ruenfrde

«Бел-горюч камень Алатырь – или сожжёт, или воскресит». Графика Б.Н. Абрамова. 2018

Кочергина Наталья Михайловна

главный редактор Издательского центра СибРО «Россазия», г. Новосибирск

 

Доклад прозвучал на XXII Абрамовских чтениях 2018 года в г. Венёве Тульской области.

Публикация: Кочергина Н.М. «Волшебный Камень – Света щит – из жизни в жизнь он с нами». Графика Б.Н. Абрамова // Журнал «Восход» № 8 (292), Август, 2018

 

Сегодня многим известны акварельные рисунки Б.Н. Абрамова, хранящиеся в архиве СибРО, – работы, тонко выполненные, полные глубокого значения. Меньше известна графика Бориса Николаевича – это 13 карандашных рисунков, выполненных графитовым карандашом на небольших листах бумаги одинакового формата.

 

 

Впервые часть их была опубликована в качестве художественного оформления сборника Б.Н. Абрамова «Устремлённое сердце», вышедшего в издательстве СибРО.

Как известно, философское и художественное творчество Б.Н. Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха, было вдохновлено духовными Собеседованиями с одним из Учителей Востока. Очевидно, и графические рисунки Бориса Николаевича стали результатом этого высокого Общения и содержат определённый важный смысл.

 

Рисунки отличает необычная символика. Двенадцать из них имеют один сюжет: вписанная в круг птица, держащая камень Алатырь, о чём мы узнаём по надписям. Попытаемся понять, что вкладывал в свои работы автор и для чего они предназначались.

 

 

Сведения о камне Алатыре – одном из самых загадочных и притягательных символов в русской культуре – пришли к нам из глубокой древности. Они содержатся в старинных легендах, заговорах, былинах и стихах. Так, в духовном стихе о «Голубиной книге» – памятнике древнерусской культуры – говорится:

 

Бел-горюч камень Алатырь

Всем каменьям в мире мати.

Из-под камушка, с-под Алатыря,

Зачинались ветры чистые.

Из-под камушка, с-под Алатыря,

Протекли реки быстрые.

Всему миру на пропитанье,

Всему миру на исцеленье.

    

Н.К. Рерих, в своё время вдохновлённый этими духовными стихами, написал на их основе ряд картин. Среди них – «Книга Голубиная» в двух вариантах (1911 и 1922 годов), а также величественное полотно «Сокровище Ангелов» с изображением того самого камня Алатыря – мирового Сокровища, охраняемого Ангелами.

 

 

Согласно славянским преданиям, Камень Алатырь упал с небес. Народные поверья и заговоры говорят о тождественности Алатыря и небесного огня, что отразилось в его названии: он именуется также бел-горюч (бел-горяч), бел-блестящ, искрящийся, кип-камень (от слова кипеть), злат, Златырь. Священными знаками на нём высечены Законы Мироздания; камень этот «и мал, и велик, как гора», и лёгок, и тяжёл. Он держит на себе Мировое Древо Жизни и источает живительные воды. Народная традиция помещает бел-горюч камень Алатырь посреди Моря-океана, на острове Буяне, в центре мира.

По верованиям наших предков, Алатырь-камень заключает в себе всю мировую мудрость, он способен исцелять и дарить жизнь. Всегда стремились люди к бел-горюч камню, но лишь чистый душой и сильный духом человек мог найти его. Говорится, что под тем камнем сокрыта вся сила Земли Русской и нет той силе конца.

Бел-горюч камень Алатырь, явленный в начале времён, в мифологии тесно связан с птицами. Говорится, что Алатырь, упавший на Землю, подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. А охраняют его мудрая змея Гарафена и волшебная птица Гагана со стальным клювом и медными когтями.

Так повествуют о священном камне легенды, названные в Живой Этике венцом человеческой мысли (Агни Йога, 19). Сказано, что о чём-то несущественном народ не слагает легенд, и за каждым словом, каждым символом легенд и преданий стоит нечто реальное и очень значительное. Так и образ Алатыря-камня не относится лишь к призрачной древности.

 

 

Если рассматривать это понятие применительно к человеку, его духовной природе, то прежде всего вспомним слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6: 19–20). Истинным сокровищем человека является всё то, что зарабатывается его личными упорными усилиями и навсегда остаётся в его сущности, – все самые высокие чувства и мысли, благородные дела и устремления. Сказано, что все лучшие качества в человеке светоносны, и недаром святых и подвижников изображают в нимбах и сияниях. Труд над возделыванием и совершенствованием своего внутреннего мира делает человека носителем света, и этот свет назван в Живой Этике психической энергией.

Немало страниц уделено символическому смыслу образа камня Алатыря в Записях Б.Н. Абрамова, раскрывающих его в свете современных знаний. «Кристалл психической энергии есть истинное богатство… – читаем в «Гранях Агни Йоги». – В поисках его человек исколесил весь мир, прошёл через многие жизни, прочёл массу книг и встретил тысячи людей, чтобы в конце концов узнать, что то, что он ищет вовне, находится в нём и что это есть Камень Алатырь… Всё, что ни делает человек в области мысли, чувств, слов и поступков, или приумножает сокровище, или уменьшает его» (Грани Агни Йоги. 1955. 473).

