ruenfrde

Статья "Б.Н. Абрамов" в Википедии. 2017

Б. Н. Абрамов

Статья в Википедии (2017 г.)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Абрамов,_Борис_Николаевич

 

В 2017 году, когда отмечалось 120-летие со дня рождения Бориса Николаевича Абрамова (1897-1972), по инициативе ТулРИЦ была составлена и размещена в Википедии подробная персональная статья о его жизненном пути и многогранном творчестве. Статья систематизировала значимые сведения о Б.Н. Абрамове, которые были обнаружены в 2017 году в крупных российских архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Хабаровска.

Язык и стиль Википедии как энциклопедии имеет свою специфику: он более сдержанный, ёмкий, по возможности максимально краткий. Информация в статье должна быть проверена и аргументирована. Приведённые факты и значимые выводы в статье о Б.Н. Абрамове подтверждены нами авторитетными источниками и публикациями, в связи с чем статью поясняют 130 сносок. Биографические сведения сопровождают ряд фотографий.

Надеемся, что статья о мыслителе и духовном ученике Е.И. и Н.К. Рерихов в Википедии поможет ищущим людям лучше сориентироваться в океане информации и найти свой путь к знанию.

Сотрудники ТулРИЦ стремятся к тому, чтобы сведения о Борисе Николаевиче, размещенные в Википедии, были проверенными, объективными и регулярно обновлялись.

 

Автор статьи – исследователь рериховского наследия, канд. филос. наук, имеет монографию и публикации по рериховской тематике, автор альбома «Н. К. Рерих» в серии «Великие художники», составитель диска «Н. К. Рерих» в серии «Мировое искусство в лицах», куратор Музея Б. Н. Абрамова в Венёве, член оргкомитета ежегодных Абрамовских чтений (г. Венёв).

 

 

Борис Николаевич Абрамов (2 августа 1897 года, Нижний Новгород, Российская империя — 5 сентября 1972 года, Венёв, СССР) — харбинский сотрудник и последователь Н.К. Рериха и Е.И. Рерих, автор дневниковых записей, опубликованных (с 1993 года) в серии книг под названием «Грани Агни Йоги», поэт и писатель.

 

                         Содержание

1.  Биография

1.1.  Годы обучения. 1910-е гг.

1.2.  Военная служба. 1916—1918 гг.

1.3.  Участие в Гражданской войне. 1918—1920 гг.

1.4.1.  Работа

1.4.2.  Семейное положение

1.4.3.  Духовные поиски

1.4.4Встреча с Н. К. Рерихом

1.4.5.  «Младшее содружество»

1.5.  Возвращение в Россию. Новосибирск — Москва

1.6.  Жизнь в Венёве. 1961—1972 гг.

1.4.  Годы эмиграции в Китае. Харбин. 1920—1950-е гг.

2.  Творчество

2.1.  Записи на духовно-философские темы

2.1.1.  Истоки и преемственность

2.1.2.  Основные идеи

2.2.  Судьба Записей. Начало изучения

2.3.  Литературное, музыкальное и живописное творчество

3.  Памятные места

3.1.  В Венёве Тульской области

3.2.  В Новосибирске

3.3.  В Новокузнецке

4.  Фильмография

5.  Библиография

5.1. Издания 1990-х гг. (Записи 1960—1972 гг.)

5.2.  Издания после 2000 г. (Записи 1951—1960-х гг.)

5.3.  Сборники, составленные на основе Записей Б. Н. Абрамова

5.4.  Издания художественных произведений и писем

5.5.  Акварели Б. Н. Абрамова

6.  Примечания

7.  Литература

8.  Ссылки

 

Многие философские идеи формулируются в «Гранях Агни Йоги» достаточно ёмко, выразительно и афористично. Приведём некоторые из таких поучительных мыслей, вполне отражающих общую позицию этого учения по отношению к обозначенным ниже темам.

 

  • Нравственное совершенствование.

