Скрыть оглавление

Беседы с Учителем. 1940-1950-е

Солнце

Токи пространства

Всеначальная, Огненная и Психическая Энергия

Луна

Космический Магнит

Космическая эволюция и ее цель (назначение)

Зерно-Атом

  

 

Солнце

 

Светило, зародившее нашу Землю, и теперешнее наше Солнце – одно, потому сокращения, оявленные, как пятна или взрывы на поверхности Солнца, вызывают сокращения в ядре Земли.

Светило новое явлено на сотрудничестве с Нами, проходит близко от нашей Солнечной системы. Явление его скрыто от телескопов, и только отражение лучей его оявится на горизонте.

Сотрудничество такого Гигантского Светила – Солнца является страстною радостью Нам. Именно Светило это наш Общий ОТЕЦ, и ярое сотрудничество его ярая Нам радость.

Солнечные лучи уявлены, как страстные рычаги для переустройства Мира. Солнечные лучи усилены лучами звезды Матери Мира и обновлённой Луны. Солнечные лучи в составе своём имеют все ингредиенты нашей Солнечной Системы и, конечно, в ядре нашей Земли и силу приближающегося Светила – ОТЦА.

Наука могла бы уявить изучение солнечного луча – состава его. Новая такая замечательная наука уявила бы знание погоды на целый месяц вперёд или на каждое новолуние. Таким образом, солнечный луч оявляется не только регулятором погоды, но и ярым указателем сокращений в ядре планеты. Сокращения сопровождаются конвульсиями коры, землетрясениями и наводнениями, которые могут стать страшно разрушительными и даже уявить наклон земной оси, если трещины окажутся слишком глубокими в подводной коре Земли.

Сокращения солнечных пятен сейчас сильнее всех прежних лет, оявленных со времени Кали Юги, которая началась со смертью Кришны, уявленного Сотрудником Солнечной Расы. Солнечная Раса родилась под Солнечным Лучом в противовес рождённым под лучом Луны.

Солнечная Наука оявится также и наукой о Луне, ибо нельзя изучать Солнце без изучения Луны и их воздействий на Землю. Наука о Солнце и Луне имеет непосредственное значение для нашей Земли и всей Солнечной Системы.

Лунная Наука нужна, как и самостоятельная Наука, и для всех космических построений.

Наша Солнечная Система, как атом в теле видимого Космоса. Наша Солнечная Система уявляет одну из разновидностей среди группировок пространственных тел вокруг одного тела – Солнца. Наша Солнечная система разнится от других систем. Наша Система определённо очерчена планетами, явно ходящими вокруг нашего Солнца. Но такое определение не точно. Система определяется или очерчивается не только механикой планет вокруг солнца, но явно и солнечной орбитой – орбита эта колоссальна. Но всё же она, как атом в видимом Космосе.

Наша Астрономия разнится от современной. Ярая тропа Солнца ещё не исчисляется астрономами. Прохождение полного круга эллипса возьмёт время не менее биллиона лет. Скорость прохождения Солнца яро быстрее скорости Земли по своему эллипсу. Скорость Земли превышает во много раз скорость Юпитера. Но скорость Солнца мало заметна из-за ярой относительности скорости хода Зодиака.

Солнце уйдёт из пояса Зодиака и уявится на новом поясе созвездий за Млечным Путём. Млечный Путь не только кольцо, но новая атмосфера. Солнце будет акклиматизироваться с новой атмосферой, проходя через кольцо Млечного Пути. Оно не только безмерно глубоко, но кажется именно бездонным земному сознанию. Зодиак лежит на пределе Кольца Млечного Пути.

Ярое Солнце несётся по своей орбите, направляясь в созвездие Геркулеса. На пути своём оно пересечёт кольцо Млечного Пути и яро выступит за пределы его. Солнце увлекает за собою все планеты солнечной системы за исключением Урана и Нептуна.

Ярые знают только примитивную механику, явленную Солнечной системой, но явно ничто не стоит, но всё несётся в Пространстве. Не только ярая относительность всего существует, но и ярый бег всего видимого Космоса в Пространстве.

Ярая разница в днях года происходит от неправильного распределения оборотов Земли вокруг Солнца.

Солнце является обителью Высших Существ в ярой определённой Им необходимой атмосфере. Почитание Солнца имело ярое значение. Без Солнца нет СОЗНАНИЯ. Вершина Знания явлена нашей Системой. Солнечный Дух зарождает сознательную жизнь на всех планетах, но не самые планеты. Сила, пробуждающая сознание, сама должна быть таким сознанием. Потенциальная сила заложена в каждом атоме. Сила потенциальная уявлена на развёртывании её. Солнечная Иерархия пребывает там в соответствующих огненных телах.

  

 

Токи Пространства

 

Главные генераторы магнитных токов на нашей Планете – полюсы. Но и каждое Светило является генератором магнитных токов и высылает их в пространство.

Космический Магнетизм оказывает воздействие на пространственные токи, ибо Космический Магнетизм является регулятором токов. Токи являются на зарождении в пространстве в силу новых сочетаний химизмов пространственных.

Токи уявляются на смене химизмов, уявленных при сочетании разных лучей, которые исходят из созвездий, через которые проходит Солнце.

Следует понимать насыщенность пространства, когда Солнце вступает в новое созвездие и лучи его насыщаются новым химизмом – определённого созвездия.

Пространство уявляется на постоянной смене токов. Смена токов происходит не только от нахождения солнца в определённом знаке, но и от атмосферических колебаний. Ярые токи уявляются на более лёгком прохождении при влажности в атмосфере и уявляют более сильное притяжение.

Основные токи являются регуляторами основной силы Космического Магнита. Основные токи могут оявится на разрушении или спасении планеты.

Уявление недавней магнитной бури уявилось спасением Планеты, ибо ярые токи очистили пространство от чрезвычайно ядовитых химизмов, порождённых людьми. Война явила много вредных химизмов, но ярое очищение Пространства помогло поглотить их.

Мысль порождает токи, которые являются возбудителями и как бы обновителями Вселенной.

Изучение магнитных токов и ярой смены их и пересечений дадут новые данные для многих исследований.

Время на закате особенно ярко выражено для смены магнитных токов.

Необходимо установить метеорологические станции для изучения постоянных ветров, уявляющих в определённое время дня особую ярость.

Эфир будет уявлен мощнее в конце текущего столетия.

Токи сфер, окружающих Землю, колеблют твердь.

Первичное вещество является на яром утончении с каждым новым кругом Планеты, или Манвантары.

Осознание Беспредельности явлено, как новая ступень человечеству на уявлении новой эволюции.

Слияние с Абсолютом – относительное понятие. Слияние это есть слияние с ритмом, или вибрацией Космической энергии, или Психической энергии, уявленной Космическим Разумом.

