Близкие понятия: дисциплинированность, готовность, напряжение духа, действенность, активность, трудолюбие, неутомимость, самостоятельность, самодеятельность, творческая созидательность, стремление к высшему качеству, ответственность, культурность, устремленность, самоотверженность, бодрость духа, воодушевление, вдохновенность, энтузиазм, мужество.
Взаимодополнительные качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не перейти в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:
– Бережность к своим силам
– Служение Общему Благу
Организованность и – Открытость
– Радость
– Устремление к сотрудничеству
Необходимость и значимость организованности
Организованность как основа жизни
Необходимость и значимость организованности
Сердце. 571. Нужно понимать дисциплину как организованное, свободное сотрудничество. Среди приемов воспитания сердца свободная организация сотрудничества имеет значение. Но пока притаится где-то принуждение, не может быть разумного сотрудничества и желательного следствия. Но поспешим с пониманием сотрудничества. Невозможно надеяться на расцвет и победу, где разъединение. Примем эту истину как Указ.
Письмо Е.И. Рерих. 13.08.1938. Несправедливы… нападки на некоторых социалистических мыслителей и писателей. Так, напрасно нападает он на Горького, слова которого он тут же приводит: «Предо мною развертывается грандиозная картина земли, изящно огранённой трудом свободного человечества в гигантский изумруд. Все люди разумны, и каждому свойственно чувство личной ответственности за всё творящееся им и вокруг него. Повсюду – города, сады – вместилища величественных зданий, везде работают на человека покоренные и организованные его разумом силы природы, а сам он, наконец, действительный властелин стихий. Его физическая сила не тратится больше на грубый грязный труд, она переродилась в духовную, и вся мощь её направлена к исследованию тех основных вопросов бытия, над решением которых издревле безуспешно бьётся мысль».
Прочтя их, должна сказать, что каждый разумный человек, стремящийся к прогрессу, к общему благу, конечно, разделяет эти чаяния большого писателя.
Письмо Е.И. Рерих. 12.04.1934. Латвийское Общество под руководством незабываемого Феликса Денисовича так радовало нас, в нём чувствовались организованность, и самодеятельность, и сотрудничество, согретые сердцем, именно те качества, которые так часто отсутствуют даже при наличии устремления и известной ступени духовного развития. Но без них не может быть настоящего строительства.
Письмо Е.И. Рерих. 4-6.07.1936. Апеллируя к общественному мнению, нужно строительно показать, что у нас самих общественное начало стоит твердо, ясно и неприкосновенно. Общественному мнению нужно показать, что у нас есть организация и что всё делаемое нами делается не случайными побуждениями, но планомерно организовано и глубоко сознательно. В то время когда вандалы заняты лишь разрушением, следует показать, что мы боремся созидательно, не хаотично.
Письмо Е.И. Рерих. 10.05.1937. Несказанно радуемся Вашей устремлённости и деятельности. Эта готовность к действию есть ценнейшее качество. Именно самые занятые люди всегда найдут для всего время. Вспоминается житейская мудрость Ришелье, который при избрании личного секретаря всегда руководствовался вышеприведенным соображением. И это так понятно: занятой человек дисциплинировал свою психическую энергию и выработал особый ритм, столь необходимый для правильного обмена психической энергии. Судорожная недисциплинированная выдача энергии поглощает массу сил, и такая затрата нелегко восполняется. Потому такое благо заключается в каждом систематическом или ритмическом труде.
Письмо Е.И. Рерих. 10.12.1937. В нашем деле, как в деле Дрейфуса, нужен был бы свой Золя. Апостаты боятся широкой огласки, а наши адвокаты и друзья, к сожалению, ещё не понимают значения такого оповещения. (…) А там, где нет единения, там нельзя ожидать и строительства. Между тем, если бы среди друзей нашёлся один смелый человек с организаторским талантом, дело приняло бы совершенно иной аспект.
Письмо Е.И. Рерих. 2.07.1938. Вы знаете, с какой любовью профессор Рерих дарил Америке свои блестящие творческие идеи и произведения. Вы знаете, как высоко он всегда говорил и писал о ней, поэтому Ваше возмущение грабительством, совершенным апостатами в этой стране, совершенно справедливо. Зина пишет, что получает много писем и телефонных звонков, спрашивающих о судьбе Музея. Многие даже предлагают свои услуги, чтобы помочь положению. Но, конечно, все эти одиночные голоса и протесты могут сделать очень мало. Необходим организатор, который смог бы собрать и направить все эти усилия к определённым действиям. Но, увы, мы не знаем такого человека.
