Скрыть оглавление
Ясность сознания
Энтузиазм
Щедрость
Чуткость
Чувствознание
Чувство ритма
Чувство Прекрасного
Чувство меры
Чувство единства
Чувство долга
Чистота. Чистосердечие
Чёткость сознания
Честность
Человечность
Человеколюбие
Цельность
Храбрость
Утончённость
Устремлённость к сотрудничеству
Устремлённость в будущее
Устремлённость
Устремление к высшему качеству
Усердие
Умение помогать
Уверенность
Убежденность
Трудолюбие
Точность
Торжественность
Терпимость
Терпение
Творческая созидательность
Твёрдость
Тактичность
Суровость. Строгость
Стремление к совершенствованию
Стремительность
Стойкость. Выносливость
Справедливость
Спокойствие
Сочувствие
Соучастливость
Сострадание
Сосредоточенность
Сообразительность
Соизмеримость с Высшим
Сознательность
Совесть
Собранность
Снисходительность
Смирение
Смелость
Смекалистость
Служение Общему Благу
Скромность
Синтетичность сознания
Сила духовной воли. Сила духа
Сердечность
Сдержанность. Выдержка
Свобода духа
Свежесть восприятия
Самоуважение
Самостоятельность
Самопожертвование
Самоотречение. Самоотрешение
Самоотверженность
Самообладание
Самоконтроль
Самодостаточность духа
Самодеятельность
Самобытность
Решительность. Решимость
Распознавание
Радость
Равновесие
Противодействие злу духом
Простота
Проницательность
Прозорливость
Признательность
Приветливость
Предусмотрительность
Преданность
Правдивость
Почитание Высшего
Постоянство
Познавательность
Подвижность. Приспособляемость
Победность духа
Патриотизм
Охранение Сокровенного
Отрешённость. Непривязанность
Открытость. Допущение
Отзывчивость
Ответственность
Отвага
Осторожность
Осмотрительность
Организованность
Оптимистичность. Жизнерадостность
Обаяние
Неутомимость
Непредубеждённость
Непоколебимость
Неотступность. Неуклонность
Неосуждение. Умение прощать
Нежность
Находчивость
Настороженность
Настойчивость. Упорство
Напряжение духа
Надёжность
Наблюдательность
Мужество
Мудрость
Молчаливость. Краткость
Миролюбие
Милосердие
Любознательность
Любовь
Ласковость
Культурность
Крепость духа
Искренность
Инициативность
Зоркость
Заботливость
Жертвенность
Духоразумение. Знание духа
Духовность. Качества духа
Духовное воображение
Дружелюбие
Достоинство духа
Дозорность
Доверие. Вера
Доброта. Добролюбие
Добросовестность
Доброжелательность
Дисциплинированность
Дерзание
Деликатность
Действенность
Даяние
Дальнозоркость духа
Готовность
Гибкость сознания
Героизм
Гармоничность
Восприимчивость
Воодушевление
Возвышенность
Внутренняя согласованность
Внимательность
Вмещение
Верность
Великодушие
Вежливость
Вдохновенность
Бодрость духа
Благородство
Благодушие. Добродушие
Благодарность
Бесстрашие
Бесстрастие
Беспристрастие
Бескорыстие
Бережность. Бережливость
Бдительность
Активность

Статьи из энциклопедии «Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды»

Воспроизводится по изданию:

 Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды / Сост., гл. ред. П.В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. -  М.: Академический Проект, 1999. 

 

 

Е. В. Зорина

 

