Предусмотрительность – познавательно-волевое качество человека, означающее внимательное, бережное и соучастливое отношение к предстоящим событиям и контактам с людьми, а также предвидение различных вариантов и лучших возможностей в их протекании.
Согласно Учению Живой Этики, всё сущее в его космической многомерности находится в бесконечном процессе эволюции, имеющем свои закономерные этапы, принципы, направленность и сроки. Все те явления и существа, которые не отвечают зовам эволюции, постепенно, теряя внутренний огненный потенциал, саморазрушаются и подлежат преобразованию, чтобы уступить место новым формам жизни. Человечество, в зарождении которого непосредственно участвовали Высшие Духовные Силы, имеет и своё космическое назначение, и План земной эволюции, учитывающий лучшие возможности развития. В этом контексте мы должны понимать, что полной свободы, или своеволия, человека не может быть, и он неизбежно должен искать и достигать согласованности, соизмеримости и соответствия с Высшим Миром и Законами Бытия. А значит, чтобы не выбиться из общекосмического потока жизни, чтобы не наполнить свою и окружающую жизнь страданием, – мы должны быть очень чуткими, предусмотрительными и дальнозоркими. В Живой Этике отмечается: «Реальностью жизни, намеченной Вечностью, человек должен существовать, и это признание даст ему предусмотрительность в действиях»1.
Принципы многообразия и добровольности эволюции допускают и открывают перед человеком самые различные пути движения – от высших, сияющее-самоотверженных до мутно-корыстных и тёмных. Увидеть за пеленой очевидности и невежества лучший, ускоренный путь духовной эволюции, понять принципы и методы, составляющие его, и уметь успешно приложить их на практике – такое самоотверженное и героическое стремление неизменно сопровождаемо очень высокой степенью напряжения всех духовно-психических сил человека. И, как утверждается в Учении, «такая напряженность не есть натянутый канат, готовый лопнуть, но есть радуга предусмотрения» (Община, 152). Созвучный этому пути облик человека – не свободный, как ветер, странник, не наивный простак из сказок, ждущий чудес, а «воин, бодрствующий и предусмотревший» (Агни Йога, 132). Всё бытие, полное лучших возможностей для смелой и дерзкой, сознательной и любящей жизнь воли человека как будто посылает ему пламенный зов: «Будь зрячим!» Ибо в конце концов, от самого человека, его усилий, восприимчивости и предусмотрительности, зависит его судьба и будущие творческие достижения.
Предусмотрительность базируется на понимании Закона причинно-следственных связей, господствующем в многомерном мироздании. Это нравственное качество далеко от легкомыслия, пассивности и инерции. Оно предполагает развитое духовное воображение, способность оценить и аккумулировать прошлый опыт с тем, чтобы предвидеть этапы и звенья различных явлений и событий, варианты их благоприятного и неблагоприятного течения, возможную реакцию людей, их побуждения и желания и т.п. Предусмотрительный человек заботится о подробностях и деталях, из которых состоит любое большое дело. Часто успех масштабных событий и дел определяется именно вовремя продуманными и предвиденными “мелочами”.
Сбившиеся с пути Света тёмные, невежественные люди, не имея правильного представления о задачах эволюции, не обладают достаточной степенью дальновидности, предвидения и знания сроков, а значит, и качеством предусмотрительности возможных вариантов течения событий. В противовес им в Учении акцентируется развитие способности неожиданного и стремительного, но продуманного действия и утверждается принцип «тактики адверзы». Этот принцип проявляется в том, что при организации и проведении в жизнь благих, созидательных проектов и мероприятий целесообразно представить их детальный план и подробное развитие, выделяя наиболее сложные моменты с тем, чтобы предположить наихудшие варианты стечения обстоятельств и негативное влияние других людей. Это позволяет предусмотреть резервные варианты и дополнительные меры для осуществления плана, предвидеть возможные способы использования возникающих трудностей на пользу дела. И часто враги, «думая, что строят темницу, слагают Храм»2, проект же воплощается практически при любых обстоятельствах. «Явление предусмотрительности может быть, истинно, применяемо лишь фокусом зрения строителей»3, – подчеркивается в Учении.
