Великодушие – качество, чувство и большая мера понимания, прощения и принятия несовершенств человека и окружающего мира на данной ступени их эволюции. В основе великодушия лежит чувство внутреннего родства, сочувствия, а также взыскательное отношение к себе. В основе же антитезы великодушия лежат, напротив, чувство отчужденности, обособленности, высокомерия и самолюбия.
Великодушие означает отказ от "земной" (часто эгоистически ограниченной, а потому ошибочной) справедливости в пользу Космической Справедливости, совершающейся по неотъемлемым, естественным Законам Жизни космоса (Законам Эволюции, Кармы и т.д.). Великодушный человек не возьмет на себя роль судьи, вершителя судеб. Он проявит уравновешенность, благожелательность, зная, что "и это пройдёт", что ошибки и недостатки в определенной степени неизбежны, и великодушное отношение не усугубит, а поможет изжить их. Великодушный человек всегда готов ободрить и поддержать другого.
Великодушие – яркая мера освобождения человека от эгоизма (самости=самолюбия, гордыни), мстительности, обидчивости и т.д., которые характерны для ограниченного малого "я" и несовместимы с Духовной сущностью человека.
Великодушие не означает непротивления, или попустительства, сознательному злу; источник его – не равнодушие, а глубинное понимание истинной, часто противоречивой и неразвитой природе людей и других живых существ. Внутренняя направленность великодушия – помощь и сотрудничество в преобразовании несовершенств и принятие мер по охранению и защите всего доброго, эволюционного.
Пределом проявления Великодушия является только тяжелая степень предательства Высшего, но и в этом случае оно никогда не затемнится личностными чувствами и в своим устремлении сольется с действием космического Закона Справедливости и Любви.
Великодушие – одно из немногих качеств и чувств, которое может предшествовать развитию Любви к кому/чему-либо.
Близкие понятия: мудрость, любовь, вмещение, благородство, достоинство духа, сердечность, сострадание, снисходительность, терпимость, милосердие, жизнерадостность.
Противоположные понятия: осуждение, нетерпимость, жестокость, бессердечие, ненависть, равнодушие, попустительство, озлобленность, мстительность, раздражительность, обидчивость, эгоизм (самость).
МО-2, 280. В молитве возносится и улучшается Бытие, потому каждая молитва, как и каждое возношение, должна быть лучше предыдущей. Каждая ступень лестницы духа должна быть пройденной. Как величественна Лестница к Огненному Миру, которая имеет в году триста шестьдесят шесть ступеней днем и триста шестьдесят шесть ночью! Каждая ступень отличается от другой и пусть будет лучше другой. (…) …На лестнице духа нет тесноты. Пусть каждый радуется лишь красоте новой ступени. (…) Лестница восхождения есть мера великодушия, значит великодушие может быть постигаемо ежедневно.
ПЕИР 5.09.34. Нам же нужно проявить большую тонкость. Так, терпимость, великодушие и огненное устремление к выполнению Указов остаются дисциплиною дня.
Приложите Великодушие
МО-1, 193. Благо в руках человеческих, как лампада каждого вечера. Становится темно, но готова лампада, и рука опытна, чтобы зажечь ее. Но опять говорю: "Хвалите за каждое благо". Это будет явлением великодушия. Пусть каждая искра блага раздувается в пламя. Пусть случайное добро многочисленно, но оно, тем не менее, все-таки добро. Много запрашивать сознательного благотворения, пусть хотя бы тусклые огни тьму рассеивают. Мрак совершенный не будет уже таким даже при одной искре Света. За мыслью, за словом, за действием – уже Свет. Так сумевший найти искру Света уже будет сотрудником Светлым.
МО-1, 593. И еще помолимся, чтобы открылся глаз наш на добро. Многие засоренные глаза не вполне различают добро. Они вследствие болезни своей различают лишь грубые формы. Нужно проявить чрезвычайное напряжение, чтобы не растоптать росток блага. Впрочем, сердце, изгнавшее жестокость, поймет все зерна добра и кончит великодушием и любовью.
