ruenfrde

Подвижность. Приспособляемость

"Всегда готов!" – говорит подвижность.

Надземное, 926.

 

…Чем больше мы допустим и представим себе,

тем мы окажемся менее связанными.

МО-1, 402.

 

Подвижность – нравственно-волевое качество человека, означающее активность, быстроту, открытость мышления, направленность к достижению большей целесообразности и соизмеримости с Высшим, готовность к новым знаниям, впечатлениям, неожиданным поворотам событий; широкое допущение многообразия мира, вариативности методов и средств к достижению целей; синтетический охват ситуации во всех подробностях и деталях для возможного эффективного управления ею – во Благо и духовное продвижение всего живущего.

Необходимо различать подвижность от изменчивости, часто доводящей до предательства. Важной вехой на духовном пути каждого человека Учение Живой Этики отмечает умение вмещать противоположения, которыми полон наш земной мир – именно не сталкивать их, не противопоставлять в непонимании, а уметь находить их духовно-синтетическое совмещение, когда каждый из принципов (идей) дополняет и при необходимости замещает противоположный в различных жизненных ситуациях и условиях. Так, подвижность невозможно правильно (эволюционно) понимать и применять без таких нравственных качеств, как непоколебимость, постоянство, преданность. 

Духовные идеалы, ценности и цели могут расти и утончаться вместе с нашим сознанием, но они неизменны по своей сущности, ибо являют собой свойства и атрибуты высшего Духовного Мира, отражение Законов Космоса и Плана эволюции Жизни, которые непреложны для всего сущего. Вместе с тем, приложение их к той или иной сфере бытия, к определенному эволюционному этапу различных форм жизни, а также применение их в жизненной практике человеком нуждается в многообразии механизмов проявления, вариативности и приспособляемости к изменяющимся условиям существования. Так, постоянство, непоколебимость и подвижность, приспособляемость, дополняя друг друга, чётко очерчивают радиус действия обоих. Подвижность, будучи следствием свободной воли и выбора человека, должна созвучать и действовать в русле вечных Законов космической эволюции, иначе она станет безумием своеволия, тупым упрямством и тщетной суетой.

В повседневной жизни первейшим врагом подвижности являются человеческие привычки – от психологических до бытовых. Автоматизм, стереотипность, несознательность, традиционность, дошедшая до атавизма, отражают инерционное движение или застой человеческого сознания, тогда как Жизнь требует от человека новых достижений, овладения новыми рубежами в стремительном потоке эволюции. Живая Этика призывает к борьбе с ветхими привычками, глубоко сознательному их пересмотру в свете новых научных открытий, совершенствования мировоззренческих установок, расширения сознания. Только утвержденные благой сознательной волей намерения и действия достойны получить ритмическое, каждодневное применение и стать доброй привычкой. Мы видим, что один из важных мотивов подвижности – это результативность усилий, более целесообразное приложение сил и их лучшее сохранение, открытость к новому, мужество перед неожиданным и готовность отказаться от ненужных и уже устаревших элементов жизни. 

Чем менее человеческая психика перегружена привычками, предубеждениями и стереотипами, чем шире и универсальнее его подходы к жизни, способности и умения, которыми он овладел, чем разнообразнее тактика его действий, – тем подвижнее и свободнее чувствует себя человек в любых ситуациях, тем адекватнее и успешнее он сможет ответить на вызовы окружающего мира.

Качество подвижности ярко проявляется при стремлении человека воплотить в жизнь чётко поставленную цель или план действий. В Учении Живой Этики рекомендуется использовать «тактику адверза», один из аспектов которой состоит в том, что при организации и проведении в жизнь благих, созидательных проектов и мероприятий целесообразно представить подробное, детальное развитие событий, выделить наиболее сложные повороты в нем, с тем, чтобы предположить наихудший вариант стечения обстоятельств и негативное влияние других людей. Это позволяет подвижно предусмотреть резервные варианты и дополнительные меры для осуществления плана, предвидеть возможные способы использования возникающих трудностей на пользу дела. «Подвижность сознания есть качество Высшего Мира, – утверждается в Учении. – ...Подвижность научает понимать предмет с разных сторон… Не упирайтесь в одно решение. Если враги закрывают один путь, тем самым они упускают другой»1. «Истинно, надо иметь десяток переулков на один пожар. Усилено действие, когда за ним десяток решений»2, – советует Духовный Учитель. «Для проведения плана в жизнь нужно каждый час быть готовым к подвижности»3 

В применении этого качества большую роль играет чуткость, способность распознавания, постоянная работа человека над расширением своего мировоззрения, развития и утончения мышления и форм поведения. 

В Учении Живой Этики обращается внимание на качество, очень близкое к подвижности, – приспособляемость. Следует отличать это качество от беспринципности, приспособленчества, соглашательства. 

Приспособляемость предстает в Учении как движущая сила самого процесса эволюции. «Надо быть сильным, – отмечается в «Гранях Агни Йоги». – В процессе эволюции видов выживают сильнейшие и наиболее приспособленные к борьбе»4. План эволюции в своих формах и условиях осуществления подвижен, и от человека, чтобы правильно вписаться в его волну, сонастроиться и сориентироваться, требуется приспособляемость сознания, его гибкость и подвижность. Развитие человека происходит через воплощение духовных, надземных целей и идеалов в земную реальность, а это невозможно осуществить без практической смекалки, распознавания, сообразительности и подвижности сознания. 

Если человек свое преимущественное внимание обращает на подлаживание под обстоятельства, ориентируется на конъюктурность и моду, то, достигая внешних результатов, сиюминутной выгоды, он легко теряет цель своей жизни, её истинное назначение. Он вынужден постоянно поступаться и изменять своим внутренним принципам, убеждениям, духовным ценностям. Когда же в фокусе стремлений человека – главное, непрерываемость духовного совершенствования, то тогда приспособляемость станет тактикой для реализации цели. «Преодоление жизни, приспособляемость к условиям ее, победа над обстоятельствами – все это явления одного и того же порядка, – указывает Духовный Учитель. – Цель их – сохранить постоянство непрерываемого движения, и притом двигаться так, чтобы ничто не мешало. Это движение вперед ставится вне зависимости от каких бы то ни было сочетаний внешних или внутренних условий, равно как и состояний сознания. Мало ли что может случиться в пути, и мало ли какие могут быть настроения и чувства. Движение совершается при всех и всяких условиях жизни во всех жизнях и на всех планах существования во всех мирах»5.  

Конечно, в жизни много привходящих обстоятельств, влияний и условий, далеко не всегда благоприятно складывающихся для нас, а часто отвлекающих и мешающих воплощению наших стремлений и целей. Елена Ивановна напоминала своим ученикам: «Великий Будда учил в жизни идти как змея. Голова змеи всегда направлена прямо к цели, но тело ее следует, извиваясь в соответствии с неровностями пути. Главное, чтобы не отойти от поставленной перед нами цели, цели принесения нового света и знания на общее благо»6. Огибая и преодолевая препятствия, змея неуклонно движется к цели. Очень важно помнить о главном, уметь сохранить и даже усилить своё искреннее устремление, несмотря на препятствия, – только так, в напряжении будут развиваться наши силы, и мы сумеем подвижно и разумно перестроить и обстоятельства нашей жизни.

Как в земной жизни следует уравновешенно и спокойно встречать волны новых обстоятельств, так и в Надземном Мире, столь отличном и непохожем на земной мир и наполненном поражающими неожиданностями, тем более необходима приспособляемость сознания человека. Надземный Мир, существующий по особым законам и принципам, более длительный по периоду пребывания там человека, может и должен быть познаваем человеком уже в земной жизни. Живая Этика призывает осмыслить наше земное бытие как подготовку к Надземному существованию. Знание освобождает от растерянности и оцепенения сознания и позволяет скорее и легче ассимилировать необычные условия жизни и быстрее овладеть новыми, богатыми возможностями. Вот почему Учение подчеркивает важность таких качеств, как подвижность, приспособляемость, сдержанность, равновесие, бесстрашие, ценность которых раскроется перед нами в полной мере именно в Надземном Мире.

