Шопен Ф. Ноктюрн c-moll.

Охранение Сокровенного

Близкие понятия: преданность, соизмеримость, ответственность, сдержанность, бережность, осмотрительность, осторожность, предусмотрительность, чувство меры, равновесие, мудрость.

 

 

Н.К. Рерих. Клад захороненный. 1947 г.

Взаимодополнительные качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не впасть в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:

                                 - Почитание Высшего

                                 - Соизмеримость

   Охранение          - Даяние

Сокровенного и    - Сострадание

                                 - Умение помогать

                                 - Доверие

                                 - Простота

 

 

Охранение Сокровенного как основа жизни

Быть достойным и открытым к восприятию

Сохранить светильник духа

Неисповедимы пути распространения Истины…

 

 

Охранение Сокровенного как основа жизни

 

Община. 48. Правильно явление личной ответственности. Ни чудеса, ни цитаты, ни манифестации, но утверждение, скрепленное личным примером. …

Открывший драгоценную формулу не может прокричать её в окно, ибо вред покроет самую лучшую пользу.

Именно, как сосуд закрытый, как гора неразграбленная, как лук, стрелою напряженный, – так стойте! И что напиток сосуда пламенен, и что гора неистощима, и что стрела смертельна, – так действуйте! Ибо кто осмелится утверждать, что трудность не есть скорейшее достижение! Молочные реки прокиснут, и кисельные берега для сидения неудобны. Итак, в кольчуге личной ответственности будем поспешать.

 Н.К. Рерих. <br>Меч Мира. 1933 г.

Община. 254. Если встретите на дороге ценный предмет, покрытый грязью, вы не пройдете спесиво. Вы возьмете находку и очистите грязь с нее. Так же, когда вы найдете ценного человека, грязью покрытого, вы остановите шаг и будете очищать его. Долг общинника – утверждать справедливость. Учение не может отвергать истинные ценности. Община не может рассуждать – он наш или не наш. Община говорит – он ценен для эволюции или не ценен. Самый суровый отбор по существу. Суровая целесообразность обязывает охранить истинные сокровища. В защите ценностей не теряйте времени. Каждый час на счету. И бросьте слова неопределенности. И каждая ценность для вас – как парус для корабля.

Явно перед вами брошены в грязь большие ценности. Явно попираются пути к Мировой Общине. Каждый может перенести самое большое бедствие, если есть уверенность в Дозоре Общины. Надо сохранить эту уверенность, иначе – конец!

Так же как очищаете найденный жалкий алмаз, так же очищайте грязь с лица великих работников.

 

Аум. 148. Легкомыслие шепчет, что не нужно всё Сокровенное. Самомнение подсказывает, что всё должно быть доступно, но человек, ослеплённый молнией, вопиет о нестерпимом Свете. Человек, придавленный громадою мысли, жалуется на невозможность вместить её. Поистине, Сокровенное есть соизмеримость, которая даёт возможность подниматься без шатания.

Тайною Мир держится. Нет предела Беспредельности.

 

Аум. 149. Сокровенность есть и бережливость, и целесообразность. Можно посадить цветы, которые могут вырасти на данной почве. Нужно знать, когда и кому можно доверить зерна, – так вырастает понятие Гуру. В нужнейшей и простейшей форме Гуру скажет особенно необходимое. Если Он охранит Сокровенное, значит, это нужно временно. Не может быть подозрения, что Гуру утаивает во вред. Нужно принять Гуру как Руководителя, таким образом и понятие тайны преображается.

Очень важно усвоить, что так называемая Великая Тайна не есть преграда, но лишь охрана пути. Если человек еще не собрался в путь по причине сомнения и страха, то никакая мера не подвинет его. Посреди пути такой путник обернется вспять, но идти назад отвратительно. Потому Гуру поможет найти лучший путь. Он пояснит, что сокровенность есть сокровище нерасхищенное.

 

Аум. 328. Тайною Мир держится. О Тайне, о Сокровенном говорят все Заветы. В то же время сказано – нет тайны, которая не стала бы явной. Любители искания противоречий могут торжествовать: им кажется, что найдено нечто несогласуемое. Но они будут мыслить от земли, и, конечно, все надземное покажется им нелогичным. Но приложите те же слова к Миру Тонкому и Высшему, и земные противоречия найдут свое объяснение. Конечно, все тайное, совершенное на Земле, уже будет явным на Высшем Плане, и Тайна, недоступная в плане Беспредельности, покажется логичной.

О земных противоречиях нужно уметь мыслить, они происходят лишь от ограниченного представления. Как только будут реально осознаны Миры Высшие, немедленно разрешатся земные недомыслия.

 

ПЕИР 16.10.1951. Главное всегда во всём забывается или ставится в хвост. Но скоро люди прозреют и начнут, прежде всего, искать самое главное, самое сокровенное и соизмерять. Без соизмеримости нет и духовности.

 

ПЕИР 4.02.1935. «Распознавание, бдительность и умение хранить тайну» – вот основы Великого Служения для Блага человечества, и они огненно запечатлены в наших сердцах.

 

Н.К. Рерих. Дозор Гималаев. 1925 г.Братство. 322. Стояние на дозоре есть признак расширенного сознания. Многие вообще не понимают, что есть охрана самого драгоценного. Нельзя надеяться на тех, кто не знает о ценности. Но можно радоваться каждому неусыпному стражу.

 

ПЕИР 5.11.1931. Проявим всю указанную осторожность, будем следить, чтобы не упустить ни одного указания, ни одного совета Иерархии, ибо все они даются своевременно, в полном знании всех условий действительности, которые, конечно, не улавливаются обывателями, взор и мышление которых даже в наше грозное время не может оторваться от лживой очевидности и разлагающегося на глазах стандартного понимания. (…) Нельзя доверять ценный груз не ведающему ценности его. Только осознание всего значения доверенного заставит принять все меры осторожности, осмотрительности, находчивости, которые при неуклонной настойчивости приведут к блестящей победе.

 

ЛСМ-Зов. 1.11.1922. 365.  Тайна открывается в безопасности.

Не надо разрушать людей громадою доверия.

Часто тяжесть поклажи являет лишь вид спины.