Космический Разум есть наша Иерархия Сил Космических, уявленных на проявлении Богочеловеком.

Космический Магнетизм есть сила Психическая, идущая из Сердца Иерархии.

Слияние для земного сознания возможно только на краткое мгновение, исчисляемое секундами, но не минутами. Но для тонкого тела оно исчисляется иными мерами. Осознание целой жизни может уявится на протяжении одной земной минуты. Но слияние с первичным веществом возможно только для Богочеловека в теле огненном, в зерне духа. Но такое состояние возможно только в Моей Башне на полной изолированности от земных вибраций и химизмов, окутывающих Землю до определённых высот. Высота в 11000 фут[ов] уже являет изоляцию от земного отравления вибраций. И магнитные токи оявляются от извержения магнитных полюсов. Эти токи являются регуляторами основной силы Космического Магнита.

  

 

Всеначальная, Огненная и Психическая энергия

 

Огонь есть Основа, но психическая энергия есть уже сочетание Огня с Мыслью. Огненная энергия наполняет всё пространство, но становится психической энергией при сочетании с мыслью. Огненная Энергия нуждается в сочетании с мыслью, тогда огонь выявляет все качества психической энергии.

Всеначальная энергия есть Основа Мироздания. Она становится настолько ярой в своих проявлениях при сочетании с различными элементами, что являет разные степени напряжения.

Всеначальная энергия наполняет всё Сущее. Основная Энергия одна. Энергия мысли – одно из самых высших проявлений или качеств Всеначальной Энергии Мироздания.

Огненная Энергия по своему значению есть первозданная всеначальная энергия, которая при её сочетании с организованным фокусом или организмом, становится психической энергией. Именно Всеначальная энергия становится психической при сочетании с мыслью.

Основная Материя Матрикс из высших слоев дифференциируется. Так называемая Материя Люцида есть одна из следующих или ближайших стадий её, доступная нашему зрению при определённых условиях. Так называемый флогистон и есть Материя Люцида. Такая степень Материи Люциды может быть видима в нашем Солнце при полном затмении его, как образующая его корону или электромагнитную силу. Высшие Существа нашей планеты облачаются в Материю Люциду.

Материя есть сцепление частиц разных сил, уявленных на физическом плане сгущения энергии.

Кислород есть одна из проявленных бесконечных дифференциаций огненной субстанции, называемых наукою – ЭЛЕМЕНТАМИ, но правильнее было бы назвать эти силы Качествами, ибо силы эти являются качествами огненной субстанции в сочетании с другими дифференцированными силами под воздействием химического насыщения Светилами определённого Пространства.

Термин «элементы» следовало бы оставить лишь для стихий в Англ [ийском] яз[ыке].

Огненная энергия проявляется как жизненная энергия, или сила во всём проявленном Бытии.

Жизненная энергия уявлена не на уничтожении её, но на трансмутации, причём эта трансмутация беспредельна, как и сама основная огненная энергия.

Понимание вечности уявляется от осознания огненности энергии, насыщающей Пространство.

Огненная энергия на проявлении имеет два полюса, на таком оявлении рождается всё Сущее.

Основа Мироздания уявлена на сцеплении энергии, ил и на любви. Чувство является вездесущим Началом. Миры зачинаются под влиянием чувства. Притяжение, или чувство сродства, уявляет сцепление энергии или частиц энергии.

Мысль уявлена, как венец чувства любви. Мысль уявляется основным качеством оявленной огненной субстанции. Огненная субстанция оявлена на двоеродности энергии; на одном конце – любовь, на другом – мысль.

Всеначальная энергия во всём проявленном мире одна, но свойства или качества её многоразличны. Сочетаясь с элементами, энергия являет всё видимое разнообразие. При каждом новом сочетании со стихиями и элементами происходит трансмутация энергии и элемента. Но при трансмутации в новое качество огненное начало или зерно сохраняется во всей его неприкосновенности.

Основной элемент Огня является связующим началом, и сочетание его с различными качествами единой энергии уявляет всё неисчислимое число элементов. Так всё разнообразие элементов, все так называемые виды энергии: электроны, изотопы, ионы являются только разными качествами одной и той же энергии.

Всеначальная энергия является как психожизнь в каждом атоме, в каждой клеточке всего Сущего.

Высший аспект энергии Всеначальной – энергия психическая.

Всеначальная энергия, или всесвязующая мощь, является главным рычагом в процессе Мироздания. Всесвязующая мощь уявляется прежде всего в центре сердца.

   

 

Луна

 

Наш спутник Луна есть грубое тело своих невидимых принципов. И так, как имеется Семь Земель, то так же существуют Семь Лун, и лишь грубое тело их видимо нами. То же самое и в отношении Солнца, видимое тело которого называется Майей, отражением, так же как и человеческое тело. «Истинное Солнце и истинная Луна так же невидимы, как и истинный человек», – гласит оккультная догма.

Именно Луна играет самую большую роль и самую значительную как в образовании самой Земли, так и в отношении к человеческим существам.

Наша Планета так же, как все видимые нами, приспособлена к особому состоянию её человечества, состоянию, которое позволяет нам видеть невооружённым глазом небесные тела, единосущные с нашим земным планом и субстанцией, так же как их соответствующие обитатели. Обитатели Юпитера и Марса и другие могут видеть наш маленький мир, потому что наши планы сознания, хотя и различаясь в степени, но будучи однородными, находятся в том же слое дифференциации («Тайная Доктрина»).

Луна начинает разлагаться, и ядовитые её флюиды рассеиваются в пространстве и не могут уже оказывать губительные конденсации. Лучи не оказывают уже такой конденсированной силы на нашу Землю.

Луна яро отравляла нашу Землю своими ядовитыми флюидами разложения. Йоги знают влияние лучей Луны. Наука о лунных лучах явит много интересного с их влиянием на людей, на их психику, на магнитные бури, наводнения и на растительный мир. Луна является сотрудницей при особых воздействиях на людей.

Луна обладает огромною магнитною силою по отношению к нашей Земле. Магнетизм Луны способствует распространению новых идей. Распространение новых идей уявляется на особой силе во время нарастания Луны. Фазы нарастания Луны утверждают и напряжение воздействия её Лучей.

Внешняя оболочка Луны может оявиться на разложении при воздействии лучей Новой Планеты, но внутренняя сущность Луны останется. Она связана с нашей Землёй, ибо передала Земле свои энергии, свою жизнь. Магнетизм этих лучей поистине неисчерпаем, до тех пор, пока атомное сцепление в ядре Луны остаётся ненарушенным.

Луна – наша мать, но сейчас она явилась вампиром, поглощающим её магнитные токи, идущие от её полюсов. Поглощение это бывает настолько ярым, что результатами такого притяжения являются магнитные бури.

