ruenfrde
Чайковский П.И. Танец феи Драже (Щелкунчик)

Осмотрительность

С.Н. Рерих. Спасаясь от бури. 1953 г.Осмотрительность – познавательно-волевое качество человека, означающее сугубо внимательное, осторожное и бережное отношение к окружающим людям и течению событий, а также цельный, вдумчивый подход к решению жизненных задач и согласованный с ними образ действий. Осмотрительность ведёт к усиленному сосредоточению на цели своей деятельности с тем, чтобы ничто не отвлекло и не увлекло сознания в сторону от главного и необходимого.

Это качество сопровождает мужество, активность, действенность, и оно далеко от боязливости, погружения в сомнения и медлительности. Что же даёт ему силу, не ограничивающую, а расширяющую направленность действия? Что такое присутствует в нём, что не тормозит и не останавливает дерзости, стремительности и решительности, а проявляется и развивается вместе с ними? В Учении Живой Этики подчёркивается, что проявление этого качества всегда должно быть соизмеримо, сопоставлено и согласовано с духовным началом человека, средоточие которого – в сердце. «Допустите хотение духа, – призывает Духовный Учитель. – Упражняйте осмотрительность, сопоставляя с духовным сознанием. Спрашивайте себя: «Как хочет дух?» Ступень знания духа важна»1.

Осмотрительность оберегает человека от крайностей и неправильных шагов и тем самым особенно побуждает проникать в собственные глубины сознания, прислушиваться к голосу сердца, верить ему и руководствоваться его зовами и стремлениями. Позволим себе такую тавтологию: осмотрительность постоянно осматривается, оглядывается, или точнее, настраивается на созвучие с высшим началом Духа. Конечно, такой способ действия предполагает большую внутреннюю работу и постепенно накапливаемый опыт самопознания. Поэтому чтобы опрометчиво не принять все свои чувствования за голос сердца, советуется упражняться на малых вещах и деталях прежде, чем рисковать важными решениями. Здесь необходимы терпение, чуткость, чистота помыслов и ответственность.

Осмотрительный духом человек, как это ни странно, может миновать, не испугавшись, какие-либо очевидные препятствия и трудности на пути продвижения, которые другим будут казаться непреодолимыми. В Учении присутствует противопоставление качеств внешнего благоразумия и осмотрительности. Если первое – враг подвига и дерзаний, то второе – то, что будет способствовать их успешности. Такое разделение очень важно понять. «Подвиг может быть прекрасен, величественен, торжественен, мудр и поражающ, но никто не определит подвиг как благоразумие, – отмечается в Живой Этике. – Если бы Жанна д’Арк обратилась к старейшинам своего села, говоря о подвиге, они нашли бы ее неблагоразумной и даже безрассудной. Поистине, подвиг безрассуден, ибо творится он не по рассуждению, но по чувствознанию. …Мыслитель говорил: "Предоставьте благоразумие торговцам, вы же полюбите деяния героев"»2.

Осмотрительный человек стремится продолжить путь без остановок и отступлений, поэтому шаги и решения продумывает основательно и глубоко; он поспешает, но без торопливости и суетливости; он дерзает, но без самонадеянности и нетерпимости; он активен, но не толкает близких, ценя гармонию и мир; он не делает лишнего, ибо соизмеряет с лучшим и Высшим.

 

 

Близкие понятия: внимательность, наблюдательность, осторожность, бережность, бдительность, зоркость, чувствознание, предусмотрительность, распознавание, проницательность, прозорливость, находчивость, чуткость, собранность, подвижность, утонченность, четкость, аккуратность, смелость, мужество.

 

 

Взаимодополняющие качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не перейти в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:

                                          - Устремленность к сотрудничеству

                                          - Подвижность

Осмотрительность  и   - Мужество. Смелость

                                          - Решительность

                                          - Чувство меры

 

 

Источники и значение осмотрительности в эпоху Огня

Осмотрительность в мыслях, словах, желаниях

Осмотрительность в использовании древних источников

Польза осмотрительности в Тонком Мире

   

 

Источники и значение осмотрительности в эпоху Огня

Н.К. Рерих. Агни Йога. 1928 г.<br>Правая часть диптиха.ЛСМ-Озар, ч. 2, гл. 3, 13. Как раньше чувствовали одиночество, так же теперь должны чувствовать знание духа. Напутствие на каждую новую ступень. Допустите хотение духа. Упражняйте осмотрительность, сопоставляя с духовным сознанием. Спрашивайте себя: «Как хочет дух?» Ступень знания духа важна. Приступая к ней, кажется, что дух наиболее далек, но это только кажущееся; наоборот, дух стучится сильно. Важно прямо действовать, ухватить знание духа, – как хочется, так и действовать. Применять можно на деталях – лучше, нежели рисковать громадами.

 

Агни Йога, 261. Героем не будет, кто дорожит жизнью. Героем не будет, кто бесплодно бросает жизнь. Герой несет бережно сосуд, готовый отдать его на созидание мира. (…)

Учение может открыть глаза, когда его принимают в полноте смысла. По Учению проходят, как по плитам узорного пола. Во тьме не виден узор, нужен свет для распознавания. В темноте представляется узор несущественным, пригодным для танца легкомыслия. Наиболее священные символы могут попираться ногами незнания.

Не глаз, но сознание подскажет осмотрительность. Можем ли чем-либо затруднить работу Учителя? Как сияющая радуга, стала радость отказа для Учителя.

«Владыка, возьми достояние мое, если оно пригодно Тебе!»

 

МО-1, 195. Каждый врач скажет, как смешение самых полезных ингредиентов дает часто даже губительное целое. Смешение во всех областях очень опасно. Через смешение уявляются уродливые усложнения. Как осмотрительно нужно следовать по пути сознания, чтобы ноги не оказались на разных путях. Цель жизни – очутиться в Огненном Мире со всеми накоплениями сознания.

 

Агни Йога, 452. Не случайно Говорю о сознании служения, именно это сознание уничтожает обычность атмосферы и дает согласие для выполнения задачи. Можно лечить нервы дисциплиною, но сознание служения есть лучшая дисциплина.

Огонь нуждается в приемах осмотрительности; это качество нужно развивать, и служение есть мера зоркости. Как лепестки цветка закрываются и поникают от грубого касания, так закрывается лотос охранения, когда неистовая угроза поражает пространство. Как заботливый работник зову сотрудников для несения сокровища.