 

Надземное. 48. …Именно познавание научило осторожности в выражении. …Каждый неофит спешит прокричать услышанное им, не заботясь о последствиях, но с познанием приходит и соизмеримость.

 

ЗнАЙ. 50. Когда же люди поймут значение мысли и слова? Все-таки для людей просыпать мешок малоценных зерен гораздо значительнее, нежели просыпать уничтожающие слова. Любой грызун подберет зерна, но даже Архат не уничтожит следствия мысли и слова. Отправляясь в плавание, берут лишь избранные вещи, но речь не хочет понять смысл и последствия. Мы не устрашаем, но дым за пазухой можем указать.

 

МО-1. 442. Одно из труднейших качеств – не выдать несужденное и не нанести вреда. Пример Эсхила поучителен. Стихии набрасываются на того, кто вывел их из состояния соответствия. Невозможно спасти такого легкомысленного предателя. Вы знаете, что подобные предательства совершаются и в малом и в великом, и многие не от злобы, но от неосмотрительности. Безразлично, отчего открыть клетку дикого зверя.

 

ПЕИР 15.04.1939. «Мир Огненный», § 442. По имеющимся историческим данным мы знаем, что Эсхил в своих драмах и трагедиях не раз в слишком откровенных намеках выдавал тайны, принадлежавшие самым сокровенным мистериям, и толпа, не будучи в состоянии понять сокровенного смысла выдаваемого, принимала это за кощунство и в ярости набрасывалась на него, но будто бы каждый раз ему удавалось спастись. По эзотерическим же данным, он был побит камнями разъяренной толпой.

 

МО-2. 270. Кто может сказать, где начинается Несказуемое? Кто дерзнет отмерить, где то, что не подлежит произнесению? Но сердце знает и может охранить от произнесения хулы. К такому знаку сердца нужно уметь прислушаться. Нужно настойчиво и терпеливо познавать знаки сердца. Нужно уметь обратиться к Иерархии. Нужно признать, что иного пути нет. Сказано – предадим дух Господу, но не сказано – отяготим Господа.

 

МО-2. 323. Водолаз являет приготовление к самому низшему слою воды. Его не заботит верхний слой, но ему нужно предусмотреть все давление в низшем слое. Так и отправляясь к народам, нужно иметь представление о самом низшем сознании. Каждый мыслящий о Мире Огненном должен уметь постигать мышление полуживотного сознания. Не следует пренебрегать пониманием самого низшего сознания. Наоборот, нужно запастись всею находчивостью, чтобы даже в зверином рыке уловить звук человеческий.

Самое опасное – неумение примениться к сознанию. Сколько несчастий произошло от явления не к месту сказанного слова! Явите находчивость.

 

Братство. 562. Спросят, как отличить приобщившегося к великому знанию. Чем больше знания, тем труднее распознать носителя его. Умеет он охранить Несказуемое. Не будет он прельщаться земными настроениями.

 

Надземное. 13. Урусвати может назвать имена Членов Братства, но не сделает это, ибо взвесит, соизмеримо ли такое оповещение. Уже семь Имен на устах мира, но где же польза от этого? Нужны дела, но не имена. Потому когда коснемся страниц личной жизни Братьев, скажем о делах, но не будем называть имен. Люди спорят не о делах, но прежде всего об именах. Явление имени делало то, что Наш Брат, бывший в мире, должен был условно похоронить себя, чтобы сохранить свободу действий. Мы постоянно должны были менять имена, чтобы не возбуждать любопытства. Мы должны были спешно скрываться, чтобы дело добра не потерпело ущерба. Одно из первых условий Братства, чтобы сущность дела была поставлена выше всего.

Есть два рода мышления. Одна мысль рождается от чувства, иначе говоря, от сердца, и другая – от ума, по соседству с рассудком. Самопожертвование родится от сердца. На такой мысли построено Братство. Также и Наше Сотрудничество живет от сердца. (…) Пусть стремящиеся к Нам поймут о труде, вырастающем на чувстве сердца.

 

Н.К. Рерих. Вестник. 1946 г.Надземное. 76. Урусвати умеет хранить доверенное. Не легко найти равновесие между хранением и распространением. Люди начинающие стремятся выдать все узнанное, не задумываясь о последствиях. Много бедствий порождено такими неразумными выдачами, но опыт кует меры благоразумия. Только со временем можно найти истинные пути распространения. Путь трудный, когда нужно понять, насколько собеседник может вместить. Мы ценим, когда панацея отпускается в нужную меру, ни больше и ни меньше. Можно припомнить случаи, когда после длительного собеседования задавался вопрос, доказывавший полное непонимание слушателя. Также могли последовать выводы большего вреда. Вместе с тем Мы советовали, что книги Учения могут быть положены на перепутье, чтобы они сами нашли судьбу свою. Так Мы указываем на особые пути распространения.

Могут пройти такие путники, которым не дана будет книга, но сердце их равно горело к истине. Явление внешности часто препятствует правильному суждению. Кто слишком наряден, кто слишком оборван, – много пустых соображений препятствуют полезным встречам.

Среди бродячих садху могут быть отвратительные люди, но найдутся и очень значительные и познавшие. Мудрый наблюдатель не будет придавать значения явлению случайному. Так и во всем нужно понять сущность. Можно встретить лиц, Нам близких, и не распознать их. У Нас нередко сожалеют, когда не узнают полезное послание. Но закон свободной воли не разрешает настаивать. Так и распространение Учения являет особые пути. В древности говорили: "Поспешай медленно" – такое бережное равновесие будет сопряжено с посылками книг Учения. Можно видеть по столетиям, как Учение, Нами даваемое, следует, распространяясь.

Массы народные начинают прозревать.

 

Надземное. 931. Урусвати умеет хранить доверенное. Такое охранение вызывает два крайних толкования: одни полагают, что сокровенное может быть доверено лишь особо испытанным лицам; другие думают, что закон надземный, закон природы, найдет лучшее распространение. Но, как всегда, крайности не совершенны, истина будет посредине.

