ruenfrdeit

Наблюдательность

Н.К. Рерих. Огонь. 1943 г.Близкие понятия: внимательность, сосредоточенность, дозорность, зоркость, бдительность, настороженность, осмотрительность, сознательность, готовность, распознавание, чувствознание, проницательность, находчивость, чуткость, собранность, равновесие, подвижность сознания, утонченность.

 

 

Роль наблюдательности в оценке сущего

Воспитание наблюдательности

Взаимосвязь с отрешением от себя

Наблюдательность в познании своей тонкой природы и Надземных Миров

Н.К. Рерих. Внимательность. 1935 г. // Нерушимое

 

 

 

 

Роль наблюдательности в оценке сущего

Мир Огненный, ч. 1. 69. Наблюдательность есть одно из главных огненных качеств, но она вовсе не легка и накапливается также медленно, как и сознание. Правильно заметили, что сознание укрепляется на жизни. Также укрепляется и наблюдательность.

 

Надземное. 720. Урусвати знает, что одно из самых ценных качеств человеческих есть наблюдательность. Мы называем её зоркостью, ибо каждый зрячий должен обладать ею. Но в действительности оказывается противное. Люди затуманивают себя суеверием и предрассудками, получается какая-то сверхмайя. Но наблюдательность должна быть воспитана.

 

Надземное. 821. …Будет крупным достижением воспитание наблюдательности. Именно нужно воспитывать и развивать зоркость наблюдательности.

 

Грани Агни Йоги. 1952 г. 285. Наблюдательность – основа продвижения. Без нее невозможно восприятие. Освой ее, и прибери к рукам, и овладей как инструментом познавания и творчества.

 

Община. 2. Наблюдение есть шаг к справедливости.

 

Н.К. Рерих. Приказ. 1917 г.Община. 77. Скажите вашим друзьям, чтоб научились наблюдать сущее по возникновению событий. Иначе останутся читателями газеты, составленной плутом.

Напрягайте сознание уловить возникновение событий, если хотите приобщиться к эволюции мира. Можно назвать без числа примеры жалких, преступных и трагических непониманий, от которых смешивались сроки.

Дуб растёт из жёлудя под землёю, но глупец замечает его, лишь когда споткнётся о него. Много спотыканий пятнают земную кору. Довольно ошибок и непониманий в час мирового напряжения!

 

Листы сада М. Озарение. Ч.3, гл. VI. 21. Наблюдайте без предрассудков течение мировых событий, и вы увидите Руку Нашу.

 

Н.К. Рерих. «В Шанхай». Чуткие сердца могут наблюдать, как всходят культурные семена. Кому-то постороннему эти знаки покажутся случайными совпадениями, но тот, кто знал зарождение движения, усмотрит всходы великих посевов. Так и наблюдайте пристально и широко-дальнозорко, и Вы будете убеждаться в мощи надземных посылок.

 

Община. 161. Надо наблюдать не так, как хочется, но так, как есть в действительности.

 

Община. 192. Развитие наблюдательности позволит обратить внимание на окружающие условия.

 

Е.П. Блаватская. «Жемчужины Востока». Февраль. 3.Ненаблюдательный путешественник, что птица без крыльев.

 

Агни Йога. 20. Приостановка осознания духа объясняется притуплением внимания к явлениям природы. Разучаясь наблюдать, человек теряет способность синтеза.

 

Агни Йога. 44. Не говори: «Не помню», но скажи: «Не сумел наблюсти». Не клевещи на память, но оглянись на неумение наблюдать. Люди легче упадут с лестницы, нежели осмотрят ступени.

 

Агни Йога. 101. Пробуйте наблюдать жизнь так называемых неодушевленных предметов. Замечайте ваше воздействие на них. Не всегда смешон человек, говорящий с вещами. Окутывание мыслью служит созданием как бы целой атмосферы.

 

Агни Йога. 225. …Действия йога всегда полны изысканной продуманности. Можно узнавать наблюдательность и тщательность в каждом движении йога. Нет в них предрассудков и чужого обычая. Он шагает, как лев, не сокрушая не стоящих внимания растений, но удар его поражает без колебания. Так нужно оценивать сущность каждого своего действия.

 

Агни Йога. 310. Нужно, чтоб глаз научился наблюдать.

 

Агни Йога. 530.  Наблюдая обстоятельства, можно выяснить лучшие условия и привести к совершенству.

 

Агни Йога. 561. Героям приписывали знание, как трава растет. Разве этим не требовали качества высшей наблюдательности?

 

Сердце. 177.  Не пренебрегайте ничем. В пренебрежении лежит причина многих несчастий. Советуйте понять, как даже величайшее явление имеет малейшую видимость. Не от физических размеров зависит космическое значение. Зерно служит лучшим примером. (…) Нужно обострять внимание. Кто может приучить внимание к наблюдению за малейшим, тот поймет и большее.

 

Сердце. 178. Умение дать уважение даже малому поможет приобрести и терпение. Какое терпение нужно перед Беспредельностью, особенно когда знаем её неизбежность. И знаем, насколько каждый ропот затрудняет путь. Ту тягость неуважения к малому нужно заменить радостью наблюдения над разнообразием творений. Так в самых простых словах можем помочь друг другу.

 

Сердце. 194. Антенны могут быть приспособлены для разных волн, но сущность их от того не нарушается. Также сердца могут улавливать разные токи, но сущность их будет едина. Особенно можно наблюдать это на предчувствиях. Сравнения могут показать замечательную скалу сердец человеческих. Можно наблюдать, как одно событие может вызывать несомненные аффекты, но насколько они будут разнообразны и по времени и по качеству! Одно событие может дать целую книгу наблюдений. Чье сердце уловит клише Тонкого Мира, но другое потребует физического тока, но третье отзовется лишь после самого события. Одно оценит событие по достоинству, другое может преувеличить, и третье лишь бессознательно отметит в ритме пульса. Несомненно, что отзыв сердца гораздо существеннее, чем думают. Предчувствие не суеверие, не воображение, но физический факт. Можно предугадать событие при небольшой наблюдательности. Ведь не важна будет обстановка события, но его потенциал. Так сердце звучит по самым различным волнам. Разве не поучительно задуматься над этими явлениями?

 

Сердце. 211. …Прилежно надо наблюдать и оглядываться на явления собственной жизни. Не редко знаменательные знаки окружают нас и являют значение нашего будущего, но неразвитое внимание не позволяет увидеть убедительную действительность.

 

Сердце. 349. …Надо наблюдать нагнетение мировых событий. Можно составить необычную быструю прогрессию. События вторгаются во всю жизнь, и не война, как её полагают, но столкновение всех стихий делает её не сказкою. Совершенно так же при прошлых катастрофах люди не желали замечать настоящее положение.

 

Сердце. 505. У Нас прежде всего обращают внимание на наблюдательность, которая помогает гармонизации центров.

 

Мир Огненный, ч. 1. 306. Можно в обычной жизни наблюдать многое, относящееся к обычаям Миров Тонкого и Огненного. Можно делить человечество на два типа. Один никогда не оставит за собою грязи. Он, приготовляясь к отъезду, всё приберет и очистит, чтобы не затруднить кого-нибудь мусором. Другой же не принимает во внимание никакого последствия и оставляет за собою груды нечистот. Будьте уверены, что второму далеко до Огненного Мира. Также будьте уверены, что первый –  природы огненной и очистилище по примеру Огня.