«Преуспеяние заключается не в том, как складывается земная, внешняя, жизнь, а в том, как растут внутри качества духа и огни*, утверждаемые ими» (1958 г., 815**).

«Каждодневность – ковер достижений. Хотят мировых подвигов, но подвиг восхождения духа, совершаемый в жизни каждого дня, много труднее, потому приветствуем победителя жизни обычной, утвердившего в ней необычность». (20.11.1960 г.)   

«Тот побеждает всё, кто самого себя сумеет победить». (1953 г., 42).

«С тьмою борьба – только Светом, Свет укрепляя в себе». (1965 г., 474).

«Тайна победы не в том, чтобы сломить стену внешних воздействий, а в том, чтобы удержать незатемнённым сознание им вопреки и тем утвердить превосходство духа над ними». (1964 г., 192)

«Собой овладеть невозможно, если не контролируется мысль». (1959 г., 50).

«Кто не владеет собою и не может себя сдерживать, тем владеет кто угодно и что угодно, но только не он сам». (1957 г., 397).

«Если хотите расти, от препятствий не уклоняйтесь и все, что против идет, волею преодолевайте. Радость препятствиям указывает на высокую степень сознательности духа». (1964 г., 429).

 

  • Эволюция жизни как борьба с низшим и преодоление его.

«Улучшение, утончение и усовершенствование во всём – это и есть путь эволюции жизни и постоянная, непрерываемая замена старого новым…» (1959 г., 121).

«Всякая жизнь и всякое существование, в конце концов, есть процесс целого ряда усилий, борьбы и преодоления. Жизнь – это то, что преодолевает само себя. Без преодоления нет жизни». (1952 г., 461).   

«Нельзя забыть, что элемент преодоления остается неизбежным при всяких условиях и никогда не прекращается борьба между низшим и высшим, пока идёт развертывание спирали эволюции. Потому надо полюбить это состояние вечного борения духа и преодоления низшего высшим». (1953 г., 105).

«Несовершенства и слабости не препятствия, но камни, которые попирает нога идущего к вершинам». (1953 г., 129).

«Каждая трудность – возможность для возрастания духа. Каждое препятствие требует, чтобы духом подняться над ним и его перерасти, то есть стать сильнее его». (1963 г., 310).

«…По росту проблем и препятствий можно судить и о росте своем». (1952 г., 229).

«Один в поле воин – ведь это уже подвиг». (18.11.1960 г.)

«Рост духа идет лишь борьбою, и чем труднее она, тем лучше, тем быстрее растут его силы. Не бойтесь трудностей, но… и не отвращайтесь от них. В них заложены семена будущих возможностей». (1959 г., 52).

«Надо понять, что лишь единой силою духа идёт преодоление. Нужно понять, что силою духа растущей ведется борьба. Надо научиться приветствовать трудности. Трудности – это двигатели эволюции духа». (1953 г., 253).

 

  • Бесконечное познание.

«…Человек – это путник из бесконечного прошлого в бесконечное будущее, или процесс постоянного расширения и развертывания сознания. И тогда земное пребывание становится путём в Беспредельность. …Кто-то мечтает об эликсире жизни и бессмертии, но этот эликсир уже найден, и имя ему – Знание, ибо оно дает осознание жизни, которая не имеет ни конца, ни начала». (1953 г., 417).

«Одни полагают богатство свое в вещах, которыми владеют, другие – в благах земных, но мудрый полагает его в знании. Знание есть неотчуждаемая собственность человека и, притом, незримая. Знание необъятно и беспредельно». (1953 г., 460).

«Мы все ученики великой Матери-Природы. Но сознательное ученичество есть показатель зрелости сознания. Учиться и накоплять опыт есть цель жизни человека. Учиться всегда и везде, учиться без конца – таков правильный путь жизни». (1953 г., 622).

«Можно не знать, но отрицание недопустимо, ибо пресекает пути познавания мира. (1957 г., 603).