 

Письма Е.И. Рерих. 17-19.03.1938. Истинный победитель остается таким, если он не почиет на лаврах, но с удвоенной осмотрительностью продолжает свое светлое продвижение. Так, еще раз видим, как устремление сердца в доверии к Высшему, усиленное единением друзей, преодолевает трудности. Так радость великая пусть живет в сердце каждого сотрудника.

 

Письма Е.И. Рерих. 8.10.1938. Всегда и во всем соблюдайте осмотрительность. Времена очень трудные, но и они пройдут.

 

Письма Е.И. Рерих. 29.07.1939. Осмотрительность всегда благодетельна.

 

Письма Е.И. Рерих. 14.06.1939. Храните спокойствие, все придет. Будем трудиться, проявляя самую большую осмотрительность и находчивость.

 

Н.К. Рерих. Сосуд нерасплесканный. 1927 г.Н.К. Рерих. «Катакомбы».  Дорогие мои, знаю, насколько вам трудно, насколько нужна мудрая осмотрительность, чтобы не подвергнуть осмеянию и поруганию самое для вас ценное. Что же делать, придется пожить и в катакомбах, на стенах которых будут многие прекрасные символы. Будете чувствовать себя под этими сводами не в заключении, но, наоборот, окрыленными. Сама осмотрительность ваша будет не более той осмотрительности, когда человек старается нетушимо пронести по базару освященный огонек. Конечно, несущий эту благую лампаду должен идти очень бережно, чтобы не толкнули его, и не пролилось бы ценное масло, и не погас бы огонь.

В этой бережности не будет ни боязливости, ни самости. Если человек знает, что он должен нечто донести во имя Высшего Блага, то он и напряжет всю свою находчивость, всю свою вместимость и терпимость, лишь бы не расплескать зря свою чашу. Ведь не для себя он ее несет. Он ее несет по Поручению Оттуда и Туда, куда ему Заповедано. Для сокращения пути он пройдет и катакомбами, и проведет ночь в пещере, может быть, и не доспит, и забудет о еде – ведь не для себя он идет. Служение человечеству не есть какая-то самомнительная фразеология. Наоборот, это высокое и трудное требование каждый должен поставить перед собою как цель земную.

 

Агни Йога, 319. Куда направим мужество? Куда устремим волю? Куда обернемся? К тому же духу-огню. Найдем силы не утомиться, ибо идем и собираем слова знания.

Вспомним названных святых разных народов. Какими признаками отличены они? Может быть, лишь скромностью или повиновением местным властям, или молчанием, или поклонами? Но скудными явились бы они. 

Видим воинов, разбойников, порицателей царей, строителей и победителей толп. По духу огня признается восхождение. Закон, писанный людьми, не умертвит огня. Потому будем осмотрительны с приходящими. Как небесные осколки хранят алмазы, такприходящие издалека несут на себе непонятные людям знаки.

Мало надежд на множество, но камень дальней звезды приносит одинокую весть.

Притяжение умножает силы, и особый язык огня начертает знаки будущего. Опять будем осмотрительны, ибо невесом огонь духа.

 

Агни Йога, 392. …Не следует знаки удачи принимать за знаки ужаса. Человечество любит принимать вынос сора за разрушение и начало строения – за беспорядок. Потому будьте осмотрительны и действуйте без торопливости.

 

Письма Е.И. Рерих. 24.09.1931. И так близко время, когда снова все соединимся в радостном строительстве, но, повторяю, приближение его зависит от приложенных усилий. Действуйте спешно и со всею осмотрительностью.

 

Письма Е.И. Рерих. 30.10.1936. Всякое культурное дело требует большого внимания, осмотрительности и сердечности, чтобы зерно посеянное могло дать ростки.

 

ЛСМ-Озар, ч. 1, гл. 11, 3. Угадывайте, что нужно повторять: «Мужество и терпение». Пусть посмотрят работу полирования камня, как твердо и осмотрительно ходит рука работника – и всего за поденную плату. Несравненно работа Создателя стоит.

 

Община, 214. Нераздельно соединены провода возможностей. Велика опасность нарушить ток энергии. Говорили об осмотрительности не только для сохранения экономии, но и для избежания опасности. Легко перерезать подземный провод и лишить весь город света. Можно легко разрушить полезную основу и надолго внести вредное смятение. Потому хвалим разумную решимость и сожалеем о роскоши уничтожения.

 

МО-1, 228. Никто не может утверждать, что перед мировым бедствием войны не было дано множество предупреждений. Даже не очень дальнозоркие люди замечали их, но безумие ослепляло большинство. Такое явление было на глазах живущих поколений, но осмотрительность не увеличилась. Десять миллионов жертв утеснили слои Тонкого Мира. Люди молились об убийстве и не думали, чем придется расплачиваться за нарушение закона Бытия! Вместо вразумления люди готовы к новым убийствам, они не думают, что огненные энергии зальют планету, как естественное следствие закона Природы. Так в «Книге Огненной» нужно записать для тех немногих, кто хотят думать о будущем.

 

Письма Е.И. Рерих. 31.01.1934. Сейчас нужны крайняя осмотрительность и осторожность. Но осторожность эту не следует понимать как осторожность бездействия или сумрачность боязни.

 

Письма Е.И. Рерих. 8.06.1948. Наблюдаемый хаос мышления во всем Мире требует сугубой предусмотрительности и осторожности.

 

Письма Е.И. Рерих. 5.04.1950. Сколько мощи, сколько забот и напряжения уявлено на помощь неблагодарному человечеству. Потому не будем легкомысленны и уявим прежнюю бдительность, бережную предусмотрительность и осторожность во всем. Несмотря на тяжкое время, внутри меня живет спокойствие, даже радость, ибо дух твердо осознал, что возмущение стихий необходимо, иначе как свершится очищение.

 

ЛСМ-Озар, ч. 2, гл. 3, 2. Смерч, вызванный преступлениями, душит старую Землю. Угар носится, затемняя ум. Душ железный невмочь. Надо осмотрительно оберечь, – удача не в поспешности, но в понимании времени. Рука судьбы ведет к неминуемым срокам. Желайте явления Нового Мира. Не Мы потрясаем государства, но лишь убираем гниль.

 

С.Н. Рерих. Воззри, человечество. 1962 г.Агни Йога, 297. Как ожидать, когда люди поймут мощь психической энергии? Как безумцы, играют они на границе взрыва и в заблуждении считают планету самым твердым телом.

