Бетховен Л. Соната № 14 "Лунная" До-диез минор, оп. 27. Ч. 1

Духоразумение. Знание духа

Близкие понятия: чувствознание, мудрость, дальнозоркость духа, вмещение, синтетичность сознания, почитание Высшего, синтетичность сознания, утончённость, проницательность, прозорливость, чуткость, сердечность, духовное воображение.

 

 

Н.К. Рерих. Сокровенное (Сокровище горы). 1933 г.Взаимодополнительные качества:

                                   - Служение Общему Благу

                                   - Творческая созидательность

Духоразумение.       - Бескорыстие

Знание духа  и         - Ответственность

                                   - Беспристрастие

                                   - Охранение Сокровенного

 

 

Что есть духоразумение, его свойства и необходимость

Роль искусства и творчества в развитии духоразумения

Знание духа в Тонком Мире

Духоразумение в структуре человеческого микрокосмоса

 

 

Что есть духоразумение, его свойства и необходимость

 

ЛСМ. Озар. Ч. 3, VI. 21. Расширение сознания утвердит знание духа…

 

Дневники Е.И. Рерих. 19.06.1922 г.  …Поверх земных знаний светится мудрость духа.

 

Беспр. 290. Творчество утверждается духоразумением.

 

Гр.А.Й.1965 г. 316. Сумейте усматривать под внешними наслоениями рассудка те же огни, что ценятся Нами. Язык духа одинаков у всех, во всех веках и у всех народов, но его усмотреть и понять нелегко и непросто, и требует это развитого чувствознания и большого опыта. Если воинов Света считать только по своим отличиям, то очень уж мало их наберется. Но радость в том, что хотя Знамена Света всех веков и народов разнообразны, но их сущность едина и Фокус Один. Пусть внешние различия не смущают идущих ко Мне. Язык духа всех времен одинаков.

 

ЛСМ. Озар. Ч. 2, II. 6. …Дух проснувшийся постигает понимание немедленно. Потому отменило Братство явление чудес, и знаки могут лишь сопровождать событие как знамена. Но нужно оставить чудо как средство убеждения, ибо никогда чудеса не убеждали. …

Уже Говорил вам о понимании духом: когда луч соединяет Учителя с учеником, тогда главное понимание сообщается ощущением духа. И не письмо, и не знак, но непреложное знание духа ведет поступки учеников. Это непреложное знание – самый быстрый провод. Именно, не умственные решения, но знание духа.

Посылаю вам стрелы простых достижений. Не всем доступна простейшая тропа, но если можете вместить ее – благо вам.

 

ЛСМ. Зов. 15.04.1922. Понимание – в сердце.

 

ЛСМ. Зов. 9.05.1922. Нужно сверкать духом, зная – в духе правда.

Нужно понять широко, как ширь явленного духа.

 

ЛСМ. Зов. 8.08.1921. 61.  Нравится Учителю всякое чистое искание, явленное для Высшего Знания.

Дух Разума дает поучение искателям Истины.

Достаточно знать путь Духа Разумения, остальное приложится.

 

С.Н. Рерих. Подвиг. 1938 г.ЛСМ. Озар. Ч. 2, III. 13. Допустите хотение духа. Упражняйте осмотрительность, сопоставляя с духовным сознанием. Спрашивайте себя: «Как хочет дух?» Ступень знания духа важна. Приступая к ней, кажется, что дух наиболее далёк, но это только кажущееся, наоборот, дух стучится сильно. Важно прямо действовать, ухватить знание духа, – как хочется, так и действовать. Применять можно на деталях – лучше, нежели рисковать громадами.

 

ЛСМ. Озар. Ч. 2, III. 14. Сравним теперь знание духа и приказ воли.

Знание расцветает, являя защиту и освещая основы. Приказ воли устремляется в чужие сферы – и покоряет и присоединяет. Приказ обозначается символом меча и стрелы. Символ знания духа – цветок. Приказ может быть сообщен ученику извне скорою посылкою, тогда как знание духа расцветает изнутри и никаким жезлом не может быть вызвано. Именно, как цветок, в урочное время знание расцветает.

Как же способствовать цветку? Поставьте его в покойном месте, дайте ему свет солнца и запретите трогать и обрывать листья. Без знания духа нельзя поставить на высоту знание, сужденное человечеству.

 

ЛСМ. Озар. Ч. 2, IV. 3. Христос говорил: «Не в храме, но в духе будете молиться». …

Пора сбросить бриллианты, оскверняющие святое изображение. … Пора во Храм Духоразумения войти, посвящая силы, совершенствующие знание истинной мощи духа.

Не в далеких лабораториях, не в кельях, но в жизни вы будете собирать правдивые записи, где Христос не в складках хитона, но в красоте труда собирает ищущих свободу духа.

Сколько раз святые возвращались на Землю, ибо слишком выносили на толпу свое восхищение вместо строения жизни.

Мы решительно против монастырей как антитезы жизни; лишь рассадники жизни, общежития лучших выявлений труда, найдут себе Нашу помощь.

Именно, из жизни дойти надо. Именно, не нужна общепринятая религиозность. Нужны факты сознательного общения с Обителью Света. – Вот мы желаем принести пользу, идем сознательно, без магии, к практическому Источнику.

В этой простоте заключается вся очередная тайна, еще так недоступная людям, бредущим по пояс в предрассудках.

Невозможно им понять простоту, красоту и бесстрашие.

 

ЛСМ-Озар, ч. 2, гл. V. 17. Комбинация правильной оценки красоты материи с готовностью углубиться в достижения духа делает подвиг как бы назревшим. Сумятица жизни более не привлекает, и, конечно, является сознание, что дальше так продолжаться не может.

Подвиг бывает или сравнительно кратковременным, или моментальным. Усвоение необходимости выразить определенное действие принесено издавна, и как просто жизненный шаг совершается.

Итак, самое трудное – вместить восхищение материей и явления духа. И сколько прекрасных поисков было задержано сожалением о материи или духовным обособлением! Иногда сродство духа с материей представляется легко, тогда надо искать причину в прошлых избранных жизнях.

Самый изысканный отшельник, проклинающий красоту мира, закрывает перед собою Врата. Так же ученый, забывающий об Источнике, лишает себя полетов в край завоеваний. Дети поймут это простое условие, но взрослые отвергают как глупость.

Лишь особыми путями сообщения можно двигаться в поезде подвига. И ждать то, что дух считает и знает по времени, бывает так болезненно, точно время остановилось и какой-то пожар истребил накопленное богатство.

Поистине, Христос сказал: «Не знаете ни часа, ни дня». Он же открыл и другую формулу, сказав: «Зачем покинул Меня, Владыко?» – имея в виду знание духа. Ибо в последний момент погружаемся как бы в безвоздушное пространство – так бывает перед окончанием земного круга, – чтоб сейчас же вспыхнуть всеми огнями накоплений. Путем задержки сознания прошлого получается прыжок над бездною.

 

ЛСМ. Озар. Ч. 2, VIII. 9. Хочу напомнить о культе высоких жриц.

Был разряд приводимых в высокое состояние посредством химических препаратов, другой приводился в такое состояние магнетическими токами; были и низкие степени заклинаний и механических вращений. Затем начиналось самоуглубление на пороге сна или при углублении на блестящий предмет.

Самым высоким считалось знание, идущее изнутри без всяких видимых условий.

