Глюк К.В. Соло флейты из оперы Орфей и Эвридика.

Сердечность

Близкие понятия: человечность, любовь, чуткость, даяние, сострадание, сочувствие, отзывчивость, соучастливость, милосердие, великодушие, доверие, чувство единства, гармоничность, простота, доброжелательность, терпение, вмещение.

 

 

Взаимодополняющие качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не перейти в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:

                            - Беспристрастие

                            - Чувство меры

                            - Равновесие

                            - Сила духовной воли

Сердечность и  - Сдержанность  

                            - Суровость

                            - Бесстрастие

                            - Отрешённость. Непривязанность

 

Магнит сердечности

Логика сердца и земной очевидности

Н.К. Рерих. Везде

 

Магнит сердечности

С.Н. Рерих. Розы сердца. 1923 г.Сердце. 1. Видеть глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем – так нужно стремительно идти путём восхождения. Творчество обнимает огненный потенциал и насыщается сокровенным огнём сердца. …Синтез есть единый светлый путь сердца. …Именно свойство магнита заложено в сердце. …

Так мы запомним о прекрасном притяжении магнита сердца, который соединяет все явления. Истинно, серебряная нить соединения Учителя с учеником есть великий магнит сердца. Объединение Учителя с учеником утверждает сущность всех эволюций.

 

Сердце. 2. Сердце, это солнце организма, есть средоточие психической энергии. Так мы должны иметь в виду закон психической энергии, когда говорим о сердце.

 

Братство. 290. …Сердце, устремленное к высшему качеству всей жизни, будет проводником психической энергии. Никакая насильственная условная подвижность к проявлению сердечной деятельности не полезна. Сердце – самый независимый орган, можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться психической энергией. Также лишь в дружном общении можно получать плоды объединенной энергии. Но для этого необходимо понять, что есть согласие.

 

Сердце. 5. Сколько прекрасного разрушено по причине незнания храма сердца. Но будем непреклонно устремляться к осознанию тепла сердечного и начнём чувствовать себя носителями храма. Так можно переступить за порог Нового Мира.

 

Н.К. Рерих. «Твердыня Пламенная».  Творчество есть выражение сердечной энергии. Как прекрасно, когда эта могущественная энергия осознана, воспитана и приведена в действие.

 

ПЕИР 13.10.1929. Начните думать о сердце, чтоб помнить о нем, и затем прислушивайтесь к звучанию его. Ведь самый мощный магнит – сердце. Магнит этот притягивает все возможности и растет с искренностью и устремлением. Ничего отвлеченного в этом нет, ибо все тончайшие космические энергии проходят через сердце. Все тончайшие – значит, все самые мощные и все самые творческие. Но чтобы привлечь эти творческие энергии, нужно возжечь огни сердца. Итак, родные, горите всеми огнями! Но не принимайте сентиментальность и слезливую доброту за суровое, мудрое явление сердца. Помните, что Сказано о сострадании и жалении.

Любите друг друга, храните друг друга, радуйте друг друга!

 

ПЕИР 31.12.1936. Культура …живёт в сердце человека, и потому первым качеством её будет сердечность.

 

ПЕИР 17.05.1937. Сердечность есть тот магнит, которым держится всё построение.

 

Н.К. Рерих. «24 марта, 1940».  Только глубины сердца могут остаться прочными.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 486. Сердце – провод ближайший. И там, где оно приведено в действие, не нужны никакие искусственные методы. Теперь век сердца, ему и власть. Чувства знает тоже сердце, но не мозг. Сердцу нужна свобода, то есть несвязанность, и оно оживет. Жить сердцем значит жить психожизнью духа. Дух живет сердцем и в сердце. Умирает мозг, но сердце живет всегда. Особенно характерно наличие биения сердца при выходе в тонком теле. Физическое тело лежит неподвижно, а сердце пульсирует уже в тонком теле. Не в оболочках сердце, но в зерне духа. Все оболочки и органы их лишь им оживляются. Физический аппарат сердца есть лишь проводник невидимого. Сердце есть центр неиссякаемой вечной энергии жизни. В нем основа бессмертия. Сердце – цитадель духа. Сердце – аппарат огненный. Сердце – аккумулятор огненной энергии. Наука о сердце – это отрасль будущего знания. Может прерываться сознание, но не пульсация сердца. Пульсирующий центр в человеке, носитель трех высших принципов, или Еgо, един через все перевоплощения, и трансмутации, и смены всех оболочек. Никогда не прерывается пульсация невидимого сердца – центра зерна духа. Потому жить психожизнью сердца значит жить в высших принципах...

 

Н.К. Рерих. Бэда-проповедник. 1945 г.Сердце. 62. Солнце есть сердце системы, также сердце человека есть солнце организма. Много солнц-сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца. Понять это отвлеченно значит оставить сердце в холоде. Но как только Свет солнца-сердца сделается жизнью, потребность тепла магнита засияет как истинное солнце. Сказано – "Перейди Сантану по сердцу". Так можно отеплять понятие сердца. Можно считать ритм сердца как ритм жизни. Учение о Сердце светло, как солнце, и тепло сердца спешит так же быстро, как и солнечный луч. Каждый изумлялся, как мгновенно отепляет все луч восходящего солнца. Так же может действовать сердце!

Говорю о теплоте сердца, когда она особенно нужна. Мысль устремления зажигает пространство, но теплота сердца, как постоянный очаг. Мужество живет в тепле сердца, нужно это запомнить! Уявление темных сил – как мороз для посева, лишь тепло сердца дает щит сверкающий. Но как нежно испытываем волны Света, так же осторожно нужно приближаться к сердцу.

 

Сердце. 63. Сердце, предавшееся добру, излучает Благодать непрестанно, независимо от намеренных посылок. Так солнце не шлет преднамеренных лучей. Сердце, злу поклявшееся, будет извергать стрелы сознательно, и бессознательно и непрестанно. Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку, духовное благо. Сердце зла уничтожает тепло и, упырю подобно, высасывает жизненные силы. Так непрестанна деятельность сердец добра и зла. На низшем плане Бытия условия добра и зла разнятся от значения их в Высшем Мире. Можно себе представить горнило сияющего Света и тьмы зияющую пропасть! Так ужасно скрещиваются мечи демонов и Архангелов! Среди искр боя сколько сердец привлекаются к Свету и тьме!

 

Сердце. 111. Истинно, всё сердечное преуспеяние покоится на моральных основаниях. Эти основы претворяют физическую природу и оживляют дух.

 

Сердце. 277. Можно думать мозгом или сердцем. Может быть, было время, когда люди забывали о работе сердца, но сейчас время сердца, и мы должны сосредоточить наши стремления по этому направлению. Так, не освобождая мозг от труда, мы готовы признать сердце двигателем. Люди измыслили о сердце множество ограничений. Дела сердечные понимаются узко и даже не всегда чисто. Мы должны ввести в сферу сердца весь мир, ибо сердце есть микрокосм Сущего. Кто не вдохновится великим понятием сердца, тот умалит свое собственное значение. Мы заповедуем не раздражаться, но лишь величие сердца спасет от яда раздражения. Мы говорим о вмещении, но где же океан вмещающий, кроме сердца? Мы вспоминаем о дальних мирах, но не мозг, а сердце может помнить о Беспредельности. Так не умалим то, что дано нам как вместилище Благодати.

