Путь Света покажется, когда научно и без предрассудков посмотреть отважитесь.
Листы сада М. Озарение, ч. 3, V, 13.
Знать себя, свои достоинства и недостатки надо полностью и нелицеприятно.
Беспристрастный анализ их не есть самотерзание, самокопание и
самоедство, но строгий учет своих сил и возможностей.
Без этого учета успешная борьба невозможна.
«Грани Агни Йоги» 1967 г. 364.
Закон справедлив и беспристрастен. Пожинают все от своего собственного посева.
«Грани Агни Йоги» 1956 г. 104.
Беспристрастие – нравственно-волевое качество, означающее отсутствие личных, эгоистических пристрастий, предубеждений, предрассудков и способность к сверхличному мышлению и отношениям. По сути, любые пристрастия есть выражение эмоционально-чувственной и рассудочной природы человека. Постепенное освобождение от них открывает доступ в человеческое сознание более высоким, духовным, бескорыстным и сверхличным идеям, чувствам и побуждениям. Отказ от узко эгоистических рамок ведёт человека к укрощению и изживанию инстинктов собственничества, ревности, агрессии, самоудовлетворения и т.п., к расширению его кругозора, миролюбию, утверждению справедливости и правды, к утончению отношений с окружающими людьми и миром.
Беспристрастие отнюдь не означает равнодушного, безучастного отношения к людям и событиям жизни, легкомысленного, притупленного, «серого» восприятия действительности. Наоборот, беспристрастный человек воспитывает в себе умение видеть и оценивать жизненные ситуации многосторонне, в перспективе эволюции и пользы для Общего Блага. Беспристрастие укрепляется с умением поставить себя на место другого человека, вдумчиво и последовательно, но одновременно личностно-отрешённо анализировать явления.
Близкие понятия: справедливость, непредвзятость, непредубеждённость, открытость, распознавание, честность, совесть, бескорыстие, равновесие, торжественность, спокойствие, суровость, отрешённость, дружелюбие, сострадание, вмещение, наблюдательность, благородство.
Противоположные понятия: предвзятость, предубежденность, пристрастность, субъективизм, тенденциозность, ревность, осуждение; равнодушие, беспринципность, безучастность, легковерие, легкомыслие, своекорыстие; ограниченность сознания.
ЛСМ-Озар, ч. 3, гл. V, 3. Пророк есть человек, обладающий духовной дальнозоркостью. Так же как на физическом плане есть близорукость и дальнозоркость, так же просто надо отнестись к качеству дальнозоркости духа.
Было бы совершенно невежественно отрицать пророчества.
Было бы совершенно глупо порицать пророков.
Если научно и беспристрастно исследуем случайно сохранившиеся пророчества, что же увидим? Найдем людей, вопреки личной выгоде заглянувших в следующую страницу истории, ужаснувшихся и бесстрашно предупредивших народ.
Среди так называемых пророчеств не найдете личных помыслов, не найдете преступного своекорыстия, не найдете клеветы.
Беспредельность, 570. Как созвучат слова сердца Нашей Урусвати о скрытых мотивах! Как значительно осознать побуждение духа беспристрастно! Три черты помогут сознать потенциал побуждения – черта честности, черта явления самоотверженности и черта Служения. Явление каждой черты даст духу меч против самости.
Мир Огненный, ч. 2, 466. При изучении огненных путей нужно помнить, насколько история искажает факты. Конечно, можно до известной степени восстановить их, но такое беспристрастное отношение почти не существует. Когда спрашивают об известных исторических лицах, часто невозможно ответить, ибо вся среда, окружавшая их, извращена. Так нельзя также указать некоторые медицинские и научные приемы, ибо они были окружены самыми необычными обстоятельствами. Потому многое требует подготовки сознания, которое совершается длительно. Потому Мы так приучаем к терпению и бережности.
Братство, 64. …Не уявленное, но прочувствованное побуждение будет прекраснее самих прославленных деяний. Только сам человек знает, как зародилось в нем то или иное чувство. Он может внутренне проследить процесс нарастания. Так лучший судья в самом себе. Но пусть человек помнит, что даже в земном бытии дан беспристрастный свидетель – всеначальная энергия.