Путь мировой эволюции, совершаемый на ваших глазах, ставит на иные условия, и приходит время, когда надо сильно сократить психические силы за счет духа. Низшие слои природы настолько овладели низшими психическими проявлениями за последнее десятилетие, что возникает опасность для эволюции.

Не низшими слоями призраков и нагромождений, но кооперацией Высших Планов можно продвигаться.

 

ЛСМ. Озар. Ч. 3, IV. 7. Никакое ясновидение не равняется знанию духа. Истина может приходить через это знание. …У жрецов знание духа считалось высшим проявлением, ибо не могло быть достигнуто никакими телесными упражнениями, но слагалось наслоениями прежних жизней.

 

С.Н. Рерих. Мы тоже ищем. 1974 г.ЛСМ. Озар. Ч. 3, V. 5. Чистые, но поверхностные мысли подобны радужным пылинкам: первый ветер уносит их в пространство. Ценность таких пылинок ничтожна.

Ценим мысль, породившую решение. Решение оценивается качеством применимости. Применимость судима знанием духа, тогда получается действие, которому можно радоваться.

Мы считаем хорошо, Мы прикладываем прочно. Если обвинят в расчетливости, и это не отклоняйте. Ибо расчетливость противоположна безумию, а безумие противоположно знанию духа.

И какой бы круг мы себе ни назначили, мы все-таки вернемся к великому знанию духа.

Не чую, но знаю – не суеверие, но непреложность. Когда же касаемся непреложности, тогда касаемся как бы магнита планеты, – тогда прочно стоим.

 

ЗнАЙ. 20. Приостановка осознания духа объясняется притуплением внимания к явлениям природы. Разучаясь наблюдать, человек теряет способность синтеза.

 

ЗнАЙ. 570. Одно – заслушать, другое – запомнить, третье – применить. Учение поможет дойти до третьей границы. Также Учение поможет выйти из пределов земных призраков, поможет усвоить обычное как необычное. … Называли Терос* воителем, – истинно, он не жнец и не пастырь. В существе своем Терос завоеватель и победитель, но радость подвига не делает его тираном. Четыре начертания, давно данные: почитание Иерархии, сознание единения, осознание соизмеримости, применение канона «Господом твоим», – они дают основу разумения Теросу. Как он без них найдет, где путь Блага?!

_________________

* Терос (санскр.) – понятие восточной философии, означающее начало, противоположное Тамасу; синоним духа, движения, света; психическая энергия.

 

МО-3. 38. Самое тонкое восприятие через духоразумение. Сила восприятия духоразумения ни с чем не сравнима. … Великий Источник духоразумения есть самый тонкий и высший утвердитель [восприятий и знания].

 

МО-2. 269. Никто не может ограничивать и очертить границу знания духа.

 

Беспр. 136. Духоразумение – так называется тот принцип, который показывает человеку путь сознания. Когда человек разъединяется с силами Космического Магнита, тогда он постигает только утверждение физического существования. Не будучи связанным с высшими энергиями в духе, человек, истинно, разрушает свои лучшие возможности. ... Соединение тел пространства и огня духа лежит в основе всего сущего.

 

Беспр. 289. Великий творец дух создает все устремления.

Если бы человечество поняло, что радость устремления утверждается духом, то оно устремилось бы к духоразумению. Братья человечества утверждают духоразумение как явленную мощь. Для духоразумения не существует преград. Всюду проникающий дух подымает завесу непонимания. Отрицающие дух могут так утверждать космическое разрушение. Принявшие дух, устремленный к Космическому Магниту, утверждают космическое равновесие.

 

С.Н. Рерих. Отшельник. 1943 г.Беспр. 318. На учете человеческих достижений стоит завоевание сфер высших напряжений. Когда человечество привыкнет к сознанию трансмутации из низшего к высшему, тогда можно будет послать духоразумение.

 

Беспр. 363. Когда грубые человеческие формы не могли проникать в сферы чистые [Высших Миров], тогда все эволюционные круги так удлинялись. Теперь же, когда сознание утончилось, хотя и материально, но все-таки доступно человечеству понимание сотрудничества сфер.

Когда разовьются чувствознание и духоразумение, тогда человечество поймет значение сознания и соответствия подземных и надземных сфер. Истинно, духоразумение поведет к следующей ступени.

ПЕИР 8.05.1935. Духоразумение здесь [в Беспр., 363] означает понимание, что́ есть дух и его проявления.

 

Беспр. 452. Как много стремлений теряет человечество на поиски феноменов и не слушает голос, направляющий к мощи духоразумения. Разве в материализации предметов* заключается столько мощи, что понятие посылки духа и энергии стирается? Как материализация, которая заглушает сознание и ведет к видимым проявлениям, может направить дух к дальним мирам? Ведь каждая проявленная форма есть космический феномен. На ступени исканий видимых проявлений остановилось человечество. Говоря о дальних мирах, нужно принять все широкое понимание роста беспредельного. Утвердим сознание на мысли о дальних мирах. В стимуле духотворчества заложено все безграничное устремление, в нем хранится великое космическое устремление. Только понятие невидимой материализации даст истинное устремление, ибо в этом великом импульсе Вселенной содержится все космическое творчество.

__________

* Материализация предметов – способ перенесения материальных (физических предметов) с помощью мысли (психической энергии) на дальние расстояния. В Учении Живой Этики не поощряется развитие в человеке тех или иных психо-физических сил, но сознание направляется к развитию более высоких и мощных сил духа.

 

Беспр. 547. Когда Мы говорим о высших мирах, то нужно явить понимание каждого утончения. Творчество неустанно привлекает все высшие элементы для совершенствования. Так дух может устремляться к эволюции усовершенствования. Когда духоразумение привлечет тонкие элементы, то можно будет уявить человечеству символ истинного Бытия. Так будем строить путь в Беспредельность!

 

Беспр. 548. Из всех принципов, ведущих к расширению сознания, принцип Иерархии самый мощный.

 

МО-3. 157. Царственный дух знает истинное Служение. Человек, устремляющийся к познанию Истины, вникает в самую основную сущность жизни. Без этого явления вникания невозможно знать сущность всей жизни. Сколько необходимых обузданий нужно явить, чтобы человек принял надлежащую человечность. И сколько энергий будет проявлено, прежде чем дух человека найдет свое истинное назначение!

Царственный дух Иерарха есть та мощь, которая будит сознание, которая проявляет высшее понятие Истины на планете. Царь духа – Огненный Иерарх! Сколько мощи проявляет этот великий Страж Огня! Сколько великих строительств зиждется на огненном Царе духа! Так запомним на пути к Миру Огненному о той благой мощи, которую несет Царь духа – Иерарх.

 

Иерархия. 1. О доктринах столько говорилось, но человечество не знает, как принять доктрину Братства. Сколько извращений наслоено на Истине! Сколько принципов разрушено! Спросят: «На чем же строится Твердыня Братства?» Скажите: «Доктрина сердца, доктрина труда, доктрина красоты, доктрина эволюции, доктрина напряжения, доктрина наиболее жизненная!» (…)

Наши устои присланы для возрождения духоразумения. Так скажите непонимающим, так укажите на Доктрину Сердца!

 

Иерархия. 324. Потому знание духа является таким мощным руководителем, ибо оно всегда приведёт к основам Бытия. …Так знание духа напрягает учеников на пути к Иерархии.Так нужно всеми силами духа развернуть Знамя Мира, в нем содержатся все устои Культуры.

