ruenfrde
Моцарт В.А. Фортепианный концерт № 23. Andante

Человечность

Н.К. Рерих. Бэда-проповедник. 1945 г.

Человечность – нравственное качество и отношение ко всем живым существам и миру, основанные на понимании их духовного равноправия на жизнь и развитие, на глубоком сочувствии и действенной помощи в их эволюции, на открытом и доброжелательном сотрудничестве с ними. Помощь и сотрудничество в совершенствовании всего сущего – смысложизненная установка Человечности.

Человечность – это одновременно комплекс высоких нравственных качеств, которые собственно и составляют облик подлинного Человека – духовного и высокоразумного. Человеческое достоинство – это достоинство Человечности. Именно в нем заключается источник доброты сердца, сострадания, благородства, самоуважения и уважения других людей.

Особо подчеркнем, что Человечность – общечеловечна! Именно она и необходимость ее проявлений в жизни ярко утверждаются в духовно-философских и религиозных учениях Великих Учителей человечества, в лучших философских сочинениях и художественных произведениях мыслителей, писателей, художников, композиторов и др. Чем глубже творец выражает общечеловеческие ценности, цели, идеалы – тем ближе и понятнее он становится для людей различных национальностей, эпох и культур. Мы находим одинаковые и близкие друг другу заветы, нравственные уроки и наставления*.

Более того, Учение Живой Этики свидетельствует, что высшие разумные существа других миров и звездных систем, – человечны, т.е. имеют внутренне (духовно-психически) человечный образ. Космическая эволюция живых существ кульминирует отнюдь не в холодном интеллекте, эгоцентризме, жестокости и нетерпимости, а именно в проявлениях человечности. Общечеловеческий язык, который до сих пор с большим трудом вырабатывает современное общество, станет языком общекосмическим, объединяющим землян с жителями Дальних миров.

В таком понимании Человечности проявляется характерная для Живой Этики направленность на синтез и объединение при выделении и опоре на главное и неизменное – высшее, духовное начало.

 

 

Близкие понятия: духовность, достоинство духа, любовь, культурность, сострадание, взаимоуважение, доверие, доброжелательность, терпение, великодушие, душевность.

 

Противоположные понятия: жестокость, бессердечие, враждебность, нетерпимость, ненависть, злоба, равнодушие, безразличие.

 

Человеческое достоинство человечности

Человечность и переустройство мира

Общечеловечность Человечности

Рерих Н.К. Человечность (1942)

Спирина Н.Д. Общечеловечность. Слово на "круглом столе" Сибирского Рериховского Общества (2002)

 

 

Человеческое достоинство человечности

 

Надземное, 697. Урусвати знает, насколько вредно произвольное ограничение понятий. Вот люди говорят о человечности и полагают, что она есть только милосердие и сострадание, но человечность есть выявление всех качеств достойного микрокосма. (…)

…Человечность должна распознавать, когда совершается нечто значительное. Люди обычно не признают важный решающий час. Они относят произвольно последствия к причине, совершенно забывая ее. Так, невозможно говорить о сроках, ибо люди не понимают зарождения событий. (…)

Многие качества должны быть осознаны не условными ограничениями, но по существу. Не часто люди понимают такое простое выражение – по существу. Для познания его нужно иметь известную долю синтеза, но для этого нужно, прежде всего, признать значение Надземного Мира.

 

Аум, 67. Человек несоизмерим с Беспредельностью, но искра энергии высшей содержит в себе значение даже вне мыслимых пространств. Искра высшей энергии дана каждому человеку и, как носитель ее, он облекается высокой обязанностью. Он - мост с Мирами Высшими, значит, невежда, отрицающий Мир Высший, тем отрицает и свое человечество.

Напоминание о Мире Высшем есть пробный камень для испытания каждого духа.

 

Аум, 68. Духовное начало предшествует каждому действию. Не может быть действия телесного без предшествующего духовного соединения. Так каждый, отрицающий духовное начало, уже лишает смысла все свои действия. Не может продолжаться эволюция, если главный двигатель будет отринут. Чёрный Век имеет среди своих свойств отрицание начал и основ. Но именно такая тьма преходяща. Человек должен готовиться к принятию Света, но, чтобы не уподобиться кроту, он должен осознать в себе сущность Света.

 

Мир Огненный, ч. 1, 75. Сами участники черных лож отлично признают друг друга. Действительно существуют признаки очевидные. Так, если заметите бесчеловечную жестокость, будьте уверены, что это есть признак темных. Каждое Учение Света есть, прежде всего, развитие человечности. Запомните это прочно, ибо никогда мир так не нуждался в этом качестве. Человечность есть врата ко всем прочим мирам. Человечность есть основа чувствознания. Человечность есть крылья прекрасные. Субстанция человечности есть вещество "Чаши", потому, прежде всего, на земле облечемся в человечность и познаем ее как броню от сил темных. Явление огненное посетит сердце человечностью. Так мы еще раз поймем насколько самое далекое близко нам. Мы тоже признаем друг друга по человечности. Так будем трудиться для самого нужного в этот час опасности.