Братство, 342. Предубеждение есть вход несправедливости и невежества. Но люди должны осознать границу предубеждения. Этот червь живет в одном доме с сомнением, как младший родственник. Нужно иметь очень зоркий глаз, чтобы рассмотреть такого опасного малыша. Каждое явление, каждый предмет люди встречают обычно с различной степенью предубеждения. Люди постараются оправдаться, что они познают предметы и должны предварительно сохранить свое непредубежденное суждение. Но на деле они, вместо беспристрастия, обнаруживают самое жестокое предубеждение. Следует эту слабость людскую запомнить, чтобы знать, от чего освобождаться.
ПЕИР 17.08.1934. Должна сказать, что буду признательна за каждое сообщение фактов и возможно точное освещение их. Именно мне, имеющей переписку со многими главами групп, так ценно знать истинные настроения и положение вещей. Иначе как можно подать вовремя совет и поддержать то или иное начинание? Лично я не умею писать лишь приятные письма, да у меня и времени на это нет. Потому сама я ценю письма содержательные и дающие беспристрастную оценку положения дел. (В этом направлении все наши ближайшие сотрудники прошли многолетнюю дисциплину, и мы получаем еженедельные самые полные отчеты всего происходящего.)
Гр.А.Й. 1955 г. 587. Надо доверие к себе больше усилить. Доверие к себе и самообольщение – явления разного порядка. Доверие к себе основано на знании духа, самообольщение – на обмане себя. Говорим о стадах самообольщенных, ибо много их, попавших в тенета Майи. Близость Учителя и Его Луч будут ручательством знания духа. Ищите самообольщенных среди тех, кто полагает, что среди самоутвержденных авторитетов земных можно найти людей, являющих собою истину. Следует понять, что говорить слова истины и являть собою истину далеко не одно и то же. Смешивая два эти совершенно различных явления, неизбежно оказывается человек в числе самообольщенных. Но еще печальнее, когда коснувшийся истины дух начинает воображать, что он сам являет эту истину собой. Это и будет самообманом. Куда лучше суровые знания недостатков своих и беспристрастный анализ себя. Критерий один – степень практического применения указов Учителя в жизни. Только применивший Учение в жизни во всем размере своего понимания Великих Заветов может по праву сказать, что какая-то степень истины явлена им в действительности. Остальные рассуждения и повторения мудростей Учения и даже целых страниц наизусть не могут служить свидетельством того, что яро глаголющий истину собою являет. Так, оберегитесь от слов, не утвержденных вами действиями, поступками и в применении.
Гр.А.Й. 1956 г. 104. Закон справедлив и беспристрастен. Пожинают все от своего собственного посева. Человек находится в постоянном контакте с пространственным вместилищем мыслей, но черпает оттуда по созвучию. Потому так различно то, что воспринимается людьми, даже живущими рядом, даже в одинаковой обстановке и условиях.
Гр.А.Й. 1956 г. 329. Для начала хорошо внимательно прислушиваться к тому, что говорит сердце, ибо чувствует в вас сердце. Но должно быть свободным оно от мыслей предвзятых: они – как заслонка от света. Трудно иметь чистое, открытое для непредубежденных восприятий и спокойное уравновешенное сердце. В противном случае зеркало духа искривляется и не дает правильного отображения. Лучше всего астральный проводник из процесса убрать. Он окрашивает все воспринимаемое цветом своих эмоций, плохих или хороших, не все ли равно, если они искажают действительность. Фотопленка запечатлевает вибрации света без всяких личных переживаний и делает это очень точно. Так же и бесстрастное сознание, не отемненное эмоциями, лучше и дальше увидит. Надо понять, что любая задача может быть решена блестяще без малейших признаков личного отношения к ней. Сверхличное тем и хорошо, что из него изъято астральное начало, ярое личною самостью своей. Можно, можно жить без него и быть спокойным, уравновешенным и счастливым. Но с ним, не подчинив его воле, невозможно. Астрал – враг чувствознания, а самость – стержень враждебности высшему познаванию.