МО-1, 277. …Даже обычные строители согласны, что сперва должно быть расчищено место построения и свезен весь материал потребный. Сами знаете, во что обходится одна расчистка места, когда нужно убрать целую заросль зависти, сомнения и всякого сора. Нужно приложить все вмещение и великодушие, чтобы не согнуться под тяжестью бурьяна. Конечно, вся тьма и невежество будут особенно возмущаться против Огня.
Сердце, 112. Не только токи, но и зовы пространства нарушают физическое равновесие. Множество тянется к магниту пламенного сердца. Зовут в страдании, и великодушное сердце не может отказать зовущему. Так устремление к магниту может отнимать энергию его, но это неизбежно, и каждый магнит подлежит этому условию. Конечно, потенциал сердца только возрастает от этих упражнений. Но явление зовов имеет другое важное значение, ведь пространство пронизывается лучшими устремлениями, и эти лучи плетут Светлую сеть Мира. Понявшие сеть лучших зовов поймут подвиг отшельничества, которое вовсе не одиночество, но, наоборот, служение, открытое страждущим.
МО-1, 655. Мудро наблюдать физическое состояние собеседника. К сожалению, слишком часто говорящий слушает самого себя и не обращает внимания на слушателей. Лишь огненное сознание удержит все внимание по их особенностям. Такое внимание будет относиться к великодушию.
ПЕИР 17.04.34. Объединение сознания не приходит сразу, оно достигается с большим трудом, и нужно проявить много обоюдного терпения, тактичности, сердечности и великодушия. Но когда оно достигнуто, то, действительно, все становится возможным, ибо тогда приходит постоянное Высшее Руководительство.
ПЕИР 11.02.38. Часто люди, прочитавшие все книги Учения, тем не менее, не могут усвоить, что без умения поддерживать единение среди сочленов никакое духовное продвижение невозможно. Многие понимают единение как принятие всеми сотрудниками лишь их мнения и не могут найти в себе великодушия сделать уступку. Да, нет ничего труднее, как научиться сотрудничать. А между тем, новая ступень эволюции настоятельно требует установления такой кооперации.
ПЕИР 31.05.34. Теперь всех прошу являть великодушие и прощать малые ошибки. Если не научимся прощать, никогда не найдем себе сотрудников. В жизни приходится прощать много. Даже самые, самые близкие иногда, сами того не замечая, очень обижают нас, но разве мы от этого меньше любим их? Всегда нужно помнить, что лучший Друг – Владыка, который никогда не умалит и не обидит, но скажет лишь Правду для нашей же пользы и тогда, когда Он видит, что Правда эта будет понята и потому принята без затаенной обиды. Так, мне Указано добавить, что я знаю, "что терпимость и терпение Порумы, удержали многих сотрудников". Владыка особенно ценит проявление великодушия. Великодушие покоряет себе все сердца. Великодушие есть ключ от всех Затворов. Великодушие есть Венец царственного Духа.
ПЕИР 12.04.34. Но разве может быть верность без одного из признаков? Разве может существовать понятие частичной верности? Потому, родные мои, хотя и очень трудно развить в себе терпимость и великодушие, все же придется достичь и этого, ибо иначе сможем ли называться верными в полном значении этого слова? В значении, которое оно должно иметь среди истинных учеников.
ПЕИР 28.09.36. Великодушие сердца знает, что нет более достойного действия, как творить прекрасные отношения между друзьями. Так, родные, держитесь дружнее дружного в час великой битвы.
ПЕИР 21.12.37. Полагая свои силы на защиту и продвижение правого дела, мы находимся под Щитом Света, и Щит этот тем мощнее, чем лучше выполнено условие единения. Итак, родные, умоляю проявить великодушие и всеми силами устремиться к поддержанию единения, хотя бы малейшего. Каждое несогласие, каждое уныние, каждое раздражение невыразимо отяжеляет защиту дел. Оккультно разъединение ужасно. Оно обрывает все сотканные провода, и Помощь не может доходить. Также оно губительно отзывается на Вашем и нашем здоровье.