 

Сердце. 353. Думает сердце, утверждает сердце, объединяет сердце. Можно помнить всегда значение сердца, так долго затемненное мозгом. Сердце вздрогнет первое, сердце затрепещет первое, сердце узнает много прежде, нежели рассудок мозга дерзнёт помыслить. Не отнимая извилистый путь мозга, разве можем умолчать о прямейшем достижении сердца, о стреле подобном луче, равном чудо-сердцу?

Так можно приобщаться к сердцу и оградиться от всех нападений зла. …Советую сердце хранить как уничтожающий меч против всякого зла.

 

Сердце. 386. Сердце по существу своему есть свыше действующий и дающий орган; потому в природе сердца всякое даяние. Каждое положительное Учение заповедует даяние. Такое утверждение именно практично, ибо без даяния сердце и не живет. … Пусть каждое сердце источает потоки даров духа. Недаром сказано, что каждое биение сердца есть улыбка, слеза и золото. Вся жизнь протекает через сердце. Нужно уметь дать сердцу постоянную работу. Ничто иное не может так утончить сердце, как беспредельное духовное даяние. Обычно духовное даяние не оценивается, как не ценится все незримое. Но источник богатств как духовных, так и материальных есть сердце. Только бы приобщать его к каждому случаю, когда ценно биение сердца.

 

С.Н. Рерих. И мы приближаемся. 1967 г.Сердце. 389. Предпочтительно уговорить себя в том, что сердце вовсе не наш орган, но дано для высших сношений. Может быть, если люди начнут считать сердце чем-то ссуженным Свыше, они отнесутся более бережно.

Некий отшельник вышел из своего уединения с вестью, говоря каждому встречному: "Имеешь сердце". Когда же его спрашивали, почему он не говорит о милосердии, терпении, преданности, любви и всех благих основах жизни, он отвечал: "Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложится".

Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать? Или, где поместится терпение, если обитель его закрыта? Так, чтобы не терзаться неприложимыми благами, нужно создать для них сад, который откроется среди осознания сердца. Станем же твердо на основе сердца и поймем, что без сердца мы шелуха погибшая.

 

Сердце. 390. Кто любит цветы, тот на пути сердца. Кто знает устремление ввысь, тот на пути сердца. Кто чисто мыслит, тот на пути сердца. Кто знает о Мирах Высших, тот на пути сердца. Кто готов к Беспредельности, тот на пути сердца. Так будем звать сердца к познанию Источника. Правильно понять, что сущность сердца принадлежит как к Тонкому, так и к Огненному Миру. Можно осознавать миры в сердце, но не в уме. Так мудрость противоположна уму, но не запрещено украсить ум мудростью.

 

Сердце. 391. Чувство всегда одержит верх над разумом. Нужно принять это как непобедимую истину. Потому, когда Говорим о сердце, Мы утверждаем твердыню чувства. Но как далеко чувство сердца от похоти! Учение о творящем чувстве будет познанием творчества мыслей. Не будем расчленять область чувства, ибо это одно цветущее поле. Знаем посев чувства, но где же плоды одного разума? Не может творить рассудок, если не дать зерно сердца. Так, когда Говорим о сердце, Говорим о Прекрасном.

 

МО-1, 973. Некий учитель спросил школьника: "Где живет глупость?" Тот сказал: "Когда не знаю урока, вы стучите меня по лбу, вероятно, глупость живет там". Нужно понять, почему теперь Мы [Духовные Учителя] стучимся не в лоб, но в сердце. Лоб запас много вычислений, но сердце не успело стать лучше. Так нужно выровнять отсталое».

 

МО-2. 96. Осознание Высших Сил дается не в школах, не извне, но, именно, живет в сердце, будучи самым краеугольным воспоминанием жизни Тонкого Мира. Можно сказать – будьте благословенны, которые сохранили в сердце самое Прекрасное. Тучи человечества – от забвения самого нужного. ... Когда слова не нужны, тогда начинается познание сердечное.

 

МО-2. 154. Только сердце, ничем кроме любви непокрытое, связывает нас с Высшими Силами.

 

Иерархия. 106. Что есть сокровище сердца? Не только доброжелательность, не только сострадание, не только преданность Иерархии, но созвучие с Космическими Сознаниями, когда сердце перенимает даже ритм космический помимо своего. Можно верить такому сердцу; оно чувствознает и, как явленная связь с Высшим Миром, говорит неоспоримое.

 

Н.К. Рерих. Труды Богоматери (Мадонна Лаборис; Madonna Laboris). 1933 г.Гр.А.Й. 1954 г. 463 (221). Сердце есть орган для общения с Миром Незримым. По сердцу и устремление. Нити сердца помогут связаться с Высшим, если они были утверждены на Земле.

 

МО-2. 277. Одна зримость мало что значит. Нужно сердечно почуять сущность происходящего.

 

МО-3. 496. Каждый учитель будет радоваться, если его ученики поспешат вперед и найдут веселье в пути к мысли о Высшем. Не надо принуждать, где есть горение. Лучшее действие сердечно. Очень храните сердечность. Это качество приходит многими страданиями, но Огонь сердца есть священный Огонь.

 

МО-3. 501. Вы уже знаете, что предметы могут передвигаться мыслью или психической энергией. …Смысл пользования огненной энергией лежит не в области воли, но в области сердца. Сердце не допускает зла, но воля может натворить бед. Когда Мир осознает ценность жизни сердечной, тогда плоть преобразится и приблизится к законам Тонкого Мира.

 

Аум. 32. Часто найдете непонимание, что значит созвучие? Люди будут представлять его, как громкое звучание, но звучание может быть неслышимо, как сердечное напряжение. Ведь сердце поет, оно звучит и наполняет весь организм особой энергией. Само моление АУМ может быть и в сердце, но будет рождать те же излучения, как и громкое звучание.

Нужно приучиться к сердечному выражению. Никто не может лучше выражать свое постоянное устремление, как в молитве сердечной.

 

Аум. 44. Может быть, найдутся столь темные сознания, что не усмотрят вообще надобности связи с Высшим Миром – сор везде существует, но упасите детей от такого невежества. Окаменелое сердце уже не сердце, но кусок отброса.

Так найдем во всем место общению с Высшим Миром.

 

Надземное. 40. Урусвати воспринимает к сердцу все происходящее в мире. Можно поделить все действия на сердечные и бессердечные. Такое деление особенно сейчас нужно запомнить человечеству. Сердечные восприятия могут объединяться, несмотря на многие различия. Но бессердечие есть объединение сил тьмы. Среди них не найти сотрудников Братства. Если припомнить все пути Наших Собратьев, то не найдем ни одного бессердечного действия. Явление пламенного сердца вело Их на костер, на крест и на все мучения, придуманные злобными невеждами.

Мы не уходили от жизни. Когда Мы проявлялись, Мы не отличались от остальных обывателей. …Но даже и при условности обликов, сердечность будет сквозить в каждом взгляде и улыбке. Можно назвать это качество сердечности и другим именем, более научным, но Мы желаем установить наиболее человечный взгляд на Нашу Обитель.

