Энтузиазм

…Наше дело нуждается в …энтузиастах,

посредниках, даже, пожалуй, в мучениках.

Но оно не может требовать от любого

человека сделаться таковым.

Письма Мастеров Мудрости, Письмо 7.

 

…Особенно Приветствуем энтузиазм

как возжигателя огней духа.

Грани Агни Йоги, 1955 г., 477.

 

Все придет, родные мои, лишь бы не

утратить огонек энтузиазма, лишь на

энтузиазме можно строить.

Письмо Е.И. Рерих от 24.04.1935 г.

 

Энтузиазм есть факел, зажигающий

все вокруг себя. Качество неоценимое!

Письмо Е.И. Рерих от 24.02.1930 г.

 

Энтузиазм – духовно-нравственное качество человека, означающее напряженное, планомерное (утвержденное в ритме) горение и восторг духа, самозабвенную отзывчивость, горячее сердечное устремление, готовность к самоотверженному труду и преодолению препятствий ради его воплощения.

Энтузиазм ярко свидетельствует о наличии в человеке чувств любви, глубочайшего доверия, преданности избранным духовным Обликам, целям и идеям. Любовь – главнейший источник сил и жизнестойкости на трудном пути земного подвига энтузиаста.

Энтузиазм живет радостью созидания, искренним стремлением к действенной помощи людям. Строительное начало этого качества, которое «одно движет всеми громадами», неоднократно подчеркивала Е.И. Рерих: «Все придет, родные мои, лишь бы не утратить огонек энтузиазма, лишь на энтузиазме можно строить. Все тянется к этому огню…» «Когда в сердце живет энтузиазм, то все препятствия преодолеваются. Огонь энтузиазма творит чудоподобно».

Энтузиазм – это проявляющийся в нас огонь духа, высшего начала микрокосма. Не придумают люди иного вечного двигателя, чем собственное сердце – средоточие духа, живая пульсация которого присутствует во всех оболочках человека, во всех мирах его существования. В Учении Живой Этики это качество ценится как «возжигатель огней духа». Е.И. Рерих отмечала: «Без энтузиазма ничего не сложить! Где энтузиазм, там огонь духа».

Творческий труд, насыщенный энтузиазмом, приобретает особую напряженность, направлен на постоянное совершенствование, самоотдачу. Энтузиазм, как крылья, переносит труженика через пропасти серой каждодневности, усталости, скуки, отчаяния, безысходности. К сожалению, лишь очень немногие люди имеют достаточно мужества и самоотверженности, чтобы держать факел энтузиазма в постоянном, пламенном горении, несмотря ни на какие волны (подъёмы и спады) настроения, состояния и жизненных обстоятельств. Не случайно в истории человечества не толпы, а одинокие, но мощные личности вождей, героев, духовных подвижников и культурных деятелей были истинными двигателями важнейших событий и эпохальных перемен. В связи с этим Елена Ивановна писала: «Во всех исторических битвах выдерживал лишь тот, в ком было больше твердости и энтузиазма. В истории видим, что ни деньги, ни численность не давали перевеса, но лишь мощь духа слагала достижения».

В Учении Живой Этики подчеркивается еще один важный аспект энтузиазма как психо-энергетического напряжения, проявляющегося в светоносности человеческого микрокосма. Вспомним термин пассионарий Л.Н. Гумилева, очень близкий в этом смысле к понятию герой Учения. «Что же представляют собою герои и мученики? В смысле энергетическом они составляют как бы живые вулканы, извергающие напряженные энергии. Действительно, такие напряжения необходимы для эволюции. Таким образом, мы снова приходим к сочетанию этики с биологией. Учение новой жизни показывает, что энтузиазм и есть благословенное напряжение. Люди не могут быть без этих ведущих вспышек. Если в Космосе взрывы будут созидательными импульсами, то и взрывы человеческие также нужны для эволюции»1. Героизм понимается в Учении как «выражение самопожертвования и пламенного энтузиазма»2.

В повседневной жизни человек, увлеченный творческими идеями и деятельностью, созидательно направленной, также усиливает свой психо-энергетический потенциал, пусть и меньшей степени; но при постоянстве и устремленности малый огонь способен стать пламенем, преображающим всё окружающее. Живая Этика утверждает, что тонким зрением можно увидеть вокруг такого человека светоносные эманации, несущие миру и людям новую гармонию, духовное оздоровление и продвижение по ступеням эволюции. Так, в Учении труд предстает путем духовного очищения и просвещения человека, его жизненным подвигом, совершенствующим и возвышающим его сознание. «Приветствуем напряжение, порождающее свет. Постоянная напряженная ритмическая работа порождает явление постоянной светимости. Потому Приветствуем тружеников-энтузиастов». «Поддерживаем энтузиазм и горение сердца везде, где допускает сознание… Все, кто двигают эволюцию, – с Нами. Доступ к Свету-Огню им всем открыт, хотя и неосознанный, ибо Новый Мир стремится к ним. И уже не власяницы, вериги и прочие пережитки прошлого, но огненный труд напряженный во имя сияющего Будущего становится путем восхождения духа к Вершинам. Путь огненного труда есть путь Огненной Йоги»3.

 

 

Близкие понятия: воодушевление, вдохновенность, радость, любовь, устремленность, героизм, утонченность. торжественность, возвышенность, соизмеримость, чистота, сосредоточенность, сила духовной воли, крепость духа.

 

Противоположные понятия: уныние, отчаяние, пессимизм, цинизм, пассивность, равнодушие, неприязнь, самоунижение, фанатизм, азартность, горячность, экзальтированность, слащавость.

 

 

Роль энтузиазма как творящего огня духа

Энтузиазм как огненная сила. Необходимость энтузиазма

Энтузиазм творческого труда. Труженики-энтузиасты

Энтузиазм как основа героизма

Беречь и ценить энтузиазм людей (ближних)

Энтузиазм как связующая нить с Высшими Силами

Энтузиазм как критерий распознавания человека

      

 

Роль энтузиазма как творящего огня духа

 

ПЕИР 3.06.1931. …Помните, что лишь энтузиазм, вера в правоту и огонь устремления зажигают или покоряют дух людей, с которыми Вы соприкасаетесь. Зажгите в себе этот творящий огонь!

 

ПЕИР 18.10.1936. Во всех исторических битвах выдерживал лишь тот, в ком было больше твердости и энтузиазма. В истории видим, что ни деньги, ни численность не давали перевеса, но лишь мощь духа слагала достижения. Можно привести много примеров, где не количество денег, но именно сила мысли и действий создавали великие последствия.

 

ПЕИР 4.01.1937. Уверена, что Вы знаете, как сохранить единение – не внешнее, но именно внутреннее, сердечное. Единение и энтузиазм молодых сердец могут творить чудеса.

 

ПЕИР 24.02.1930. …Энтузиазм, который она носит в сердце, будит людей и дает им возможность проявить их лучшие побуждения. (…) Энтузиазм есть факел, зажигающий все вокруг себя. Качество неоценимое!