 

ПЕИР 28.08.1931. В заключение хочу напомнить Вам о совершенной неотложности осознать наступление Нового Века. Огненные энергии в страшном напряжении устремлены к Земле, и, неосознанные и непримененные, они вызывают уже и будут вызывать разрушительные землетрясения и другие космические пертурбации, так же как и революции и новые эпидемии. Мы находимся у самого преддверия Нового Века, новой расы, и потому наше время может быть приравнено к последним временам Атлантиды, в существовании которой наука начинает все более и более убеждаться.

Наблюдайте все необычные и разрушительные знамения во всех областях жизни, и многое станет ясно; и Вы увидите, куда направляется строительство Нового Века, Века Духоразумения и великого Сотрудничества народов под Знаком Культуры. Осознание этого великого времени должно удесятерить силы каждого чуткого духа и устремить к радостному строительству на Общее Благо под Знаменем, которое мы назовем Знаменем Мира и Культуры.

 

ЛСМ. Зов. 12.07.1921.  50. Ловец, дух твой тверд, уявляй чувствования твои – и победишь тьму.

Думаю, у вас явится мощь родине помочь в радости Духа Разумения.

Родина примет дар сердца М.·.

Ученики, несите любовь и знание.

Мощь улыбка несет.

 

ЛСМ-Озар, ч. 2, гл. IV, 11. Урусвати – пора сказать, что так Зовем звезду, которая неудержимо приближается к Земле. Издавна она была символом Матери Мира, и эпоха Матери Мира должна начаться, когда Ее звезда приблизится к Земле небывало.

Великая эпоха начинается, ибо духоразумение связано с Матерью Мира. Даже знающим срок дивно смотреть на физическое приближение сужденного. Важно наступление очень великой эпохи, которая существенно изменит жизнь Земли.

Великая! – Я так радуюсь, видя, как новые лучи пронизывают толщу Земли. Если даже они сначала тяжелы, то их эманация вносит новые элементы, так нужные для толчка. Новые лучи достигают Землю в первый раз от ее сформирования.

 

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский.<br>1932 г.        Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма. 1932 г.        Н.К. Рерих. Святой Франциск. <br>1932 г.

 

Иерархия. 127. Как можно созидать, не признавая Высшего Водителя? Как можно слагать, не чувствуя нить, связующую с Иерархом? Как можно надеяться на посылки, когда дух не открывается навстречу Свету? Только примыканием к Иерархии и исполнением явленной Воли можно, истинно, успеть и достичь всего утвержденного.

Иерархия. 128. Потому каждое устремление, ведущее к объединению ученика с Учителем, ведет к познанию высших законов. Ученик, не желающий Учителя, тем признает свое невежество, ибо приостанавливает свое развитие. Ведь каждая сила, влекущая дух кверху, есть сила развития. Как же будем расширять сознание и возвышать дух, если не примем Руку Иерарха? Явление самомнения так пагубно задерживает продвижение, потому достойно указать всем говорящим о чрезмерной преданности Учителю, что только силою преданности Учителю можно достичь утончения сознания. Культура духа и мысли требует следовать, являя непобедимую преданность Иерархии. Только так возносится дух, только так можно утвердиться в эволюции духа. Потому и красота Служения заключается в объединении сознаний. Когда дуги сознаний объединены, то Свет царит и утверждается высшее назначение. Только так достигается Высший Закон! Так Мы созидаем!

 

Гр.А.Й. 1952 г. 346. Знание вневременное, знание Космическое – единое для всех планет и безусловное, есть знание Архата. Знание выше преходящих форм. Оно выражается прежде всего в законах Космоса, вечных и непреложных. Не было Земли, но были Законы Космические, не будет Земли, но они не прейдут. Не прейдет и дух, ибо есть носитель сущности космических принципов, аспектом которых является закон. Знание Законов Космоса приобщает человека к Вечности в ее сверхземном уявлении. Потому, познавая законы Вселенной, законы нечеловеческие, входим в сферы непреходящего. Потому две науки – от Земли и от Вечности; два знания – земное и вечное. Мы – Хранители сокровищ вечного Знания. Объять его всё – значит объять Беспредельность, что является невозможностью. Потому Мы не только Хранители, но и Собиратели. Планетная Сокровищница хранит то, что Мы Собирали и Собрали на протяжении сотен веков. И каждый пришедший к Нам получает из Сокровищницы. Путь знания велик и нелегок, ибо познающим аппаратом является уже не мозг, а сам человек – микрокосм. Микрокосм впитывает знание светом своим по закону полюсности. Потому-то и требуется чистота кристалла сознания, а главное, сердца, не затемненная оболочками. Сознание переносится в сердце, и знание притекает непосредственно. Это и есть знание духа без вмешательства мозга. Мозг – лишь орудие, но не источник, и притом не единственное. Великое Знание получено без помощи мозга, но с помощью сердца. Спаситель Знал, и Вольтер знал. Он Знал космическое, Вольтер – земное. Он – сердцем, Вольтер – мозгом. Земное знание может быть ложным, обременительным и ненужным. Космическое – никогда. Оно ныне так же истинно, как и тысячелетия назад. Но сколько ненужного хлама в архивах земной науки. Эта наука – ложь. Но ложь сопровождается и ложными представлениями. Только подумать, сколько нагромождений в Астрале – горы изжитых и неизжитых. Почти всё, во что верит человек, или ложно, или искажено. Наука Вечная – вне огромного мира человеческих нагромождений и измышлений, постоянно сменяющихся, умирающих и рождающихся вновь. К ней, к Вечной, Зовем сынов Света. Основная сущность Учения во все века дает непреходящие крупицы космической Истины в форме, доступной ступени сознания. Познавание Вечной Истины и Законов космических дает равновесие, ибо поднимает сознание из мира вечно меняющихся форм в мир Света. Каждая крупица Знания утяжеляет чашу равновесия. И только познание всей доступной Истины даст все возможное равновесие, то есть свободу духа, ибо равновесие есть свобода. Царство Мое есть царство Свободы, и сыны Мои есть сыны Свободы и Света.

 

Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце». 135.

Нарождается новый класс общества – духовный, не имеющий ничего общего с так называемым духовенством. Раньше люди духа являлись разрозненными и редкими единицами; теперь они вырастают в класс, которому суждено сыграть решающую роль в создании новой ступени эволюции. Невозможно переоценить роль людей, причастных духу, в истории судьбы человечества. Это та закваска, о которой говорил Христос, которая должна поднять всю неоформленную, часто духовно инертную массу насельников планеты.

Как дрожжи поднимают всё тесто, так и новый духовный класс поднимет всю среду, в недрах которой он возникает; и дух каждого пробудит, и каждого к духу приобщит. И когда поднимутся все, не будет той резкой грани, какая существует сейчас, – а будет едино стадо и един Пастырь, и лишь мера приближения отличит вместивших многое. Тогда наступит эпоха шестой расы, эпоха истинного счастья, ибо оно в духе.

31 октября 1952 г.

 

С.Н. Рерих. Священные слова.<br>1944 г.Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце». 143.

