Публикуется по изданию:
Рерих Ю.Н. Творчество Н.К. Рериха / Ю.Н. Рерих. Тибет и Центральная Азия. T. II: Статьи. Дневники. Отчёты. – М.: Рассанта, 2012. – С. 263-264.
Из архива Музея Н. Рериха в Нью-Йорке.
В творческой жизни Николая Константиновича Рериха русский Север и Азия явились двумя ведущими началами, в которых он черпал своё художественное вдохновение. Его ранние творческие годы отдали дань «сказке» сурового Севера, варяжских настроений, славянской Руси, Великого Новгорода, который он полюбил и как художник, и как учёный-археолог. Темам родного Севера он остался верен всю свою творческую жизнь. На севере Ладожского озера он создаёт сюиту северных пейзажей, которая говорит о впечатлении, произведённом на него Валаамскими островами. Как бы последним аккордом этих северных настроений явились его полотна, исполненные в сороковых годах, когда над Родиной нависли грозные тучи небывалого в истории народа ратного напряжения. В этих полотнах отразилось и его постоянное памятование о Родине, о родном Севере, и, быть может, последнее прощание художника с одним из источников его творческого вдохновения.
Вторым ведущим началом явился Восток – Индия, Китай, Монголия, Тибет. Восточные мотивы в нашей культуре, те вековые исконные связи, которые роднят наш народ с великими странами Востока, давно привлекали его внимание. Для него кочевой уклад наших степей, богатая орнаментика кочевого искусства были так же близки, как и исконно русские мотивы нашего искусства. Для него Россия была наследницей всего этого культурного богатства. Соборность нашей культуры, соборность нашей государственности – союз народов-братьев, были полны глубокого значения для его миропонимания. На его долю выпало близко подойти к Востоку. Многолетние странствования по Средней Азии раскрыли перед ним всё богатство грандиозной природы сердца Азии. Он подымается на высоты Гималаев и запечатлевает на своих полотнах всю неповторимую красоту Гималайской горной страны. Гималайскому горному миру он посвящает не только свои картины, но и многие страницы своих воспоминаний. В этот горный мир звали его не только красоты природы, но и те культурные вековые накопления, которые так украшают Индию. В своих произведениях Николай Константинович подчеркнул эту особенность замечательной страны и глубоко ценил ту культурную утончённость, которая отличает лучших сынов индийского народа.
Многие из его полотен посвящены великому Китаю, тибетским нагорьям, которые он как-то особенно чувствовал во всей их суровости. Ещё в России, на родном ему Севере, он мысленно обращался к Монголии. Для него столь тесно сплетённые судьбы русского и монгольского народов были полны особого значения, и в этом он усматривал особенность исторического пути этих народов, судьбы которых ткали яркий неповторимый узор.
В постоянных трудах, как художник и учёный, Николай Константинович не забывал о проблемах народного образования, о приобщении широких народных масс к культуре. Везде и всюду он несёт искусство в народ, стремится сделать культурные достижения общедоступными. Перед лицом небывалых разрушений культурных памятников в годы Первой мировой войны, он предлагает учредить своего рода Красный Крест культуры для охраны памятников искусства, университетов, книгохранилищ. В грозные предвоенные годы Второй мировой войны он, вместе с великим поэтом Индии Рабиндранатом Тагором, подымает свой голос в защиту мира, в защиту культурного достояния. Предложенный им Пакт по охране культурных ценностей был принят государствами уже после его смерти в 1947 году.
Прозревая будущее, Николай Константинович мысленным взором видел картину небывалого культурного сотрудничества между народами Советского Союза и великими народами Азии, нашими соседями, которые, как и мы, превыше всего ставят понятие мира и дружбы во благо многих.
Москва, 1959
Архив музея Николая Рериха, Нью-Йорк