Нужно понять, как люди стараются забыть о плачевных примерах. Уничтожение целых материков заботливо изъято из старых писаний. Также затемнены многие указания на события мировых судеб. «Мы не любим терзаться», – говорят блюстители человечества. Они готовы скрыть от самих себя свое разорение и поражение. Земные властители говорят: «У нас все спокойно». Покой бездействия обеспечивает им высокие седалища. …Но Невидимое Правительство говорит: «Нелепо скрывать сущее!» Примеры бывшего научат осмотрительности.

Ищите энергию, которая изменит ваше существование, если будет сознательно призвана. Неужели не желаете вовремя вооружиться? Последний час может научить человечество. Мы не пророки в ярочных шкурах. Мы, как простые врачи, предупреждаем: пора делать прививку! …Мы говорим ради тех, кто может жить.

 

Сердце, 13. При малейшем очищении сердца человечества можно уявить водопад Благодати. Но теперь можно действовать осмотрительно, лишь где сердце не сгнило еще. Так можно не унывать, но знать, что тьма ожесточилась и множества сердец смердят. Уявление значения сердца – старая истина, но никогда она не была так нужна, как сейчас.

 

Сердце, 77. Много одержимых во время перехода человечества к духотворчеству, точно кто-то подделал ключи к слабым замкам. Нужно особенно осмотрительно осматривать людей. …Через слабость сердца влезает одержание. Огонь сердца опаляет всех мохнатых гостей.

 

Письма Е.И. Рерих. 8.08.1934. Теперь происшествие с г-жой (…), конечно, очень печально и еще раз подтверждает необходимость проявить самую большую осмотрительность и распознание при допущении в члены Общества. Особенно следует остерегаться тех, кто занимались всякими упражнениями с самоутвержденными учителями. Привожу Вам место из писаний Е. П. Блаватской. «Истинно, то, что называется пранаяма, или "смерть дыхания", всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической весьма часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами, и третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме». Сильнее сказать против насильственных упражнений нельзя, потому будем остерегаться всяких самоутвержденных йогов и гуру.

 

Сердце, 484. Когда темные полчища нападают, следствия бывают различные... Конечно, можно уменьшить влияние темных стрел, но тем не менее нужна и личная осмотрительность. Ту же устремленность следует применить и в накоплении мужества как лекарства от черного яда.

 

Письма Е.И. Рерих. 12.12.1934. В древнем Египте неофиты должны были пройти через страшные, искусственно подготовленные опасности и искушения, и лишь ничтожное число их выдерживало это страшное напряжение всех сил. В наше время все искусственные испытания отменены, и ученик должен в жизни уметь встречать и преодолевать трудности и препятствия, при этом принимаются во внимание его внутренние побуждения и взвешиваются его способности находчивости, мужества, зоркости и осмотрительности, честности и преданности и т.д., и конечно, как и раньше, лишь ничтожное число выдерживает. Но ученики, в которых потенциал прежних накоплений велик, умеют радоваться всем трудностям. Так, мы и наши ближайшие научились ходить по краю пропасти.

 

Сердце, 577. В трудах старых отшельников можно найти замечание: «Добро есть благоухание, зло есть ядовитое зловоние». …Претворение энергии в аромат есть очень определенный факт. (…)

У Нас запах и очищение понимания его считается очень утонченным состоянием. Среди чувств обоняние есть одно из ближайших определений всего приближающегося. Многие не поймут, что сердце будет двигателем утончения обоняния. У сердца пламенного приближение каждой сущности вызывает своеобразное употребление чувства обоняния внутреннего. Удушия сердечные происходят часто от таких приближений. Ни ветер, ни очищение воздуха не помогают там, где сама энергия зла образует как воронку, но, конечно, и добро дает облегчение. …Неустанная Битва дает перебои в сердце, потому и каждая осмотрительность полезна.

 

Сердце, 485. Нужно очень беречься во время Великого Боя. …Духовный яд, как давно сказано, принимают во спасение мира Агни Йоги. Не поймут это Великое Служение черные сердца. Для них физические яды гораздо сильнее духовного. Нужно неутомимо твердить об этом, тогда и осмотрительность сочетается с мужеством.

 

Н.К. Рерих. Армагеддон. 1936 г.МО-1, 48. Зажигая светильник, никто не собирается сжечь весь дом. Наоборот, каждый находит для светоча безопасное место. Огненность не есть безумие. Ужасно часто слышать невежественные речи о хаотичности Огня. Нужно понять, что эта стихия нуждается в высшем соизмерении, в глубокой осмотрительности и бережности. Каждый Агни Йог прежде всего разумен в распределении вещества. Скорее он допустит скупость, нежели расточительность. Как страж верный, он знает, что высшая субстанция очищена высоким трудом и страданиями. Он знает, что каждая энергия Огня как редкая благодать. Огонь Пространства нуждается в выявлении. И он понимает цену этого нахождения. Тогда лишь ему может быть доверено море Огня.

Потому Прошу всех сотрудников быть сурово бережными. Так они сохранят свое сокровище, которое в сердце нарастает. Лучше не просыпать в бездну тьмы, где каждый факел будет употреблен для губительного пожара. Колонна соизмеримости и в Огне должна охранять.

 

МО-2, 264. Многие никогда не поймут, что йог должен быть весьма осмотрителен относительно здоровья. Многие, по невежеству, воображают, что здоровье йога застраховано, и ничто физическое ему не супротивно. Он, по мнению некоторых, не чувствует ни холода, ни жара. Между тем, даже свая моста более подмывается волнами, нежели болото. Песок болота не терпит столько от движения воды, сколько свая, утвержденная против течения. Потому, как безумно полагать, что йог может выносить усугубленные тягости, явленные невежеством! Правда, он не выявит своего напряжения, но оно будет так же сильно, как и огонь его сердца. Простой закон соответствия и здесь окажется в полной силе. Если спросят, не от давления ли развивается сопротивление, то такой вопрос будет не лишен истины. Тем более нужно соблюдать силы, когда знаем, для чего они нужны.