Иерархия. 128. Только слиянием сознаний можно достичь. Слиянию предшествует освобождение сознания ученика, ибо нельзя слить чистое с нечистым. Всякий сор и всякие цепи препятствуют слиянию. При слиянии происходит ассимиляция знания и энергий. Достояние Учителя становится достоянием ученика. Капля, упавшая в море, получает все свойства моря. Капля, не желающая раствориться, останется каплей, но растворившаяся становится морем. Только таким путём можно приобрести космическое сознание. Потому сказано: «Я твоё знание», так как при слиянии сознаний знание вливается в ученика, как поток в канал через открытый шлюз. Почему в шестой расе краеугольным камнем стоит понятие Учителя? Иным путём не прийти к духоразумению. В этом цикле сознания устремятся к поискам слияния с Высшим Источником, и дверь откроется, и польётся знание неудержимо. Каждый расцвет, как индивидуальный, так и народный, зависит от меры слияния сознаний. Учитель есть закон космический, и обойти его – значит обойти себя и судьбу предназначенную. Зачем лишаться суждённого, когда оно так прекрасно! Братство основано на объединении сознаний.

15 ноября 1952 г.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 322. Синтез не означает всего понемногу, но постижение сущности явления в связи с целым. Именно синтетическое мышление более всего открывает доступ к пространственной сокровищнице. Учение Жизни дано, дабы знающий его мог доступ к ней получить. К этому ведет чувствознание, то есть знание непосредственное, знание духа, которое останется у человека даже тогда, когда расстанется он с планетой своей, своим временным домом. В Космосе нет книг, но есть знание, доступное духу. Явим заботу о путях высшего познавания. «Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих Солнце», – так Говорил Соломон.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 587. Надо доверие к себе больше усилить. Доверие к себе и самообольщение – явления разного порядка. Доверие к себе основано на знании духа, самообольщение – на обмане себя. Говорим о стадах самообольщенных, ибо много их, попавших в тенета Майи. Близость Учителя и Его Луч будут ручательством знания духа. Ищите самообольщенных среди тех, кто полагает, что среди самоутвержденных авторитетов земных можно найти людей, являющих собою истину. Следует понять, что говорить слова истины и являть собою истину далеко не одно и то же. Смешивая два эти совершенно различных явления, неизбежно оказывается человек в числе самообольщенных. Но еще печальнее, когда коснувшийся истины дух начинает воображать, что он сам являет эту истину собой. Это и будет самообманом. Куда лучше суровые знания недостатков своих и беспристрастный анализ себя. Критерий один – степень практического применения указов Учителя в жизни. ...Так, оберегитесь от слов, не утвержденных вами действиями, поступками и в применении.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 329. На ваш молчаливый вопрос собеседник обычно всегда отвечает, хотя, быть может, и не тотчас же, как на прямой вопрос, вслух. Это указывает на то, как действует мысль. Это научит умению вести двойную беседу: обычную и молчаливую, с помощью мысли, без слов. Столь же эффективна и беседа на расстоянии, но требует большей чуткости... При беседе на расстоянии надо уловить реакцию собеседника на посланную мысль, запрос или желание, знать, что происходит с собеседником. Нужна большая изощренность сознания. Это не ясновидение, не яснослышание, но чувствознание, или знание духа – высшая форма познавания. В ясновидении и слышании все же имеются элементы психизма, хотя и высокого порядка, но чувствознание свободно от них, и развитие этого качества, даже самое напряженное, уже не заключает в себе опасностей, связанных с психизмом. В явлениях ясновидения можно утонуть с головой и оторваться от жизни, то есть потерять равновесие. Чувствознание же, наоборот, будучи следствием пробужденных огней, не уводит человека от жизни, и смекалки его не лишает, и не делает его беспочвенным мечтателем. Чувствознанию не угрожает лунное погружение в астральный мир, что Нами считается весьма нежелательным и опасным. Действия духа молниеносны и связаны с работой огненной мысли. Можно просто знать, не прибегая к обычным методам познавания. После посланной мысли хорошо ощутить реакцию на нее со стороны того, кому она посылается. Эту реакцию сознания на желание почувствовать сущность какого-нибудь события или явления ощутить очень ценно. Что-то произошло, вы сосредоточиваетесь на происшедшем, и вдруг явно чувствуете, что серьезного или опасного для вас, или близких, или кого и чего бы то ни было в том, что произошло, нет, или, наоборот, есть, и эта опасность значительна. Это и будет реакцией утонченного сознания на сущность происходящих явлений. Нужна же утонченность, нужно чувствознание... Для начала хорошо внимательно прислушиваться к тому, что говорит сердце, ибо чувствует в вас сердце. Но должно быть свободным оно от мыслей предвзятых: они – как заслонка от света. Трудно иметь чистое, открытое для непредубежденных восприятий и спокойное уравновешенное сердце. В противном случае зеркало духа искривляется и не дает правильного отображения. Лучше всего астральный проводник из процесса убрать. Он окрашивает все воспринимаемое цветом своих эмоций, плохих или хороших, не все ли равно, если они искажают действительность. Фотопленка запечатлевает вибрации света без всяких личных переживаний и делает это очень точно. Так же и бесстрастное сознание, не отемненное эмоциями, лучше и дальше увидит. Надо понять, что любая задача может быть решена блестяще без малейших признаков личного отношения к ней. Сверхличное тем и хорошо, что из него изъято астральное начало, ярое личною самостью своей. Можно, можно жить без него и быть спокойным, уравновешенным и счастливым. Но с ним, не подчинив его воле, невозможно. Астрал – враг чувствознания, а самость – стержень враждебности высшему познаванию.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 400. …Чувствознанию следует доверять больше, чем глазам, чем интеллекту, чем словам неискренности и обмана. Не имеют значения слова. Часто обманывающий верит сам тому, что говорит, прикрывая ими нежелательные для себя факты. Не верьте словам, считайтесь с делами, и чувствознанию дайте простор себя уявлять без помехи. Как многое часто мы знаем, но не желаем или не умеем дать себе в этом ясный отчет. Чувствознание нуждается в заботливом и бережном к нему отношении. Надо уделять больше внимания тому, что оно приносит, сосредоточиваясь на поступающих через него фактах. Многое станет сразу же яснее и определеннее, ибо сознание, как луч прожектора, позволяет сделать четким полученное впечатление. Чувствознание будет расти. Всегда есть причина, если оно дает знак, что что-то вдруг нам неприятно или вызывает в нас противодействие окружающим. Мы еще не отдаем себе отчета в том, что случилось, но сердце уже чувствознает. Эта область требует внимательного к себе отношения и постоянной заботы. Многое в ощущениях человека вызывается неосознанным знанием неизвестных еще мозгу явлений, не дошедших еще до него или ему недоступных. Реакция сердца на сущность человека очень показательна, но не желает считаться с ней мозг. Какая масса интереснейших наблюдений раскрывается перед человеком: как бы целый мир открывается для познавания, но не через мозг. Общение идет тоже этим каналом, через сердце. И сердце растет и утончается, погружаясь в эту тончайшую работу. Чувствознание развивайте. К центрам раскрывающимся знание притекает через посредство его и достигает сознания. Много знает дух. Духознание и чувствознание связаны неразрывно. Оба означают непосредственное знание без вмешательства мозга. Когда сознание сосредотачивается на том, чтобы получить знание непосредственно, оно его получает, если не давать мозгу возможность вмешаться в процесс. Мозг может в этих случаях исполнять чисто подслужебную роль учетчика поступающих в сознание фактов. Но самое получение идет помимо него. Духознание и чувствознание становится для утончающегося сознания новым методом получения знания, а также и информации по интересующему человека вопросу.