Гр.А.Й. 1956 г. 394. Признание проступка неправильным и осуждение – вещи совершенно различные. Архат должен это различие твердо усвоить. Не осуждай, но дай беспристрастный анализ проступка и сделай наглядные выводы. Вдвинь факт в будущее и следствия учти, и совершенный проступок без всякого осуждения осудит себя сам. И не ты будешь судьей, но сама допущенная ошибка; и не человек осужден, но свершенное им предстанет перед ним в истинном свете.
Гр.А.Й. 1957 г. 245. Тебя Послал в мир, чтобы в нем смог ты почерпнуть опыт познания жизни и встречных людей. Учись. Самость мешает учиться, заполняя сознание личными переживаниями. От себя отойди, что и будет созерцанием жизни безличным. Личное всегда окрашивает явления в свой цвет, искажая его сущность. На дела людей совершенно чужих и далеких смотрим со стороны, не внося личного элемента. Так же надо смотреть и на себя самого – словно бы это было совсем постороннее лицо. Можно даже прикинуть, как был бы оценен тот же самый поступок, если бы его совершил другой человек, но не ты сам. Именно от себя самого надо оторваться в суждении жизни явлений и поступков своих. Каждый судья себе сам. Не страшен никакой суд: ни земной, ни Надземный тому, кто сам себя и поступки свои может судить беспристрастно. Каждый имеет в себе судию.
Гр.А.Й. 1958 г. 929 (750). Сферою своего внутреннего мира, наполненного мыслеобразами определенного порядка, соприкасается постоянно творец-человек с созвучной ей сферой пространства, устанавливая с нею нити магнитного притяжения по соответствию и сродству. … Гуру насытил сферу свою и мир окружающий образами Красоты. Мир этот созвучен с Миром Моим, и сад Мой украшен произведениями его творчества. Так строящий на Красоте и мыслящий Красотою врата открывает духу в Высшие Сферы. Зачем же обманывать себя словами о служении, об устремлении к Учителю Света, о восхождении духа, если не отдана дань Красоте? Без Красоты нет Служения. Следует беспристрастно войти в картинную галерею своих собственных мысленных образов и картин и строго оценить продукты своего творчества по принципу Красоты, избрав ее единым критерием творчества духа. И, все это рассмотрев, увидеть уже без ошибок и неопределенности, какой сфере Надземного Мира будет соответствовать творчество это.
Гр.А.Й. 1959 г. 177. …Сложен человек очень. Пуда соли недостаточно съесть вместе, чтобы выявился он весь. Отсюда нужность и неизбежность испытаний. Опытный ученик сам отмечает, какие качества или недостатки проявляются в нем для их утверждения или изживания. Не было бы испытаний, мог бы почесть себя совершенным, чтобы затем неожиданно для себя самого уявиться на опасной тропе над пропастью. Себя самого надо знать и трезво и беспристрастно оценивать свои достоинства и недостатки. Среди недошедших много таких, кто, поскользнувшись и упав, силы не нашел в себе снова подняться и путь продолжать, кто недооценил природу свою и недостатки, тянущие в бездну.
Гр.А.Й. 1961 г. 280. Если понять, что путь преодоления самого себя будет продолжаться до тех пор, пока человек не станет таким совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть», то бесконечность пути в Беспредельность станет совершенно очевидной. Ведь преодолевается то, чего достиг человек, тем, чего он должен еще достигнуть: старое – новым, менее совершенное – более совершенным, прошлое – будущим, прежний в себе человек – обновляемым постоянно и постоянно растущим, точнее сказать, раскрывающим свой потенциал беспредельного роста и развития. К бесконечности этой борьбы надо быть постоянно готовым и уже не удивляться и не поражаться, что конца улучшению нет. (…) При вечерней проверке прошедшего дня утверждается все, что способствует восхождению духа, и отбрасывается мешающее ему. Суждение духа сурово и беспристрастно.