 

МО-2, 468. Расходование психических сил происходит вольно и невольно. Высокие духи продолжают посев добра непрестанно. Нужно при этом не забыть, что утонченное сознание не может обойтись без некоторой усталости. Такое утомление сказывается очень разнообразно, но обычно падает на физические органы, наиболее подверженные заболеванию. Потому Мы советуем мудрую осторожность. Трудно остановить течение психических сил, но всегда полезно защититься физически. Не следует прекращать поток добра, но каждая бережность будет лишь укреплением этого благостного потока. Особенно огненный путь будет огражден мудростью осмотрительности. Много огненных качеств мы уже рассмотрели, но не меньше осталось. Только не мудрые будут заглядывать в следующую книгу без усвоения предыдущих.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 199. …Будем учиться беречь силы и экономить драгоценную мощь. Будем зорко усматривать мешающие, и особенно противодействующие силы в своем сознании и орбите духа. Силы Даю. Умей и научись использовать их полностью. Печально наблюдать вихри энергий, разметанных неразумно. Помощь усиливается при разумном распределении сил. Не могут огненные энергии Моего Духа литься в дырявое решето. Осмотрительно и бережно надо замкнуть сосуд духа от расхищения. Накапливать надо огненную мощь, не давая ей утекать. Сознательная помощь далека от расточения. Умелый хозяин бережет бесценные энергии духа. Учись замыкаться внутренне. Пусть разность потенциалов – твоего и прохожих – не является причиной размагничивания. Обереги «гору» от разграбления. Стой, как гора неразграбленная. Учись светить, оберегая масло светильника от расхищения. Свети, но охрани огонь светильни и прикасаться к нему не дозволяй. Не умеют люди беречь и хранить сокровища духа. Учись, учись, учись быть всегда на дозоре. Обереги сокровище доверенное. Как драгоценный сосуд с неповторяемым благовонием, неси пламя своего духа, Мною зажженное. Велико искусство раздавать богатства духа, не разрушая и не нарушая неприкосновенной целостности кристалла – огненного сокровища твоего. 

 

Аум, 388. Психическая энергия есть тончайшая, потому и обращение с нею должно быть возвышенно утонченно. Следует твердо запомнить, что сила психической энергии есть огненная мощь. Около огня проявленного и непроявленного нужно устремляться особенно осмотрительно. Нужно полюбить такую всенасыщающую энергию. Нельзя отнестись к опыту сомневаясь или враждебно. Уже давно говорил о добром отношении, постепенно учил, как подойти к самому важному понятию.

Необходимо для усвоения приемов опыта с психической энергией уметь владеть своим мышлением. Не только, чтобы уметь устремлять его, но и знать и удержать мысли от действия.

 

Аум, 390. Весьма осмотрительно даем указания об исследовании психической энергии. Во-первых, некоторые люди могут употреблять сведения во зло; во-вторых, некоторые могут злоупотреблять опытом в отношении своего здоровья; в-третьих, некоторые, не имея способности к этому опыту, могут клеветать о неосуществимости сказанного. Пусть лишь преданные к знанию приобщатся к серьезному изучению. 

 

Надземное, 90. …Нужно понять, что сложная энергия нуждается в осторожном обращении. Можно натворить бедствия самым неприложимым прикосновением.

 

Община, 120. Мы готовы поддержать каждого изобретателя, ибо даже самый малый изобретатель пытается внести улучшение в жизнь и заботится явить бережливость энергии. (…)

Как нужно быть осмотрительным при изобретениях, чтоб не лишить их прямой целесообразности! Пусть сознание мировой эволюции поможет вам найти пригодные стрелы. Уши ваши должны слышать шаги эволюции, и решимость не должна обмануться.

Как худа неряшливость у изобретателя, как губительна необдуманная реакция, как непростительна ошибка невежества! 

Мы можем ценить труд изобретателя в мировом размере при сознании направления мировой эволюции. 

 

Братство, 547. Ясно убеждаетесь, насколько предвзято судят люди, предполагающие себя учеными. Прискорбно, когда уже дисциплинированное мышление направляется по пути предрассудков. Не честно читать книгу с предумышленным осуждением. Если такой читатель не испытал на себе многих показательных явлений, то тем осмотрительнее он должен быть в своих суждениях.

Мы прежде всего ценим действительность, факты, неоспоримые проявления.

 

Аум, 426. Какими земными словами выразить, что тончайшая энергия проявляется в каждом движении человека? Как утвердить, что та же энергия приводит в движении и миры? Как пояснить, что она же и в мысли и в действии? Она же и побуждающая, и останавливающая причина. Она же не мерит малое и великое. (…)

…Поучительно проследить, какие причины порождали большие следствия – можно изумляться малости видимых причин. Многие даже вообще не упомнят ничтожных побуждений. …Человек трудно различает малое от великого.

Явленная психическая энергия должна напомнить о присутствии великой энергии во всем. Так научимся осмотрительно относиться к малому. Умейте помыслить о великой энергии.

 

Братство, 375. Нужно очень осмотрительно решать, где нечто важное, кажущееся обиходным. Иногда самое обиходное содержит в себе разрешение чего-то важного. Часто одно слово уже предупреждает нечто существенное. Часто человек бывает предупрежден об опасности одним возгласом. Хорошо, если он и в этом спешном слове услышит предупреждение. Много примеров, когда люди оставались глухими к самым насущным указаниям. В момент совершившегося несчастья они молниеносно вспоминают, как им оказана была помощь, но уже бывает поздно.

 

Н.К. Рерих. Меч мужества. 1912 г.Братство, 74. Город был вполне укреплен; стены и башни прочны; при каждых вратах стояла стража – неприятель не мог проникнуть в твердыню. «Но, стражи, будьте осмотрительны, не смущайтесь стрелами врага. Придуманы стрелы с особыми надписями, чтобы привлечь внимание дозора. Увлекут надписи стражников, смутится ум и останутся врата без защиты». – Так в некой Мистерии описывалось положение психической энергии при смятении духа.

Сказать ли в поэтических образах или в символах, иероглифах, или в медицинских выражениях, или в суровом указе, все формы будут одинаково указывать на значение основной энергии. В Мистериях часто употреблялись предостерегающие символы от вредного смятения. Можно сильно укрепить психическую энергию, но малое смущение может открыть врата самому опасному врагу. Нужно уметь в час смятения призвать хотя бы мгновенное спокойствие. Такое спокойствие и хотя бы один вздох праны уже явят крепкий щит.

 

Община, 211. Учите не упускать возможностей. Если решимость и действие ведут к признательности, то неосмотрительность и упущение создают трудноизгладимую преграду. Сотрудник, по неподвижности упустивший действие, предоставляется самому себе. Это не есть взыскание, но практический способ показать ему его несостоятельность. Конечно, редко кто признает свою несостоятельность, и тогда предоставляется маленькое самостоятельное упражнение. Что-то идет трудно, что-то скрипит и не открывается. Не следует подозревать магические приемы, просто временно отлетело внимание общины, и ходули неопытности качаются по ветру. Во всяком случае воздействие коллектива, каким является община, будет мощным, и без этого средоточия трудно идти тем, кто однажды уже испытал пути блага общины.