Некоторые люди полагают, что, поставив крестики на окнах и дверях своего дома в день православного праздника Крещения Господня, они совершают действие предусмотрительности, которое в будущем защитит их жилище и семью от тёмных нападений. Хочется воскликнуть: наивная простота! Если бы всё этим ограничивалось и достигалось! Современный этап эволюции требует от человека неизмеримо больших усилий, знаний, сознательности и мужества, глубины понимания жизни. Часто человек, обуреваемый ложно понятым чувством предусмотрительности, попадает в сеть многочисленных суеверий и магических обрядов. Будем стараться преодолевать такое старое, мохнатое мышление и обращаться к главному, что способно пробудить, обострить и научить качеству предусмотрительности – к непрерываемой связи с Высшим Миром Духа, избранным Духовным Учителем и к глубинам нашего сердца.
Предусмотрительность идёт рука об руку с заботливостью и бережностью, доброжелательностью и чуткостью, сообразительностью и осмотрительностью, наблюдательностью и внимательностью. Она становится невозможной при лени, стереотипности и инерции сознания, эгоистической направленности мышления, самонадеянности и возложения на других людей.
Близкие понятия: сообразительность, настороженность, находчивость, чувствознание, сознательность, ответственность, заботливость, распознавание, соизмеримость, стремление к совершенствованию, дальнозоркость духа, проницательность, прозорливость, осмотрительность, осторожность, подвижность, инициативность, самостоятельность, активность, бодрость духа, действенность, чуткость, внимательность, наблюдательность, собранность, готовность, смелость, отвага, дерзание, устремление к высшему качеству, бережность, зоркость, добросовестность, утонченность.
Противоположные понятия: легкомыслие, безответственность, ограниченность и неподвижность мышления, шаблонность, догматичность, суеверность, инерционность, грубость, самомнение, самонадеянность, эгоизм, опекунство, тревожность, опасливость, боязнь, нетерпимость, равнодушие, невежество, пассивность.
Взаимодополняющие качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не перейти в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:
- Устремленность к сотрудничеству
- Миролюбие
Предусмотрительность и - Чувство меры
- Бескорыстие
- Честность
Предусмотрительность подробностей
Предусмотрительность с врагами
Предусмотрительность Духовного Учителя
Значение предусмотрительности
Агни Йога, 132. Не простак-счастливец народных сказок, но воин, бодрствующий и предусмотревший, – таков облик текущего времени.
Община, 152. У Нас осуждено всякое опаздывание. Отсутствие опаздывания достигается двумя внешними особенностями жизни – четкостью работы и настороженностью. Четкость работы должны развиться у каждого работника.
…[Бок] о бок с четкостью стоит вечнозрячая настороженность. Не холодный совет упадочных мудрецов: «Ничему не удивляйся!», но пламенный зов: «Будь зрячим!» Такая напряженность не есть натянутый канат, готовый лопнуть, но есть радуга предусмотрения.
Не нужно думать, что настороженность может делать человека холодным и оторванным. Воин на дозоре полон светом возможностей. Правда, он ничему не удивляется, ибо предвидит рождение новых возможностей.
Когда вы восклицаете: «Всегда готов!», вы как бы следуете Нашему призыву. Тому, кто всегда готов, можно испытать все горнило напряженности.
Днем и ночью Наши сотрудники готовы ко всему сверканию Космоса. И в готовности днем пройдут они невидимыми и ночью найдут сияющий путь. Ничто не тревожит, когда будете постоянно тревожимы. Нрав искателя не дает обмерзнуть кораблю.
У Нас осуждено опаздывание.
Община, 135. Ничто не закончено, ничто не недвижимо, потому отнесемся сознательно к тому, что можно предусмотреть. Когда Мне удается предусмотреть нужные действия, не считаю это законченным. С одной стороны, вы и множество кармических обстоятельств могут нарушить уровень предусмотренного; с другой стороны, Мы и новая карма можем улучшить соединение частей.
Истинно, когда можно что-нибудь упростить и украсить, мы должны это сделать. Слепо прикрепляться к чему-то, несомому потоком, было бы похоже на кораблекрушение. Значение потока нужно осмыслить. Указанная подвижность есть лишь приготовление к осознанию великого потока. Как неубывающая спираль, питаемая силами материи, стремится вечный поток.
