Радхакришнан С.
Воспроизводится по изданию: Держава Рериха / Сост. Д.Н. Попов. М.: Изобразительное искусство, 1994.
Статья С. Радхакришнана является предисловием к книге: Roerich N. Joy of Art. Amritsar, 1942.
Публикуется по рукописи перевода из архива Е.Ф. Тер-Арутюновой (Москва).
Радхакришнан Сарвепали (1888–1975) – выдающийся индийский ученый-философ, государственный и политический деятель.
В этой маленькой книге профессор Николай Рерих в ярких выражениях пишет о спасительной силе красоты. В современном мире наша культурная жизнь следует механизированным целям. Наши развлечения созданы машиной. Наши театры заменяются кинематографом, музыкальные инструменты – граммофоном. Даже дети наши перед сном слушают сказки не от своих матерей, а по радио или из громкоговорителей. Механизмы хватают нас за горло. В результате всего этого мы потеряли способность к восприятию высших ценностей жизни. Это свидетельствует о том, что наши души, опускаясь все ниже, стали банальнее. Если искусство является процессом самовыражения личности, то оно находится в непосредственной зависимости от того, какова эта самовыражающаяся личность. Если она не является цельной и возвышенной, то и искусство наше не может быть подлинно истинным. Искусство имеет не только эстетическое содержание, но обладает и духовной силой. Наивысшим искусством является лишь то, которое представляет собой отзвук величия духа. В одной из своих драм Калидаса утверждает, что живопись не таит в себе отзвука истины, так как в ней отсутствует необходимое для этого озарение (Samadhi). Но если искусство является не только развлечением (Vinoda), то и оно должно вызывать восторг высших достижений (Ananda), помогая взлету наших душ. Когда говорится, что красота нас спасет, то это означает, что истинная красота есть выражение высшей духовности и что наши жизни должны быть подняты из рутинного механицизма. Я уповаю на то, что эта могучая книга великого мудреца пробудит в нас сознание того, что мы окружены и находимся во власти пошлости, и поможет нам от нее спастись.
1942