 

ПЕИР 28.09.1932. Необходимо работать над объединением сознания. Ибо только насильственное толкание не даст нужных результатов. Великая несокрушимая сила заключается в объединении сознаний. И сколько неудач несет в себе сознание, сомневающееся в успехе! Во всей истории энтузиазм небольшой кучки людей творил невозможное, одерживал верх над полчищами. Так и будем продвигаться, зажигая сознания ближайших к нам.

 

ПЕИР 1.06.1933. …Теперь приведу несколько более близких Вам примеров принятых советов. Так, при Вашингтоне состоял таинственный Профессор, советами которого он пользовался, отсюда весь его успех. Также при объявлении свободы Америки, при отделении ее от Англии, засвидетельствован факт, что во время этого исторического собрания в момент колебания, нерешительности среди присутствовавших появился высокий незнакомец, который произнес зажигательную речь, закончив возгласом: «Америка да будет свободна!», после чего он в изнеможении упал в кресло. Но энтузиазм собрания был поднят, и свобода Америки подписана. Когда же присутствующие обернулись, чтобы приветствовать помогшего им принять это великое решение, незнакомца нельзя было найти, он исчез.

 

ПЕИР 17.11.1934. Намеченная Вами программа крайне интересна и полна, потому я не сомневаюсь в успехе. Когда в сердце живет энтузиазм, то все препятствия преодолеваются. Огонь энтузиазма творит чудоподобно. А разве трудно воспламениться им, являя глубины и красоты русского гения?

 

ПЕИР к Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 22.12.1934. …Сегодня получили на твое имя еще одно прекрасное письмо из Польши от одного инженера-поляка, радиотехника, профессора философии и истории и физики. Он основал Общество, программой которого явились лозунги, выраженные в книгах и твоих (Н.К. – сост.) «полных энтузиазма трудах». «Держава Света» и «Твердыня Пламенная» и прочие стали его настольными книгами.

 

ПЕИР 16.04.1935. Родные мои, вчера, в Великий День подписания Пакта и поднятия Знамени, мы все чувствовали все величие одержанной Победы. Сердца наши устремились в великой признательности к Тому, Кто все нам дал и ведет таким высоким путем. Сколько уже чудес проявлено, сколько побед одержано! И сердце так горит верою в сужденное светлое будущее. В час великих напряжений теснее сплотимся сознанием и проявим все великодушие, все дружелюбие, ибо лишь этот мост соединяет самые, казалось бы, непроходимые пропасти. Хорошо припомнить, какие опасности мы миновали именно проявлением энтузиазма и дружелюбия.

 

ПЕИР 24.04.1935. Все придет, родные мои, лишь бы не утратить огонек энтузиазма, лишь на энтузиазме можно строить. Все тянется к этому огню, потому не будем удушать его страхами, и прежде всего в своей среде.

 

ПЕИР 11.01.1937. Будет особенно интересно услышать про первые шаги и развитие «Арсуны», а также узнать, какие новые друзья подходят. Надеемся, что среди них будут и молодые, чьи сердца загорелись духом энтузиазма и служения.

 

ПЕИР 25.01.1937. Почему бы и милым братьям Фосдик не начать собирать вокруг себя молодых ищущих душ. У нас много примеров сейчас, когда сравнительно робкие люди начинали с одним слушателем, а не прошло и года, как у них уже больше десятка. Подкрепляя друг друга, они взаимно возжигают свои огни энтузиазма и вдохновения. Чистая радость вошла в жизнь многих отягощенных сердец. Появилось понимание смысла жизни, а с этим пришли и надежда и возможность нового строительства жизни. Родные мои, больше читайте Учение и найдите радость претворения его в жизни каждого дня, и все встанет на место, и новые дали откроются при свете огня сердца. Не забывайте ни на минуту, что мы живем в совершенно исключительное время. События поспешают. Новые встанут и будут строить жизнь по-новому. Так, «сердцем читайте Учение. Единение нужно и там, где Учение читается. Одно чтение не есть Щит, должна быть особая радость претворения прочитанного. Каждый человек в течение дня может претворить что-либо из Учения – тогда придет радость Единения!!» /Братство, 222 (опубликовано в другой редакции – сост.)/.

 

ПЕИР 23.08.1937. Как прекрасно, что Э.Р. (супруга Р.Я. Рудзитиса – сост.), как Вы пишете, с самых юных лет носила в сердце столько энтузиазма и сейчас постоянно поощряет Вас к углублению и расширению культурности, призывая в то же время не отвлекаться от жизни.

Общность интересов и сердечная поддержка в минуту тяготы от близкого есть самый целительный бальзам.

 

ПЕИР 20.10.1937. Пусть энтузиазм не оставляет ее (сотрудницу в Америке – сост.), ибо лишь на энтузиазме можно строить. Постепенно, набираясь опыта, она сможет выстроить действительно полезное и прекрасное дело.

 

ПЕИР 19.03.1938. Прошу Зиночку перевести эту страничку всем сотрудникам. Пусть сердца их загорятся энтузиазмом служения Благу и новым огнем сотрудничества и доверия к Учителю.

 

ПЕИР 9.08.1938. …Шлю Вам сердечный привет и радуюсь Вашему мужеству и твердому решению идти вперед к знанию и Свету. Храните и Ваш творческий энтузиазм во всем.

 

ПЕИР к жене С.Н. Рериха [1945]. Я всегда восхищалась Вашими прекрасными эпическими образами индийской жены и матери, и я счастлива, что мой сын нашел любящее сердце и настоящую спутницу в моей любимой Индии. Любовь моего сына, энтузиазм, с которым он говорит о Вас, его восхищение Вашей нравственной силой, мужеством и достижениями радуют мое сердце. Любите его, доверяйте ему...

 

ПЕИР 14.01.1946. Относительно приглашения старых членов в Комитет Знамени Мира, я не очень стою за это. Предпочитала бы видеть новых и молодых. Нужен энтузиазм, который отсутствует у людей пожилых.

 

ПЕИР16.10.1951. Очень радуюсь движению в Академии. Надеюсь, что подойдут новые люди, люди, имеющие искру энтузиазма. Без энтузиазма ничего не сложить! Где энтузиазм, там огонь духа.

 

ПЕИР1.01.1952. Тяжко видеть, насколько люди, даже лучшие, не имеют мужества хранить в сердце священный Огонь энтузиазма, когда они прикасаются к строительству светлому и бескорыстному, когда они могут помочь себе и другим в расширении сознания и утончении своего внутреннего настоящего облика!

     

 

Энтузиазм как огненная сила. Необходимость энтузиазма

 

Мир Огненный, ч. 2, Предисловие. Не может быть, чтобы какая-то стихия не выдвигалась в Учениях. Так и Огонь упоминался тысячи раз, но теперь упоминание об Огне не повторение, ибо это уже предостережение о событиях планетной судьбы. Не скажет кто-то, что в сердце своем он уже готовился к Огненному Крещению, хотя самые древние Учения предупреждали о неминуемой Эпохе Огня.