 

Агни Йога, 223. Ответственность своим духовным достоянием – лишь это имущество достойно йога. Все остальное не более как оружие воина, которое после боя возвращается военачальнику. (…)

Кто видел врага на длину меча, тот знает, как послать стрелу победы. Но многие воины не знают целесообразности оружия и потому попадают под удары врага. Попавший под удар врага по неосмотрительности не несет чести. Это правило боя нужно каждому йогу.

 

Братство, 352. Можно слышать от изучающих химизм светил о счастливых и несчастливых знаках. Конечно, для всего мира не может быть счастья или несчастья. Так напрасно думать, что несчастливый день должен погрузить весь мир в бездействие. Но все же если химизм напряжен и тяжек, то следует проявить осторожность. Наблюдательность и осторожность могут дать лучшие сведения. Лучше пребывать в осмотрительности в несчастливый день, нежели утратить зоркость в счастливый. …Наука о воздействии светил будет великой наукой, когда будет воспринята без предрассудков.

 

Надземное, 87. Если хотя отчасти признают, что все тела имеют излучения, то следующим шагом будет признание химизма таких излучений. …Мы весьма прилежно занимаемся такой психохимией. …Может каждый человек начать такие опыты, следя, почему он чувствует притяжение или отталкивание от различных предметов. Терпеливое наблюдение поможет находить целую систему таких явлений. Но потом и в химических лабораториях будут начаты соответственные опыты. …Так будем осмотрительны со всем сущим, но не потеряем действенности.

 

   

 

Осмотрительность в мыслях, словах, желаниях

С.Н. Рерих. Тибетские ламы. 1920-1930-е гг.Община, 160. Когда знаете, что не только люди и животные, но даже предметы двигаются волею, тогда волевая волна должна быть направлена четко, осмотрительно. (…)

Мы особенно изучаем волю, которая может быть острее стрел. Нельзя защититься от этих стрел. Можно бы подставить щит, если бы знать точное направление стрел. Но кто может знать это направление?!

 

Братство, 419. Среди забвений находим небрежение к качеству мышления. Недостаточно сказать об этой мощи. Например, человек не обращает внимания на то, что при усилении мышления он непроизвольно распространяет свою мысль. Истинно, сильные мыслители должны быть весьма осмотрительны. Их мысль может быть легче уловлена в пространстве. Вы уже знаете о токах, которые подобно трубе охраняют посланную мысль, но даже такая особая мера может быть не всегда действительной.

 

Надземное, 362. Также правильно заключаете, что волны дальних передач весьма различны. Одни схватываются известными приемниками, но иные могут доходить до самых нежелательных слушателей, и в этом отношении должна быть осмотрительность.

Мыслитель угадывал такие мысли. Он говорил: «Пусть мои мысли дойдут туда, где они будут оценены».

 

Надземное, 597. Нам доставляет великую радость помогать каждому в его области. Но часто самая лучшая посылка летит обратно не принятая. У Нас велики Архивы не принятых посылок, как на почте накопляются недошедшие письма. А ведь некоторые Наши корреспонденты могли бы быть уже осмотрительными. Зачем заслоняться сомнением и раздражением? Когда Мы говорим о Надземном, казалось бы, следовало насторожиться и ловить каждое слово.

…Когда Мы зовем к еще большему спокойствию, значит, Мы предвидим напряжение, и нужно пережить дни бережно. Каждому не трудно выйти из равновесия, но какая же это будет находка? Не только нужно напрячь ум, но и прислушаться к голосу сознания.

Мыслитель говорил: «Мой бедный ум, куда ты пойдешь без руководительницы прекрасной, без души?»

 

Агни Йога, 24. Явите осмотрительность в словах и мыслях. Яркость дерзаний Мы ценим, но уловка ничтожности не имеет места…

 

Гр.А.Й. 1957 г. 477. (Гуру). Болтовня, беспокойства, страхи, зависть, осуждения и все прочие отрицательные качества духа – как пиявки, высасывающие психическую энергию. Даже простая торопливость и, особенно, суетливость и суетливое возбуждение расточают психические силы. И можно ли что бы то ни было предпочесть и отдать за это хотя бы крупицу вековых накоплений? Но люди отдают, и обычно тогда, когда язык болтает без меры. Знаете уже, что слово речется либо в осуждение, либо в заслугу. В осуждение – часто, но редко – в заслугу. И даже сказанное в заслугу все же освобождает какую-то частицу энергии духа. Осмотрительны будьте со словами и крепко подумайте, прежде чем слово сказать.

 

Н.К. Рерих. Поход Игоря. 1942 г.Агни Йога, 259. Йог освобождается не от возможности желаний, но от гнета желаний. Он чувствует себя свободным, ибо не порабощен желаньями. На пути целесообразности йог соизмеримо отставляет желания во имя более насущного. Эта легкость замены и составляет освобождение йога. Ничто не препятствует его движению.

Именно, неподвижное, мертворожденное желание является цепями заключения человечества. Не кто иной, как сами себя заковывают в неосвобожденные оковы. Или неосмотрительность, или чужая карма заносят заразу желаний, и человек, вместо движения, теряет всякую подвижность.

Посмотрите на стоящих у стены плача. Что заставило их пресечь путь? Какие силы отвратили их от созерцания и познавания мира? Самое малое, почти неразличимое желание отяготило их и закрыло им глаза. Как однообразен стал их мир! Как червь, высосало желание их энергию.

Желание – червь и цепи. Желание – искры и крылья. Освобожденный летит в познавании. Порабощенный рыдает в отчаянии.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 655 (413). Спокойно можно мыслить о будущем, ибо оно принадлежит нам. Будущее есть поле реализации желаний и устремлений настоящего. Потому рычаги будущего в наших руках. То, что хотим, о чем мечтаем, к чему устремляемся, будем иметь в будущем, если в настоящем озаботимся нужные зерна в пространстве и в ауре своей посеять. Потому даже малое начинание, то есть применение мысли в настоящем, свой росток даст в будущем по силе заложенной в зерне энергии. Сеятели Мои, заботливо, осмотрительно сейте, помня о будущих всходах, неизбежных и неотвратимых, и благо вам, если семена ваших желаний и устремлений благие и созвучные эволюции.

 

Письма Е.И. Рерих. 14.06.1939. …Мне так хочется оберечь Вас от многих, многих неприятностей, в которые может Вас вовлечь Ваша стремительная и широкая натура. В настоящее смутное время сугубая осторожность, сдержанность и осмотрительность совершенно необходимы. Не давайте увлекать себя на новые траты, которые несвоевременны.