Рерих (урожд. Шапошникова) Елена Ивановна (псевд. Н.Рокотова, Т.П. Сундри, К.Сент-Илер) (12.02.1879–05.10.1955). Род. в Петербурге, в знатной дворянской семье старинного рода Голенищевых-Кутузовых. Проявила себя талантливой пианисткой, выступала с сольными концертами. Встреча с Н.К. Рерихом (1899) и замужество (1901) определили всю ее дальнейшую жизнь. С 1916 семья Р. живет в Финляндии, в 1918 уезжает в Европу, а затем в Америку (1920-1923). В 1923 прибыли в Индию. К этому времени Р. сложилась как теософ, литературный и обществ. деятель. Интерес к вост. культурно-религ. традициям оформился в кн. «Основы буддизма» (1927), «Криптограммы Востока» (1929), «Знамя преподобного Сергия» (1934). 1924 - могут быть датированы записи личного архива Р., посвященные личной практике преображения (Р. называла ее «огненным опытом») и впервые появившиеся в печати в 1993. Р. участвует наравне с Н.К. и Ю.Н. Рерихами в Центрально-Азиатской экспедиции. В 1928 семья поселяется в долине Кулу; тогда же открывается ин-т Гималайских иссл. «Урусвати», почетным президентом-основателем к-рого становится Р. «Урусвати» [(Утренняя Звезда) - сакральное имя самой Р., данное ей Учителями)]. Р. ведет в журнале «Оккультизм и Йога» (Белград, с 1933) рубрику «Свободная трибуна» (последняя статья вышла в 1956). С согласия Р. в Риге (1940) были изданы 2 тома ее писем, охватывавших пери­од с 1929 по 1938. В 1934-1936 имела место переписка с Президентом США Ф.Д. Рузвельтом, в к-рой обсуждались проблемы междунар. отношений (в т. ч. США и России). Во время сборов к возвращению на Родину умирает Н.К. Рерих (1947). Власти СССР отказали Р. во въездной визе. Последние годы жизни Р. провела в Калимпонге (с 1947). Центральный труд семьи Рерихов, в создании к-рого Р. принадлежит ведущая роль - «Агни-Йога» («Живая Эти­ка»). Этот фундаментальный труд состоит из 15 книг и со­здавался с 1924 по 1937. Его основной задачей Р. считала «провозвестие» грядущего нового мира, пробуждение на­ходящегося в глубоком кризисе человечества от менталь­ной и духовной летаргии. Отсюда - принцип построения «Агни-Йоги» - мозаика, слагающая уникальную картину филос.-психол., космологических и этич. воззрений. Лю­бое из них м.б. найдено в любой кн. «Агни-Йоги». Филос. основание концепции Р. являются традиции вост. мисти­ческих учений, эзотерических школ (теософии, каббалы, герметизма, гностицизма), а также духовное ядро христианско­го вероучения, во многом утерянное последующей цер­ковной традицией. По убеждению Р., сокровенный смысл наиболее глубоких духовных учений является единым, и демон­страция этого факта - одна из краеугольных задач «Агни-Йоги». Непосредственным источником откровений «Агни-Йоги» явилось учение Махатм - духовных Учителей человечества, достигших более высокой ступени эволюции и полностью реализовавших свою низшую (физическую) и выс­шую (духовно-ментальную) природу. Весть о них Р. считала своей миссией и обязательным условием продвижения каждого вступившего на путь знания ученика. Футуроло­гия Р. пронизана духом творчества новой реальности, но­вого «этического космоса», в к-ром осуществляется эко­логизация этического и космизация социального, рассудочность сознания уступает место «сознанию-бытию», «всесознанию-сердцу» (подлинный разум человека, считает Р., - его сердце. См.: Сердце. Новосибирск, 1990). Центральное место в эволюции планетарного человечества Р. отводила России, «стране грядущего» (отсюда, кстати, написание «Агни-Йоги» на рус. яз. - «санскрите будущего»). В книге «Агни-Йога» отразился объективный процесс ремифологизации общественного сознания, процесс напряженного поис­ка новой мифолого-мировоззренческой модели бытия и в системном, и в методологическом планах. Творческий потенциал духовно-космической мифологии огромен, т.к. «Агни-Йога» выра­жает стабилизацию «духовной» сущности человека в отно­шении его телесности, осуществляет задачу единства мик­рокосма с макрокосмом в целях их прогресса. Р. разрабо­тала способ организации духовной среды, основанный на гармонизации структурных уровней человека-космоса. Антропология «Агни-Йоги» описывает эти уровни как су­бординированные, от высших к низшим в следующем по­рядке: Дух (Атма), Духовная Душа (в отличие от животной), высший разум человека - Манас, психоментальное тело, жизненный принцип (прана), физическое тело. Если чело­век не развивает свои высшие «тела» - принципы, их па­ралич вызывает неполадки низших принципов, в т. ч. и болезнь. Различается «индивидуальное» (бессмертное) начало человека и «личное», преходящее, эгоистическое; только первое способно извлечь сакральную информацию о реальном состоянии мира. Путь учения - последова­тельная психодуховная самотрансформация, но он (и на этом особо настаивала Р.) исключает старые методы аскезы, магии, телесного йогизма как не отвечающие более эво­люции в пользу естественного развития без ухода от жизни («среди кипения жизни храм утвердите»). Будучи знато­ком христианства и буддизма, Р. последовательно высту­пала против религиозного ханжества, узости и нетерпимости, омертвелости «бутафорских псевдомистических» церков­ных ритуалов (У порога нового Мира. М., Междунар. центр Рерихов. 1993. С. 153), призывала к очищению за­ветов основателей религий от позднейших выдумок, от­стаивала тезис о простоте и величии истины. В космоло­гической доктрине Р. сформулированы категории нового энергетического мировоззрения: беспредельность, психи­ческая энергия, огненная духовность, космический ритм и др. Огненная психическая энергия - изначальная (все ос­тальные - разновидности ее), всеобщая, космическая Этика является системообразующим фактором космоса (воля, напр., как нравственное и энергетическое начало, есть атрибут беспредельности наряду с пространством, вечностью и движением). Эволюция человека, по мысли Р., ведет к осознанию экзистенциальной сущности трех миров: физического, «тонкого» (астрально-психологического) и духовного («огненного»). Уме­ние воспринимать их через развитие собственных высших центров, аналогов неуничтожимого бытия, - и есть зада­ча нового этапа, а путь ученика выступает здесь как «путь сердца», в отличие от «пути ума».