Также нужно наблюдать, как человек проходит мимо мелких остановок. Один, когда знает свое поручение, спешит дальше, хотя и отнесется благожелательно ко всему встречному. Другой же из каждой остановки умудрится сделать нечто мохнатое, раздражая окружающее. Первый уже опытен в прохождении многих воплощений и понимает, что ночлег не есть уже дом Отчий. Второй не может различить истинных ценностей и готов задержаться в пути на случайном базаре. Так люди постоянно являют природу свою. Только уже опытный путник знает, что ночлег не есть достижение, и понимает, насколько бережно нужно обходиться с вещами, полезными для следующего каравана. Он не издержит всё топливо, но подумает о других. Он не загрязнит колодцев как явление пользы. Так можно наблюдать, где Свет и где тьма.

 

Мир Огненный, ч. 3. 509. Кто не может обойти наблюдаемый предмет со всех сторон, тот не исследователь.

 

Аум. 320. Кто любит точные знания, тот должен уметь принять их. Многие могут говорить о своей преданности к точным знаниям, но на деле оденут каждый факт в пестрые лохмотья предрассудка. Они не ощущают недействительности своих же предпосылок. Они умеют жаловаться на недостаток материала для наблюдения и в то же время пренебрегают самыми неповторяемыми событиями. Они хотят обернуть Мироздание по состоянию сварения желудка. Они отвернутся от самого яркого явления, если оно не соответствует их настроению. Но разве таков путь точного знания? Где же терпение? Где же доброжелательство? Где же неутомимость? Где же наблюдательность? Где же внимательность, которая открывает врата?

Не устанем твердить, насколько все врата открываются, где нет жалоб, недовольства и отрицаний.

 

Аум. 596. Недавно вы рассматривали логичность некоторых событий. Правильно наблюдать и внешние и внутренние причины. Многие не понимают, почему нечто происходит не раньше и не позже; для них самые важные события остаются непродуманными и случайными. Но опытный наблюдатель замечает, насколько нечто совершается не случайно.

Заметим каждое проявление закона. И энергия едина, и закон един.

 

Братство. 409. Терпимость есть одно из условий наблюдательности. Истинная наблюдательность есть основа познания. Человек нетерпимый не может составить справедливого представления о вещах. Он лишает себя наблюдательности и теряет прозорливость.

 

Н.К. Рерих. Звезда Героя. 1936 г.Братство. 134. Люди, носящие в себе братское сотрудничество, могут быть наблюдаемы от раннего детства. Обычно они резко отличаются от всего окружающего. Наблюдательность их высока и впечатлительность сильна. Они не удовлетворяются посредственностью и являются одинокими среди общепринятых удовольствий. Можно заметить, что они в себе как бы несут какую-то внутреннюю задачу. Они могут многое видеть и замечать в сознании своём. Они обычно милосердны, как бы помня ценность этого качества. Они негодуют при грубости обращения, как бы понимая всю низость такого свойства. Они сосредоточенны в любимых предметах, но окружаются завистью и недоброжелательством, как непонятые и чуждые среде люди. Не легко жить при повышенном сознании, но не может оно удовлетвориться среди отрицания всего ведущего к Свету.

Не всегда встречаются такие избранные. Они не часто узнаются. У них есть издалека принесённая мечта, которая для других людей будет иногда граничить с безумием. Из древности дошло название о священном безумии. Мудрость нередко величалась как безумие. Так же люди называют и каждое повышенное сознание. Не будем считать эти аксиомы общеизвестными, ибо именно они остаются в небрежении целые века.

Так трудно входит в сознание понятие Братства.

 

Надземное. 302. Может ли быть осторожность без наблюдательности? Даже наблюдательность может быть двоякой. Мы восклицаем: осторожность!  - и человек начинает осматриваться. Но обычно он озирается относительно самого себя, между тем как настоящая наблюдательность должна простираться на всё сущее.

(…) Можно утверждать, что в период особых напряжений и явления жизни будут спешить. Тогда потребуется особая наблюдательность. Как приучить человечество к такой зоркости? Не какие-то сумасброды, но именно тиходумы не поймут, что от них требуется, когда говорим о необходимости осторожности на основе наблюдательности. Они будут пенять на Нас, забывая, что каждый человек может быть наблюдателем.

Мыслитель говорил: «Может быть, я не сумел наблюсти что-то? Может быть, нечто непоправимое произошло? Пусть глаза мои обретут зоркость».

 

Надземное. 353. Когда древние предлагали человеку познать самого себя, они прежде всего заботились о развитии наблюдательности. Такой процесс не содержит ничего таинственного – человек должен стать внимательным к самому себе и к окружающему. Пусть люди помнят, что они ответственны за качество своих проявлений.

 

Надземное. 411. …Вещество Бытия находится в постоянном движении. Только постоянная настороженная, ярая наблюдательность может показать силу энергии.

 

Надземное. 432. …Нам чрезвычайно радостно, когда Мы замечаем наблюдательность, развитую естественно. Учение Жизни прежде всего требует осознания основных законов.

Мыслитель говорил: «Не могу выразить словами, насколько мы движемся по великим законам, но сердце знает их несказуемую сущность».

 

Надземное. 662. …Мы с самых первых бесед советовали научаться наблюдать. Вольное наблюдение приведёт к научному познанию.

 

Надземное. 686. Урусвати знает, что произойдут скептические замечания по поводу указанных Нами космических наблюдений. Скажут: «Какое значение могут иметь ничтожные человеческие попытки перед Беспредельностью, не больше, нежели полёт мотыльков к Луне». Не нужно приводить таких сравнений, ибо психическая энергия человека могущественна.

Не все алмазы найдены великими учёными. Вспомним, какие великолепные нахождения были сделаны совершенно простыми людьми. Не будем заглядывать в причины, ибо без причин ничто не бывает, но лишь напомним, что даже дети оказывались отличными наблюдателями и находчиками. И когда приходят космические сроки, тогда и многие мышления самобытно вырастают.

 

Надземное. 727. Урусвати знает единое начало продвижения познания. Многие любят, чтобы всё производилось на научном основании. Предоставим им возможность научного исследования. Наука уже распалась на множество ветвей, некоторые из них разделены такими, казалось бы, противоречиями, что невозможно найти единства. Но пусть учёные наблюдают психическое состояние разных исследователей во время их наибольшего умственного напряжения. Можно найти поражающее сходство в напряжении творческих центров. Философ и физик, географ и психолог будут равны в час их счастливых нахождений.

Начните наблюдать от этого часа, и вы придёте к заключению, что наука познания есть единое Древо, и ветви его могут расти лишь от единого корня. Так можно производить поучительные наблюдения, и такой путь приведёт к познанию Надземного Мира.

Не будем удивляться, что многие мысли зарождаются одновременно на разных краях Земли; учёные эти не знают друг друга, они идут разными путями и мыслят в пределах своей народности, и тем не менее нечто единое увлекает их на благо человечества. Сколько прекрасных наблюдений можно производить, когда сознание расширено без отрицания, свойственного невежеству! Так научимся вмещать и посмотрим ввысь свободными глазами.

 

Надземное. 767. …Каждый опытный наблюдатель уже знает, как осторожно нужно относиться к обобщениям, жизнь не исчисляет щедрость свою.