 

Надземное, 478. При чистосердечии человек почует меру, после которой наступает царство аспида. Почуя эту границу, человек отложит задуманное действие, а затем встанут и другие знаки. Главное – воздержаться от сомнительного действия. Эту границу человек может почуять и тем не дать проснуться аспиду. Лучше быть разборчивым в поступках, нежели потом сожалеть о содеянном.

Мы говорили о сомнительных действиях, следует к этому определению относиться очень осмотрительно. Нерадивый человек, ради лености, вообще признает большинство действий сомнительными. Он не будет слушать голоса сердца, но прикроется лицемерием, чтобы не потрудиться. Каждый знает таких лицемеров, которые произносят великие слова, но под ними скрываются леность и самость. Нельзя вообразить всю глубину лукавства, которая живет под кольцами аспида. Но не эти притворщики пригодятся для истинного труда. О них давно сказано, что произнесение великих слов ничего не стоит, если истина не живет в сердце.

Древняя сказка говорит об аспиде, который питается кровью человеческою – символ, указывающий на проснувшегося аспида, истинно питающегося кровью человеческою. Не забудем, что старинные символы имеют научное основание, так кровопийцы аспиды пожирают свою жертву.

Другое сказание говорит об окаменелом драконе, которые проснулся от маленького камешка, брошенного неразумным человеком. Истинно, от малейшего камешка может очнуться аспид.

Мыслитель говорил: "Ступайте бережно, может быть, мы идем среди спящих змей".

 

Надземное, 571. Урусвати знает различие между подвигом и благоразумием. Подвиг может быть прекрасен, величественен, торжественен, мудр и поражающ, но никто не определит подвиг как благоразумие.

Если бы Жанна д’Арк обратилась к старейшинам своего села, говоря о подвиге, они нашли бы ее неблагоразумной и даже безрассудной. Поистине, подвиг безрассуден, ибо творится он не по рассуждению, но по чувствознанию.

Существуют толпы людей, для которых подвиг вообще не существует. Высшая мораль их кончается на благоразумии. Все миросозерцание для них ограничено благоразумием. Ради него они способны не помочь ближнему, способны вредить родине, способны предать человечество и при всех преступлениях готовы твердить мертвое слово – "благоразумие".

Не истолкуйте ложно Наше отношение к благоразумию. Слово это состоит из хороших понятий, благо всегда хорошо и мудрое разумение полезно. Но житейские толкователи ухитряются из доброго понятия сделать почти позорное применение. Они, если бы могли, уничтожили бы слово «подвиг», настолько оно противно их психологии.

Вот еще страница Нашей Внутренней Жизни. Мы можем утверждать, что каждый был причастен подвигу, некоторые из них сохранила история, но большинство не было отмечено. И сам деятель не должен утруждать свою память о тех исканиях, которые были добром. Но слово «благоразумие» Мы не употребляем. Можем предупредить об осторожности и осмотрительности, но чем глубже будет деяние по своему значению, тем больше Мы порадуемся. Мы отмечаем каждый подвиг. Он создает звено эволюции.

Учитель должен преподать различие между многими понятиями, иначе школьники будут твердить их бессмысленно, как некие птицы. Засорение человеческой речи есть общественное преступление.

Мыслитель говорил: «Предоставьте благоразумие торговцам, вы же полюбите деяния героев».

 

Н.К. Рерих. Жанна д'Арк. Триптих. 1931 г.

 

Письма Е.И. Рерих. 12.12.1944. Истинно, отдавшие себя на подвиг постоянно идут по краю пропасти. Конечно, доверие к Учителю и мощь Его спасает от многих опасностей, но они не уменьшаются, потому осмотрительность и бережность к своим силам заповеданы от древности всем носителям подвига.

 

Письма Е.И. Рерих. 12.04.1934. Шлю Вам призыв к напряжению всех сил, ибо лишь из напряжения рождаются мощь и красота. Но пусть напряжение это будет соединено с мудрою осмотрительностью и бережностью к здоровью.

 

МО-1, 442. Одно из труднейших качеств – не выдать несужденное и не нанести вред. Пример Эсхила поучителен. Стихии набрасываются на того, кто вывел их из состояния соответствия. Невозможно спасти такого легкомысленного предателя. Вы знаете, что подобные предательства совершаются и в малом и в великом, и многие не от злобы, но от неосмотрительности. Безразлично, отчего открыть клетку дикого зверя.

 

Письма Е.И. Рерих. 5.11.1931. Проявим всю указанную осторожность, будем следить, чтобы не упустить ни одного указания, ни одного совета Иерархии, ибо все они даются своевременно, в полном знании всех условий действительности, которые, конечно, не улавливаются обывателями, взор и мышление которых даже в наше грозное время не может оторваться от лживой очевидности и разлагающегося на глазах стандартного понимания. (…) Нельзя доверять ценный груз не ведающему ценности его. Только осознание всего значения доверенного заставит принять все меры осторожности, осмотрительности, находчивости, которые при неуклонной настойчивости приведут к блестящей победе.

 

Письма Е.И. Рерих. 26.04.1937. Явим терпение, явим внимательность к каждому Указанию, ибо если очевидность их значения не ясна сейчас, то это не значит, что в какой-то срок значение их не встанет во всей мощи. Но, конечно, Указания должны выполняться в срок. Явим бдительность, осмотрительность и находчивость. Находчивость нужна во всем, ибо лишь МЫСЛЬ побеждает! На все у нас есть целый арсенал оружия, но нужно помнить об этом и знать, где и какое лучше применить.

 

Письма Е.И. Рерих. 17.06.1931. Родные и любимые, храните священные узы, нас связующие, пусть никто и ничто не омрачит наше единение! Знаю, что нелегко, и прошу явить спокойствие, выдержку и осмотрительность. Пойдем поверх всех трудностей и обид, ибо расширенное сознание не знает личных обид. Весы в Руках Владыки, и что нам до разновесов, которые в слепоте подбрасываются нам?

 

Письма Е.И. Рерих. 9.11.1931. Родные наши и любимые, так хотелось бы передать Вам всю веру мою в нашу победу, вернее, знание, которое еще ни разу не обмануло меня. Являя всю уверенность, в то же время проявим всю осмотрительность, ибо, как Вы помните, было указано на возможность многих провокаций.

