Миролюбие – духовно-нравственное качество, означающее любовь и действенное стремление к миру, согласию, сотрудничеству и единению людей, гармоничному сосуществованию всего сущего.
Миротворчество – принципиальная мировоззренческая позиция, когда человек направлен на обязательный поиск мирного решения любой конфликтной ситуации, на построение добрых, дружелюбных отношений на гибких, индивидуальных основах в соответствии с принципом “по сознанию”.
Миролюбие проявляется в сознательном привнесении в окружающую обстановку доброжелательной атмосферы, умиротворенности, спокойствия, терпимости – через сочувствие, понимание проблем и тягот других людей, через ободрение и улыбку, через акцентирование позитивных моментов, созвучных человеку, через проявление заботливости и ласки сердца.
Миролюбивого человека отличают сила духа, твёрдая воля и большой запас психической энергии – более сильной, чем окружающие дисгармония, агрессивность и хаотические энергии.
Близкие понятия: любовь, вмещение, терпимость, сострадание, доброжелательность, великодушие, человечность, снисходительность, сдержанность, мудрость, соизмеримость, сердечность, бережность, умение прощать, дружелюбие, благородство.
Противоположные понятия: нетерпимость, агрессивность, озлобленность, мстительность, осуждение, раздражительность, обидчивость, самомнение, жестокость, бессердечие, ненависть, авторитаризм, догматизм, равнодушие, лицемерие, попустительство.
Надземное, 891. Урусвати знает сущность самоумиротворения. Йог – миролюбив. Йог избегает ссор и по мере сил предотвращает их. Йог знает целебность миролюбивых излучений. Йог осознал, что такие излучения приготавливают ему радушный прием в Надземном Мире.
Как же йог пришел к такому заключению? Он осознал соизмеримость и целесообразность. Он понял, что злоба будет гибельным мостом к продвижению. Йог усмирил раздражение как несовместимое с достоинством человека. Йог уявил ярое стремление к миротворчеству. Даже самое малое миротворчество есть прекрасное достижение. Особенно оно ценно, когда человечество гибнет в ненависти. Когда слово о добре признается неуместным, тогда йог оценит мысль, которая защитит многих слабовольных и угнетенных. Йог, может быть, не будет знать, кому помогут его светлые мысли, но он не устанет посылать их в пространство, как очистительную жертву: "Пусть будет миру хорошо".
Мыслитель сказал юноше, желавшему сделаться йогом: "Прежде стань миротворцем".
Надземное, 319. Урусвати знает, что Мы трудимся для мира. Почему же Нас мало радуют все бесчисленные учреждения, посвященные вопросам мира? Но лишь немногие из них заботятся о мире бескорыстно. Среди многих можно найти скрытые побуждения, которые будут горше войны.
Нужно проверить себя на таких краеугольных вопросах, как мир. Уметь проверить себя – значит почерпнуть новые силы и новое сознание, тогда будет понят истинный мир, который будет включать и оборону сокровищ всечеловеческих.
Но сама проверка должна быть проведена среди полной преданности продвижению человечества. Говорю о зависти; когда ехидна будет озлоблять людей, они не смогут мыслить о мире. Ведь люди могут завидовать самым неожиданным предметам. Удивитесь, когда заглянете в мышление людей. Они могут обладать сокровищами, но все же найдут возможность позавидовать малейшему преуспеянию соседа.
Невозможно мыслить о мире, не искоренив пороки, миру вредящие. Но говорю это к тому, чтобы напомнить, что каждое доброе напоминание о мире будет пространственно полезно. Как мантрам можно твердить слово “мир”, и оно уже может укреплять гармонические усилия.
Но упасемся от лжемира, он приведет к разложению. Учение Наше есть Учение мира, но мира подлинного.
Мыслитель говорил: "Стану на дозоре, чтобы ехидна не переползла порог".