Действительно, нельзя оставить полезное Учение лишь в пользовании малой группы людей. Также невозможно выбросить Учение на перепутье, где оно может быть получено злобными сущностями. Значит, следует дать по сознанию. Но мало кто может взвесить чужое сознание или сможет найти друга-сотрудника. Мы называем правильным хранение доверенного, когда сердце подсказывает, что может быть полезным в каждом случае. Такое утончение слагается лишь долгим опытом и особенно ценно, если может выражаться в жизни. Конечно, такое жизненное выражение не сложится без познания Надземного Мира. Пусть люди чаще думают о прекрасном выражении Надземных законов.

"Мысля о прекрасном, мы привлекаем к себе прекрасные меры", – так сказал Мыслитель.

 

Н.К. Рерих. «Мечты».  Охраним мечту как лучший мост к построению действительности. …Из мечты доброй родится и добрая действительность.

 

Община. 130. Как следует нести Учение? Наедине. Как пройти между ханжеством и наглостью? Не ряды свидетелей, но лишь сам судья! Каждый чтит свое достоинство, так же каждый оценивает жемчужину своего сознания. Учение жизни оценивается жемчужиной сознания. Можем ли извергнуть сокровище существования?!

Нужно уметь пред собою нести Учение, как последний огонь, как последнюю пищу, как последнюю влагу. Явить нужно любовь и бережливость, как к последней возможности и воде. Поступая наедине, можем показать меру преданности. Нужно уметь создать мир личной ответственности за свое сознание, тогда осуждение превратится в суждение правды.

 

Н.К. Рерих. Оттуда. 1936 г.ПЕИР 12.07.1950. Учение всегда приравнивается к Пути, ученики к путникам, странникам. Истинные странники понимают, что значит в пути пустынном, в пути страдном «последний огонь» или «последняя вода». (…) Зиночка спрашивает – «почему вода?» Но разве Зиночка не знает, что без пищи еще можно протянуть, но без воды не только человек, но все сущее быстро умирает. Так, вода самая насущная стихия. Такими сравнениями определяется степень или мера преданности, которая необходима, чтобы Учение жило в нашем существе и указывало нам Путь к Бессмертию, которое завоевывается великими трудами и вовсе не принадлежит нам по праву рождения.

 

Иерархия. 113. Говорят: «Любим и почитаем», но сами помнят лишь как о бывшем снеге, – сон для них Владыка. Но приходит час, и станет Владыка жизнью и пищею. Как молния прорезает тьму, так будет светел Облик Владыки. Как сокровище, будут хранить каждое слово Сверху, ибо не будет выхода. И мало кто, познав Свет, осквернится мраком. Много мрака кругом и един путь к Владыке. Помните о Владыке!

 

Иерархия. 116. Кто же лучше решит и знает? Только Иерарх. Потому нужно беречь каждую жемчужину. Так пусть хранят сокровища. Истинно, Утверждаю – только так победите.

 

МО-2. 304. Невыдача существа знания есть первое условие успеха. Нужно проникнуться сущностью собеседника, чтобы не ошибиться в его намерении. На многие века можно посеять плоды такого предательства. Особенно, когда касаемся жизни Огненного Мира. Пусть люди поймут, что для познания нужен флюид принятия. Отвращение и отогнание, и поношение не годятся для путей Огненного Мира.

 

Надземное. 122. Урусвати помнит, насколько неуклонно Мы заботимся о сохранении Прекрасного. Уже в предвидении Армагеддона Мы приступили к распространению советов о лучших способах охранения мировых сокровищ. Мы знаем, что силы тьмы приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать этому спешному указу. Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием.

Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии.

Среди Армагеддона вы можете убедиться, насколько оказывают воздействия произведения искусства. Целая эпоха заключается в таком беспокойстве о драгоценных произведениях. Наши хранилища наполнены многими предметами, которые люди считают утраченными. Может быть, некоторые из них будут со временем возвращены народам, которые не сумели охранить их.

Не мало Мы спасали произведений искусства. Мы видели, как изощрялись темные, чтобы затруднить такие целебные условия. Но Мы знаем из самых Высших Сфер, когда нужно помочь человечеству. В Тонком Мире уже давно известно это предначертание. Мы не скрываем о мерах спешных, ибо происходящий Армагеддон имеет задачею разложить все энергии человечества. Так надеются темные, но Мы знаем, что противопоставить им. Так замечайте, куда направляется Наша забота.

 

Н.К. Рерих. Дозор. 1905 г.ПЕИР 28.09.1932. …Отбросим всякую близорукость в наших делах и поймем мировую задачу их. Не исказим доверенное нам выполнение великой культурной задачи. Найдем все силы противостать злобному невежеству и преступной зависти. Смелость при осмотрительности и умении находчивости пользоваться обстоятельствами упрочит победу. Необходимо работать над объединением сознания. …Великая несокрушимая сила заключается в объединении сознаний. И сколько неудач несет в себе сознание, сомневающееся в успехе! Во всей истории энтузиазм небольшой кучки людей творил невозможное, одерживал верх над полчищами. Так и будем продвигаться, зажигая сознания ближайших к нам.

 

ПЕИР 12.04.1934. Хочу просить и Вас, родные, применять ту же мудрую осмотрительность и бережность всего, что касается до главного, и придерживаться этого не только в письмах, но также и еще больше в разговорах, даже между собою; будем помнить, что стены имеют уши. Применим мудрый восточный обычай не произносить зря имен сокровенных и не пускать в пространство до срока решения. Помню, как еще девочкой я часто не хотела говорить о некоторых вещах, ибо остро чувствовала, что если произнесу слово или назову число до срока, то жданное не исполнится, – так оно и случалось. Так и будем действовать.

 

ПЕИР 18.06.1935. И мое сердце стремится поделиться даваемым Сокровищем с каждым, умеющим оценить Учение Жизни. Но, конечно следует быть очень осторожным при раздаче доверенных зерен и всегда руководствоваться Указанием: «Открывший драгоценную формулу не прокричит ее в окно, ибо вред покроет лучшую пользу». Сама я вначале много погрешала против осторожности, да и сейчас по натуре мне очень трудно хранить нечто только для себя. Вот почему мне так понятно и близко Ваше желание делиться с другими, дать им надежду и радость. Но личный опыт и черные предательства постепенно научают меня быть более осторожной, хотя и посейчас изредка погрешаю против мудрого предупреждения: «Умей хранить тайну» /Сверху от руки написано: «Уметь хранить сокровенное»/, даваемого всем вступающим на путь Учения Света. Самым трудным испытанием для меня является жить среди людей и не доверять им! Но и через это приходится проходить. Нужно уметь не обременять людей излишним доверием и в то же время не развить в себе ужасного чувства подозрительности. Человеческая натура – бездна! Как гласит мудрая пословица: «Если хочешь узнать человека, съешь с ним три пуда соли». Потому советую и Вам быть осторожным.