 

Надземное, 914. Урусвати знает Путь Горний. Придут новички, скажут: "Укажите путь, мы готовы". Скажите – "Пусть будет так, попробуем: умей развить наблюдательность; умей осознать прочитанное; умей беззаветно устремиться в будущее".

Новички улыбнутся: "Только-то? Начало легкое. Явление наблюдательности у нас было от малых лет – так сказали воспитатели. Школа отметила наше умение запоминать уроки. Наконец, кто же не мечтает о будущем?" Тогда следует поправить самохвалов: "Кто же хвалил вашу наблюдательность, когда вы не умеете обращать внимания на многие явления, вас окружающие? Разве вы умеете осознать читаемое? Можете ли поверх буквы понять смысл? Также вы вообще не знаете, как устремиться в будущее, ибо половина вашего сознания застряла в прошлом; так и начальный путь нелегок. К тому, вы даже боитесь помыслить о Надземном Мире. Какое же будущее без устремления к Миру Горнему?"

Мыслитель говорил: "В неведении даже трудное легко".

 

Н.К. Рерих. Ждут. 1917 г.Напутствие Вождю. 137.  Наблюдательность не есть нечто чудесное, она рождается из уважения ко всему сущему. Конечно, Вождь должен обладать такою наблюдательностью, ибо радость сего дня может быть горем назавтра и наоборот. Но увлекательна задача сердцем воспринять, где же самое руководящее условие. Обычно само лицо отражает отливы и приливы энергии. Плох будет Вождь, который не замечает волны, которая ложится в основание впечатлений людских. Ведь люди обычно видят то, что в их сознании проходит. Такие преходящие тени не должны туманить сознание Вождя.

 

Письмо Е.И. Рерих. 16.01.1935. Можно ли доверять ученику, который не в состоянии отличить истину от лжи, свет от тьмы и друга от предателя? Все построения были бы разрушены таким невежеством. Потому обостряйте внимание, наблюдательность, развивайте способность справедливого суждения на жизни каждого дня!

 

Письмо Е.И. Рерих. 7-8.06.1936. …Будем необычайно, сверхчеловечески наблюдательны.

 

Письмо Е.И. Рерих. 31.07.1937. Обычно те, кто не видят нового, не ведают и старого. Наблюдательный, зоркий ум может усмотреть новое в каждом обиходном явлении, но такая привилегия принадлежит уму открытому и не отрицающему.

 

Письмо Е.И. Рерих. 6.05.1953. Мой сын должен являть распознавание, но не подозрительность. Распознавание есть наблюдение и знание, но подозрительность уявляет начало недоверия и разрушения.

 

Грани Агни Йоги. 1956 г. 868. Способность и умение наблюдать открывает перед сознанием новые неожиданные стороны, казалось бы, давно известных явлений, словно бы видит их человек в первый раз, но с совершенно иной точки зрения. Ибо смотрят все, но видят лишь те, кто умеет смотреть.

 

Грани Агни Йоги. 1958 г. 868. (702). Архат владеет своими глазами. Он наблюдателен всегда. Как стрелок держит цель под прицелом, так и наблюдатель – людские глаза, и особенно – глаза собеседника. Чувства и мысли моментально отражаются в глазах обычных людей, но люди не имеют ни охоты, ни времени наблюдать и учиться. Прямой молчаливый приказ воли, идущий через глаз, очень эффективен. Как карась на сковородке, мечется блудливое и виноватое сознание под взглядом прямым и открытым.

 

Грани Агни Йоги. 1965 г. 646. (Гуру). Наблюдательность – качество нужное. Наблюдательность сочетается с умением делать выводы из получаемых впечатлений.

 

Грани Агни Йоги. 1965 г. 746. (469). Собственный опыт и наблюдательность полезнее разъяснений со стороны.

 

Грани Агни Йоги. 1968 г. 132. (М.А.Й.). Внутренняя сущность человека, как бы тщательно он её ни скрывал, как-то и в чем-то все же проявляется внешне. Надо лишь только внимательно наблюдать за мелочами поведения, слов, движений и жестов и делать соответствующие выводы.

 

Грани Агни Йоги. 1969 г. 687. (Гуру). При некотором внимании и наблюдательности нетрудно заметить, как в жизни, вернее, в школе жизни, последовательно и стройно выдвигаются одна проблема за другой и разрешаются именно на основании приобретаемого этим путем опыта. Так происходят постепенное расширение сознания и накопление ценнейших приобретений.

 

 

 

Воспитание наблюдательности

Напутствие Вождю. 137.  Наблюдательность не есть нечто чудесное, она рождается из уважения ко всему сущему.

 

Н.К. Рерих. Варяжский путь. 1907 г.Община. 190. Могут спросить – как отличить нововошедшего? Конечно, не по словам. Лучше примите старый способ Востока – по глазам, по походке и по голосу. Глаза неподдельны, походка и голос, конечно, могут скрыть истину при особом умении, но совокупность всей триады признаков безошибочна.

(…) Что же делать, если иные люди утверждают, что все индусы на одно лицо, что нельзя различить китайцев, монголов и арабов друг от друга! Можно ли этим людям поручить различие по глазам и по походке? Для них все люди ходят на двух ногах и все глазеют.

Отсутствие анализа может оскорбить самого терпеливого руководителя. Многие даже не могут установить род занятий жильца по особенности его жилища. Степень ненаблюдательности поражающа. (…) Нужно развивать детскую наблюдательность с первых дней. Ведь сознание детей живёт с первого часа, но не для тех, для кого все индусы на одно лицо.

 

Агни Йога. 344. Нужно в школах развивать способность наблюдать. Именно, в школах нужно проверять наблюдательность, и молчание в темноте – лучшее средство.

 

Агни Йога. 457.. Как известно, дети младшего возраста легко видят астральные образы, кроме того, особенно чуткие видят пространственные огни. Подобные организмы следовало бы заботливо наблюдать с первых дней. Будьте уверены, что в них заложены возможности Агни Йоги, и если их поместить в чистую обстановку, они дадут пример возможностей. Главное – не засорить и не запугать их.

Так как Мы достаточно говорили о насущности Агни Йоги, то, конечно, не для зрителей нужно готовить чуткие организмы, но для жизни, как овладетелей сужденного пути.

Не трудны для матери эти наблюдения, нужно только знать, что и зачем наблюдаете. Не Говорю о вредном потворстве без оценки. Наблюдение незаметно учитывает способности, оставляя как бы случайные знаки руководства. Можно заметить, как радостно открываются глаза ребенка, когда его движения и восклицания о сокровенном бережно поддержаны. Насмешка самый вредный воспитатель. Чуткость есть степень культуры.

Не готовить Агни-йогов, но лишь открыть им путь – космическое явление не терпит насилия. Но где цветок огня готов распуститься, там не мешайте.

 

Иерархия. 47. Один йог прослыл шутником, ибо незаметно переставлял разные предметы в домах. И на вопрос: «Зачем?» – отвечал: «Слежу, не ослепли ли вы?» Истинно, мало кто замечает окружающие изменения, но первый признак «орлиного глаза» – замечать малейшие перемены, ибо от них зависит вибрация целого.

