Б. Н. Абрамов
Статья в Википедии (2017 г.)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Абрамов,_Борис_Николаевич
В 2017 году, когда отмечалось 120-летие со дня рождения Бориса Николаевича Абрамова (1897-1972), по инициативе ТулРИЦ была составлена и размещена в Википедии подробная персональная статья о его жизненном пути и многогранном творчестве. Статья систематизировала значимые сведения о Б.Н. Абрамове, которые были обнаружены в 2017 году в крупных российских архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Хабаровска.
Язык и стиль Википедии как энциклопедии имеет свою специфику: он более сдержанный, ёмкий, по возможности максимально краткий. Информация в статье должна быть проверена и аргументирована. Приведённые факты и значимые выводы в статье о Б.Н. Абрамове подтверждены нами авторитетными источниками и публикациями, в связи с чем статью поясняют 130 сносок. Биографические сведения сопровождают ряд фотографий.
Надеемся, что статья о мыслителе и духовном ученике Е.И. и Н.К. Рерихов в Википедии поможет ищущим людям лучше сориентироваться в океане информации и найти свой путь к знанию.
Сотрудники ТулРИЦ стремятся к тому, чтобы сведения о Борисе Николаевиче, размещенные в Википедии, были проверенными, объективными и регулярно обновлялись.
Автор статьи – исследователь рериховского наследия, канд. филос. наук, имеет монографию и публикации по рериховской тематике, автор альбома «Н. К. Рерих» в серии «Великие художники», составитель диска «Н. К. Рерих» в серии «Мировое искусство в лицах», куратор Музея Б. Н. Абрамова в Венёве, член оргкомитета ежегодных Абрамовских чтений (г. Венёв).
Борис Николаевич Абрамов (2 августа 1897 года, Нижний Новгород, Российская империя — 5 сентября 1972 года, Венёв, СССР) — харбинский сотрудник и последователь Н.К. Рериха и Е.И. Рерих, автор дневниковых записей, опубликованных (с 1993 года) в серии книг под названием «Грани Агни Йоги», поэт и писатель.
Содержание
1.1. Годы обучения. 1910-е гг.
1.2. Военная служба. 1916—1918 гг.
1.3. Участие в Гражданской войне. 1918—1920 гг.
1.4.4. Встреча с Н. К. Рерихом
1.5. Возвращение в Россию. Новосибирск — Москва
1.6. Жизнь в Венёве. 1961—1972 гг.
1.4. Годы эмиграции в Китае. Харбин. 1920—1950-е гг.
2.1. Записи на духовно-философские темы
2.1.1. Истоки и преемственность
2.2. Судьба Записей. Начало изучения
2.3. Литературное, музыкальное и живописное творчество
3.1. В Венёве Тульской области
5.1. Издания 1990-х гг. (Записи 1960—1972 гг.)
5.2. Издания после 2000 г. (Записи 1951—1960-х гг.)
5.3. Сборники, составленные на основе Записей Б. Н. Абрамова
5.4. Издания художественных произведений и писем
Многие философские идеи формулируются в «Гранях Агни Йоги» достаточно ёмко, выразительно и афористично. Приведём некоторые из таких поучительных мыслей, вполне отражающих общую позицию этого учения по отношению к обозначенным ниже темам.
- Нравственное совершенствование.
«Преуспеяние заключается не в том, как складывается земная, внешняя, жизнь, а в том, как растут внутри качества духа и огни*, утверждаемые ими» (1958 г., 815**).
«Каждодневность – ковер достижений. Хотят мировых подвигов, но подвиг восхождения духа, совершаемый в жизни каждого дня, много труднее, потому приветствуем победителя жизни обычной, утвердившего в ней необычность». (20.11.1960 г.)
«Тот побеждает всё, кто самого себя сумеет победить». (1953 г., 42).
«С тьмою борьба – только Светом, Свет укрепляя в себе». (1965 г., 474).
«Тайна победы не в том, чтобы сломить стену внешних воздействий, а в том, чтобы удержать незатемнённым сознание им вопреки и тем утвердить превосходство духа над ними». (1964 г., 192)
«Собой овладеть невозможно, если не контролируется мысль». (1959 г., 50).
«Кто не владеет собою и не может себя сдерживать, тем владеет кто угодно и что угодно, но только не он сам». (1957 г., 397).
«Если хотите расти, от препятствий не уклоняйтесь и все, что против идет, волею преодолевайте. Радость препятствиям указывает на высокую степень сознательности духа». (1964 г., 429).
- Эволюция жизни как борьба с низшим и преодоление его.
«Улучшение, утончение и усовершенствование во всём – это и есть путь эволюции жизни и постоянная, непрерываемая замена старого новым…» (1959 г., 121).
«Всякая жизнь и всякое существование, в конце концов, есть процесс целого ряда усилий, борьбы и преодоления. Жизнь – это то, что преодолевает само себя. Без преодоления нет жизни». (1952 г., 461).