Притяжение, или поглощение, бывают настолько сильными, что результатами их являются магнитные бури. Напряжение магнитных токов в силу особого притяжения бывает настолько мощным, что нарушается ритм их и происходят так называемые магнитные бури. Магнитные бури происходят от усиленного истечения магнитных токов на Полюсах Земли, при особом воздействии Луны и сочетания планет на нашу Землю.

Магнитные бури происходят от напряжения токов на полюсах.

Ярая Луна не имеет психической энергии, ибо она уявлена на разложении и на механическом притяжении к своему порождению.

Луна оявляется, как огромное животное с проблесками сознания на притяжении её к Земле. Ярая Луна оявлена сейчас на кратком её оживлении под лучами Новой Планеты.

Новая Луна оявится с Новой Планетой на горизонте. Луна новая совпадает с лучами Новой Планеты на горизонте. Тягость твоя совпадает с явлением её лучей на горизонте. Лучи трудные, но Моя ученица может прекрасно ассимилировать их с Моим Лучом.

Луна ещё нужна Земле. Она удерживает её равновесие, действуя на приливы и отливы, она являет ей вращение; происходит ускорение вращения Земли на её оси. Ярое ускорение может ещё возрасти. Луна стала оявляться в лучах страшной магнитной новой силы. Новая Луна притянет много исторических решений. Новая Луна оявит лучшую помощь.

Наша Луна оявится на кратком воскрешении. Луна уявилась на разложении из-за ярого истощения её сил.

Новая Луна оявится на уявлении новых магнитных бурь. Бури принесут много стихийного возмущения.

Луна уявится на новом воскрешении её. Новая жизнь на Луне уявится под воздействием лучей Новой Планеты и благодаря сотрудничеству лучей Твердыни Братства.

Ярое ускорение вращения Луны вокруг своей оси и нового эллипса вокруг Солнца уявит ей ускоренную эволюцию. Человечество наше уявится в новых условиях; уявится на ассимиляции особых психических качеств Луны. Развитие внутреннего человека на Земле, в связи с новой психической силою Луны уявит особую и ускоренную эволюцию. Медиаторы станут многочисленны и уявят ускорение эволюции. Новые мысли о дальних мирах уявят как бы магнитные нити связи с ними и притянут новые мысли из пространства, мысли об атомной энергии.

Можно притянуть много новых открытий из неисчерпаемого Источника Пространства.

Изучение Луны явится наукой Новой.

Луна являлась генератором лучей, отравляющих нашу планету.

Наша Земля питает Луну жизненными флюидами, исходящими от всех царств Природы, которые и составляют нашу атмосферу.

Луна питается нашей атмосферой и сама высылает лучи, отравленные флюидами разложения, которые воспринимаются всеми царствами Природы. Теневая сторона Луны явлена на полумраке, и разложение там ещё сильнее. Поверхность теневой стороны представляет пустыню песчаную, ибо разложение сгладило поверхность её коры, ничего, кроме мертвенного песка.

Изучение Луны явит многие тайны Природы в связи с магнитными волнами и магнитными бурями.

Лучи Луны влияют на магнитные волны и токи.

Луна имеет свои магнитные токи, которые прежде всего влияют на Землю и не только из-за физической близости, но из-за перенесения её жизненных сил на нашу Землю. Земля является наследницей Луны.

Земля является воплощением жизни Луны в её новом развитии и в новом организме. Жизнь Луны воплотилась на Земле. Новая лунная жизнь на новом развитии в новом организме Земли.

Луна древнейшей погибшей Планеты рассеялась после столкновения планеты с гигантскими болидами.

Луна погибшей Планеты была много мощнее и прекраснее нашей Луны и даже Венеры. Луной становится планета, которая отдаёт свою жизненную силу иной планете.

Венера отдала свою силу нашей Земле и Моей красавице Новой Планете. Новая Планета на своём прохождении мимо Венеры уявилась на притяжении лучей её, и ярая оявится теперь на ярой прекрасной жизни под Нашими Лучами, ибо ядро планеты оявлено Моим Лучом. Мой Луч оявлен давно. Истинно, Вл[адыка] Шамбалы принадлежит к иной Манвантаре.

Луна тоже уявилась на ускорении разложения, и её флюиды отравляют Землю. Следствия такого усиленного разложения человечества разнообразны. Конденсированная Прана вокруг ядовитой атмосферы, окружающей Землю, может уявиться на взрывах настолько мощных, что произведут как бы разряжение атмосферы, что, в свою очередь, усилит магнитные воздействия, магнитную деятельность в виде магнитных бурь, наводнений и землетрясений.

Всякие автоматы, автомашины отравят атмосферу настолько своими отбросами, что может обнаружиться особая губительная эпидемия – обескровление мозга, вырождение населения станет очевидно. Живительная Прана не в состоянии будет проникать через толщу отравленной атмосферы.

  

 

Космический Магнит

 

Космический Магнит есть основная Сила и Свойство Космического Огня.

Космический Магнетизм есть притяжение, уявленное на определённом пространстве. Космический Магнит есть основной Мировой или Космический Закон, но Космический магнетизм уже есть его дифференцированное действие.

Космический Магнетизм может быть уявлен с разной силою на определённом пространстве, но основа Космического Магнита остаётся незыблемо.

Космический Магнетизм уявляется в силу воздействия многих причин и получается истинно сложная формула, когда он уявлен на сознательном применении его Силами Иерархии.

Космический Магнетизм есть сила Психическая, идущая из сердца Иерарха.

Космический Магнетизм уявляется уже на сложной формуле на сложности из-за прохождения его через нашу атмосферу и воздействия от многих Светил и ярого их химизма, насыщающего данное пространство.

Сила твоей психической энергии уже определённо близка нашему магнетизму, оявленному на новую эпоху.

Космический Магнетизм оказывает воздействие на пространственные токи, ибо Космический Магнетизм является регулятором токов. Токи зарождаются в пространстве в силу новых сочетаний химизмов пространственных.

Токи уявляются на смене химизмов, уявленных на сочетании разных лучей, которые исходят из созвездий, через которые проходит Солнце. Ур[усвати] близко понимает насыщенность пространства, когда Солнце вступает в новое созвездие и лучи его насыщаются новым химизмом определённого созвездия.

Психомагнитные силы устанавливают равновесие в надземных сферах.

Три Источника являются, как Психомагнитные силы: Пространственный Огонь, Лучи Светил и духовный Магнит. Течение духовного Магнита выявляется, как творчество Адепта и Агни Йога. Пространственный Огонь утверждает каждую энергию. Светила утверждают Космический Источник Огня. Когда сознание удерживает процесс, являющийся ментальным, тогда стираются границы между физическим и астральным.

Космический Магнит – сила двуначальная, сила, влекущая к развёртыванию, утончению, к совершенствованию и ярому усилению мощи в соответствии с чистотою и утончением её.

