ruenfrde
Бах И.С. Органная прелюдия ре минор.

Благородство

 С.Н. Рерих. Портрет академика Н.К. Рериха. 1937 г.Благородство духа – качество и чувство нравственной возвышенности, чистоты, самоотверженности мотивов и целей деятельности, уважительное и заботливое отношение человека к людям и миру. В литературе встречается примечательное метафорическое толкование: благородство = "родственность Благому". Возможно и такое понимание: "рождающий Благое".

Наличие благородства духа непосредственно свидетельствует о глубоких благих накоплениях человека в прошлых жизнях. По своей природе оно – синтетическое качество и отражает достаточно высокий уровень развития духовности человека.

Представление о благородстве как качестве избранных по рождению, т.е. людей, происходящих из знатных родов и богатых сословий, в Учении Живой Этики считается узким и неверным. Поэтому в названии этого качества уточняем полнее "Благородство духа".

Яркими показателями присутствия благородства духа и одновременно мощнейшими источниками его происхождения в человеке являются любовь, преданность и благодарность – качества, в очень большой степени требующие отрешения человека от собственного эго и признания достоинств и заслуг других людей. Благородство духа также раскрывается в прощении, неосуждении, великодушии, честности, бескорыстии, в соответствии слов и дел, в сочувствии и помощи людям, благотворительности и т.д.

Качество благородства содержит в себе готовность и сострадательное принятие человеком часто происходящей несправедливости в ситуации "отдачи-получения", так характерной для периода Кали-Юги. Благородный человек, с одной стороны, готов к самоотверженности, к бескорыстному даянию и, с другой стороны, одновременно готов к снисхождению и прощению людей за то, что они не только не отвечают в большинстве своем взаимностью, но быстро забывают хорошее и даже могут вредить. Ведь, к сожалению, бинарность такой причинно-следственной связи, как "получение помощи – благодарность", не являются до сих пор аксиомой поведения человека и общества. Поэтому подлинно благородный человек должен быть щедрым, но… без самоистощения, т.е. поступать в соответствии с принципами целесообразности и взаимодействия с другими людьми "по их сознанию".

Благородство духа – это внутренняя культура личности. И она нуждается в защите и отстаивании в каждодневных делах. Благородство напрямую связано с осознанностью и твердостью своих убеждений, верности им.

Благородство также означает высокое качество, красоту и одухотворенность различных проявлений человека или даже какого-либо явления (звучания, цвета, психической энергии). Облагородить – значит улучшить, возвысить, утончить, сделать прекрасным.

 

 

Близкие понятия: самоуважение, достоинство духа, самообладание, равновесие, самодостаточность, сознательность, терпимость, благодарность,  ответственность, чувство долга, справедливость, чистота, простота, свобода духа, самоотверженность, великодушие, человечность, духоразумение, чувствознание, мудрость, вмещение, победность духа, мужество, смелость..

 

 

Взаимодополнительные качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не впасть в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:

                               - Почитание Высшего

                               - Устремлённость к сотрудничеству

Благородство  и  - Стремление к совершенствованию

                               - Скромность

                               - Непривязанность

 

 

Что есть Благородство и его источники

Что благородно для человека

Что мешает благородству

Благородство энергии и веществ

 

    

Что есть Благородство и его источники

Н.К. Рерих. Калки Аватар. 1932 г.МО-3, 131. Когда люди научатся чтить Космические Законы, то, конечно, Космический Магнит укажет им путь к завершению. Тонкое понимание этого закона может облагородить все человечество. Великий закон может пробудить все благие устремления. Чистая, великая любовь рождает благородство духа, которое может переродить человека. Можно легко представить себе, как явлены будут все великие чувства, рожденные объединенным сердцем.

   

Письмо Е.И. Рерих. 11.08.1934 Связь ученика с его Гуру считалась и считается посейчас на Востоке самой священной, превыше всех связей кровных. (…)
Но тех, кто далеки от священного понимания ученичества, не следует насиловать, пусть идут своим путем. Ведь кратчайший путь, путь сердца, мало кому доступен, вернее, мало кем избирается, ибо требует великого качества преданности, этого редчайшего благородства, которое в наш век, отмеченный всякого рода суррогатами, заменено преданностью Золотому Тельцу!

   

Письмо Е.И. Рерих. 29.08.1934. …Скажите себе честно, можете ли Вы решиться на жизнь, полную самоотвержения, мужества и напряженной работы на Общее Благо, терпеливо ожидая, несмотря, может быть, на годы молчания, вести от Владыки? Но если Вам доступен путь сердца, требующий великой несокрушимой преданности, этого редчайшего по благородству качества, то путь Ваш может неожиданно и украситься и укоротиться. Все в руках самого человека. Пусть это ободрит и устремит Вас.