 

Братство, 057. Какое же представление о Братстве может быть у людей, не понимающих достоинства государства и дома? Никакие отдельные приказы не могут вернуть чувство достоинства, если оно стерто. Необходимо начать посев его образованием, признанием широкого познавания и точных научных изучений. Только так люди могут опять вспомнить о человечности.

Через ступень человечности восстановится понимание Братства.

 

Мир Огненный, ч. 2, 188. Нужно познать, для чего необходима честь, достоинство и все прочие качества человечности. От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном; должны понимать начало Иерархии и добра.

 

Братство, 392. Как самодовольный теряет нить преуспеяния, так и саможалеющий отсекает свою удачу. Не пристойно человеку обрекать себя на бедствия. Давно посеянные стоны и вопли обращаются в губительный вихрь. Чесотка зависти обращается в проказу. От злобы немеет язык. Целый рассадник бедствий строит человек, предавшийся иллюзии несчастья. Такие отравители несносны в Братстве. Между тем, многие мечтают о Братстве, не думая, какой груз они несут! Но как силен человек, познавший счастье человечности!

 

Надземное, 792. Урусвати знает, насколько губителен червь недовольства; от него увядание, усыхание и умирание. Неразумные скажут: "Как же осуждать недовольство, когда заповедана неудовлетворенность?" Отвечайте: "Неужели не умеете распознавать различие между недовольством и жаждою усовершенствования? Радость рождается от стремления к совершенствованию и скорбь от жалкого недовольства".

Многие погибали в пучине мучительного недовольства. Они пресекали свой путь земной и надземный. Деятель радуется тому, что он человек. Эта человечность учит его, что в любом состоянии он может приобщиться к великому движению. Он действует мысленно и уже тем может продвигаться на пути. Каждый самоотверженный путь не дает места недовольству. Каждая светлая неудовлетворенность уже будет некоторой победой.

 

Письмо Е.И. Рерих. 28.12.1935. Именно, люди совершенно забыли о долге и ответственности – этих двух основах человечности в нас.

 

Аум, 215. Найдутся такие враждебные люди, которые заподозрят в слове АУМ нечто невместное. Скажут они: "Зачем забыты другие прекрасные символы? Какой умысел в не упоминании других превосходных понятий?"

Скажем: "Ничто не забыто, ничто не умалено, ничто не разрушено. Мы не умалители и не страдаем высокомерием. Но никто не может отнять древности понятия АУМ во всей его знаменательной троичности. Не следует отбрасывать знаки первоначальные. Вместо враждебной невежественности, лучше проявите человечность и покажите любовь к познаванию. Преуспейте любовью!"

 

Надземное, 553. Урусвати знает, что качество снисходительности толкуется превратно; его понимают или как высокомерие, или как попустительство. Так как оба понятия позорны, то и само понятие снисходительности не употребляется в хорошем значении. Но Мы его употребляем как одно из качеств человечности. В общежитии оно оказывается обоюдным. Вся земная жизнь состоит из чередования снисходительности и сострадания. Люди иногда выказывают эти благие качества сознательно, но чаще того они выказывают снисходительность по доброте, не придавая значения таким улыбкам.

В обиходе всегда кто-то знает больше других, но по человечности он не будет чваниться и укорять других в неведении. Наоборот, он приложит все старание, чтобы внести знание по человечности. Мы уже давно говорили о беседах по сознанию, такие беседы по сознанию можно назвать человечными.

Нас спрашивают о Нашей Внутренней Жизни, – она человечна и основана на великом терпении. Не заподозрите Нас в гордыне, когда говорю о великом терпении. Оно должно быть большим, испытанным и основанным на человеколюбии.

(…) Незыблемо зерно духа, но оно одето в одежды, сотканные самим человеком.

Нелегка эта пряжа! Зная это, можно посадить семена человечности. Но следует сажать их преднамеренно, для высшей красоты возводится этот сад. Так Мы перечисляем основы Нашей Внутренней Жизни. Если в ком есть желание и твердость приложить их, пусть будет так. Чем напряженнее час, тем большая заслуга совершенного действия. Мы не скрываем о сложности основ жизни, и в этом доверии обоюдно укрепляется человечность.

 

Надземное, 528. Друзья! Научитесь выслушивать, и тем легче подойдете к собеседнику. Конечно, при расширенном сознании легко понять особенности собеседника, но такая степень провидения может быть встречена редко, и потому воспользуйтесь обычными мерами человечности. Взаимоуважение близко живет от сострадания.
Мыслитель учил плести цветочные гирлянды: "Нашедший прекрасное сочетание цветов найдет и полезное сочетание людей".