Итак, Алатырь в духовном смысле – это мощные энергии в сущности человека. Однако известно, что энергии сами по себе лишены того, что называется добром или злом. Направление им придаёт человек, устремляя огненную силу на добро или используя её во зло. Потому и говорится, что Алатырь или воскресит, или сожжёт – воскресить или сжечь, погубить свой дух может лишь сам носитель этих энергий.

На рисунках Б.Н. Абрамова камень Алатырь охраняют птицы. Очень интересна символика, связанная с птицами. Во все времена люди считали птиц существами, принадлежащими к верхнему миру, в противоположность земному и подземному мирам. Птицы всегда считались символом духовного начала, божественного проявления, в некоторых традициях олицетворяли ангелов. Таким образом, вводя образы птиц, Б.Н. Абрамов подчёркивает светлую, созидательную направленность энергий Камня Алатыря.

На рисунках Б.Н. Абрамова встречается несколько видов птиц. Вначале отметим, что этим своеобычным изображениям нашлись аналоги в памятниках прежних эпох – в рисунках, орнаментах, металлических изделиях, вышивке.

На четырёх рисунках мы видим орла. Орёл – один из самых древних символов солнечной силы, огня и бессмертия. Он – царь в воздушном пространстве, как лев – царь зверей на земле. Птица, самая близкая к солнцу, посланник богов, соединяющий земную и небесную сферы.

В христианской символике орёл стал знаком евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Христа.

 

 

Б.Н. Абрамову был очень близок образ орла: мы неоднократно встречаем его на страницах Записей, многим известна поэма Бориса Николаевича «Белый орёл». Для него орёл – это олицетворение победы духа, внутренней свободы, неукротимого стремления к миру Горнему. «Волны могут разбить корабли, но птицы летящей они не коснутся, – записывает Б.Н. Абрамов. – Орёл в поднебесье неуязвим, ибо высоко поднялся над условиями низин. На крыльях могучих, орлиных, поднимается дух, и жизни пучины и волны житейского моря ему не страшны» (Грани Агни Йоги. 1958. 75).

На одном из рисунков – двуглавый орёл, также древнейший символ. Он изображён как на гербе России, но без традиционных корон.

 

 

Вместо этого птица держит камень Алатырь, который по форме похож на корону, но ещё больше на воинский шлем. И ещё деталь – тело птицы прорисовано как щит. Шлем и щит – атрибуты воина духа. Возможно, во всём этом есть намёк на Россию как на страну, которой суждено овладеть духовной мощью священного Камня.

Среди рисунков Бориса Николаевича есть ещё одно изображение двуглавой птицы, очень необычной, очертаниями похожей на голубя. Здесь камень в виде круглой сферы парит над головой птицы. Нужно отметить, что двуглавие в древности было очень распространённым символом. Одно из его значений – две стороны одного явления, или всеохватность.

 

 

Следующий рисунок изображает голубя. Напомним, что издревле голубь выступал символом души и связи с миром божественного. В наше время этот символ приобретает новое значение: «белый голубь – символ чистоты и невинности – прочно входит в жизнь как вестник мира» (Б.Н. Абрамов. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 96).

В Записях Б.Н. Абрамова читаем: «Во дни легендарного потопа голубь с масличной веткой прилетел сообщить оставшимся в живых людям и тварям об окончании мирового бедствия и о наступлении новой жизни на земле.

 

 

Не является ли и теперь голубь мира провозвестником скорого окончания потопа мирового злодейства и наступления эпохи сердца и мира?!» (Б.Н. Абрамов. Устремлённое сердце. С. 97)

На двух следующих рисунках мы видим лебедя. На голове у птицы – хохолок в виде короны. Клюв для лебедя не характерный, но, как мы уже отмечали, Алатырь охраняет птица мифическая.

 

 

Почитание лебедей имеет очень древние корни. В мифологии разных народов широко отражена связь лебедей с солнцем. У древних славян лебедь почитался как священная птица. Лебедь – символ верности, чистоты, возрождения, мудрости.

Необычен рисунок, изображающий птицу с поднятым крылом и хохолком на голове в виде султанчика. Это павлин – ещё один солярный символ.

 

 

Птица Пава – излюбленный сюжет в русских орнаментах; на старинных вышивках перья хвоста павы обычно изображались как лучи, то есть это птица-Солнце, или Жар-птица русских народных сказок. В христианском искусстве павлин – символ любви, воскресения и нетленной души. В буддизме ассоциируется с Буддой и олицетворяет сострадание.

На двух следующих рисунках птица изображена с наибольшей экспрессией. Это грифон – грозное мифическое существо с головой орла, олицетворяющее солнце, силу, возмездие. В мифах и легендах грифон обычно выступает в роли грозного стража, стерегущего сокровище или сокровенное знание.