 

 

Близкие понятия: устремленность, распознавание, соизмеримость, сообразительность, находчивость, открытость, допущение, предусмотрительность, стремительность, настороженность, осмотрительность, готовность, внимательность, наблюдательность, собранность, гибкость сознания.

 

Противоположные понятия: беспринципность, предательство, угодничество, лицемерие, ограниченность, догматизм, стереотипность мышления, грубость, самомнение, самонадеянность, нетерпимость, равнодушие, пассивность, невежество.

 

 

Приспособляемость и подвижность. Составитель Н.Д. Спирина

Подвижность мышления

От чего следует отличать подвижность

«Грани Агни Йоги» о приспособляемости сознания

Подвижность и приспособляемость в Тонком Мире

   

 

Приспособляемость и подвижность.

Составитель Н.Д. Спирина

 

Община, 98. Обувь для гор не годна для моря. Но ведь входящим приходится менять своё вооружение ежечасно. Не только подвижность, не только быстрота мысли, но нужен навык менять оружие. Не так легко привыкнуть к смене оружия. Подле чувства собственности стоит привычка, и трудно заменить приспособленность к предметам приспособляемостью сознания.

 

Община, 245. Приспособляемость есть лучшее сохранение сил. Часто спрашивают — как развивать это качество? Развитие приспособляемости, конечно, происходит в потоке жизни. Всем известно ощущение границ сфер. Когда вы выходите из дома зрелищ на серую улицу, вам кажется, что произошло падение в низшую сферу. Когда после торжественных празднеств возвращаетесь к обычному труду, вы бываете поражены печалью обыденности. Когда после стужи входите в прекрасное здание, оно представляется венцом совершенства. Медленная приспособляемость порождает ряд ложных представлений. Эта ложь делает вас робкими и неуклюжими. Люди низкопоклонствуют перед миражом аффекта. Они сужают свои понятия перед неожиданностью, между тем всё должно происходить наоборот. Сурово приучайте себя к восприятию противоположных ощущений, к овладению неожиданностью. Всё жданно, ибо всё осознано.

 

Бесп-2, 484. Искание новых путей самый необходимый вопрос. При необычности условий будущего невозможно будет пройти старыми путями. Это должны запомнить все новые. Самое ужасное, когда люди не умеют выходить из старой колеи. Самое ужасное, когда люди подходят к новым условиям со старыми привычками. Как невозможно со средневековым ключом открыть современный замок, так невозможно людям со старыми привычками открыть дверь в будущее.

Скажем всем: нужно, нужно, нужно найти новые пути.

Свойство найти новые пути ценно. Потому Мы испытываем ученика на умении приспособиться при необычных условиях.

 

ЛСМ-Озар, ч. 2, гл. VI, 17. Для проведения плана в жизнь нужно каждый час быть готовым к подвижности.

 

Община, 83. Истинно, надо иметь десяток переулков на один пожар. Усилено действие, когда за ним десяток решений.

 

Община, 222. Люди даже при еде запинаются о непривычную посуду. (...) Давно говорилось о необходимости понятного языка для каждого слушателя, но в жизни это применяется очень редко. (...)

Прежде всего, вы должны испытать свою находчивость и применяемость в самых различных условиях. Лёгкость приёмов мышления создаст крылья мысли вашей.

 

ЗнАЙ, 164. ...Мы предлагаем всегда зоркость, подвижность, непредубеждённость, нельзя иначе сопутствовать действительности.

 

ЗнАЙ, 192. ...Подвижность будет лучшим выходом из ловушки жизни.

 

ЗнАЙ, 373. Подвижность сознания есть качество высшего мира. (...) Подвижность научает понимать предмет с разных сторон, и формула «руками и ногами человеческими» перестаёт быть отвлечённостью. (...) Не упирайтесь в одно решение. Если враги закрывают один путь, тем самым они упускают другой.

 

ЗнАЙ, 538. ...Нужно найти путь к подвижности сознания.

 

ЗнАЙ, 453. ...Нами принято сперва закалить на чередовании неожиданностей...

 

ЗнАЙ, 198. Не трудно йогу разрубить узы привычек, ведь напряжение зоркости открывает ему постоянно новые подходы к обстоятельствам. Но неподвижность есть скелет невежества.

 

Бесп-2, 486. Уявление подвижности в искании есть основа успеха.

 

Сердце, 377. ...Можно учиться постоянной зоркости среди всех трудов, эта подвижность нужна дальним путникам.

 

Сердце, 423. Нужно быть готовым к всевозможным нападениям, и для этого нужно мышление подвижное.

 

Сердце, 488. ...Издревле так указывалось на пользу смены привычек. Хождение по землям имеет между прочим и ту особенность, что приучает к всевозможным условиям.

 

МО-1, 51. Разве люди не должны быть подвижны прежде всего в мыслях? Умение перенести бытие в мысль будет приобщением к Огненному Миру.

 

МО-1, 100. ...Нужно приучиться к скорейшей ориентации, но что же кроме синтеза поможет в этом?

 

МО-1, 402. От неожиданности атрофируются все человеческие чувства. Теряются слух, зрение, обоняние, также осязание. Но то не последствие страха, но лишь поворот предвзятого пути. Конечно, из стихий Огонь доставляет наибольшее количество неожиданностей. (...) ...Нужно многое вместить и тем сделать неожиданное ожиданным. Так следует поступить и со всеми прочими явлениями жизни. Нужно вооружиться духовно, чтобы ничто в Тонком Мире не могло поразить вас. (...) ...Нужно устранять всё, что может ошеломить узкое сознание. Нужно избавиться от потрясения неожиданностью. Мало ли неожиданных понятий, образований и сочетаний заставят вздрогнуть сознание, но чем больше мы допустим и представим себе, тем мы окажемся менее связанными.

 

Иерархия, 386. Страшит и пугает лишь неожиданность. Каждая ожиданность уже входит в жизнь; значит, нужно из неожиданности претворить ожиданность, иначе говоря, устремляться к знанию.

 

Братство, 529. Именно привычки делают человека неподвижным и невосприимчивым.

 

Братство, 499. Суетливость есть выражение неприспособленности к жизни. Не годится паяц на пути к Братству.

  

 

Подвижность мышления

 

ЛСМ-Озар, ч. 3, гл. 5, 6. Избегайте однообразия, как в месте, так и в труде. Именно однообразие соответствует величайшему заблуждению – понятию собственности.

Раб собственности теряет прежде всего подвижность духа. Такой раб перестает понимать, что каждый день труда должен быть окрашен особым качеством духа. Такой раб не может переменить место, ибо дух его будет безвыездно в своем доме земном.

Спросите себя, легко ли вам передвигаться? Легко ли вам переменять качество труда? Если легко, то, значит, вы можете понять ценность Общего Блага.

Если каждая поездка заставляет вас писать духовное завещание и перемена труда делает вас несчастным, значит надо принять лекарство. Следует тогда предписать самые опасные поездки и назначить смену самого разнообразного труда. Разовьется мужество и находчивость, ибо первопричина – страх.

Зародыш чувства собственности тоже страх: хотя бы чем-нибудь прикрепиться к Земле! Точно жалкая лачуга может явиться достаточным якорем для духа! Точно груда собственных вещей может защищать от молнии! Периодически вредные игрушки собственности отнимались от человечества, но отец лжи, страх, опять ткет свою паутину, и опять – боязни измышления. Потому отменим страх. С ним уйдут собственность и скука.