 

Сердце. 22. Советуйте развивать мышление и наблюдательность. Сердце не может занять свое назначение, когда вместо мысли блохи и вместо наблюдательности крот; с такими спутниками не уехать! Теперь, именно, время углубления мышления, иначе народные массы не найдут применения полученных сокровищ. Перепроизводство есть признак мелкого мышления и ненаблюдательности. Сказано – в школах должны быть введены часы уявления наблюдательности и приучения к мышлению. Сердце не может питаться лишь извне, оно должно быть поддержано и земными устремлениями. Устойчивость устремлений придет также и от зоркости познания.

 

Сердце. 425. При наблюдении деятельности сердца заурядный ум столкнется со множеством недоумений. Так ему покажется странным, что даже утонченное сердце часто весьма слабо отметит самые мощные события, но сильно звучит на сравнительно малые действия – оснований много, как внешних, так и внутренних, но следует мудро в них разбираться. Нужно принять во внимание всё противодействия токов. Но, с другой стороны, нужно понять и все кармические условия, которые могут увеличить и уменьшить передачу. Нужно не огорчаться, если закон не ложится в мертвую букву. Наоборот, разнообразие привходящих обстоятельств обогащает возможность новых наблюдений. Так можно даже в школах упражнять внимание малых, которые будут часто гораздо честнее и подвижнее больших, стоит только обратиться к ним с увлекательным предложением обратить внимание на их собственные ощущения.

 

Сердце. 426. Развитие наблюдательности поведет к бесстрашию. Нельзя бояться того, что нас окружает. И тем самым мы будем выявлять новые построения, еще вчера бывшие неощутимыми или невидимыми. Так можно привыкать к самому, казалось бы, необычному. То, что вчера было запрещено невежеством, завтра станет как бы участником и вдохновением жизни.

 

Сердце. 519. Не только старые буддисты, но незапамятные Заветы требовали воспитания наблюдательности. Сердце, лишенное сокровища наблюдательности, затрачивает массу энергии там, где можно было проявить великую бережность. Учитель должен развивать наблюдательность на самых прекрасных предметах. Особенно непростительно в человеке – скользкий взгляд, ничего не замечающий, ничего не дающий. Химизм взгляда разве не будет благодетельным заданием для истинного ученого?

 

Сердце. 565. С древних времен было принято исследовать степень наблюдательности ученика. Для этого произносили как бы отвлеченную формулу и наблюдали, сумеет ли пытливый ум оглянуться, чтобы найти применение сказанному. Учение может углублять понимание при наблюдательности.

 

Н.К. Рерих. Дымы мира. 1917 г.Мир Огненный, ч. 1. 69. Наблюдательность есть одно из главных огненных качеств, но она вовсе не легка и накапливается также медленно, как и сознание. Правильно заметили, что сознание укрепляется на жизни. Также укрепляется и наблюдательность. Не может быть отвлеченного сознания, не может быть теоретической наблюдательности. Но чудовищна людская рассеянность, она слагает какой-то недействительный мир. В самости люди видят лишь собственные призраки. В этих блужданиях не может быть и речи о Новом Мире, потому всеми силами вводите наблюдательность уже в школах для малолетних. Час, посвященный наблюдательности, будет истинным уроком жизни. И для учителя этот час будет уроком находчивости. Начинайте утончение наблюдательности на самых обиходных предметах. Было бы ошибкой скоро направить учеников в высшие представления. Если для начала ученик сумеет наблюсти обиход комнаты, это уже будет достижением. Это не так легко, как это кажется ненаблюдательному глазу. Затем будем ускорять впечатления наслоением опытов. Предложим ученику пробежать через незнакомое помещение и все же сосредоточить наблюдательность. Так можно открыть слепоту и утвердить истинное зрение. Для всех чувств нужно составить программу упражнений. Так выразится огненное действие в простом упражнении. Дети очень любят такие задания. Уносят эти упражнения сознания в высшие сферы. Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному. Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет: «Я еще увидел!» В этом «еще» может заключаться целая ступень. То же радостное восклицание будет приветствовать, впервые замеченную огненную звездочку. Так начнется истинная наблюдательность.

 

Аум. 501. Говорят о каких-то особых синтетических характерах, но такое самооправдание неверно. Не существует природного синтеза без тщательного воспитания психической энергии. (…) Много зоркости, неутомимости, преданности было заложено в основание каждого синтеза. Понятно, что человек, развивающий наблюдательность, увидит вокруг себя много обобщений и поймет, насколько эти широкие пути привлекательнее.

 

Аум. 552. Мать положит первые основы исследования психической энергии, даже до рождения ребенка будет замечать весь обиход жизни и питания. Характер будущего человека уже обозначен в утробе матери. Уже можно наблюдать некоторые особенности, которые предопределяют характер, явленный в желаниях самой матери. Только и в этом случае нужно честно наблюдать. Но самую возможность наблюдения нужно воспитывать.

Так Мы опять обращаем внимание не на теории и догмы, но на опыты и наблюдения.

 

Надземное. 660. Урусвати знает, что наблюдательность образуется при постоянном устремлении, при зоркости, при готовности. Когда Мы говорили о несменном дозоре, некоторые полагали, что речь идёт о чём-то необычном при каких-то особых обстоятельствах. Они не могли вместить, что наблюдательность есть самое обычное качество, по крайней мере, оно должно быть таким. Самое простое строительство нуждается в высокой наблюдательности. Невозможно думать, что такое качество требует какого-то высшего вдохновения.

(…) Нужно учиться наблюдательности. Никакое знание не приобрести без наблюдательности. Мы не можем подать знак рассеянному. Так именно в беседах о Надземном нужно укреплять основное качество наблюдательности. Можно повстречать людей, уверяющих, что вследствие утомления они утеряли наблюдательность.

Мыслитель к этому говорил: «Птица и в клетке не разучится летать».

 

Надземное. 684. Урусвати знает, что каждый из Нас когда-то приспосабливал свою психическую энергию к плотным условиям Земли. Невозможно скоро проделать такие трудные приобщения. Также нужно помнить, что такие процессы должны быть совершены земными средствами.

Не думайте, что какая-то магия или колдовство могли помочь начальным приобщениям. Мы должны были, прежде всего, развивать наблюдательность, чтобы отметить касание космических сил; происходило то же самое, что Мы советуем и всем вам.

Не следует сетовать на редкие надземные проявления, – их много, но нужно почуять их воздействие. При этом не следует впадать в преувеличение. Вы знаете, как некоторые вновь подошедшие готовы каждое мимолётное прикасание объяснить как нечто гигантское. Так не следует ожидать, что процесс утончения сознания может быть поспешным, микрокосм нуждается в планомерном накоплении, иначе он не будет подобен Макрокосму.

Но главное достижение в том, что каждое накопление неотъемлемо, и ничто не разрушит качество психической энергии. Значит, полезно накоплять такую силу. И каждый, во всякое время, может задать себе благую задачу накоплять качества психической энергии, это будет работою для познавания Надземного.

Начинайте наблюдения от самого простого, от самого малого. В любом окружении можно ощутить космические знаки. Если могут быть наблюдения метеорологические и сейсмографические, то так же точно могут быть наблюдения и космические, так назовём наблюдения надземные.

Каждый может начать дневник записей о предчувствиях, об ощущениях в связи с событиями и о всех необычных явлениях. Со временем можно заметить многие происшедшие ошибки. Они неизбежны, ибо кооперация токов трудноуловима. Не огорчайтесь Нашими предупреждениями, Мы Сами накопляли такие наблюдения среди тяжких условий.