Фокус Космического Магнита нашей Вселенной уявлен в центре кольца Млечного Пути, уявляющего как бы границы нашей Вселенной. Созвездие Геркулеса является наиближайшей вехой к центру нашего кольца.

Мы можем уявлять знание нашей видимой Вселенной и по аналогии уявлять предположение о существовании дальнейших и ещё более обширных Вселенных.

Бег, или движение всех пространственных тел, есть их притяжение к Космическому Магниту, действующему разнообразно в проявленных фокусах.

Земля и вся наша Солнечная Система и прочие пространственные тела несутся к центру за созвездием Геркулеса.

Бег пространственных тел усвоен наукою. Бег этот и есть жизнь планет. Жизнь есть вечное движение. Движение, или перпетум мобиле, и потому невозможно представить себе ни начала, ни конца.

Жизнь есть вечное движение, но проявления его беспредельны в разнообразии своём.

Моя Заповедь новая о ярой любви к красоте есть основа Бытия и движения к устремлению ввысь, в сферы прекрасные сиянием фохатическим и Материи Люциды.

Основа Беспредельной Субстанции, будучи беспредельной, то есть вечно совершенной, то понятие развития её может относиться лишь к проявлениям качеств этой Субстанции в Индивидууме.

Доктрина Творения посредством развития или эволюции есть доктрина Истины, и нисколько не противоречит Идее Божественного Действия, но развитие это не касается самой первичной Субстанции. «Как Огонь, хотя сам по себе един, становится разным, смотря по тому, что сжигает, так «Я» внутри всех вещей становится различным, смотря во что оно входит». (Упанишады.)

Магнит являет Основную Энергию. Космический Магнит и есть так называемая Сила Христа, или Сила Любви. Но ярая Сила эта должна иметь Фокус на разных планах Бытия для своего проявления и на Земле.

Заповедь Новая о ярой любви к Красоте есть основа Бытия и движения, устремление ввысь, в сферы прекрасные сиянием фохатическим и Материи Люциды.

Любовь мужа к жене и жены к мужу, притяжение обратных полюсов энергии, есть основа всего Мироздания. Без уявления сознательной воли Вселенная уявилась бы, как ярый Хаос вихрей необузданных стихий с мятущимися элементами /атомами/, не могущими оявится на притяжении и распределении по уявленным полюсам гармоничного сочетания.

Сила притяжения уявляет мощь свою, когда обратная полярность уявлена на противоположении.

Атомы уявляются на столкновениях и отталкиваниях, но ярая сознательная Воля может их направить на гармоничное сочетание в силу врождённого им магнетизма. Выразителем сознательной Воли уявляется ЧЕЛОВЕК-МЫСЛИТЕЛЬ.

Сознательная воля являет силу сцепления атомам, находящимся в вихревом вращении. Атомы, электроны притягиваются к центру скопления, оявленного сознательной волей.

Атом является турбильоном, вихрем или водоворотом космической энергии, отталкивающим космическую материю.

Равновесие есть уравнение всех сил в одинаковом их напряжении. Такое равновесие уявляет нейтральный центр сцепления сил, образующих тут ярое пространственное тело. Ядро уявляет новое тут нарощение новых элементов и энергий на яром его спиральном вращении в пространстве. Ядро вращается в пространстве на яром тут притяжении ближайших к нему пространственных тел.

Уравновесие или равновесие уявляет статику сцепления сил, действующих центробежно и центростремительно. Ярость такого огненного ядра или центра оявлена в каждом пространственном теле и организме.

   

 

Космическая эволюция и ее цель (назначение)

 

Священные писания всего мира свидетельствуют о том, что с древнейших времён человеческий ум делал различные попытки понять законы, управляющие феноменами /явлениями/ Вселенной, и объяснить процессы, применяемые Природой для совершения /проявления/ этих феноменов.

Ветхий Завет, Зенд-Авеста и Веды являются теми писаниями, которые увековечили такие попытки трёх великих народов – евреев, парсийцев или иранцев, индусов или арийцев; хронологически Веды наиболее древние из них.

Ветхий Завет и Зенд-Авеста, признавая внекосмического личного Бога, описывают особое творение Вселенной из ничего в определённое время. Мы все знакомы с легендарными описаниями творения, представленного в книге Бытия. Господь закончил творение Вселенной в шесть дней, дал ему солнце, луну и звёзды; «светило большее для управления днём и светило меньшее для управления ночью и звёзды».

Он одел землю растительностью, травами, деревьями и населил её животными всех родов, вдунул дыхание жизни в лицо человека и всё дал ему, кто был венцом творения. В Зенд-Авесте мы находим такое же описание особого творения Вселенной внекосмическим Богом – Ахура Мазда. Но мы будем тщетно искать подобного описания творения в Ведах, наиболее древних из св[ященных] писаний арийцев, обитающих в Индии. Те, кто тщательно изучал монументальный и обширный труд Риши, или провидцев Истины древней Индии, поражены, не найдя в них описания об особом творении Вселенной из ничего.

В поисках Истины поэтически настроенные умы ведических мудрецов парили высоко над тучами невежества и суеверий в бесконечном пространстве вечной Истины, когда они вопрошали и отвечали на такие вопросы, как: «Кто видел Перворождённого?»

«Где была жизнь, кровь и душа Вселенной?», «Кто может сказать, откуда это творение? Боги /Дэвы/ не могут, ибо они явлены были позднее». «Кто может знать, что есть Источник и сотворен он или нет?» /Риг-Веда Х, 129 гимн/. Такие вопросы не могли зародиться в некультурном уме. Они не могли быть результатом невежественных и суеверных умов, которые не в состоянии понять или усвоить мысль и представление о Боге более великом, нежели глыба камня или дерева. Много ли людей и сейчас задаются подобными вопросами и многие ли могут разрешить такие проблемы? Может ли ум, который верит в многобожие, как в высочайший идеал, спрашивать – откуда это творение? «Боги не могут, ибо они появились позднее».

Может ли идолопоклонник, склоняющийся в страхе и почитании перед идолом и обоготворяющий его, как Бога Вселенной, вопрошать: «Кто знает, была ли сотворена или нет эта Вселенная? Тот, кто правит в высочайших небесах, знает, но может быть даже Он не знает?» – Эти вопросы задавались ведическими мудрецами, жившими в доисторические времена, когда прочие народы находились ещё в своём младенчестве; когда чтение и письмо не были известны, когда современные школы и университеты ещё не мерещились и те разнообразные инструменты, которые мы встречаем в лабораториях учёных и считаем необходимыми средствами для приобретения знаний, даже не снились во снах. Эти сомнения поднимались или возникали, когда образование заключалось или зависело от внезапных озарений, которые приходили неожиданно в простые и истину ждущие умы. Именно в такие времена древние мыслители Индии задавали эти вопросы. Получили ли они ответ на них? В одном из гимнов Риг-Веды, которую следует отнести, может быть, к пяти тысячам лет до Р[ождества] Хр[истова], мы находим ответы на эти вопросы.