ПЕИР 7.01.1938. …Должна быть проявлена вся мера великодушия. Царь духа тот, кто первый протягивает руку. (…) Первое условие для продвижения и преуспеяния есть ЕДИНЕНИЕ. Не знающий, что есть терпимость, терпение, великодушие и единение, не может приблизиться к Твердыне Знания, как бы ни были блестящи его прочие способности.
ПЕИР 24.03.44. Памятование о Великом Источнике Любви и Света в самую тяжкую минуту принесет мужество и готовность принять подвиг трудный, подвиг служения человечеству. Истинно, нет подвига труднее, ибо нужно уявить высшую меру терпения, терпимости и великодушия, нужно быть готовым к непониманию и осуждению даже друзьями, ибо часто наивысшее благо принимается людьми как явление обратное. Спасение, уявленное им, кажется им злом, а ярое попустительство рассматривается как добродетель...
ПЕИР 23.09.37. Так явим великодушие и будем врачами, зорко следя за настроением больного*, чтобы чем-нибудь не ухудшить его положения, что может привести к печальному результату. (…) Великое терпение есть удел носителей Света. Родная моя, знаю, что тяжко, но всем нам приходится быть прежде всего врачами – время такое тяжкое и опасно больных много, очень много.
Так, еще раз обнимаю Вас, родные мои, и умоляю явить терпение и великодушие. Каждый призыв к единению пусть не останется пустым звуком. Будем помнить, насколько можем утяжелить Великое Сердце необдуманным действием или словом.
[*Больной – в данном контексте это человек, подпавший под власть самости со всем ее чертополохом обидчивости, раздражения, высокомерия и т.п.]
ПЕИР 1.12.32. Родные и любимые наши, писала Вам много о хранении торжественности, единения и дружелюбия, теперь буду настаивать, как Указано, на применении великодушия. Ибо лишь великодушие сделает нас царями духа. Отбросим всякий намек на разделение и больше всего убоимся зародить в себе мелкое чувство удовлетворенности от сознания своей избранности. Будем истинными царями духа, дающими от избытка своих накоплений и не пересчитывающими их.
ПЕИР 1.12.32. "Много удачи в пространстве. Нужно собрать все силы. Разделение Нам противно. Посмотрите на градусник великодушия".
ПЕИР 8.10.37. И чем больше будет единения среди ближайших в мыслях и действиях, тем ярче будет победа. Самому терпеливому, самому великодушному и будет принесена самая горячая признательность. Разве не Сказано: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими". Так и в заповедях Блаженства это качество отмечено превыше всего. И Владыка Будда ставит выше прочих достижений искусство творить отношения с людьми. Будем помнить, что и Великий Владыка называет миротворцев царями духа. Так найдем в себе мужество, терпение и великодушие и каждую минуту будем помнить о необходимости единения. Должна сказать: очень люблю я во всем истинную царственность, и, конечно, где может она ярче всего проявляться, как не в великодушии, вмещении, прощении и терпении. Будем же такими царями духа!
ПЕИР 31.07.37. Конечно, ни один высокий дух не будет заниматься обманом, но прежде всего следует установить, в чем будет заключаться критерий для определения Уч. Бел. Бр.? Критерий земной очень разнится от критерия надземного, или высшего. Святошество и приторная, часто лицемерная доброта не будут признаком величия духа. Вернее судить о высоте духа по его терпимости, вмещению и великодушию, а также и по действенному противлению злу.
ПЕИР 19.08.37. Питание враждебности, отсутствие великодушия препятствуют развитию тонкости чувств. А без утончения их разве возможно духовное продвижение? Никакая интеллектуальность не продвинет нас ни на йоту в мире Духа, если наше сердце ожесточилось. Великодушие и любовь есть питание сердца, без этих энергий сердце засыхает. Потому посоветуйте <...> найти в себе величие духа поставить крест на прошлом и протянуть друг другу руку помощи и всепрощения. Нам заповедано быть царями духа, неужели останемся рабами самости? И не позорно ли перед Ликом Учителя такое пренебрежение Заветами Учения? Высказываю Вам мою точку зрения и знаю, что сердце Ваше найдет лучшие слова о великодушии. Также чтение рефератов о духовности одно, а приложение в жизни хотя бы одного Завета Учения – нечто совершенно другое и много труднее. Двойственность очень развита в человеке, и редко можно встретить человека, у которого ум и сердце не спорили [бы] между собою. Эта борьба ума с сердцем самое трагическое зрелище! (…)
Великодушие есть первый признак царственности духа. Но, увы, царей духа так мало!