Но одно заманчиво, что при космических наблюдениях нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простых. Всем людям открыт путь для самых неограниченных познаний.

 

Н.К. Рерих. Чудо чудное, диво дивное (Монгольские чуда). 1937 г.	Надземное. 720. Урусвати знает, что одно из самых ценных качеств человеческих есть наблюдательность. Мы называем её зоркостью, ибо каждый зрячий должен обладать ею. Но в действительности оказывается противное. Люди затуманивают себя суеверием и предрассудками, получается какая-то сверхмайя. Но наблюдательность должна быть воспитана.

Не без причины Мы часто настаиваем на необходимости истинного воспитания. Вы можете заметить, что о некоторых качествах Мы говорим повторно, это означает, что именно такие стороны жизни особенно забыты мятущимся человечеством. Невежество царит по-прежнему. Голоса просвещения одиноки и гонимы. Пусть эти гонения несколько отличаются от тёмных веков, но они существуют во всей бесчеловечности.

(…) Наблюдательность поможет усмотреть, как мысль движет не только мускулами, но и самыми сложными воздействиями в жизни. Среди обихода можно наблюдать самые чудесные проявления.

Мыслитель говорил: «Хочу наблюдать проявления Беспредельности».

 

Надземное. 730. Психический мир проявляется, прежде всего, в обиходе. Самые ценные особенности духа можно наблюдать даже в сером быту. Не будем считать героями лишь устремлённых на благо человечества, но внимательно отличим и тружеников среди обихода. Такая внимательность принесёт много наблюдений, и среди них будут проявления естественной психической энергии.

(…) …Советуем наряду с каждодневностью научиться прекрасной наблюдательности. Пусть она растёт с малых лет.

Мыслитель говорил: «Смотрите и под ноги, чтобы не споткнуться».

 

Надземное. 821. Урусвати знает мощь наблюдательности. Много раз Мы утверждали великое значение расширения сознания. Некоторые полагают, что это высшее качество есть нечто недостижимое и сверхъестественное, но они ошибаются. Расширение сознания есть качество естественное, как и всё в жизни земной и надземной.

Много нужно понять простых достижений, чтобы распознать пособников к углублению сознания. Рассмотрим ещё раз наших скромных помощников, среди них будет крупным достижением воспитание наблюдательности. Именно нужно воспитывать и развивать зоркость наблюдательности.

Лишь немногие приносят из Надземного Мира наблюдательность. Обычно зачатки её должны быть упорно развиваемы на самых обыденных предметах. Не нужно, чтобы лишь учитель в школе развивал наблюдательность. Можно самому понять ценность такого качества, открывающего путь земной и надземный.

Малыш может усвоить, что ненаблюдательный человек подобен слепому и глухому. Он не может воспринять высших проявлений. Он коснеет в заклятом круге предубеждений. Он не может ускорить продвижения и остаётся как протухший водоём. Так может ли такой учитель распознавать впечатления Надземного Мира? Может ли он увидеть чудесные проявления земной Природы? Только ревностное воспитание наблюдательности может преобразить даже самый обыденный быт.

«Помогите слепым прозреть» – так советовал Мыслитель.

 

Надземное. 822. Вам известно глубокое значение наблюдательности. Но как может образоваться наблюдательность без бдительности, без постоянной настороженности? Такие качества не приходят мгновенно, их нужно воспитывать, и чем сознательнее будет такое образование, тем скорее утвердится дозор несменный. При этом следует запомнить, что никакое качество не приходит насильственно. Необходимо свободно полюбить приобретение ступеней восхождения, только такое любовное завоевание приведёт к открытым Вратам.

Также пусть исследователи запомнят, что каждый их труд нужен и для Надземного Мира. Как жалок путник в обширных надземных областях, лишённый наблюдательности и не умеющий применить бдительности! Мимо него проходят лучшие встречи. Нужно знать, что в Надземном Мире никто не будет принуждать путника. Он должен почуять, где вибрация, сходная с ним. Он не потеряется среди разнородных ритмов, но внимательно устремится к наиболее близкому ему, – так из самых простых земных познаний образуются сокровища надземные. Мы особенно заботимся, чтобы люди не отрывались от земных назначений, но в каждой из земных подробностей узнавали сокровище высшее.

Мыслитель говорил: «В капле росы отражается всё Мироздание».

 

Письмо Е.И. Рерих. 03.06.1931. Можно при школах учредить классы мышления и наблюдений за процессами жизни. Часто можно заметить, как малыш лучше взрослого поймет скрытую сущность случившегося.

 

Письмо Е.И. Рерих. 12.03.1935. Было бы прекрасно, если бы Вы учредили и выработали в группах занятия по воспитанию мышления, которые состояли бы не в отвлеченной психологии, но в заложении практических основ развития наблюдательности, внимания, памяти, сосредоточения и так далее. Во всех древних школах Индии, прежде всего, требовалось развитие наблюдательности. В ученики принимались лишь те, которые уже обладали этим качеством в большой мере. Очень хорошо было бы учредить такие испытания наблюдательности или внимания. Это можно производить в самых обычных условиях и на самых простых предметах. Любой предмет может научить многому и явить всё различие наблюдательности в людях. Конечно, имеются к этому руководства в теософической литературе. Может быть, на первых шагах можно было бы воспользоваться книжечкою Эрнста Вуда – а потом сама жизнь подскажет все лучшие примеры.

 

Письмо Е.И. Рерих. 7.01.1950. Описанные Вами повсеместные явления в стране Вашей, как-то: появления на поверхности оконных стекол изображений каких-то расплывчатых фигур и разных знаков, несомненно, относятся к химической реакции в связи с атмосферическими условиями и, конечно, никакого чуда собою не представляют. Ваша интерпретация вполне приемлема. Люди с развитою наблюдательностью и воображением всегда увидят много больше, нежели средняк или скептически настроенный человек, но это не значит, что они сподобились какого-то чуда. Игра света и теней бывает изумительна и часто помогает художнику в создании новых творений. Такой пример высокой наблюдательности являл собою Н.К.[Рерих]. Признаться, и я очень люблю улавливать в игре света и теней неожиданные прекрасные формы и сочетания тонов. Это прекрасное упражнение для утончения зрения и развития наблюдательности.

 

Грани Агни Йоги. 1958 г. 870. (Гуру). Хочу – вижу вас и воспринимаю ауру вашу. Но прежде должен увидеть. Видит глаз. Четкость представления зависит от накопления тысячелетий. Тренировка в наблюдательности и четкости представления предмета в третьем глазе необходима тому, кто хочет вещами владеть даже на расстоянии. Нет конца возможностям учиться, расширять сознание и восходить неуклонно.

 

 

 

Взаимосвязь с отрешением от себя

Агни Йога. 123. Соломон говорил: «Поставлю тебя на распутье и сделаю тебя молчащим и недвижимым, и перед тобою пойдут знаки событий. Так умеришь человеческое любопытство, так заглянешь в сужденное течение потока, ибо поверх человеческого мышления несется мысль мира».

Так наблюдайте течение событий, как бы с вершины башни считаете стада овец.