Сколько нового здоровья в разнообразии места и труда!

 

Община, 135. Ничто не закончено, ничто не недвижимо, потому отнесемся сознательно к тому, что можно предусмотреть. Когда Мне удается предусмотреть нужные действия, не считаю это законченным. С одной стороны, вы и множество кармических обстоятельств могут нарушить уровень предусмотренного; с другой стороны, Мы и новая карма можем улучшить соединение частей.

Истинно, когда можно что-нибудь упростить и украсить, мы должны это сделать. Слепо прикрепиться к чему-то, несомому потоком, было бы похоже на кораблекрушение. Значение потока нужно осмыслить. Указанная подвижность есть лишь приготовление к осознанию великого потока. Как неубывающая спираль, питаемая силами материи, стремится вечный поток. Мысль может догонять свет, который может следовать за потоком.

После подробностей обихода нужно обращаться к явлениям великого движения. Нужно взлететь и тем оторваться от Земли. Уявление великого потока принесите к вашему рабочему станку и окрылите ваш труд. Как же иначе вольете совершенную технику в ваши изделия? Насыщенность трепета возможностей даст ритм работе. От каждого зерна, сознательно уявленного, подымается серебряная нить к дальним мирам. Мысль пронижет слои атмосферы и соткет пряжу.

Как растолковать, что без единения миров жизнь на земной коре – нелепость?! Сознание малости и несовершенства Земли может помочь тяготению к дальним мирам.

Не забудем, что мы – микроорганизмы, населяющие складки планеты. Надо научиться мыслить. Никакая лекция не научит мыслить. Качество мышления образуется одиночеством во всей разумной устремленности. Именно мысль высекает искру жизни из вещества материи.

 

МО-1, 546. Так Огонь своими качествами учит нас при восхождении. "Буду как Агни", – пусть скажет себе каждый желающий постигать. (…) Как Огонь неуловим, так же подвижно становится сознание, приобщившись к Агни.

 

Гр.А.Й. 1964 г. 395. Огонь – стихия высшей подвижности. Без движения он никогда не бывает. Ровно горящее пламя не означает неподвижность. Огонь может либо накапливаться, либо расточаться. Огонь дается всем, но одни расточают его, а другие накапливают.

 

Община, 90. Чтоб понять подвижность действий, нужно замутить поверхность бассейна и наблюдать недвижность низших слоев жидкости. Но так нужно избороздить поверхность, чтоб тот же ритм проник до дна без преломления. Силы отрицательные не имеют провода до дна, ибо для этого нужно разложить первичное вещество; такой опыт не под силу им.

Новоприходящие часто спрашивают – где же граница между подвижным слоем и неопровержимым основанием? Конечно, не может быть границы установленной, но закон преломления установлен, и стрела не может долететь без пресечения первоназначенной линии.

Как же устранить поражение слоев? Конечно, нужно ввести твердые столбы, дробящие течение. Упоминал о стержне духа посреди спирали – это построение запомните, ибо непреклонность, окруженная центробежным движением, может противостоять всем волнениям.

Построение Нашей Общины напоминает такие же стержни, окруженные мощными спиралями. Лучшее построение для борьбы, конец которой предрешен. Так нужно понять Наши построения материально. И зачем нужно непонятное отвлечение, когда принцип Космоса один? И система нарастания кристаллов показывает, как многообразен мир тяготения.

Ищущие могут понять, как нужно идти материально в высшем знании. Кто не любит четкости кристаллов, тот не дойдет к Нам. Чистая неповторяемость доводит форму до совершенства. Можно показать кристалл ребенку, и он поймет завершение. Именно строение кристалла общины даст совершенство формы.

 

ЗнАЙ, 275. Веданта правильно указывает, что дух остается неприкосновенным. Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманации зерна изменяются в зависимости от роста сознания. Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание. Значит, Веданта имела в виду зерно, а буддизм говорил о совершенствовании оболочек. Так вполне сочетаются подвижное с неподвижным.

Вполне понятно, что Будда, устремлявший человечество к эволюции, указывал на свойства подвижности, тогда как Веданта имела суждение об основе. Можете прибавить к пламени любой химический состав и тем изменить цвет и размер его, но стихийная сущность огня останется неизменною. Не вижу противоречий основ Веданты с буддизмом.

 

МО-2, 61. …Само Общение [с Иерархией – сост.] требует подвижного мышления и ясного устремления. Искусство мышления не следует понимать как оккультное сосредоточение. Ничего нет тайного в искусстве мышления и в утончении сознания. Лишь высокое качество добросовестности утвердит путь мыслителя. При этом никто не скажет, что мыслитель есть особая порода. Каждый ребенок может быть направлен к мышлению. Так нужно рассматривать искусство мышления как здоровье народа.

 

Бесп-2, 486. Человечество должно сначала принять будущее, если ждет успеха. Но не может быть успеха в прошлом, потому искание новых путей – первая необходимость. Уявление подвижности в искании есть основа успеха.

 

ПЕИР 9.02.1935. …И здесь нужна величайшая зоркость и предусмотрительность. Нужно научиться предвидеть каждое вражеское действие. Зная всю ограниченность людской природы и особенно же всех стародумов, это уже не так трудно. Мы должны отличаться от старых именно предвидением, подвижностью мысли и неожиданностью действий. Все великие победы были одержаны находчивостью или неожиданными действиями.

 

ЗнАЙ, 524. Старая пословица говорит: «Сатаны повод крепок» или «Узревший лик Сатаны не забудет его вовек». У старых людей сохранились понятия о неповоротливости человеческого сознания. У Нас главный совет – чтобы протолкнуть разумную подвижность.

Чистое, свободное, неустрашимое сознание – какое сокровище оно может дать человечеству! Но привычка, как оковы, держит неопытных.

 

Надземное, 183. Урусвати знает, что Великие Учителя во всех веках утверждали силу мысли, дальние миры, явление непрерывности жизни и Тонкий Мир. В Индии, в Египте, в Китае, в Иране, в Палестине и затем в Европе были произнесены почти те же слова. И сейчас Мы должны повторить те же истины. Почти то же самое было утверждаемо пять тысячелетий тому назад и так же, как теперь, кончалось мученичеством.

Люди полагают, что они преуспели во многом, и с гордостью указывают на механические достижения, но в познании основ люди мало продвинулись. Попробуйте опросить весь мир, и получите позорное зрелище. Только меньшинство покажет устремление к названным основам. Но и это меньшинство будет робко шептать о Тонком Мире. Если написать историю явлений познавания основ, она четка скажет о неподвижности сознания.

Не думайте, что многие заняты размышлением о дальних мирах или думают о непрерывности жизни. Именно те вопросы, которые помогли бы улучшить жизнь, остаются в небрежении. Ускорение механических открытий не ведет к сосредоточению мысли, но сами люди хотят узнать нечто новое. Но как же они примут его, если самые первобытные основы не нашли места в сознании? Об этих основах нужно не только вежливо выслушивать, но и принять как действительность.

Совершенно в таких же словах говорил и Мыслитель, но это было более двух тысяч лет назад. Не звучит ли это великим укором человечеству? В способах братоубийства человек усовершенствовался, но утерял способность мыслить об основах. И эти слова повторял Мыслитель более двух тысяч лет назад.

Если тогда Мыслитель ужасался свирепостью и жестокостью, то что же сказать нам теперь! Кровавые жертвы Молоху покажутся милосердием сравнительно с убийствами теперь. И это говорил Мыслитель. Во сколько же раз должны Мы усилить такие слова! Могут ли думать люди об основах, когда ум их занят вожделениями об убийстве соседей! И это говорил Мыслитель, и за такие слова Он был гоним и продан в рабство. И сейчас за такие слова навлечете на себя великое гонение.