   

Иерархия, 182. Благодарность есть одно из главных качеств справедливости. Без справедливости нельзя достичь пути Великого Служения. Потому, указывая на необходимость познания благодарности, Мы лишь способствуем Великому Служению. Как прекрасна благодарность, ведь она легко зажигает огонь сердца и, как пред Образом Владыки, наполняет благородством дух. Неблагодарный, прежде всего, неблагороден. Называем благородством благие накопления прежних жизней, ибо на Земле начали считать благородство лишь по родителям. Нужно особенно развивать благодарность, она сестра преданности. Надо осознать, как трудно бывает Учителю сочетать лучшие возможности. Надо знать, как помогать огнем своего сердца.

   

Гр.А.Й. 1963 г. 389. (Гуру). Признательность и благодарность вышестоящим – качество, весьма редкое в людях. Чаще уявляются их противоположные свойства. Их на себе испытуя, со стороны неблагодарных и непризнательных, будем стремиться выжечь в себе даже малейшие следы этих недостатков. Неблагодарный – не благороден. Непризнательный отрицает и в нас и в себе то, без признания чего он не может двигаться дальше, то есть сам преграждает свой путь. По этим качествам, признательности и благодарности, можно судить о готовности сознания, прикоснувшегося к Учению Жизни.

     

Н.К. Рерих. Тангла. Песнь о Шамбале. 1943 г.Письмо Е.И. Рерих. 30.06.1948. Признательность – такое редкое и благородное качество! Помните, как Сказано: "Огни признательности много выше других приношений", – так оно и есть.

 

Письмо Е.И. Рерих. 13.10.1948. …Одно из главных качеств на пути духовного продвижения – именно благодарность или признательность. Это редчайшее и благороднейшее качество слагает лучшие ступени восхождения. Оно укрепляет и преданность и украшает Любовь – венец нашего Бытия. 

   

Письмо Е.И. Рерих. 8.11.1954. Благодарность считается одним из лучших качеств, это признак большого и благородного сердца.

   

Письмо Е.И. Рерих. 11.07.1935. Победа и успех завещаны, и разве до сих пор не было так? Они были результатом больших битв, но сколько знания и опыта приносила каждая битва! Родные мои, дух мой любит битвы! Битва духа есть самое высокое и благородное действо! Ибо, истинно, высокие мысли неистребимы!

   

Община, 218. Известное состояние материи складывает человеческую особь, вызывая к жизни сознательную индивидуализацию, – с этого момента начинается борьба против общины. Когда в человеке, как говорят, пробуждается зверь, именно тогда индивидуализация, без питания сознания, обращается в злостный эгоизм. Тогда начинается поход против просвещения и сотрудничества. Эгоизм не становится благородным осознанием личности, такой эгоизм возвращается к звериному состоянию, утратив групповые ценности животных. Такой человек хуже зверя. Можно ли строить общину из этих звероподобных, не имеющих общего языка? Тогда строители должны пересмотреть основы человеческой индивидуальности. Всякая рамка, всякая программная условность должны быть проверены, но проверять могут лишь люди мужественные, ушедшие от уз условностей. Так нужно хранить подвиг человеческой личности.

   

Надземное, 425. Урусвати знает великое значение воспитания. Оно есть питание всем возвышенным и утонченным. Люди могут понять, что бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Но одно образование еще не восполнит воспитания. Каждый ребенок приходит в земную жизнь с уже сложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить ее. Нужно, чтобы наставники осознали эту истину. Они должны, прежде всего, распознать неизменную сущность ребенка и уже по этой мерке прилагать все остальное.

 

Рерих Н.К. "Вехи Культуры". …Великие традиции искусства мы должны всячески охранять и укоренять в современную жизнь. Иначе, откуда же придет благородство духа? Как же будет расти достоинство человечества? Откуда же снизойдет осознание широкого сотрудничества и взаимное доверие? Все из того же неисчерпаемого источника, светоносного, благословенного творчества. Жизнь преображается подвигами Культуры. Трудны они во времена узкого материализма, но тем не менее мы знаем, что лишь эти подвиги составляют двигательную силу человечества. Свет един, и поистине международны врата к нему и доступны они для всех искренних искателей света.

 