 

Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942 г.ПЕИР 9.03.1937. Охрана священных Имен Великих Учителей и умение достойно ответить на все выпады есть наша прямая обязанность. Потому нужна такая осмотрительность и бережность с доверенным Сокровищем. В связи с этим привожу параграф из новой книги: «Стояние на дозоре есть признак расширенного сознания. Многие вообще не понимают, что есть охрана самого драгоценного. Нельзя надеяться на тех, кто не знают о ценности. Но можно радоваться каждому неусыпному стражу. Братство учит такому дозору» /Братство, 322/.

 

ПЕИР 2.09.1937. Ввиду особого положения в стране и недавних нападений на Г.Ф. Лукина, следует проявить особую бережность и осмотрительность. Нужно прочно установить положение общества. Конечно, тяжко сдерживать себя, когда все существо стремится высказать все, чем наполнено и звучит сердце. Но мы всегда должны помнить, что мы не одни, но участвуем в великом строительстве и потому должны все время соображаться с общим планом и поддерживать равновесие или гармонию. Мы не должны дразнить врагов, но где нужно должны уметь защитить основы со всем достоинством и бережностью. Подойдут сроки, и можно будет смелее высказываться. Вы знаете, что «каждая преждевременность судима»! Сколько разрушений и несчастий вызвано было преждевременной выдачей начертаний или мысли. Потому проявим тонкое распознавание и учтем все обстоятельства.

 

ПЕИР 23.11.1937. Н.К. и я придерживаемся мнения, чтодолжна быть проявлена крайняя осмотрительность при приеме членов, и тем более с предоставлением права голоса. На нас всех лежит ответственность за охранение Доверенного. В первом же томе Учения сказано, что «не следует отяжелять людей чрезмерным доверием». Потому мы советовали бы доступ на заседания Правления и право голоса вручать лишь испытанным друзьям, то есть действительные члены имеют право голоса, тогда как члены-соревнователи не имеют его. Щадя людей, и особенно молодежь, нужно дать им сначала возможность узнать себя. Они должны понять, что вступление на подготовительный путь Служения не есть запись в какой-то клуб, вхождение и выход из которого ничем на них не отзовется. Они должны понять, что услышанное ими Учение Жизни уже налагает на них известное духовное обязательство, хотя они, может быть, не могут или не хотят осознать этого. Потому, прежде чем связывать себя еще больше, пусть хорошенько проверят свои намерения и устремления, чтобы не стать апостатами, отойдя позднее. Жизненный опыт учит большой бережности и осмотрительности. Предательств сознательных и бессознательных немало, но наш священный долг – всеми силами стараться оградить от них светлое строительство.

 

ПЕИР 27.11.1937. Будучи весьма культурным человеком и тонким поэтом, Рихард Яковлевич [Рудзитис, латвийский сотрудник Рерихов] обладает и многими качествами, необходимыми на пути Служения, и одним из редчайших, именно умением охранить доверенное при житейском такте. Все мероприятия Рихарда Яковлевича получали Одобрение [Духовного Учителя], ибо они были продиктованы пониманием времени и обстоятельств и свидетельствовали о его неусыпном дозоре.

 

ПЕИР 5.07.1938. Неосторожное слово, даже само по себе благое, но сказанное не к месту и не по сознанию слушателей, увеличивает ряды врагов. Потому так важно воздержание от выдачи сокровенного. Истинно знающий понимает все значение слов и умеет хранить доверенное.

 

ПЕИР 13.08.1938. Согласна с Вами, что то, что напечатано, не может уже рассматриваться как нечто подлежащее сокрытию, но все же чуткость или соизмеримость должны подсказать, когда и где уместно то или иное упоминание или же умолчание. Многое зависит от того, как передать, как осветить и при каких обстоятельствах привести то или иное понятие. Иногда даже простое упоминание о духе будет неуместно и вызовет лишь кощунство и страшный антагонизм. Потому не могу согласиться с Вашим суждением, что излишняя осторожность так же вредна, как и излишняя болтливость. Скажу – если излишняя осторожность судима, то болтливость уже осуждена. Всегда лучше не доделать, нежели переделать. Вспомните, сколько сказано в Учении о вреде не к месту сказанного. «Даже Архат не уничтожит последствий необдуманно сказанного слова». И как часто жизнь человеческая висит на конце такого слова!

Многое уродливо преломляется в ограниченных сознаниях, и вред получается огромнейший. Лишь редчайшие единицы людей могут подняться над планом нашей действительности и понять те законы, которые движут событиями, следовательно, людьми. Большое знание не прощается и вызывает злобный антагонизм толпы и средняков. Потому во все века Великие Учителя заповедали говорить по сознанию слушателей и в соизмеримости с обстоятельствами. Отступление от этого мудрого завета кончалось рушением многих светлых начинаний и гибелью человеческих жизней.

 

ПЕИР 24.07.1939. Наша самодеятельность и инициатива должны быть направлены именно к умению охранить все доверенное. Вопрос о свободной воле труднее всего понимается людьми. Им трудно понять и речение из «Агни Йоги»: «Йогу всё можно и в то же время всё нельзя». Чем больше человек, тем меньше у него так называемой свободной воли, ибо он видит яснее следствия многих причин, не уловимых другими людьми. Он видит, как часто одно малое действие ввергает в бедствие целые страны. Воля высокого Архата сливается с Волею Высшею, ибо его личные чувства дисциплинированы или, вернее, настолько утончились и преобразились, что Он знает веление высшей пользы, проявляющейся в великой целесообразности, царящей в Космосе.

