ruenfrdeit
Скрыть оглавление

Статьи из энциклопедии «Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды»

Воспроизводится по изданию:

 Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды / Сост., гл. ред. П.В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. -  М.: Академический Проект, 1999. 

 

 

Е. В. Зорина

 

Рерих (урожд. Шапошникова) Елена Ивановна (псевд. Н.Рокотова, Т.П. Сундри, К.Сент-Илер) (12.02.1879–05.10.1955). Род. в Петербурге, в знатной дворянской семье старинного рода Голенищевых-Кутузовых. Проявила себя талантливой пианисткой, выступала с сольными концертами. Встреча с Н.К. Рерихом (1899) и замужество (1901) определили всю ее дальнейшую жизнь. С 1916 семья Р. живет в Финляндии, в 1918 уезжает в Европу, а затем в Америку (1920-1923). В 1923 прибыли в Индию. К этому времени Р. сложилась как теософ, литературный и обществ. деятель. Интерес к вост. культурно-религ. традициям оформился в кн. «Основы буддизма» (1927), «Криптограммы Востока» (1929), «Знамя преподобного Сергия» (1934). 1924 - могут быть датированы записи личного архива Р., посвященные личной практике преображения (Р. называла ее «огненным опытом») и впервые появившиеся в печати в 1993. Р. участвует наравне с Н.К. и Ю.Н. Рерихами в Центрально-Азиатской экспедиции. В 1928 семья поселяется в долине Кулу; тогда же открывается ин-т Гималайских иссл. «Урусвати», почетным президентом-основателем к-рого становится Р. «Урусвати» [(Утренняя Звезда) - сакральное имя самой Р., данное ей Учителями)]. Р. ведет в журнале «Оккультизм и Йога» (Белград, с 1933) рубрику «Свободная трибуна» (последняя статья вышла в 1956). С согласия Р. в Риге (1940) были изданы 2 тома ее писем, охватывавших пери­од с 1929 по 1938. В 1934-1936 имела место переписка с Президентом США Ф.Д. Рузвельтом, в к-рой обсуждались проблемы междунар. отношений (в т. ч. США и России). Во время сборов к возвращению на Родину умирает Н.К. Рерих (1947). Власти СССР отказали Р. во въездной визе. Последние годы жизни Р. провела в Калимпонге (с 1947). Центральный труд семьи Рерихов, в создании к-рого Р. принадлежит ведущая роль - «Агни-Йога» («Живая Эти­ка»). Этот фундаментальный труд состоит из 15 книг и со­здавался с 1924 по 1937. Его основной задачей Р. считала «провозвестие» грядущего нового мира, пробуждение на­ходящегося в глубоком кризисе человечества от менталь­ной и духовной летаргии. Отсюда - принцип построения «Агни-Йоги» - мозаика, слагающая уникальную картину филос.-психол., космологических и этич. воззрений. Лю­бое из них м.б. найдено в любой кн. «Агни-Йоги». Филос. основание концепции Р. являются традиции вост. мисти­ческих учений, эзотерических школ (теософии, каббалы, герметизма, гностицизма), а также духовное ядро христианско­го вероучения, во многом утерянное последующей цер­ковной традицией. По убеждению Р., сокровенный смысл наиболее глубоких духовных учений является единым, и демон­страция этого факта - одна из краеугольных задач «Агни-Йоги». Непосредственным источником откровений «Агни-Йоги» явилось учение Махатм - духовных Учителей человечества, достигших более высокой ступени эволюции и полностью реализовавших свою низшую (физическую) и выс­шую (духовно-ментальную) природу. Весть о них Р. считала