С.Н. Рерих. Николай Рерих. 1936 г.Рерих Н.К. "Правильный путь". Какое же созидание возможно без башен Красоты, Знания – без всех сокровищ того блага, которое мы называем культурой? Мы уже давно поняли, что одна цивилизация, один белый воротник, гольф и телефон еще не есть устои культуры. Без творчества, без путей эволюции нам нечего и летать, ибо мы будем ставить себе лишь задачи скорости, но не качество приносимых вестей. Признаки прогресса обязывают думать о культуре, ибо без этого мы опять будем попадать в хаос неразрешимых механических проблем. …Все созидательные элементы стремятся к взаимному пониманию. Язык творчества и есть тот общечеловеческий язык, понимаемый сердцем. А что же может быть более светоносно, более взаимопонятно, нежели язык сердца, перед которым все звуковые наречия являются скудными и примитивными? Только творчество во всем его многообразии вносит мирную объединяющую струю во все жизнестроение. И тот, кто, несмотря на окружающие затруднения, стремится по этому пути света, тот выполняет насущную задачу эволюции. (…)
…Вполне естественно желание каждого мыслящего человека жить в стране культуры. Но для этого каждый мыслящий человек должен неустанно вносить культурные основы как в общественную, так и в личную жизнь. Богатство само по себе еще не дает культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны. Он понимает священную ответственность и сознает прекрасную необходимость неустанного строительства. И те, кто принесут факелы красоты, те осмыслят жизнь своих близких. Ведь культура, по-своему, есть служение Свету. А Свет – един.

 

Рерих Н.К. "Творящая мысль". Эволюция наша неизбежно приближается к благословенному синтезу. Имею в виду неограниченную творческую мысль, которая в прекрасных формах и красках творит крылья человечества. Эта творящая мысль, украшенная всеми основами, всеми красотами созидательных законов, ведет человечество в высь, приготовляет его к принятию эволюции, и от меньшего сердца до сердца государства и части Света устанавливает великое понятие Прекрасного, которое в существе своем свойственно всем векам и народам.

Из этого чувства Прекрасного рождается и благородство духа, постоянное творчество, героизм и подвиг. Из того же источника истекает и оптимизм, так необходимый, ибо каждое отрицание не творяще.

Все человечество разделено на "да" и "нет". Мы же пребудем всегда с теми, в природе которых звенит открытое светлое "да". Берегитесь утверждать "Я" и "нет". 

   

Письмо Е.И. Рерих. 11-15.02.1938. Как в самые мрачные времена, лучшие люди клеймятся титулом шарлатанов и опаснейших людей. Костры инквизиции преобразились в иные орудия, и палачи переменили свое одеяние, но сущность осталась все та же. Потому нашему веку не пристало похваляться своей цивилизацией, ибо мы оказались лишь цивилизованными дикарями. Культура не успела облагородить сложенную наспех цивилизацию. Кстати, и само слово "Культура" оказалось неприемлемым для большинства. Они почуяли, насколько высокое значение этого слова находится в дисгармонии с их внутренними накоплениями.

   

Письмо Е.И. Рерих. 8.01.1944 14.08.1946. Ведь наступающая Эпоха приоткроет и завесу над Миром Надземным. Многое станет очевидным и доступным земным чувствованиям. Именно это радует меня. Границы между духовным и материальным, между земным и надземным начнут постепенно стираться, и люди еще при земной жизни будут сознательно готовить себе приложение в Мире Надземном. И сама земная жизнь не будет бессмысленным обрывком, но явится сознательным творчеством, выполнением и продолжением принятого на себя задания в обоих мирах! Можно представить себе, как облагородится и ускорится эволюция [Земли], а пока что человечество занято усиленным самоистреблением…

 

Н.К. Рерих. Святогор. 1942 г.Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце».

77

Гордость духа

Тело болеет, тело испытывает холод и голод. Дух помогает телу, но знает — это не он. Астрал страдает от ударов судьбы и людей, он охвачен и терзаем множеством чувств и страстей. Дух помогает астралу преобороть смятение чувств, но знает — это не он. Царь духа тот, кто не отождествляет себя со своими оболочками и их личной судьбой. Ничто не может коснуться его, если он сам не прикоснётся к скалам и пропастям земным. Назначение духа — возносить материю, а не опускаться вместе с ней. Не ощутивший существование своего духа не может в своём сознании отделить его от его временных форм.

Каждая оболочка стремится к самодовлеющему существованию за счёт других тел, и главное — духа. Идёт борьба за существование и господство того или иного принципа. Но наступает эра сотрудничества во всём, в том числе и в человеке, или в том сложном комплексе различных энергий, который являет собою человек. Господство духа над всем остальным человеком есть царство духа. Только он может привести к сотрудничеству часто несгармонизированные и антагонистические составные части человеческого существа.

Дух есть то, что живёт вечно. Личность человека есть то, что сменяется постоянно, потому гордость духа есть осознание своего бессмертия.

14 апреля 1952 г.

369

Что если вместо обид и всяческих претензий постараться сделать самое лучшее, на что ты способен? Делать это неукоснительно, постоянно, неуклонно, невзирая ни на какие случайные обстоятельства? От этого метода ученик ничего не потеряет и в худшем случае будет в будущем вознаграждён пространственной справедливостью. Но в подавляющем большинстве он добьётся своего – установит сердечную связь со своим ближайшим звеном и будет пользоваться всеми благами такого контакта. Можно добиться своего разными путями, но этот будет наиболее достойным и благородным. Благородство в том, чтобы не снижать высокого уровня своих действий ни при каких обстоятельствах.