Сопоставьте слова, разделенные тысячелетиями, и подумайте о мертвенности сознания.

 

Надземное, 249. Урусвати знает, что эволюция, даже самая стремительная, должна быть планомерна, иначе хаос зальет. При таком положении особенно трудно совладать со свободной волей. Даже разумные люди не могут иногда сопоставить личное с эволюционным. Сроки мировые они не связывают с личными. Такие непонимания могли бы быть безвредны, если бы не начиналось противоборство свободной воли. Такие поединки причиняют огромный вред. Человек упрямо упирается в своем представлении и не хочет допустить, что могут быть иные решения. На такие умиротворения свободной воли тратится много энергии. Итак, когда Мы говорим о зоркости и подвижности ума, Мы хотим предотвратить пагубные следствия упрямства. (…)

Живая Этика состоит в том, чтобы приучить себя быть сознательным во всем. Но именно люди уклоняются от таких каждодневных упражнений.

Нередко они изобретают такую медитацию, которая граничит с полной нежизненностью. Люди пытаются управлять высшими планами, но забывают о своих ближайших назначениях. Греческий философ говорил: "Кто умеет управлять домом, тот может править и государством". Конечно, домоправительство понимается не как варка похлебки, но в смысле сознательного общего усовершенствования.

 

Надземное, 270. Свободная воля в сущности своей не может состязаться с всеначальной энергией. Такие поединки могут быть мучительны и даже губительны. Значит, мы опять подходим к золотому равновесию.

Как прекрасна может быть подвижная свободная воля, которая научит распознавать мудрость, которой не следует противиться. Познавая разумность сущего, человек познает и глубины в себе самом. Человек научится уважать в себе силу, которая ведет его к лучшим следствиям. Счастье человечества в том, что оно располагает всеначальной энергией, и бедствие, что эта благословенная сила не признана и проклята. Можно себе представить ужас, когда человек отказывается от лучшего своего сокровища!

 

Надземное, 117. Иногда требуется ряд лет, чтобы и земными глазами усмотреть начертания правильного пути. Скажут, насколько заботливо были предусмотрены обстоятельства, и некоторые оценят меру выдачи. Так учитесь Нашему терпению. Пусть несломимое устремление Братства будет примером во всех действиях.

Наша внутренняя жизнь содержит тонкое отображение земных путей во всей их разновидности, потому Мы советуем иметь ум быстрый и подвижный. Древние говорили о правдоподобии всех неправдоподобностей, так учили о расширении сознания. Также не раз повторяли сказку о неповоротливом полководце, который с холма усмотрел поражение части своего войска, но не успел повернуться, чтобы увидеть главную свою победу.

 

Надземное, 361. Урусвати знает, что с каждым поколением изменяются миросозерцание, обычаи и даже язык. Обычно люди не желают замечать таких видоизменений. Несомненно, нелегко отличить новые границы, находясь вблизи, но на расстоянии каждый зоркий глаз усмотрит, как волнуется вещество жизни.

Существовал древний обычай посылать испытателей так, чтобы они возвращались в начальное место лишь во время следующего поколения. Мы придерживаемся такого же обычая, и Наши посланцы возвращаются при следующем поколении, только тогда можно на свежий глаз оценить продвижение народа.

Многие будут оспаривать самую возможность таких продвижений. Они будут непреклонны в силу своей неподвижности. Но пусть они не забудут, что продвижение эволюции не может не совершаться. Дело лишь в том, что люди смотрят со своей точки зрения и не умеют быть подвижными. Они полагают, что с ними все кончается, и не могут вместить, что жизнь имеет сою непрестанную яркую волну.

Такие неподвижные люди окажутся в самом плачевном положении, когда вступят в Тонкий Мир. Они пожалеют, что во время земного существования они не приближались к разным поколениям и не сумели найти точки соприкасания с разными психическими состояниями. Можно сказать, что древние испытатели разных поколений поступали мудрее. Так и вы сумейте быть дома среди самых различных людей. Помните, что и Мы проходили такие испытания.

Мыслитель сравнивал такие испытания с закалкою клинка. Он знал, что лишь чередованием холода и жара получается несокрушимая прочность.

 

Надземное, 472. Урусвати знает, что человек иногда не может распознать границу личного и Общего Блага. Рассудок шепчет, что личное противоположно общему, но сердце скажет иное. При дисгармонии может быть противоречие между личным и общим, но можно представить, когда общее станет и личным. Такая гармония требует и созвучия всех окружающих условий.

Кто-то скажет, что такое состояние недоступно при земной жизни. Но можно ли измерить, что возможно и невозможно? Такое произвольное деление будет отвечать лишь краткому текущему мгновению, но непригодно для будущего. В течение одной человеческой жизни можно наблюдать, как резко изменяются условия бытия. Что же сказать о веках?

Конечно, любители противоречий найдут, что во многом характер человека мало изменяется, но более пытливые наблюдатели усмотрят, как меняется психология человека, и в такой подвижности скрыт залог будущих преуспеяний. Люди когда-то придут к заключению, что благо едино, и не может быть деления на личное и общее.

 

Надземное, 81. Урусвати права, утверждая любовь к движению. Нельзя без любви понять необходимость движения. Можно слушать поучения о законе мирового движения; можно понимать, что малейшая приостановка движения нарушила бы все мироздание, но невозможно применить к жизни своей начало движения без любви. Не сутолока базара такое движение; не суета на площади, но нерв творческой жизни, который движет сознание к совершенствованию.

Ленивец не поймет, о каком движении Мы говорим; он прилежит к бездействию и предпочитает, чтобы космическое движение катило его, как мертвенную песчинку. Правда, мы все меньше песчинок в Беспредельности, но каждое движение нашего сознания уже будет великим сотрудничеством. Не легко внушить людям любовь к движению, но пусть помнят, что Мы работаем, проявляя движение мироздания. 

Урусвати права, настаивая на единении. Мы называем единение целительным настоем, оно является гармонией движения, но нельзя приказать единение. (…)

От Нас пусть идет совет о Движении и Единении.

Наша Обитель держится на этих началах.

 

Надземное, 417. Урусвати знает, что каждый миг планетного потока имеет особое значение. Между тем, эта простая истина не воспринимается человечеством. Оно хочет всеми силами не допустить, что все сущее находится в беспрерывном движении. Сама красота такого потока в беспредельности не прельщает воображение человечества.

Но как же можно осознать эволюцию, если начало движения не принято в сознании? Даже те, которые слышали о движении планет, не признают тот же закон для себя. Пусть Земля себе вращается, но человечество мыслит о недвижимости. Так каждое слово о прекрасном движении натыкается на неподвижность сознания. При такой дисгармонии с сущим можно ли ждать быстрого совершенствования?

Можно в жизни каждого дня убеждаться, насколько начитанные люди оказываются примитивными, когда дело касается их личности. Мы, при всех Наших опытах, страдали от человеческого противодействия. Особенно поразительно, когда люди, считающие себя новыми, оказываются беспросветно древними. Утверждаю, что пока космический поток не осознан, не может быть правильного продвижения.

Люди являют иногда прыжки, обусловленные страхом или предубеждением, или всеми страстями самости, но невозможно двигаться прыжками, нужно во всем планомерное движение. Только таким золотым путем, который не имеет ничего общего с золотом, можно преуспеть. (…)

Мыслитель говорил: "Счастье в том, что движение наше не может прекратиться".