 

Надземное. 244. …Ханжество основано на бессердечии. Между тем, связь с Высшим покоится на сердце, на сердечности во всём её объёме.

 

Надземное. 465. …Истинная преданность добру рождается сердцем, но не рассудком. Кроме того, нужно понимать это сердечное устремление не как отвлечённость, но как реальность.

 

Н.К. Рерих. Будда дающий (Две Чаши). <br>1932 г.Надземное. 689. Правда в сердце, знание в сердце, прозрение в сердце. Указано, что Йога Любви самая краткая, но её можно справедливо назвать Йогою Сердца.

Все познавания Надземного образуются в сердце. Мысль зарождается в сердце и лишь передаётся в мозг. Пусть каждый желающий обратиться к Надземному, призовёт мощь сердца – лишь оно отзвучит на Беспредельность.

Мыслитель поучал: "Каждый учитель должен быть учеником сердца, без этого все наши устремления окончатся разрушением. Горе бессердечным".

 

Надземное. 779. …Беседа по сознанию – трудное искусство. Ни знание, ни чувствознание, но чувство сердечности помогает понять, каково сознание собеседника. …Платон предпочитал позвать на прогулку лишь одного ученика, и такие беседы были особенно значительны. …У каждого имеется индивидуальное сознание, и только любящее сердце может почуять, что вошло и усвоено в глубинах сознания. …

"Ваятель сосредотачивает все внимание на ценном куске камня, так и ваятель сознания бережет ценное восхождение собеседника", – так сказал Мыслитель.

 

Ю.Н. Рерих. «Памятка другу и члену Общества».

Самая сердечная беседа – это с глазу на глаз. Так любят беседовать на Востоке.

 

ПЕИР 28.09.1936. Блюдите, родные, и за друзьями. Оказывайте внимание, согревайте сердцем. Ведь сердечное слово действует, как целительный бальзам, и в наше время ужасающего ожесточения эти огни сердца совершенно необходимы. Так возжигайте все огни и привлекайте ими страждущих и ищущих душ. Нет магнита мощнее сердечности, пользуйтесь им широко.

 

Н.К. Рерих. «24 марта 1942». Именно уменье помочь есть великое искусство. В нём явлено творчество – добротворчество. …Особенно будет оценено дружеское сердечное слово. Поверх материальной помощи стоит помощь сердечная. И в этом саду вырастают самые редкие и ценные цветы. …Дозорные блага должны быть на страже. Помогите, помогайте добрым советом; смотрите глазом добрым и не покиньте доброту сердца.

 

Н.К. Рерих. «Единение».  Сумейте не только почитать, но и сердечно полюбить светлое созидание.

 

Н.К. Рерих. «О quanta allegria!»  В… великом Риме каменная голова – статуя Истины кусала руки лжецов. Истина не выносит лжи. Сердце знает, где ложь. Сердце есть врата Истины.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 96. Сердце – судья безошибочный.

 

Н.К. Рерих.

Везде

Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях – везде тот же знак.

Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить – одинаково нужны. Как же запомнить то, что не удалось вообще разглядеть. Да и к чему разглядеть, если не удастся осознать и запомнить.

Сколько раз приходилось убеждаться в том, что люди могут глядеть, не видя. Одно дело просто поглядеть, но другое дело усмотреть. Говорится, что можно "дельно" увидеть или "красиво" увидеть. Это выражение определяет очень точно. Но чтобы увидеть, а не просто глядеть, как гусь на новые ворота, для того нужно изощрить глаз.

Опытные учителя не раз испытывают учащихся на всевозможных примерах внимательности. Среди этих примеров очень полезно разложить в поле зрения учащегося какие-либо символы, а затем, убрав их, спросить, видел ли он такие-то обозначения. К сожалению, очень часто придет ответ, что таковые никогда не встречались. Когда же будет доказано, что именно они только что лежали перед глазами, то произойдет и удивление, а иногда даже и нелепое негодование: "Вот, мол, как подвели". Но далеко не все пожалеют о том, что они-то и были виноваты в том, что не углядели бывшее на их глазах.

Когда люди молятся об открытии глаза, в этом заключается великая правда. Именно об открытии глаза нужно заботиться. Глаз открытый и непредубежденный увидит то, что глаз, скованный предрассудками, никогда не усмотрит. Любопытно наблюдать, что чисто психические условия так отражаются и на внешне физических восприятиях. "Особенно глух тот, кто не хочет слышать".

Если же и удастся усмотреть, то это еще половина дела. Лишь усмотренное нужно вместить, осознать и запомнить. Неразумные пытаются оправдать себя тем, что "всего не упомнишь", Однако они отлично упоминают время каждого принятия пищи. Однако они никогда не забудут тот срок, который им особенно нужен. Значит, в конце концов, не запоминается то, что считается этими людьми для себя ненужным, а это будет большим знаком самости.

Не всегда осознается, насколько следует упомнить не только свое, но и нужное человечеству. "С глаз долой, из сердца вон". Этой пословицей подчеркнуто то узко физическое состояние, когда сердечное осознание вообще не действует. Ведь не глазом, но именно сердцем знает человек о том, что человечество, ему близкое, везде. Сердце знает, что лишь в заботах и в любви этого везде живущего человечества деятель имеет право получить нечто и о себе.

В человечестве будет и его место. Отдавая заботу о человечестве, деятель не останется немощным. Наоборот, он почувствует в заботе о человечестве и заботу человечества. Забота везде, и любовь народится везде. И не приторная, слащавая любовишка, но любовь суровая, вдохновенная, героическая.

Н.К. Рерих. Красные кони (Кони счастья). 1925 г.Среди прозорливой вдохновенности усмотрятся и всякие полезные знаки. Усмотрятся они везде. Там, где по темноте глаза не хватит, там подскажет сердце, ведь для сердца нужен Свет Незримый.

Давно сказано – "глазами сердца смотри". Не думай, что по твоему произмышлению где-то найдутся знаки, а где-то их не должно быть. В том-то и дело, что действительность всегда шире личного произмышления. Было бы неразумно по личному желанию создавать какие-то насильственные пределы. Как широко нужно открыть глаз и физический и сердечный, чтобы увидеть так, как оно есть на самом деле. И упомнить нужно так же честно, как было увидено и услышано. Как часто слышимое приукрашивается своими выдумками. Даже и повторить человек не сумеет произнесенное им однажды. Так же, как всегда, впервые произнесенное будет ближе к основе, нежели все позднейшее, испещренное вымыслом.

Всякая подлинность лишь докажет, сколько знаков существеннейших рассыпано везде. Только увидеть, только запомнить, только донести. Трудно донести струи благодати. Иногда они впитаются в сердце и тогда вернее всего сохранятся. Также для того, чтобы увидеть и запомнить, необходимо и доброжелательство неискривленное, без всяких самодельных оков. Ужасны построенные темницы, но еще ужаснее темницы домодельные. А между тем везде так много чудесного, так много прекрасного.

Лишь бы усмотреть и запомнить.

4 Июля 1935 г.

Наран Обо

Публикуется по изданию: Рерих Н.К. Листы дневника. Том 1. М.: МЦР, 1995.