Соч.: Листы сада Мории. Ч. 1. Зов. Париж, 1924; Ч. 2. Озарение. Париж, 1925; Община. Рига, 1926; Знаки Агни-Йоги. Рига, 1929; Беспредельность. Ч. 1-2. Париж, 1930; Иерархия. Париж, 1931; Сердце. Париж, 1932; Мир Ог­ненный. Ч. 1. Париж, 1933. Ч. 2-3. Рига, 1934-1935; АУМ. Рига, 1936; Братство. Рига, 1937; Знамя преподоб­ного Сергия Радонежского. Рига, 1934 (2-е изд.- М., 1991); Агни-Йога. Т. 1-3. Самара, 1992; Криптограммы Востока. М., 1992; Письма Елены Рерих. Т. 1-2. Минск, 1992; Письма Елены Рерих. Т. 3. Новосибирск, 1993. У по­рога нового мира. М., 1993.

 

 

А. В. Иванов

 

Рерих (Рёрих) Николай Константинович [27.09.(09.10).1874 - 13.12.1947] - художник, писатель, путешественник, общественный деятель, философ. Род. в Петербурге в семье юриста. В 1893 окончил гимназию фон Мая - одно из лучших частных учебных заведений Петербурга. По окон­чании гимназии поступает сразу в два учебных заведения Петербурга - в Академию художеств и на юрид. ф-т ун-та. В 1897 оканчивает Академию и приобретает широкую известность как оригинальный и самобытный худож­ник. Осенью 1901 произошло знаменательное событие в жизни Р.: его женой стала Е.И. Шапошникова, правнуч­ка М.И. Кутузова, двоюродная племянница композитора М.П. Мусоргского. С 1909 Р. - действительный член Академии художеств. С 1910 - председатель об-ва «Мир искусства». Еще в 1916 Р. тя­жело заболел пневмонией и вынужден был поселиться в окрестностях Петрограда, в Сердоболе (Сортовала), и от­туда лишь изредка приезжал в Петроград. Когда финский фронт отрезал Сердоболь от Питера, Р. оказался отрезан­ным от Родины. Началась жизнь семьи Рерихов в эмигра­ции. В течение года они живут в Лондоне, затем переезжа­ют в США. В 1923 переезжают во Францию, а потом в Индию. Начинается беспримерное в истории востокове­дения путешествие Р. по маршруту Индия - Гималаи - Тибет - Алтай - Монголия - Китай - Тибет - Индия. Длилось это путешествие 5 лет (с 1923 по 1928). Результа­ты экспедиции превзошли все ожидания. Был собран ги­гантский этнографический, зоологический, лингвистический и религиоведческий материал. Для его разработки был создан гималайский ин-т научных иссл. «Урусвати» во главе с Р., установивший связи со многими научными центрами мира. В 1929 Р. обращается к мировому сооб­ществу с инициативой по заключению международного право­вого Пакта о защите культурных ценностей при вооружен­ных столкновениях (т. наз. «Пакт Рериха»). Инициатива Р. получила мощную международную поддержку, однако лишь в 1954 была принята, на основе рериховского Пакта, «Га­агская конвенция 1954 о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Живя за границей, Р. всегда оставался патриотом своей страны и верил в ее счастливое будущее. Так, во время своего Центрально-азиатского путешествия он совершил в 1926 поездку в Москву, где встречался с Чичериным, Крупской, Луна­чарским и передал им послание Махатм - духовных Учителей Востока. Вплоть до последнего дня своей жизни Р. стремился вернуться на Родину. Смерть не дала осуществиться заду­манному. Р. скончался в долине Кулу в Индии. Надпись на камне возле его дома гласит: «15 декабря 1947 г. здесь было предано огню тело Николая Рериха - великого дру­га Индии». Духовное учение, провозглашенное Е.И. и Н.