«Перед проявлением этой феноменальной Вселенной не было ни несущества, ни существа, ни атмосферы, ни небес. Смерти не было, потому и бессмертия не было; не было ни дня, ни ночи. То Единое лишь дышало без вздоха в сущности своей. И ничто другое не имело бытия. От этого зародыша произошли мощные творческие силы, природа внизу и энергия вверху». /Риг-Веда X, г[имн] 129./ Также в «Упанишадах» сказано: «От этого недифференцированного Абсолютного Бытия постепенно развивались жизненная сила, ум и все центры чувств, эфир, тепло и всё, что является газообразным, жидким и плотным». /Мундака Упанишад II, 1,3./ Действительно, для наших учёных поразительно видеть, что в такие древние времена мыслители и философы Индии открыли, что ум, мысль, рассудок, эфир являются результатами эволюции единой недифференцированной причиной энергии. В другом «Упанишаде» сказано: «Вся Вселенная, прежде чем началась эволюция времён и форм, пребывала потенциально в этом непроявленном, причинном состоянии». Эта причинная энергия называется разными философами различными именами, как Авиактам, Пракрита или Майя, но значение её одно – недифференцированная, причинная энергия.

Что же касается до процесса космической эволюции феноменальной Вселенной, то мы находим следующие описания: «От недифференцированной, первозданной энергии произошёл /эволюционировал/ эфир». Затем эфирные частицы атомов начали вибрировать; и это вибрационное состояние эфирного океана описано как Вайю или как то, что вибрирует, или движется, или дует. Это состояние чрезвычайного жара, вызвано было притяжением и агрегацией материи. По причине высокой температуры оно иногда описывается, как газообразное состояние материального мира. Потому происхождение жара или тепла, по-санскритски Агни, описывается как третья стадия космической эволюции. Когда этот чрезвычайный жар начинает излучать, и океан газообразной материи охлаждается, газообразное состояние изменяется в жидкое, на санскритском яз[ыке] – это Апах, что означает жидкий. Когда же, при дальнейшем излучении /радиации/ жара в пространство, охлаждается и жидкое состояние, то частицы материи появляются в форме плотной массы, которая по-санскритски называется Притхиви, или плотностью. Таким образом, плотная материя ещё больше охлаждается и зародыш жизни начинает проявляться на физическом плане, сначала в форме растений, потом животных, и, наконец, как человек. /См. Таиттирия Упанишад II, 1./

Это является основным изложением первейших и наиглавнейших стадий космической эволюции, встречаемое в ведической литературе. Это есть краеугольный камень, на котором была воздвигнута величественная надстройка доктрины эволюции посредством научных и логических процессов позднейшими философами. Среди шести главных школ философии в Индии система Санкья философа Капилы посвящена всецело систематическому, логическому и научному объяснению процесса космической эволюции. Капила, согласно предположению востоковедов, жил в седьмом веке до Рождества Христова. Он может быть назван отцом индусской эволюционной теории. Его космология распространилась далеко и широко по всей Индии, и все те, кто приходили в соприкосновение с древними арийцами, более или менее подпадали её влиянию. Нет ни одной древней философии в западном мире, которая не заимствовала бы нечто из системы Санкья Капилы. Идею эволюции, которой придерживались древние греческие философы и неоплатоники, можно проследить и отнести к влиянию философской школы Санкья. Профессор] Е.В.Хопкинс в своём труде «Религии Индии» говорит: «Платон полон идей Санкья, разработанных им, но заимствованных им от Пифагора. До шестого века до Р[ождества] Хр[истова] все религиозно-философские идеи Пифагора были весьма распространены в Индии /Л. фон Шредер «Пифагор»/. Если бы было лишь два-три таких случая, то они могли бы быть отставлены, как случайные совпадения, но такие совпадения слишком многочисленны, чтобы быть результатом случайности» /стр. 559/. Далее он говорит: «Неоплатонизм и христианский гностицизм обязаны во многом Индии. Гностические идеи, что касается до множества небес и духовных сфер, произошли из индусских источников. Душа и Свет – едины в системе Санкья, прежде чем они стали такими в Греции. Когда они появились объединёнными в греческой философии, то это благодаря мысли, заимствованной из Индии. Знаменитые три качества в системе Санкья проявляются, как гностические три класса» /стр. 560/.

Что касается до неоплатонизма, то профессор] Гарбэ говорит: «Мировоззрение Плотина совершенно согласуется с воззрением системы Санкья. Порфирий, ученик Плотина, написал Йогическую доктрину непосредственного восприятия, ведущего к соединению с Божеством. Бесспорно известно, что это было списано Порфирием с трактата Бардезанса, который содержит изложение из «Браман», в то же время во многих случаях он просто повторяет факты из философии Санкья» /«Религии Индии», стр. 561/. Говорят и вообще предполагается, что Пифагор прибыл в Индию и изучал начала этой философии, затем распространял её в Греции и Александрии. Греческая легенда полна описаний его путешествий в Египет, Финикию и Индию. Профессор] Хопкинс говорит: «После тщательного просмотра и изучения точек соприкасания и после, насколько возможно, беспристрастного взвешивания исторической очевидности за и против оригинальности Пифагора, мы не в состоянии прийти к иному заключению, нежели к тому, что греческий философ заимствовал всю свою систему из Индии» /стр. 559/.

В системе Санкья особенно поражающе, что её ультимативные заключения гармонируют и совпадают с выводами современной науки. Во-первых, ничто не может произойти из ничего. Во-вторых, следствие заключено в причине, то есть следствие есть причина воспроизведённая или, иными словами, причина есть потенциальное или непроявленное состояние, и, когда оно проявлено, оно называется следствием. В-третьих, разрушение означает возвращение следствия к своему причинному состоянию. До позднейшего времени эта истина опровергалась многими западными учёными. В-четвертых, законы Природы однообразны и регулярны во всём. То, что имеется в микрокосме, имеется и в Макрокосме. В-пятых, построение Космоса есть результат эволюции космической энергии, именуемой Пракрити. Таковы некоторые главные заключения, к которым пришёл Капила через наблюдение и опыт, следуя точно правилам индуктивной логики. Капила понимал закон притяжения и отталкивания, когда он утверждал знаменитый афоризм, который гласит: «Появление феноменов обязано процессу Рага, или притяжения, и Вирага, или отталкивания». Согласно Капиле, Пракрити или недифференцированная причинная энергия не сотворена и вечна, но бесчувственна. Это есть состояние равновесия всех сил, находящихся во взаимоотношении и являющихся его выражениями. Здесь мы встречаем первую мысль о корелляции или соотношении сил, которые проявляются в субъективном и объективном мире. В этом состоянии равновесия нет ни творения, ни феноменов. Когда равновесие этих сил нарушено, тогда начинается процесс эволюции. Этот процесс продолжается миллионы лет, а затем начинается космическая инволюция, или разложение. Процесс инволюции есть лишь обратная сторона процесса эволюции. За эволюцией следует инволюция, а за инволюцией снова следует эволюция. Цепь эволюции, инволюции и снова эволюции являет круг. Он без начала и конца. Период космической эволюции называется на санскрите кальпою или же циклом. Период инволюции – другой цикл. При конце одного цикла космического разложения феноменальный мир возвращается к своему причинному состоянию.