 

 

Гр.А.Й. 1955 г., 340. Глаз может быть направлен на предмет перед глазами, но человек может не видеть его, если сознание устремлено на что-то другое. Видимость определяется устремлением сознания. На что оно устремлено, то и видит, слышит и чувствует. Есть нечто в человеке, что обуславливает характер и границы видимости и регулирует устремление – это сердечная энергия. Где сердце ваше, там и сокровище ваше, или наоборот – сущность явления от этого не меняется. Следовательно, успех заключается в умелом применении сердечной энергии. Сердцу отдается слишком мало внимания. Сердце в небрежении. Сердце сознательно не воспитывается. Оттого и засохли у многих сердца. Но ныне наступает Эпоха Сердца, и сердце поведет человека через дебри рассудочных построений. Сердце должно стать утонченным, или культурным, и тогда голос его не будет затемнен явлениями низших энергий. Сердце надо освободить от власти низших оболочек, чтобы свет его засиял неумаленно. Знаем ученых без сердца и Знаем простых и малых людей, но с сердцем большим и горящим. Мудрое равновесие интеллекта и сердца, по существу, уже будет строительным. Лучше с малыми мира сего, но имеющими сердце, чем с бессердечными и цивилизованными умниками. Ум с трудом может принять то, что легко воспринимается сердцем. Поэтому Эпоха Майтрейи, Эпоха Сердца будет Эпохой Женщины, сердце которой утончено больше, чем сердце мужчины. Новые условия сердце человеческое поставят в особое положение. Сердца масс зазвучат и будут явно отзываться на новые условия жизни. И как же можно будет нанести рану ближнему, когда собственному сердцу нанесшего ее это причинит боль. Сердце будет остро ощущать страдания других и яро стремиться к тому, чтобы их не было в мире. Преображение жизни пойдет по линии сердца, и перед мощью его бессильным окажется зло. Так в будущих построениях сердцу отводится особое место. Не ум, но сердце поведет человека к сияющим вершинам духа. Могучие Лучи Великого Сердца, мир наполняющие ныне, пробудят к жизни спящие сердца человеческие.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 558. Микрокосм [человека] – мир сложный. …Центр этой системы в ее видимых и невидимых формах – сердце. Его-то и надо беречь. Двигатель нуждается в уходе, а сложный – в особом. Сердце так же нуждается в питании, как и все живое. Культурное сердце питается высшими чувствами. И тогда оно растет, пока не обнимет весь мир. Чувствовать страдания других может лишь человек, вышедший за пределы своей личности. Потому сострадание есть великий утончитель сердца. Истинное сострадание действенно. Чувство сострадания вызывает действие, принимая удар на себя. Потому сострадание и заступничество связаны. Я ваш Заступник. Приняв на Себя удар, предназначенный вам, и разрядив его, Защищаю. Не так проста Защита, ибо каждую стрелу зла, устремленную в вас, Принимаю в щит. И благо тем, кто признательностью своею укрепляет мощь щита. Щит требует осознания и куется с двух сторон. Можно охранять и без осознания, но оно удесятеряет посланную мощь. Сознательное приятие мощи Лучей – удел ученика, бессознательное – тех, стоящих вне. Потому глубокое чувство признательности утончает сердце и указывает степень осознания. Слиться можно лишь утонченным сердцем. Сердце приучается звучать на всё. И путь ученичества становится путем жизни сердца. Сердцем устилается путь. Великое Сердце вмещает боль мира. Пламеннозвучно оно. Мерою сострадания измеряется великость сердца. Владыка Шамбалы Есть Владыка Сострадания. Не судья, не грозный каратель, но именно сострадающий великой планетной сироте – человечеству, обездоленной и не имеющей себе части на Земле. Ибо приходит человек в этот мир наг и уходит из этого мира, окунувшись в фантасмагорию его посулов и Майи, не взявши с собой НИЧЕГО.

 

С.Н. Рерих. Подвиг. 1938 г.Гр.А.Й. 1954 г. 288 (50). Готовность обуславливается созвучием, созвучие – настроенностью [с Духовным Учителем], настроенность – приказом воли. …Ключ к дверям знания в руках ученика. Сам поворачивает его, сам открывает дверь, сам входит и сам берет на желанной волне. Полагаю, что помешать никто и ничто не может, кроме собственной слабости или неуверенности. ... Сильно расстроенный инструмент требует и времени больше для настройки. Многое зависит от воли в сочетании ее с желанием сердца. Воля и сердце, действующие вместе, – сила неодолимая. Ответствую по степени устремления сердца. Потому путь слияния со Мною называется путем сердца. Сердце нуждается в пище, как и тело. Сердце живет и питается огнем. Питают сердце огни блага. Злые огни его убивают. За сердцем нужен уход. Профилактика сердца – наука будущего. Изнашивается оно от чувств и эмоций отрицательных и темных. Сердце любит радость. Радость есть напиток жизни, питающий сердце. Его можно назвать эликсиром бессмертия. Потому заповедана радость. Но это – радость не о земном, на которое нельзя опереться, и не о личном, с земным связанным. Это радость о духе в пространстве Света, звучащем радостью и в нем имеющем свою вечную родину. Уловить зовы пространственно радости, звучащей из Высших Сфер, будет ступенью достижения, ибо радость – это особая мудрость, столь мало понятая на Земле.

 

Гр.А.Й. 1965 г. 316. Сын Мой, если уж Матерь Агни Йоги нуждалась в утверждении близко стоящих, в их любви и сердечных огнях, то что же говорить о других, тоже к Свету идущих. Взаимоутверждение и поддержка очень нужны, ибо тьма велика и много сердец, мечущих стрелы злобы, ненависти и недоброжелательства. В этих условиях поддержка друга особенно ценна. Взаимоукрепление на Пути сильно его облегчает. Путь долог, и идти не одному много легче. Путники все, потому Говорю, помогайте везде, ибо люди яро нуждаются в тепле и свете сердечных огней: не оттого ли жизнь стала столь трудной, что слишком много сердец замолкших, потушивших сердца огни. Холодно стало людям жить на планете. Пусть это научит больше ценить тех, в ком огни не погасли. Сумейте усматривать под внешними наслоениями рассудка те же огни, что ценятся Нами. Язык духа одинаков у всех, во всех веках и у всех народов, но его усмотреть и понять нелегко и непросто, и требует это развитого чувствознания и большого опыта.

 

Логика сердца и земной очевидности

МО-2. 265. Устремимся к пониманию явления самого необходимого. Решение степени необходимости есть качество Вождя. Много одновременных запросов нужно уметь расположить в мозаику общего и последовательного порядка. Ни логика, ни разум, ни формулы, но Огонь сердца осветит путь такого шествия действий. Нужно всем сердцем познать, где достаточный проход, чтобы не толкнуть соседа. Сердце укажет, когда не следует переполнить давление. Такие испытания сил называются крыльями справедливости.

 

Н.К. Рерих. Сострадание. 1936 г.Братство. 121. Сердце укажет, когда нужно броситься на помощь ближнему. Оно же прикажет, когда пресечь безумие ярого животного. Нельзя выразить в слове закона, когда является необходимость того или иного действия. Не писаны законы сердца, но лишь в нём живёт справедливость, ибо сердце есть мост миров.