 

Н.К. Рерих. Святые Борис и Глеб. 1942 г.Гр.А.Й. 1958 г. 49. (17). Меры духа. О скалу непредубежденности разобьются прежние представления о вещах. Меры духа иные, чем у всех оболочек. Дух вездесущ, и вне измерений, и вне расстояний, вне времени, вне верха и низа, вне понятий далеко и близко, здесь или там, ибо везде, ибо может магнитно себя осознать где угодно. И может он знать поверх оболочек. Это есть знание духа. Чувствознание – атрибут духа. Деление духа не есть его разделение на части, но присутствие всюду, частично и отрывочно достигающее сознания. Вы внутри человека, и Бог – тоже, но – в духе его. «Nosce animum tuum» [Познай свою душу] – в древности сказано верно, или «Nosce te» – познай себя.

Изнутри наружу пробивается пламя духа. Бездонны глубины его, неисчерпаемо знание. Дух животворит, плоть не пользует нимало – так вас учили когда-то. Плоть – это все оболочки. Дух – это Бог в человеке. Воля – атрибут духа. Мочь можно и духом. Духом все можно. В духе все достижимо. Когда Говорил «Ныне возможно все», Мыслил о духе. Можно сосредоточить сознание в любой оболочке, но можно в духе. Можно считать себя телом, а можно и духом. Можно духом себя почитать, в теле живущим, как в доме. В духе и духом идет Общение со Мною. Когда пламя духа пробивается через оболочки, в сферах вокруг уявляется Свет. Когда уявляется Свет в человеке, становится он носителем Света. Дух есть огонь. Свет есть атрибут пламени духа. Немеркнущим светом сияет Свет Пламени духа, преобразившего огнем оболочки свои. Ограничивают дух оболочки, даже мысль, ибо магнитно тяготеет к мыслям созвучным. Мир Огненный – родина духа, и огненное тело – несменный носитель его, духа. Огненная стихия состоит из энергий, подчиненных духу. Дух, их применяя, власть утверждает над ними. Оболочки – это проводники (или орудия) для проявления огней духа в размере власти, достигнутой духом над ними. В принципе, эта власть безгранична, но требует осознания. Вера, двигающая горами, есть уявление этого осознания безграничных возможностей и мощи духа. «Возможно все» – это дух утверждает безграничную силу свою пред лицом немощи плоти и ограниченности своих оболочек, коими он временно облечен. В пространстве Света, не ограниченный ими, свободно действует дух. Действовать в духе, будучи в теле, и подчинить оболочки себе – задача настоящей ступени эволюции человека.

 

Гр.А.Й. 1958 г. 72. (38). Хорошо, когда осознается ограниченность выражения духа, заключенного в физическом теле. Чем глубже это осознание, тем лучше. Как же освободиться от оков, если не осознать их и не пожелать их разбить? Как в плотном футляре, имеющем всего только несколько отверстий, заключен дух в оболочке своей. Сквозь отверстия глаз и ушей в состоянии он воспринимать ряд вибраций, ограниченных своею шкалою восприятий. Осязание еще уже, чем глаз или слух. Расширить эти пределы можно, но за границею тела. Когда дух начинает томиться в футляре своем, как орел в клетке, тогда можно сказать, что время приходит ему клетку разрушить. В духе разрушаются ограничения физического тела. Ясновидение, яснослышание, яснообоняние и чувствознание есть духознание, духовидение, духослышание, духоразумение и так далее. Надо напряженно и яро захотеть разбить стены темницы, чтобы выйти на космический простор. Надо сознанье изъять из окружающей сферы возможно полнее, чтобы воспринимать вибрации других сфер. Конечно, к этому ближе всего мысль, ибо мыслью можно коснуться любого предмета или явления. За мыслью последуют чувства. Перенос чувствительности вовне есть направление, указующее путь. Перенесение чувствительности означает перенос сознания, то есть полное и совершенное сосредоточение его на желаемом явлении и полное отрешение от себя, от своего малого «я», в тесной тюрьме заключенного. Свободы надо захотеть, прежде чем ее добиться. Желайте свободными стать от цепей плотного тела.

 

Гр.А.Й. 1958 г. 76. (42). (Ты) Яростно отбивался от мыслей сторонних. Тьма набухает в последнем усилии. (Но) Солнце Мое, Солнце Мира, будет сиять и для вас. Духоведение – путь непосредственного познания вещей и явлений. Духознание, чувствознание, или знание духа, когда сброшены все оболочки, уявляется свободно, полно и без преград. Мозга не надо, его центр (познающий) – сердце. Можно, можно, можно и видеть, и слышать, и знать. Дерзай, чадо, на то, чтобы знать так, мирские замкнув голоса. Они заглушают песнь духа, песнь жизни. Ты стены темницы разбей и духом восстань над мертвою жизнью. Как феникс из пепла, когда все земное сожжешь ты в огне устремлений. Когда устремлен Магнит Моего Духа, ответствует дух твой и с Ним созвучит. Ты духа являешь тогда прикровенную сущность в условиях жизни (обычной) земной. Ты знаешь, ты чуешь, ты понял, что значит открытостью сердца Владыки достичь, когда все существо настраивается на ключе созвучия с Учителем Света.

 

Гр.А.Й. 1959 г. 323. Непобедим дух, облеченный в доспех мужества. Мужество есть неосознаваемое знание духа о том, что нерушимо и несокрушимо его зерно. Действуйте духом и в духе, зная, что путь этот лежит поверх явлений плотного мира и потому неуязвим тьмою. Действия в духе быстрее света и опережают они темную* осведомленность. Так пресекает Учитель результаты ошибок ведомых, разрушая в Незримом следствия их. И если хотите что-то создать, создайте мысль – основу желаемого в Незримом. Темные пытаются творить и вредить тем же путем, но так поступают лишь те, которые знают. Но слабость их в том, что действуют на низших планах и мощь огненных энергий Света им не доступна. Энергии же высшие тоньше, а потому мощнее они низших. Непобедимо и неуязвимо сознание, объединенное с Владыкой, и не в силах сокрушить его тьма. (…) Законы магнитного притяжения Света действуют непреложно и соизмеримо, и нет силы в мире, которая могла бы лишить Света того, сознание чье отдано Свету.

___________

* Имеются в виду невежественные, омраченные злобой существа.

 

Гр.А.Й. 1961. 280. При вечерней проверке прошедшего дня утверждается все, что способствует восхождению духа, и отбрасывается мешающее ему. Суждение духа сурово и беспристрастно.

 

Гр.А.Й. 1962 г. 79. Полагаю знание духа превыше всех прочих видов знания. В путь счастливый идти вас Посылаю и Буду с вами в пути. Окружены Заботой и Любовью Моей. Знайте, что стремительно приближается сужденное время. Знайте, знайте – ничто не остановит бега его. Знайте возможности духа.

 

Гр.А.Й. 1962 г. 94. Формовщик пространственных мыслей, от Меня исходящих, – твой дух. Дух твой витает в пространстве свободный. Устремление духа приводит ко Мне, и ток единения замкнут. И действует провод тогда, огненный провод духа от Меня через дух и пространство в приемник сознания, которое уже в теле. Но главное – дух. То, что им познается в полетах, не всегда достигает земного сознания. Недостигнутое остается в духе и с духом. ... Не дух, но оболочки нуждаются в знании (обычным путем). Дух знает без них, но передать трудно, ибо оболочки затемняют знание духа. Для духа открыты все пути. Действуйте духом. Учитесь действовать духом и в духе. Дом духа – сердце, потому Стучусь в сердце, в сердца человеческие. Дух вне времени, пространства и расстояний: вневременен и вездесущ дух, но не оболочки. Действуйте духом. Сердце сливается с сердцем любовью. Это есть действие духа. Аппарат духа – сердце, интеллекта – мозг. Действия духа исчислению временем не подлежат. Сын Мой, место твое в Сердце Моем законно, ибо «Я в вас, и во Мне вы», – по формуле древней. Сердце Мое – дом твой, единственно прочный и вечный на этой Земле. … И Я Могу войти в чистое сердце твое, и ты в Мое можешь. Будем действовать сердцем. Сердце – орудие духа. Аппарат огненный, восходящий до Высшего Мира.