Капила описывает, каким образом и посредством какой силы нарушается состояние равновесия Пракрити, каким образом духовный прилив Пуруши, или абсолютного духа, озаряет Пракрити и порождает деятельность к эволюционированию. Затем он описывает, как Пракрити, будучи озарена духом, сначала эволюционирует в космический Разум, а затем в космическое Эго. Это и есть состояние, когда космический субъект и объект уже дифференцированы. Первая стадия эволюции космической энергии в объективные феномены есть Акаша, эфир. Современные учёные не совсем уверены, что касается до стадии, имевшей место до выявления эфира. Когда эфирные частицы начинают вибрировать и двигаться, результатом этого являются – свет, тепло и газообразное состояние материи, затем постепенно оно переходит в состояние жидкое и плотное; сначала тонкие формы, атомы и молекулы /танматра на санскрите/ и затем плотные, грубые элементы. Из этих тонких частиц материи, говорит Капила, развились ум или внутренний орган, органы чувств и чувственные орудия органических животных. Исходя от грубых элементов, Капила анализирует предметы восприятия и говорит, что каждый плотный предмет состоит из сочетаний тонких форм материи – то есть молекул и атомов; он относит атомы к их причинному состоянию Пракрити или вечной энергии и называет их центрами сил.

Итак, мы видим, что около седьмого века до Р[ождества] Христова] великие мыслители Индии открыли ту же истину, которую современные учёные недавно лишь вновь открыли. Если мы рассмотрим теории эволюции Космоса, согласно современным эволюционистам и астрономам, мы увидим, что они пришли к тем же выводам или заключениям. Профессор] Ле Конт Стевенс говорит, что если мы примем гипотезу туманности, то мы можем понять, что эволюция земли и прочих планет происходила на протяжении веков из первозданной туманной материи, рассеянной в пространстве, при температуре такой же низкой, как та, которая рассеяна в междупланетном пространстве, именно, на несколько сот градусов ниже, нежели температура самой холодной зимней погоды. В этом океане туманной материи, если какая-либо одна точка становится плотнее окружающей её материи, она делается центром притяжения. /Это напоминает теорию Санкья, что эволюция начинается, когда равновесие свойств материи нарушено, вследствие разницы в плотности какой-либо части Пракрити/. Агрегация материи вызывает остановку в движении, ибо частицы, движущиеся к центру, останавливаются, но их энергия не уничтожается. Массовое движение изменяется или переходит в движение молекул, которое проявляется в виде температуры. «Чем сильнее агрегация, тем выше температура». Радиация тоже начинается, как только поднимается температура, но скорость усиления или утери тепла не будет непременно одинакова. Слабообозначенная масса газа становится постепенно вязкой до тех пор, пока не достигается состояние плотности, вероятнее всего, у центра.

Таким образом, мы имеем большие центральные плотности, развивающие сильнейший жар; плотность переходит через еле ощутимые градации в вязкую смолистую оболочку, почти такую же жаркую. Эта оболочка, в свою очередь, становится менее вязкой у наружного слоя, пока не достигается состояние, которое мы обычно называем жидким, но в данном случае, оно разнится или отличается тем, что вначале нет чётко определённых границ между этим состоянием и окружающими плотными газообразными материалами. По мере того, как температура падает, в силу излучения или радиации жара, газообразное состояние переходит в плотное. Таким образом, мы видим, как близко совпадают теория профессора] Стевенса с теорией эволюции, как она описана индусскими философами.

Эти древние эволюционисты Индии прилагали доктрину эволюции к каждому феномену и объясняли, как из малейшего зародыша жизни развилось человеческое существо. Они понимали, что разница между человеком и низшими животными только в степени, а не по существу. Они говорили, что каждый зародыш жизни не разрушим, подобно материи и силе, и прежде чем он выявится как человек, он должен пройти через все стадии эволюции минерального, растительного и животного царства. По этой причине индусы восстают против убийства на пищу или для удовольствия. Индусские эволюционисты отличаются от современных учёных в своём убеждении в непрерывности существования каждого зародыша жизни, от самого низкого состояния до самого высокого. Но тенденция или направление современной науки состоит в том, чтобы найти, является ли непрерывность существования зародыша жизни фактом в Природе? Каким образом, объяснив процесс космической эволюции, они хотели узнать, имеет ли процесс эволюции какую-либо цель или же нет?

Прежде чем ссылаться на ответ, который был дан на этот вопрос индусскими философами, посмотрим, не вставал ли подобный вопрос в умах современных эволюционистов, и что они говорят о нём? Этот вопрос является весьма насущным. От решения этой проблемы зависит объяснение цели или смысла нашего земного существования, так же, как и основа этики и религии. Если мы лишь причуды Природы и получили существование благодаря случайности, тогда нет нужды приобретать знания и нет необходимости в этической и религиозной жизни. Нет блага и пользы в добродетели. Если мы водимы лишь слепыми силами нашей среды в борьбе за наше жалкое существование, которое, в лучшем случае, может длиться лишь несколько двадцатилетий, то почему нам не разрушать всё, если поступая так, мы можем жить в полном удобстве и пользоваться удовольствиями и счастьем? Если бы не было цели в процессе эволюции, то почему имеется такое многообразие в её проявлениях? Почему бы существовала эволюция в космическом процессе феноменов? Агностик ответил бы: я не знаю. Но может ли настоящий искатель Истины удовлетвориться таким ответом и радоваться жизни, как невежественное дитя? При настоящих условиях или состояниях нашего ума и восприятия мы не знаем многого; будем ли потому отрицать существование таких предметов? Если мы спросим ребёнка о законе тяготения, он ответит: я не знаю. Примет ли кто за доказательство, что нет такой вещи, как закон тяготения, потому только, что ребёнок не знает и не понимает его? Конечно, нет. Если мы спросим некультурного человека или верующего в историю Творения в книге Бытия, понимает ли или же верит в космический процесс эволюции, он ответит: нет. Не будет ли это просто выявлением его невежества? Так же точно, если кто-либо из агностиков скажет: я не знаю, имеется ли какая-либо цель у космической эволюции, – мы поставим его на тот же уровень, что и невежественного ребёнка или же некультурного правоверного церковника, верующего в догму. Он может быть образован во многих отраслях знания, но что касается до нашей проблемы, то здесь он не более, нежели ребёнок в поисках Истины.

