Скрыть оглавление

Письма из РГАЛИ

Письма Н.К. Рериха Ф.И. Шаляпину (1914)

Письмо Н.К. Рериха А.И. Андреевой (1922)

Телеграмма И.А. Бунину (1936)

Письма Н.К. Рериха в Правление Русского Культурно-Исторического Музея в Праге (1936, 1938)

Будникова Ю.Ю. Обзор неизданных документов о Рерихах из архивов Москвы и Санкт-Петербурга

 

 

Воспроизводится по изданию:

Будникова Ю.Ю. Обзор неизданных документов о Рерихах из архивов Москвы и Санкт-Петербурга (с Приложениями «Письма Н.К. Рериха», «Письма С.С. Митусова», «Статья В.А. Шибаева. “Искусство Святослава Рериха”» – публикации документов, хранящихся в РГАЛИ) // Рериховское наследие. Труды конференции. Т. VI. СПб, 2008. С. 227–239.

 

 

Письма Н.К. Рериха Ф.И. Шаляпину

 

Ф. 2579, оп. 1, д. 1347

[л. 1] 

Дорогой Федор Иванович.

Бесконечно жалею, что не могу воспользоваться Вашим приглашением быть на концерте Вашем, так мною любимом. У меня в это время будет собрание по выставке в пользу раненых. Каждый в своих силах!

Шлю Вам памятку о Лондоне, где мы с Вами духовно встретились. Привет Вашей супруге.

Сердечно Ваш

Н. Рерих

18 окт. 1914.

 

 

[л. 2] 

Дорогой Федор Иванович

Страшно я огорчен тем, что в понедельник Вы не можете быть у нас. Нельзя ли тогда устроить как-нибудь иначе. И в Обществе Куинджи Вы бывали, а у нас ни раза, ни одного раза! Не для себя прошу, а для дела всем нам близкого (для этого дела просить не грешно), побывайте у нас! Освятите наше дело! Позвольте мне хоть один раз просить вас.

Поклон мой Вашей супруге.

Люблю, чту Вас и предан Вам

Н. Рерих

6 ноября 1914.

 

 

 

Письмо Н.К. Рериха А.И. Андреевой

 

Ф. 11, оп. 1, е/х 278

[л. 1] 

Дорогая Анна Ильинишна.

Пошли Вам Господь новый год получше! Ваше письмо меня очень тронуло. Повторяю, если чем могу быть Вам полезен – всегда сделаю с особою радостью.

Теперь дела: 1. Денисовой передал. (Думаю, она пригодится ещё).

2. Насчёт франков просил Вальтера устроить.

3. О дневнике напомнил Милюкову и сказал, чтобы не стояли за ценою.

4. Какое Шведское Издательство издаёт «Дневник Сатаны»? Если Alb. Bonnier – будьте осторожны, о нём очень предупреждают. И цена и сроки всё должно быть запечатлено нотариально. У меня с ним, кажется, без суда не обойдётся.

[л. 2] Вот Вы хвалите Анну Самойловну, и я её здесь хвалю больше всех из друзей, а она мне ни на одно письмо не ответила – разве это хорошо? И даже весть о сохранности нашей квартиры передала через Шклявера: ладно ли это? Так ей и скажите. Работаю. Готовлю выставку. Конечно, даже и среди местных деревяшек можно прожить, найти свою публику и средства, но ведь без России как же? Ведь я русский художник и могу путником пройти по миру, но огонёк дома должен гореть в России. А где она? И что с людьми – дичают, звереют!! Не знаете ли, что Рудневы, отчего не пишет Шейнин и что [с] Голенищевым-Кутузовым И.И. (Иванов знает его). Если что нужно, пишите всё. Жена (Елена Иван[овна]) шлёт привет.

Ваш Н. Рерих. 18.Х.22.

 

 

 

Телеграмма И.А. Бунину

 

Ф. 44, оп. 2, д. 139

[л. 11] 

В далёких Гималаях сердечно порадовались справедливому назначению Вам Нобелевской премии. С гордостью сознаём, что великое русское имя одержало ещё одну славную победу. Шлём наши сердечные пожелания. – Рерих. 12 Rue de Poitiers.

 

 

Письма Н.К. Рериха в Правление Русского Культурно-Исторического Музея в Праге

 

Ф. 2408, оп. 1, д. 27

[л. 1] 

Naggar,

Kulu, Punjab, Br.India

Окт. 22-го 1936 г.

В Правление Русского

Культурно-Исторического Музея

в Праге.