 

Н.К. Рерих. Соглядатаи. 1900 г.Грани Агни Йоги. 1952 г. 285. Наблюдательность – основа продвижения. Без нее невозможно восприятие. Освой её, и прибери к рукам, и овладей как инструментом познавания и творчества. Забыв себя, только открой глаза и уши и смотри и слушай. Если самость не помешает, откроешь новый мир. Она (наблюдательность) означает собранность и дозорное состояние сознания. Не может наблюдать человек, предавшийся эмоциям.

 

Грани Агни Йоги. 1954 г. 581. (339). Утверждаю явления необычного в обычном. Надо глаза лишь открыть. Также Утверждаю, что необычно все, и только привычное понимание вещей накладывает на них печать обыденности. Конечно, каждый цветок можно считать обычным, ибо привыкли к нему. Но привычка не оправдание слепоты, и чудо каждой былинки не умаляется и не может быть скрыто за туманом обычности. Живем в мире чудесном, где чудо на каждом шагу, но очки обычности видеть мешают. Эти очки следует снять. И тогда можно начать учиться видеть душу вещей и явлений.

Возьмем для примера глаза человеческие – зеркало чувств и эмоций людских. Сколько говорят глаза наблюдательному уму! Как бы книга души человеческой раскрывается перед умеющим видеть. Но все заняты собой и своими переживаниями, и времени уже нет, чтобы наблюдать движения чужой души. Не умея наблюдать, ходит человек среди призраков, созданных его воображением, утеряв связь с действительностью. Нужно просто открыть глаза, чтобы видеть, и мир чудесной действительности начнет раскрывать наблюдательному глазу свои изумительные тайны. Сколько нового откроется в звуках человеческого голоса, и особенно если начать слушать сердцем, отмечая впечатление его, производимое на сердце. (…)

Вслушивайтесь в голоса людей. В голосе человека выражается его сущность. Эту сущность нужно научиться постигать. Как много говорят глаза и голос. Зачем спрашивать о чем-то, зачем строить догадки, когда внутренний человек внешне выражен в голосе и в глазах. А если к этому еще добавить походку и жесты, то общий облик человека становится уже совершенно определенным. К этому можно еще приложить реакцию на сердце. Так на опытах интересных можно развивать глаз орлиный и слух утонченный, и тогда явления обычные утратят обычность свою и необычность станет достоянием устремленного духа.

 

Грани Агни Йоги. 1954 г. 587. (345). Дается возможность познать действительные ценности жизни в отличие их от вещей, не имеющих никакой цены. Их основным признаком будет их абсолютная значимость и нужность. Например, спокойствие или наблюдательность, в какой бы мере они ни накапливались, каждое приобретение будет нужным и ценным и является той истинной собственностью, которой никто уже не сможет отнять. Так качество приобретаемое является накоплением реального богатства. Можно приобрести груды вещей или золота, но лучше и выгоднее быть гениальным писателем, или художником, или композитором. Вещи превратятся в прах, золото останется на Земле, но накопления духа с духом и пребудут. А когда придет время и накопленные сокровища вспыхнут всеми огнями, вкусит тогда человек полностью от всех трудов своих, которыми он трудился под Солнцем, собирая истинные сокровища духа. (…)

Радостно и увлекательно идет этот процесс накопления, когда, например, простая наблюдательность явно и щедро обогащает сознание. Простой внимательный взгляд на лицо человека многое уже открывает, как бы двери познавания человеческой души открываются. Но и здесь нужно отрешение от себя, ибо уметь наблюдать и таскать повсюду с собой свое малое «я» с его жалобами, недовольствами и беспокойством совершенно невозможно. Радостно, самоотрешенно, в спокойствии полном раскрываются свойства Орлиного Глаза. Если нужно что-то узнать о человеке больше того, чем было известно, пристально и внимательно посмотрите на его лицо, как бы впервые, как бы со стороны, отмечая малейшие подробности. Но не надо об этом говорить людям. Люди не прощают наблюдательности, раскрывающей их внутреннюю сущность.

 

Грани Агни Йоги. 1955 г. 166. Жизнь любит, чтобы её наблюдали и учились на ней. Зоркость нужна во всём. Человек, проживший жизнь в одури лунной пассивности, уходит с ненаполненной Чашей. И можно сказать тогда, что жизнь прожита бесцельно. Считаю нужным указать, что сознательное желание видеть открывает много новых и неожиданных подробностей. Жизнь становится богаче и интереснее. Не остается времени носиться с собой и своими переживаниями. Самость не любит утруждать себя наблюдениями над жизнью. Соприкасаясь с людьми и жизнью, можно просто погрузиться в изучение её, позабыв о себе. Каждое внимательное наблюдение требует отрешения от себя. Человек, наполненный собою и своими переживаниями, глух и слеп к окружающему, ибо ничего не видит и не слышит, ибо всецело занят собою. Книга жизни закрыта для этих глухих слепцов. Наблюдения над жизнью возможны, когда астральная и ментальная оболочки приведены в состояние относительного спокойствия так, чтобы движения в них не мешали процессу. При полном отрешении от себя глаз становится особенно зорким.

 

Грани Агни Йоги. 1959 г. 110. (100). …Надо научиться наблюдать, забыв на это время о себе и отбросив всё свое в сторону, то есть отвергнув себя, отвратившись от себя, от самости своей, яро стоящей преградой на пути непосредственного познания, то есть чувствознания. Самоотвержение требуется и при простом наблюдении над человеком и желании понять его внутреннюю сущность.

 

Грани Агни Йоги. 1961 г. 194. О необходимости постоянного дозора сознания Указывалось неоднократно. (...) Также необходима и настороженная зоркость и умение наблюдать. Наблюдение над людьми откроет новую страницу познавания человека. Нельзя наблюдать и быть при этом занятым собою. Наблюдение и изучение человека требует при этом процессе известной степени отрешения от себя. Самость и зоркость в одном гнезде не живут. Если один наблюдает, а другой занят собою, то это дает наблюдающему как бы власть или превосходство над зараженным самостью сознанием. Поэтому неэгоистический человек всегда сильнее эгоиста, хотя бы только тем, что сферы познания для самости недоступны. (…) Наблюдательность откроет целый мир новых восприятий и впечатлений, совершенно недоступных тому, кто не умеет себя потушить и от себя отрешаться, хотя бы тогда, когда надо смотреть.

 

Грани Агни Йоги. 1961 г. 323. Внутренне постигается человек, но не внешне, не по словам, но для этого надо уметь наблюдать, а главное, отрешаться полностью от себя в эти моменты. Именно отрешения от себя, своего внутреннего мира, своих мыслей, суждений и эмоций требует эта тонкая наблюдательность.

 

Грани Агни Йоги. 1966 г. 229. (187). Умение отойти от себя – основа наблюдательности и зоркости. Все заняты собою до переполнения. А вы не собою, но ими займитесь в моменты желания душу чужую понять. Требование «Отвертись от себя и следуй за Мною» гораздо более жизненно и практично, чем это кажется людям.

 

Грани Агни Йоги. 1966 г. 671. (491). (М.А.Й.). Наблюдательность есть средство обогащения сознания новыми поступлениями и новыми впечатлениями. Очень интересно наблюдать лица людей, выражение их глаз и физиономий. Как открытую книгу можно читать их настроения и чувства, если только, найдя в себе силу и желание отрешиться от себя, наблюдать их поверх своих личных мыслей и переживаний. Невозможно наблюдать, будучи занятым собою. Наблюдательность и самонаполнение несовместимы.