«Конечная цель всякой истинной религии, философии, науки и самой жизни – это дать человеку знания». (1953 г, 178).

«По каналу любви притекает знание». (1951 г., 334).

 

  • Творчество, любовь к труду и его направленность к общему благу.

«В труде заключается высшее благо жизни. …Труд – венец жизни. В труде познаются высшие ценности духа. В труде – оправдание жизни. …Культура труда – вот новая задача человечества. …Творческий труд – космическая задача человечества и цель его бытия. Творчество, творчество, творчество – великий удел человека». (1951 г., 49).

«Творчество духа – высшее счастье человека». (1951 г., 241).

«Нет следствия без причины, и нет трудов, не приносящих следствий. Утвержден труд. Трудитесь со знанием неизбежности результатов». (1953 г., 109).

«Величие человека измеряется степенью его отречения от себя. И все великие люди, чьи имена чтят народы, жили и работали не для себя, но для людей». (1954 г., 493).

«Бессмертен тот, кто живет не собою, но для других». (1961 г., 489).

 

  • Устремление к Высшему.

«В трудных условиях человек ищет отдушину, но лучше прорубить её вверх. Луч Света всегда над нами». (1953 г., 23).

«Неисповедимы пути Высшие, но любите, и Высшее будет открыто для вас». (1955 г., 554).

«Именно равновесие надо найти, или золотую середину, между земным и небесным, чтобы и земное не забывалось и высшее не потерпело ущерба». (1965 г., 302).

«Найти вечное во временном – значит найти тропу жизни». (1951 г., 337).

«Итак, путь только вверх. Но подъем всегда труден. …Трудности растут по мере роста духа, и рост трудностей есть не что иное, как показатель духовного роста человека». (1954 г., 492).

«Успех заключается не в том, чтобы не страдать, а в том, чтобы вопреки страданиям все же идти не колеблясь». (1967 г. 350).

 

  • Устремленность к будущему.

«Устремление родит возможности. Следовательно, ключ от дверей возможностей всегда в наших руках». (1953 г., 35).

«Построением будущего, утверждаемого в настоящем, побеждаем несовершенство жизни». (1954 г., 386).

«Настоящее – это только отрезок пути в Беспредельность. Бессмысленно оно, если лишено будущего. (1959 г., 52).

«Спокойно можно мыслить о будущем, ибо оно принадлежит нам. Будущее есть поле реализации желаний и устремлений настоящего. Потому рычаги будущего в наших руках. …Заботливо, осмотрительно сейте, помня о будущих всходах, неизбежных и неотвратимых, и благо вам, если семена ваших желаний и устремлений благие и созвучные эволюции». (1954 г., 655).

«Цель настоящего – будущее. Как бы ни было хорошо настоящее, будущее всегда его шире, и глубже, и значительнее. Только разлагающееся сознание не имеет будущего». (1953 г., 410).

«Без мешка за плечами далеко не уйти, но что в него положить? Только самое необходимое. И необходимое именно для пути восхождения. (1953 г., 24).

«…Цель, лежащую впереди, из вида не упускайте. И тогда путь восхождения становится путем непреложности». (1954 г., 377).

 

  • Устремленность к красоте. Искусство как способ познания.

«Путь к Свету есть путь к Красоте». (1951 г. 31).

«Так утвердим Красоту на Земле как отражение Высшего Мира». (1951 г. 31).

«Чем чернее тьма от Земли, тем ярче свет от Света. К нему и устремляйтесь...» (1956 г., 646).

«О познавательном значении искусства думают мало. А между тем искусство – это путь познавания тех явлений и областей жизни, которые познать другим путем невозможно. Поэт и художник как бы прозревают в сущность вещей и видят то, чего иначе увидеть нельзя. Можно задать себе вопрос: откуда композитор черпает свои мелодии? Из себя? Но их в нем нет, они приходят откуда-то. Откуда? С какими сферами связывается он, чтобы получить материал для своего творчества? Искусство есть прямой путь к осознанию Высших Миров». (1970 г., 423).