 

Мир Огненный, ч. 3, 157. Сколько необходимых обузданий нужно явить, чтобы человек принял надлежащую человечность. И сколько энергий будет проявлено, прежде чем дух человека найдет свое истинное назначение!

 

 

Человечность и переустройство мира

 

Надземное, 883. Мы достаточно указывали, насколько мучительство есть признак дикости, и люди должны стыдиться такого темного проявления. Пора признать, что каждый утонченный организм особенно мучается дикими проявлениями. Явление Агни Йоги направлено к обузданию низменной дикости. Человечество не может гордиться освобождением от дикости, наоборот, можно убеждаться в противном.

Последний период Кали Юги может быть кровавым. (…) И явление Земного Мира, также как и Мир Надземный, нуждаются в утончении и возвышении центров. Будем признательны тем героям, которые передают приказ к самоотверженному подвигу.

Мыслитель, спрошенный об основе земной жизни, отвечал: "Человек, будь человечнее!"

 

Письмо Е.И. Рерих. 9.08.36. Итак, Занавес взвился над Великой Драмой в Европе. В Испании разыгрывается пролог ее. Как Сказано, положение Земли ужасно! Но люди до того ослепли, что даже знающие об Армагеддоне не отдают себе отчета о всей грозности его! А спасение так близко и так, казалось бы, естественно и легко достижимо, стоит лишь решить проявить человечность и хотя бы некоторое единение! Но именно против единения ополчились все силы зла, разъединение – их клич и клеймо!

 

Письмо Е.И. Рерих. 15.11.39. В трудные времена особо необходимо дружественное единение и проявление так называемой человечности во всей жизни. Именно человечность сейчас забыта, на всем протяжении планеты обитатели ее замохнатились и показывают когти.

 

Письмо Е.И. Рерих. 16.04.1954. …Лишь человечность делает нас Высшими Существами, а пока что мы только двуногие, как называл тогда Будда темные сознания.

 

Надземное, 548. Урусвати знает, что жестокость, грубость, лицемерие и ложь препятствуют продвижению человечества. Наука, гордая своими достижениями и преуспеяниями, не помогает найти человечность. Искусство не повышает сознания – значит, в мире неблагополучно. (…)

Нужно посмотреть в корень общественной болезни. Только оздоровление внутренней жизни поможет повысить и общественные проявления.

 

Письмо Е.И. Рерих. 29.09.50. …Пониманием неограниченных возможностей человеческого организма мы достигнем высот сверхчеловека, а сейчас мы еще только на ступени двуногих, ибо не научились еще человечности, отвергли все гуманитарные понятия и достижения и, как обезьяны, применяем к себе механические приборы, не понимая их значения, готовы уничтожить всех и вся. Истинно, скучно стало на земле с уничтожением интереса ко всему, связанному с духовностью и истинным гуманитаризмом. Последние могикане во всех областях гонимого знания уходят во всех странах, еще одна пятилетка – и перед нами может открыться пустыня знаний. Вот почему необходимо готовить новые кадры, хотя бы малочисленные, которые могли бы охранить погибающее достояние многих тысячелетий.

 

Рерих Н.К. 24 Марта 1942 г. Именно уменье помочь есть великое искусство. В нем явлено творчество-добротворчество. Трудные события не раз соберут Вас вместе. Особенно будет оценено дружеское, сердечное слово. Поверх материальной помощи стоит помощь сердечная. И в этом саду вырастают самые редкие и ценные цветы. Наверно, Вы продолжаете Вашу полезную работу в краснокрестных организациях (т.е. в организациях Красного Креста – сост.). Вы превозможете всякие вредительства. Пусть и эти препятствия создадут новые возможности. Терпение, терпимость ведут к человечности, а ведь люди сейчас именно нуждаются в человечности. Заносчивая механическая цивилизация забыла о самом необходимом для эволюции – о человечности. Тем более нужно спешно твердить об этой простейшей основе. Шатается жизнь от всяких вредительств. Многие даже не понимают эту разрушительную вредоносность. Тем более дозорные блага должны быть на страже. Помогайте, помогайте добрым советом; смотрите глазом добрым и не покиньте доброту сердца.

 

Письмо Е.И. Рерих. 9.11.1952. Можете стать пионером внесения Культуры во всем обиходе. Культурность есть человечность, и человечность эта уходит на наших глазах.

Именно Культурность есть утонченность во всем и связана с Красотою, потому необходимо утверждение понимания и любви к Красоте во всем ее космическом размахе. Но нельзя смешивать Красоту с дешевой пошлой условностью в обиходе и с роскошью. Истинная красота в Природе, в утонченности чувств, в проявлениях внутреннего человека. Что может быть интереснее работы над своим усовершенствованием? Эволюция в утончении, и прежде всего в утончении ощущений и чувствования. С утончением внутреннего человека гамма чувств и восприятий мозговых усиляется и растет неучтимо! Истинное Знание становится уделом утонченного человека.