Отставив неудовлетворительные ответы агностиков, посмотрим, что говорят лучшие современные мыслители о цели и смысле эволюции. Большинство среди современных эволюционистов верят, что борьба за существование, естественный отбор и выживание наиболее приспособленного являются главными факторами в процессе эволюции. Джон Фиске, один из наиболее выдающихся эволюционистов, которых дала Америка, говорит: «В космическом процессе эволюции, частью и частицами которого являются наши индивидуальные жизни, имеются иные действующие факторы, помимо естественного отбора, и история борьбы за существование далеко не вся история». И далее: «Я думаю, что может быть доказано, что моральные принципы имеют свои корни в глубочайших основах Вселенной и что космический процесс этичен в самом глубоком смысле». Также, говорит он, «этический процесс не только часть и частица космического процесса, но он является его венцом и завершением. Изумительный и чреватый последствиями космический процесс устремлён к духовному совершенству человечества. Это духовное совершенство является истинной целью эволюции, божественным завершением, заложенным в начале всех вещей. Когда Гексли просит нас поверить, что «космический процесс не имеет никакого касания к моральному завершению», я испытываю желание ответить ему вопросом: «Разве космический процесс не существует именно только ради нравственного, морального завершения? Лишите Вселенную её этического смысла, и ничего не останется, кроме призрака и вымысла фальшивой метафизики».

Итак, мы видим, что согласно Джону Фиске, конечной целью и смыслом эволюции является совершенствование этической и духовной природы человека. Что подразумевает этот писатель под духовным совершенствованием? Он говорит: «Конечная цель этического процесса есть усовершенствование человеческого характера» /стр. 114/. Далее он говорит: «Таким образом, когда земной дух идёт, не торопясь, но тем не менее неустанно, и ткёт на станке времени видимое одеяние Бога, мы начинаем понимать, что даже то, что казалось нам ошибками и недостатками, от самого начала было включено в завершение всемудрого и всесвятого назначения или цели, именно усовершенствование духовного человека по «образу и подобию его Небесного Отца» /стр. 115/.

Теперь посмотрим, что говорят индусские философы о цели эволюции. По их мнению цель космической эволюции Пракрити есть конечное освобождение Пуруши, или истинного духа человека, из оков невежества, несовершенства, самости и достижение совершенной свободы, что есть иное определение для совершенства. Пока мы связаны определёнными условиями, будь то умственные или физические, мы не свободны.

Если мы внимательно изучим процесс эволюции, мы увидим, что существует выражение этой цели в эволюции животной формы. Эта форма достигает совершенства на этой Земле при настоящих условиях, когда образуется человеческая форма. Эволюция животной формы выполняет свою цель, когда она достигает человеческой формы. Не может быть более высокой формы на Земле, нежели человеческая, при существующих условиях. Если эти условия изменятся, то изменится и человеческая форма. Если температура Земли станет выше или ниже, чем она теперь, то человеческие формы не будут в состоянии жить; но какие-то иные животные, приспособленные к более высокой или низкой температуре, будут существовать. Мы нуждаемся для нашего существования в определённой температуре, при которой человеческая форма может развиваться и процветать. Природа сначала производит условия окружающей среды и затем выявляет невидимые зародыши жизни и даёт им пригодные формы так, чтобы каждый мог проявить те силы, которые заложены в нём. В животных мы не находим выражения той моральной мощи, духовной мощи, которую один лишь человеческий организм приспособлен выражать. Лишь человеческая форма и организм приспособлены к проявлению высшей любви, самоотвержению и самообладанию.

Животная природа может быть управляема и преодолена лишь человеком. Если человеческая форма была бы лишь усовершенствованной животной формой и если законы были бы однообразны, разве не могли бы сказать, что целью эволюции является совершенствование форм? Разве эволюция животной формы не остановилась после того, как она создала человека? Цель эволюции формы была выполнена производством совершенного человеческого организма, самого высокого среди животного царства. Зародыш жизни должен был тяжко биться, чтобы проявиться как человеческое существо. Эта борьба описана в известном санскритском речении: «Чрезвычайно трудно низшим животным родиться как человеческое существо, ибо Природа тратит много времени, чтобы развить высокий и чрезвычайно сложный организм человека». Лишь человек может называться этическим или моральным, или духовным животным.

Из животного плана мы подымаемся через моральный на план духовный. Животный план есть план узкого, ограниченного сознания низшей самости, где животное отождествляет себя со своим телом и думает о себе обособленно от всех других. С животного плана мы эволюционируем через моральный в духовный план. И чем меньше выражена в нас низшая самость, тем выше поднимаемся мы над планом животным. Когда мы признаём «эго» ближних, хотим им блага и ищем, как бы помочь им, тогда мы достигли так называемого человеческого плана. Это есть начало моральной жизни. Тогда мы признаём не только свои права, но и права ближних. Это выражено в Золотых Правилах: «поступайте с ближними, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами». Но лучшее выражение этого морального закона мы находим в словах Иис[уса] Хр[иста]: «возлюби ближнего, как самого себя». Когда мы начинаем любить других, так же как мы любим самих себя, мы истинно становимся нравственными. Тогда мы не думаем, что прилежа к пище, питью и порождая детей, как и низшие животные, мы выполнили высшее завершение и цель жизни. Мы понимаем, что завершение смысла жизни состоит из любви ближних, как самих себя. Тогда только мы достигаем освобождения из оков самости. Это освобождение может быть достигнуто лишь через высшую форму любви истинного «Я» в других. Эта истинная, лишенная самости любовь возможна, когда мы осознаем свою истинную природу, потому она зависит от познания нашей истинной природы.

Каждая индивидуальная душа, согласно индусской философии, должна стать совершенной, свободной и лишённой самости. Душа достигает тогда плана духовности. Человек может быть моральным, не будучи духовным, но духовный человек никогда не может быть не моральным. Некоторые люди полагают, что моральная жизнь не нужна, не является необходимостью для духовности. Они ошибаются. Возможно, что под духовностью они представляют себе нечто отличное от того, что под этим термином предполагали Великие Учителя. Духовность заключается в совершенстве моральном. Таким образом, каждая индивидуальная душа должна достичь морального совершенства, прежде чем она назовётся духовной.