 

Надземное, 547. Урусвати знает, что в мире все неповторяемо. Закон един, но воздействия его на материю производят неисчислимые сочетания. Человечество делится на два определенных типа: один чует это неповторяемое богатство Космоса; и другой, для которого все неподвижно, однообразно и не имеет ни значения, ни красоты. В последнем виде человечества найдете эгоистов, которые сами себя ставят превыше всех великих проявлений Природы. (…)

Уявление разнообразия можно видеть при показании психической энергии. Только чуткий глаз различит показания самых индивидуальных особенностей.

Мыслитель уже в своих записях указывал на неисчислимые особенности душ человеческих.

 

Надземное, 469. Урусвати знает, что воображение порождается впечатлениями действительности. Когда человек исполнится наблюдательности и подвижности, он соберет в "чашу" сокровища жизни, которые преобразят его будущее существование.

 

Надземное, 568. Урусвати знает, что неразвитое воображение весьма вредит усовершенствованию. Люди понимают под воображением нечто ложное, но, на самом деле, правильно развитое воображение служит расширению сознания. Оно способствует вместимости и подвижности мышления.

Обычно люди, слыша какое-то сообщение, подставляют свое эгоистическое понимание. Они не столько разбираются в смысле, сколько занимаются иллюзорными своими толкованиями. Но при несовершенстве воображения и толкования будут ограничены.

Люди думают, что воображение есть некое состояние, уводящее от действительности; между тем, развитое воображение позволяет шире рассмотреть действительность. Не забудем, что воображение есть накопление опытов из прошлых жизней. Не может быть миража при опытном изучении.

Широко образованный человек должен обладать и обширным воображением. Для него уменьшается невозможное и появляется широкий обзор всего возможного. Напрасно называют мечтателями людей, одаренных воображением. Мечта ума просвещенного будет реальным провидением.

Нужно ясно договориться о значении воображения. Особенно это необходимо в век переустройства мира и переоценки ценностей. Нужно пересмотреть условное значение многих понятий, иначе люди будут блуждать среди призраков. Туда, в Надземное, пусть увлекает истинное знание. Нужно быть смелым при пересмотре быта.

Мыслитель поучал: "Может быть, наши глаза засорились пылью; очистим от нее дом наш".

 

Надземное, 582. Урусвати знает, что мысль человеческая часто бродит вокруг сужденного открытия и не понимает, как прервать этот круг. Люди изучают радиоволны и не представляют себе, что тот же метод применим и к мыслеволнам. Ученые знают о магнитных бурях, но те же рассуждения применимы к психическим бурям. Люди изучают нервную систему, но не мыслят о тонких энергиях. Иногда найденное стоит у самого входа к сужденному, но последний рычаг остается не примененным. Тот, кто не желает приблизиться к расширению сознания, тот долго будет кружить по безвыходному кругу.

Мы любим некий народ, ибо он менее других замкнут в тесный круг. Урусвати правильно понимает, что искание справедливости и стремление к служению делают народ подвижным. Такой народ уже близится к продвижению. Пусть осуждают его за многие несовершенства, в таких несовершенствах заключается возможность. Хуже нет совершенного шарика, бегающего по замкнутому кругу.

Народ учится на невзгодах. В истории человечества нет преуспеяний в спокойных периодах. Каждый народ-победитель умеет быть и подвижным. Мысль такого народа открыта к новым смелым нахождениям. Суровость обихода направит народ в будущее. Радостно помочь там, где и среди бедности растет стремление к служению.

Мыслитель заботился о движении народа: "Пусть учатся в движении, так легче найти ритм".

   

 

От чего следует отличать подвижность

 

Братство, 499. Побеседуем о движении. Около этого понятия продолжаются нагромождаться непонимания. Люди, слыша о движении и подвижности, делаются суетливыми бегунами. Но разве суета может быть прилична для высших проявлений? Люди также не различают движение внешнее от движения внутреннего, но такое различие весьма существенно. Оно спасет от суетливости, которая неминуемо доведет до лжи.

Также понимание движения внутреннего даст и достоинство движений. Жесты и само движение нелегко усваиваются людьми. Часто они не знают, как поступить с собственными руками, ногами и даже головой. Голова трясется, руки машут, ноги заплетаются. Неужели придется учить и ходить? Но все эти промахи зависят от непорядка сознания. Суетливость есть выражение неприспособленности к жизни. Не годится паяц на пути к Братству. Так научимся различать движение внутреннее от внешнего.

 

Надземное, 81. Урусвати права, утверждая любовь к движению. Нельзя без любви понять необходимость движения. Можно слушать поучения о законе мирового движения; можно понимать, что малейшая приостановка движения нарушила бы все мироздание, но невозможно применить к жизни своей начало движения без любви. Не сутолока базара такое движение; не суета на площади, но нерв творческой жизни, который движет сознание к совершенствованию.

 

Надземное, 623. Урусвати знает, как часто люди не умеют сочетать родственные понятия. Вот подвижность и непоколебимость землянам представляются противоречием. Они считают подвижность шатанием и непоколебимость как одеревенением, получается как бы шатающееся дерево, которое угрожает прохожему и несносно скрипит. Не приходит в голову сопоставление подвижности в незыблемости или незыблемости в подвижности.

Человек должен пребывать в подвижности, в готовности к подвигу, но он должен опираться на посох незыблемости. Только в таком сочетании путник преуспеет. Не нужно считать Надземное законами неземными, и там потребуется посох и ощутится тяга к подвигу. Немало жителей надземных мечтают о полетах прекрасных и жалеют о грузе, им препятствующем. Поистине, такой груз накопляется не только вопиющими преступлениями, но и всякими смущениями и шатаниями.

Не смешайте шатание с поиском, который имеет в себе поступательное движение, такую подвижность назовем благородной. Также незыблемость осознания основ назовем благодатной.

Мыслитель учил познаванию родственных понятий. Он говорил: "Мы сами рассекаем великое тело Бытия".

 

Братство, 44. Условимся о значении понятия покоя. Около него наслоилось множество неверных и вредных толкований. Люди привыкли считать покой бездействием, таким путем он превращается в психическое расслабление. Самое разлагающее для психической энергии будет бездействие. Всякая духовная неподвижность будет утомлять, но не возрождать.

Врачи предписывают отдых, успокоение, явление бездействия и полагают, что в мертвенном состоянии можно восстановить силы. Но те же врачи понимают, что упадок сил происходит от нарушения равновесия. Так покой есть не что иное, как равновесие. Но равновесие есть равномерное напряжение энергии. Только таким путем можно возродить и укрепить силы.

Не в том дело, что равновесие будет приобретено в пустыне или городе, главное заключается в постоянном напряжении. Путь напряжения есть путь стремления, иначе говоря, путь жизни. 

Несовершенство врачей предостерегает об израсходовании сил, но они расходуются при неуравновесии. Наоборот, равновесие будет одной и лучшей панацеей. (…)

Пусть понятие покоя будет правильно осознано для явления Братства. Беспокойство родит суету.

 

Надземное, 926. Урусвати умеет согласить Адамант верности с подвижностью мышления. "Всегда готов!" – говорит подвижность. "Не предам!" – утверждает верность. Для многих такие понятия, как подвижность и верность, кажутся противоположениями. Фанатики верности не допускают подвижности мышления, для них она равняется измене. Но преданные подвижности полагают, что неподвижный идол не может вести в будущее.

Но йог понимает ценность Адаманта и подвижности. Явление равновесия помогает йогу четко и зорко смотреть вперед. Он достаточно знаком с Миром Надземным и знает, насколько там необходима подвижность мышления. Но Адамант верности сохраняет за ним место сужденное. Только согласование противоположений может показать возвышенную природу йога.

   

 

«Грани Агни Йоги» о приспособляемости сознания

 

Гр.А.Й. 1955 г. 120. Утверждаю ненужность всего того, чего нельзя взять с собою в путь долгий. Весь внутренний багаж следует пересмотреть с точки зрения пригодности для пути. Быстрая приспособляемость сознания к среде окружающей хороша и нужна всегда. Полезное качество.