Община, 140. Если ваш собеседник выражает упорство и непомерное невежество, спросите его: много ли и долго ли он путешествовал? Наверно, получите ответ, что его путешествие не длиннее воробьиного полета. К тому же, приезжая в новые места, он попадал в старые условия, вследствие незнания языка и по неразвитию. Такой человек будет особенно спорить, не стыдясь своего невежества. Именно, переживание путей дает лучший ключ к осознанию космических жизней. Истинный путник четко представляет путь прошлый и ясно выражает направление желанное. Он оценит случаи бывшие и предусмотрит возможности лучшие.
Путник, как представляешь себе путь за пределами земной коры? Так много затрачено сил для определения жизни запредельной. Людям кажется, что они сразу проваливаются в беспочвенность. От неразвитой наблюдательности происходит это малодушие.
Опытный путник, ты знаешь, что на Земле выражены зачатки всех возможностей. Ты знаешь несовершенство прошлого и уловишь эмбрионы будущих сочетаний. Несовершенство пройденного пути напомнит рудиментарную жизнь миров меньшего сознания. Проблески решений в новых сочетаниях повлекут тебя, путник, к путям, предначертанным во всей реальности надзвездности. Тебе не нужно мистических знаков, ты идешь видимым путем, и каждая травинка готовит тебе список сил природы. Призраки тем, кто сидит за печкой. Тебе же – волны светоносной материи. Печать запрета тем, кто сидит в курятнике. Тебе же – реальные образы лучей. Им магические чудеса, тебе же – творчество чистых слоев материи.
Путник, Рад встретить тебя, Рад видеть, как твердо идешь! Путник, ты знаешь, что ищешь, – тебе можно помочь!
Агни Йога, 492. Можно проследить, как в течение тысячи лет шли волны болезней. По этим знакам можно составить любопытную таблицу человеческих уклонов, ибо болезни естественно показывают негатив нашего существования.
Надеюсь, что живые умы вовремя помыслят. Поздно строить насос, когда дом пылает.
Беспредельность, 90. Когда весь Космос работает на обобщение, то почему человечество идет вразрез с назначением? Прямое соответствие существует во всем Космосе. Человечество противоречит самому себе и назначению своему. Когда можно слить самые разобщенные проявления Космоса, тогда можно развить в себе чувство работы на Общее Благо.
Задача наша – формирование существования гармонии и творчества космической Беспредельности. Мир в своем объеме развивается обусловленным человеческим мышлением. Космос дает другое направление. Творчество человеческое мало походит на космическое. Мы являем понимание человеку, что задача может идти в полном ритме с космическим творчеством. (…)
Дальние миры зовут и работают в великом колесе жизни. Страница будущего так же реальна, как и день сегодняшний. Реальностью жизни, намеченной Вечностью, человек должен существовать, и это признание даст ему предусмотрительность в действиях.
Письма Е.И. Рерих. 30.10.1936.…Все чрезвычайно напряжено. В такие особенные дни требуется неслыханная предусмотрительность, чтобы не упустить благоприятных обстоятельств.
Грани Агни Йоги. 1958 г. 396. (317). Если плывущему челну угрожает льдина, можно багром ее отвести. Опыт покажет, какая льдина опасна. Но нужно стоять на носу и нужно смотреть вперед. Точно так же и в жизни: если опыт текущего дня или прошлый уже показал, что что-то мешает или может помешать, эту помеху можно так же отвести, как багром льдину, волей раздвигая в грядущем, близком и дальнем, идущие навстречу и мешающие или могущие поранить дух явления. Не дух, конечно, но физическое, астральное, тонкое, ментальное и даже огненное тело могут быть ранены. Но волею можно удар отвести, как шестом льдину, и пропустить явление или обстоятельство мимо, не допустив удара по самому челну, чтобы острым углом не повредила она корпуса или внешней обшивки, дабы вода не хлынула внутрь и не остановила движения.
Предусмотрительность подробностей
Сердце, 223. «Сумей схватить за хвост самого маленького черта, и он укажет, где притаился его наибольший» – эта старая китайская пословица указывает на значение малейших подробностей для открытия главного. Действительно, самая заботливая подробность будет лучшим ключом к подвигу великому. Ошибочно думают, что подробности незначительны для пути восхождения. Даже самые прекрасные, героические действия покоились на подробностях, вовремя предусмотренных. Как внимательно замечает все камни следующий за Учителем! Не минует его ничто постороннее. Лишь плохой ученик скажет: «Учитель, я в восхищении разбил себе нос». Такая несоизмеримость лишь покажет, насколько ученик далек от зоркости. Пословица китайская имеет и другое значение. Самый большой преступник лучше всего познается по самым малым подробностям поведения.