 

Мир Огненный, ч. 2, 22. Радж-Агни – так называли тот Огонь, который вы зовете энтузиазмом. Действительно, это прекрасный и мощный Огонь, который очищает все окружающее пространство. Мысль созидающая питается этим Огнем. Мысль великодушия растет в серебряном свете Огня Радж-Агни. Помощь ближнему истекает из того же источника. Нет предела, нет ограничения крыльям, сияющим Радж-Агни. Не думайте, что Огонь этот загорится в мерзком сердце. Нужно воспитывать в себе умение вызывать источник такого восторга. Сперва нужно уготовить в себе уверенность, что приносите сердце ваше на Великое Служение. Потом следует помыслить, что слава дел не ваша, но Иерархии Света. Затем можно восхититься беспредельностью Иерархии и укрепиться подвигом, нужным всем мирам. Так не для себя, но в Великом Служении зажигается Радж-Агни. Поймите, что Мир Огненный не может стоять без этого Огня.

 

ПЕИР 5.09.1945. Теперь о труднопереводимых выражениях в «Мире Огненном». … Параграф 236 – «Утвердим преисполнение духа». Не перевести ли просто – энтузиазм. В каждом языке имеются непереводимые выражения, и такие особенности языка уявляют и особый характер, психологию народа. «Преисполнение» понять можно как преизбыток духовной силы. В тауматургии* употребляется в этом смысле слово «оверуэльминг»**, но, пожалуй, «энтузиазм» будет проще. Как думаете? Энтузиазм есть подъем духа и близок преисполнению.

* чудотворство, магия

** непомерный, чрезвычайный

 

Мир Огненный, ч. 2, 236. Утвердим преисполнение духа. Преисполниться духом – значит поставить себя в непосредственное общение с Иерархией.Всевозможные магические приемы, даже само умное делание будут попытками к Высшему Общению. Но новое приближение к Высшему устремляет к образам подвижническим, которые поверх всего подходили к непосредственному сердечному Общению. Видим пророков, подвижников, которые не впадали в исступление, но каждое их слово было словом Завета.

Если спросите Меня, какие приемы приличествуют нашему времени, скажу – нужно готовиться к непосредственному Общению. Всякие условные меры уже посредственны в себе. Во дни, когда огненные энергии напряжены, именно этот Огонь поможет сердцу понять Веление Высшее. Такое Веление выражается среди всей жизни. Тогда Мы говорим – слушайте и слушайтесь!

Каждая эпоха имеет свои выражения. Не следует держаться старых приемов, где возможно приложить новое понимание. Даже в старых Заветах видим пророков, которые были всегда преисполнены Духа. И много позднее изучались формулы, числа и ритмы. Но иные считали, что такие методы близятся к вызываниям и тем умаляют Высшее Начало. Особенно сейчас, при эпидемии одержания, люди должны искать сердечного Общения.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 20. Говорим о пространственном огне. Величием своего спокойствия коснемся величия спокойствия Владыки. Огненное спокойствие – так назовем его. Только им можно коснуться огня пространства. Иначе сожжет: не выдержит мятущаяся плоть величия огненного. Оно над Землей, поверх земного. Но плоть может сочетаться с ним, но очищенная. Все существующее, даже камень, имеет вокруг себя сферу. Ею идет соприкосновение. И камни бывают разные. Священными камнями называются камни, окруженные сферой огня. Алмаз отражает свет. Священный Камень изнутри излучает его. И этот свет есть огонь пространства. Человек притягивает огонь из пространства своей аурой, то есть сферой окружения. Подобное притягивает подобное: свет – свет, огонь – огонь. Огни сердца являются этим магнитом. Потому Ценим энтузиазм.

 

Гр.А.Й. 1961 г. 431. Мощь обретешь ты верою. Вера есть знание духа того, что несомненно и что непреложно должно быть утверждено. Это есть осознание будущего, того, чему быть надлежит. Сила духа уявляется в вере и чувствознании. Тот, кто верит в силы свои, достигает. Тот, кто верит в силу Владыки, достигает вдвойне и втройне. Тот, кто верит в победу, уже ее одержал. Вера есть огонь духа, приведенный в действие. Можно даже сказать, что творит и достигает именно огненность веры. И энтузиазм тоже зажигается верой. Вера – это великое огненное чувство, объединенное вместе со знанием. Слово «верознание» хорошо выражает эту идею. Веру можно в себе утверждать, тем повышая ее огненный потенциал и его напряжение. Важно усилить огни, прежде чем действовать ими.

 

ПЕИР 14.09.1936. Для лечения психической энергией нужны прежде всего высокая духовная чистота и энтузиазм или огненное сердечное устремление помочь ближнему. При наличии сердечного огня можно надеяться, что поток нашей энергии будет усилен и Свыше. Для каждого такого излечения нужно и доверие со стороны самого болящего, ибо при всяком феномене необходимо гармоническое взаимодействие. Конечно, полезен и доступ праны, и прикасание к больному через возложение рук, передающих целительный ток. Но все эти указания и еще другие подробности имеются в книгах Живой Этики.

 

ПЕИР 24-25.09.1936. Если всякие темные нинкомпупы так деятельны, то ведь для друзей представляется еще гораздо более широкое поле для действия во имя истины и культуры. Друзья понимают, что, действуя за культуру, за истину, они находятся в защищенном положении. А сейчас именно в эти дни безмерно нужен доспех светлого энтузиазма.

 

ПЕИР 10.02.1949. …Наши русские всегда все умаляют, не умеют показать товар лицом, в чем так преуспевают европейцы и американцы. Умаление всегда вреднее некоторого допущенного энтузиазма.

     

 

Энтузиазм творческого труда. Труженники-энтузиасты

 

ПЕИР 24.04.1950. Но как нужны истинно интеллигентные, культурные работники! Поверхностная интеллигентность, которая прикрывает недостаток культуры, страшно вредит всем начинаниям, внося разложение вместо строительства. У всех на устах готовые формулы, но на этом все успокаиваются, и всё бездействует. Настоящая культура и интеллигентность действует, слагает, но не вздыхает, не лепечет заученные речи! Речи, лишенные огня энтузиазма, который один движет всеми громадами.

 