 

Письмо Е.И. Рерих. 17.06.53. Должна же, наконец, проснуться человечность! Тончайшие щупальца души не заменить механическими проводами!

 

Надземное, 953. Урусвати может назвать Йога дальнозорким. Сквозь серую завесу быта Йог различает очертания грядущего. Спросят – почему Мы называем Йога дальнозорким, а не ясновидящим? Но Мы хотим видеть Йога человечным.

Нам не нужны факиры, стоящие на голове. Нам не нужны колдуны с ореолом ясновидения, продавшие крохи ясновидения за деньги. Мы желаем, чтобы истинный Йог был добрым сеятелем, служителем Общего Блага. Такое настояние нужно запомнить, ибо люди забывают самые простые, насущные советы.

 

Надземное, 698. Не забудем, что из глубин древности уже раздавались голоса, звавшие к устроению общинных начал. Конечно, невежество восставало против каждой попытки обновления сознания.

Можете заметить, что народы приходят к явленному существенному переустройству мира. Они называют многие вещи новыми словами, но сущность остается неизменной. Так переустройство мира спешит. Оно могло бы совершиться бескровно, но сознание еще не восприняло человечности.

Мыслитель говорил: "Народ, как состоящий из существ общественных, должен помыслить о строении доброго государства". Истинно, можно теперь вспомнить, как Мыслитель мечтал о государстве на лучших началах.

 

Письмо Е.И. Рерих. 21.02.1935. …Переустройство Мира очевидно, и всюду в массах просыпается сознание человеческого достоинства, хотя часто еще в безобразных и диких формах. Конечно, социализм или, вернее, так называемый коммунизм есть вреднейшее недомыслие, ибо всякое уравнение есть смерть. Жизнь именно в разнообразии, однообразие есть смерть – небытие. Но новые основы человечности, честности и правильной оценки труда должны быть положены в основание государств. Так, люди, обладающие большим запасом психической энергии, истинно, будут считаться сокровищем государства.

 

Надземное, 694. Урусвати знает, как бережно нужно относиться к неимущим. Большинство народонаселения бедно, но только у них происходит обновление земных сил, потому особенно недостойно презирать бедных и считать их чем-то низшим. Каждый может проверить на истории человечества, насколько непрочно так называемое богатство.

К тому же нужно запомнить, что среди бедных некоторые добровольно принимают поручение пребыть среди народа, разделяя его судьбу. По наружному виду такие посланцы не отличаются от толпы. Нужно подойти к ним близко, чтобы почуять их внутреннее богатство. К Надземному Миру такие люди будут очень отзывчивы. Может быть, они должны быть проводниками насущных знаний среди самых обездоленных? Напыщенный богач не войдет под бедную кровлю, но если и войдет, то не найдет общего языка.

Постоянно Мы направляем Наших друзей к бедным, ибо там источник будущего. Некоторый народ уже понял общее достояние и начинает устремляться к будущему – в этом мощь. Среди бесед о Надземном утвердимся на живой человечности; она будет ступенью к познанию.

Мыслитель говорил: "Для бедных будущее, для богатых прошлое".

 

Письмо Е.И. Рерих. 13.04.46. …Спираль эволюции повернуть нельзя. Как правильно сказала делегатка Франции, что самое главное – это понять жизнь. И вот этого-то понимания и нет среди злопыхателей. Понявший жизнь не будет злопыхать, но примет решение помогать всюду, где представится к тому случай, прилагая ко всему единое мерило, именно мерило человечности. Понявший жизнь увидит и поймет происходящий сдвиг в массовом сознании. На смену прогнившего старого приходит новое – таков закон Бытия, и противиться ему невозможно, он непреложен. Но во власти человека предвидеть направление эволюции и идти навстречу необходимости, чтобы не оказаться под пятою Гиганта или сокрушающего смерча, действующего как бумеранг Космической Справедливости.

 

Письмо Е.И. Рерих. 26.09.1950. Переустройство мира идет, но как мало людей отдают себе отчет, в чем заключается оно, и думают найти решение в утверждении всяких старых и новых и подновленных "измов", но все эти надстройки на гнилых основах. Все космически решится, и сердце человеческое возопиет об одном всем понятном принципе сотрудничества, оявленном на "человечности", о которой все совершенно забыли, но попранная "человечность" возродится с новой силой в душах несчастных двуногих, загнанных в тупик невежеством и злобою. Человечность, сотрудничество, Любовь и радость Красоте Высшей, облаченной в Мудрость и Знание Надземные, сойдут в лучах нового, приближающегося к нашей Земле Светила, и светило это – звезда Матери Мира. Появление ее возглавит Новую Эпоху. Не пропустим ее появления на нашем горизонте.