Где весы самоотвержения? Где судья подвига? Где мера долга? Меч умения может блеснуть по велению сердца. Меч умения может блеснуть по велению сердца.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 210. Надо очистить сознание от вековых предрассудков и предвзятых идей. Они – как оковы для духа. Нам нужны свободные головы от всех предрассудков. Еще мы далеки от понимания того, какой стеной предвзятых суждений окружены. Еще не осознали величины и размеров своей тюрьмы. Обычные и наивные людские предрассудки и рамки непонимания – как песчинка перед теми чудовищными нагромождениями и стенами, которые еще не осознаны человечеством. Мозг и мозговое восприятие затемнило знание духа. Человек верит лишь в него, полагая себя и рабом, и грешником, и червем пресмыкающимся. Забыл о своей силе, и власти, и могуществе и, позабыв, утратил. Уже не предрассудки, а стены невежества и мрака. А ведь когда-то и мог, и знал, и умел, и видел, и слышал. «Имеющий уши да слышит» формула обращения к зрячим. Что же заложило глаза и уши? Не тьма ли? Сколько же сора надо убрать из сознания, чтобы очистить стекла духа? Вот, знаешь, что Я Близок, что нет границ и разделения, и все же веками возводимый барьер стоит препятствием более сильным, чем слова, чем Мои Слова. Взываю к сердцу, чтобы разрушить все преграды. Потому путь через сердце. Бессилен мозг и мозговая логика. Переходим к языку сердца. Верим, вопреки очевидности, как бы поверх всех барьеров. Сперва Мы Сломали и Сокрушаем материальные преграды, или формы старого мира. Ныне Сметаем горы психических нагромождений, сковывающих сознание цепями и закрывающих горизонт возможностей. Неслыханные возможности за дверями. Не объять их сознанию, скованному кандалами тысячелетней давности. Кто сказал, что человек рожден для горя и страданий? Ложь! Человек рожден для счастья. Служители тьмы породили зло. Зло породило страдания, и завеса ограничения и беспомощности спустилась на чело царя и победителя природы. Человек, воистину, стал рабом материи. Все это надо смести и расчистить. Велики заросли духа. В осознании ключ от всех достижений. Власть заключается в осознании своего могущества, принадлежащего духу человека по праву его первородства. Не игрушка судьбы, но царь, не раб, но властелин духа и повелитель стихий. Не слуга, но Владыка своей мощи. «Вы боги», – Сказал. Сказанное Утверждаю. Мне не нужно согбенных рабов. Воинов побеждающих Жажду. Победителей, мощно идущих ко Мне, Хочу видеть. Вам, вам, вам – Моя смелость, вам, вам, вам – Моя сила, вам, вам, вам – Мой Свет, и дары Мои – вам. Вас Жду, чтобы украсить чело ваше венцом победы и вручить скипетр власти. Незримый венец и сверкающий жезл – что перед ними все отличия земные?! Сброшены короны с царей, и в прахе скипетры царские в этом мире, где проходит и кончается все. Но Мой венец Света и Мой жезл власти навеки твои. Не рукам человеческим снять его с чела победителя, и не ногам двуногих растоптать твою власть. Даю высшее. Прими духом и в духе.

 

Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце».

151

В самую трудную минуту призовём сердце. Оно встанет как щит перед волнами тьмы. Оно поднимет поверх лабиринтов интеллекта. Проведёт кратчайшим путём. Сердце – мерило правильного отношения. Только в нём вечный огонь жизни, согревающий и творящий. Невозможно встретить натиск ужаса без него. Только оно может трансмутировать все яды и спасти мышление от водоворота стихий. Нет спасения без сердца.

25 декабря 1952 г.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 558. Ибо приходит человек в этот мир наг и уходит из этого мира, окунувшись в фантасмагорию его посулов и Майи, не взявши с собой НИЧЕГО. Труды, беспокойства, заботы, погоня за богатствами, благополучием и благами земными – и в конечном результате, когда кончается мираж, не остается ничего. Ибо всё суета и томление духа, и благо тому, кто понимает сердцем преходящую сущность земных вещей. Ибо он воистину утончил сердце. Сердцем прозревшим проходим через жизнь. Ибо сердце – судья. Оно, и только оно, может разорвать покрывало Майи. Ибо глазами сердца видим сквозь завесу иллюзий. Сердцем и в сердце утверждаем свободу от цепей и власти низших энергий. Сердце научит любить. Как может утонченное сердце нанести удар брату, если боль от него пронзит сердце нанесшему его? Потому утончение сердец человеческих есть задача дня. Потому столько страданий, ибо страдание утончает сердце. Только степень и формы его меняются и все более и более переходят в область психофизическую. Да! Путь труден! Но дает возможность отрешения от плотских вещей, то есть от привязанности к ним. Не вещи страшны, но связанность духа, себя к ним прикрепляющего и с ними и в них пребывающего. В сферах Тонкого Мира можно наблюдать эти связанные сознания, погруженные в горы окружающих их вещей. Представьте себе сияющие просторы Беспредельности, красоту миров и свободу пробужденного духа и темные низшие слои, где сидят, как кроты в норе, окруженные призраками вещей, ими самими созданными при жизни и еще при жизни привязавшие себя к ним и с ними же по закону посева и жатвы и пребывающие. Ибо, что связано на Земле, будет связано и на Небе. Так легкая и, казалось бы, счастливая жизнь в изобилии плодов и вещей земных, в обладании человека находившихся, последствия может иметь страшные, если сознание несвободно. Зову к пониманию истинной свободы в духе и свободы духа.

 