 

Н.К. Рерих. Клад захороненный. 1917 г.ПЕИР 8.06.1944. …Родная, я надеюсь, что выказанные Вами понимание и любовь к Учению утвердят Вас на охранении его от обсуждения с ненужными людьми, принимающими его сегодня, чтобы назавтра кощунственно высмеять. Знаю, как нелегко воздерживаться от выдачи лишнего, ведь так хочется уявить людям радость. В начале пути и я много грешила в желании поделиться моим богатством со всеми мало-мальски выказавшими интерес к тем же вопросам, но, увы, тяжкие последствия такой доверчивости заставили меня понять всю Мудрость, указавшую с самого начала нашего подхода на необходимость сдержанности и бережности с доверенным сокровищем. И уявленная в Учении Соизмеримость стала для меня указом дня. Итак, несите людям радость, но не забывайте соизмеримость, не переходите границ, намеченных их уровнем сознания. Лучше недодать, нежели закормить. В детстве я так любила всяких животных, и любовь моя к ним проявлялась прежде всего в таком яром закармливании их, что немало любимцев моих [ускоренно] отправилось на тот свет. В шутку иногда я слышала напоминание – «Не закорми, как закормила журавля!»

Также, родная, не будьте расточительны в выдаче Вашей ценной психической энергии, не забывайте, что она нужна не только Вам, но еще больше Вашему маленькому [ребенку]. Расточительство осуждено, особенно же с таким ценнейшим сокровищем. Вы знаете из Учения, что растрата психической энергии приравнивается к самоубийству. Не отягощайтесь ненужными людьми.

 

Гр.А.Й. 1970 г. 421. Личность со всем тем, что ее переполняет, настолько призрачна и временна, что высшее «Я» сбрасывает ее и оставляет как негодную «шелуху», совершенно перестав интересоваться всем тем, что ее занимало, но отобрав и взяв с собою все ценное, все, что от духа, все, что помогало расширению сознания и возвышало его. Так, например, чековую книжку или дорогой сервиз высшее «Я» с собой не возьмет, но воспоминания о прекрасных мелодиях, о мыслях крылатых или самоотверженных действиях и подвиге или крупицы Сокровенного Знания будут сопутствовать Бессмертной Триаде и дальше. Так важно понять, что именно является ценным и неотъемлемым достоянием человека.

 

 

Быть достойным и открытым к восприятию

 

Знаки Агни Йоги. 197. Смутное сознание есть наследие животного состояния. Кому нужны неясные помыслы? Никто не желает получить столь же смутный ответ. Нужно очистить провод духа. Но Мы не трубочисты, чтоб чистить насильственно каналы духа. Скажите, чтобы дали возможность оказать помощь.

 

Н.К. Рерих. Меч мужества. 1912 г.Знаки Агни Йоги. 200. Уявление* нужно лишь для немногих, но толпы не знают о повороте корабля, но спросят наутро: «Куда унесся парус? Отчего так пуст берег?» – «Оттого, что вы не заметили, как грузили ценный груз, и вы проспали ветер от восхода». Явно нельзя сказать толпе, ибо наутро она слышит голос ночи. (...)

Устремившийся к высшему знанию неизменно будет на дозоре. Кого же иначе назвать воином? Кто же пахарь? Кто же проводник? Йог должен назваться этими тремя почетными именами. Но придет время показать поле посева. Кто будет мерить его локтями? Ибо поле йога есть пространство. Кто может назвать его победы, когда огни сверкают внутри него? Кто перечислит им спасенных, если он вел их, не спрашивая имена?

___________

* Уявление – явное проявление, выявление, указание, осуществление.

 

Знаки Агни Йоги. 393. Люди давно уже наостряют волю, но не понимают нужной степени сознания, которая дает воле полномочие действия, и можно сказать: «Все дозволено».

Кому же можно доверить все достояние? Лишь тому, кто не извратит и не злоупотребит. Тому, кто крепок сознанием. Тому, кто знает Учение. Как многие похваляются знанием Учения и не знают его! Им скучно перечесть знакомые слова.

Огневой вабой, как сокола из поднебесья, надо призвать остроту понимания. Вабили сокола, и он послушно спускался на руку. Так на огонь сознания сойдет истинное понимание. Без огня во тьме не пройти. Подумаешь, какое неслыханное наставление! Но ведь не зажигаете огни. Но даже не осмотритесь, где он, источник огня! Не вы ли насмехаетесь над огонь-нашедшими? Того не знаете, что огонь находят не для себя, но для человечества.

 

Знаки Агни Йоги. 452. Не случайно Говорю о сознании служения, именно это сознание уничтожает обычность атмосферы и дает согласие для выполнения задачи. ...

Огонь нуждается в приемах осмотрительности, это качество нужно развивать, и служение есть мера зоркости. Как лепестки цветка закрываются и поникают от грубого касания, так закрывается лотос охранения, когда неистовая угроза поражает пространство. Как заботливый работник Зову сотрудников для несения сокровища.

 

Знаки Агни Йоги. 261. Учение может открыть глаза, когда его принимают в полноте смысла. По Учению проходят, как по плитам узорного пола. Во тьме не виден узор – нужен свет для распознавания. В темноте представляется узор несущественным, пригодным для танца легкомыслия. Наиболее священные символы могут попираться ногами незнания.

Не глаз, но сознание подскажет осмотрительность. Можем ли чем-либо затруднить работу Учителя? Как сияющая радуга, стала радость отказа для Учителя.

«Владыка, возьми достояние мое, если оно пригодно Тебе!»

 

Н.К. Рерих. Ойрот - вестник Белого Бурхана. 1925-1926 гг.Мир Огненный, ч. 2. 178. Иногда вызывает удивление, почему знаки из Тонкого Мира так странны и нуждаются в размышлении и толковании? Причина того – закон кармы. Именно, размышление и толкование уже возбуждают самодеятельность и таким образом облегчают и даже не зарождают карму. Значит, чем сильнее зоркость и находчивость, тем легче толковать знаки подаваемые. Высокие Существа и хотят намекнуть о многом, но рассеянность людей мешает дойти таким ценным советам. Не только из Тонкого Мира, но и в земном существовании применялись притчи как средство косвенного указания. Но история сообщает много случаев непринятия самых спешных советов. Недаром так развивалась внимательность в древности и даже как бы составляла целый предмет. Но теперь немногие понимают значение бдительности, для остальных руководство требуется в самых резких и повторных наставлениях, которые не могут не затронуть карму. Но только огненное сердце поймет скрытое значение тонких знаков.