 

 

Общечеловечность Человечности

 

Надземное, 373. Урусвати знает, что состояние, которое вы называете культурою, – общечеловечно. Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, а каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Такое обобщение Мира есть первая ступень к преображению всей жизни.

Могут вам возразить, что каждый народ имеет свою культуру. Но вы можете легко ответить, ибо под таким возражением скрывается не культура, но обычаи. Могут указать на различие письменности в разных странах. Но Мы говорим не о глифах или способах выражений, а о сущности намерений и заданий. Сравните все лучшие произведения разных народов, и вы увидите, что задания будут общечеловечны. Так Мы утверждаем, что и среди разъединения можно найти общечеловеческую устремленность.

Можно радоваться, что сущность человека стремится к усовершенствованию. Сам он часто не хочет замечать этот недремлющий импульс. Человек даже пытается противиться лучшим побуждениям, но где-то глубоко в недрах "чаши" уже сияет зародыш зерна культуры. Рано или поздно это зерно прорастет, и потому каждый человек уже несет в себе частицу общечеловечности.

Можно удивляться, почему столь много двуногих, ярых в ненависти? Неужели и они несут в себе зерно культуры? Должно быть, оно зарыто глубоко под грудою преступлений. Найдется Наставник в Тонком Мире и укажет, насколько животное состояние недопустимо. Поистине, люди должны понять, что каждый день может засиять общечеловечность.

Мыслитель заботился, чтобы ученики познали, что и в дальних мирах светит общечеловечность, и каждый человек – уже гражданин всех миров.

 

Сердце, 7. Сердце есть средоточие, но менее всего эгоцентричность. Не самость живет в сердце, но общечеловечность. Лишь рассудок окутывает сердце паутиною эгоцентричности.

 

Надземное, 665. Урусвати знает, что когда Мы поминаем Кришну, Орфея, Зороастра и еще некоторых других Учителей человечества, Мы имеем на это особые причины. Учителя давали наставления, различные по наречию и обычаю, но сущность преподанного оставалась неизменной.

Еще не произведен труд сопоставления этих Учений. Говорят о сравнительных религиях, но мы сейчас имеем в виду разбор основ, данных Учителями. Если прилежный ученый отберет все особенности народов и веков, то в основании он найдет заветы, данные как бы одним лицом. Можно распознать несколько индивидуальностей, которые последовательно выполняли задание и приносили человечеству постоянное совершенствование.

В разные века Наставники, не знающие друг друга, произносили схожие слова, не только схожие по внутреннему смыслу, но и по темпераменту. Даже незнающий человек может подумать, что один человек давал эти заветы. Знающие, конечно, сделают свои выводы.

Полезен будет труд, который укажет общечеловечность таких заветов. (…)

Мыслитель говорил: "Когда я слушаю повествования пришельцев, мне иногда кажется, что говорит один человек. Вижу одежды разные, слышу наречия различные, но сердце знает одного человека".

 

Мир Огненный, ч. 1, 079. Могут спросить, в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите – каждое столетие дается, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает в себе "Тайную Доктрину" Блаватской. То же было, когда Христианство кульминировало мировую мудрость классического мира, и Заповеди Моисея кульминировали древний Египет и Вавилон. Только нужно понимать значение узловых Учений. Нужно пожелать, чтобы люди не только читали Наши Книги, но и приняли их немедленно, ибо кратко Говорю о том, что необходимо запомнить.

 

Надземное, 152. Он (Великий Учитель Христос – в книгах Учения Живой Этики его называют Великий Путник – сост.) не отказывался посещать праздничные собрания и беседовал о каждодневных нуждах. Лишь немногие замечали, сколько мудрых советов давалось с улыбкой и ободрением. А улыбка Его была прекрасна. Эту задушевность даже ученики не всегда оценивали. Бывало и осуждали, когда, по их мнению, Учитель уделял слишком большое внимание незначительному человеку. Между тем, прекрасные сосуды открывались под такими улыбками. Также бывали осуждения за беседы с женщинами, но Учение было охранено, именно, женщинами. Также осуждали присутствие так называемых язычников, забывая, что Учитель пришел к людям, а не для одной секты.

Упоминаю о таких осуждениях, ибо они сделали Облик Великого Путника еще человечнее. Если бы Он не соприкоснулся с жизнью и не страдал, то и подвиг Его утерял бы свое величие. Никто не думал, какие страдания причиняли Ему соприкасания с разными беспорядочными излучениями.

Мысль о подвиге не покидала Великого Путника.