 

Грани Агни Йоги. 1971 г. 524. (М.А.Й.). Как утончать восприятия? Только обращая внимание на явления, обычно ускользающие от наблюдения. Например: всякая встреча с другими людьми производит тот или иной комплекс воздействий на ауру наблюдателя, но в этих ощущениях надо тут же себе дать отчет, то есть обратить на них внимание. И тогда радость, или огорчение, или какие другие чувства от соприкосновения с чужой аурой станут осознаваться совершенно отчетливо и явно. Или, проснувшись поутру, можно ощутить характер пространственной ноты и почувствовать, как она звучит в это утро. Или, внимательно поглядев в глаза собеседника, уловить его невысказанные чувства, или, засыпая, вдруг увидеть какие-то лица или картины. Всё это ощущения и восприятия, обычно упускаемые из виду, потому что человек слишком уж занят своими обычными делами или собою, и времени заняться чем-либо иным у него уже не остается.

 

"Искры Света". Беседы Б.Н. Абрамова с Н.Д. Спириной. 27.12.1947. Аналитическое наблюдение способствует запоминанию. Наблюдатель доминирует над наблюдаемым. При наблюдениях происходит отрешение от себя.

 

 

 

Наблюдательность в познании своей тонкой природы и Надземных Миров

Агни Йога. 551. Невнимательный, ненаблюдательный не может следить за расцветом психической энергии. Совет наблюдать есть совет друга, ибо будущее требует внимания.

 

Н.К. Рерих. Властитель ночи. 1918 г.Грани Агни Йоги. 1972 г. 446. Контроль, настороженная зоркость и постоянное наблюдение за характером своих эманаций и за состоянием ауры являются первейшей обязанностью ученика.

 

Иерархия. 133. Какую пользу можно извлечь из маленьких опытов и наблюдений! Не стесняя себя временем, ученик может обращать внимание на множество мелких явлений. Каждый день, среди обычных занятий, обратите внимание на проявления организма. Каждый по-своему отражает явления космические, нужно лишь безбоязненно отмечать каждое ощущение. Также можно отметить даже жизнь предметов обихода под влиянием определенной руки. Повторяйте тому, кто забывает о воздействии личности и прикасания.

 

Сердце. 28. Давно замечено о различных свойствах человеческого взора. Можно рядом опытов уследить, насколько далеко действуют излучения глаз, при этом поучительно следить за комбинацией силы мысли с физической эманацией глаз. Только наблюдая, можно оценить невидимый мир человеческих воздействий. Сложна паутина, сотканная несознательными действиями мысли. Не удивляйтесь, что мысль продолжает жить в пространстве; также не исчезают физические частицы взора. Учась наблюдательности, мы еще раз вспомним о сердце и поймем символ стрелы пронзающей.

 

Сердце. 97. Казалось бы, огни сердца очень естественны и просты в проявлениях, но какие долгие сроки нужны, чтобы это соединяющее понятие низшего с Тонким Миром обозначилось в физическом мире. Конечно, множество огней требует приспособления к ним, чтобы ввести кажущуюся случайность в цепь ритма. Мало кто стремится стать вселенским гражданином. Много забот требует звание это: и наблюдательности, и зоркости, и, прежде всего, неукротимого устремления.

 

Сердце. 324. Не нужно принимать индивидуальный метод как нечто ненаучное, наоборот, он даст накопление для углубления формулы. Так не худо замеченное старыми Ведами сходство некоторых нервных центров с животными и прочими образами. Так наблюдательность дала первые основы для систематических разделений. Совершенно так же лягут в систему факты, замеченные искренними наблюдателями. Если недавно человеческое наблюдение устремлялось к спиритизму, несмотря на опасность его, то насколько же естественнее начать наблюдения над проявлениями энергий, которые в грубой форме уже небезызвестны. Так место науки не только не поколеблется, но расширится в новых кругах.

 

Сердце. 448. …Нужно углублять внимание, чтобы наблюдать тончайшие явления сердца. (…) Уже не видит конца наблюдений, кто однажды прислушался к своему сердцу. Наблюдения, начатые в одном доме, неминуемо поведут сознание наблюдающего всемирно и укажут путь к Высшим Мирам. Зачем писать множество формул, не желая приложить их к жизни! Соприкасание с тончайшими энергиями утончает все существо. Кто вступил на путь огненный, тот понимает, о каком утончении, зоркости и бдительности Говорю.

 

Мир Огненный, ч. 1. 243. Когда так богат мир земной, когда еще богаче Мир Тонкий, когда величественен Мир Огненный, тогда нужен опыт в прекрасном. Лишь острота наблюдательности поможет утверждать красоту. Ошибка думать, что преходящие приемы искусства могут создать единое основание к суждению. Именно, только наблюдательность, которая питает третий глаз, дает твердое основание к творчеству, пригодному и в Тонком Мире.

 

Мир Огненный, ч. 2. 459. Опытный наблюдатель знает, что его зрение иногда мутнеет и затем снова проясняется. То же бывает и со слухом, и с обонянием, и с осязанием, и со вкусом. Так можно наблюдать полную подвижность всех наших функций. Конечно, всякая огненная нервная отзывчивость на Макрокосм представляет утонченное состояние, но лишь немногие дают себе отчет в таком соответствии с внешним миром. Неусовершенствование сознания вредит всем наблюдениям.

 

Н.К. Рерих. Отшельник. («У Дивьего Камня неведомый старик поселился»). 1941 г.Мир Огненный, ч. 3. 443. Чрезмерно должно твердить о наблюдательности. Не часто применяют её, но лишь обострение её помогает различать искры Мира Огненного. Не стыдитесь разными словами напоминать друзьям о наблюдательности.

 

Мир Огненный, ч. 3. 493. Трудно мыслить о Мире Огненном без подвижности ума. Не вместить всех искр, если кто не умеет обернуться. Так нужно обдумывать связь огненную с каждым явлением жизни. (…) Вообще нужно не отрицать всякие наблюдения над собою. Люди теряют наблюдательность, но познание самого себя поучительно.

 

Аум. 238. К самому сложному можно приблизиться простейшим путем, главное – внимательность. Даже очень опытные наблюдатели растеривают её среди обыденности. Но Мир Высший желает любовь и признательность. Как же иначе через плотные условия рассмотреть тонкие признаки?

 

Аум. 239. В мире всё неповторимо. Так можно усвоить, насколько много необычного. Без такого понимания люди не найдут своего земного положения. Нельзя мыслить об эволюции, если неизвестны отправные причины и достижимая цель. Не имеет смысла земное существование без понимания причины и следствия. Но если люди хотя бы отчасти осознали необычность окружающего, они могли бы легче напрячь мысль к Высшему Миру. Нельзя уговорить людей без переходной ступени обратиться к столь отличной сфере, как Мир Высший. Но если глаз будет постепенно различать окружающее многообразие, он легче приучится к распознаванию тонких проявлений. Поистине, всё должно быть воспитываемо.

 

Братство. 314. Внимательное наблюдение тем нужнее, что невозможно представить себе, как иногда может произойти важное явление. Только очень утончённый организм может почуять как бы зов. Ему захочется внезапно понаблюдать. Нужно быть готовым прийти на такой зов.

 

Надземное. 469. Урусвати знает, что воображение порождается впечатлениями действительности. Когда человек исполнится наблюдательности и подвижности, он соберёт в «чашу» сокровища жизни, которые преобразят его будущее существование.