ПЕИР 25.10.36. Очень люблю я слова из Бхагават Гиты: "Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне". В этом прекрасном изречении ясно указано, что форма не имеет значения, но существенна лишь сама идея. Как далеки некоторые духовные учителя от такой терпимости и всевмещения! Прежде всего им не хватает ВЕЛИКОДУШИЯ.
ПЕИР 02.06.34. …Всевмещающая красота изречения из Священного Писания Востока (Бхагават Гита): "Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне". В этом прекрасном речении ясно указано, что форма религий не имеет значения, но существенна лишь сама идея. Истинно, далеки наши духовные вожди от такой мудрости, от такого великодушия, от такой терпимости и всевмещения! Все твердят – Макрокосм и микрокосм тождественны. Потому не должно ли и сердце наше быть тождественным всевместимостью своей Сердцу Космоса?! Можно ли допустить вопиющую несправедливость, чтобы Всемудрый, Всемилосердный Бог послал Сына Своего Единородного лишь к одному народу, а до него и после него биллионы людей, "сынов Отца Небесного" (если верить словам самого Христа), пребывали бы отверженными, когда многие среди них были и есть гораздо выше в своей нравственности, нежели многие, удостоившиеся родиться под сенью христианской церкви?
ПЕИР 17.05.34. Широкая терпимость, великодушие и устремление в будущее – завет Н.К.(Рериха).
ПЕИР 02.06.34. Помните во всех делах и встречах Ваших Завет, оставленный Н.К.(Рерихом): "Терпимость, великодушие и устремление в будущее"!
ПЕИР 8.05.34. Прошу Вас, родные, храните здоровье, берегите друг друга. И, как сказал Н.К., пусть каждый выкажет максимум великодушия, не ожидая проявления его от соседа. Н.К. писал, как он тронут был заботами о нем и Юрии и как ему ясно, что лишь ничтожные мелочи мешают полному единению.
ПЕИР 26.05.36. Живите сердцем, развивайте терпимость, великодушие, и новое сознание укрепится в Вас.
ПЕИР 27.09.37. Мудрее, чем в жизни, не бывает, и жизненные уроки, особенно когда они повторны, очень болезненны, но, вероятно, потому они все же в конце концов заучиваются. Но лучшая панацея от всех ударов судьбы – доброжелательность и великодушие.
МО-1, 191. Мы говорили о торжественности, о дружелюбии, о великодушии; заключим этот квадрат благодарностью.
МО-1, 564. Еще сказка о сердце. "Собрались люди, чтобы хвалиться своею силою: кто показывал мощь мускулов, кто хвалился укрощением диких зверей, кто усматривал силу в крепости черепа, кто в быстроте ног – так были восхваляемы части тела. Но один вспомнил о сердце, оставшемся без похвалы, – задумались люди, чем бы отметить силу сердца? Но один вновь пришедший сказал: "Вы говорили о всяких состязаниях, но забыли одно, близкое сердцу человеческому, состязание великодушия. Пусть ваши зубы, кулаки и черепа побудут в покое, но померитесь в великодушии. Оно ускорит путь сердца к Миру Огненному"". Нужно сознаться, что люди очень задумались, ибо не знали, как проявить великодушие. Так явление любви осталось не обсужденным, потому что даже врата к ней не вошли в состязание сил. Истинно, если найдено великодушие, то и любовь зажжет огни сердца.