 

Д р у з ь я,

Сердечно благодарю Вас за письмо от 25-го сент[ября]. Оно дает мне возможность приветствовать Ваше светлое начинание. Каждое собрание культурных ценностей особенно нужно сейчас, когда столько смятения в мире. Охотно отвечаю на Вашу просьбу и ближайшей пароходной почтой пошлю вам посылку следующего содержания.

  1. «Эверест» /из серии Гималайских этюдов/.
  2.  «Кинченджунга» /тоже из серии Гималайских этюдов/.

Оба эти этюда должны быть поставлены под стекло и в случае прекращения Музея должны быть возвращены мне.

  1. Воспроизведение моего портрета, работы Святослава Рериха.
  2. Каталог Музея 1930 г. на англ. яз. / В каталоге содержатся и биографические данные. После 1930 г., от 1934–1936 г. я был в экспедиции в Китае и Монголии, а 15 апр[еля] 1935 года 21 американская республика подписала в Вашингтоне предложенный мной Пакт о Сохранении Культурных Ценностей. 6-го июля 1936 г. Был открыт в Брюгге Музей «Fondation Roerich pro Pace, Arte, Scientiae et Labore in Memoriam Alberti Regis Belgarum». В 1936 г. вышли 9-ый, 10-ый и 11-ый тома моих книг «Священный дозор», «Врата в будущее» и «Нерушимое».
  3. Автограф-черновик моей статьи «Ригор Мортис».
  4. Библиография, изданная в 1936 г. журналом «Young Builder» в Карачи.
  5. Журнал «Урусвати» Гималайского Института Научных Исследований.
  6. «Message 1930» - ежегодник Музея, из которого можно видеть биографические данные.
  7. «Le Messager Français du Roerich Museum». 1930.
  8. 10.  RoerichMuseum Bulletin Vol. II, # 4.
  9. 11.  Revue Internationale/ mars. 1934.
  10. 12.  Indian Magazine Sept. 1933, Scholar Annual 1933, for «Peace and Culture» by V. Sarti (2 экз.).

Также несколько воспроизведений с моих картин.

Надеюсь, что эти посылки дойдут сохранно, и по получении их прошу уведомить. Ещё раз шлю Музею мои сердечные пожелания и надеюсь, что под руководством Вашим это полезное Учреждение будет неустанно расти.

С искренним приветом

Душевно преданный

Н. Рерих 

 

 

[л. 2] 

Naggar,

Kulu, Punjab, Br.India

17-ФЕВ-38

В Правление Русского Свободного Университета  Праге.

 

Милостивые Государи,

Ваше письмо от 25-го января с.г., извещающее меня об избрании Почётным Членом Русского Культурно-Исторического Музея в Праге меня сердечно тронуло. Приношу Правлению Университета и Музея мою искреннюю признательность. Полагаю, что душевное единение всех работников на ниве культуры сейчас особенно необходимо. Собирание и охранение культурных ценностей является мерилом прогресса человечества. Задачи Культурно-Исторического Музея в Праге именно отвечают этим высоким целям. Каждый, пекущийся о народном достоянии, имеет внести свою трудовую лепту в общую сокровищницу.

От души желаю Вашему Музею преуспеяния и всегда рад содействовать моим знанием и советом.

 

Прошу принять уверение в моём искреннем уверении и преданности

Н. Рерих

 

 

Будникова Ю.Ю.

Обзор неизданных документов о Рерихах из архивов Москвы и Санкт-Петербурга

 

Цель настоящего сообщения – краткий обзор документов, касающихся семьи Рерихов, хранящихся в архивах Петербурга (ЦГИА) и Москвы (РГАЛИ). Подавляющее большинство этих материалов никогда не публиковались. Многие из них представляют большой исследовательский интерес и могут послужить основой для научных работ.