20 августа 1956 г.

   

 

Что благородно для человека

С.Н. Рерих. Возлюби ближнего своего ("Господом твоим"). 1967 г.Письмо Е.И. Рерих. 16.05.1934. …Он должен бесповоротно, главное, без страха следовать избранному пути. Разве он знает, что карма готовила ему и что она может готовить ему при Высшей Помощи? Только Владыка знает это. Потому пусть доверится всем существом своим Великому и Сердечному Водительству. (…) Потому пусть в сердце своем найдет то прекрасное и благородное доверие, которое делает нас героями на всех планах бытия. Пусть он займет свое место среди героев Духа, героев Великого Служения на Благо человечества. Что может быть прекраснее и выше этого! Это и есть наше единственное, неотъемлемое, вечное и ценнейшее завоевание и достояние! Итак, будем героями!

   

Письмо Е.И. Рерих. 12.02.1935. …Отсюда и то великое почитание индусами духовного Гуру. Они видят в нем истинное Проявление Высшего Начала, именно, в этом Венце Творения, в человеке, достигшем высшего совершенства раскрытием заложенного в нем Божественного Потенциала Познания. Уподобимся же им в этом благородном качестве почитания и преданности и, найдя своего Гуру, принесем ему свое пылающее благоговением и преданностью сердце.

   

Письмо Е.И. Рерих. 17.03.1950. Всегда помните и храните в сердце благородную самоотверженную Душу Великого Владыки и никогда не позволяйте никому и ничему помешать или встать между Вами.

     

Письмо Е.И. Рерих. 9.08.1937. Кришна был царского рода и сам был царем, и все его Учение проникнуто благородным мужественным духом и кульминировало в форме прекраснейшей поэмы, посвященной великой Битве на поле Курукшетра.

   

Письмо Е.И. Рерих. 27.12.1948. …Я также предлагаю Вам ознакомиться с Учением Благословенного Будды, этого Гиганта Сердца и Мысли, чье Учение остается непревзойденным по своему благородству, величию и понятию об ответственности человека перед мирозданием. Он был первым великим Реформатором, который бесстрашно провозгласил: "Верьте – не потому, что существуют те или иные древние рукописи, и не потому, что это ваша национальная вера, которой вас учили с детства. Обсудите свою веру, проанализируйте ее и, если вы найдете, что она может приносить добро людям, проводите ее в жизни сами и помогайте другим жить согласно с нею". ЗНАТЬ – есть основная нота Учения Будды.

   

Письмо Е.И. Рерих. 6.12.1953. Юрий уехал в Дели в связи с основанием Буддийского центра в Калимпонге. В прошлом году проект был одобрен правительством… Программа, предложенная Юрием, была одобрена, и даже был выделен грант, но Юрию об этом даже не сообщили. (…)
Так, моя любимая дочь помогла великому и благородному делу – основанию института для изучения и распространения величайшего и благороднейшего Учения и философии, крайне необходимых в наши смутные времена.

   

Письмо Е.И. Рерих. 20.11.1949. Облик Христа настолько прекрасен, благороден и мужественно суров в своем полном самоотречении, что при памятовании о Нем я всегда ощущаю горение физическое в своем сердце.

   

Письмо Е.И. Рерих. 7.05.1939. Знаю, как многие осуждают Толстого, не дав себе труда ознакомиться основательно со всеми его трудами. Осуждающие его за отход от Христа думают, что отход от церковного Христа уже означает отрицание Христа. Но именно поиски Христа Живого, а не безжизненного идола, каким Он представлен сейчас церковью, было благородною целью жизни Толстого. И он нашел Его.

   

Письмо Е.И. Рерих. 7.12.1937. И все же как много мудрой радости в готовности служить Великим Братьям Человечества, в отдаче своего сердца Великому Учителю, в преданности до самого конца! Люди, которым незнакомо это наиболее благородное чувство, не понимают, чего они лишают себя.

   

Письмо Е.И. Рерих. 11.12.1934 …Не зазывайте никого на путь Учения и подходящих предупреждайте, что жизнь их от этого не станет легче. Правда, для сильных духов она украшается всею радугой Высших Радостей, но для этого нужно обладать благороднейшим и редчайшим качеством ПРЕДАННОСТИ. Именно это качество является лучшим свидетельством прежних духовных накоплений, потому оно так редко встречается. Большинство приходит с целью облегчения своего бремени и желанием возложиться. Очень редки стремящиеся к истинному познанию и принесению своих сил на строительство Общего Блага. Потому не огорчайтесь малым числом верных последователей.

   

С.Н. Рерих. Профессор Николай Рерих. 1942 г.Письмо Е.И. Рерих. 15.02.1950. Я никогда не устану повторять, что преданность – самое мощное, самое благородное и прекрасное качество нашего существа. Сердцу, которое преисполнено этим качеством-адамантом, многое может быть доверено и открыто.