Пусть сотрудники поймут, что каждый знак имеет назначение. Сколько Высоких Существ посылают моления и надеются, что будут поняты. Бывали целые эпохи, когда тонкое понимание укреплялось и обострялось, но затем снова сгущался кровавый туман, и тонкие ощущения огрубевали. Сейчас много тщетных попыток из самых лучших слоев Тонкого Мира, ибо темные их разбивают.

 

Аум. 560. Некоторые люди стремятся получить только новое, не заботясь об усвоении прежнего. Много опасностей в таких прыжках на неизвестной почве. Не всегда можно доверять таким людям. Вряд ли они могут охранить порученное им.

Стремительность ценна, когда она будет следствием полного сознания.

 

Братство. 574. Для одних Наши советы – посох надежный, для других – несносный груз. Одни примут совет как нечто долгожданное, но другие в каждом совете найдут повод к недовольству. Не может человек понять, насколько совет должен сгармонизироваться с его сознанием. Нельзя применить многие полезные действия лишь по причине отвергания их. Добро не живет с отверганием. Добро имеет дверь открытую, ему не нужны замки.

Только в Братстве можно научиться открытости и сокровенности.

 

Надземное. 11. Урусвати очень хотела бы дать людям больше сведений, но чувствознание указывает границу возможностей. Познание этой границы есть преткновение для многих. Большие несчастья происходили, именно, от небрежения этой границей. Невозможно земным словом определить, где притаилась соизмеримая предельная черта. Расширенное сознание может подсказать, где начнется вред. Сами знаете, как часто люди требуют ответ, который они принять не могут. Люди скажут: "Говорите нам скорее, и мы решим, что примем и что отвергнем". Они хотели бы играть в бирюльки, вынимая лишь приятные себе вещи. Но им нет дела, не развалится ли все построение? Даже дети знают, что нужно не нарушать целое. Но люди взрослые бросаются бомбами и весьма удивляются, когда собственная бомба изувечит их. Они любят твердить Наше сравнение с бумерангом, но не видят следствий своих же ударов.

 

Надземное. 126. …Можно наблюдать за методом Нашим.

Мы прежде всего указываем на возможности, но не вторгаясь в карму. Какая же будет честь исследователю, если он повторит Наши слова, не приложив своего труда?! Сознание обогащается лишь в процессе мышления. Механическое повторение не приведет к новому синтезу. Нужно наблюдать, как Мы ведем мышление, не нарушая самодеятельности. Мы указываем путь, но каждый поворот тропинки должен быть узнан.

 

Н.К. Рерих. Стражи ночи. 1940 г.Надземное. 741. Мы всегда советуем сосредоточиться и найти силу хранить в тайне самые высокие нахождения. Рассыпать жемчуг легко, но собрать его утомительно. Кто слишком легко болтает, тот сломает затвор от сокровенного хранилища. Постоянное равновесие есть украшение Мудрого. Он соберёт такие зёрна среди каждодневного труда. Такой труд посеет в сознании радость и утешение против обид и несправедливостей.

 

Гр.А.Й. 1965 г. 254. Никогда не следует ставить себя в такое положение, когда было бы необходимо выдавать знание или что-либо другое против своей воли, или разумения, или желания. Неполезны и вынужденные встречи с прохожими, когда не по велению сердца, а по чужому хотению и просьбам приходится против голоса сердца говорить о сокровенном. В этих случаях лучше всего отвечать на вопросы. Если вопросы переходят границы желательного ответа, отвечать, не сказав ничего. Назойливость неблизких сознаний приходится останавливать твердой рукой, так как ничего хорошего из этого не получается. Недозрелые друзья часто требуют того, чего требовать психически не имеют права. На первых ступенях особенно страдают болтливостью и желанием поучать и кого-то вести за собою. Все это указывает на незрелость. О молчании и полезности этого золотого качества Говорилось недаром. Даже опытные путники погрешают против него. Очень уж хочется поделиться накопленным богатством. Желание вполне законно, если соблюдается правило «раздавать мудро». Даяние сверх разумного оборачивается против дающего. Вначале охотно слушают и, видимо, принимают даже те, кто очень быстро уходит на другую сторону. Вот почему Заповедана мудрость раздачи.

 

Гр.А.Й. 1968 г. 565. (М.А.Й.). Как на Земле, так и в мирах духовное богатство накапливается собственными руками и собственными усилиями. Никто не может сделать это за кого-либо другого. Не взятое собственными устремлениями, не задерживается в сознании. Силою устремления берется область Сокровенного Знания. Учитель Дает знания в соответствии с силою устремления и соизмеримо с сущностью и природой ученика.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 691. Законы физики и химии изучают в школах под руководством учителей. Законы энергии Агни без Учителя изучить и постичь невозможно. Отдельные попытки в этом направлении дают крохи знания, но требуют непроизводительной траты времени. Представить нетрудно себе, какой был бы прогресс человечества, если бы каждый ученик вместо школы и учителей вынужден был бы сам заново подходить к изучению физики и химии. Так же и в области Сокровенного Знания нужны Учителя и опыт длительных накоплений. Искренне и сильно желающий может всегда подойти. Но стремление это надо поставить превыше всего, выше всех земных дел и желаний. Теперь, когда Учение Живой Этики дано миру, возможности эти открыты для всех.