 

Гр.А.Й. 1962. 114. В моменты прозрения дух знает. Но проходит время, и острота знания тускнеет и даже утрачивается совсем. Знание надо не только получить, но и его удержать, что гораздо труднее, ибо знание духа чуждо обычности и при столкновении с нею утрачивает свою ясность и простоту. Отсюда и постоянство борьбы между земным знанием, или земною мудростью, и знанием духа, или прозрением в область действительно сущего. Но удержать можно. Условие одно – от Меня не отрываться. Как бы ни было сильно противодействие этому условию, надо все же его победить. Не победить – значит поддаться, значит потерпеть поражение. Во имя чего? Во имя того, что мелькнет лишь на миг, на час или на день или даже на год, не все ли равно, чтобы кануть в забвенье и оставить ни с чем. Забудется все, только Я не Забуду пришедших ко Мне, чтобы путь свой продолжить со Мною.

 

Гр.А.Й. 1966 г. 272 (223). Земное – земному, а высшее – Высшему. Это следует понимать так, что в условиях жизни обычной нельзя ей не уделять того, что требует она от человека. У человека есть долг перед Родиной, семьей, перед своим телом, которое приходится кормить, одевать и обувать, и многие другие обязанности – это сфера земных обязательств. Но жизнь духа имеет свои. Земные обязательства временны. Долг человека по отношению к его духу по значению своему превышает все остальное. Но забота о духе заставляет быть честным в исполнении своего долга перед Родиной, семьей и людьми. Нельзя нарушить этого долга, не нанеся ущерба своему духу. ... Но различие между обязательствами своему духу и внешнему миру все же следует знать и безошибочно понимать сущность и тех и других.

 

 

Роль искусства и творчества в развитии духоразумения

 

Гр.А.Й. 1960 г. 244. Думают, что лицезрение полотен даст желаемый результат, но забывают о соответствии, то есть способности сознания созвучать с тем, что оно видит. Без соответствия нет созвучия, а без созвучия – понимания и восприятия внутренней сущности явления. При наличии в сознании элементов, способных дать созвучие, последние зарождают процесс ассимиляции и вызывают рост и углубление взаимопонимания. Как бы искра попадает в сознание и зажигает все, что может гореть, дать огонь, а затем Свет. Для кого-то этот процесс может стать целым откровением и раскрытием своей собственной сущности, и тогда просыпается сердце к явлению непосредственного познавания. Именно искусство ведет по ступеням непосредственного познавания, когда уже не нужны слова – лишь сердце трепещет ощущением Света. Сказано: через искусство имеете Свет. Свет знания – что может быть выше? Поднимает оно человека над всем мелким, личным, эгоистическим и переносит в мир сверхличных явлений. И сознания, разделенные малым, могут сойтись на большом – в согласии взаимопонимания и признания. Потому можно сказать, что искусство объединяет. И близко то время, когда оно объединит народы Земли, ибо язык его универсален и понятен для всех. Рембрандта, Рафаэля, Ван Дейка одинаково ценят во всех уголках земного шара, и не прочь их полотна иметь у себя. Искусство – это язык будущего постижения мира, через него подойдут к пониманию того, что ныне еще недоступно. Художник творит, но творчество – удел человека, удел всех людей. И потому к великому творчеству жизни человечество придет через искусство. С его помощью планета станет садом цветущим и станет прекрасным все, что окружает человека и является плодом труда его рук, ибо прекрасное войдет в труд и сделает художественно красивым все, что выходит из рук человека. Красивы будут дома, улицы, города, обстановка домов, предметы обихода, машины, прекрасны одежды людей и весь обиход жизни. Искусство нивелирует все, и преобразит все, и даст ключ человеку к творческому преображению жизни. Потому ныне такое глубокое значение уже придается искусству и к творчеству во всех областях деятельности призываются все. Это искание новых путей в творчестве так нужно в архитектуре, в машиностроении, словом, везде, где творит мысль, и искусство помощником верным будет всегда человеку, ибо утверждается оно на прекрасном, на Красоте. Красота ляжет в основание строительства Нового Мира, который созидается ныне на просторах планеты и идет на смену старого, одряхлевшего мира, осужденного на смерть логикой непреложных законов развития человеческого общества.

 

Гр.А.Й. 1963 г. 300. (М.А.Й.). Для утончения творчества можно обратить особое внимание на утончение своего аппарата. Ведь все восприятия идут через него. Чтобы запечатлеть, надо видеть, а чтобы видеть уметь, надо тренировать в себе то, что может видеть. Глаза у всех, но видят не все, ибо одних глаз недостаточно, чтобы увидеть. Видит тот, кто за глазом стоит. Он и слышит, он и мыслит, и он же творит. Он тот, кто пребывает внутри. Его сила растет, если к ней обратиться. Его сила растет, если поддержана свыше Учителем Света. Можно, можно внутренне расти беспредельно. Путь искусства – к Свету кратчайший, ибо через искусство имеете Свет.

 

 

Знание духа в Тонком Мире

 

Надземное. 304. Во сне действует психическая энергия, напитанная земными токами, но в Тонком Мире может происходить обрыв сознания, потому полезно закрепить некоторые понятия. Не говорю о тех, кто перешел в Тонкий Мир в полном сознании, но множества впадают в сон, и во время такого состояния они утрачивают память о многом. Накопления оказываются как бы запечатанными в «чаше», и нередко требуется постороннее влияние, чтобы снять эти печати.

Главное, нужно запомнить: чтобы не утрачивать сознания, следует при жизни помнить и твердить, что не забудем при переходе сохранить сознание. Это и есть то сокровище, которое мы уносим с собою.

Мыслитель заботился о сохранении сознания. По внутреннему ведению он часто повторял: «Не утеряю сознания». Именно в Надземном нужно сознание. Сознание земное нас оставляет, но оно преображается в знание духа. И все-таки, чем яснее сознание земное, тем скорее пробуждается знание духа. На Земле мы лишь предчувствуем законы кармы, но только знание духа позволит понять всю совокупность действий Кармы.

Вы спросите, почему в Тонком Мире не научат познанию высших законов? Но многие ли в земных школах стремятся к познанию?

Мыслитель любил изречение Гермеса: «Как наверху, так и внизу».

 

 

Духоразумение в структуре человеческого микрокосмоса

 

Гр.А.Й. 1951 г. 221. Преодолеть астрал – вот задача. Со Мной ничего не страшно: и красоту сохраним отношений, и близость, и чистоту. Но надо победить астрал. Древен есть и хитер. Оболочки затемняют знание духа, а когда звучат – в особенности. Чем ярче звучат, тем сильнее затемнение. Их надо устремиться привести к молчанию. Огнем можно или владеть, или ему подчиняться. Учись владеть своими огнями. Учись. Жизнь – лучший учитель. Учись. А Я Помогу. Хотел иметь – и потерял. Откажись от владения – и получишь. Как и с вещами: отказаться – владеть всем. Основа прельщения – ложь и обманчивая привлекательность на яркое оперение, чтобы потом вылинять. Не гоже остаться с призраками, ибо пусты. Но Я Пребываю вовеки в любви к детям Моим. Неизменяем всегда. Научись любить духом. ... Будь на страже, готовый каждую минуту наложить серебряную узду духа на все низшее.