Индусские философы не верят, что человек должен стать моральным из страха перед вечным наказанием, но он должен стать таким через естественный процесс эволюции. Когда духовность вполне нами достигнута, душа осознаёт свою духовную природу и проявляет божественность свою в каждый момент своего земного существования. Тогда и только тогда цель эволюции выполнена. Мы все должны достичь того состояния или той стадии духовного совершенства, которое является конечною целью эволюции. Потому в Бхагават Гите сказано: «Тот, кто осознал свою божественную природу, побеждает все стадии эволюции, приобретает всё счастье, которое может быть достигнуто в высших небесах, становится свободным от всех несовершенств и наслаждается вечною благодатью в этой жизни».

   

 

Зерно-Атом

 

Процесс зарождения /генерации/ заключает в себе процесс или постепенное выявление массового сознания, которое развивается из минерального, растительного и животного царства в то, что служит душе проводником для её выражения; можно назвать это кладовою духоразумения, или знания души.

Зародившись внутри изначальной сферы в силу усиленного тока космической энергии, оно развивается в то, что с течением времени выявит силу индивидуальной мысли.

Но что же происходит в промежуточное время, когда двигательная система ещё не выявлена и чувство равновесия ещё не установилось?

Внутри изначальной сферы, которая является Грандиозной Лабораторией, зерно-атом души отделяется от Божественного Целого, имею в виду здесь бесконечно малую искру Духа, которая является нуклеем существования души. Душа действует, как инертная масса в своей первоначальной стадии развития, извлекая своё питание из окружающего её элемента, который наделяет её питанием и стимулом к росту.

Массовое сознание может быть приравнено к строению медовых сотов, внутри которых находятся индивидуальные души в зачаточной стадии существования, причём каждая поддерживается или питается тем, что она получает из окружающего её космического элемента. Такое сознание находится в состоянии постоянного восприятия и как бы самоокутывания. Таким образом, душа в течение более или менее длительного времени находится в состоянии спячки, медленно и трудолюбиво развивая в себе жизненные силы для поддержания равновесия.

Можно сравнить искру души с тончайшим проводом внутри раскалённого шара, сам же шар со строением души. Несходство в этой стадии продвижения /прогресса/ заключается лишь в форме. В высшей степени эфирообразно и тонко то, что мы обозначаем, как душу. И окутывающая её ткань, которой предназначается путём эволюционного процесса стать индивидуальным сознанием, имеет в этой начальной стадии единую или объединённую формацию.

Бесчисленные души исходят из начальной сферы и с течением времени через процесс размножения образуют целый вид.

Закон роста однообразен. Импульс к постоянному усилию поддерживается и питается непрестанно, и в соединении со следствиями состояния спячки обеспечивается или утверждается рост души.

Что же происходит, когда внутри сотообразного строения душа получает силу движения, постоянного усилия? Посредством процесса ассимиляции соединяющие стенки перестают объединять, и индивидуальная душа с окутывающей её тканью сознания становится утверждённым фактом.

Массовую зачаточную конгломерацию зёрен атомов в её беспрестанной деятельности можно сравнить с муравьиным царством.

 

Образование клетчатого строения

 

Как пламя является насущною частью свечи, так и зерно-атом является тем, что образует субстанцию пути. Из бесчисленных клеточек сложено это строение, причем каждая из них проникает другую, будучи бесконечно малой и совершенной в своём строении. Дифференцировать то, что покрывает эти эмбриональные души, то же самое, что пытаться отделить каплю воды от её основного начала – океана, ибо каждое порождение исходит из созидательно творческой сферы, будучи тесно объединено связующим элементом, который снабжается массовым сознанием во время спячки или ибернации.

Человек размышляет над отношением массового сознания к душе, стараясь найти в этом то, что является основою для разума.

Когда эмбриональная душа через умноженную силу космического элемента отделяется от Божественного Целого, массовое сознание, развертывающееся посредством космической энергии, которая оживляет и наделяет силою движения всю существующую материю, как мощное вместилище принимает эти бесчисленные единицы из Беспредельности, причём каждая получает или направляется в точную клеточку, которая предоставляет ей всё необходимое, и массовое сознание, разворачивая её, даёт ей то улучшение, которое питает её.

Именно таким образом образуется душа из субстанции массового сознания, которое окутывает божественную и бесконечно малую искру. Окутанная внутри эфирообразного клетчатого /ячеистого/ созидания Божественной Мудрости, медленными и неуловимыми стадиями, через процесс поглощения /абсорбции/ формируется ткань души. И то, что в силу необходимости образует её внешнюю оболочку /отделённую, когда Дух вполне облачён/ ибо самостоятельное и определённое создание предназначается служить необходимым добавлением к разуму, когда двоевидный процесс закончен.

Таким образом мы видим, как бесконечная искра покоится в ячеистой ткани массового сознания. Находясь в состоянии ибернации, эта искра медленным и неуловимым процессом совершает своё окутывание и через процесс поглощения образуется строение души, снабжая таким образом внешним и нерушимым одеянием эмбрион-искру.

«Что же тогда устанавливает процесс активного действенного образования основы разума?» – спрашивают скептики.

Когда душа внутри своей оболочки образуется через вибрационное свойство космического элемента, тогда то, что представляет собою массу клетчатой /ячеистой/ ткани, отделяется неуловимыми градациями от строения души и следующий длительный процесс заставляет ячеистые стенки соединиться, причём они образуют кругообразную оболочку, которая и являет эфирную ауру, окружающую душу.

Будучи разъединённой и получая таким образом возможность расширения, сознание растёт, и каждая индивидуальная душа получает своё дополнение, благодаря которому она в свою очередь должна развиться в действенный фактор.

Высокая степень искусности явлена в этом процессе. Ибо он так сложен, что смертные могут лишь смутно улавливать этот процесс, благодаря которому душа получает рождение.

По мере роста того, что наконец получает отпечаток мысли, душа постепенно получает способность вибрировать и начинает выходить из своей спячки и с течением времени приобретает двигательную способность вместе с равновесием для поддержания движения. Когда движение установлено, то это новое порождение, как действенное начало, исходит из начальной сферы и каждая его отдельная единица, ещё руководимая тем, что образует массовое сознание, действующее как бы в своей цельности /хотя и будучи раздельно/ через процесс, уявленный космической энергией.

Проследить это новорожденное поколение через раннюю фазу его существования значило бы нарушить закон, которым Великий Разум прикрывает эту стадию эволюции. Но в постоянном и вечно повторяющемся движении душа получает усовершенствованный проводник, через который она может проявляться, пока наконец она не выявится из сферы духовного измерения вполне вооруженной физическим организмом. До крайности примитивен этот ранний проводник души и служит видам, как средство размножения, усиливая с каждым новым рождением напряжение и расширяя свою окружность и получая большую лёгкость к передвижению и в конце концов выявляя способность к индивидуальной мысли, благодаря которой душа может продвигаться в дальнейшем своём развитии.

 

Текст воспроизводится по изданию:

Беседы с Учителем. Избранные письма Е.И. Рерих. Рига: «Мир Огненный», 2001.

 

 

 

Начало страницы