Гр.А.Й. 1962 г. 584. …Мало ли какие мысли могли возникать в прошлом, в очищенном сердце на чистом огне сердца сгорят негодные мысли. Мысль прошлого периодически от времени до времени будет возвращаться в сознание для утверждения или отрицания, в случае негодности. В последнем случае мысль будет сгорать. Этот процесс можно усиливать сознательным к нему отношением, представляя себе, как неугодная форма сгорает в луче сознания. Тогда и стражи порога уже не будут страшны и не устрашит больше тьма, ибо не будет иметь элементов в вас, на которые стала бы реагировать ваша сущность. Когда тьма не имеет в вас ничего своего, тогда вы – победители. В себе усмотреть беспристрастно и зорко надо все, что от тьмы накопилось в веках, и безжалостно выбросить все, все, за что может она уцепиться, чтобы приблизиться вновь. Непрободаемым тогда станет панцирь духа. Чистота – это качество так же нужно, как и преданность или любовь, или мужество и устремление. Без него все прочие качества теряют свою полноценность. Цель – симфония качеств.
Гр.А.Й. 1966 г. 404. (Гуру). Столько враждебных восхождению духа явлений внутри себя самого! Хорошо все их вывести на свет дня и проанализировать и определить беспристрастно. Уже один такой анализ может лишить их обычной активности. Они особенно сильны неосознанные. Осознание их вреда умеряет в значительной мере их силу. Анализ и самоконтроль сильно продвинут дух по пути к Свету.
Гр.А.Й. 1966 г. 624. Кто может быть судьею ваших поступков, если расплату за них несете вы сами? Не следует желать зла даже врагу, ибо он сам роет себе яму, в которую и упадет. Карма беспристрастна, и посеявший должен пожать. Можно их пожалеть, причиняющих страдания людям. Жесток жребий их и неизбежен. Все отзвучит по соответствию.
Гр.А.Й. 1967 г. 364. (М. А. Й.). Знать себя, свои достоинства и недостатки надо полностью и нелицеприятно. Беспристрастный анализ их не есть самотерзание, самокопание и самоедство, но строгий учет своих сил и возможностей. Без этого учета успешная борьба невозможна. Имеющиеся силы могут быть собраны в фокус для таранного удара против того или иного недостатка. Концентрация сил на нужном направлении необходима для достижения победы.
Гр.А.Й. 1967 г. 468. Очень полезно порою посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости их и несоответствие слов с делами. Увидеть все это беспристрастно в себе очень полезно для познания самого себя. Познание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. В других нам неприятны и даже отталкивающи некоторые свойства или особенности поведения. В себе они кажутся приемлемыми и простительными. И только отойдя от себя и смотря на себя со стороны, можно определить и увидеть недопустимость тех или иных свойств характера или поведения. Даже чтобы картину увидеть хорошо, надо от нее несколько отойти. Тем более это необходимо при рассмотрении своей собственной сущности.
Гр.А.Й. 1967 г. 634. (Гуру). Судия наш – внутри нас. При осознании этого человек судит и порицает сам себя. Такое порицание, или самокритика, очень полезно, если совершается оно нелицеприятно и сурово. Это избавляет от повторности ошибок. Кто может судить себя сам, тот не нуждается в посторонних судьях. Но суд этот должен быть правым, суровым и беспристрастным, как будто бы судится совершенно посторонний человек. Умение посмотреть на самого себя со стороны как на другого человека – не просто.
Гр.А.Й. 1967 г. 644. (М.А.Й.). Буду твердить об очищении до тех пор, пока оно не совершится и пока не останется ни одного темного или серого пятна на светлых одеяниях духа. Радостными и светлыми Хочет видеть Владыка идущих к Нему. Разве это желание Иерарха, так уж трудно исполнить? Или право на Близость к Нему готовы отдать за мелкое потворство своим слабостям и недостаткам и за общение мыслями, пресекающими эту Близость? Честность, признание ошибок своих и их беспристрастный анализ и нелицеприятный и суровый суд над собою должен явить ученик. Как же иначе освободиться? В других видеть легко их ошибки и оценивать их. Чтобы увидеть свои так же легко и в их истинном свете, надо от себя отойти и посмотреть со стороны, как бы на совершенно чужого человека. Тогда предстанут наши ошибки такими, как есть они в действительности. Это поможет изжить их быстрее.
