Вежливость является внешним проявлением (формой) искренних чувств доброжелательности, дружелюбия, сердечного и миролюбивого настроя человека к другим людям и миру.
Вежливость помогает общению и сотрудничеству, делает их уважительными, более гармоничными и плодотворными, способствует снятию лишнего напряжения и конфликтности.
При воспитании вежливого поведения в жизни важно осознавать тонкую грань между подлинной вежливостью как потребностью нашей души в позитивных, добрых и утонченных взаимоотношениях и условной вежливостью как лицемерной и неправильно понимаемой чисто внешней порядочностью, поддержанием пустых, формальных разговоров и обменом ненужными, по сути ничего незначащими фразами.
За подлинной, бескорыстной вежливостью стоят жизненные накопления, стойкая человечность, великодушие и умудрённость.
Близкие понятия: тактичность, деликатность, утонченность, доброжелательность, дружелюбие, благородство, великодушие, снисходительность, сердечность, человечность, сострадание, бережность, заботливость, вмещение, терпимость, терпение, сдержанность, спокойствие, умение прощать.
Противоположные понятия: грубость, нетерпимость, озлобленность, лицемерие, осуждение, обидчивость, самомнение, жестокость, бессердечие, равнодушие, корыстолюбие, льстивость, угодливость, беспринципность.
ПЕИР 21.08.1931. Себялюбивый эгоист осуждает себя на ужасающее одиночество и полное забвение. Родные, счастье – в любви, и счастливее не тот, кого любят, но кто сам умеет любить. Когда эта истина будет осознана, все счастье придет. Потому, любимые наши, учитесь любить, привыкайте любить все прекрасное и развивайте действенное сострадание ко всему несовершенному. Будьте ласковы и вежливы с подчиненными Вам, ибо это есть привилегия и украшение Царя Духа.
Очень люблю предание об Акбаре. В дни торжеств, когда все подвластные ему раджи и народы приносили ему дары, Акбар выбирал среди груд роскошных подношений самый скромный дар и, прижимая его к сердцу, показывался перед собранием, оказывая этим внимание самому малому из своих подданных и подчеркивая, что ему дорог дар, принесенный не от излишества, но подсказанный сердцем. Так поступайте и Вы, цените не по внешности и положению, но по мысли и по внутренним качествам. И, конечно, лучшие мысли и преданное сердце чаще скрыты поношенной одеждой и скромным положением. Цените малых сотрудников. Как точность, так и вежливость есть привилегия царей.
ПЕИР 19.10.1951. Родные, долетело Ваше письмо …со вложением письма от Ренца. Очень прошу Вас ответить ему сдержанно, вежливо, не выказывая никакой обиды, никакой оскорбленности, но скажите, что, к сожалению, Вы не можете присоединиться к их движению в Европе.
Жан-Жак Руссо. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
М. Сервантес. Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Вред условной вежливости
Гр.А.Й. 1967 г. 438. В древности празднословие считалось грехом. Многословием ныне страдают как в общественной, так и в политической жизни. Нужно научиться говорить много короче. За обилием слов теряется их ценность. Разбавленное водой молоко пить не любят. Почему же допускаются разбавленные речи? Безответственность человеческая в этом отношении очень велика. Прежде чем открыть рот, следует кратко подумать и вместо каждых десяти слов сказать только одно. Условная вежливость, требующая ненужных слов, особенно вредна. Слово – это огонь, оформленный в звуке. Преступно без цели и смысла болтать, уязвляя пространство. Мы Требуем сдержанности речи и слов от Наших учеников.
Гр.А.Й. 1967 г. 460. …Достоинство духа не позволяет проявляться многим отрицательным качествам. Достоинство это и лицемерие несовместимы. Сдержанность освобождает от необходимости являть ложный вид и тела, и духа. Там, где можно промолчать, лучше хранить молчание, чем произносить слова, не соответствующие тому, что есть. Условная вежливость тоже от лицемерия и лжи. Разве можно в жертву приносить лучшие качества духа. Молчаливость освобождает от многих ложных условностей. И совсем нет обязательства непременно говорить. Кто внушил людям порок празднословия и болтливости? Не тьма ли? Салонные разговоры Считаем преступлением против духа. Сколько показной хорошести и воспитанности скрывают истинные лики людей. Лучше быть с простым народом, чем с изысканными и вежливыми лицемерами. Посмотрите на них во время пожара или стихийного бедствия, когда слетает оперение лжи и лицемерия и истинная сущность выявляется во всей своей грубости и безобразии. Молчаливая сдержанность приветствуется Нами как лучшая форма поведения среди разнузданного словоизвержения.