 

  • Сердце и разум. (Неразвитый, эгоистический разум обозначается в «Гранях Агни Йоги» как рассудок и мозг).

«Нехорошо, когда происходит борьба между рассудком и сердцем. Они должны действовать совместно и в полном согласии. Нехорошо, когда двигатель и колеса работают вразнобой. Не потому ли столько страдающих болезнями сердца, что находится оно в небрежении?» (1966 г., 452).

«Никто не скажет: бесстрашный мозг или мужественный мозг, это звучит нелепо. Но скажут: бесстрашное или мужественное сердце. Значит, поверх рассуждения чуют, что мужество, смелость, отвага, устремление – в сердце и что огнем вдохновения сердце горит, но не холодный рассудок. …Многое бессознательно понимают люди, только отчета себе не дают». (1966 г., 453).

«И судия – сердце, но сердце, очищенное в мере какой-то от тьмы. Мозг уже не поможет. Пути мозга столь же извилисты, как и его извилины. И потому путь мозга заменяется путем сердца, в котором может быть сор, но нет извилин… Потому перенесение сознания в сердце, это средоточие человеческого микрокосма, будет единственным решением жизни, ибо жизнь духа – в сердце». (1963 г., 295).

Действуйте сердцем. Его энергии: любовь, преданность, устремление и прочие качества духа. Действуйте этими энергиями сердца…» (1961 г., 30).

 

  • Новая наука.

«Наука давно уже углубилась в область невидимого глазу и расширила пределы материи и материальных явлений. Она пойдёт ещё дальше, ибо пути развития её бесконечны, и научно докажет экспериментальным путем существование более тонких видов материи и энергии... Будут сделаны снимки невидимых излучений магнита, металлов, растений, животных и человека. …Будет запечатлена на экране и мысль. В школах будущего будут учиться мыслить чётко и ясно, проверяя отчётливость и точность мысленных форм на особых экранах...     

…Наука пойдёт дальше и установит путем электронного фотоаппарата наличие и существование тонкого тела и возможность пребывания в нём человеческого сознания после оставления им своего тела физического как при жизни в нём, так и после так называемой смерти. Граница между видимым и невидимым миром, которая частично уже перейдена наукой, будет стёрта совсем. ...Сверхъестественного и потустороннего ничего нет. Есть изученное и постигнутое человеком и не изученное и ещё не постигнутое им. Всё можно доказать научно, если сознание расширено достаточно и готово. Ныне достижимо всё, ибо настал век великих достижений. Завеса космических тайн поднимается человеком. Её поднимает наука». (2.01.1960 г.).

 

  • Патриотизм. Сотрудничество между народами.

«Родина наша – оплот Нового Мира. Будущее ее лучезарно». (1970 г. 473).

«…Ведущая – Новая Страна [Россия] – впереди. За счастье почитайте назвать себя её сыном. Через неё идёт спасение миру. Жертвою великою, всему человечеству принесённою, заслужила она право на водительство планеты. Многие за нею идут, и пойдут все». (1955 г., 362).

«Спасительницей народов будет Новая Страна [Россия] … Несмотря на все её несовершенства, она приняла основы взаимоотношений между народами и ей даны будут самые широкие возможности повести человечество к сотрудничеству всех и во всём. …Мирное, кооперативное, невраждебное сосуществование утвердится на планете». (1970 г., 823).

«Звериная психология вчерашнего [дня] осуждена. Братство и сотрудничество между народами – основа Нового Мира». (1954 г., 660).

«Доброе единение ваше – дар ваш пространству и таран против тьмы». (1962 г., 79).

 


* Образное название проявлений тонко-энергетической природы человека.

**  Все цитаты в этой главе приводятся из книг «Граней Агни Йоги». После цитаты в скобках указан год и номер параграфа конкретной книги по последнему, наиболее полному её изданию.

 

Начало страницы