К. Ре­рихами, носит название Агни-Йога (или «Живая Этика»). В ее основе лежит идея закономерной эволюции Космо­са, органической составной частью к-рого является эво­люция человека и всего человечества в целом. Смыслом эволюции человечества является духовное просветление и духовное совершенствование с целью выхода из-под власти узкома­териальных интересов на широкую дорогу духовно-космического творчества и со-творчества. Основой духовной эволюции зем­ной цивилизации должен стать универсальный синтез зап. и вост. культур, современного и древнего сокровенного зна­ния, науки и религии. Особое место в осуществлении по­добного синтеза принадлежит России. В своих собствен­ных книгах Р. развивает и конкретизирует краеугольные положения учения «Живой Этики», стремясь сделать их понятными и убедительными для самых разных людей. Труды Р. - это не профессионально-академические сухие трактаты, а глубокие раздумья мудреца, просто и ясно говорящего о самых важных и сокровенных ценностях человеческого бытия: о любви и дружбе, о красоте и творчестве, о значе­нии повседневного труда и необходимости постоянного нравственного совершенствования. Р. утверждает свободу каждого человека в деле собственного жизнеустроения, но одновременно и его исключительную ответственность за судьбу целостного Живого Космоса, пронизанного огненной субстанцией мысли и потому всем существом своим отзывающегося на каждую нашу светлую (или дурную) мысль. Человек не есть чисто земной и телесный житель. Он несет в себе «искру» этих великих мыслеогненных космических энергий. Он - органическая часть бесконечной духовной иерархии Космоса и ключевое звено в его общем совершенствовании. Важнейшим фактором проявления и творческого приращения огненного «зерна» человеческого духа на земле является культура. Поэтому сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры, по Р., является важнейшей и насущнейшей задачей земного сообщества. «Что может заменить вопрос культуры? - пишет Р. в работе «Пути Благословения». - Продовольствие, промышленность - тело и брюхо. Но стоит лишь временно устремиться к вопросам тела и брюха, как интеллект неизбежно падает. Весь уровень культуры народа понижается. Во всей истории человечества ни продовольствие, ни промышленность не строили истинной культуры. И надлежит особенно бережно обойтись со всем, что еще может повысить уровень духа». Всю жизнь утверждая сущностное единство земных культур и демонстрируя их общую духовно-космическую устремленность, Р. тем не менее всегда подчеркивал значение понятия «Родина» и важность укоренения в национальной культурной почве. Провозвествуя неизбежность и животворность взаимного мудрого ученичества разл. племен и нац. традиций, Р. одновременно доказывал, что невозможно по-настоящему приобщиться к общечеловеческим культурным ценностям, не зная и не любя духовных ценностей собственного народа. В работе «Нерушимое» он писал: «Защита Родины есть и оборона культуры. Поверх каждодневной пыли сияет понятие Родины. Тот, кто осознает это понятие, пре­жнее и нерушимое, тот может почитать себя сознательным работником культуры... В любви к человечеству, в любви к Родине найдут молодые сердца неосудимое, светлое стремление к подвигу. В этом русском слове - в подвиге - заключено понятие движения, преуспеяния и неустанного созидательства».