Надземное, 326. Урусвати знает, что образование должно искоренять грубость. Нужно согласиться, что Мы понимаем под грубостью. Можно представить себе очень знающего ученого, который останется грубым человеком. Можно увидеть, что формальное знание не избавляет от грубости, которая не допускает тонкие восприятия. Но наука будущего требует утончения, иначе она не может служить синтезом. Учитель должен обладать уважением к прочим областям науки, но для этого он должен быть подготовлен, начиная с первых школьных лет.
Спросят человека – что понимает он под грубостью? Он скажет: "Сквернословие, хулу и дерзость". Но это будет лишь некоторыми свойствами. Основа грубости незаметна для большинства. Но тот, кто соприкасается с тонкими энергиями, может понять, что грубость есть нарушение всего тонкого. Так, люди должны понять, что грубость не излечивается вежливостью. Можно встретить весьма вежливых грубиянов, и они никогда не признают, что могут быть повинны в грубости.
Спросят – неужели книга о хорошем поведении входит в Учение Жизни? Именно входит, и нужно принять тонкость понимания, чтобы утончить сознание. Сейчас Мы говорим о том, что почти невыразимо человеческими словами. Но многие основы непроизносимы, но должны быть очувствованы. Такие безмолвные понимания и соглашения будут связью для будущих достижений. Нет слов, но чувство запоминается и ляжет в основание эволюции. Так, человек, утонченный в чувствах, не будет груб.
Мыслитель повторял: "Умейте чувствовать, иначе подумают, что у вас свиная кожа".
Гр.А.Й. 1968 г. 25. Очищение сознания от всякого сора и нагромождений включает в себя и освобождение от ложного знания, от нелепых общепринятых условностей, от нелепых суеверий, от отрицаний несомненного, от условной вежливости и светских обычаев, от всякой лжи и искусственности. Даже невозможно представить себе, сколько ограничений надумано людьми, чтобы запереть себя в рамки застывших условностей, все это надо увидеть и понять, чтобы сбросить. Ни физические, ни астральные, ни ментальные клетки не годятся для духа. В клетке сидящий не может летать.
Гр.А.Й. 1969 г. 90. Сколько ненужного говорится обычно в течение дня. (…) Нужно научиться говорить еще меньше и так, чтобы мысль, выраженная словами, была чеканной и краткой. Как много люди везде говорят, и особенно во время сборищ. Поэтому так мало и невнимательно слушают их, так как нет чеканности и четкости мыслей и сердце не вложено в них. Нет худшего заблуждения, чем подчиняться условностям и думать, что в силу нелепой вежливости надо обязательно говорить. Особенно вредно, когда человек болтает потому, что не может уже удержаться, ибо потерял над собою власть и явно страдает недержанием речи. Это означает полную распущенность психической энергии и постоянное ее расточение. Обычно это состояние заканчивается болезнью. Каждая обузданная мысль и сдержанное слово будет накоплением психической энергии. И сдержанность есть не что иное, как сознательное аккумулирование в организме огненной силы. Подчеркиваю, сознательное, ибо пень тоже молчит, но энергии не накапливает.
Гр.А.Й. 1970 г. 593. Жизнь сурово ставит перед неизбежностью утверждения качества сдержанности и молчаливости. Самые, казалось бы, незначительные слова вызывают неожиданные и бурные следствия. Надо научиться молчать, не произнося ни одного слова без крайней к тому необходимости. Ведь за молчание никто не накажет, а соображения ложной вежливости несостоятельны. Кто внушил мысли, что надо обязательно говорить из вежливости и поддерживать светские разговоры? А вы помолчите и посмотрите, каковы будут результаты. Пусть говорят те, для кого умение молчать необязательно. И даже со своими, и даже в домашнем окружении, надо строго и неуклонно соблюдать это условие, контролируя каждое слово. Через испытание на молчаливость надо пройти. Люди так любят говорить, что ваше молчание не будет им в тягость. И не беспокойтесь о том, что это ухудшит взаимоотношения с людьми, наоборот – улучшит и принесет желаемые следствия.
Гр.А.Й. 1972 г. 232. Если в домашнем быту утвержден контроль над каждым произносимым словом, то везде, где бы то ни было, этот контроль продолжает действовать. Учат жизненные уроки сдержанности речи, указуя, сколь вредно многословие, когда ненужное говорится. Очень не полезно убеждение, что надо говорить «из вежливости». Право, лучше промолчать, чем разрушать себя болтливостью.