 

Гр.А.Й. 1958 г. 936. (757). Преодоление жизни, приспособляемость к условиям ее, победа над обстоятельствами – все это явления одного и того же порядка. Цель их – сохранить постоянство непрерываемого движения, и притом двигаться так, чтобы ничто не мешало. Это движение вперед ставится вне зависимости от каких бы то ни было сочетаний внешних или внутренних условий, равно как и состояний сознания. Мало ли что может случиться в пути, и мало ли какие могут быть настроения и чувства. Движение совершается при всех и всяких условиях жизни во всех жизнях и на всех планах существования во всех мирах. Психической энергией этого движения проникнуты все оболочки, ибо двигатель – дух.

 

Гр.А.Й. 1966 г. 220. …Приспособляемость сознания ко всем и всяким условиям жизни позволяет удерживать нужное состояние духа. При анализе качеств интересно отметить то, что понимание каждого из них начинает углубляться и расширяться. Усовершенствование чувств до степени их абсолютности говорит о том, что и качества могут расти беспредельно. А ведь качества – это растущие в микрокосме огни, огни духа. 

 

Гр.А.Й. 1956 г. 298. …Трудно было сочетать Космическую работу и связанный с нею отрыв от Земли с жизнью земною. Трудно жить в мире сем, будучи не от мира сего. Но мы и наши в этом мире должны стоять тверже и ориентироваться лучше, чем обычные люди. Это нужное свойство приспособляемости к вещам и условиям следует развивать в себе постоянно. Оторванная от жизни мечтательность не свойственна нам. Наши мечты практически творческие, долженствующие воплотиться в жизнь. И говорят, и мыслят, и действуют четко и определенно люди, близкие нам. Практическая сметка, быстрая смекалка – любимые нами черты в характере человека. Их можно упражнять и развивать и чувствовать радость и удовлетворение, когда они успешно проявляются в жизни. Чтобы удивить народ смекалкой, немало ее надо иметь самому. Решение в том, что при сосредоточении мысли на любом явлении, предмете или вопросе они расширяются, как бы раскрывая свои дальнейшие возможности и новые сочетания своих элементов и освещая лучшие их комбинации. Смекалка приходит именно этим путем, причем долгая практика и опыт делают процесс быстрым и почти молниеносным. Но глубокое сосредоточение, хотя бы и краткое, нужно. Хочу, чтобы и вы, ввысь устремлялись, крепко ступая шли по Земле.

 

Гр.А.Й. 1957 г. 496. Тягости Земли – как противовес подъемного крана: чем больше они, тем больше поднимешь ты знания внешнего. Но крепок должен быть упор и ось, на которой держатся оба полюса и стержень основания духа. И кольца спирали вокруг него одной стороной погружены в Землю, другой – в Надземные сферы, подобно Земле, обращенной то к Солнцу, то к тени. Кран работает при условии правильного уравновешивания противовеса. Потолок сознания уравновешивается плотностью земного окружения и отягощением духа обстоятельствами. Иначе – полная оторванность от жизни, то есть непрактичность и отсутствие приспособляемости сознания – качества, столь нужные воину духа. Полагают, что можно без Земли, но даже самолету, чтобы взлететь, нужна на земле площадка. Без Земли нельзя. Это отправная точка транскосмических полетов духа. Землю любите не саму по себе, но как неизбежную и нужную ступень для восхождения духа.

 

Гр.А.Й. 1957 г. 178. …В плотные условия надо внести Надземное понимание и тем одухотворить жизнь. И делая то, что делают другие, и живя, выполняя долг свой земной, можно, поистине, быть не от мира сего. Мы против беспочвенных мечтаний и слюнявого или слезливого идеализма. Мы – реалисты-действительники, и Высшее в Нас, и земное сочетаем в гармонии установленной. Мы много более практичны, чем обыватели, но идеалистичнее любого идеалиста. Рассеянность, свойственная этим последним, непрактичность, отсутствие приспособляемости, беспомощность и прочие свойства людей, кто к жизни обычной не годен, Нам совершенно не свойственны. Понимаете ли, надо уметь хорошо тачать сапоги, и добрую кожу и нитки выбрать суметь, и каждый гвоздь забить точным, метким и скупым ударом молотка, и в то же время быть в состоянии написать философский трактат, по глубине содержания далеко не всякому доступный. Смекалистость и практичность особенно отличает наших людей. По Земле надо ходить прочно, только тогда прочен и тверд будет шаг в Мирах Высших. 

 

Гр.А.Й .1968 г. 555. А идти-то все-таки приходится по Земле и ногами человеческими, и притом своими собственными. Поэтому всякие заоблачные и беспочвенные мечтания, не утвержденные применением в жизни, в сущности говоря, ни к чему. Ученик и в жизни должен быть и практичен, и смекалист. Неприспособленность к жизни и неумение жить указывают на неприспособляемость сознания. Но качество приспособляемости очень ценно и очень нужно не только на Земле, но еще больше в мирах. Мы очень ценим в ученике практическую смекалку. Ведь и ученику может представиться возможность иметь своих подопечных, куда же будет годиться он, если и сам не может разобраться в сложных условиях жизни.

 