 

Письмо Е.И. Рерих. 02.04.36. …Средневековье сделало из Христа недосягаемого Идола и лишило Его всякой человечности, следовательно, и Божественности; так все Учения Востока гласят – нет Бога (или Богов), который не был бы когда-то человеком. Такая насильственная отчужденность Христа от человеческого естества угрожала и сейчас угрожает полным разрывом общения человечества с Высшим Миром. Можно проследить, как именно в средние времена появлялись большие святые, которые старались восстановить это почти утраченное общение, причем все они настаивали, именно, на человеческом естестве Христа. Особенно яркие утверждения этому можно найти на страницах автобиографии Св. Терезы, испанской святой шестнадцатого века, а еще раньше в видениях и писаниях Св. Екатерины Сиенской и Св. Гертруды. Так форма и качество видений и сообщений, получаемых через такое общение, всегда отвечают уровню сознания видящих и получающих их, а также и нуждам времени. Как сказано – "именно по характерам видений можно писать лучшую историю интеллекта".

Всем советую прочесть автобиографию Св. Терезы, несмотря на то, что сочинение это прошло цензуру "духовного" ока падри, все же сохранились изумительные страницы. Церковь, установив догму о Едином и Единородном Сыне Божьем, Иисусе Христе, тем самым опрокинула и смысл молитвы, завещанной самим же Иисусом Христом, – "Отче наш, иже еси на Небеси...", а также и слов Писаний – "Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его" (Бытие гл. 5, стих 1).

Так установив исключительность сыновства и естества Божьего в Иисусе Христе, церковь тем самым разъединила его навсегда с человечеством. Так произошли тяжкие явления: Изъятие Иисуса Христа из жизни человечества, уничтожение Его жизненного Подвига и страшное внушение понятия, что крестная смерть Христа спасла человечество от "первородного" греха (?!) и всех последующих.

 

Письмо Е.И. Рерих. 28.11.50. Вы знаете, насколько Великий Владыка ценил картины Н.К.(Рериха),.. как называл его лучшим современным художником, как хотел утвердить его искусство по всему Миру, чтобы напитать души, ищущие и жаждущие Красоты. И, конечно, Великий Владыка имеет План, как собрать картины, как создать памятник такому исключительному художнику, Мыслителю и представителю великой человечности в эпоху наибольшей бесчеловечности.

 

Надземное, 542. Будем обо всем мыслить человечно и не ошибемся. Микрокосм поймет состояние Макрокосма. Так и о Нашей Внутренней Жизни мыслите человечно. Во всех помыслах сохраните красоту образа и сумейте полюбить образ труда на Общее Благо.

Мыслитель говорил: "Если бы мы могли полюбить всеми силами, мы были бы успешны".

 

Письмо Е.И. Рерих. 12.10.52. Пора бы человечеству нашему осознать ту Гигантскую Дозорную и Охранную Работу, которая проводится неусыпно и неукоснительно Нашими Великими Охранителями! Уже на протяжении столетий Они бьют в Набат и предупреждают о грозящих Нам Бедствиях, если наше сознание не просветится в смысле общечеловечности и неотложности проведения кооперации народов вместо насаждения растления и ничем не оправдываемой вражды и захвата власти. Всякие порабощения и завоевания во всех областях жизни должны кануть в Лету. Кооперация, сознательный труд и добросовестное отношение во всем и ко всему должны лечь в основу Нового Строительства.

 

 

Рерих Н.К. Человечность

 

Красный Крест велик не только человеколюбием. Он велик и в своей международности. Так же и Красный Крест Культуры значителен не только действенным охранением культурных сокровищ, но также и своею международностью. Все, в чем живет международность, иначе говоря, человечность, должно быть оберегаемо среди мировых бурь.

Каждая черточка, нанесенная в пользу общечеловеческих общений, должна быть охранена со всею любовью и добротою. Нити возможных взаимопониманий обычно тонки до незримости. Но там, где они уже различаемы, они должны быть укреплены. Даже единомыслящие в основе часто наклеивают себе разноцветные ярлыки и мечтают лишь обособиться. А ведь трудовое единение бывает так близко – стоит лишь поступиться двумя-тремя предубеждениями и привычками.

В дни Армагеддона, в часы особенных разобщений следует мыслить обо всем, в чем еще живет возможность общения и человечности. Но спросите прохожего, что есть человечность? Скорее всего он убежит в ужасе, примет вас за безумного. А может быть, попросту и не сумеет ответить, что такое человечность. Можно ли о ней на улице спрашивать? Нечто сперва дошло до труизма, а потом стерлось, забылось, стало ненужным в теперешнем строе жизни.

В пути не раз встречалась улыбка человечности. Вспыхивает она, как радушный огонек в пустыне. Даже свирепые голоки1 не тронут путника, забредшего к их костру. Если проявится человечность, то и обиды не будет. Колючее слово не скажется. Путник не будет обобран и изгнан от костра во тьму звериной ночи.

О человечности столько писалось! Она заслужила аптечный ярлык "гуманизма". Облекся в скучную серую тогу гуманизм. Уже не заговорите о нем в "приличном" обществе. Заседания, посвященные гуманизму, напоминают похоронные собрания. Кисло-сладки речи, и ждется минута, когда прилично уйти.