Письмо Е.И. Рерих. 16.11.1938. Друзья продолжают сочувствовать и сколько могут оказывают всякую поддержку, но при отсутствии единения среди ближайших многие начинания парализуются. Также ни у кого нет ни времени, ни средств и, главное, умения сорганизовать общественный протест против совершенного вандализма с Музеем. Получаем немало писем от сочувствующих и якобы протестующих против вандализма, но всё это разъединенные голоса, и кто знает, может быть, когда дело дойдет до открытого высказывания своего мнения, они тоже спрячутся. Мы познали многие лики людей.
Письмо Е.И. Рерих. 9.11.1938. Если бы у Вас было несколько широко мыслящих друзей-преподавателей, Вы могли бы открыть с ними частную школу. В России самыми лучшими школами были именно такие школы, где инициаторами и организаторами была группа дружественно сплоченных и одинаково мыслящих педагогов. Например, бывшая гимназия Мая. Мой муж и мои сыновья воспитывались в этой школе. И посейчас они с большою любовью вспоминают о своей школе.
Письмо Е.И. Рерих. 27.08.1949. Среди Вашей новой деятельности, конечно, Вы уделите сейчас внимание Красному Кресту Культуры. Необходимо устраивать лекции, концерты и собеседования о значении охраны Культуры, знакомить с движением Знамени Мира. При всех творящихся вандализмах и разрушениях во время мировых столкновений и потрясений уместно назвать охрану Культурных Ценностей – «Крестовым Походом». Истинно, «Крестовый Поход» ввиду мирового значения культурных ценностей как незаменимого и основного достояния человечества.
Может быть, кто-нибудь и заинтересуется серьезно таким «Крестовым Походом» и сумеет сорганизовать ячейку, которая со временем разрастется в мощное поступательное движение на Культурном Поле Сражения. Истинно, Культура нуждается не только в охране, но необходимо уметь сражаться за Культуру. Тогда только человечество начнет выходить из одичалого состояния. Пора становиться человечными в полном значении этого великого понятия.
Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремлённое сердце». 223. …Горение даёт целостную цепь здорового мышления и оформляет мысленный план. В сфере огня горячность совсем непригодна, так как получается самосгорание или, в лучшем случае, самообжигание, так как огонь неорганизованный, усиленный сферой огня окружающего, очень вреден и разрушителен. Но ровное горение согласуется с миром огня и взаимно усиливается и поддерживается.
Гр.А.Й. 1954 г. 150. Для коллективного применения психической энергии требуется великая дисциплина и организованность масс.
Гр.А.Й. 1959 г. 64. Да! Да! Да! Овладение собою есть неизбежная ступень на пути к могуществу духа. Не овладеть пламенем, не подчинив себе энергии в своем собственном микрокосме. Вот воля решила что-то применить на деле, в жизни, на практике. Но внутри самого человека нечто восстает против этого решения и сводит его на нет. Уподобляется тогда человек дому, в себе разделенному, которому стояния нет. Это указывает на недисциплинированность, распущенность и неорганизованность своей собственной психической энергии. Как же тогда быть? (…) Примат духа обеспечивает победу.
Гр.А.Й. 1959 г. 172. Учитель несёт на Себе всю тягость неорганизованного, неочищенного мышления ученика. Только неопытность стремится поучать и вести, но опытный путник подумает, прежде чем допустить отягощение к сердцу.
Гр.А.Й. 1964 г. 600. Невозможно представить себе всю тяготу обременения, которую берёт на свои плечи Учитель, беря на себя водительство учеником. Думают, что так легко и так просто вести, взяв на себя всю тяжесть неорганизованного мышления ученика. По нити связи Учителю передаются вибрации сознания ведомого и все омрачения его и все переживания. А так как они ещё очень далеки от уровня сознания Учителя и близки Земле, то воздействие их тяжко. Учитель знает всё происходящее с учеником и имеющее влияние на его сознание. Опытный ученик прилагает много усилий к тому, чтобы ничем не отемнять Учителя и стараться порадовать Его своими достижениями.
Организованность как основа жизни
Письмо Е.И. Рерих. 22.08.1934. Ваше определение г-на Гущика правильно. Конечно, более полного контраста, нежели он и чета Икскуль, трудно себе представить. Но никто не мешал ему начать свое Общество имени Рериха. Но думаю, что он не из организаторов. Порывы есть, но дисциплина духа отсутствует и не претворяется в полезные действия, и энергия рассеивается в бесплодных мечтаниях и сетованиях на судьбу. Чеховских типов много гуляет по лицу Земли.