Сердце, 224. Когда Мы обращаем внимание на подробности, значит, именно они могут улучшать положение. Качество работы зависит от предусмотренных соотношений. Лишь одни большие линии будут напоминать работу великанов, от которых давно пришлось отказаться по грубости. Но дух не знает ни великанов, ни карликов, он знает устремление к совершенствованию, в котором звенят все колокола Космоса. Так будем напоминать об условиях совершенствования.
Предусмотрительность с врагами
Мир Огненный, ч. 3, 6. Среди вражеских действий нужно отмечать расходование лишних энергий. Растерянные, они могут усмотреть факты, лишь как в кривом зеркале. Так, направляемые злою волею, они применяют фокус зрения несоответствующий. Лишь последователи Иерархии Блага могут сконденсировать все энергии в канале блага. Конечно, только огненное сознание может обнять горизонт мира, потому события, которые сметают старые наслоения, ускользают от врага. Явление предусмотрительности может быть, истинно, применяемо лишь фокусом зрения строителей. Так Мир Огненный заповедан Носителями Света.
Письма Е.И. Рерих. 9.02.1935. …И здесь нужна величайшая зоркость и предусмотрительность. Нужно научиться предвидеть каждое вражеское действие. Зная всю ограниченность людской природы и особенно же всех стародумов, это уже не так трудно. Мы должны отличаться от старых именно предвидением, подвижностью мысли и неожиданностью действий. Все великие победы были одержаны находчивостью или неожиданными действиями.
Письма Е.И. Рерих. 16.04.1936. Тактика Адверза. Великие Умы, прежде чем начать проводить какой-либо План, предусматривают и учитывают все наихудшие условия и обстоятельства, с которыми придется встретиться. Конечно, при такой тактике, где учтена каждая злая воля, неудачи и не может быть, План осуществляется при всех обстоятельствах. И злые и темные, думая, что строят темницу, слагают Храм. Истинно, джинны строят Храмы. Так, можно сказать – хвала врагам.
Агни Йога, 132. Ужасная болезнь – самомнение и подозрительность. Первое порождает тупость и невежество, из второго истекает ложь и предательство. Чутко нужно разбираться в побуждениях сотрудников. Щит охраняет тех, кто может искренностью озарения покрыть извилины темноты.
Не простак-счастливец народных сказок, но воин, бодрствующий и предусмотревший, – таков облик текущего времени.
Агни Йога, 129. Предательство должно быть предусмотрено. Каждый намек на предательство должен быть явлен. Если разноцветен страх, то еще более разноцветно предательство. Будем зорки!
Мир Огненный, ч. 2, 323. Водолаз являет приготовление к самому низшему слою воды. Его не заботит верхний слой, но ему нужно предусмотреть все давление в низшем слое. Так и отправляясь к народам, нужно иметь представление о самом низшем сознании. Каждый мыслящий о Мире Огненном должен уметь постигать мышление полуживотного сознания. Не следует пренебрегать пониманием самого низшего сознания. Наоборот, нужно запастись всею находчивостью, чтобы даже в зверином рыке уловить звук человеческий.
Самое опасное – неумение примениться к сознанию. Сколько несчастий произошло от явления не к месту сказанного слова! Явите находчивость.
Письма Е.И. Рерих. 15-16.04.1936. …Если зло так широко распространилось, то ведь оно будет отражаться и на всех делах. Потому-то такая небывалая предусмотрительность и бдительность нужны.
Письма Е.И. Рерих. 8.06.1948. Наблюдаемый хаос мышления во всем Мире требует сугубой предусмотрительности и осторожности.
Грани Агни Йоги. 1968 г. 420. …Беспокойство само по себе совершенно несостоятельно, никчемно и бесполезно. Оно ничего не дает, кроме вреда. Оно ничему не помогает и логически лишено смысла. Можно явить заботу, и предусмотрительность, и желание удачи, но в полном спокойствии. И если чему-то помочь в данный момент невозможно или невозможно избежать чего-то, то беспокойство ничего не даст и положения не улучшит.
