короткие промежутки времени, которые оставались для отдыха: рабочий день был занят рисованием картин, большой перепиской, деловыми поездками по организации института "Урусвати", научными исследованиями в области истории, культуры и археологии. Обладая прекрасной памятью, Н. К. Рерих сразу писал набело и редко что изменял потом. Когда исполнилась четверть века странствий, автор подводит итог всей своей работы: "Каждый из нас четверых, - писал он, - в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего народа русского мы перевидали и радости, и трудности, и опасности1.

Заканчивая работу над своими мемуарами, Н. К. Рерих провел строгую классификацию написанного и сказал так: "Вижу я не сочтут за врага меня люди, не оторвусь я от мира, ибо пою я, и песня живет в мире, и мир живет песней... Без песни не будет мира"2.

Писатель Н. Тихонов называет книгу мемуарной и публицистической прозы Н.К. Рериха "книгой большого пути"3, а автора - замечательным писателем, философом, обладающим даром предвидения, "который помогает ему проникнуть в седую древность" и одновременно правильно говорить о будущем. Лучше и правдивее сказать невозможно. Весь большой путь художника запечатлен в этих рассказах, которые поистине зажигают сердца смелостью, радостью, любовью. Их основная черта - краткость и эмоциональность. "...Без человеческих усилий, эмоций никогда не было, нет и не может быть человеческого искания истины"4. Эта ленинская мысль о единстве познавательной и эмоциональной природы искусства очень важна для понимания познавательной и эмоциональной природы публицистики, т.к. только очерки, наполненные эмоциями, обогащают духовный мир читателя, их помнят, они не забываются. А Рерих всегда остро умел понять и почувствовать главные вопросы своего времени пером и красками выразить их в яркой художественной форме. Он как бы пишет для самого себя, не думая, что кто-то еще будет читать его вещи, так создается слог, ясный, искренний, без страха и сомнений, пишет просто, не мудрствуя лукаво, не оглядываясь, не скрываясь от человеческих взоров, и строчки получаются душевными, доступными широкому читателю,

Очерки поражают нас своим единством, органической связанностью, патриотическим пафосом. Обращения автора к своей Родине, слова правды в адрес ее врагов развертываются перед нами ярко и смело. Он прямо и решительно отстаивает позицию русского человека, защитника Мира, Истины, Прекрасного во все времена. С гражданским чувством любви к Советской России отстаивает он интересы молодой страны Сонетов, и здесь нет второстепенных тем, все звучит как главное.

Он мыслит крупными историческими масштабами, и его слова сбываются уже в наши дни: народ русский победил фашизм, пробуждаются к новой жизни народы Востока, крепнет дружба народов-братьев России и Индии.

Другой, не менее важной особенностью прозы Н.К. Рериха является его преклонение перед величием творческого гения, оставившего столько прекрасного в веках. С этой верой в человеческий гений, создавший красоту, автор славит и восхищается широтой души русского человека, утверждающего Мир и Культуру. В третьей главе "Бесстрашие", состоящей из 12 очерков, рассказывается о борьбе с невежеством и бесстрашном познании жизни сеятелями. Так, Рерих называет тех, кто трудится во имя Родины, Родину нужно охранять, и последующие очерки имеют общее название "Оборона Родины". Радостным приветствием звучит название последней 8-й главы "Здравствуй, будущее!" и "Завет".

Защита Отечества - это одновременно и оборона культуры, защита своего достоинства. В любви к Родине найдут молодые сердца стремление к подвигу. В этом слове заключено понятие движения, преуспеяние и неустанное созидательство: "Мы знаем нашу Родину, мы служим ей, и положим все силы наши, чтобы оборонять ее на всех ее путях... Оборона Родины есть долг человека, так же точно, как мы защищаем достоинство отца или матери, мы защищаем Родину"5. Небрежение к Родине - это первый признак невежества, их три гадости, три проклятия: ложь, лицемерие и невежество, они рождают страшное - предательство...

Еще не гремели пушки, а появляется картина-символ "Крик змея", предупреждающая об опасности. Вслед за этим звучит на весь мир рериховское "Не замай! Русь". А ярая клевета и ненависть врагов? Это признание нежелательных побед и достижений русского народа, которому не страшны никакие испытания.

Особенно интересен глубоко продуманный взгляд автора о последствиях и причинах клеветы на советский народ. "Счастье в том, что врагами оказываются те, которые в сущности своей и должны быть таковыми... Представьте ужас, если бы фашисты начали хвалить вашу деятельность... Но судьба их занесла во вражеский список... Если люди ослепли, то с такими шатунами нам не по пути". /1941 г./ Пройдут годы и знамя победное, поднятое руками русских воинов известило о том, что по законам жизни, добра и справедливости ругатели и мракобесы получили по делам своим. Так правильно осмыслил Н.К. Рерих ход исторических событий в годы Великой Отечественной войны. Находясь в Индии, он с нетерпением ожидает газеты, читает, радуется силе и мужеству своих соотечественников, посылает деньги в помощь Советской Армии, гневно осуждает и проклинает фашизм. "Война с Германией, - пишет он, 4 июля 1941 года, - писем недождешься, а по газетам судить нельзя. Но болит сердце в ожидании вестей... Быть с ними... Знаем, что и здесь полезны и делаем полезное. Если человек любит Родину, он в любом месте земного шара приложит все свои достижения..." "...Так в грозе и молнии кует русский народ славную судьбу свою... и пожары, и разорения лишь способствовали величию Земли Русской... Потрясения лишь вздымали народную мощь. Многое такое свершится, что даже самые заядлые враги содрогнутся и оценят достоинство русского народа". Автор верит в то, что "подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность"6. И как прекрасно это непереводимое многозначительное русское слово "Подвиг", ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения.

Среди людской жестокости, безмерного невежества Н.К. Рерих ясно слышит звуки будущего единства народов-братьев двух великих стран: России и Индии. И ведущая роль в этом единстве будет принадлежать России, стране, где дружная семья народов говорит более чем на ста языках. Где бы ни открыли мы книгу "Зажигайте сердца", везде мы прочитаем полные тепла и сыновней любви строчки о Родине, а рядом с ними идут размышления о прекрасной Индии, стране сказочной и чудесной, где так много сходства с русскими равнинами, и не потому ли она издавна притягивала к себе сердца русских.

Не менее интересны и очерки, посвященные северному краю: "Литва", "Латвия", "Эстония". В каждом из них - воспоминания автора о днях, проведенных среди людей этих республик. Н.К. Рерих во многом замечает несказуемые, но ощутимые связи народов.

 


1 Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1975. С. 138.

2 Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1975. С. 42.

3 Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1975. С. 10.

4 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 25. С. 112.

5 Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1975. С. 17.

6 Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1975.. С. 135.

 

 

 

Начало страницы