 

Письмо Е.И. Рерих. 12.11.1947. Духовная область так чудесна, так безгранична, но и полна опасностей и большой ответственности. Погружение в нее требует все качества истинного ученого и исследователя. Необходимо запастись максимумом терпения, упорства или настойчивости, развить неусыпную наблюдательность и стараться проявить всю честность распознавания и, главное, не смущаться кажущимися неудачами или задержками, именно кажущимися, ибо они потом оказываются новыми преуспеяниями. Сколько радости, когда Лотос Сердца раскрывается и может возжечь новый костер любви и благодарности. На этом огне сгорает много ветоши прошлого.

 

Грани Агни Йоги. 1960 г. 49. Фотоаппарат человеческого мозга и сознания тонок необычайно и более совершенен, чем все механические фотоаппараты, вместе взятые. От этого аппарата человеческого до телевидения мозгом и центрами слуха и зрения расстояние вовсе не так уж велико, и надо помочь себе самому обострением внимания и наблюдательности к явлениям, происходящим в собственном микромире человека.

 

С.Н. Рерих. Отшельник. 1943 г.Грани Агни Йоги. 1961 г. 323. Много внеплотных явлений постоянно происходит вокруг, но их надо усмотреть. Для этого требуется соблюсти условия: наблюдательность, непредубежденность и открытый глаз. Полагают, что Тонкий Мир уявляется в ряде необычных сверхчувственных восприятий, в то время как незримое и неслышимое утверждает себя в том, что видно и слышно.

 

Грани Агни Йоги. 1967 г. 346. Для того чтобы что-нибудь увидеть и осознать, необходимо сосредоточить на этом внимание в той или иной степени. Иначе явление пройдет незамеченным. Этого же требует и наблюдение за Тонким Миром. Он постоянно вторгается в плотный, но этого не замечают, ибо внимание обращено на внешнее. Мысль – явление Тонкого Мира, но кто же этому верит. Отрицание закрывает глаза. Таким образом, многое проходит незамеченным. Особенно показательны тонкие чувствования и ощущения. Обычно они безошибочны. Первое впечатление от человека всегда сопровождается реакцией сердца. Оно реагирует на излучения ауры, омрачаясь или осветляясь в зависимости от её свойств. Так же легко чувствовать и настроение человека, особенно если оно враждебное или резко омраченное. Поле для наблюдения очень широко. Было бы желание наблюдать постоянно. Зоркость вырабатывается упражнением. Так многому надо научиться, что времени на бездумное времяпрепровождение уже не остается.

 

Грани Агни Йоги. 1967 г. 619. Чтобы усилить осознание Тонкого Мира, можно собрать все крупицы его проявлений для земного сознания, разбросанные повсюду. Их немало и во сне, и наяву. Каждое свидетельствует о том, что Тонкий Мир существует. (…) Ученик должен сохранять состояние постоянного наблюдения исследователя по отношению к явлениям Тонкого Мира.

 

Грани Агни Йоги. 1969 г. 387. Явления Тонкого и Огненного Миров беспрерывно происходят и в плотном мире, но их надо уметь усмотреть. (…) При некоторой внимательности многое будет замечаться. Ничего сверхъестественного нет, всё естественно, и просто, и доступно устремленному наблюдению. Настроения человеческие, и эмоции, и чувства – явления, корнями своими уходящие в Тонкие Сферы и выше. Человек яро зависит от пространственных токов, то есть тонких энергий, не видимых глазу. Живет человек во всех трех мирах и может легко приступить к изучению их связи друг с другом и осознанию трех.

 

Грани Агни Йоги. 1970 г. 276.  От времени до времени можно отмечать, как неуклонно расширяется сознание и раздвигается горизонт. Несет установленный ритм. Ритм обеспечивает неуклонность продвижения. И становится уже трудно представить себе, что многие не только не имеют никакого ритма, но даже вообще никуда не стремятся и ничего не желают за пределами желаний обычных. В этом отличие ученика от обывателя. На главном направлении ученик пребывает в сферах необычности. Необычное привлекает его: объединение в сознании двух миров вовлекает его в сферу необычного. Можно очень заботливо отмечать всё, даже малейшие проявления Тонкого Мира. Их так много вокруг, если на них обращено внимание. И чем больше уделяется им внимания, тем больше будет проявлений. Надо замечать всё. Это не так уж сложно, если отбрасывать всё ненужное и мешающее. Умение наблюдать – качество очень ценное и редко встречающееся. Совершенствовать его можно беспредельно. Четкость запечатлеваемости образов зависит от развития этого качества.

 

 

 

Н.К. Рерих. Внимательность. 1935 г. // Нерушимое.

Несправедливо был осмеян французский писатель Моруа, когда он указал, что тело умершего давало разницу в весе. Весомость высшей энергии, весомость и очевидность воздействий мыслей тоже не только не подлежит осмеянию, но должно быть изучаемо очень заботливо.

Н.К. Рерих. Весна священная. 1945 г.Хохотать-то очень легко, и глумиться тоже не трудно, но каждое допущение уже будет одной из возможностей открытия. Правда, законы тончайших условий хотя и непреложны, но очень неуловимы в земных слоях. Вот замечаем, что даже самая простая фильма иногда дает неожиданно утонченный и проницательный снимок. Но это “иногда” почти невозможно формулировать бедным земным словарем. Не раз упоминались необыкновенно удачные снимки обычно незримого мира. Пробовали установить наиболее подходящие условия для улучшения этих процессов. И обычно вместо улучшения лишь нарушали какие-то тончайшие возможности. Пытались производить опыты с наибольшею чистотою, в самых, казалось бы, менее зараженных местах; сопровождали лучшими мыслями и пожеланиями, а вместо удачного улучшения результаты вообще исчезали. Получалось странное впечатление, что какие-то самые примитивные условия будто бы могли способствовать лучшим следствиям. Значит, в этих условиях заключались еще какие-то неуловимые для испытателя подробности, которые не могли быть соблюдены даже и в формально лучших обстоятельствах. Конечно, и сама, казалось бы, противозаразная вакцина бывает смертельно зараженной, и вода, для чистоты поливаемая на руки, может оказаться ядовитой. Мало ли совершенно противных условий возникает даже при хорошей наблюдательности. А сколько же еще неуловленных тончайших условий существуют и управляют явлениями чрезвычайной важности.

Требуется не только производить наблюдения, не только открыть в себе величайшую меру допущения, не только научиться доброжелательству, но и сызмала учиться внимательности. Надо отдать справедливость, что среди современного воспитания именно слишком мало уделяют места внимательности, а ведь на любом поприще жизни разве может быть успешным человек невнимательный! Такой невнимательный человек, прежде всего, погрязнет в самости, эгоизме, или он постепенно будет терять восприимчивость к окружающему вообще.

Но если с малых лет в самых привлекательных формах будет открываться внимательность, то какая безграничная, прекрасная наблюдательность вырастет в любых условиях жизни.

При каждом новом опыте произойдет новый оборот наблюдательности – еще тоньше, еще возвышеннее, еще проникновеннее. А наблюдательность есть порог возможности. Человек, постигший возможности, никогда не может впасть в разочарование, ибо очарование исканий такая увлекающая, высокая радость.

20 января 1935 г.

Пекин

 

 

 

Начало страницы