С.Н. Рерих. Добрый самаритянин. 1943 г.Гр.А.Й. 1953 г. 453. Для того чтобы услышать голос сердца, надо привести к молчанию покрывающие его оболочки. В тишине голос сердца звучит особенно ясно. Значение тишины, или безмолвия, ещё так мало понято. Звуки жизни земной заглушают беззвучный голос. Но хорошо иногда прислушаться к нему и спросить себя, что говорит сердце. Мозг мало знает, ибо ограничен своими чувствами, но сердце знает. Сердце знает очень много, ибо сфера его уявления не ограничена физическими преградами. Сердце тоже мыслит, но по-своему. Логика мышления сердечного не похожа на логику мозговую. Это логика от огня. Идет она путями огненными и подчас не требует времени. Сердце просто знает, без утомительного процесса размышления. Чувствознание можно было бы ещё точнее назвать сердцезнанием. Особенно при первой оценке людей, когда нет времени ни узнавать, ни думать, хорошо спросить себя: «А что думает сердце?» или просто внимательно отметить его ощущения и реакцию на данного человека. Люди говорят «сердечная тоска», но никогда не скажут «тоска мозговая», ибо знают, что ощутить нечто не улавливаемое интеллектом может только сердце. Сердце – это барометр для определения характера пространственных токов или пространственной ноты текущего часа. И то, что не под силу мозгу, сердце ощущает без всякого усилия, автоматически, то есть просто знает какими-то своими неведомыми путями. Добрый труженик мозг хорошо потрудился для человека. Теперь надо дать дорогу сердцу, пусть оно поработает для блага своего обладателя. Мозг требует контроля, и обуздания, и управления волей, сердце же требует свободы. Сердце нельзя заставить, сердцу можно лишь дать свободу выявиться. Сердце слишком долго было в загоне и небрежении. Потому ныне утверждается жизнь сердца со всеми его неисчерпаемыми чудесными возможностями. Не о сладкой сентиментальности идет речь. Сентиментальность – это сердечное чувство, изломанное и извращенное мозгом. Но сколь чудесно, скажем, чувство любви. И незримо оно, и незаметно, и взвесить нельзя на весах, но какие великие деяния совершались во имя его. Сердце есть вместилище великой огненной энергии любви и кузница этой мощи. Возьмем любовь к Родине, или любовь к Учителю, любовь к науке, искусству и прочие виды любви, но не личной – много свершил человек, зажженный этим великим чувством. Любовь – могучая сила, и генератор этой силы – сердце. Так сердце – и двигатель, и породитель мощи. Учение о сердце есть утверждение огненной силы человека и его огненной сущности. В обладании сердца находится энергия, не подчиняющаяся мозгу. Можно заставить работать мозг, но сердце требует иного подхода. Для него надо создать условия соответствующие, и сердце начнет уявлять свой потенциал. Хрустальная арфа не будет слышна на перекрестке шумных улиц, где кричат громкоговорители, так же и голос сердца, пока его заглушает шумная и суетливая деятельность мозга. Следовательно, есть две деятельности: наружная, поверхностная, заметная, грубая, короткая, непротяженная деятельность мозга и тихая, незаметная, могучая, захватывающая широкую невидимую сферу, мощно воздействующая работа сердца. Мысль, посланная мозгом, коротка и неэффективна и тут же и исчерпывается, но не знает преград и расстояний мысль, посылаемая сердцем. Потому бессильны мозговики против человека, вооруженного сердцем, ибо сердце есть оружие Света. Так кратким и грубым волнам мозговых воздействий можно противоставить незримую мощь сердца. Чем она спокойнее, тем сильнее, ибо спокойствие есть форма уявления огненной мощи сердца.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 54. Сомневающийся, подумай, что теряешь. Плоды огромной, многолетней работы мгновенно уничтожаются полностью. И остается неудачный ученик у разбитого корыта. Сомнение есть гибель всего. Нет порока более горшего. Сомнение в себе еще поправимо. Но сомнение в Учителе пресекает все пути. Можно представить себе весь ужас положения, когда некуда больше идти и не к кому обратиться. Черное покрывало окутывает сознание, и выхода нет. Логикой бороться с сомнением нельзя. Его доводы неопровержимы и логичны, ибо основаны на фактах кажущейся и призрачной очевидности. Корень его лежит не в очевидности, но в сердце, тонус которого окрашивает своим цветом все, на что обращается сомневающееся око. Этот корень вырывайте из сердца без всяких рассуждений, доводов и доказательств. Бесцельно бороться против фактов очевидности, если она принимается за действительность и мираж, ложь и тьма заменяют Свет. Учителя можно лишь утверждать. Разве Свет уменьшился оттого, что все борцы за Свет и носители его погибли и подвергались гонениям? Надо научиться верить вопреки очевидности и вопреки всему и чему бы то ни было, что может явить окружающее. Выдержит все лишь вера и доверие до конца. Но если они короче длинного хвоста следствий, собственной волей и кармой неудачного ученика порожденных, то какой же будет этот конец? Ибо, какова же тьма, если свет, который в человеке – тьма. Не тьма ли удвоенная? Говорил, Говорю и Скажу: допустить в сердце удава сомнения будет концом всего. Разве Учитель Обещал благополучие, легкую жизнь и беспечное существование? Учитель Может смягчить карму и разбить ее удары на ряд мелких толчков, но освободить от кармы и исчерпать ее не Может, ибо это будет нарушением закона. Ужасное состояние планеты не очевидность, но действительность, которая скоро очевидностью для всех станет. Губительные, смерть несущие газы отравляют сознание масс и убийственно действуют на утонченные организмы. Волны Хаоса захлестывают сознание. Сомнение есть порождение темных воздействий. Тьме в захлебывающемся сознании можно противопоставить лишь Владыку, что невозможно при наличии сомнения. Значит, невозможна борьба и противостояние тьме. Сомневающийся отдает себя во власть мраку. Страшную опасность, грозящую при явлении сомнения, надо осознать. Сомнения – от мозга и мыслей, им порождаемых. Их надо подавить сердцем, веру и доверие хранящим. Пусть мозг твердит свои доводы, сердце должно сказать: «Верю Владыке, несмотря ни на что и вопреки всему, что может мыслить низшее сознание». Можно даже в духе отойти от сомневающихся оболочек, стать как бы в стороне, пока идет борьба. Трудно вынырнуть, если сознание будет затянуто в вихревые воронки тьмы. Имеющих уши Предупреждаю. Волны тьмы, порожденные веками, ринулись на Землю. Надо устоять. Собой не устоять. Устоять можно лишь с Учителем, ему сердце предав.

 

Н.К. Рерих. Сам вышел. 1922 г.Гр.А.Й. 1954 г. 424. Друг Мой, решение правильное: если даже факты будут говорить против Меня, не фактам, но Мне надо верить и веру непоколебимою сохранить до конца. Пусть все временное отрицает Меня и слово Мое. Не на внешнем, но на внутреннем, на Камне Вечного Основания жизни надо встать твердо и непоколебимо. Надо Меня утверждать вопреки очевидности, вопреки всему, Мне противоречащему, что говорит интеллект. Перед лицом материального мира и плотных условий земных, тяжких и удушающих, пусть скажет дух: «Все полагаю на Владыку, все предаю Ему вопреки всем и всему. Буду неуклонно, не колеблясь следовать за Ним». Вот, новые призраки преходящих условий появились перед сознанием, чтобы отвлечь от Меня, неопровержимою логикой очевидности заставить свернуть с пути. Устоит ли дух? Не прельстится ли логикой Майи, столь убедительной и правильной с призрачной и ложной сущностью своей? Мираж реален, человек его видит, видит предметы, деревья и воду, видит целую картину. Но его нет. Так же нереальны и очередные миражи Майи, какими бы жизненными и убедительными они ни казались. Не Может заблуждаться и ошибаться Владыка. Если Ошибается Он, то на что же тогда опереться? И если в Нем усомниться и оставить Его, что же останется? Вера до конца. На карту ставится все. На чаше весов Владыка, на другой – призраки земной очевидности Майи. Неужели она перевесит? Где искать опору? Только внутри, только в себе, только во Владыке, который находится в сердце, и сердце, Владыкою вооруженное, надо противопоставить внешнему миру, в котором плач и скрежет зубовный. Иначе не устоять. А устоять надо, и вопреки всему, что вокруг. Пусть трепещет и колеблется все. Все можно выдержать, если непоколебим Образ Владыки в сердце пылающем. Ты говорил о победе. Вот, победа идет к тебе. Будь победителем! Кто знает, не последнее ли это испытание перед новыми достижениями? Не следующая ли ступень готовится для сознания? Не победителя ли Хочет утвердить Владыка? Сын Мой, в час испытания помни о Владыке. Со Мною победим всех призраков. Но без Меня!? Куда пойдешь один? К кому обратишься, и кто поможет, и что останется, если Меня нет с тобою? Храм духа, построенный с таким трудом и такими долгими усилиями, неразумием можно разрушить. Сын Мой, сверхчеловеческую стойкость яви, ибо подходим к условиям необычайным. Качество Архата есть качество человеческое, уявленное в мерах сверхчеловеческих, ибо огонь духа его не от мира сего, но выше. Сын Мой, мощь духа яви, когда тьма сгущена до предела. … Гони сомнения, ибо, воистину, Есть твой Защитник, и Друг, и Отец. И что все и что бы ни было, когда Есть Владыка? Утвердись во Мне как тысяча мудрецов и сам стань камнем Вечной Истины. Утверждая Меня, вечное в преходящем утверждаешь или Свет – во тьме, вопреки тьме. Я с тобою всегда, и ты будь всегда со Мной, а вместе нам не страшна жизнь и ущемления людские. Ничто не страшно нам, когда вместе, ты и Я, твой Владыка.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 231. Доверие до конца и доверие вопреки всему и чему бы то ни было, что может возникнуть в уме или показаться несуразным и противоречивым, будет знаком истинного ученичества. Видимость может сложиться так, что даже немалое доверие поколеблется, но когда оно становится великим, его уже ничто поколебать не может. Оно, такое доверие, даст радость, уверенность в себе и продвижение неуклонное. Оно показывает, что сердце знает лучше и больше того, что видит глаз или слышит ухо. Путь, основанный на доверии к Руке Ведущей, есть путь непреложности. Возьмем факт, заставивший усумниться. Все верно, факт неотрицаем. Все хорошо. Но почему же тогда, если все хорошо и верно, продвижение останавливается немедленно и песчинка сомнения превращается в гору? Если все хорошо, казалось бы, остается только двигаться дальше, но неотрицаемый логикой очевидности факт становится пудовыми гирями на ногах. И хочет человек идти, и не может. Потому все, что может породить недоверие, безжалостно и без всяких рассуждений выбрасывается из сознания совершенно или же бережно откладывается в сторону с тем, чтобы, когда придет время, спросить ближе. Можно строить лишь при полноте доверия. Верьте Учителю, и будет путь ваш светел и непрерываем.