Для начала отметим, что в Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА) хранятся документы, имеющие отношение к поколению «старших Рерихов», т. е. отцу художника – петербургскому нотариусу Константину Фёдоровичу Рериху (связанные именно с его профессиональной деятельностью) и матери – Марии Васильевны (дающие более ясное представление об имущественной стороне жизни семьи – имении в Изваре и доме на 16 линии Васильевского острова). Там же хранится личное дело студента Петербургского университета Николая Рериха. По значимости и объёму выделяется группа документов, так или иначе связанных с Рисовальной школой Общества поощрения художеств. В Фонде № 448 (Императорское Общество поощрения художеств) хранится значительное количество материалов, которые могут прояснить содержание очень многообразной деятельности Н.К. Рериха на посту помощника секретаря и секретаря Общества, а затем и директора Школы. Любопытны документы, касающиеся процесса реформирования Школы в 1904 г. Из них видно, насколько активно, творчески, участвовал в этом деле Рерих как секретарь, не ограничиваясь формальным выполнением обязанностей, но выражая свои взгляды на задачи художественного образования, а заодно входя в тонкости устройства и работы Школы. Можно почти не сомневаясь делать вывод о том, что такая вовлечённость в проблему не осталась незамеченной, и, видимо, это повлияло на решение Комитета ИОПХ о назначении именно Рериха на должность Директора Школы в 1906 г. На одной из конференций нами уже был сделан доклад, рассказывающий об истории одного несостоявшегося издания, которое можно было бы назвать репетицией подготовки пакта о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, известного как Пакт Рериха. В ЦГИА хранятся протоколы заседаний Педагогического совета Школы, по которым довольно подробно можно восстановить проект издания (альбом с изображениями и текстами), посвящённого памятникам архитектуры, разрушенным немцами в Первую мировую войну. В делах Фонда ИОПХ хранятся также записки и черновики статей Рериха, позволяющие внести новые, пусть небольшие, дополнительные штрихи к пониманию взглядов художника на задачи искусства, воспитания. Ценность этих записей в том, что они относятся к петербургскому периоду, т. е. периоду формирования мировоззрения Николая Константиновича. На их основании мы можем сделать для себя какие-то дополнительные выводы о движении мысли великого гуманиста. Некоторые документы из Фонда ИОПХ вкупе с документами из Фонда Археологического института дают дополнительные штрихи к научной, археологической работе Николая Рериха.

Тему Рисовальной Школы ИОПХ можно продолжить на документах, хранящихся в Российском Государственном Архиве литературы и искусства. Как известно, с конца 1917 года обязанности директора Школы исполнял его младший брат Н.К. Рериха Борис Константинович. В Фонде 2094 (М.В. Бабенчиков) хранятся черновые наброски статьи Б.К. Рериха о Школе поощрения художеств, датированные началом 1920-х гг., таким образом, мы можем квалифицировать их как ещё один важный источник сведений о Рисовальной Школе наряду с юбилейным изданием 1914 года, а также как самое позднее описание структуры Школы до её значительного реформирования уже в советский период. Вообще, в РГАЛИ хранятся десятки дел, связанных с деятельностью Бориса Константиновича. Это и графика художника (включающая портреты отца, матери, сестры Лидии, жены), и его архитектурные работы, в основном периода учёбы в Академии художеств (проекты беседок, вокзалов, жилых зданий, церквей и часовен и др.), но есть и поздние эскизы (например, проект памятника советским воинам 1942 года), его статьи об архитектуре (очень интересна, например, статья о древнем храме в Овстуге), эскизы декораций и костюмов для фильмов «Дворец и крепость» и «Дипломатическая тайна», документы, проясняющие содержание его деятельности в период проживания на Украине в 1918–1921 гг., которая касалась и реставрации церквей, и работы в архивном отделе при Комитете охраны памятников искусства и старины, и организации художественных учебных заведений на Украине. Опыт, полученный во время преподавания в Школе ИОПХ и руководства ею, Борис Константинович использовал с успехом в дальнейшем, в том числе на благо культурно-просветительского дела на Украине, закладывая лучшие петербургские принципы в основу нарождавшейся системы художественного образования, учёта и охраны памятников искусства. Можно также отметить, что в РГАЛИ хранится большое количество материалов, собранных Б.К. Рерихом, связанных с творчеством его коллег и друзей – выдающихся архитекторов В.А. Щуко и А.В. Щусева, в том числе рукопись воспоминаний Щусева с дарственной надписью Б.К. Рериху и его многочисленные статьи по искусству. Именно Александр Викторович настаивал на приёме Архивом литературы и искусства личного архива Б.К. Рериха ввиду его особой культурной значимости. Не забудем, что помимо личного ядра, архив Бориса Рериха содержал много вещей, полученных им в своё время от С.С. Митусова, вывезшего имущество Рерихов из их квартиры на Мойке, 83. Так в Фонд М.Ф. Бабенчикова (журналиста, друга Б.К. Рериха, корреспондента Н.К. Рериха) в результате попали десятки детских рисунков Юрия и Святослава Рерихов, альбом Е.И. и Н.К. Рерихов с фотографиями, сделанными во время поездок по городам Древней Руси (92 снимка), фотокопия картины Ф. Кормона с дарственной надписью французского художника «ученику и другу» Николаю Рериху (1901).