Источники Великодушия
ПЕИР 7.10.35. Самая медленная эволюция – это эволюция сознания, и, если прошлые накопления были скудны, откуда же можно вдруг развернуть широту понимания и великодушие сердца, которое неразрывно связано с великими накоплениями? Крайняя жестокость, проявляемая людьми, указывает на их рабскую натуру, сложенную убогостью прошлых жизней. Самое страшное есть жестокосердие, ибо, истинно, это есть смерть духа.
ПЕИР 24.07.34. Проявим великодушие, не уподобимся мышиным сердцам, о которых еще в тринадцатом столетии учитель Тибета Миларепа писал, что через тринадцать поколений люди не будут в состоянии понимать суровую дисциплину духа и Иерархическую Линию, ибо сердца их сморщатся и станут мышиными.
МО-2, 022. Радж Агни так называли тот Огонь, который вы зовете энтузиазмом. Действительно, это прекрасный и мощный Огонь, который очищает все окружающее пространство. Мысль созидающая питается этим Огнем. Мысль великодушия растет в серебряном свете Огня Радж Агни. Помощь ближнему истекает из того же источника. Нет предела, нет ограничения крыльям, сияющим Радж Агни.
МО-2, 198. Радж не знает мести и осуждения. Радж великодушен, ибо устремлен в будущее. Радж хочет добра, ибо он – любовь творящая.
ПЕИР 23.01.40. Пусть соберут все мужество и великодушие, чтобы понять происходящее. Не все так плохо, как кажется. Часто именно то, что принимали за бедствие, оказывалось основою нашего счастья. Мудрость народная давно предусмотрела это в мудром речении: "Не быть бы счастью, да несчастье помогло". Так примем все спокойно и мужественно и устремимся поверх настоящего в светлое будущее, когда новые широкие возможности дадут и новое расширение сознания и деятельности.
Аум, 598. Обереги сотрудников, плывущих в одной ладье, некоторые из них не привычны к дальнему плаванию. Ведь не все прошли те же сроки. Кому удалось лучше, тот знает и великодушие. Он уже опытен в терпении, без чего не удается никакое изыскание.
Братство, 086. Пощада не легкое понятие, лишь очень дальнозоркие могут присмотреться к следствиям пощады. Когда великодушие произносит: "Пусть живет", не будет этот приговор трудным. Может быть, именно в этот час могло наступить разрушение, но дальновидец понял, что положительное больше отрицательного. Для близоруких такая пощада не уместна, но для дальнозорких она, как стрела в цель.
Надземное, 874. Урусвати знает сущность готовности. Йог пламенеет готовностью к добротворчеству. Во всех условиях жизни следует быть готовым к явлению добротворчества. Если нельзя совершить подвиг в теле, то всегда возможен мысленный подвиг.
Наверно, вас спросят: "Какое значение имеет мысленный подвиг?" Отвечайте: "В Надземном Мире все подвиги мысленные, таким образом, и в земной жизни мысленные подвиги имеют значение. Ведь полная готовность к подвигу зарождается в мыслях, и так она готова проявиться при малейшей к тому возможности".
Потому Мы высоко ценим человека, готового к подвигу. Можно утверждать, что такое пламенное сознание подобно спасительному огню Маяка. Можно представить себе, как далеко светит такой огонь готовности! Он обладает целительными качествами и широко помогает заблудившимся путникам; так твердо запомним, что готовность к подвигу уже есть часть его.
Может ли подвиг совершаться без мысленной готовности? Нужно создать прочный доспех для победы, и пусть и днем, и ночью пылает великодушная готовность к подвигу.
Мыслитель советовал: "Будьте готовы к подвигу!"
Великодушие спасет
ПЕИР 24.04.35. Великодушие и дружелюбие – вернейший Щит.
МО-1, 518. Уже знаете, как предупреждал об опасности для жизни при раздражении. Через океан несутся такие вопли ожесточения; кто великодушнее, тот и должен понять долг свой. Именно великодушие больше другого обережет от раздражения.