«Нельзя забыть, что элемент преодоления остается неизбежным при всяких условиях и никогда не прекращается борьба между низшим и высшим, пока идёт развертывание спирали эволюции. Потому надо полюбить это состояние вечного борения духа и преодоления низшего высшим». (1953 г., 105).
«Несовершенства и слабости не препятствия, но камни, которые попирает нога идущего к вершинам». (1953 г., 129).
«Каждая трудность – возможность для возрастания духа. Каждое препятствие требует, чтобы духом подняться над ним и его перерасти, то есть стать сильнее его». (1963 г., 310).
«…По росту проблем и препятствий можно судить и о росте своем». (1952 г., 229).
«Один в поле воин – ведь это уже подвиг». (18.11.1960 г.)
«Рост духа идет лишь борьбою, и чем труднее она, тем лучше, тем быстрее растут его силы. Не бойтесь трудностей, но… и не отвращайтесь от них. В них заложены семена будущих возможностей». (1959 г., 52).
«Надо понять, что лишь единой силою духа идёт преодоление. Нужно понять, что силою духа растущей ведется борьба. Надо научиться приветствовать трудности. Трудности – это двигатели эволюции духа». (1953 г., 253).
- Бесконечное познание.
«…Человек – это путник из бесконечного прошлого в бесконечное будущее, или процесс постоянного расширения и развертывания сознания. И тогда земное пребывание становится путём в Беспредельность. …Кто-то мечтает об эликсире жизни и бессмертии, но этот эликсир уже найден, и имя ему – Знание, ибо оно дает осознание жизни, которая не имеет ни конца, ни начала». (1953 г., 417).
«Одни полагают богатство свое в вещах, которыми владеют, другие – в благах земных, но мудрый полагает его в знании. Знание есть неотчуждаемая собственность человека и, притом, незримая. Знание необъятно и беспредельно». (1953 г., 460).
«Мы все ученики великой Матери-Природы. Но сознательное ученичество есть показатель зрелости сознания. Учиться и накоплять опыт есть цель жизни человека. Учиться всегда и везде, учиться без конца – таков правильный путь жизни». (1953 г., 622).
«Можно не знать, но отрицание недопустимо, ибо пресекает пути познавания мира. (1957 г., 603).
«Конечная цель всякой истинной религии, философии, науки и самой жизни – это дать человеку знания». (1953 г, 178).
«По каналу любви притекает знание». (1951 г., 334).
- Творчество, любовь к труду и его направленность к общему благу.
«В труде заключается высшее благо жизни. …Труд – венец жизни. В труде познаются высшие ценности духа. В труде – оправдание жизни. …Культура труда – вот новая задача человечества. …Творческий труд – космическая задача человечества и цель его бытия. Творчество, творчество, творчество – великий удел человека». (1951 г., 49).
«Творчество духа – высшее счастье человека». (1951 г., 241).
«Нет следствия без причины, и нет трудов, не приносящих следствий. Утвержден труд. Трудитесь со знанием неизбежности результатов». (1953 г., 109).
«Величие человека измеряется степенью его отречения от себя. И все великие люди, чьи имена чтят народы, жили и работали не для себя, но для людей». (1954 г., 493).
«Бессмертен тот, кто живет не собою, но для других». (1961 г., 489).
- Устремление к Высшему.
«В трудных условиях человек ищет отдушину, но лучше прорубить её вверх. Луч Света всегда над нами». (1953 г., 23).
«Неисповедимы пути Высшие, но любите, и Высшее будет открыто для вас». (1955 г., 554).
«Именно равновесие надо найти, или золотую середину, между земным и небесным, чтобы и земное не забывалось и высшее не потерпело ущерба». (1965 г., 302).
«Найти вечное во временном – значит найти тропу жизни». (1951 г., 337).
«Итак, путь только вверх. Но подъем всегда труден. …Трудности растут по мере роста духа, и рост трудностей есть не что иное, как показатель духовного роста человека». (1954 г., 492).
«Успех заключается не в том, чтобы не страдать, а в том, чтобы вопреки страданиям все же идти не колеблясь». (1967 г. 350).
- Устремленность к будущему.
«Устремление родит возможности. Следовательно, ключ от дверей возможностей всегда в наших руках». (1953 г., 35).
«Построением будущего, утверждаемого в настоящем, побеждаем несовершенство жизни». (1954 г., 386).
«Настоящее – это только отрезок пути в Беспредельность. Бессмысленно оно, если лишено будущего. (1959 г., 52).
«Спокойно можно мыслить о будущем, ибо оно принадлежит нам. Будущее есть поле реализации желаний и устремлений настоящего. Потому рычаги будущего в наших руках. …Заботливо, осмотрительно сейте, помня о будущих всходах, неизбежных и неотвратимых, и благо вам, если семена ваших желаний и устремлений благие и созвучные эволюции». (1954 г., 655).
«Цель настоящего – будущее. Как бы ни было хорошо настоящее, будущее всегда его шире, и глубже, и значительнее. Только разлагающееся сознание не имеет будущего». (1953 г., 410).