Но ведь человечность есть светлая радость, есть раскрытие сердца, есть праздник души. Радостный человек добрее, доходчивее, отзывчивее. Чем же порадовать людей вне их самости, вне зависти, вне ненавистничества?

Во все времена, даже и в самые трудные, должны же быть радости общечеловеческие. Должны же быть зовы всепроникающие. Неужели зов о человечности погребен, как злейший труизм?! А детям-то как нужна радость, иначе еще разучатся радоваться. Бывают же в городских трущобах детишки, никогда не видавшие цветов!

20 апреля 1942 г.

 

Письмо Е.И. Рерих. 18.09.1952. …Так радостно думать о Будущем, о торжестве Истинного Знания и той новой человечности, которая станет неотъемлемой при пробуждении нового просвещенного сознания.

 

 

Спирина Н.Д. Общечеловечность
Слово на "круглом столе" Сибирского Рериховского Общества

 

Общечеловечность – это сложное, комплексное понятие, которого мы ещё не затрагивали, но решили затронуть, так как чувствуем, что для этого назрело время. В понятие "общечеловечность" входят и сочувствие, и сорадование, и сострадание, и помощь людям, стремление понимать друг друга, соблюдать не только свои интересы, но и интересы других.

Под словом "общечеловечность" подразумевается и общность всех людей, имеющих одинаковое право на жизнь, независимо от того, что они на данный момент собой представляют.

Утверждение общечеловечности начинается от проявлений в обычной земной жизни и продолжается в беспредельность дальних миров, так как материя всех миров в существе своём едина, но её варианты, качества и свойства – бесчисленны. Нет материи, кроме вселенской Материи, единой для всех миров, и постигая законы материи нашего мира, мы тем самым приближаемся к Беспредельности. И всюду и везде не мозг, а сердце является объединителем всего сущего. "...Без сердца мы шелуха погибшая"2.

 

Без сердца – только шелуха,

Без сердца нет живого мира;

И погребальная тоска –

Удел ничтожности кумира,

Которому ты отдал дань.

Опомнись и опорой стань

Любви вселенской устремленью;

И нет конца и завершенья

Тому, что двигает сердца.

                           Н.Д. Спирина

 

вопросу о человечестве как о сердце едином надо обращаться часто. Слишком много невежества и преград везде, где должно быть дружественное сотрудничество. Следует написать историю разделения человеческого сердца"3. Люди – это не разрозненные единицы, не имеющие отношения друг к другу, а существа, связанные кровными и духовными узами, общностью целей, задач, интересов и трудов и всеми прочими условиями пребывания на планете. Если этих связей нет, то и не будет того понятия, к утверждению которого мы стремимся – к общечеловечности.

Отчего происходят войны, семейные и социальные раздоры? От разобщённости интересов людей, от их стремления к противоположным целям, от их желания блага только для себя, но не для других; и в результате не останавливающихся ни перед чем, что могло бы этому "благу для себя" воспрепятствовать.

Общечеловечности также препятствует уверенность части людей в превосходстве своей религии, своей расы, своего происхождения, своего интеллекта и уверенность в том, что только они могут пользоваться правом на все блага жизни и господствовать над себе подобными.

Каким бы образом ни выявлялся человек, это неизменно затрагивает кого-то другого, начиная от дурного настроения и кончая беспощадной жаждой обладания любыми возможностями общего блага только для себя, так как "независимость существования человека является невозможностью"4.

Общечеловечность учит нас понимать общность основ всех религий, независимо от разности их обрядов. Многие, придавая первостепенное значение обрядовой стороне религии, упускают духовную общность её с другими верованиями. И таким путём создаются религиозные распри, часто принимающие самые жестокие формы, вплоть до истребления инакомыслящих.

"Урусвати знает, что состояние, которое вы называете культурою, – общечеловечно. Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Такое обобщение Мира есть первая ступень к преображению всей жизни. Могут вам возразить, что каждый народ имеет свою культуру. Но вы можете легко ответить, ибо под таким возражением скрывается не культура, но обычаи. Могут указать на различие письменности в разных странах. Но Мы говорим не о глифах или способах выражений, а о сущности намерений и заданий. Сравните все лучшие произведения разных народов, и вы увидите, что задания будут общечеловечны"5.

"О Единстве в Космосе давно сказано. Во всех старых Учениях указано на это магнитное Единство. Столько пространственных рекордов не запечатлено, несущих сокровенные утверждения Единства! Столько пространственных рекордов, указующих на порождение разобщения! Так же как тысячелетиями планете приходится повторять о вечном Единстве, так же точно приходится утверждать те следствия разобщения на планете"6.