 

 

Сохранить светильник духа

 

Н.К. Рерих. Печаль (Эскиз). 1939 г.Гр.А.Й. 1952. 199. Будем учиться беречь силы и экономить драгоценную мощь. Будем зорко усматривать мешающие, и особенно противодействующие силы в своем сознании и орбите духа. Силы Даю. Умей и научись использовать их полностью. Печально наблюдать вихри энергий, разметанных неразумно. Помощь усиливается при разумном распределении сил. Не могут огненные энергии Моего Духа литься в дырявое решето. Осмотрительно и бережно надо замкнуть сосуд духа от расхищения. Накапливать надо огненную мощь, не давая ей утекать. Сознательная помощь далека от расточения. Умелый хозяин бережёт бесценные энергии духа. Учись замыкаться внутренне. Пусть разность потенциалов – твоего и прохожих – не является причиной размагничивания. Обереги «гору» от разграбления. Стой, как гора неразграбленная. Учись светить, оберегая масло светильника от расхищения. Свети, но охрани огонь светильни и прикасаться к нему не дозволяй. Не умеют люди беречь и хранить сокровища духа. Учись, учись, учись быть всегда на дозоре. Обереги сокровище доверенное. Как драгоценный сосуд с неповторяемым благовонием, неси пламя своего духа, Мною зажженное. Велико искусство раздавать богатства духа, не разрушая и не нарушая неприкосновенной целостности кристалла – огненного сокровища твоего. … Кристалл его, как редкий драгоценный Камень, пылает в груди. Обереги. Помни: доступ в святилище запрещен кому бы то ни было, даже ближайшим. Там Мое место, Мой престол. Огради святилище духа. Будь верным стражем и хранителем доверенного. Остерегайся чувств, и эмоций, и мыслей – расхитителей. Есть мысли – пожиратели пламени. Их бойся. Огнетушителями Зовем их. Умеющему охранить доверено будет и большее.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 18. Мудрость и соизмеримость требуется и в раздаче света. Нельзя раздавать бездумно. Бережно несите светильник духа, от рук, тянущихся к нему отовсюду, его охранив. Даже мошки летят на свет. Свет магнетичен, влечет и притягивает к себе и светлых, и темных духов, только с целями разными подходящих к нему. Сокровеннейшее обережем бдительно.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 22. Тонкая настроенность легко нарушается при малейшей дисгармонии. Можно легко заткнуть уши и закрыть глаза множеством настроений. …Легко забывается все, что было раньше, даже самое чудесное, даже самое огненное, и плесень обычности покрывает достижение. Так тухнут огни, и тьма заступает Свет; неизбежно наступление и победа тьмы, если огни сердца погасли. Огонь сердца нуждается в постоянной охране. Как неугасимая лампада должен гореть он. Иначе мрак и бездонная бездна.

 

Н.К. Рерих. Сосуд нерасплесканный. 1927 г.Гр.А.Й. 1956 г. 482. Никогда не следует говорить ни о чем до конца и исчерпывающе, ибо вред получается тройной: первое – самоопустошение сокровищницы, второе – надо и людям дать возможность поработать собственными мозгами, третье – ларец должен быть закрыт от чьих бы то ни было взоров. Значит, говорить можно о чем угодно, но не о том, что находится в нем. А в нем самое сокровенное, самое ценное, что имеете на Земле и в мирах. Если хотите близких удержать, замкнитесь внутренне, встав за чертою внешней доступности. Иначе не собрать магнитной силы привлекательности. Способность привлекать и удерживать около себя ищущие сердца зависит от сохранности и закрытости ларца духа. Разве какой-нибудь Учитель Света когда-нибудь Говорил кому-нибудь из Своих учеников все, что Он Знает? Если бы Он Допустил такую ошибку, Он лишился бы последователей и умножил бы возможности предательства. Выдача сокровенного размагничивает говорящего, и, когда выдано все, магнит духа теряет свою притягательную силу. Каждым сказанным словом человек в какой-то степени уменьшает силу своего магнита. Потому и Говорим, что молчание есть лучший накопитель. Когда же говорится сокровенное, процесс потери энергии духа усиливается необычайно и надо уметь остановиться вовремя, чтобы не допустить самоопустошения и не исчерпать себя полностью. Умейте молчать, когда надо, умейте сказать не больше того, чем это действительно необходимо. И если хотите кого-то потерять, будьте с ним откровенным до конца. Кому интересно то, что уже хорошо известно? С другой стороны, невозможность оказать полное доверие, ибо где же они, кому можно было бы довериться полностью, – тоже налагает на уста печать сдержанности. Так и идите, зная, что лишь Учителю можно открыть сердце до конца. Конечно, исчерпанность не угрожает тем, кто со Мною и близок, но бывают моменты, когда забрало надо плотно закрыть и вовнутрь удалиться, туда, куда, кроме Учителя, не допущен никто. Умейте ограждать свое высшее от людей, даже близких. Учитель ничего не Забывает, не забывайте и вы.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 557. (Гуру). Друг мой, кому же захочешь отдать сокровища энергии для расхищения? В чьи ненадежные руки? Не лучше ли их поберечь? Сберегаются и оберегаются, лишь будучи закрыты от посторонних глаз, чьих бы то ни было, даже самых близких. Закрой ларец духа. Сокровища расхитят и пустят тебя по миру нищим. Куда пойдешь, опустошенный? Сердцем угасшим Учителя мыслью не притянуть. Дорого платим за легкомыслие и болтливость.

 

Н.К. Рерих. Зачарованное царство. ("Догра-Юмцо")Гр.А.Й. 1956 г. 607. …Сердце никому не должно быть раскрыто, чтобы не повторилась возможность нанесения новых ударов и ран. Не доверяйте моменту вмещения желаемых вами в людях качеств – нужны испытания и проверки, прежде чем снова поверить. Нет ничего ненадежнее, нежели чувства людские, и особенно те, что вызываются личными эмоциями. Зачем же делать себя доверчивой жертвой того, над чем сам человек, проявляющий чувства, власти не имеет. Чувства властвуют над человеком, а не он над ними. Как же можно полагаться на то, что вне его воли. Потому, утвердив замкнутый магнит духа и усилив его сознательно, можно в поле его притяжения удерживать близкое сознание, не раскрывая и тем не размагничивая себя. Молчание – золото, и в вопросе охранения цитадели духа – особенно надо точно определить сферу внутренней жизни, недоступной ни для кого, кроме Учителя, и за пределы ее никого никогда не пускать, памятуя, что допуск означает возможность потери близости того, кто допущен. Лишь отдалением можно сохранить близость и притяжение, но не сближением и раскрытием всего себя людям. Ларец духа должен быть крепко закрытым в целях самосохранения. Дать знания совсем не означает опустошить свою сокровищницу и стать прочитанной книгой для получившего. Чем больше удержано вещей сокровенных, тем сильнее притяжение огненного магнита духа. Мудро раздавайте знание и помните, что дается свет, но не пламя, его излучающее. Пламя остается неприкосновенным и нерушимым в своей стихийной целостности. Иначе расхитят и, расхитив и опустошив, пятою наступят, и разбитое корыто станет символом допущенной ошибки.