 

 

Итак, зашифрованный в символах смысл рисунков Б.Н. Абрамова начинает проясняться: можно утверждать, что белая птица – это символ духовного начала; лишь чистый дух человека способен добыть и удержать Алатырь-камень – высокую энергию любви, сострадания, мужества, устремления к Миру Высшему и других высоких качеств, делающих носителя их светоносным.

Каково же назначение этих рисунков? Можно ли определить это по характеру их исполнения?

С этими вопросами мы обратились к деятелям искусства, нашим давним друзьям. Красноярский художник Арсений Милованов, просмотрев рисунки, сразу сказал, что они напоминают барельеф – в них передан объём, а потому, по его мнению, эскизы могли предназначаться для изготовления значков.

Мысли искусствоведа Н.В. Тютюгиной (г. Уфа) оказались также близки к предположению художника. Она написала: «Круглая форма и немногословная стилистика изображений предполагают, что эти рисунки предназначались для реализации или на печати, или на медали. Единственный эскиз, отличающийся от остальных, – это изображение креста с надписями. Это наводит на мысль, что всё-таки предполагалась медаль с двусторонним изображением: на одной стороне – птица, а на другой – крест с надписями».

Действительно, только один рисунок Бориса Николаевича – тринадцатый – отличается от всех остальных: на нём изображён крест в круге и вписаны слова: РОССИЯ, ВЕРНОСТЬ, ПОДВИГ, СОТРУДНИЧЕСТВО.

Эти понятия были краеугольными для Бориса Николаевича. Их можно назвать духовным кредо и для каждого, кто принял как основу своей жизни Учение Живой Этики, ибо они – его важнейшие составляющие.

Во имя будущей РОССИИ, обновлённой новыми Знаниями и новым пониманием Культуры, совершается земная эволюция, и все призываются встать в ряды её строителей. Служить своему Отечеству можно лишь действенно, осуществляя в жизни данные во всех Учениях мира заветы человеколюбия. Это и будет ПОДВИГОМ. ВЕРНОСТЬ избранным идеалам поможет не свернуть с пути. И путь этот возможен только в СОТРУДНИЧЕСТВЕ – с Высшими и ближними, со всеми людьми доброй воли.

Во имя будущей РОССИИ, обновлённой новыми Знаниями и новым пониманием Культуры, совершается земная эволюция, и все призываются встать в ряды её строителей. Служить своему Отечеству можно лишь действенно, осуществляя в жизни данные во всех Учениях мира заветы человеколюбия. Это и будет ПОДВИГОМ. ВЕРНОСТЬ избранным идеалам поможет не свернуть с пути. И путь этот возможен только в СОТРУДНИЧЕСТВЕ – с Высшими и ближними, со всеми людьми доброй воли.

Итак, возможное назначение рисунков Б.Н. Абрамова – это эскизы для создания особых знаков-медалей. Конечно, это лишь предположение, но, если принять эту идею, то становится понятно, почему им был выбран именно этот символ: лицевая сторона знака – Алатырь-камень как цель путника духа; оборотная – отражает путь, ведущий к достижению этой цели.

Об этом суровом и прекрасном пути Б.Н. Абрамов говорит в своём стихотворении «Напутствие»:

 

 Иначе в жизни не пройти,

иначе нет решенья

Путь отягчающих забот,

борьбы и устремленья

Лишь он один ведёт вперёд,

лишь в нём одном спасенье

Так утверждайте день за днём

среди обычных будней

Путь овладения огнём,

путь необычно трудный

И собирайте день за днём

огней кристаллы в Камень

Горящий вечности огнём,

и вечной жизни пламень

Преодолев себя в себе,

стремится победитель

Навстречу огненной судьбе,

где ждёт его Учитель

Одна победа за другой,

и мысли о победе

Но лишь победа над собой

нужней всего на свете

Благословим же день и час

тягчайших нагружений

Ведущих непреложно нас

к вершинам достижений

Кристаллы вечные огней

накапливаем в чаше

Сокровищ всех они ценней –

всё прочее не наше

И собирая, как пчела,

плод опыта и знаний

Не пожалеем, что прошла

вся жизнь в огнях дерзаний

Но дерзновенному пути

к бессмертию открыты

Их без Владыки не найти...

людьми они забыты

Сокровище в груди горит

бессмертия огнями

Волшебный Камень – Света щит –

из жизни в жизнь он с нами.

 

(Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. С. 402)

    

Литература

 

1. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1998.

2. Славянская мифология / Авт.-сост. В.В. Адамчик. Минск, 2008.

3. Шустова А.М. Сокровище Мира. Новосибирск, 2011.

4. Почитание водоплавающих птиц у славян

5. Орёл в геральдике. 

6. Краткая энциклопедия символов

7. Орёл (Новый Акрополь)

8. Лебедь (Новый Акрополь)

9. Грифон (Новый Акрополь)

10. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Алатырь-камень

12. Бел-горюч камень. Область Культуры. 

13. Шаманина Н.Л. Архетипические образы птиц в геральдике и мифотворчестве.

 

Начало страницы