ПЕИР 8.02.1949. Юрий полон энтузиазма от возможности усовершенствовать свое знание языка и получить книги, которые он не мог достать в Кулу. Наши друзья оттуда и из Калькутты уже радуются перспективе заполучить его.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 113. Сын Мой, научись работать огненно. Полюби самый процесс огненного работотворчества. Состояние напряжения огней растит огненные крылья. Обывательское отношение к труду надо оставить. Надо изъять из работы эмоциональный элемент. Астральные эмоции не нужны. Бесполезная и никчемная трата энергии просто исключается. Торжественный и мужественный труд во Имя Владыки и для Владыки. Когда напряженным светом ауры зажигаются в сердцах огни и пространство озаряется светом, есть правильное понимание миссии своей в каждодневности. Труд светоносный и труд отягченный и омраченный, труд, крылья или цепи творящий, труд, огненно устремляющий, – так поймем виды и формы труда. Ощущение радостного подъема от, казалось бы, скучного, но напряженного труда было совершенно правильным. Ступень достижения очувствована и оценена верно. Любым трудом можно себя или поднимать, или убивать. Поймем тайну окрыленной работы. В ней скрыты огненные возможности. И когда объектом работы являются сердца, зажигающиеся энтузиазмом творчества, – благороден труд. Не в заоблачных высях, но именно на Земле и в тесных условиях зажигается священный пламень центров. Так поймем и полюбим труд огненный как путь огненного напряжения. Качество труда есть его огненная напряженность, в каких бы сферах и на каких бы планах бытия он ни уявлялся.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 219. Скука – разрушитель психической энергии. Скучнейшая работа, выполняемая с интересом и напряжением, плодоносна. Цель человека – достичь состояния светоносности. Это состояние легче всего достигается напряженной работой. И тогда человек, носитель света, выполняет своё космическое назначение. Приветствуем напряжение, порождающее свет. Постоянная напряженная ритмическая работа порождает явление постоянной светимости. Потому Приветствуем тружеников-энтузиастов. Значение труда как накопителя психической энергии надо понять. Аура приучается вибрировать на ключе определенного напряжения. Огненный аппарат человека – в действии. Можно наблюдать, как пульсирует огненная энергия в сфере микрокосмической, посылая токи светящейся энергии в нужном направлении. Сфера микрокосма начинает светиться, переливаясь огнями. Потому благостен труд напряженный, ибо светоносен. Человек должен научиться излучать свет из сущности своей. И путь труда есть кратчайший. Любим рабочее состояние организма напряженного. Расслабленность инертности бездеятельной не даёт огней и потому вредоносна. Труд светоносный, свет порождающий и свет несущий, Утверждаем.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 204. …Когда не нужно ничего для себя даже от будущего, не может быть ни огорчений, ни разочарований, ибо строительство требует все силы свои вложить в дело служения человечеству. И когда вложены силы и строение Нового Мира растет, радость созидания не покидает строителя. Зовем это чувство энтузиазмом. Хорошее, спасительное, огненное чувство. И тех, кто следует за Нами, Зовем приобщиться к делу строительства всепланетного. Каждый вносит свой пай в размере и по характеру своих способностей.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 205. Значение огней универсально, ибо проходит через все миры, восходя вплоть до Огненного Мира. Потому Мы Любим видеть напряжение огней духа спокойное, но мощное, ибо в них залог бессмертия утверждается уже на Земле, в оболочке плотной и грубой, чтобы свободно засиять, когда она, наконец, сбрасывается. Смерть – освобождение, но лишь тогда, когда зажжены огни духа при жизни земной. Потому желайте напряжения, приветствуйте напряжение огней духа как средство, как метод, как путь восхождения. Напряженная работа вызывает самосвечение организма и возжигает центры. Полюбите моменты напряжения огненного – это вернейший путь к бессмертию. В огнях духа возносимся в сферы устремления и огнями поддерживаем жизнь света в себе. Да! Да! Да! Грядущая Эпоха Огня огнями и утверждается. Учитесь хранить спокойствие, когда в покое, но мощно и спокойно напрягать огни, когда в действии. Но люди волнуются и растрачивают свои огни, свою психическую энергию по пустякам, когда от них не требуется активности, и, наоборот, уявляют вялость, инертность и леность в работе, когда именно надо напрячь огни духа. Работа светоносная, как бы обычна она ни была, есть победа духа над условиями плотного мира. Потому яро Приветствуем энтузиазм в светоносном творческом труде на созидание Нового Мира. Их, свет в себе родящих, Зовем истинными тружениками. И для таких трудящихся двери Нового Мира открыты. Всегда, при любых условиях, напряжение труда в огнях духа можно явить. Этими огнями очищается пространство и аура планеты от мутных и тусклых огней разложения. Доктрина напряжения являет собою прямой путь к открытию центров и приводит человечество к новой, обещанной ступени эволюции. Через труд напряженный к огненному совершенствованию духа – таков Наш Завет.

 

Гр.А.Й., 1955 г. 270. Энтузиазм приветствуется, ибо он продвигает сознание и выводит его из состояния застоя. Приветствуется все, что приводит человека в состояние напряженности центров. По этой же причине Учитель требует вложить во все лучшее качество исполнения. Только при этом условии могут быть напряжены центры. Делайте все, заострив внимание, и старайтесь выполнить лучше.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 477. Так мало светлых аур, радость людям несущих. Работа над собою в этом направлении есть подвиг, ибо буквально вносится свет в сумерки жизни, во тьму беспросветного обывательского прозябания. Тусклы ауры человеческие. Потому Приветствуем труд-очиститель, напряжение которого заставляет осветляться сумеречные ауры. Напряженная работа, которая захватывает человека, вызывает огни центров, и аура начинает светиться. Через труд напряженный проникает свет. Хороших тружеников Ценим. Они вносят долю свою в строительство Нового Мира, особенно Приветствуем энтузиазм как возжигателя огней духа. Вялую инертность безнадежности, уныния и отчаяния Считаем преступлением против окружающих. Таких строителей следует изолировать и ссылать в места ненаселенные. Много бед и несчастий приносят эти омрачители сущего. Это магниты, притягивающие волны разрушительных энергий, и флюгеры разложения, это убийцы духа и тела своего и тех, кто имеет несчастье с ними соприкасаться. Беда в том, что они заражают пространство и зараза разносится далеко. Здоровье духа есть нечто, на что обязано обратить внимание государство. Разве можно таких людей допускать к детям или на общественные должности? Велик от них вред. Стремясь к овладению собою, не личное дело творим, но общечеловеческое и пространственно нужное и неотложное. Утверждая в себе Свет, трудимся во имя Общего Блага.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 30. Друг Мой, истинное действие уявляется огнями, и такое действие называется огненным. Обычно люди спят в своих действиях, и потому они часто неэффективны. Явить действие должного напряжения может не каждый, но лишь тот, кто владеет огнями. Действия сопровождаются светом. Потому Приветствуем радостный, светлый, напряженный труд. Печально зрелище труда унылого, безрадостного и отемненного. Не свет, но тьму и темные эманации распространяет вокруг себя такой работник, отравляя окружающее пространство. Дисциплина светоносного труда – очередная задача человечества. Слишком много тьмы порождалось трудом подневольным, и слишком много зла влекло за собой это ненормальное положение. Принявший Учение должен постичь тайну труда осветленного и через труд вносить Свет в дымную и серую атмосферу Земли. Надо научиться трудиться радостно, какую бы работу ни приходилось исполнять. Ведь дело не в самой работе, видимые плоды которой сметет рука времени, но в самом процессе напряжения, усиления и накопления внутренних огней. Через труд огни возжигаются правильно, бодрое состояние трудящегося играет при этом решающую роль. Быть радостным – задача трудная для осуществления, быть радостным от ощущения огней, возжженных в труде и победно горящих в процессе работы. Это ощущение горящих огней уже само по себе приносит чувство радости и удовлетворения. Труд буквально возвышает человека, ибо в огнях организм становится легче и поднимается над окружающей сферой. В труде возносимся. Человек, окрыленный напряженным и вдохновенным трудом, преображается. Этим ценен энтузиазм. Служение Свету происходит в труде, и когда оно сознательно, много пользы приносится миру. Человек, свет в мир вносящий, истинно, является благодетелем человечества.