 

 

Неисповедимы пути распространения Истины…

 

Н.К. Рерих. Вестник от Гималаев. Не позднее 1941 г.Знаки Агни Йоги. 199. Не твердо Наше Учение в руках, не прилагающих его в жизнь. Скажите сотрудникам всех стран, чтобы немедленно нашли способы утвердить жизнь советами Йоги. Слишком много говорящих и мало делающих. Не Вижу общих лекций, но нужны личные беседы. Также не нужно скрывать трудности и преимущества. Приурочивайте Йогу к мировым явлениям, ибо нужно дать систему жизни, без нее социальные движения превратятся в маскарад стариков. Строгая дисциплина свободы пересоздаст жизнь лишь при новом осознании реальности психической энергии, которая войдет в обиход жизни.

Твердите, что требуется новое осознание для применения в жизни.

 

Община. 259. Спросят: «Как назвать метод Учения?» Метод открытия путей. Считайте открытие центров следующим. Чутье должно подсказать, как заботливо нужно оградить индивидуальность. Менее всего пригодна система обычных лекций.

Могут быть призывы ко множеству, но строительство происходит индивидуальными беседами. Один из Наших Учителей обычно лишь начинал предложения, предоставляя ученику докончить мысль. Так настраивал Он свободное сомышление.

Принцип свободы подхода, свободы служения и труда должен быть охранен. Явление тягости начала служит лишь признаком несовершенства. Утверждение явления мудрости будет в твердых вехах, окружающих намеченную фигуру знания.

Открывая правильную дверь, дадим правильное направление.

 

Слова Ю.Н. Рериха цит. по: Цесюлевич Л.Р. Мгновение и вечность. 2012.

В современных условиях лучше личные беседы. Для собраний необходимы серьёзно подготовленные люди. Время лекций, докладов частично ушло в прошлое...

 

С.Н. Рерих. Чаша Будды. 1934 г.Знаки Агни Йоги. 557. Говорю о психической энергии, точно бы человечество ее уже приняло. Точно бы люди решили улучшить сознание свое. Но на самом деле Учение остается горной диковинкой. Люди согласны выслушать Учение в час досуга. Последователей Учения люди называют просто удачниками, не задумываясь, откуда приходит эта удача.

Кто-то говорит, что Учение слишком общо, кто-то находит Учение утомительным, но укромное Учение распространяется самыми неожиданными путями. Капли Учения сияют в словах незнакомых людей, в лабораториях ученых и в подвигах героев незабываемых. Не признавая друг друга, эти немыслимые сотрудники приносят ко времени осколки знания. Кто же похулит их?

Испытанный Учением улыбнется: «Неси, друг, больше. Твое поношение не более как корзина приношения». Для лучших плодов сплетают корзины из коры разных деревьев. Не все ли равно, будет ли кора горька или сладка? Будет ли кора желта, красна или бела? Даже в черных корзинах сохранялись полезные овощи. К чему насиловать сложенную природу? В час напряжения она даст плоды.

Но те, кто осознал психическую энергию и понял неотложность Учения, те поймут, насколько близко время снесения сокровищ. Явление окружающего хаоса для них есть толпа праздника. Мало у кого совсем пустые руки. Тем, кто несет, скажем: «Не разбейте!»

Где начало, к которому надо прилагать? Кто может ограничивать? Каждому зерну можно приложить почву. Зерно уже заключает психическую энергию. У древних было знание о добывании психической энергии в момент размягчения зерна. Вот пример, как размягчение дает начало движению. Каждый знающий Учение будет размягчителем и держателем мотовки Великого Пахтания. Как действие каждого дня есть великий терафим Беспредельности.

Суровость есть стройность. Мягкость есть создание. Даже в пустой корзине осмотрим, не скрыто ли в горькой коре зерно жизни?

 

Н.К. Рерих. Красные кони (Кони счастья). 1925 г.Знаки Агни Йоги. 669. «Как же, Владыка, распространять Учение Твое? Как же, Владыка, найти тех, кому суждено приложить Слово Твое к исполнению?»

И сказал Владыка в напоминание:

«Искал отшельник, кому отдать Откровение. И вынес он список и положил его на распутье – пусть Высший Сам укажет, кому найти Указы Его.

И прошла девочка и обернула хлеб в писания свитка. Но отшельник изготовил другой список и опять положил его на распутье.

И прошел купец и покрыл свиток цифрами дохода своего. Но отшельник не устал полагать следующий список, и так до скончания дел и дня своего».

Когда же Владыка спросил его: «Как раздал ты Учение?», он ответил: «Не мне судить, которая птица совьет из начертаний лучшее гнездо».

Так не знаем, кто отдаст список на терзание, кто на забвение, а кто положит его под изголовье свое, чтобы утвердить на нем основание свое.

«Не думаю, что поступил неправо, отдавая труд тот на пользу неведомых мне».

И утвердил Владыка раздачу Учения без лица, без нетерпения, без раздражения и ожидания.

Так отдайте и вы, не судя, кому отдаете, не утверждая суд каждого дня.

Неси, птичка, Учение и на полете опусти его к очагу, где живут и знают получение в предведении.

Отнесите Учение на перепутье.

 

Знаки Агни Йоги. 670. Дайте эти записи без имени, чтобы кто-то не кричал из темного угла о корыстном воздействии.

 

МО-1. 637. Вступивший в поток разбирает, где прочные камни; он понимает, кому и когда можно доверить Учение. Птица Жизни – Светлый Лебедь – являет то же чувствознание, где граница полезного. Определение этой границы не подлежит человеческому слову, ее можно непреложно чувствовать, но отмерить физическими мерами нельзя. Так создается большое испытание для всякого предательства. ...

Успешное преодоление всех испытаний лежит в сердце нашем и состоит в любви к Владыке. Когда мы преисполнены любовью, разве существуют препятствия? Сама земная любовь уже творит чудеса. Разве огненная любовь к Иерархии не умножит силы? …Кто прикоснется к Свету, тот обернется Птицей Жизни. Пока Птица Жизни будет поэтической отвлеченностью, тот дух еще не готов.

 

 

 

Начало страницы