   

Письмо Е.И. Рерих. 31.12.1936. Без основ Живой Этики, без художественного творчества, без благородного женского начала человек придет в одичание. Если Вам скажут, что все эти принципы не новы, то скажите, что новизна их заключается в том, что по сие время все они оставались в небрежении. Нравственная сторона жизни в падении ее довела человечество до Армагеддона. Пренебрежение к творчеству наполнило жизнь безобразием. Пренебрежение к вопросам женского начала составило позор нашей эпохи.

    

Письмо Е.И. Рерих. 18.04.1935. Задание, или, как я люблю это называть, искусство творить отношения с людьми и среди людей, есть величайшее из всех искусств. Нет более благородной деятельности, нежели миротворчество, – но она и самая тягостная, и самая трудная.

    

Письмо Е.И. Рерих. 20.09.1935. Служение Общему Благу, сообразно с возможностями и средствами каждого, является благороднейшей обязанностью и самой прекрасной нашей задачей.

     

Письмо Е.И. Рерих. 31.12.1936 Вы имеете перед собою и необозримую задачу охранения культурных ценностей. Проведение в жизнь Пакта и Знамени Мира есть та благородная обязанность, которую мы должны по мере сил выявлять во всей нашей жизни. Если общественный голос однажды не будет услышан, то это не значит, что его не следует повторять и твердить со всею стойкостью. Ведь охранение культурных ценностей живет не только в пределах правительств, но именно в сознании народных масс. Ваша задача – прежде всего всеми лучшими мерами подымать это сознание.

    

Письмо Е.И. Рерих. 4.04.1940. Сотрудничество во имя лучшего будущего – это ли не первейшая, величайшая и наиблагороднейшая задача человечества. И задача эта накладывает на всех суровую обязанность самоусовершенствования при широкой вместимости и терпимости.

    

Письмо Е.И. Рерих. 8.01.1944. Я глубоко ценю Ваши усилия, направленные к достижению лучшего взаимопонимания между народами. Эта благородная идея должна стать целью каждого сознательного человека, но пока лишь незначительное меньшинство понимает ее значение и неотложную необходимость.

Если люди хотят увидеть вместо Хаоса Новую Эпоху Процветания, они должны осознать, что Переустройство Мира может быть достигнуто только на основе нового понимания доверия и сотрудничества между народами.

Да будут благословенны все Ваши благородные усилия.

    

Письмо Е.И. Рерих. 21.08.1931. Здравый смысл и сознание Великого Образа Учителя подскажет, как убога всякая попытка деспотизма и сколько благородства в сознательной кооперации. Сильный дух сумеет побороть некоторые атавизмы, а согретое любовью сердце начнет излучать чудесные притяжения. В устремлении духа рождается благородство смелости и справедливости. Утверждайтесь в смелости и дерзании…

    

Надземное, 734. Теперь настает время, когда мысль человека должна быть изучаема. Она быстрее света. Она образует покров мощный над Землею, но часто ли мысль бывает благодатной? (…)

Прост Завет, что нельзя прожить ненавистью, но современные вожди только и кричат о необходимости ненависти. Они не знают о мощи мысли и о Карме. Кто думает, что зло можно истребить злом, тот ошибается. Даже такой ужас, как война, не может быть прекращен ненавистью. Много благородных мыслей спасут человечество. Воины-герои образуются не ненавистью, но пламенной волей добра.

    

С.Н. Рерих. Пандит Дж. Неру. 1946 г.Письмо Е.И. Рерих. 12.10.1932. "Битва против самых темных сил должна вызывать самое благородное мышление. Будем же светлы и осмотрительны". Родные наши, благородное мышление, о котором говорится, обязывает нас сугубо следить за собою, за своими мыслями и поступками, прежде всего, в отношении друг друга и ближайших соприкасающихся с нами лиц. Ведь тысячи глаз устремлены на нас в напряженной зоркости, и не будем скрывать от себя, что зоркость эта в большинстве случаев обострена желанием усмотреть легко уязвимое место для своекорыстных целей, для разрушения. Главное, мы должны всемерно избегать взаимного подрывания перед посторонними. Это делается в мелочах, в мыслях, в улыбках. Нельзя допустить, чтобы посторонние могли замечать расчленение дела, сильного лишь своим единством.

 

Рерих Н.К. "Преображение жизни". Как же необходимо всеми мерами очистить качество мышления, чтобы не унижать и не обезображивать прекрасные завоевания человеческого гения. В школах уже начинают говорить иногда о необходимости развития творческого начала и организации мысли. Если из этого благого предприятия не будет сделана убийственная стандартизация, то, может быть, где-то произойдет толчок, который поможет школьным поколениям задуматься над тем, что есть благородство мысли? Что есть героизм? Что есть самоотвержение и самопожертвование? И именно тогда кто-то поймет ту простую истину, что лишь отдавая мы получаем и жертвуя мы обогащаемся. И поймет это не только в узко материальном значении, но и во всем том истинном богатстве, источником которого является дух. (…)

…Понятие благородства и достоинства мышления не есть ханжество, но есть признак истинного творчества, которому обязывает нас Божественная искра духа человеческого. Укрепляясь взаимно сами, мы скажем эти же слова и школьным поколениям. (…)

Благородство и героизм для нас пусть не будут отвлеченностью, но пусть сделаются почетными гостями наших повседневных трапез.