 

Письма Е.И. Рерих. 28.09.1932. …Отбросим всякую близорукость в наших делах и поймем мировую задачу их. Не исказим доверенное нам выполнение великой культурной задачи. Найдем все силы противостать злобному невежеству и преступной зависти. Смелость при осмотрительности и умении находчивости пользоваться обстоятельствами упрочит победу. Необходимо работать над объединением сознания. Ибо только насильственное толкание не даст нужных результатов. Великая несокрушимая сила заключается в объединении сознаний. И сколько неудач несет в себе сознание, сомневающееся в успехе! Во всей истории энтузиазм небольшой кучки людей творил невозможное, одерживал верх над полчищами. Так и будем продвигаться, зажигая сознания ближайших к нам.

 

Письма Е.И. Рерих. 3.11.1932. …Родные мои, спрашиваю Вас, такое ли положение вещей отвечает грозному, ужасному грозному времени и достоинству порученных дел?! Чем пробить сознание, не понимающее, что мы идем по тонюсенькой жердочке над зияющей пропастью! Когда нужно собрать все мужество, всю силу воли, все дружелюбие, осмотрительность и бережность, чтобы грубым окриком или действием не нарушить ритма шага. Сколько вражеских глаз следят за нами и ищут малейшую возможность нарушить ритм сплоченный и тем ввергнуть нас в бездну.

 

Письма Е.И. Рерих. 12.04.1934. Хочу просить и Вас, родные, применять ту же мудрую осмотрительность и бережность всего, что касается до главного, и придерживаться этого не только в письмах, но также и еще больше в разговорах, даже между собою; будем помнить, что стены имеют уши. Применим мудрый восточный обычай не произносить зря имен сокровенных и не пускать в пространство до срока решения. Помню, как еще девочкой я часто не хотела говорить о некоторых вещах, ибо остро чувствовала, что если произнесу слово или назову число до срока, то жданное не исполнится, – так оно и случалось. Так и будем действовать. 

 

Н.К. Рерих. Майтрейя Победитель. 1927 г.Письма Е.И. Рерих. 9.03.1937. Охрана священных Имен Великих Учителей и умение достойно ответить на все выпады есть наша прямая обязанность. Потому нужна такая осмотрительность и бережность с доверенным Сокровищем. В связи с этим привожу параграф из новой книги: «Стояние на дозоре есть признак расширенного сознания. Многие вообще не понимают, что есть охрана самого драгоценного. Нельзя надеяться на тех, кто не знают о ценности. Но можно радоваться каждому неусыпному стражу. Братство учит такому дозору» /Братство, 322/.

 

Письма Е.И. Рерих. 2.09.1937. Ввиду особого положения в стране и недавних нападений на Г.Ф. Лукина, следует проявить особую бережность и осмотрительность. Нужно прочно установить положение общества*. Конечно, тяжко сдерживать себя, когда все существо стремится высказать все, чем наполнено и звучит сердце. Но мы всегда должны помнить, что мы не одни, но участвуем в великом строительстве и потому должны все время соображаться с общим планом и поддерживать равновесие или гармонию. Мы не должны дразнить врагов, но где нужно должны уметь защитить основы со всем достоинством и бережностью. Подойдут сроки, и можно будет смелее высказываться. Вы знаете, что «каждая преждевременность судима»! Сколько разрушений и несчастий вызвано было преждевременной выдачей начертаний или мысли. Потому проявим тонкое распознавание и учтем все обстоятельства.

* Письмо обращено к члену Латвийского Рериховского Общества.

 

Письма Е.И. Рерих. 23.11.1937. Н.К. и я придерживаемся мнения, что должна быть проявлена крайняя осмотрительность при приеме членов, и тем более с предоставлением права голоса. На нас всех лежит ответственность за охранение Доверенного. В первом же томе Учения сказано, что «не следует отяжелять людей чрезмерным доверием». Потому мы советовали бы доступ на заседания Правления и право голоса вручать лишь испытанным друзьям, то есть действительные члены имеют право голоса, тогда как члены-соревнователи не имеют его. Щадя людей, и особенно молодежь, нужно дать им сначала возможность узнать себя. Они должны понять, что вступление на подготовительный путь Служения не есть запись в какой-то клуб, вхождение и выход из которого ничем на них не отзовется. Они должны понять, что услышанное ими Учение Жизни уже налагает на них известное духовное обязательство, хотя они, может быть, не могут или не хотят осознать этого. Потому, прежде чем связывать себя еще больше, пусть хорошенько проверят свои намерения и устремления, чтобы не стать апостатами, отойдя позднее. Жизненный опыт учит большой бережности и осмотрительности. Предательств сознательных и бессознательных немало, но наш священный долг – всеми силами стараться оградить от них светлое строительство.

 

Письма Е.И. Рерих. 23.04.1936. Битва Света с силами тьмы ужасна. Нужна вся осмотрительность, потому и лекционные выступления сейчас несвоевременны. Работайте в тишине и поменьше говорите, больше слушайте. Благо Вам, если имеете небольшой кружок друзей, их и держитесь.

 

Письма Е.И. Рерих. 10.05.1937. Я люблю сработавшиеся спаянные и самостоятельные группы и всегда опасаюсь тесного объединения с малознакомыми организациями. Можно находиться в дружественных отношениях, но без тесного объединения. Объединяясь, мы принимаем на себя и всю карму группы, вот почему нужна такая осмотрительность и даже в приеме новых членов.

 

Письма Е.И. Рерих. 21.12.1938. Пусть и в трудные дни еще сильнее восчувствуется духовная связь и преобразится жизнь внутренняя. Единение группы есть редкий знак преодоления тьмы. Вы сами видите, сколько всяких лукавых и темных уловок пытаются осложнить жизнь человеческую. Благо тому, кто понимает, что одиночества не существует, а если к тому же имеется и душевно спаянная группа близких и друзей, то уже это создает необоримую крепость. В трудные дни Армагеддона всем советуется особая осмотрительность. Знаем, что Вы, все нам так близкие, ее применяете, но еще раз скажем и об осмотрительности, и о единении, ибо даже повторение этих основ уже вносит укрепление.

 

   

 

Осмотрительность в использовании древних источников

МО-2, 329. Даже в обычных письмах встречаются условные выражения, которые понятны только посвященному в переписку. Также и в пророчествах можно удивляться некоторым неясным для нас выражениям. Но когда вспомним время и все обстоятельства пророчеств, можем ясно увидеть, что условность выражений существует для нашего времени, ибо века изменили многие понятия и выражения. Нужно запастись такой осмотрительностью, чтобы не впасть в невежество.