ПЕИР 8.10.1937. И чем больше будет единения среди ближайших в мыслях и действиях, тем ярче будет победа. Самому терпеливому, самому великодушному и будет принесена самая горячая признательность. Разве не Сказано: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими». Так и в заповедях Блаженства это качество отмечено превыше всего. И Владыка Будда ставит выше прочих достижений искусство творить отношения с людьми. Будем помнить, что и Великий Владыка называет миротворцев царями духа. Так найдем в себе мужество, терпение и великодушие и каждую минуту будем помнить о необходимости единения. Должна сказать: очень люблю я во всем истинную царственность, и, конечно, где может она ярче всего проявляться, как не в великодушии, вмещении, прощении и терпении. Будем же такими царями духа!
ПЕИР 18.04.1935. Теперь хочу коснуться крайне деликатного и сложного вопроса выслушивания так называемых взаимоосуждений или обид. В принципе, конечно, всякое злословие должно быть осуждено, но руководитель должен знать все извилины мышления своих учеников. Часто, давая возможность ученику или члену группы излить накопившуюся обиду, мы тем самым помогаем ему разрядить вредную энергию. Нет ничего опаснее затаенной обиды или злобы. Как Сказано: «Выслушайте и не осуждайте. Часто, именно, истечение яда освобождает человека для нового пути. Учение подает помощь не отрицанием, но привлечением» /«Мир Огненный». Ч. II, 410 /. Так, можно осторожными касаниями внести порядок в неуравновешенное мышление. Главное – не поддакивать, но выяснять по большей части неосновательные обиды и заподозривания наговоров. Задание, или, как я люблю это называть, искусство творить отношения с людьми и среди людей, есть величайшее из всех искусств. Нет более благородной деятельности, нежели миротворчество, – но она и самая тягостная, и самая трудная.
ПЕИР 24.08.1936. …Сейчас путь духовного перерождения, путь накопления, но в то же время все узнанное должно быть использовано с пользой для окружающих. Каждая широкая мысль, каждое проявление дружелюбия и миролюбия есть благие действия в жизни каждого дня.
ПЕИР 11.02.1938. …Предлагаю Вам еще одну высокополезную деятельность, которую Вы можете проводить именно в жизненном обиходе. Поддерживайте сотрудничество и вносите умиротворение.
ПЕИР 30.03.1935. Так, если бы мне пришлось говорить с типами вроде г-на Лукина, конечно, я сказала бы ему, что мой Бог вмещает и его Бога, ибо он, истинно, вездесущ и беспределен, но мой Христос не стоит с плетью у Храма и не грозит анафемой, но живет в сердце каждого человека, устремленного к миролюбию и благому строительству.
ПЕИР 14.06.1934. Мы можем всей душой быть против войны, но мы знаем красоту долга перед родиной. В истории нашего государства Самый Высокий, Самый Миролюбивый Подвижник воодушевлял народ и посылал даже иноков своих на бой против врагов Родины. Мы чтим Его за это. Его Заветами мы идем!
Гр.А.Й. 1951 г. 180. Утверждаю Красоту на Земле как единую форму проявления жизни. Забыли люди о красоте, и наполнилась их жизнь безобразием. Как украсить сад свой без ее нивелирующей руки? Оявление красоты на Земле означает разрешение всех проблем человечества. Красота – это прежде всего гармония, согласованность, то есть согласие. Мир на Земле и есть эта гармония во взаимоотношениях и людей, и народов. Но этот аспект красоты обусловлен сознанием человечества. До мирового единения надо еще дорасти. Искусство явится мощным объединителем народов. Каналы красоты соединят души народов, и по ним потечет широко и свободно живоносная, творящая, возрождающая влага жизни. Они соткут спасительную сеть вокруг планеты и превратят пустыню жизни в цветущий сад. Мною утверждается красота, и Моя Рука над несущими ее в мир. Еще не понимают люди власть и могущество красоты, еще не осознали, в чем их спасение, еще тупо барахтаются в мохнатых когтях безобразия. Красота слияния с Высшими незримыми Мирами и утверждение незримо сущего в сознании масс будет первым этапом пробуждения народов. А народы уже просыпаются. Они задыхаются, им невыносимо в страшных объятиях уродств