Гр.А.Й. 1971 г. 592. Реакция человека на те или иные воздействия зависит от предшествующих накоплений и опыта. Два человека, очутившись в одинаковых условиях, могут чувствовать себя – один счастливым, другой – несчастным. Дело не в условиях, но в отношении или реакции сознания. Можно почувствовать упоение бурей, а можно и дрожать от страха. Так, самые тяжкие и трудные обстоятельства вызывают у стойких людей подъем и силу противостояния, но слабых приводят в отчаяние. При умении и желании психологировать себя и выявлять желаемую реакцию сознания можно настраивать себя на любой лад. Это во власти человека. Можно заставить себя не падать духом и даже при труднейших испытаниях. Метод, рекомендуемый Нами, прост: следует представить себя в условиях, еще более худших и тяжких, и по сравнению с ними увидеть, что то, что происходит, не так уж плохо, как кажется. Много значит и опыт. Живущие в пустынных местах дикари находят себе пропитание и воду, но погибает неопытный горожанин. В хижине из листвы и прутьев дикарь чувствует себя дома, но жестоко будет страдать европеец. При умении настраивать сознание на желаемой волне и при обладании качеством приспособляемости может выдержать человек любые испытания, не теряя равновесия. Стойкие и мужественные люди давали примеры тому, даже бесстрашно смотря в лицо смерти. Дух нерушим и несокрушаем. Осознание этого дает силу противостояния трудностям жизни, даже самым невыносимым. В тепле и в сытости может чувствовать себя человек очень несчастным, в то время как другой, действительно несчастный, на его месте был бы счастливым. Все относительно и условно. Если это понять и применить метод сравнения и сопоставления с условиями, много более тяжкими и почти безвыходными, можно выдержать достойно любое испытание.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 15. Трудные времена пусть будут благословенными, ибо они рождают героев духа. Из ничего не рождается ничего. Так и при жизни обычной, привычной и гладкой, не могут вспыхнуть огни духа. Поймем условия, творящие сильных духов. Если таких условий не дает жизнь, то сильный дух создает их сам, изменяя течение ее в корне. Многие преобразователи родились в спокойных условиях жизни тихой и устоявшейся. Но дух и с этим мириться не мог. И они творили жизнь заново. Много примеров знаем из истории. Много ведомо жизней, когда человек изменял их волей, создавая трудности для победного их преодоления. Можно большую радость находить, развивая приспособляемость сознания к любым условиям и любым положениям жизни. Даже на мелочах можно заметить, как поддаются они усилиям воли, когда для всего находится какое-то решение и выход. Потому на все вопросы, проблемы и трудности можно смотреть как на нечто, подлежащее решению и имеющее какой-то способ их лучшего приложения на практике. Неразрешимых обстоятельств нет. И если закрыты все выходы в мире плотном, остаются они открытыми в Мире Тонком. Направление наименьшего сопротивления надо всегда иметь в виду при обстоятельствах, которые люди считают безвыходными. Кроме трех измерений есть измерения выше, кроме обычных решений есть решения необычные. Путь Йоги есть путь необычности. Йога Огня необычна по природе своей, ибо природа Огня не в мерах земных.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 305. Человек предполагает, но карма располагает. И человеческие предположения с кармическими часто не совпадают. Огорчаться слишком не будем. Если бы человек точно знал, что с ним случится и чего нет, школа жизни не принесла бы ему полной пользы. И многие достижения стали бы невозможны. А как же можно было бы закалить его на неожиданностях или научить качеству приспособления к любым обстоятельствам? Дамоклов меч учит тоже постоянной готовности противостояния тому, что угрожает. Если беспристрастно разобрать все неприятности и нежелательные явления, происходящие с человеком, так не так уж трудно увидеть, чему каждое стремится его научить и какой опыт выработать. Поэтому самое лучшее – это на все происходящее, и особенно неприятное, смотреть с точки зрения того, чему может оно научить, то есть тут же извлекать из него кроющуюся в нем полезность. Это будет решением правильным. Эмоции и переживания не нужны, они только мешают.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 565. Сын Мой, трепещут ожиданием нити сердца, коснувшегося будущего. Ощущение правильное, только не надо относить его на ближайшее время. Этот огонь пусть будет пищей для духа на долгом пути. От времени до времени эти ощущения будут усиливаться. Их не надо тушить. Они укрепляют связь с грядущим. Подвижность Плана требует большой приспособляемости сознания. Часто надо успеть примениться к обстоятельствам, не нарушая стройности поступательного движения. Для этого нужна большая подвижность сознания и стойкость. Когда предоставлены самим себе, стойкость будет надежной опорой, стойкость и мужество. Не давайте окружающему засасывать сознание и навязывать ему свой тонус. Волна утверждения исходит от фокуса сознания, являющегося узлом планетной сети Света. Ему нельзя терять своего ритма, иначе его свет будет затоплен вибрациями окружающей его сферы и растворится в ней, как капля воды в океане, утеряв себя. И некуда будет тогда послать Луч, и фокус света погаснет, и сеть Света явит порывы. Потому стойте всею силою, всеми мерами, всеми способами. Устоять надо во что бы то ни стало. Не смущайтесь ничем: ни собственными слабостями и недостатками, ни несовершенствами ближайших. Задача не в том, чтобы стать сразу совершенными, а в том, чтобы стойкость сохранить и устоять при уявлении резкой подвижности Плана, когда условия совершенно меняются, но главное направление остается все то же. В этой изменчивости временных условий надо усмотреть непреложность основного Плана и силы в себе найти сознание быстро настроить созвучно ему, но в новом ладе. В этом и скажется тонкое качество быстрой приспособляемости сознания к изменившимся условиям. Так приспособленность к определенным обстоятельствам заменяется приспособляемостью сознания к любым и всяким условиям, когда не страшны никакие перемены и неожиданности.

 

Гр.А.Й. 1971 г. 34. Не один, но много раз приходится сталкиваться с одними и теми же противодействующими условиями жизни. Это значит, что что-то в них не преодолено и требует от человека возрастания его преодолевающей мощи. Значит, слабы его огоньки. От возрастания Агни зависит характер кармических условий, его окружающих. Достаточно возрасти духом на противодействующие обстоятельства, как они уходят из жизни. Нет другого пути освободиться от них. Иначе они, как отравленные одежды Геракла, будут еще больше прилипать и цепляться за сознание. Как говорится, жизнь всегда бьет по больному месту, то есть по слабому месту, то есть самому незащищенному, пока оно не окрепнет и не покроется бронею, уже защищающей от внешних ударов. Судьба очень бьет несчастных, слабосильных, истерзанных жизнью людей. Надо быть сильным. В процессе эволюции видов выживают сильнейшие и наиболее приспособленные к борьбе. При этом эволюция не считается ни с жизнью, ни со страданиями живых форм. Все они умирают и заменяются новыми. Все формы жизни смертны, но бессмертны жизнь и та духомонада, вокруг которой образуются видоизменяющиеся формы, облекающие ее. Вся планета устлана останками тел растений, животных и человека, чтобы дать подножие нарождению и существованию новых форм жизни. Вечность жизни заключается в постоянной смене ее внешних форм.

     

 

Подвижность и приспособляемость в Тонком Мире

 

МО-2, 383. Человек, не мыслящий о Высшем, обращается в пресмыкающееся. Хождение в теле, хождение в мыслях, хождение в духе уже подвигает сознание к Миру Огненному. Нужно озаботиться этим умением передвижения, чтобы получить неутомимость и неутолимость к восхождению. Даже в среднем слое Тонкого Мира жители не умеют стремиться ввысь. Они не привыкли думать о таком устремлении. Им приходится учиться и перестраивать свое сознание, но ведь это не легко и могло быть уже достигнуто много раньше. Так Мы советуем размышлять о качестве, полезном на пути к Миру Огненному.

 

Надземное, 711. Много Мы говорили о реальности Надземного Мира, но человек любит отграничить Надземное от земного, в этом большой вред, ибо прежде всего должна быть принята единая энергия, которая живет во всем.

Пусть в школах разъясняют, насколько человек живет в трех мирах. Как легко детям понять подвижность человека. И как умножится красота мира, когда человек будет допущен к очагу продвижения! Много уже говорилось о наполнении пространства. Каждый физик и химик может, хотя бы примитивно, подтвердить эти законы. Пусть он скажет лишь о материи; безразлично от какого слоя начать, но Беспредельность заставит расширить суждение.

Мыслитель не отрицал ничего, когда оно заключало в себе зачаток расширения мышления.

 

Гр.А.Й. 1957 г. 165. Привыкая к необычному, подготовляем себя к условиям Тонкого Мира. Именно необычность его поражает неготовое сознание и парализует возможности его проявления в новых условиях. Потому Говорю: «Не удивляйтесь ничему и не поражайтесь ничем». Так поступая, утверждаете в действии приспособляемость сознания к любым условиям жизни как здесь, так и в Мирах, то есть на всех планах проявления сознания. В основании этого качества, или способности ничему не удивляться и не поражаться, лежит спокойствие. При переходе Великих Границ Мы с большей радостью Встречаем ученика, уявляющего полное спокойствие, чем впадающего в слезы умиления или растерявшегося от полноты чувств и переживаний. Даже при приближении Владыки лучше явить полное спокойствие, как это ни трудно, чем содрогаться в пароксизме слезоточивых эмоций. Такое Общение будет особенно плодоносным. Говорю о моменте лицезрения Учителя Света. Подготовить к тому себя можно лишь в жизни и жизнью.

 

Гр.А.Й. 1964 г. 53. Люди часто теряют голову, попадая в трудные условия. «Теряют голову» означает, что они теряют равновесие. Это также может происходить от шока неожиданностью, от большого горя и прочих тяжелых ударов судьбы. Бывает и так, что слабые души становятся психически ненормальными. Ясность сознания во всех этих случаях нарушается в той или иной степени. Можно представить себе, что же происходит при переходе Великих Границ, когда сброшено тело и человек оказывается в совершенно неожиданных, непривычных и новых условиях. Подготовленность и размышления об условиях посмертного существования могут до некоторой степени нейтрализовать шок неожиданности. Следовательно, неожиданность надо превратить в ожиданность, непривычность условий устранить приспособляемостью и способностью быстро ориентироваться в любых обстоятельствах. Качества бесстрашия, спокойствия и равновесия, выработанные и утвержденные на Земле, очень помогут собрать свои энергии в фокус и сохранить сознание нераздробленным. Когда центр внутри осознан как нечто нерушимое и независящее от внешнего окружения и собраны энергии духа внутри, сознание можно удержать прочно, если только в течение земной жизни не отрицалась возможность жизни без тела.