 

Н.К. Рерих. Голубиная книга (Книга голубинная). 1922 г.Аум, 551. Опытным путем должна быть исследована вся область психической энергии. Невозможно допускать личных предположений. Нужно с величайшей осмотрительностью пользоваться источниками древней литературы. Следует иметь в виду, что многие определительные в свое время понимались иначе, нежели в современном толковании. Многое так называемое метафизическое в свое время было полною реальностью.

Многие древние философы оставили после себя лишь символические определения. Они или сознательно скрывали настоящие наименования, или в обиходе учения пользовались сокращенными знаками.

Углубление в разные эпохи познавания психической энергии докажет самые противоречивые суждения. Не заблуждайтесь в таких лабиринтах человеческих мышлений! Происходили эти явленные заблуждения лишь от недостаточно научных опытов. Не сказки о психической энергии нужны, но человечество будет продвигаться суровыми опытами, проверенными на разных концах мира. Для такой достоверной проверки нужно единение.

 

Братство, 231. По бедности языков произошло во всех веках много ошибочных толкований. Люди пытались обращаться к цифрам, к символам и образам, к начертаниям и всяким иероглифам, но такие пособия были лишь временными. Только современники могли понимать значение таких условных придатков. В веках опять стирались и образовывались новые заблуждения. Человечество с трудом удерживает сведения за одно тысячелетие. Что же сказать о десятках тысячелетий, когда сами языки много раз совершенно изменялись! Отдельные предметы, дожившие до нашего времени, не могут вполне характеризовать эпохи, их создавшие. Так нужно приложить особую осмотрительность к древним эпохам, которые для нас лишь смутные видения.

Будет время, когда ясновидение, научно поставленное, поможет соединить осколки разбитых сосудов древнего знания. Умение терпеливо разбирать стертые знаки пусть будет отличием истинного ученого. Он поймет и значение вмещения.

 

Надземное, 74. Про Нас говорят, что Мы противники обрядов, – это неверно, ибо некоторые обряды могут вызывать высокие вибрации и очищать чувства. Мы много говорили о ритме, и никто из Нас не будет осуждать ведущие к гармонии ритмы. Вы сейчас слышали хорошее пение, оно может открывать врата прекрасные. Потому весьма осмотрительно различайте, где нелепые пережитки и где ступень красоты.

Учитель должен напомнить, что ритм может дать воздействие на всю нервную систему. Тем опаснее обрывки древних обрядов, которые сохраняются и в наше время, лишь смущая сознание. Слова, употребляемые при различных служениях, некогда входили в заклинания темных духов, но теперь они произносятся без смысла и даже в неверном скандировании. Но такие звуковые перестановки могут иметь иное значение, потому надо изучать древние источники и по ним очищать пыль ветхости. Не о грубом нарушении говорим, но об очищении мысли.

У Нас большая печаль, когда вибрации нарушаются и, вместо созидания, получается разрушение.

 

   

 

Польза осмотрительности в Тонком Мире

Н.К. Рерих. Прогулка Куан-Ин. 1925-1926 гг. ЭскизНадземное, 362. Урусвати знает, что намерение равнозначно действию. Скажем еще ближе – намерение многозначительнее действия. В действии происходит разряд энергии, тогда как в намерении собирается напряжение, которое рано или поздно непременно вызывает действие. Потому, когда говорю об осмотрительности в намерениях, имею в виду несомненную пользу.

Нередко люди уходят от земной жизни полные намерений, и невежды могут торжествовать, думая, что такие намерения остаются не претворенными в действия. Невежды не понимают, что жизнь не прекращается и намерения не остаются без выполнения.

Благо тем, кто имеет запас добрых намерений, они получат хороший урожай. Истинно говорю – каждое намерение будет приведено в исполнение; каждое обещание будет исполнено; каждое зло произрастет; каждое добро просияет.

По неведению люди жалуются о неоцененных заслугах, это происходит исключительно от незнания непрерывности жизни. Человек, полагающий, что с уходом от Земли все кончается, есть жалкий бедняк, он сам себя обокрал и лишил сокровищ преуспеяния. Неподготовленным предстает он в Тонком Мире. Где же пребудет он, пока не прояснится его сознание? Он задержится в таком месте, где он мог бы и не быть. В сумерках низших слоев он подвергается неприятным воздействиям, которые тем более отяготят его продвижение.

…Иногда люди хотят купить лучшее будущее денежными взносами, но золото не ценно в Тонком Мире. Добрые действия должны быть сопряжены с добрым сознанием, тогда они принесут радость на Земле и в Надземном Мире; инструмент будет настроен и зазвучит в гармонии с высшими мирами.

 

Надземное, 205. Если бы люди поняли последствия насилия, они могли бы помочь устроению стран. Но кто хочет понять, что кровь, пролитая в ненависти, нуждается в очищении? Так много раз Мы напоминали о необходимости усовершенствования и понимания Тонкого Мира. Каждый из Нас призывал людей к познанию.

Мыслитель говорил: «Фурии выпущены нами самими. Не Боги спешат мстить людям, но сами люди создают ужасных чудовищ. Мы позабыли, как готовили себе путь. Как найти достаточно простые слова, чтобы толпа восприняла их! Мы должны понять причину устрашающей розни и непримиримости. Но когда напомним себе существование среди теней, то можно убедиться, что там заготовляется жизнь будущая. Будем осмотрительны».

 

Гр.А.Й. 1971 г. 84. (М.А.Й.). Непрерывность жизни и цепи причинностей указывает на то, что связи, установленные между духами в прошлом, продолжают существовать в настоящем и намечают неизбежность контактов в будущем. Хорошо, когда эти связи благие. Нужно очень осмотрительно устанавливать новые связи, «не допуская к сердцу прохожих». Хорошо переходить в Тонкий Мир, зная, что там можно встретить друзей. Не говорю уже о связях иерархических, которые открывают перед человеком особые возможности. Кто к кому идет, тот с тем и пребудет. Хорошо внести в это устремление элементы сознательности. Устремлением обуславливаются возможности Тонкого Мира.

 

Аум, 535. Даже переезжая в лучшее помещение, люди отбирают свое лучшее имущество, и никто не везет с собою грязную ветошь. Также осмотрительно и достойно должен человек приготовить себе жилище в Тонком Мире.

 

_______________

 

 1 Листы сада М. Озарение, ч. 2, гл. 3, 13.

2 Надземное, 571.

 

 

 

Начало страницы