 

С.Н. Рерих. Чаша Будды. 1934 г.1962 г. 100. Где будем полагать границу между действительностью и Майей? Все, что видимо и слышимо яро и ощутимо в эмоциях, чувствах и мыслях, – все это Майя. То, что за ними, – действительность. Общение со Мною и Близость Моя и связь между нами – действительность, доступная ступени их осознания, но не Майя. Окружающий мир – действительность, представление о нем – Майя. Живет человек ею. Мир Мой – мир действительно сущего. Сразу в него не войти. Сбрасывать Покрывала Майи можно, лишь постепенно освобождаясь от власти оболочек над сознанием. Знание духа, которое поверх оболочек, уже не Майя, но действительность, уже метод прямого познавания реальных явлений. У людей, затемненных завесою Майи, знание духа ничтожно, но Мы знанием духа Живем. Проводники, очищенные от грубых и плотных частиц материи, не затемняют уже более знание духа. Сущность явлений постигается знанием духа мгновенно. Сознание к объекту познавания устремляется волей. Мы Можем действовать отдельно в любой из Своих оболочек, или тел, на соответствующих им планах. Действительность Наша иная, чем у людей. Потому Говорю, Мир Мой не от мира сего, мира Майи. В этот Мир каждый может войти, но не сразу, но путем последовательного и постепенного прохождения под Нашим Руководством ступеней предварительного познавания, путем очищения своих проводников и подчинения их контролю и воле и путем замены грубой материи их элементами ее, но уже более утонченными и разреженными, более светлыми, легкими, светящимися и сияющими под конец Светом. Тонкое тело обычного среднего человека серо, тонкое тело Архата сияет и светится явно, и даже лицо его плотного тела как бы сияет, вибрируя энергией Света. Просветленные лики можно видеть порою даже у обычных людей, отемненные – чаще. Так Свет или тьма борются в человеке за преобладание. Процесс освобождения от власти Майи и очищения оболочек можно вести сознательно и планомерно. Нас называют Учителями, ибо Мы Учим людей освобождению от власти Майи над ними. Ученик – это тот, кто приходит к Нам добровольно, чтобы познать Истину, то есть действительность сущего, и освободиться от Колеса. Если прошлое его дает ему право на это, его Принимаем. Если же нет, но стучится всем сердцем, Указуем, как сможет он к Нам подойти не сейчас, но позднее (когда будет готов). Каждого стучащегося Принимаем так или иначе и Ищем среди человеческих множеств тех, в ком зажигаются к Свету устремленья огни. Вам Говорим: путь открыт, можете к Нам подойти, но устремитесь, но возжелайте Света коснуться. Даром ничто не дается. Надо платить. Мы Готовы Помочь каждому устремленному духу. Придите к Нам каждый, кто хочет вырваться из темницы своей, в которой пребывает его сознание. Каждого Встретим и Поможем найти узкую тропу, ведущую в жизнь. Поймите же наконец, что, сосредоточивая свою жизнь и все ее интересы во временных, смертных и преходящих оболочках своих, сами себя обрекаете смерти, ибо с чем останетесь вы, когда сброшены будут все (оболочки) последовательно, одна за другой. В чем и с чем будете жить, когда жить будет нечем? Но очистив свои оболочки и утвердив власть над ними и знанием духа познавая действительность сущего, соберете в себе элементы непреходящего, элементы бессмертия, отлагаемые уже не в оболочках, но в Высшей Триаде сущности вашей, чтобы было чем сознанию жить, когда сброшены все оболочки. … Устремиться, стучаться, искать, добиваться человек должен сам, и тогда Открываем.

 

Гр.А.Й. 1962. 161. Не объять значения происходящего интеллектом, ибо оно затрагивает слои более высокие. Интеллект живет в настоящем, немного в прошедшем и очень мало в будущем. И область действительно сущего, составляющего с прошедшим и будущим одно неразрывное целое, ему недоступна. Нужно духопонимание или духоразумение, то есть знание духа или чувствознание. Интеллект живет Майей, ибо базируется на внешних чувствах. Прозрение в будущее ему недоступно. Он не может мгновенно решить сложную математическую задачу, как это делала Ковалевская, и он не может увидеть жизнь на Дальних Мирах. Знание духа, и только оно, поднимет человека на следующую ступень эволюции. А интеллект будет духу служить, как инструмент хорошему мастеру. Пятый принцип дорогу уступает шестому*, чтобы в слиянии с ним идти дальше к вершинам познания мира.

__________

* Пятый принцип, шестой принцип – имеются в виду принципы сознания человека. См. подробнее в нашей статье «Основные положения Учения Живой Этики», глава «Антропология», где представлена таблица «Семеричная антропологическая структура в теософии XIX-XX вв.»

 

Гр.А.Й. 1968 г. 458. Расстояния являют перед сознанием лик очевидности. Для духа нет расстояний. Меры духа иные. Делимость духа их побеждает, и чует, и знает поверх длины, ширины и высоты. Трехмерный мир есть результат мозгового восприятия. Даже астральное тело действует уже в другом измерении. Очень поучительно сопоставить его с измерениями трехмерного мира. Но многие ощущения и мысль остаются. Мысль облекается в футляр трехмерности, когда имеет дело с восприятиями через плотные чувства. Вне их она уже не трехмерна.

 

ПЕИР 21.12.1952.  …Ступень Архата. …Достижение этой ступени рассеивает все сомнения, ибо знание Духа приходит тогда только через высшие проводники, или центры мозговые, и никакие иные уже не нужны и как бы замирают. Только самые высшие центры становятся восприемниками посылаемой Высшей Энергии. Так, Архат уже не имеет двойника, который действует при восприятии Высоких посланий даже у Психиков.

 

ЛСМ. Озар. Ч. 3, IV. 7. Никакое ясновидение не равняется знанию духа. Истина может приходить через это знание. Понимание нужд времени идёт лишь этим путём.

Пророческий экстаз минует точность времени и места, но знание духа предвидит качество события. И путь знания духа цветет без видимых признаков, но основан на открытии центров.

У жрецов знание духа считалось высшим проявлением, ибо не могло быть достигнуто никакими телесными упражнениями, но слагалось наслоениями прежних жизней.Потому уход за знанием духа выражается не упражнениями, но лишь улучшением условий жизни сосудов, питающих нервы. Главное внимание надо обратить на давление крови, ибо, когда нервы поглощают эманации белых шариков, тогда обратная поляризация особенно восстает.

 

Беспр. 22. Духоразумение проявляется в сознании истинного Агни-йога. Сознание, вмещающее токи пространства и улавливающее формулу психической энергии, может войти в вихрь кундалини.

Когда человечество научится осознавать и сопоставлять мировое событие со сложностями Космоса, тогда движение прозрения утвердится вперед. Уявление цепи событий и полное понимание того, что́ достоянием веков идет от одного периода к другому, может толкнуть сознание к понятию космической Беспредельности.