МО-2, 201. Люди, принявшие на себя Великое Служение, могут быть названы "Небесным камнем". В стремлении они преисполняются Светом. Они прободают низшие слои и заключают в себе алмаз-адамант. Но не легко быть алмазом и нужно утвердиться в Свете, чтобы преодолеть тьму. Не знает покоя Великое Служение, на бессменном предстоянии укрепляется дух. Много земных малых правд нужно покрыть куполом великодушия. Нужно покрыться Светом, идущим от Иерархии. Усвоить Мир Тонкий и Огненный, как природу вещей.
МО-2, 198. Огненный Мир прежде всего требует различия между малой и большой правдою. Ничто так не уклоняет людей с пути, как малая правда. Они выхватывают малые осколки, не думая о предыдущем и последующем. Такие осколки не лучше любой лжи, но смысл Мира Огненного в величии Истины. К ней нужно готовиться всеми мерами, нельзя полагаться, что понимание величия Истины придет само. Нужно приготовить сознание к вмещению таких размеров. Это вовсе не легко. Можно видеть, как ложно понимаются самые простые слова. Даже трудно представить, насколько может быть извращено самое обычное слово. Но нужно пройти через испытания столь различных понятий. Только принятие высших мер вызовет призыв Высший: "Радж, Радж, Радж!" Троекратное вмещение может повести к Высшим Сферам. Радж не знает мести и осуждения. Радж великодушен, ибо устремлен в будущее. Радж хочет добра, ибо он – любовь творящая. Такая мера унесет от малой правды, которая бывает недалека от злобы, сомнения и осуждения. Так, когда захотите закалять дух, можно повторять древний Мантрам: "Радж, Радж, Радж!"
ПЕИР 10.12.32. Переверните новую страницу в книгах вашей жизни и начните заполнять ее прекрасными поступками терпимости, вмещения и великодушия! Сказано: "Не гоже копаться в пыли". Все эти копания в пыли вчерашнего дня ни к чему не приведут, лишь надолго запылят зрение и отравят дыхание. Прошу вас, отставьте это как нечто недостойное и вам неприличествующее. Сколько времени будет спасено для продуктивной работы, которая сейчас нужнее чем когда-либо. Так мало времени осталось для укрепления основы и магнита всех дел. Укрепление основы есть наша первая обязанность, если хотим иметь сужденный успех. Поймите, какая твердая основа нужна, чтобы принять сужденный успех! Пусть никакие малюсенькие мысли и заподозревания не остановят вашего победоносного шествия!
МО-3, 123. Истинно, можно сказать, что люди пребывают без жалости. Прежде всего, нужно понять, что в Мире Тонком нет ничего страшнее, как бессердечие; оно низвергает дух на такую ступень, на которой Мир людской становится чужд человекоподобию. Потому великодушие может следовать тогда, когда изжито бессердечие. Нет страшнее бессердечия, которое выявляется в мнимом великодушии, которое живет в сердце самости. Потому путь Истины являет духовный ток, который освещает явления искания.
Мнимое великодушие не есть основание творческого сотрудничества. Посягательство на сердце ближнего не есть великодушие. Так пусть общинники особенно заглянут в недра сердца, ибо, как правильно сказала Урусвати: "Не следует влезать в душу своего друга, но лучше смотреть в зеркало своего духа". На пути к Миру Огненному мнимое великодушие есть камень преткновения.
Надземное, 744. Урусвати знает, что человек должен опасаться равнодушия; оно есть гибель вибраций, оно есть убийство восхождения; оно есть путь к отупению. Скажут: "Но равнодушие должно освобождать от желаний". Заблуждение, ибо никто не сказал против желания героических самоотвержений; такие желания следует принимать, как дерзания. Они как вехи восхождения. (…)
Скажут: "Нужда родит героев", – но еще выше, когда геройство зарождается самобытно, когда расширенное сознание прозревает красоту подвига. Пусть подвиг творится от ранних лет. Пусть дети почуют, что они уже могут самостоятельно творить прекрасное. (…)
Мыслитель говорил: "Замените равнодушие великодушием".
ПЕИР 5.03.38. Великодушие и мужество – наш лучший доспех.