своей миссией и обязательным условием продвижения каждого вступившего на путь знания ученика. Футуроло­гия Р. пронизана духом творчества новой реальности, но­вого «этического космоса», в к-ром осуществляется эко­логизация этического и космизация социального, рассудочность сознания уступает место «сознанию-бытию», «всесознанию-сердцу» (подлинный разум человека, считает Р., - его сердце. См.: Сердце. Новосибирск, 1990). Центральное место в эволюции планетарного человечества Р. отводила России, «стране грядущего» (отсюда, кстати, написание «Агни-Йоги» на рус. яз. - «санскрите будущего»). В книге «Агни-Йога» отразился объективный процесс ремифологизации общественного сознания, процесс напряженного поис­ка новой мифолого-мировоззренческой модели бытия и в системном, и в методологическом планах. Творческий потенциал духовно-космической мифологии огромен, т.к. «Агни-Йога» выра­жает стабилизацию «духовной» сущности человека в отно­шении его телесности, осуществляет задачу единства мик­рокосма с макрокосмом в целях их прогресса. Р. разрабо­тала способ организации духовной среды, основанный на гармонизации структурных уровней человека-космоса. Антропология «Агни-Йоги» описывает эти уровни как су­бординированные, от высших к низшим в следующем по­рядке: Дух (Атма), Духовная Душа (в отличие от животной), высший разум человека - Манас, психоментальное тело, жизненный принцип (прана), физическое тело. Если чело­век не развивает свои высшие «тела» - принципы, их па­ралич вызывает неполадки низших принципов, в т. ч. и болезнь. Различается «индивидуальное» (бессмертное) начало человека и «личное», преходящее, эгоистическое; только первое способно извлечь сакральную информацию о реальном состоянии мира. Путь учения - последова­тельная психодуховная самотрансформация, но он (и на этом особо настаивала Р.) исключает старые методы аскезы, магии, телесного йогизма как не отвечающие более эво­люции в пользу естественного развития без ухода от жизни («среди кипения жизни храм утвердите»). Будучи знато­ком христианства и буддизма, Р. последовательно высту­пала против религиозного ханжества, узости и нетерпимости, омертвелости «бутафорских псевдомистических» церков­ных ритуалов (У порога нового Мира. М., Междунар. центр Рерихов. 1993. С. 153), призывала к очищению за­ветов основателей религий от позднейших выдумок, от­стаивала тезис о простоте и величии истины. В космоло­гической доктрине Р. сформулированы категории нового энергетического мировоззрения: беспредельность, психи­ческая энергия, огненная духовность, космический ритм и др. Огненная психическая энергия - изначальная (все ос­тальные - разновидности ее), всеобщая, космическая Этика является системообразующим фактором космоса (воля, напр., как нравственное и энергетическое начало, есть атрибут беспредельности наряду с пространством, вечностью и движением). Эволюция человека, по мысли Р., ведет к осознанию экзистенциальной сущности трех миров: физического, «тонкого» (астрально-психологического) и духовного («огненного»). Уме­ние воспринимать их через развитие собственных высших центров, аналогов неуничтожимого бытия, - и есть зада­ча нового этапа, а путь ученика выступает здесь как «путь сердца», в отличие от «пути ума».