Гр.А.Й. 1968 г. 472. Поведение наедине являет истинный лик человека. Считают, что наедине можно вести себя как угодно: никто не видит, никто не знает и никто не судит. Но так рассуждает невежда. Знающий же знает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным, и что пространство видит, и слышит, и запечатлевает все. И лицемерие, и ложь, и фарисейство могут обмануть людей, но никто не обманет пространственное клише, фиксирующее все происходящее с человеком и в человеке. И когда все внешнее уходит, и остается внутреннее, и объективное состояние и мышление заменяется субъективным, мир следствий заменяет собой мир причин и мышление и поступки человека устремляются по ранее прорытым каналам в пространстве. Приходится пожинать, то есть логически следовать по пути, утвержденному ранее в мире плотном. Этим важна земная жизнь человека как дающая ему материал или накопления, которые будет исчерпывать он и которыми будет жить в Мире Надземном. Отчет, который приходится давать за каждое слово, мысль и поступок, означает, что все принятое в сознание на Земле и утвержденное в нем приходится завершать, доводить до конца и исчерпывать на себе в Мире Тонком, в мире субъективного мышления, в мире, где мысль двигает и творит окружение человека, согласно его устремлениям и желаниям. Продуманное, прочувствованное, желательное, но не осуществленное на Земле осуществляется там силою творческого воображения духа, создающего соответствующие устремлению формы, магнитно увлекающие его в соответствующие слои пространства. Служение Красоте устремляет в прекрасные сферы, служение безобразию – во тьму. Так, зная то, к чему устремляется человек на Земле, можно определить условия его внеплотного пребывания. Каждый человек может сделать это сам, если беспристрастно взвесит желания, устремления и мысли свои.
Гр.А.Й. 1969 г. 305. Человек предполагает, но карма располагает. И человеческие предположения с кармическими часто не совпадают. Огорчаться слишком не будем. Если бы человек точно знал, что с ним случится и чего нет, школа жизни не принесла бы ему полной пользы. И многие достижения стали бы невозможны. А как же можно было бы закалить его на неожиданностях или научить качеству приспособления к любым обстоятельствам? Дамоклов меч учит тоже постоянной готовности противостояния тому, что угрожает. Если беспристрастно разобрать все неприятности и нежелательные явления, происходящие с человеком, так не так уж трудно увидеть, чему каждое стремится его научить и какой опыт выработать. Поэтому самое лучшее – это на все происходящее, и особенно неприятное, смотреть с точки зрения того, чему может оно научить, то есть тут же извлекать из него кроющуюся в нем полезность. Это будет решением правильным. Эмоции и переживания не нужны, они только мешают.
Гр.А.Й. 1969 г. 365. (Гуру). Если человек безусловно полезен для эволюции и если его сердце горит устремлением, то разве имеет значение, хорошо он относится к нам или нет, понимает нас или нет, признает или отвергает. Научимся относиться к людям сверхлично, вне зависимости от того, как относятся они к нам. Личные чувства и личные отношения редко бывают у людей устойчивыми, среди друзей Учения – также. Сверхличное отношение будет и беспристрастным. Оно не создаст антагонизма и не вызовет осуждения. Признание достоинств в других людях служит показателем высоты сознания.
Гр.А.Й. 1971 г. 453. (М.А.Й.). А что горевать о друзьях? Сказано: «Вознесут и унизят, но для вас промелькнут эти придорожные знаки». Суждение людское редко бывает верным и беспристрастным. Личные чувства ненадежны. На них строить нельзя. Примкнувшие к Учению люди не могут изменить свою сущность, формировавшуюся в течение долгих тысячелетий. Ошибочно идеализировать их и «умиляться масками». Лучше сурово знать, но без осуждения. Тогда знание друзей будет суждением правды.