 

Гр.А.Й. 1963 г. 92. Сокровище энергии накапливается во времени, и лучший метод накапливания – труд. Но труд по своему качеству может быть весьма различен. Труд может быть совершенным, то есть светоносным, и несовершенным, то есть отемненным. Труд радостный светоносен. Унылый и подневольный, труд рабский, лишенный энтузиазма, убийственен для духа. Творческий труд эволюционен. Можно написать целую книгу о труде. Можно указать, что труд в смысле и значении духовного развития полезнее всех и всяких упражнений. Труд дан человеку для того, чтобы мог он творить и выражать в нем энергии своего духа.

 

Гр.А.Й. 1964 г. 7. Друг Мой, накопления психической энергии нужны человеку и для Тонкого Мира: без нее невозможны никакие проявления. Накапливать ее запас можно сознательно и планомерно. Каждое действие человека ее аккумулирует или расточает. Всякая работа есть трата энергии. Но труд отемненный, подневольный, унылый, неприятный, ненавидимый будет тушителем огня и расточителем психической энергии, в то время как труд вдохновенный, радостный, труд напряженный будет накопителем огненной силы. Такой светоносный труд аккумулирует психическую энергию лучше всяких оккультных упражнений. Об огненном значении труда Сказано еще мало. Без напряженного труда невозможна Огненная Йога. Ритм напряжения сосредоточивает энергию. Труд аритмичный не является накопителем. Если сравнить ауры двух работников, одного, работающего в напряженном ритме, захваченного и увлеченного своею работою, другого, делающего свое дело с неохотою и спустя рукава, то можно поразиться свечением ауры первого и отемненностью тусклых и серых тонов второго. Труд следует понимать широко. Надо написать книгу о значении явления труда для психо-физической эволюции человека. Не зажгутся огненные центры без труда напряженного. Такой труд будет подготовлением и для Надземного пребывания. Ленивцы и тунеядцы готовят для себя печальное будущее. Энтузиазм труда надо поддерживать всеми мерами. Слишком уж велико его оккультное значение. И в Тонком и земном мирах люди разделяются на добрых тружеников и дезертиров труда. Трудиться можно везде, на всех планах. Безделие осуждено безусловно.

     

 

Энтузиазм как основа героизма

 

Знаки Агни Йоги, 290. Разве герои древности похожи на героев современности? Разве герои древности нуждались в запасе неистощимого энтузиазма? Их подвиги были кратки, и один взрыв огня мог напитать их энергию. Теперь же длительность подвига и совершенная истощенность сил земной атмосферы требуют непомерного напряжения энергии. Самый тяжкий удар, самый грозный призыв вспыхивают от одного взрыва, но длительность и повторность нуждаются в целом ряде токов.

Значение современного героя поддерживается сознанием, что ему неоткуда ждать сотрудничества. Когда он говорит: «Не могу покинуть поле битвы», он впитывает новые силы. Мы готовы дать поток, возобновляющий силы, соответственно твердости решения не покидать битву, но знаем, как трудно нести свет во тьме, ибо этот свет видим другим, но не несущему. Кроме того, спящие не выносят света.

Вообще, наблюдайте, кто не нуждается во тьме для сна, – огонь их духа уничтожает тьму. По отдельным привычкам узнаем пригодных бойцов. Когда же их зрение блуждает по тьме, содрогаясь от беспросветности, Мы говорим: «Вас слушает пространство». Сеятель не считает брошенных зерен, ибо он сеятель, но не жнец. Кто же идет более радостно на работу? Сеятель, но не согбенный жнец. Правою рукою широко раскидывает зерна сеятель, ветер уносит многие зерна, но поет сеятель, ибо для него не пусто поле, он уйдет, насытив пашню. Ему безразлично, какой жнец опустошит его посев и кто сумеет собрать новые зерна.

Посев поручается более доверенному работнику. Длинно поле, но опытная рука не устанет. Нам сказано: «Творите героев».

 

Надземное, 272. Урусвати знает, что герои и мученики слагают народы. Что же в этом нового, когда Пифагор и гораздо раньше него уже знали такую истину? Но все истины должны быть пересмотрены перед ликом науки – так говорят ученые, и они правы.

Что же представляют собою герои и мученики? В смысле энергетическом они составляют как бы живые вулканы, извергающие напряженные энергии. Действительно, такие напряжения необходимы для эволюции. Таким образом, мы снова приходим к сочетанию этики с биологией. Учение новой жизни показывает, что энтузиазм и есть благословенное напряжение. Люди не могут быть без этих ведущих вспышек. Если в Космосе взрывы будут созидательными импульсами, то и взрывы человеческие также нужны для эволюции.

 

Надземное, 735. Урусвати знает, что героизм есть выражение самопожертвования и пламенного энтузиазма. Во время совершения героического подвига, человек повышает вибрации, он даже освобождается от физических ощущений и наполняется огненным прозрением.

Невежда может сказать – к чему говорить о героизме при беседах о Надземном? Невежда не понимает, что устремление к Надземному уже есть героизм. Он не знает, что каждая мысль о Надземном уже повышает вибрации и наполняет сознание пламенным подвигом.

Если мысль слаба, то и следствие ее будет ничтожно, но четкая, ярая мысль создает и мощное следствие. Много нужно твердить о том, что мысль о Надземном дает целительные вибрации. Много нужно повторять о значении возвышенного мышления. Но скоро врачи будут советовать при психических неравновесиях приобщиться к мысли о Надземном. Пусть первые попытки будут примитивны; пусть люди не вполне восчувствуют важность таких общений, но даже малейшая частица панацеи уже даст полезные следствия. Помыслы о Надземном есть панацея.

Не преувеличение, что люди носят в себе талисман, но нужно прежде всего почуять восхищение, сопряженное с мыслью о Надземном. Человек без посоха бредет, спотыкаясь, но Сверху может быть подан прочный посох, только принять и бодро продолжить восхождение.

Мыслитель просил учеников полюбить восхождение на горы; оно помогает взглянуть на небо.

 

ПЕИР 8.05.1935. Прекрасны Ваше стремление к Духовной Общине, Ваша любовь к действию, потому и питайте в себе именно это устремление. Возведите его в подвиг Вашей жизни и, выписав из Учения все места, где говорится о подвиге, следуйте им. Именно сейчас пришло время всем говорить о подвиге в жизни каждого дня. Все знания наши без понимания подвига в жизни – ничто! Высшее знание открывается лишь устремленному к жизненному подвигу. Никакие отказы от жизни, никакие погружения в изучение оккультных наук не дадут высшего озарения, нисходящего лишь к тому, кто сердце и душу свою отдал на служение Миру. Потому пусть Ваш мантрам будет: «Подвиг в действенном Служении Миру».

Также и своим ученикам твердите о подвиге. В наше грозное время нужны подвижники, нужны энтузиасты, нужны герои!

 

 

Космогоническая сказка

(из книги Е.И. Рерих «Криптограммы Востока»; Община, 137)

 

Космогоническая индусская сказка сообщает: «Жило ужасное чудовище, пожиравшее людей. Однажды чудовище преследовало намеченную жертву. Человек, спасаясь, нырнул в озеро. Чудовище прыгнуло за ним. Ища спасения, пловец скакнул на спину чудовища и крепко схватился за торчащий гребень. Чудовище не могло опрокинуться на спину, ибо брюхо его не было защищено. Оно устремилось бешеным бегом, ожидая, когда человек изнурится. Но человек думал, что он своим отчаянным положением спасает человечество. И в этой мировой мечте силы его напряглись без устали. Чудовище между тем так ускорило бег, что искры летели огненным хвостом. И в пламени чудовище стало подыматься над землею. Мировая мысль человека подняла даже врага.