"Мир страдает от расчленения, которое поглощает все великие начинания. Вместо единства проповедуется везде расчленение. Не осталось ни одного принципа, который бы не был искажён в своей основе. Каждое начинание утверждается, прежде всего, как часть великого Целого. Но так ли обстоит дело с человеческими исканиями? Незримое отделяется от видимого Мира. Высшее отделяется от Земли. Только устремление к объединению понятий величин может установить необходимую связь Миров. Без насыщения сердца невозможно обнять Миры, ибо как утвердить связь космическую без принятия Единства всего Космоса? В малом и в великом явим понимание этого Великого Закона. Расчленение Миров приводит к одичанию"7.

Проявление этого одичания мы видим на протяжении всей истории человечества. Невозможно представить себе, какой вред это расчленение наносило и наносит во все века всем народам земли. Вместо обогащения – уничтожение великих ценностей других народов во имя своих, только лишь потому, что они по своей форме не соответствовали нашему пониманию ценностей; нежелание узреть одну и ту же истину в разных одеяниях.

Воспитание общечеловечности начинается с самых малых лет, когда в ребёнке не поощряют чувство собственности, а стараются привить ему понимание, что всё, что вокруг него, – общее и принадлежит не только ему одному. Если в семье есть ещё дети, то это – право на игрушки, на лакомства, а по мере их взросления – на книжки, картинки и тому подобное.

Общечеловечность включает в себя отношение ко всем царствам природы, так как всё живое по-своему, может быть, совершенно неожиданным путём, но откликается на отношение к нему. Однажды знаменитый биолог Боше демонстрировал Н.К.Рериху процесс умирания растения: "Сейчас я дам яд этой лилии, и Вы увидите, как она вздрогнет и поникнет", – сказал он. Но вместо поникания лилия поднялась ещё выше. Учёный воскликнул: "Давно предугадывал я, что эманации некоторых сильных энергий должны влиять на окружающие физиологические процессы. Вы препятствуете смерти растения, отойдите подальше". И действительно, когда Рерих отошёл, жизнь растения прекратилась. Благодатная энергия, исходившая от великого художника-гуманиста, нейтрализовала действие яда на растение. Разве это не выражение общечеловечности, когда человек благодатными излучениями своей ауры спасает растение? Многие подвижники являлись целителями и исцеляли обратившихся к ним людей. Подобные случаи приводятся в их Житиях.

Мёртвой природы нет, и она живёт своей жизнью, не всегда явной для нас, и реагирует по-своему на всё происходящее вокруг. На картине Н.К. Рериха "Бэда-проповедник" изображён слепой проповедник Бэда, которого поводырь привёл как бы на проповедь к людям, которых в действительности не было. Бэда произнёс пламенную речь о Боге. И только он закончил, "''Аминь'' – ему грянули горы в ответ" (Я. Полонский).

Общечеловечность утверждает право каждого человека и каждого существа на жизнь, если это не вредит окружающему миру. На картине Н.К. Рериха "Сострадание" изображён лама, к которому кинулась лань для защиты от стрелявшего в неё охотника; и лама подставил свою руку под его стрелу, предназначавшуюся лани, и тем спас её.

Общечеловечность подразумевает любовь ко всему миру, в том числе и к своему ближнему. Кто же является нашим ближним? По этому поводу С.Н. Рерих написал картину "Добрый самаритянин", сюжет для которой взят из Евангелия от Луки. Притча гласит: один законник8, слушая проповедь Христа о любви к Богу и ближнему, спросил Его: "А кто мой ближний?" "На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит9, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин10 же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился, и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же"11. С.Н.Рерих, нарисовав картину на эту тему, дал понять, как высоко был оценён подвиг самаритянина.

Общечеловечность должна включать и дальние миры. Если человек признаёт только свою планету и не признаёт жизнь на других мирах, в какой бы форме она ни проявлялась, и не сочувствует ей, то это не будет приближением к состоянию общечеловечности. "Мыслитель заботился, чтобы ученики познали, что и в дальних мирах светит общечеловечность..."12

 

Как хорошо, что расстояний нет,

Что мы всегда во всех мирах едины,

Что светит нам неугасимый Свет,

И в нём крепка межзвёздная Община,

И лёд разлуки тает без следа...

Союз любви, гармония труда

Соединяют в духе – навсегда.

                           Н.Д. Спирина. Капли

24 ноября 2002 г.

 

 

_______________________________

* Как, например, Золотое правило нравственности, возникшее в параллельно существовавших древних культурах - "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой".

1 Непрочные объединения монголо-тибетских родов на северо-востоке Тибета.

2 Сердце, § 389.

3 Аум, § 175.

4 Беспредельность, § 193.

5 Надземное, § 373.

6 Мир Огненный, ч. III, § 245.

7 Мир Огненный, § 124.

8 Законники – те, кто занимались истолкованием иудейского закона.

9 Левиты – особый класс иудейских священнослужителей.

10 Самаряне (самаритяне) – жители города Самарии и его области.

11 Луки. 10: 30-37.

12 Надземное, § 373.

 

 

Начало страницы