Предусмотрительность Духовного Учителя
Листы сада М. Зов. 5.11.1921 г. 103.
Считайте случай предначертанием.
Явление случая предусмотрено Нами.
Кажущийся случай для вас – страница будущего.
Можете спокойно и бодро трудиться.
Агни Йога, 304. Учение Знания не есть учебник с нумерованием листов. Учение есть указ жизни, приложенный к каждой потребности. Как молния вспыхивает, где накопляется достаточное количество электричества, так и указ спешит туда, где накопляется возможность.
При общем единстве Учение Жизни должно отвечать каждой индивидуальности. Учение дает решение задач каждого дня. Иногда кажется, что Учение возвращается к прежним предметам. Сравнив эти указы, видите, что они касаются совершенно разных проявлений жизни. Внешние признаки не имеют значения. Человек может побледнеть или покраснеть от различных причин.
Щедро предусмотрим наиболее выдающиеся условия жизни, но предоставим течению кармы подробности. Часто можно изменить главное течение, но подробности будут носить признак предуказанной кармы. Такие подробности не имеют решающего значения, хотя люди обычно запоминают именно их и судят по ним. …Очевидность опять-таки ничего не значит. Указ предусматривает каждую возможность, ибо проявление очень разнообразно. Опасность в другом. Часто человек, овладев возможностью, теряет к ней заботливое отношение. (…)
Когда говорим: «Будьте особенными и не лишайте себя чаши подвига», то указываем: «Не темните жизнь вашу и не вылейте чашу». Утверждаю, как много послано вам. Даже каждая часть, понятая и приложенная, даст новую жизнь. Так наблюдайте дождь возможностей и радуйтесь радуге.
Агни Йога, 332. В чем заключается сострадание Бодхисаттв? Не насилуя волю, Они незримо и терпеливо направляют на благо каждую пригодную силу. Не трудно направляться по Указу Бодхисаттв, ибо каждая особенность духа Ими предусмотрена.
Тяжесть работы может быть ощущена, лишь когда силы распределены неправильно. Но, когда сохранена соизмеримость Указа и выполнения, тогда даже сложная работа не может быть непосильна.
Надземное, 117. Урусвати правильно вспомнила о Проводе Братства. Только около этого провода можно получить представление о разнообразии привходящих обстоятельств. Наше Братство представляет лабораторию по всем отраслям жизни. По всему миру проводится учение, вводящее новые познания тонких энергий. Так и победы Наши находятся в тонких условиях.
Иногда требуется ряд лет, чтобы и земными глазами усмотреть начертания правильного пути. Скажут, насколько заботливо были предусмотрены обстоятельства, и некоторые оценят меру выдачи. Так учитесь Нашему терпению. Пусть несломимое устремление Братства будет примером во всех действиях.
Наша внутренняя жизнь содержит тонкое отображение земных путей во всей их разновидности, потому Мы советуем иметь ум быстрый и подвижный.
Надземное, 126. Сознание обогащается лишь в процессе мышления. …Нужно наблюдать, как Мы ведем мышление, не нарушая самодеятельности. Мы указываем путь, но каждый поворот тропинки должен быть узнан.
…Вы замечали, как совершенно неожиданные ученые утверждали предусмотренное в Учении. Кроме распространения Учения можно бы указать, как часто ученые получают как бы случайные импульсы. Наши мыслительные посылки летят по всему миру. Мы не скупимся и сеем в пространстве. Пространство полно разных идей. Кто-то назвал такое состояние пищеварением Беспредельности.
Мир Огненный, ч. 3, 3. Многое священное и великое не будет непременно большим по виду. Размеры складываются по внутреннему сознанию. Можно предусмотреть различные условия, но нельзя судить, как и когда войдет Вестник. Люди своими условными мерами затрудняют трансцендентальные явления.
Надземное, 617. Урусвати знает, что самое обыденное соображение может навсегда выбить прекраснейшую, тончайшую мысль. Скажут – «Возможно ли? И какая должна быть грубая сила, чтобы изгнать мысль надземную?» В этом лишь наглядное сопоставление плотного и Надземного.