Когда люди видят комету, они благодарят отважного, устремленного вечно. Мысли людские мчатся и дают новые силы всаднику чудовища. Белые, желтые, красные и черные люди устремляют мысли к тому, что давно стал огненным».

Устремите себя на руководящую мысль о помощи человечеству. Думайте ясно, что вы делаете не личное, не групповое, но абсолютно полезное дело. Делаемое вами без времени, без ограничения пространства является трудом на соединение миров. Храните руководящую огненную мысль.

…Именно среди ежедневности можно растить пламенную мысль. Как металл куется обычным молотом и как зерно, полное величия субстанции жизни, собирается обычным серпом, так среди обычных дел усмотрите нить величия! 

 

* * *

 

ПЕИР 14.05.1945. Вас радует мой русский энтузиазм и моя вера в русский народ. Но как им не быть, когда я знаю потенциал русской души и чую великую, сужденную ему судьбу. Я знаю, что в дружбе с Россией и другие народы обретут мир и благоденствие. Вы спросите: с какой Россией? Но с Россией Новой, пережившей страдания великие.

 

ПЕИР 28.02.1946. Сердце мое воспламенилось, читая чудесный труд Габриэля Hanotaux, известного историка, о подвиге Жанны Д'Арк, действительно великом по его значению и трагичности. (…) Также он прекрасно понял смысл появления и значение подвига Жанны и трогательно очертил ее облик не только с героической человеческой стороны, но и истинного высокого мистицизма. Читала и преисполнялась нового энтузиазма. Как нужны сейчас Лиги Женщин против ненависти и войн. Такой Международный Конгресс мог бы поднять Знамя Мира и пронести его по всему миру.

     

 

Беречь и ценить энтузиазм людей (ближних)

 

Знаки Агни Йоги, 426. …Будем брать вещи так, как они есть. При этом запомним не нарушать энтузиазм, откуда бы он ни шел. Не будем скрывать правду, но найдем место каждому восторгу. При великих мерах разве помешает каждый восторг? Всему найдется место. Строить над восторгом легче и прочнее. Как любовь, так и восторг возжигают огни. Соберем всех огнеродителей и запомним, как ценна каждая искра. Свет и тьма – не забудем ничего из Света!

 

Аум, 69. Молитва не может иметь ничего общего с насилием. Первая молитва ребенка не должна быть осмеяна или порицаема. Мальчик молится: "Господи, мы готовы помочь Тебе". Прохожий очень возмутился и назвал ребенка гордецом. Таким образом, первое чувство самоотверженности было поругано. Девочка молилась о матери и о корове, и такая молитва была осмеяна. Но память осталась о чем-то почти смешном, тогда как такая забота была трогательна.

 

Братство, 220. …Зародыш энтузиазма вырастает в прекрасное вдохновение.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 57. Вера и надежда имеют значение не сами по себе, а значительны тем состоянием духа, которое они создают. Не столь важно, на что надеется человек, как само бодрое, светлое и радостное состояние духа, порождаемое надеждой и верой. Потому можно приветствовать все, что вызывает светлые огни в человеке, хотя бы ожидаемое и не оправдалось. Человек, как правило, вообще живет среди воображаемого мира иллюзий, которые имеют мало отношения к действительности. Так пусть уж лучше надежды эти будут строительного и возвышающего характера. А исполнятся они или нет, это не важно, если они сыграют свою возвышающую роль. Фантомы отчаяния, безысходности, беспокойства и печали тоже захватывают человека, омрачая его. Они тоже нереальны. Лучше в мире иллюзий жить верою и надеждою на нечто светлое и радостное, если даже они и не состоятся, чем влачить свое прозябание во мраке безнадежности. Так давайте людям надежду, поддерживайте ее и утверждайте сознание их в ожидании лучшего будущего. Пусть это светлое ожидание будет ведущим магнитом их жизни. Каждый хочет чего-то, и если это «что-то» неплохо, можно его утвердить, хотя бы и зная о невозможности его осуществления. Пусть радость несбыточной мечты озарит хотя бы на время тусклый путь человека. Мало радости в мире. Потому Учитель Возжигает в сердцах учеников пламя надежды и ожидания осуществления лучших времен. Зная напряженность Великого Плана и Зная, что его воплощение на Земле пойдет не по каналам личных устремлений и надежд знающих о нем, Учитель все же Поддерживает личный энтузиазм каждого, не разрушая его личных иллюзий. Ибо от малого понимания приходит человек к большему, когда личные иллюзии и мечты сгорают в суровом Свете действительности. Но разрушать преждевременно эти мостки к будущему можно лишь с великой осмотрительностью, чтобы не заглушить огней устремления. И если что-то кому-то дает радость, хотя бы и нереальную, но возвышающую сознание, ее не убьем, хотя и Знаем о ее несостоятельности. Апостолы шли на муки, ожидая близкого Пришествия. Если бы знали, что не будет его ни в их жизни, ни в жизни последующей, ни даже в течение всего этого времени и до наших дней, кто из них выдержал бы испытание и выполнил бы свою миссию? Но надежда была их великим двигателем, вдохновлявшим их на подвиг. Не разрушайте огней энтузиазма, если даже зиждется он на надеждах несбыточных. Будущему быть надлежит, но не в мерках ожидания человеческого. Мерки эти обуславливаются сознанием и степенью его развития и вмещения. Нельзя ломать сознания, навязывая им высшую и недоступную еще для них степень понимания. Малых надо щадить. Лишь очень высокое и сильное сознание может бестрепетно смотреть в глаза действительности. Истина не всем по плечу. Малых щадите.

 

Гр.А.Й. 1957 г. 404. Лишь бы духа огонь не угас! Ибо, пока он горит и светит вокруг, исполняет назначение свое на Земле человек. Назначение это – светоч духа нести через тьму жизни внешней, где плачь и скрежет зубовный. Горящий в сердце огонь есть знак того, что непобеждаем дух обстоятельствами жизни. Смело пройти через жизнь и перед ней не склониться будет путем победителя. Этот победный путь Указует Учитель как единое решение жизни. Уныние, безнадежность, боязнь, бессилие, слабость есть предательство духа, и все, что угашает огни, заодно. Угашение огней есть смерть духа. И переходит тогда человек в разряд живых мертвецов. Смотрите на них, духом горевших и сохранивших этот огонь до конца. Ценен энтузиазм духа, откуда бы он ни исходил, если только эти огни не от тьмы.

 

Община, 74. Нужно проследить неотложное. Нужно хранить личный энтузиазм. Нужно каждому идти независимо – нет ладони на плече, нет перста на губах. Горе задержавшему стражу. (…)Не допущено насилие. Пусть каждый идет, но Жалею недоходящих. Как темен обратный путь! Как не знаю горшего, нежели переступить путь соседний. (…) Скажите каждому: «Иди сам до указа Учителя». Радоваться нужно шипению моря. Явите понимание великому времени. Чашу подымите. Я зову вас.