 

Надземное, 420. Урусвати знает, что каждая несвоевольная смена оболочки должна быть встречаема радостно, хотя бы из чувства любознательности. Человек может отправляться в новое плавание полный надежд. Полезно, чтобы люди любили путешествия и умели развивать в себе чувство подвижности.

Поверьте, именно это чувство пригодится в Тонком Мире, ведь и там можно погрязнуть в неподвижности духа. Но как же тогда устремиться к верхним слоям? Между тем, это стремление должно не покидать жителей Тонкого Мира ради совершенствования. Они могут предпринять и нелегкий труд приближения к земным слоям ради благотворения. Люди земные мало представляют себе, насколько тяжко приближаться к их сфере. Они удивляются, что редко происходят такие общения, но сами не замечают, сколько поучительных знаков вокруг происходит. Они полагают, что звук или цвет могут произвести определенное ощущение, – это правильно, но существует множество тончайших звуков и цветов, которые действуют еще мощнее, но земное восприятие их не отмечает. Так, человечество должно сознательно приучать себя к ощущениям тончайшим. Такое воспитание воли окажется полезным в Тонком Мире.

Не следует отказываться от мысли, что каждый житель Тонкого Мира должен помогать и земным собратьям. Такая благотворительность будет лучшим залогом подвижности. Сумеем во всех состояниях мыслить о помощи братьям. Не нужно полагать, что мы отрываемся навсегда от некоторых слоев. Там, где бедствие, мы можем оказать помощь, но никто не должен помыслить, что нечто ниже его достоинства.

Мы служим человечеству, Мы любим человечество. Многие деятели не покидают земные сферы, чтобы трудиться среди бедствий.

Мыслитель говорил: "Незримые Друзья, как выразить Вам нашу признательность?"

 

Надземное, 389. Урусвати знает, что закон притяжения и отталкивания действует во всех мирах, но он полон жизненности, ибо в областях, где властвует мысль, посредником будет самая подвижная энергия. Поучительно наблюдать, как закон этот проявляется в Тонком Мире. Можно изучать его применение гораздо лучше, нежели в плотном мире.

Люди полагают, что в Тонком Мире можно находиться лишь в одной сфере по духовному сродству. Даже такое утверждение условно. Поистине, каждый привлекается в определенную сферу, но это не препятствует ему посылать мысль в иные сферы. По этим мысленным мостам могут происходить новые общения, лишь бы закон отталкивания не проявлялся. Но и такое препятствие можно преодолеть, лишь бы посылаемая мысль была четкой и доброй.

Можно видеть, как отпадают чувства злобы, мести и вредительства. Они пропадают за ненужностью, ибо существо начинает понимать, что открываются врата не такими ключами. Так же и на Земле труженики забывают обиды и несправедливости, ибо труд поглощает все их внимание. На высоких сферах не могут быть мысли о зле, оно хаотично, но среди гармонии не могут быть условия диссонанса. Так получается притяжение, и магнит начинает действовать.

 

Надземное, 12. Урусвати может рассказать о том особом ощущении, которое бывает при полетах к дальним мирам в тонком теле. Трудно земными словами сказать о тончайших чувствованиях за пределами земной сферы. Но такие полеты необходимо познать, чтобы сознание могло вместить надземные чувствования. Среди Братьев усердно происходят такие дальние полеты. Люди также стремятся в высшие сферы, но, к сожалению, еще не вполне допускают деятельность тонкого тела. (…)

Так для многих явлений нужно иметь подвижное тонкое тело. Полеты в дальние миры непременно требуют подвижности тонкого тела, которое в своем напряжении достигает огненности. Многими воплощениями и непрестанным устремлением достигается такая возможность. Нельзя насильственно приобрести эту подвижность.

 

Надземное, 832. Человек носит в себе наклонность к самому отвратительному рабству. Человек полон малыми привычками. Не думайте, что эти привычки пагубны лишь в земной жизни, гораздо больше они вредны в Мире Надземном.

Неуклюж и неподвижен такой явленный путник Надземного Мира. Он сам лишил себя восприятий тончайших. Он не умеет отозваться на лучшие зовы. Он не может воспринять тонкие ритмы, ибо он глух и нем, как раб. Учитель не может сообщится с рабом.

Но нужно помнить, что свобода есть высшая дисциплина, потому нельзя считать свободными тех, кто лишь уявляет беспорядочное смятение. Можно сожалеть таких мнимо-свободных, которые только нарушают ценные вибрации. Они не понимают, как протягновенен вред, причиняемый пространству. Итак, взвесим, которые привычки подавляют нашу свободную волю? Поймем, что мы можем сделаться строителями и разрушителями. Явите понимание истинной свободы.

Мыслитель указывал: "Не будьте рабами, но явите свободу прекрасную".

 

Надземное, 896. Урусвати знает сущность самоусыпления. Мы указывали многие качества самодеятельности, способствующие развитию йогизма. Но также нужно напомнить и пресекающие свойства, среди них часто встречается свойство самоусыпления. Оно вредит не только в земной жизни, но и в Мире Надземном.

Уже давно сказано об Орлином Глазе йога. Такое ярое неусыпное качество йог вырабатывает в себе долгим размышлением. Йог стремится к подвижности и четкости мысли. Йог познал, что для преуспеяния он должен бодрствовать. Такое бодрствование происходит и во время сна. Оно будет как преддверие в Мир Надземный.

Йог может перейти в тонкое состояние в полном сознании. Усыпленность не нужна, и такое полусознательное прозябание не продвинет человека к преображению. Но много дремлющих бродяг, и они засоряют пространство, и в Надземном Мире они также лишь вредят окружающему.

Йог знает, что совершенствование нужно не только для него, но и для Общего Блага. Как же пояснить людям, что они живут для успеха эволюции? Как уберечь пространство от засорения?

Мыслитель говорил: "Друг, помни об Орлином Глазе".

 

Гр.А.Й. 1969 г. 613. О качестве приспособляемости и быстрой ориентации в незнакомых условиях следует сказать, что оно избавляет человека от шока неожиданностью и позволяет сохранять равновесие. Земные качества сдержанности и спокойствия в Мире Надземном более нужны, чем на Земле. Земную жизнь вообще можно рассматривать как подготовление к послесмертному существованию.

 

Гр.А.Й. 1965 г. 263. К мышлению Тонкого Мира хорошо приучить себя еще на Земле, чтобы возможно скорее ассимилировать новые условия. Опытный дух чувствует себя там сразу – как дома. Неопытный теряется и вынужден переживать процесс приспособления. Порою этой растерянностью пользуются другие развоплощенцы. Знающий защищен своим знанием. Сила накопленного Агни остается силой и там, и мысль, отточенная знанием, действует остро. Пребывание в новых условиях Надземного существования очень интересно и увлекательно для духа, не связанного земными пережитками и притяжениями.

 


1 Знаки Агни Йоги, 373.

2 Община, 83.

3 Листы Сада М. Озарение, ч. 2, гл. VI, 17.

4 Грани Агни Йоги. 1971 г. 34.

5 Грани Агни Йоги. 1958 г. 936. (757).

6 Рерих Е.И. Письма Том VI (1938-1939 гг.). М.: МЦР, 2006. С 41. (№ 17. Г.Ф. Лукину. 17.02.1938).

 

Начало страницы