     

Письмо Е.И. Рерих. 9.01.1935. Несмотря на тяжкое бремя и подчас непомерное напряжение, я благословляю судьбу, давшую нам возможность учиться на жизненных трудностях. Опыт и знание людей, приобретенные за эти труднейшие годы, явились источником радости, ибо дали возможность предвидения и правильной оценки событий. Проходить жизнь с открытыми глазами, в сознании исполняемого долга есть благороднейший и счастливейший удел и мудрая радость.

    

Письмо Е.И. Рерих. 17.06.1946. …Именно облагораживание качеств и свойств и очищенная внутренняя сущность его (человека – сост.) создают и очищение и оздоровление окружающей атмосферы, его магнитные излучения привлекают лучшие вибрации и подымают настроение и сознание людей, приходящих в соприкосновение с ним. Ведь в каждом воплощении среди встреченных людей больше половины наши кредиторы и должники, и тогда такая духовная терапия при соприкасании с излучениями очищенной внутренней сущности действует много сильнее земных мер расплаты. "Помощь в духе – наисильнейшая", хотя, может быть, она и не осознается получающими ее.

    

Гр.А.Й. 1963 г. 6. (М.А.Й.). Нельзя вырвать из сознания свойства, вложенные в человека природой, но очистить их и овладеть ими можно. Нельзя уничтожить чувство голода или жажды, но победить их возможно и не дать власти им над собою. И жизнь дает широкие возможности упражняться в этих преодолениях. Надо очистить сознание от звериного наследия и облагородить многие свойства природы человеческой, надо трансмутировать их, но не уничтожать. Аскетизм Учением не одобряется, а также подавление и истязание плоти, но преображение всех этих свойств человеческой природы необходимо, чтобы двигаться дальше и чтобы они не только не мешали, но, наоборот, вдохновляли и возвышали человека.

    

Гр.А.Й. 1957 г. 449. Нужны люди, горящие духом. Пусть приходят ко Мне даже отягощенные недостатками своими. Силой Моею в Башне Моей перелью то, что каждый принес, в металл благородный, если во Мне устоять до конца. Потому Говорю: "Устремитесь ко Мне, но, устремившись, не обратитесь обратно вскоре во тьму, из которой пришли". Требую непреклонного решения со Мною идти до конца, не отговариваясь ничем и не ссылаясь ни на что. Что из того, что кто-то именно из-за достоинств своих, или недостатков, или добродетелей, или слабостей от Меня отдалился и отошел! Не все ли равно, что отделило его от Света. Но заслуга того, кто, несмотря на все недостатки свои, за Мною идет неуклонно. Неуклонным следованием своим дает он возможность трансмутировать энергии свои в направлении должном. Вы ко Мне устремитесь, и будет вам благо. Со Мною дойдете, несмотря ни на что, ибо слабости ваши Обращу в силу, а неудачу – в удачу. Но сосредоточьте все ваше во Мне. Но сердцем всем Свету предайтесь.

    

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха в тибетском одеянии (Портрет профессора Николая Рериха в тибетском платье, сидящего перед тибетской настенной росписью). 1933 г.Гр.А.Й. 1962 г. 181. …Все продолжается в Беспредельность, конца ничему нет – ни одному действию, ни одной мысли. Каждое действие и каждая мысль только звено цепи, протянутой из прошлого, не имеющего начала, в будущее, не имеющее конца. Но, творя это звено, во власти человека сделать так, чтобы металл его был наичистейшим и благородным. Цепь причин и следствий, или канат Кармы, состоящий из множества нитей, каждая из которых вплетается в канат человеческой волей. Выбирать элементы, входящие в нити, можно по воле своей. Каждая продолжается в будущее, составляя его неразрывную часть.

    

Гр.А.Й. 1958 г. 194. Как понять действия человека, если не учесть того, что в настоящем уявляется его прошлое. Бесполезно пытаться выбросить его из памяти, цепь непрерывна, одно звено связано с другим. Забыть неразумно, ибо каждый момент настоящего будет продолжением прошедшего. Возможно одно – вплести в него новые нити, или звенья металла заменить лучшим металлом, более благородным. (…) Нити каната или звенья цепи можно сделать светлыми и сияющими, и тяжелую ржавую цепь сделать иной, драгоценной.