 

Н.К. Рерих. Оттуда. 1936 г.Гр.А.Й. 1955 г. 418. Сын Мой, не удивляйся печальной судьбе отвергнувших Учение, ибо они сами избрали путь свой. Труден путь избравших Учение, но беспросветно тяжек отвергнувших его. Если предательство не имеет места, они снова вернутся, но сколько ударов судьбы придется принять на себя, прежде чем это случится. Но главное в том, что, коснувшись Света, невозможно уже довольствоваться мраком, и чувство постоянной неудовлетворенности будет сопутствовать сознанию, покинувшему Свет. И помощь Наша не будет сопутствовать им, и Луч – охранять, и не к кому будет обратиться за нею в минуту нужды и опасности. Слепому щенку в бурном море подобны они, отвергнувшие Учение Жизни. Логика очевидности победила, Майя заменила действительность, и мир видимости плотной стал для них единственной реальностью. Много званых, но мало избранных. Чтобы избранным стать, надо решимость иметь идти до конца, все поставив на карту. Только полагая на Нас все сознание, можно устоять. Тысячи поводов, тысячи причин, тысячи доказательств возникнут явных, логичных и неотрицаемых и ведущих к тому, чтобы усумниться. Ибо сомнение не вовне, но в сердце, не утвердившемся в Свете, всегда возникает и всегда приносит плоды. Было бы сомнение, а доказательства и факты, его поддерживающие и подтверждающие, всегда найдутся или будут услужливо подброшены мохнатой рукой. Потому нет спасения от удава сомнения допустившему его в сердце. Непоколебимость устойчивости в Свете утверждается вопреки и наперекор очевидности обывательской, и логике сытого желудка, и беспечального, благополучного существования. Кто из них, трудников Общего Блага, довольствовался сытым желудком или одурью жизни привольной и беззаботной? Все пострадали, и все думали не о себе, но о людях, о том, как им Свет принести. Не выдержать слабому сердцу напряжения самоотверженности, потому только решившим со Мною весь путь пройти до конца – Наша Помощь, Любовь и Забота. Любим и их, во тьме бредущих до срока, но нить связи, нить сердца куется из целого ряда качеств. Так твердость и устойчивость Приветствуем как качества, необходимые для ученика. Качаясь и кренясь, взлетая на гребни волн и погружаясь в провалы меж ними, идет корабль по бурному морю, но направления не меняет и от него не отклоняется, грудью рассекая мощный напор стихий, и твердо и прямо до цели доходит. Идет, несмотря на все смены атмосферных и стихийных условий. И в волны, и в штиль курс остается неизменным. Прямой, неуклонный путь к Владыке, несмотря ни на что и вопреки всему есть путь победителя. Слабоумных, малодушных, унылых, сломленных жизнью, духом поникших, моральных убожеств – не надо. Куда полетят они, если им дать даже орлиные крылья? Крыльев одних мало, нужно иметь орлиное сердце, и глаз, и отвагу и царственным духом своим утверждать победу над тьмою земною. Да! Да! Победе духа Творим Мы гимны; победе над плотью, победе над собою, победе над миром. И Я Говорю это вам, дабы знали, ибо Я Победил мир.

 

Н.К. Рерих. Пещное действо. 1907 г.Гр.А.Й. 1955 г. 460. Радуемся, когда Видим победу над очередным испытанием. Сомнение и непонимание – явления различные. Не понять действия Учения – это одно, усумниться – другое. Все непонятое и непонятное откладывается бережно в сторону, чтобы или спросить при случае, или ждать, когда объяснит сама жизнь. Но пусть сомнения не вьются над тем, что непонятно в данный момент. Это требует от ученика известной степени доверия, когда кажущиеся неопровержимыми факты уже не в состоянии его поколебать. Верю Учителю всегда и во всем. Мало ли какие обстоятельства могли поменяться, если не исполнились слова Учителя. Может быть, причина неисполнения в поведении самого ученика. Многое из того, что Говорит Учитель, надо понимать как возможности, могущие осуществиться при соблюдении известных условий. Ведь даже пророчества условны. Готовую реакцию легко испортить, внося посторонние примеси. Неосмотрительность самого ученика часто препятствует исполнению им же желаемого. Часто дух стремится к Свету, а оболочки – во тьму. И сознание, раздираемое на части, подобно разделенному дому, не в силах устоять. Не являет собою человек монолит устремления. Басня вашего Крылова о лебеде, щуке и раке приложима к человеческой сущности, взятой отдельно. Энергии сознания рвутся в различных, и часто противоположных направлениях, и равнодействующая поступательного движения становится ничтожной или даже сводится к нулю. ... Сомнение неодолимо увеличивает силу земных притяжений, так что у человека не хватает сил бороться уже не с сомнениями, но именно с этими притяжениями. И кажущееся безобидным сомнение, подавившее сознание своей неотрицаемой логикой и убедительностью, показывает свой истинный и страшный лик разложения и падения в бездну. Не само по себе страшно сомнение, но следствиями, разрушительными для сущности человека. Потому изгоняется сомнение из сознания ученика, под каким бы покровом и в какой бы форме оно ни пыталось проникнуть в сердце. Знайте, что сомнение всегда враг, даже вооруженное неотрицаемыми фактами и самой убийственной логикой. В этом кроется его особая сила. Потому сомнение следует гнать и ни в какие дискуссии с ним не вступать. Его силы нельзя преодолеть, ибо на его стороне фактические данные. И лишь приняв их, и согласившись с ними, и испытав падение, начинает понимать человек, чего эти факты стоят в действительности. Факты, поступающие через несовершенные оболочки и проводники, являются фактами лжи, но не действительности. Доверие к Учителю должно быть сильнее «фактов» отемненного чем-либо сознания. Правильное объяснение всему, вызывающему сомнение, можно найти, если сменить угол подхода. Этим подходом будет доверие, неколеблемое ничем. А объяснение придет в свое время, когда Учитель сочтет это нужным, если оно связано с очередным испытанием.