и несоответствий старого осужденного мира. Новое мерило вводится в жизнь. Красота и безобразие такие же антиподы, как строительство и разрушение, как мир и война. Мир, согласие, соответствие, то есть созвучие, – это тоже формы выражения красоты. Потому, кто за мир, тот с Нами и Наша Рука над ними. А их много. Мои воины несут по миру великое Знамя Мира – Знамя Культуры. Знамя Владык реет над Землею, и под огненными разрядами молний его Света трепещут, колыхаются и вьются знамена мира в руках народов. О них Наша Забота, и им предначертана победа. И не жалким двуногим из мира кровавых пережитков прошлого остановить победное шествие воинов Майтрейи. Кто за мир, тот с Нами, и Наша Рука над ними. Но горе супротивникам Нашим. Не уйти им от карающей руки пространственной мощи и не спастись. Вавилонскую башню Разрушим. Лжецов и лицемеров с арены жизни Уберем. Красотой будем строить Храм Нового Мира, и лучшие пойдут на постройку. Уходящие тени, призраки прошлого, исказители жизни, сыны тьмы и слуги ее, не все ли равно, с какой стороны вы ползете? Нет вам части ни в чем: ни в этом мире, ни в будущем (ни в мире будущего). Моя Рука осудила вас, и Мой меч занесен над вами. Граница допустимого вами перейдена. Не ждите пощады. Силы Света никогда никого не карают. Но в Огненную Эпоху тьма обрекает себя на самосожжение. Через самосожжение зла в струях огня пространственных волн произойдет уничтожение зла. Под огненными лучами Солнца без влаги гибнет всякая жизнь. Они отвергли влагу жизни, и Река Жизни и Света пройдет не у их берегов. Так и погибнут в раскаленных песках пустыни все корни зла, посеянного ими. И уже гибнут. Каждый росток Нового Мира, даже маломалейший, даст богатые всходы. Каждый корень старого мира, даже тысячелетний, засохнет и умрет, ибо старый мир обречен. Еще остались ветви, еще видны листья, еще шумят и являют обличие дерева, но влага ушла из почвы, питаться нечем. Жизнь остановилась. Впереди смерть...
На фоне этих уходящих призраков прошлого в вихрях смещаемых энергий уже возведены ослепительно прекрасные контуры величественного здания Нового Мира. Храм Красоты оформлен. Сияющее прекрасное будущее ждет человечество, открыв свои Врата Света.
1972 г. 279. (М.А.Й.). На прошлом поставим крест и откроем двери понимания будущего. Оно уже у дверей. Не войти в Новый Мир в лохмотьях и веригах старого. Сознание должно омыться пониманием новых близких возможностей преображения всей жизни. Довольно крови, войн и насилия. Довольно противодействий и борьбы против умиротворения и строительства. Да здравствует новая жизнь на Земле и мир в человеках и благоволение!
Излучения миролюбия
Сердце, 157. Меч пламенный является лучом доспеха духовного. Символ луча мечеподобного прошел все Учения как самый трудный знак. Даже наиболее миролюбивые изображения утверждали меч. Не значит он желание насилия, но он указывает готовность защищать самое священное. Так можно увидеть среди огня бурного стройный меч над лбом воителя духа. Жаль, что запечатление излучения так еще несовершенно в земном мире! Можно было бы явить наглядные доказательства лучей и прочих огней.
Надземное, 809. Урусвати знает целебность сострадания. Обычно люди полагают, что такое качество может принадлежать лишь высшим существам. Между тем они в своей обыденной жизни часто прикасаются к области сострадания.
Истинно, милосердие, миролюбие, жалость, снисхождение, явления обычной бережности к людям будут проявлениями сострадания в разной мере. Сама любовь живет близко от сострадания. Разве сотрудничество не есть сосед сострадания? Все эти добрые качества полны целебности.
Психическая энергия, посланная с добрым намерением, оказывает целебное воздействие. Пусть и наука скажет, насколько доброе намерение бывает целебным для нервной системы, но не забудем, что оказывающий сострадание также получает полезное воздействие от бумеранга посланной энергии. (…) Мыслитель говорил: "Соберем добрую жатву".
Надземное, 891. Йог знает целебность миролюбивых излучений. Йог осознал, что такие излучения приготавливают ему радушный прием в Надземном Мире.