Соч.: Цветы Марии. Берлин, 1921; Пути Благословения, Рига, 1924; Нерушимое. Рига, 1934; Врата в будущее. Рига, 1936; Из литературного наследия. М., 1974; Аптай-Гималаи. М., 1974; Избранное. М., 1979; Зажигайте сердца. М., 1990.

 

 

М. A. Мамонова

 

Рерих Юрий Николаевич [16(29).08.1902-21.05.1960] - востоковед. Сын Н.К. и Е.И. Рерихов. Детские и отроческие годы провел в Петербурге. В 1919 поступил на индоиранское отделение Ин-та вост. языков при Лондонском ун-те. В 1922 окончил отделение индийской филологии Гарварда (США). В 1923 получил степень магистра индийской филологии в Школе вост. языков при Парижском ун-те. Как ученый Р. сформировался во время Центрально-Азиат­ской экспедиции, предпринятой его родителями в 1923-1928. Многочисленные геогр.. этногр.. лингвис­тические наблюдения и обобщения легли в основу крупной работы Р. «Пути к сердцу Азии» («Trails to Inmost Asia», London, 1931). Р. выдвигает тезис об исторической взаимосвязи европ. и азиатского кочевого мира. Этому посвящена также работа «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (1931). Сменяющие друг друга коче­вые культуры, по мысли Р., - предмет специальной от­расли востоковедения - номадистики (науки о кочев­никах). Это был новый поход, т. к. прежде историю ко­чевых культур увязывали только с историей Китая. Темы исторических взаимовлияний России, Запада и Востока, а также тема Тибета (его истории, культуры и филос.) становятся лейтмотивом научного творчества Р. Меж­культурные влияния в эпической и религ. сфере отра­жены в иссл. Р. «Сказания о царе Гэсэре из страны Линг» (1942), где проанализировано своеобразие эсха­тологических представлений Запада в начале нашей эры и их влияние на эпос о Гэсэр-хане VI-VII веков н.э. Даже этимологическая связь имени Гэсэр-Kesar- Caesar позволяет, по мысли Р., проследить эллинисти­чески-римское влияние на северо-зап. Тибет. В 1948, вскоре после смерти отца, Р. покидает Кулу (где жил вместе с семьей с 1928) и в 1949-1957 работает в Вост. Гималаях. В 1957 возвращается в СССР, где и провел последние 2 года своей жизни. Включившись в разви­тие советского востоковедения, Р. внес огромный вклад в де­ятельность Ин-та востоковедения АН СССР, где воз­главил сектор истории религии и философии Индии, руко­водил тибетологическими работами, выступил иници­атором возобновления работы по переводу древних ли­тературных и философских памятников Востока I Bibliotheca Buddhica. При его участии и под его редакцией вышла в свет «Дхаммапада» в переводе с пали В.Н. Топорова (1960), в к-рой изложены основные морально-этические принципы раннего буддизма. Разрабатывая проблемы культурных взаимовлияний России и Индии, Р. подчеркивал осо­бую духовную близость двух народов. Он впервые предпри­нял попытку представить такие понятия, как «веда», «буддизм», «карма» в контексте русской духовно-философской культу­ры. Он ссылался и на своего отца, проводившего парал­лель между легендарной Шамбалой в Гималаях и русским Беловодьем на Алтае. В последние годы Р. много переводил и занимался сравнительными лингвистическими иссл. Он полагал, что Тибет до сер. XX в. являлся настоящим заповедником культурных архаизмов, сохранявшим и развивавшим традицию Махаяны, к-рая в самой Индии пришла в упадок на рубеже I -II тысячелетий. Анализ жизнеописания Дхармасвамина, тибетского пилигрима XIII в., освещает позднейший период духовной традиции средневекового буддизма. Иссл. Калачакры. филос.-ас­трологической концепции Тибета XI-XII веков, эзоте­рических знаний о Шамбале и о короле Шамбалы содержатся в последних работах Р. Несомненно, сам Р. испытал определяющее влияние тибетского буддизма на свое мировоззрение, как, впрочем, и остальные члены семьи Рерихов.

 

 

Начало страницы