 

Н.К. Рерих. Утренняя молитва. 1931 г.Гр.А.Й. 1955 г. 601. Друг Мой! Маяк дает свет и указывает путь. Но сам непосредственного участия в движении корабля по морю жизни не принимает. Иначе он должен перестать быть маяком. Так, давая Свет людям и посылая Лучи, Архат стоит как бы в стороне от жизни. Некоторое отрешение от жизни и уединение необходимо. В противном случае, будучи увлечен силами внешнего движениями, не сможет дух стать светочем, указующим пути, светочем, стоящим на прочной недвижимой основе. Говорю об устойчивости сознания на скале мужества, преданности, доверия и любви к своему Владыке. Если эти Основы разорвать, устойчивость теряется и светоч не может выполнять своего назначения. ... Говорю: любое действие или решение оправдано, если совершено оно в любви и преданности Учителю. Можно двигаться в любом направлении, но в неразрывной слиянности со Мною. Оторваться от Меня в сознании – значит потерять все, все плоды долголетних трудов и усилий. Так будем держаться ближе, кроме нитей сердца нет ничего. Удержаться надо. И когда все средства исчерпаны, остается одно: отбросив все сторонние мысли, рассуждения, доводы и колебания, сосредоточиться на Лике Учителя и силою вибраций, от Него исходящих, удерживать равновесие духа. Сила Луча преодолеет мятущиеся энергии окружающей среды и напряжение хаотических токов пространства, и сознание ощутит явно это благодетельное воздействие. С убедительностью логики очевидности именно так и следует бороться, не вступая в полемику. Надо заметить, что кривое мышление всегда заводит в тупик, из которого нет выхода. Могучая и спасительная сила излучений сияющего Лика всегда к услугам сердца, утвердившегося на Владыке. В древности у некоторых это явление выражалось формулой «Земная мудрость – вражда против Господа». В современном понимании это означает, что очевидность и действительность – явления разного порядка. Что по очевидности судить о действительности нельзя, и что мозг без прозревшего сердца не может безошибочно судить о явлениях жизни. Орудия мозга – глаза и уши. Но разве глаз видит все, что существует вокруг, а ухо – слышит? Огромная сфера действительности недоступна ни глазу, ни уху. Но наука уже проникла далеко за пределы возможностей чувств, находящихся в распоряжении человека. Чтобы проникнуть, нужны были аппараты, но Учение говорит, что в сущности человека запечатлеваются все аппараты для глубокого познавания действительности. Данное ограничение мозга и безграничность возможностей разрешает сердце и центры, и можно начать твердо и уверенно углубляться в понимании действительности. Но нужен Учитель, без Него не пройти. И за Учителя надо все время держаться, несмотря на все измышления мозга, не могущего уловить сущность происходящего. Держитесь за Меня крепко всегда и во всем, и будет шаг ваш тверд и поступь победной. И держитесь особенно крепко при узловых событиях, связанных с вами и затрагивающих вашу судьбу. Значит, надо объединиться с Владыкой поверх всех мыслей, чувств и ощущений, поверх всего, вовне происходящего. Это и будет означать дойти до Нас поверх личных ощущений и переживаний. Это и значит объединиться в духе поверх всего. В этом и будет спасение в тяжкие минуты натиска плотных слоев и стихийных хаотических энергий.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 279. (М.А.Й.). Сердцем устремляется дух в созвучные сферы магнитно. И так близость наша укрепляется явно и становится все более и более ощутимой. В области мысли надо искать признаки этого сближения. Не даю никаких других знаков, дабы весь упор был сделан на мысль. Логика убедительности примененных в жизни явлений сильнее неверия и скептицизма мозга. Ею и близость нашу утверждаем. И порадуемся тому, что это лишь только начало. Каков же будет конец, предшествующий встрече, которую от нас уже никто и ничто не отнимет, ибо встретимся мы в Надземном.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 1016. Преданность, любовь и устремление вопреки очевидности и ее фактам – выход из создавшегося тупика, когда разрушаются все хитросплетения и уловки тьмы. Это и будет отношением к Учителю безусловным и безусловным ученичеством. Недаром говорится о том, что претерпеть надо до конца и устоять. Ведь это мозг от Земли мыслит, ведь это мысли видимости, ведь это «вражда против» Высшего. Все это, стоящее между нами и мешающее Общению, надо убрать. Логика сердца иная. Верить и любить, несмотря ни на что, даже на костер, даже на арену с дикими зверями. Преданность безусловная, любовь безусловная и устремление безусловное – так Указую. Иначе запутаетесь в логике очевидности и тьма покроет ее. Факты нельзя отрицать, но базироваться на них можно, лишь зная Высшую Правду, то есть действительность трех миров. Доверие к Учителю Света должно быть полное. Факты, приводимые вами, очень печальны. Но что же из того? Аз есть с вами во все дни до скончания века, каковы бы ни были дни и какой бы стеной или кольцом враги Света ни окружили вас. Пути ко Мне, кверху, они не могут закрыть, как не закрыть им ни Солнца, ни звезд. Не о них думайте, но обо Мне. Мысль о них соединяет вас с тьмою, обо Мне – со Мною. А Я с вами всегда. Но чуете это, лишь когда мысли со Мною. Я Вышел тьму победить. Победите и вы, но если со Мною. Факты неотрицаемы, но логика тьмы придает им такое толкование, что они обращаются против Меня и от Меня отделяют мышление ваше. А вы, от Меня отделенные, жертвами становитесь тьмы. Потому лучше со Мною сперва объединиться и уже в Свете Моем рассматривать факты. Тогда уже нет опасности, что подброшенные темные мысли будут приняты за свои. Иначе получится так, что логически правильная мысль приведет на край пропасти и толкнет в бездну. Так действует логика тьмы. Потому пусть ваши чувства и мысли ко Мне будут нераздельны, то есть в них не должно быть ничего, разделяющего нас и отделяющего мышление ваше от Меня. Все, отделяющее и разделяющее нас, отбрасывайте без колебаний и рассуждений. Пусть близость бездны укажет, как опасно отделение мышления ученика от Учителя. Жадная бездна ждет, и из нее протянуты руки, чтобы утянуть вглубь и поглотить. Устоите лишь сердцем, которое может любить не сомневаясь и не рассуждая.

 

Н.К. Рерих. Жанна д'Арк. Триптих. 1931 г.

 

Начало страницы