Письмо Е.И. Рерих. 25.08.1934. Между тем по письмам самой г-жи Икскуль (она только что написала мне длиннейшее письмо) ясно, что она не организатор, ибо никогда ей не удавалось объединить людей,потому она может лишь осложнить. Так, она твердит о необходимости Синтеза, но, по-моему, Синтез она понимает как винегрет. Собираясь основывать Культурное Общество имени Рериха, она тут же начинает Общество «Солнце», и идеи Н.К. [Рериха] и Учение преподносятся в виде Египетской Мудрости, и многие, как пишет Гущик, с недоумением спрашивают – это ли Рерих?
Письмо Е.И. Рерих. 12.11.1943. Итак, Агни, или Огонь, присущ каждому творению и твари. Агни явлен во всем сущем, Агни неотделим от жизни, нет жизни без Агни. Огненная, или энергия Агни, в своем основном значении есть первозданная всеначальная энергия, которая при ее прохождении или сочетании с организованным фокусом или организмом становится психической энергией.
Гр.А.Й. 1952 г. 428. Вольно или невольно, но мыслью человек творит всегда, непрестанно. Но когда это делается сознательно, со знанием закона, жезл власти переходит в руки творца своей кармы. Богами Назвал не обывателей, являющихся жертвами всевозможных случайностей и комбинаций внешних условий, но тех, кто жезл власти над явлениями своего микрокосма и явлениями внешнего мира твёрдо взял в свои руки. Человечество подошло к ступени овладения и управления космическими энергиями. Не будут даны в руки, пока царственная власть своего микрокосма не будет утверждена. И кто утвердит, первый подойдет к источнику космической мощи. Будут открытия, будут невиданные сложнейшие, вернее, простейшие, но тончайшие аппараты, но они будут работать и действовать лишь в руках тех, кто овладел огненными энергиями своего микрокосма и управил ими, чья психическая энергия организована, обуздана и приведена в гармоническое состояние, в рабочее состояние. А остальным придется смотреть и удивляться явной и убедительной очевидности высших законов.
Гр.А.Й. 1953 г. 215. …На планете идёт вековечная борьба с силами Хаоса и превращение их в энергии созидания. Мир проявленного, как плотиной, защищен от его воздействия. Но условия сроков особенно опасны возможностью вторжения хаотических энергий. Стихии из первобытного Хаоса творческой волей Строителей были организованы, разделены и приведены в состояние гармонии. Они сдерживаются этой творческой волей в состоянии равновесия, но стремление нарушить его в них сильно необычайно – нарушить и вернуться в первобытное состояние. Натиск сил Хаоса болезненно ощущает каждое утонченное сознание. Темные – явление чисто планетное и земное. Хаос – явление космического порядка. Борьба с ним идёт на всех планетах, и виды его различны. Вопрос велик и панкосмичен. Если отбросить явление темных, заслоняющих, то проблема борьбы с Хаосом встает во весь рост. Свет – победитель Хаоса. Мироздание – плод этой победы. Надо усмотреть в микрокосме человеческом явление вторжения хаотических энергий и им противопоставить волю организующую. Так рождается перед сознанием Архата новая и высшая задача преодоления. Темных можно победить. Но как обуздать Хаос?
Гр.А.Й. 1954 г. 198. Из Хаоса непроявленной материи уявляются на свет дня стройные законченные формы организованной материи, подчиненной определенным законам и образующие стройность мироздания проявленного Космоса. И всё, что видит глаз в бездонности звёздного неба, и всё, что зрит он на Земле, создано огненной волей. Огненная творческая энергия — воля духа — и есть начало всего. Космос сотворен и творится волей. Человек есть подобие Создателей и Творцов Космоса — Духов Планетных. Человек есть обладатель этого величайшего и высочайшего сокровища мира — воли, могущей творить, воли, управляющей мыслью и всеми огнями. Воля есть огонь, и воля есть сила, огнями владеющая, которые ей подчинены. Это сокровище воли надо осознать. Её потенциал беспределен.
Гр.А.Й. 1954 г. 264. Мир проявленного от наступления Хаоса лишь равновесием и в равновесии удерживается. Равновесие есть символ организованного космического строительства, Хаос — разрушения. Чаша жизни равновесием утверждается. Утверждая жизнь, о равновесии Говорю. Силы разрушения есть силы смерти. Велико значение равновесия. Велик достигший его.
Гр.А.Й. 1959 г. 187. Когда тёмные с планеты уйдут, идти будет легче, но противодействие поступательному движению духа останется. Это противодействие стихий и непроявленного хаоса будет сопутствовать человеку всегда. Творчество духа и заключается в борьбе со стихиями и непроявленным хаосом. Стихии нуждаются в обуздании, а хаос – в овладении им для проявления к жизни организованной материи и её форм. Из хаоса, не проявленного творческой волею, вызваны к жизни миры и все, что в них существует. Творчество – удел человека, а противодействие или сопротивление среды – вечный сопутник этого творческого процесса.