    

Письмо Е.И. Рерих. Апрель-май 1952. Возможно, Вы также помните благородное чувство верной дружбы, которое когда-то связывало нас.

    

Письмо Е.И. Рерих. 27.11.1937. …Впрочем, надо отдать ему справедливость, что каждый раз он имел редкое благородство признаться в своей ошибке.

     

Община, 16. Главная опасность… ускорения передвижения заключается в повышенном ощущении безответственности. Выходя за пределы обычного, человек становится легким, но по грубости чувств теряет сознание ответственности.

Кто может летать со скоростью четырехсот миль в час или взлетать выше других, приобретает психологию кулачного чемпиона, и сознание духовной ответственности покидает его.

Облагородить завоевание можно, лишив его всякой спортивности и направив на труд. Мчись на спасение несчастных, лети на соединение человечества! Тогда эти завоевания войдут в эволюцию, ибо люди должны ввести в обиход стремления надземные, не забывая об ответственности. Пока эти завоевания остаются в стадии уродливых центавров. Когда люди поймут, куда и зачем они должны лететь, тогда можно будет удесятерить летающие аппараты.

    

МО-2, 42. Но как же втиснуть подвиг в жизнь будней? По счастью, каждое сердце уже представляет кошель для подвига.

Во все времена население делилось на оседлое и кочевое. Кочевое передвигалось мощью искания достижений, не было у них места своего, но для будущего они находили силы достижений. Такое стремление сердца вложено в каждую человеческую жизнь. Нужно среди остатков мощи подвига найти это благородное неуспокоение, ведущее в будущее, – только так можно не застрять в тенетах прошлого. (…) Свобода сознания рождает героев. Дисциплина духа утверждает мудрецов, но только невежды могут понять будущее, как новую постель. Лучше представить себе движение и полеты.

    

Надземное, 623. Человек должен пребывать в подвижности, в готовности к подвигу, но он должен опираться на посох незыблемости. Только в таком сочетании путник преуспеет. (…)

Не смешайте шатание с поиском, который имеет в себе поступательное движение, такую подвижность назовем благородной. Также незыблемость осознания основ назовем благодатной.

    

С.Н. Рерих. Портрет Елены Ивановны Рерих. 1937 г.Письмо Е.И. Рерих. 22.06.1936. Закончу послание из буддийской "Ангуттара Никайа": "Воины, воины – так зовем мы себя. Мы сражаемся за благородную доблесть, за высокие стремления, за высшую мудрость, потому зовем мы себя воинами".

    

Письмо Е.И. Рерих. 2.06.1934. Патриотизм есть высокое, благороднейшее и священное чувство, но узкий национализм есть саморазрушение...

    

Письмо Е.И. Рерих. 23.04.1939. Какие напряженные дни переживает мир! Потому так ценны слова Вашей страны: "Каждый сын своей отчизны всегда должен быть готов последовать зову своей родины. Ни одна мать еще не родила такого сына, который был бы слишком хорош для того, чтобы принести в жертву своей родине. Слабый народ, который при первой возможности складывает оружие, заслуживает в лучшем случае только жалость. Лучше умереть с честью, нежели пребывать в рабстве". Всеми силами души подписываюсь под этими благородными словами.

    

Письмо Е.И. Рерих. 15.04.1936. Согласна, что опасно критиковать судопроизводство. Вообще лучше меньше критиковать, но можно дать несколько положительных советов, сказав, что Правосудие есть явление благородства государства. Судьи должны пройти испытание и с точки зрения познавания сердца человеческого. Отметить можно также и желательность скорости судопроизводства и подвижности законов. Нет ничего страшнее мертвых законов, ибо в Космосе каждый закон прежде всего целесообразен. Ведь законов столько, сколько ступеней сознания!

    

Письмо Е.И. Рерих. 17.05.1938. И судьи, вынесшие неблагоприятное решение под давлением чиновника, которого Вы знаете, конечно, повинны в не меньшем преступлении. Но имя судьи, который проявил самоуважение и благородство, возражая против всех пунктов вынужденного решения его коллег, навсегда останется в наших сердцах.

    

Письмо Е.И. Рерих. 3.09.1938. Никто не имеет смелости и благородства твердо высказать свое мнение и придержаться его. Каждый хочет оставить себе какую-то лазейку в другую сторону. Так и все страны запутались сейчас в неслыханных компромиссах, допущенных двойственностью в мышлении и действиях. Эта двойственность и есть болезнь века, близкая, вернее, сродни спекуляции, и она во всех случаях губительна.

    

Письмо Е.И. Рерих. 2.09.1948. Принятие Пакта – настолько благородное действие, что страна может гордиться тем Правителем, который утвердил это принятие.

