Публикуется по изданию:
Рерих С.Н. Распятое человечество / «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. Т. 1: 1938–1988. М.: МЦР, 2015. С. 43–44.
История публикации:
Humanity Crucified / S. Roerich // Pen Friend International. New Delhi, 1966. Vol. 11, Jan., № 6. P. 5–6. – Англ. яз. – Опубл. на рус. яз. под назв. «Распятое человечество».
То же: // Roerich S. Creative Thought: Articles. Moscow, 2004. P. 91–92.
Стремиться к Прекрасному / Пер. с англ. М.А. Тарвердова, К.А. Молчанова; сост. К.А. Молчанова, С.А. Пономаренко. М.: МЦР, 1993. С. 51. (Сер.: «Малая рериховская библиотека»).
Распятое человечество
Перевод К.А. Молчановой
В этой статье д-р Рерих описал одну из наиболее известных своих работ – триптих «Распятое человечество». Его имя и слава как ярчайшего художника-гуманиста действительно достигает всех четырех концов света.
Этот триптих был начат мною в 1939 г. и завершен в первые годы Второй мировой войны. Тема была подсказана событиями, которые вершились в мире в то время и достигли своей кульминации в ужасной войне, растянувшейся на шесть долгих лет.
Каждый тогда надеялся, что эта война навеки положит конец всем войнам и предупредит любые грядущие столкновения. Однако сейчас, по прошествии двадцати лет неустойчивого, тревожного мира, разрушительные, вовлекающие в противоборство силы опять выявляют свои уродливые формы [1]. Мрачные тучи человеческого эгоизма, ненависти и алчности снова покрыли мир зловещей тенью, и тема триптиха по-прежнему остается животрепещущей.
В этом произведении нашли отражение три внутренне связанные темы.
К центральной части, названной «Распятое человечество», с правой стороны прилегает крыло «Куда идет человечество», а с левой – «Освобождение».
На правом панно изображено человечество, зашедшее в тупик глубокого узкого ущелья, окаймленного с обеих сторон грозными отвесными скалами. Кажется, что вдоль этой теснины вьется бесчисленный людской поток. Несколько человек, охваченных тоской и отчаянием, сидят у самого края пропасти. Темные скалы приобретают устрашающие очертания, вся сцена пронизана атмосферой безысходности. В вышине – штормовое небо, и над людской процессией плывет темное, хмуро нависшее облако, очертаниями напоминающее человека.
На центральном панно семь архангелов Апокалипсиса изливают из семи огненных чаш Божий гнев на толпы караемого человечества на фоне пылающих городов и бесчисленных полчищ воинов, проходящих строем в зловещих отблесках разорения.
В центре композиции выделяется исполинская фигура распятого человека. Две фигурки преклонили колени у его ног, а ещё две справа выступают «Свидетелями».
На левом панно изображена яростная стихийная борьба человека с человеком, вернее, человека со множеством внутренних «я». Лишь одержав над ними верх, человек сможет обрести благодать возрождения и подлинного освобождения. В самой гуще схлестнувшихся в неистовом бою фигур выделяется человек, который силится подняться, вознестись над бездной жесточайшей необузданной борьбы. А над всем этим в ореоле золотисто-розового сияния виднеется силуэт человека, окруженного крылатыми фигурами и лучами света. Это – «человек освобожденный», тот, кто покорил свои безобразные внутренние «я» и поднялся на следующий, более высокий план озарения и бытия.
Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество вновь и вновь само себя обрекает на крестные муки и так будет продолжаться до тех пор, пока человек не изживет уродливые проявления собственного «я» и не устремится к новой просветленной жизни уже как «человек освободившийся», сбросив оковы низменных страстей.
[1966]
[1] С.Н. Рерих имеет в виду начавшиеся в 1965 г. бомбардировки силами США территории Вьетнама, находившегося в состоянии войны.