«Без мешка за плечами далеко не уйти, но что в него положить? Только самое необходимое. И необходимое именно для пути восхождения. (1953 г., 24).
«…Цель, лежащую впереди, из вида не упускайте. И тогда путь восхождения становится путем непреложности». (1954 г., 377).
- Устремленность к красоте. Искусство как способ познания.
«Путь к Свету есть путь к Красоте». (1951 г. 31).
«Так утвердим Красоту на Земле как отражение Высшего Мира». (1951 г. 31).
«Чем чернее тьма от Земли, тем ярче свет от Света. К нему и устремляйтесь...» (1956 г., 646).
«О познавательном значении искусства думают мало. А между тем искусство – это путь познавания тех явлений и областей жизни, которые познать другим путем невозможно. Поэт и художник как бы прозревают в сущность вещей и видят то, чего иначе увидеть нельзя. Можно задать себе вопрос: откуда композитор черпает свои мелодии? Из себя? Но их в нем нет, они приходят откуда-то. Откуда? С какими сферами связывается он, чтобы получить материал для своего творчества? Искусство есть прямой путь к осознанию Высших Миров». (1970 г., 423).
- Сердце и разум. (Неразвитый, эгоистический разум обозначается в «Гранях Агни Йоги» как рассудок и мозг).
«Нехорошо, когда происходит борьба между рассудком и сердцем. Они должны действовать совместно и в полном согласии. Нехорошо, когда двигатель и колеса работают вразнобой. Не потому ли столько страдающих болезнями сердца, что находится оно в небрежении?» (1966 г., 452).
«Никто не скажет: бесстрашный мозг или мужественный мозг, это звучит нелепо. Но скажут: бесстрашное или мужественное сердце. Значит, поверх рассуждения чуют, что мужество, смелость, отвага, устремление – в сердце и что огнем вдохновения сердце горит, но не холодный рассудок. …Многое бессознательно понимают люди, только отчета себе не дают». (1966 г., 453).
«И судия – сердце, но сердце, очищенное в мере какой-то от тьмы. Мозг уже не поможет. Пути мозга столь же извилисты, как и его извилины. И потому путь мозга заменяется путем сердца, в котором может быть сор, но нет извилин… Потому перенесение сознания в сердце, это средоточие человеческого микрокосма, будет единственным решением жизни, ибо жизнь духа – в сердце». (1963 г., 295).
Действуйте сердцем. Его энергии: любовь, преданность, устремление и прочие качества духа. Действуйте этими энергиями сердца…» (1961 г., 30).
- Новая наука.
«Наука давно уже углубилась в область невидимого глазу и расширила пределы материи и материальных явлений. Она пойдёт ещё дальше, ибо пути развития её бесконечны, и научно докажет экспериментальным путем существование более тонких видов материи и энергии... Будут сделаны снимки невидимых излучений магнита, металлов, растений, животных и человека. …Будет запечатлена на экране и мысль. В школах будущего будут учиться мыслить чётко и ясно, проверяя отчётливость и точность мысленных форм на особых экранах...
…Наука пойдёт дальше и установит путем электронного фотоаппарата наличие и существование тонкого тела и возможность пребывания в нём человеческого сознания после оставления им своего тела физического как при жизни в нём, так и после так называемой смерти. Граница между видимым и невидимым миром, которая частично уже перейдена наукой, будет стёрта совсем. ...Сверхъестественного и потустороннего ничего нет. Есть изученное и постигнутое человеком и не изученное и ещё не постигнутое им. Всё можно доказать научно, если сознание расширено достаточно и готово. Ныне достижимо всё, ибо настал век великих достижений. Завеса космических тайн поднимается человеком. Её поднимает наука». (2.01.1960 г.).
- Патриотизм. Сотрудничество между народами.
«Родина наша – оплот Нового Мира. Будущее ее лучезарно». (1970 г. 473).
«…Ведущая – Новая Страна [Россия] – впереди. За счастье почитайте назвать себя её сыном. Через неё идёт спасение миру. Жертвою великою, всему человечеству принесённою, заслужила она право на водительство планеты. Многие за нею идут, и пойдут все». (1955 г., 362).
«Спасительницей народов будет Новая Страна [Россия] … Несмотря на все её несовершенства, она приняла основы взаимоотношений между народами и ей даны будут самые широкие возможности повести человечество к сотрудничеству всех и во всём. …Мирное, кооперативное, невраждебное сосуществование утвердится на планете». (1970 г., 823).
«Звериная психология вчерашнего [дня] осуждена. Братство и сотрудничество между народами – основа Нового Мира». (1954 г., 660).
«Доброе единение ваше – дар ваш пространству и таран против тьмы». (1962 г., 79).
* Образное название проявлений тонко-энергетической природы человека.
** Все цитаты в этой главе приводятся из книг «Граней Агни Йоги». После цитаты в скобках указан год и номер параграфа конкретной книги по последнему, наиболее полному её изданию.