 

Гр.А.Й. 1958 г. 604. (496). …Все то, что не соответствует ведущему идеалу, отсекается твердой рукой. Когда идеал отлит в четкую форму, все, не созвучное с ним, отваливается по необходимости. Увлекательно созидать этот образ ведущий в созвучии с Индивидуальностью своею; брать лучше все отовсюду, как строитель берет лучший материал, но создавать и творить силой огней индивидуальных. Свой челн, но не чужой, своя воля, но не чужая, своё выражение Бессмертной Индивидуальности своей, но не выражение чужое. Яркость Индивидуальности Ценим в ученике, но не наслоения чужие, не имеющие корни в духе. Вот почему так легко отпадают от сознания все кажущиеся достижения духа, если они не свои, но заимствованы от кого-то. Многие зажигаются чужим энтузиазмом, и кажется им, что идут, что чего-то достигли. Но стоит оставить одних хотя бы на время, цветы опадают, и печальна картина павлина без перьев, или индюка, или попугая. Указую плавание лишь в собственном челноке.

       

 

Энтузиазм как связующая нить с Высшими Силами

 

ПЕИР 6.09.1936. Родной наш Р.Я., 4 сентября принесло нам большую радость. От Г.Ф. пришло письмо, полное энтузиазма, написанное им под впечатлением Вашей чудесной речи и той гармонии сердечного единения среди присутствующих, которую установила вибрация Вашей ауры. Радость эта еще возросла, когда было Сказано: «Разделяю Вашу радость о Латвии». Потому мы не могли удержаться и послали Вам телеграмму. Теперь же прилагаю и Сказанное на следующий день. Слова эти мы включим в книгу «Аум». («Аум», п. 565 – сост.) «Вы слышали, что лицо, страдавшее недостатком речи, вдруг могло произнести прекрасное и вдохновенное обращение. Не могла этого достичь лишь единоличная воля, требовалось участие и другой энергии. Кто-то послал свою Защитную Силу. Может быть, такая Сила навсегда исцелит недостаток. Может быть, нервная судорога уйдет навсегда, если сохранится та степень энтузиазма, которая наполняла произнесшего прекрасную речь. Пусть он наблюдает за ритмом своего сердца. Пусть вспомнит, как гармонизировалась его удачная речь, которая так вдохновила слушателей. Удержать явленную гармонию уже будет достижением. Много можно привести примеров, когда ритм психической энергии возносил человека и помогал преодолевать все нервные спазмы. Много можно назвать случаев, когда люди под влиянием Высшей Энергии забывали навсегда о своих недостатках».

 

Знаки Агни Йоги, 467. «И тростью смешал все начертания на песке» – в этом движении вся щедрость Учителя, все Его богатство, все забвение прошлого и стремление в будущее. Но люди, как Сказал, из всего делают обычное: не только личное, не только государственное, даже духовное не может быть продолжено со всем энтузиазмом. Но ежедневная работа, освященная Именем Учителя, не будет обычною или томительною. Если же забудем, для чего трудимся, то скука покроет нас саваном разложения и все шуты мира не вызовут улыбки.

Как напомнить о каждодневной работе Учителя, когда Его творчество разметается в пространство и вихри уносят начертания? Но с улыбкою смешивает знаки Учитель, ибо Он не утомится рассыпать искры подвига.

 

Надземное, 704. Урусвати знает, что вдохновение, восторг, как и людьми называемый энтузиазм, дόлжно поддерживать сознательно; но также терпение, и вмещение, и вся великая терпимость создаются сознательно. Ошибочно предполагать, что дары совершенствования придут извне; очаг пламенный живет в глубине сознания. Человек должен усмотреть его, должен любовно оберечь его и может призвать эти силы, тогда и внешняя Помощь может быть приложена.

Даже простой механик понимает основы приложения энергии, тем более мыслитель должен усвоить применение своих качеств. Так говорим о Надземном, исходя из свойств человеческой природы.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 97. …Тяжкая ноша на плечах строителей Нового Мира, часто даже не знающих конечной цели и величия построения. И все же строят, и все же с энтузиазмом и вдохновенно. И все же создают условия для возможности Прихода.

 

Гр.А.Й. 1959 г. 163. Общение есть условие, выводящее сознание за пределы обычности. Четки, постоянная молитва, вериги, власяница, самобичевание, пост, отшельничество и прочие попытки оторвать сознание от условий обычности указуют на то, к каким необычным мерам сильнейшего принуждения должен был прибегать человек, чтобы оторваться от этой обычности и удержать сознание на Высшем. Но не нужны крайности, вроде самоистязания, если отдано сердце Владыке. Любящий не принуждает себя думать о любимом. Естественно и просто мысль пребывает с любимым, и сердце наполнено им. Точно так же легко и просто Общение в духе, если сердце пылает любовью к Позвавшему. Потому и указывалась любовь всем сердцем, всем разумением, всем помышлением. Без этого условия Общение будет насильственным, неплодоносным и трудно устанавливаемым. Значит, вопрос в том, как усилить любовь к Великому Сердцу. На одну чашу весов беспредельности полагается Великое Сердце, на другую – все то, что обычно наполняет сознание. И что перевесит? Можно представить себе, какова стала бы жизнь без Владыки, и как потускнела, и потеряла бы всякий интерес, если бы Владыка из жизни ушел. Как самое ценное следует яро хранить все, что связывает с Владыкой, ибо без Него – смерть, смерть духа. Смерть в духе может случиться и при живом теле. Живыми мертвецами Называем таких, в духе умерших. Сердце мертво в них, хотя и продолжает все еще биться. Жизнь сердца поддерживается огнем, в сердце горящем. Нет смерти там, где горит огонь сердца, даже если еще не вошел в него образ Владыки. Поддерживаем энтузиазм и горение сердца везде, где допускает сознание, не наклеивая на человека ярлыка. Все, кто двигают эволюцию, – с Нами. Доступ к Свету-Огню им всем открыт, хотя и неосознанный, ибо Новый Мир стремится к ним. И уже не власяницы, вериги и прочие пережитки прошлого, но огненный труд напряженный во имя сияющего Будущего становится путем восхождения духа к Вершинам. Путь огненного труда есть путь Огненной Йоги.

 

ПЕИР 10.10.1936. Приветствуем от всего сердца те огненные натуры, которым близко понятие Иерархии. Ничто так не усиливает нашу психическую энергию, как любовь к Учителю и энтузиазм в Служении. Доверие, энтузиазм и Любовь к Великому Владыке творят чудеса в жизни нашей и переносят нас через все опасности. Столько раз мы были свидетелями этого! Нам была великая радость услышать, что Вы так любите книгу «Иерархия».

 

ПЕИР 11.02.1930. …Конечно, применяя дары Указаний и возможностей, проливаемые Щедрою Рукою, мы многое можем сложить для возвеличения своей личности в глазах мира и в этой же жизни нашей исчерпать добрую карму послушания Указаниям Ведущего. Но что же будет отложено в истинную сокровищницу нашу, открывающую все Врата, если мы не трансмутируем наши внутренние побуждения и чувства в самые высокие устремления? Несмотря на всю работу нашу по линии, указанной Владыкою, доступ в Башни будет закрыт.