Соч.: Листы сада Мории. Ч. 1. Зов. Париж, 1924; Ч. 2. Озарение. Париж, 1925; Община. Рига, 1926; Знаки Агни-Йоги. Рига, 1929; Беспредельность. Ч. 1-2. Париж, 1930; Иерархия. Париж, 1931; Сердце. Париж, 1932; Мир Ог­ненный. Ч. 1. Париж, 1933. Ч. 2-3. Рига, 1934-1935; АУМ. Рига, 1936; Братство. Рига, 1937; Знамя преподоб­ного Сергия Радонежского. Рига, 1934 (2-е изд.- М., 1991); Агни-Йога. Т. 1-3. Самара, 1992; Криптограммы Востока. М., 1992; Письма Елены Рерих. Т. 1-2. Минск, 1992; Письма Елены Рерих. Т. 3. Новосибирск, 1993. У по­рога нового мира. М., 1993.

 

 

А. В. Иванов

 

Рерих (Рёрих) Николай Константинович [27.09.(09.10).1874 - 13.12.1947] - художник, писатель, путешественник, общественный деятель, философ. Род. в Петербурге в семье юриста. В 1893 окончил гимназию фон Мая - одно из лучших частных учебных заведений Петербурга. По окон­чании гимназии поступает сразу в два учебных заведения Петербурга - в Академию художеств и на юрид. ф-т ун-та. В 1897 оканчивает Академию и приобретает широкую известность как оригинальный и самобытный худож­ник. Осенью 1901 произошло знаменательное событие в жизни Р.: его женой стала Е.И. Шапошникова, правнуч­ка М.И. Кутузова, двоюродная племянница композитора М.П. Мусоргского. С 1909 Р. - действительный член Академии художеств. С 1910 - председатель об-ва «Мир искусства». Еще в 1916 Р. тя­жело заболел пневмонией и вынужден был поселиться в окрестностях Петрограда, в Сердоболе (Сортовала), и от­туда лишь изредка приезжал в Петроград. Когда финский фронт отрезал Сердоболь от Питера, Р. оказался отрезан­ным от Родины. Началась жизнь семьи Рерихов в эмигра­ции. В течение года они живут в Лондоне, затем переезжа­ют в США. В 1923 переезжают во Францию, а потом в Индию. Начинается беспримерное в истории востокове­дения путешествие Р. по маршруту Индия - Гималаи - Тибет - Алтай - Монголия - Китай - Тибет - Индия. Длилось это путешествие 5 лет (с 1923 по 1928). Результа­ты экспедиции превзошли все ожидания. Был собран ги­гантский этнографический, зоологический, лингвистический и религиоведческий материал. Для его разработки был создан гималайский ин-т научных иссл. «Урусвати» во главе с Р., установивший связи со многими научными центрами мира. В 1929 Р. обращается к мировому сооб­ществу с инициативой по заключению международного право­вого Пакта о защите культурных ценностей при вооружен­ных столкновениях (т. наз. «Пакт Рериха»). Инициатива Р. получила мощную международную поддержку, однако лишь в 1954 была принята, на основе рериховского Пакта, «Га­агская конвенция 1954 о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Живя за границей, Р. всегда оставался патриотом своей страны и верил в ее счастливое будущее. Так, во время своего Центрально-азиатского путешествия он совершил в 1926 поездку в Москву, где встречался с Чичериным, Крупской, Луна­чарским и передал им послание Махатм - духовных Учителей Востока. Вплоть до последнего дня своей жизни Р. стремился вернуться на Родину. Смерть не дала осуществиться заду­манному. Р. скончался в долине Кулу в Индии. Надпись на камне возле его дома гласит: «15 декабря 1947 г. здесь было предано огню тело Николая Рериха - великого дру­га Индии». Духовное учение, провозглашенное Е.И. и Н.К. Ре­рихами, носит название Агни-Йога (или «Живая Этика»). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космо­са, органической составной частью к-рого является эво­люция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование с целью выхода из-под власти узкома­териальных интересов на широкую дорогу духовно-космического творчества и со-творчества. Основой духовной эволюции зем­ной цивилизации должен стать универсальный синтез зап. и вост. культур, современного и древнего сокровенного зна­ния, науки и религии. Особое место в осуществлении по­добного синтеза принадлежит России. В своих собствен­ных книгах Р. развивает и конкретизирует краеугольные положения учения «Живой Этики», стремясь сделать их понятными и убедительными для самых разных людей. Труды Р. - это не профессионально-академические сухие трактаты, а глубокие раздумья мудреца, просто и ясно говорящего о самых важных и сокровенных ценностях человеческого бытия: о любви и дружбе, о красоте и творчестве, о значе­нии повседневного труда и необходимости постоянного нравственного совершенствования. Р. утверждает свободу каждого человека в деле собственного жизнеустроения, но одновременно и его исключительную ответственность за судьбу целостного Живого Космоса, пронизанного огненной субстанцией мысли и потому всем существом своим отзывающегося на каждую нашу светлую (или дурную) мысль. Человек не есть чисто земной и телесный житель. Он несет в себе «искру» этих великих мыслеогненных космических энергий. Он - органическая часть бесконечной духовной иерархии Космоса и ключевое звено в его общем совершенствовании. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения огненного «зерна» человеческого духа на земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры, по Р., является важнейшей и насущнейшей задачей земного сообщества. «Что может заменить вопрос культуры? - пишет Р. в работе «Пути Благословения». - Продовольствие, промышленность - тело и брюхо. Но стоит лишь временно устремиться к вопросам тела и брюха, как интеллект неизбежно падает. Весь уровень культуры народа понижается. Во всей истории человечества ни продовольствие, ни промышленность не строили истинной культуры. И надлежит особенно бережно обойтись со всем, что еще может повысить уровень духа». Всю жизнь утверждая сущностное единство земных культур и демонстрируя их общую духовно-космическую устремленность, Р. тем не менее всегда подчеркивал значение понятия «Родина» и важность укоренения в национальной культурной почве. Провозвествуя неизбежность и животворность взаимного мудрого ученичества разл. племен и нац. традиций, Р. одновременно доказывал, что невозможно по-настоящему приобщиться к общечеловеческим культурным ценностям, не зная и не любя духовных ценностей собственного народа. В работе «Нерушимое» он писал: «Защита Родины есть и оборона культуры. Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины. Тот, кто осознает это понятие, пре­жнее и нерушимое, тот может почитать себя сознательным работником культуры... В любви к человечеству, в любви к Родине найдут молодые сердца неосудимое, светлое стремление к подвигу. В этом русском слове - в подвиге - заключено понятие движения, преуспеяния и неустанного созидательства».