В РГАЛИ хранятся также документы, проливающие свет на подробности передачи Борисом Рерихом части архива Н.К. Рериха Фаине Овчинниковой (сестре жены Б.К. Рериха), которая передала его затем в Третьяковскую галерею.

В РГАЛИ можно найти материалы, относящиеся практически ко всем членам семьи Рерихов. Конечно, больше всего материалов, связанных с деятельностью Н.К. Рериха, в основном, в русский период, но есть и интересные документы, освещающие зарубежный период творчества великого художника (например, в Фонде 2481 (Союз ревнителей чистоты русского языка) хранится собрание вырезок из эмигрантских газет 1930-х гг. – порядка шестидесяти статей Н.К. Рериха и о Н.К. Рерихе). Подавляющее количество архивных документов, касающихся художника, хранятся в фонде 2408 (Рерих), возникшем на основе большого собрания, переданного в РГАЛИ П.Ф. Беликовым в 1978 г. Но имя Рериха представлено также в десятках других фондов – деятелей русской культуры, в основном художников, и организаций (например, много бумаг в Фонде Русского культурно-исторического Музея в Праге). В целом количество дел и листов, затрагивающих личность и творчество Н.К. Рериха исчисляется сотнями. Они намечают огромный контекст культурной деятельности в дореволюционной России и в русской эмигрантской среде 1920-х –1930-х гг. Среди видов документов, представляющих особую ценность, можно выделить письма Н.К. Рериха разным лицам разных лет: А.И. Андреевой, Л.М. Антокольскому (опубликованы), М.В. Бабенчикову, П.Ф. Беликову, А.Н. Бенуа (опубликованы), В.Ф. Булгакову, И.А. Бунину, В.П. Бычкову, А.В. Жиркевичу, К.В. Кандаурову, А.Е. Львову, А.Ф. Монтелю, П.И. Нерадовскому, И. Северянину (копии), К.А. Сомову, С.Ю. Судейкину, М.К. Тенишевой, Ф.И. Шаляпину, С.А. Щербатову и другим. Имеется также целый пласт писем к Рериху или с упоминанием его имени в письмах третьих лиц.

В Фонде В.Ф. Булгакова, который, к сожалению, в настоящее время закрыт наследниками, хранятся письма Е.И. Рерих Булгакову и Булгакова к ней, письма и телеграммы Ю.Н. Рериха.

В разных фондах хранятся письма и фотографии С.Н. Рериха и Девики Рани Рерих, освещающие их пребывание в СССР в 1960 г. Наиболее ценные предметы в РГАЛИ, связанные с творчеством Святослава Рериха – литографии, представляющие собой портреты Н.К. Рериха (3 экз.) и ламы Кармы Дорже, 1937 года, посланные в своё время в Русский Музей в Праге, а также оттиск редкой статьи В. Шибаева «Искусство Святослава Рериха» на английском языке. Как известно, огромное собрание Русского Музея в Праге перевёз в Москву его организатор В.Ф. Булгаков, тесно общавшийся с Рерихами. Именно из этого собрания попали в Третьяковскую галерею многие картины Н.К. Рериха (о чём есть немало документов в РГАЛИ 1953–1956 гг.). На его основе было сформировано два фонда в РГАЛИ – Фонд Булгакова и Фонд Русского культурно-исторического Музея в Праге.

Кроме того, в РГАЛИ имеются интересные материалы, касающиеся двоюродного брата Е.И. Рерих, секретаря Школы ИОПХ, сотрудника Н.К. Рериха, С.С. Митусова. Письма, хранящиеся в фонде Гнесиных, относятся к периоду работы Митусова преподавателем пения в музыкальном техникуме в Ленинграде. В Мемориальном собрании С.С. Митусова в Петербурге, легшем в основу Музея-института семьи Рерихов, хранились шутливые стихотворные опыты И.Я. Билибина, относящиеся к периоду работы художника в Школе ИОПХ. В РГАЛИ недавно был найден их «брат» – стихотворение (в форме оды), посвящённое Школе, педколлективу и директору – Н.К. Рериху.

Напрашивающийся сам собой вывод из настоящего обзора тот, что наши отечественные архивы, доступные читателям, хранят немало документов, связанных с деятельностью Н.К. Рериха и членов его семьи, требующих научной проработки и анализа, без которых наше представление об этих выдающихся деятелях отечественной культуры будет, вероятно, всё же недостаточно полным. В этом направлении сделаны только первые, несистематические шаги, между тем жатва обещает быть благодатной и принести исследователям немало открытий и творческой радости

 

 

 

 

Начало страницы