Все это звучит так сложно и трудно, и в то же время все так легко и просто, если в сердце не потухла искра любви к Учению и энтузиазма к красоте истинного Бытия!

Искра эта так легко раздувается в пламя неукротимого устремления, несущего нас поверх всех и всего. Устремитесь, родные мои, разве это трудно, имея перед собою такой Облик Красоты? Разве не высшая радость принести всего себя на служение этому Величайшему Облику?

       

 

Энтузиазм как критерий распознавания человека

 

Мир Огненный, ч. 2, 303. Посмотрим, как они приходят те, кто требуют только новое. Вот он, требующий, но даже не знающий гармонизацию центров, – разве ему можно дать новое? Вот он, лишенный энтузиазма, – разве ему можно дать новое? Вот он, незнающий радости, – разве ему можно дать новое?

 

ПЕИР [13.05.1947]. Разве не радостно заронить зерно духовного устремления? Итак, избегайте зевак, этих теней проходящих. Уберегитесь от такого обременительного балласта. Хотела бы сказать – избирайте в члены и сотрудники лишь трудящихся и горящих энтузиазмом, но, увы, – это было бы обречением Вас на полное ОДИНОЧЕСТВО. 

 

 

Неуравновешенный энтузиазм

 

 ПЕИР 27.02.1935. …Энтузиазм прекрасен, но нужно уметь удержать равновесие при неминуемых падениях духа и спокойно выждать следующей волны подъема, которая так же неминуемо наступит, если накопления духа налицо. Об этих ныряниях духа …придется часто говорить и предупреждать. Также о том, что в первые дни и даже месяцы подхода к Учению все идут зажженным факелом и при первом наступившем падении духа, иногда в зависимости от атмосферических условий, утрачивают свой энтузиазм и часто даже совсем отпадают от Учения. Все такие души есть души с малым духовным багажом. Истинно, они как блуждающие огоньки и ценность их ничтожна! Ценно лишь глубоко продуманное значение подхода к Учению и постоянное устремление к самоусовершенствованию для преображения внутреннего человека, носителя истинного бессмертия.

 

ПЕИР 22.10.1937. Наша психическая энергия может действовать во благо, только когда мы мужественны и наше духовное равновесие не нарушено. Также не слишком осуждайте тех членов Вашей группы, кто утратил свой энтузиазм и отошел от Учения Жизни. Это обычный факт: вначале люди идут подобно зажженным факелам, в надежде на быстрое продвижение, но когда их надежды не воплощаются, в силу их собственной непригодности, они отходят и часто даже становятся врагами. Человеческое тщеславие велико, и каждый считает себя заслуживающим особого внимания со стороны Иерархии Света, в большинстве случаев ничем не обоснованного. Невелико число тех, кто понимает и принимает великое самопожертвование на пути служения человечеству.

 

ПЕИР 4.05.1946. Новый Друг наш, пишу Вам кратко, ибо, может быть, моя весть уже не застанет Вас на старом месте. Хочу сказать Вам – редко когда я имела такую радость, читая Ваше послание, наполненное таким сердечным огнем энтузиазма. И Ваше утверждение, что «идеи о святости труда и о жизни для общего блага останутся вечными и неизменными, ибо на любви, самоотверженном труде и жертвенном подвиге основана жизнь Космоса и развитие его неисчислимых видимых и невидимых миров» – уявило готовность Вашего духа «стать в поток, несущий нас к высшей цели», как говорят буддисты.

 

ПЕИР 1.10.1949. Некоторые индивиды, подошедшие с энтузиазмом к Учению Жизни, потом отошли от него, испугавшись призывов к борьбе со злом, и не пожелали осознать себя в Горниле Космического Переустройства и химической переработке на земном плане. Но никто не может избежать этого Горнила, можно лишь преобразить его в «Пещь Огня Неопалимого»! Но убоявшиеся думают укрыться от неизбежной битвы неведением о ней! Но ведь это психология страуса! Не лучше ли утвердиться на мужественном достижении Высшего Знания и немедленно начать закаление духа, чтобы встретить опасности во всеоружии, в доспехах, столь щедро нам протянутых. Знание не лишает нас радостей, наоборот, оно окрыляет и помогает переходить бездны на крыльях Знания и Помощи посылаемой.

 

ПЕИР 8.05.1934.…Много было вступивших на Путь Служения в полном энтузиазме, но как ничтожно число действительно удержавшихся на Пути!!!

 

ПЕИР 15.08.1935. Хотелось бы мне показать Зиночке те восторженные письма, которые писала мне Ояна на всем пути до Америки. Своею сладостью, энтузиазмом в выражении признательности они превосходят все, что до сих пор она мне писала. Но, конечно, если бы чувства высказываемые были бы искренни, то никакое одержание не было бы возможно.

 

ПЕИР Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 21.08.1935. …А ведь именно в те дни я получала письма, полные такого сладчайшего энтузиазма и выражения преданности и любви, как никогда раньше! Надо сказать, что я с внутренним отвращением читала эти неестественные излияния, чуяло сердце все лицемерие, но все же не в тех размерах, которые обнаружились.

 

ПЕИР 2.07.1936. Ведь никаких новых облегчающих обстоятельств не произошло и сама вероятность их не близка, а опасность, о которой уже поминалось, не только не уменьшилась, но даже возросла, что и доказывает наглость, проявляемая нинкомпупами, и, увы, пока поражение наших адвокатов. Опасаемся какой-то неуравновешенности – то энтузиазм, то пессимизм. Ни то, ни другое неуместно. Нужна твердая уверенность в правоте дела и спокойствие при новых выпадах врагов.

 

ПЕИР 13.08.1936. Очень хорошо, что адвокаты имеют возможность в течение этих недель еще подготовляться к рефери и к суду. Последите, чтобы их энтузиазм не падал. Мало ли какие злоумышленные шепоты могут доходить и до них.

 

ПЕИР 6.09.1936. Понимают ли все наши адвокаты, что главная основа всего дела не в механических подсчетах, но в моральном аспекте? Но если они также ограничатся лишь механическими, подстроенными врагами детальностями, то какой же справедливости тогда можно ожидать.

 

ПЕИР 17.08.1936. Профессор Рейн опубликовал книгу по этому вопросу под названием «Необычное чувственное восприятие». Когда такие эксперименты проводятся с точностью и честностью, они очень полезны, ибо способны обострить и утончить нашу восприимчивость к тонким энергиям. Настаиваю на честности, ибо это качество крайне необходимо для получения результатов и духовного роста. Чрезмерные энтузиасты и некоторые медиумистические натуры часто лишены точности. Поэтому я прошу Вас, моя дорогая Чайка Андреевна, следить, чтобы среди членов Вашей группы не появилась тенденция к переоценке экстраординарных способностей в них самих. Почаще напоминайте им, что истинные достижения развиваются постепенно и только в результате постоянной внутренней духовной работы над собой.

 


Надземное, 272.

Надземное, 735.

Грани Агни Йоги. 1959 г. 163.

 

 

Начало страницы