     

Письмо Е.И. Рерих. 13.09.1948. Из-за того, что кто-то не смог полностью осознать культурного значения Пакта, не значит, что идея эта должна быть отставлена. Сама Идея настолько благородна, прекрасна и насущна, что мы, осознающие служение человечеству, должны настаивать на выяснении этого вопроса положения Пакта в Южной Америке и утвердиться на новом проведении его в дружественных странах…

   

Письмо Е.И. Рерих. 7.01.1939. Недавно прочла биографию Марии Склодовской-Кюри, написанную одной из ее дочерей. Какая это была самоотверженная труженица! Сколько истинного геройства и самоотречения! И, как обычно, несправедливости, преследования зависти и клевета возрастали по мере роста значения ее работы. Книга эта должна стать путеводной для многих и многих женщин. Написана книга с сердечным проникновением и с благородною сдержанностью. Дочери ее унаследовали исключительные дарования своих родителей.

    

С.Н. Рерих. Женщина из племени Гадди. 1961 г.Письмо Е.И. Рерих. 27.02.1940. Так в Индии сейчас расплодилось довольно много всяких Гуру, Махариш и Парахамс, но все они не достойны развязать ремень у сандалии Рамакришны и Вивекананды. Рамакришна при жизни был так прост, что именно эта благородная простота не могла быть воспринята надутыми гордецами. Им ближе всякие Парахамсы и Махариши, устанавливающие свое происхождение от Солнечных Богов и учащие механическим приемам хатха-йоги. Истинно, "рыбак рыбака видит издалека"!

    

Письмо Е.И. Рерих. 17.04.1934 Когда мы окружены столькими несчастными сиротами, неужели же мы не найдем в себе великого материнского чувства к ним? Неужели при ее "горячей любви к детям" она не могла удовлетворить ее, взяв на воспитание одного из несчастных брошенных сирот? Сколько благородства было бы в этом поступке, и кто знает, может быть, она воспитала именно своего истинного сына или дочь. Карма изумительно сводит нас с духами, связанными с нами в прошлом.

    

Письмо Е.И. Рерих. 26.04.1934. Теперь Вы спрашиваете, следует ли Вам заняться изучением целебных трав? Крайне полезно, и особенно если Ваш учитель окажется тем, на что он претендует.Всякое знание – благо, и эта область, конечно, очень благородна и захватывающе интересна. Постарайтесь воспользоваться этим необычным случаем.

    

Письмо Е.И. Рерих. 11.12.1934 Деятельность доктора – одна из самых благородных и, если есть возможность, почему не заняться ею?

    

Письмо Е.И. Рерих. 31.01.1940. Действительно, работа над распространением книги является одной из самых благородных. Человек, приобщившийся к книжному делу, имеет столько невидимых друзей, и одна эта мысль должна окрылять такого деятеля".

 

 

Что мешает Благородству

Письмо Е.И. Рерих. 21.09.1934. Да, мир представляет из себя воистину сумасшедший дом! Все высокое, все принципы благородства и примитивной разумности и ответственности забыты и попраны людьми.

 

Сердце, 523. Понять нужно, что есть мысль малая. Она, как насекомое, подсекает все самые сильные побуждения. Нрав самый настойчивый расшатывается уколами малых мыслей. Казалось бы это повторено и уже надоело, но, когда приходит время действия, люди забрасывают себя облаком осколков малых мыслей. Самые благородные решения стираются под слоем постыдных мыслей. Мешают подвигу прежде всего не столько сомнение, сколько бесформенные мысли, порожденные старыми привычками. Утверждаю, что не трудно освободиться от привычек, если достаточно перенесем сознание в будущее.

   

 

Благородство энергии и веществ

Община, 26. Если материя всюду, то даже свет оставляет свою протоплазму. На все световые явления нельзя смотреть, как на случайности. Некоторые глаза улавливают сеть света. По благородству энергии света все эти образования очень красивы. (…) Учите любить образования света. Не столько образы, запечатленные на холсте, сколько подсмотренные вибрации света имеют значение.

   

Агни Йога, 535. Из составных частей развитых аур особенно трудно видеть насыщенный зеленый и благородный рубиновый. Два противоположения – изумруд и рубин. Первый есть синтез, и второй есть самоотверженность подвига. В туманных проявлениях оба могут встречаться, но чистыми можно видеть их редко, как редко бывают синтез и подвиг. Изумруд ближе к "чаше", рубин – к Глазу Брамы.

 

Сердце, 387. Масло деодара называли сердечным бальзамом. Действительно, некоторые вещества принадлежат к сердцу природы, и благородство их несет очищение сердца. То же и в розе, и в мускусе, и в янтаре. Называю вещества различных состояний, чтобы очертить размеры сердца природы.

   

Сердце, 387. Масло деодара называли сердечным бальзамом. Действительно, некоторые вещества принадлежат к сердцу природы, и благородство их несет очищение сердца. То же и в розе, и в мускусе, и в янтаре. Называю вещества различных состояний, чтобы очертить размеры сердца природы.

 

 

Начало страницы