Можно поражаться, как надземная гостья улетает от грубого прикасания. Но люди мало ценят письма надземные. Они не представляют себе, сколько трудов положено надземными Друзьями, чтобы протолкнуть мысль через плотные оболочки. Надземные Друзья искали наилучшие атмосферные условия, чтобы ничто не помешало их посылке. Они ждали часа, когда земные могут без раздражения открыть психическое ухо. Казалось бы, все условия предусмотрены и преодолены, но проходит базарный посланец, и тончайшая мысль изгоняется.
Человек отмахивается от нее, как от назойливой мухи. Он сетует, что лезет в голову какая-то небывальщина. Он не подумает, что надземный Друг пытался спасти его от несчастья. Он не допускает, что кто-то старается для него решить сложную жизненную задачу. Не может житейский ум являть воображение о сотрудничестве за пределами Земли.
Трудно надземным Друзьям посылать письма на Землю, особенно когда они срочны. К тому же насмешники злые спешат предупредить добрую весть. Они пытаются опередить, и человек, к несчастью, часто склонен слушать голоса лукавые. Сознание человека редко настолько расширено и возвышено, чтобы он мог различить качество посылки. Человек обуян житейскими заботами, и Голос Молчания не слышен. Так, трудно надземным Друзьям и Нам, когда явлено глухое ухо и базар предпочитается.
Мыслитель просил учеников: «Будьте на страже и днем, и ночью. Не знаете мгновения, когда прилетит весть надземная. Неужели отринете ее?»
Надземное, 64. У Нас постоянно заботятся, чтобы каждое воздействие производилось в срок. Если Наши противники вовлекают мир в смятение и даже войну, Мы должны предусмотреть, чтобы последствия событий оказались полезными для преуспеяния народов. Потому Нас называют Мировым Правительством. Люди страшатся таких наименований, но сами охотно молятся Высшему Понятию и готовы принять Его Руку. Если представим Высшее Понятие и живую веру в Него, то почему нельзя представить и Правительство Мировое? Так можно явить почитание и Высшего Понятия Иерархии.
Надземное, 480. Урусвати знает, как печалимся Мы каждому зарождению зла. Скажут – зачем печалиться, не лучше ли пресечь распространение зла? Так говорят неразумные, которые не представляют себе, как осторожно нужно пресекать зло. Только врач, изучивший многие болезни, знает как нужно предусмотреть разные условия не только в самом организме, но и окружающие.
Также можно сравнить зло с некоторыми формами рака. Врач понимает, что на некоторых органах рак неизлечим. Также врач знает, что для операции нужно избрать наилучший момент и приготовить организм к такому потрясению. То же самое, но в большей степени, можно видеть на психической борьбе. Сами люди не сознаются, что в них зародилось злобное чудовище, наоборот, каждый зараженный пытается скрыть свой недуг. (…)
Учения говорят, что для продвижения нужна добрая воля. Также и для искоренения зла нужно согласие самого страждущего.
У Нас потому печаль о зарождении злобного чудовища, что Мы предвидим, сколь сложная битва предстоит. Невозможно мечом, одним ударом, сразить все головы гидры. Сказано, что каждая капля ее порождает новых отпрысков, значит, нужно применить такие меры, чтобы чудовище погибло голодною смертью. Нужно пресечь питание чудовища, и оно исчезнет, превратившись в щепоть золы. Но такое уничтожение требует времени и благоприятных условий. Люди легко могут способствовать таким условиям.
Мыслитель говорил: «Все мы врачи, каждый может произвести хотя бы какое-то исцеление».
Письма Е.И. Рерих. 2.04.1950. События почти назрели, но уявились на определенной задержке их Владыками Кармы из-за возникновения лучшей комбинации обстоятельств, которая может явить спасение большему числу людей. Катастрофа неминуема, и будем надеяться, что друзья и сотрудники не выкажут легкомыслия, но сохранят бережную предусмотрительность, и сдержанность, и осторожность во всем.
Письма Е.И. Рерих. 5.04.1950. Сколько мощи, сколько забот и напряжения уявлено на помощь неблагодарному человечеству. Потому не будем легкомысленны и уявим прежнюю бдительность, бережную предусмотрительность и осторожность во всем. Несмотря на тяжкое время, внутри меня живет спокойствие, даже радость, ибо дух твердо осознал, что возмущение стихий необходимо, иначе как свершится очищение.
______________
1 Беспредельность, ч. 1, 90.
2 Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. – Т.2. С.143. Письмо от 16.04.1936.
3 Мир Огненный, ч. 3, 6.