Дух, оглянись! Куда твое прошлое знание тебя вело? Где видишь границы? Где затишье? Где постоянство и где узрел явление покорности? Сказано: «Не вижу тех провозглашений; истинно, я вижу ту нескончаемую Область, сотворившую сущность нашу!»

Дух, устремленный к Творцу Космоса, обернись к Матери Мира, провозгласи, что видишь! Уявлено пространство как наиболее творческое явление. Простор и неотъемлемость космических сил накопляют ядро нашего существа. Рычаги эволюции – тончайшие энергии – могут перейти во владение людей.

Когда сужденное примете, тогда прямое следствие направит вас. Когда поймете, как летать в ядре духа, тогда сообщаться будете с Высшими Мирами.

Сумейте понять все величие полета в ядре духа!

 

Беспр. 105. Когда магнит духа принимает все огни в «чашу», тогда Мы утверждаем Архата. Ведь сокровище «чаши» состоит из сотканных нитей чистого огня. Архат, Носитель огня «Лотоса», являет духоразумение, духознание и духопроявление. Созерцание миров так близко духу, собравшему Чашу Амриты!

 

Беспр. 135. Колесо Космоса утверждает насыщенность собирания и утверждает тонкие энергии. Существование человека в духовном и физическом теле ту являет силу, которая называется спиралью жизненного принципа. Продолжим линию до бесконечности, и духоразумение будет воспринято.

 

Беспр. 163. …Напряжение и воля духа приводят его к месту предназначенному. И выбор совершается не случайно, но по утвержденному влечению. Так дух привлекается на физическом плане тем явлением [Космического] Магнита. Струны звучат и зовут принадлежащие одному закону части. Перемещение, идущее сознательно, называется силою творческого Магнита. И дух, проявляющий знание перемещения и его направления, ту силу Космического Магнита определяет. Когда дух тысячелетиями знает, что зовет его Магнит, то его мышление являет только духоразумение.

 

Беспр. 290. Духоразумение Агни-йога утверждает направление психозерен. Творчество утверждается духоразумением. Каждая вибрация, излучаемая Агни-йогом, имеет свое особое свойство. Луч, касающийся окружающей среды, утверждает разные напряжения – как бы химический процесс. Эти вибрации действуют на напряжение токов среды. Свойство огненных центров так устремляет явление встречных энергий. Творчество твоих [Матери Агни Йоги] центров утверждает непрерывную трансмутацию. При делимости духа творчество проявляется на разных сферах, потому мощный дух работает не уставая. Припомним творческий устремленный импульс духа!

 

Беспр. 318. На учете человеческих достижений стоит завоевание сфер высших напряжений. Когда человечество привыкнет к сознанию трансмутации из низшего к высшему, тогда можно будет послать духоразумение. Ведь смысл жизни слагается из узоров космических лучей. Разве не ткутся лучами узоры жизни? Разве не собираются узоры тысячелетиями? Эти космические узоры направляют все устремления жизни. Когда лучи предназначены явлением Космического Магнита, тогда узор мощен и непреложен. Так в рекордах пространства имеется узор каждого духа. Учитывать свои достижения может тот дух, который своим узором украсил лестницу жизни на пути к эволюции. Если дух учитывает свои достижения как воздаяние, то, конечно, получается канал личных устремлений.

На учете жизни утверждается продвижение в Беспредельность!

 

Н.К. Рерих. Агни Йога. 1928 г.Гр.А.Й. 1956 г. 422. О высоком явлении Матери Агни Йоги надо повестить миру. ... Она явила собою прообраз того, каким человек должен стать когда-то. Огненные центры организма Ее были раскрыты и зажжены. В условиях грубых земных эти огни возгорались. Мужественно отдать себя на испытание пространственному огню во имя будущего, во имя того, чтобы явить собою людям пример будущих достижений духа – это значит отдать тело свое на распятие и страдания, ибо земные условия и состояние земной ауры не соответствуют и не благоприятствуют этому утонченному огненному состоянию организма. Словно грубые заскорузлые пальцы касаются безжалостно и невежественно тончайших струн арфы, арфы духа, созданной для того, чтобы воспринимать музыку сфер, ответствуя на нее звучанием невидимых струн сердца. Открытые центры – явление редчайшее. В той форме, как это было у Нее, никогда еще никто из людей на Земле не достигал такой высоты. Это означало овладение чувствознанием. Знание духа Ей было доступно. Она просто знала. Существование этой формы знания и возможность его следует допустить. Знала же Ковалевская решение сложнейших математических задач сразу, без вычислений, огненным чувством высоким. Это Ковалевская, гений-математик. В Матери же Агни Йоги гармоническое раскрытие огненных чакр делало чувствознание Ее всесторонним, и расстояния и дали земные не служили Ей препятствием для того, чтобы знать. Она знала. Она знала очень многое и ближе близкого была близка ко Владыке. Понимаете ли, что значит быть ближайшей Владыки? Истинно, в Ней имеете высшее, ибо за Ней уже Сам Позвавший. Можно объехать весь мир, можно повидать умнейших людей, можно встретить тех, кто является земными авторитетами во всех областях знания, но среди них не найдете вы тех, кого можно было бы поставить с Ней рядом, ибо несравнимо несравнимое. Ее область – область духа, область будущего, область тех чудеснейших и изумительнейших достижений, которые со временем станут достоянием людей. Провозвестницей будущего Света, грядущего в мир, можно назвать Светлую Матерь. Ибо примером своим собою явила Она то, что в далеком-далеком будущем сможет каждый достичь. Истину Учения огненной йоги являла собою Она. Ибо то, что дано в Учении, в Ней в применении к жизни уявлено было. Говорить об истине – одно, провозглашать истину – одно, но являть собою провозглашаемое – нечто совершенно иное, нечто очень трудное и недоступное людям. Она явила собою пример огненного устремления, преданности и любви к Владыке Света, Высочайшему из всех, бывших когда-либо на Земле и долженствующих быть. Облик Великий Его сделала близким Она для тех, кто видел в Ней Посланницу Света и наиближайшую к Нему. … Матери огненной наследие велико. Лишь в веках обнаружено будет и понято оно во всей глубине. Чтобы большую картину увидеть в целом и смысл ее осознать, надо от нее отойти на некоторое расстояние: вблизи не увидеть. Точно так же, чтобы понять миссию Великого духа, надо отойти от него во времени и уже в перспективе веков и даже тысячелетий рассматривать исследуемое явление. ... Что знают люди о пространственном Служении, что знают они о Космической работе, о сотрудничестве со Сферами Высших Огненных энергий и Иерархией Света? Как могут они судить об этой незримой и невидимой им работе Ее, всю свою жизнь, все свои силы на служение людям Отдавшей. Истинно, душу свою за ближних своих отдала, на огненном подвиге жизни сердце большое Ее пребывало. …Помогла многим и всем, обратившимся к Ней, Свет указала, как к Учителю Света дойти. Как передать словами то несказуемое, что принесла Она в мир, но желающий приблизиться может всегда подойти и от Света Ее почерпнуть, и, хоть однажды сердцем коснувшись, почуять, что найден путь, что к источнику истинного знания приблизился и может пить из него, уже не боясь, что снова возжаждет. Огненного источника бессмертия касается тот, кто счастье нашел в сердце своем ощутить луч Великой Матери Агни. Все есть Единое. Едино средоточие всего Сущего. Едина Иерархия Света. К Фокусу Единого Света восходит дух, нашедший прямой путь через сердце Посланницы Света Нашего.

 

Начало страницы