Соч.: Цветы Марии. Берлин, 1921; Пути Благословения, Рига, 1924; Нерушимое. Рига, 1934; Врата в будущее. Рига, 1936; Из литературного наследия. М., 1974; Аптай-Гималаи. М., 1974; Избранное. М., 1979; Зажигайте сердца. М., 1990.

 

 

М. A. Мамонова

 

Рерих Юрий Николаевич [16(29).08.1902-21.05.1960] - востоковед. Сын Н.К. и Е.И. Рерихов. Детские и отроческие годы провел в Петербурге. В 1919 поступил на индоиранское отделение Ин-та вост. языков при Лондонском ун-те. В 1922 окончил отделение индийской филологии Гарварда (США). В 1923 получил степень магистра индийской филологии в Школе вост. языков при Парижском ун-те. Как ученый Р. сформировался во время Центрально-Азиат­ской экспедиции, предпринятой его родителями в 1923-1928. Многочисленные геогр.. этногр.. лингвис­тические наблюдения и обобщения легли в основу крупной работы Р. «Пути к сердцу Азии» («Trails to Inmost Asia», London, 1931). Р. выдвигает тезис об исторической взаимосвязи европ. и азиатского кочевого мира. Этому посвящена также работа «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (1931). Сменяющие друг друга коче­вые культуры, по мысли Р., - предмет специальной от­расли востоковедения - номадистики (науки о кочев­никах). Это был новый поход, т. к. прежде историю ко­чевых культур увязывали только с историей Китая. Темы исторических взаимовлияний России, Запада и Востока, а также тема Тибета (его истории, культуры и филос.) становятся лейтмотивом научного творчества Р. Меж­культурные влияния в эпической и религ. сфере отра­жены в иссл. Р. «Сказания о царе Гэсэре из страны Линг» (1942), где проанализировано своеобразие эсха­тологических представлений Запада в начале нашей эры и их влияние на эпос о Гэсэр-хане VI-VII веков н.э. Даже этимологическая связь имени Гэсэр-Kesar- Caesar позволяет, по мысли Р., проследить эллинисти­чески-римское влияние на северо-зап. Тибет. В 1948, вскоре после смерти отца, Р. покидает Кулу (где жил вместе с семьей с 1928) и в 1949-1957 работает в Вост. Гималаях. В 1957 возвращается в СССР, где и провел последние 2 года своей жизни. Включившись в разви­тие советского востоковедения, Р. внес огромный вклад в де­ятельность Ин-та востоковедения АН СССР, где воз­главил сектор истории религии и философии Индии, руко­водил тибетологическими работами, выступил иници­атором возобновления работы по переводу древних ли­тературных и философских памятников Востока I Bibliotheca Buddhica. При его участии и под его редакцией вышла в свет «Дхаммапада» в переводе с пали В.Н. Топорова (1960), в к-рой изложены основные морально-этические принципы раннего буддизма. Разрабатывая проблемы культурных взаимовлияний России и Индии, Р. подчеркивал осо­бую духовную близость двух народов. Он впервые предпри­нял попытку представить такие понятия, как «веда», «буддизм», «карма» в контексте русской духовно-философской культу­ры. Он ссылался и на своего отца, проводившего парал­лель между легендарной Шамбалой в Гималаях и русским Беловодьем на Алтае. В последние годы Р. много переводил и занимался сравнительными лингвистическими иссл. Он полагал, что Тибет до сер. XX в. являлся настоящим заповедником культурных архаизмов, сохранявшим и развивавшим традицию Махаяны, к-рая в самой Индии пришла в упадок на рубеже I -II тысячелетий. Анализ жизнеописания Дхармасвамина, тибетского пилигрима XIII в., освещает позднейший период духовной традиции средневекового буддизма. Иссл. Калачакры. филос.-ас­трологической концепции Тибета XI-XII веков, эзоте­рических знаний о Шамбале и о короле Шамбалы содержатся в последних работах Р. Несомненно, сам Р. испытал определяющее влияние тибетского буддизма на свое мировоззрение, как, впрочем, и остальные члены семьи Рерихов.

 

 

Начало страницы