Гр.А.Й. 1961 г. 208. Мало ли что может случиться, и много происходящего на Земле, но Солнце все же восходит и заходит, являясь символом неуклонности и ритма космических движений. Человек – часть Космоса, микромир, и, утверждая космическое начало в себе и его принципы, приобщает себя к макромиру. Хаос аритмичен. Хаос – антипод закона и порядка, то есть жизни. Ведь каждая форма жизни – это организованная в стройное целое материя. Биение сердца ритмично, дыхание ритмично. Ритм лежит в основании структуры атома. Пульсация – явление мирового порядка. Пульсирует даже солнце. Ритм – принцип космический. Его наблюдаем в движении звезд и планет. Ритм утвердивши, ритм восхождения духа, можно идти, не колеблясь и твердо ступая.
Гр.А.Й. 1961 г. 515. Если жизнь – это путь человечества к Свету, то задержки на этом пути будут явлениями, идущими против эволюции. Как тёмные пятна на ауре планеты эти задержки. Они, нарушая вибрации аурических излучений, нарушают течение магнитных токов и вызывают расстройства обмена веществ в организме планеты. Эти нарушения уявляются в засухах, наводнениях, колебаниях неожиданных температуры и очень похожи на симптомы заболевания человеческого тела – аналогия полная. Человечество, составляя высшие принципы планетного тела, имеет огромное влияние на правильное функционирование жизненных сил Земли. При разновесии они истощаются, вызывая заболевание тверди. Не упорядочить сада земного и не украсить его и плодородие почв не поднять, если нарушения будут продолжаться столь же напряженно, как раньше. Может не выдержать твердь. Ведь это же реакция материи на воздействие неорганизованной психической энергии. Мир во всём мире многое поможет упорядочить и привести в равновесие силы.
Гр.А.Й. 1963 г. 388. (271). Неуравновесие есть отзвук Хаоса. Хаос есть антипод организованной материи и всех живых форм. Гармония, стройность, организованность, число и мера лежат в основании каждой жизни и тех оболочек, в которых она проявляется. Взять ли кристалл, или молекулу, или атом, или цветок, или организм человека, или систему миров – везде можно увидеть стройность, или гармоничность, сочетания входящих в них элементов, подчиняющихся действию определённых законов. Закономерность есть условие проявленной материи. Хаос так далек от организованной жизни, что только в явлениях разложения и беспорядочного разрушения можно наблюдать его отзвуки. Из глубин Хаоса Волей Творящей вызываются к проявлению неорганизованные дотоле элементы стихий, которые в процессе очень длительной эволюции коагулируются вокруг духо-монады, являющейся магнитом, собирающим их. Венец этого процесса – человек, эта высшая форма организованной материи. Но Хаос не дремлет. Его страшные разрушительные силы уявляются тогда, когда течение эволюции нарушается по каким-либо причинам. Только разрушение для созидания допустимо. Разрушение ради разрушения хаотично, то есть являет собою лик Хаоса. Хаос не есть ничто. Это ярое, мощное нечто, яро противоположное всей проявленной жизни во всех ее формах от верха до низа. За угрожающим разновесием стихий стоит Хаос. Темные вызывают силы Хаоса к действию. Опасность в том, что, вызвав их, управить ими они уже не в состоянии. Призывая к спокойствию, не Могу не указать на то, что Хаос, вторгающийся в сознание, угрожает уже не отдельным людям, но человечеству в целом, угрожает возможностью массовых одержаний, безумий и прочих нарушений человеческой психики. Много признаков вокруг. Неспокойна природа. Силы Хаоса уже вторглись в нее. Колебания жары и холода, небывалые отклонения от обычных норм – много знаков, указующих на страшную опасность. Каждое разновесие есть предтеча Хаоса. Потому Призываю к спокойствию и равновесию, которые смогут помочь защититься от вторжения Хаоса в сознание.
Гр.А.Й. 1966 г. 416. Масса и энергия в нем неотделимы друг от друга. Атом – дитя невидимости, ибо из сферы непроявленного выявляется он как стройное организованное целое, несущее в себе все законы материи. (…) Атом уводит науку в Беспредельность и объединяет её с космическими проявлениями. Тайна атома полностью никогда раскрыта не будет, хотя частичное ее приоткрытие и даст людям чудесные достижения и возможности.
Организованность мышления
Агни Йога. 534. Вреднее всего так называемые невольные мысли. Каждая сознательная мысль уже содержит некоторую организованность, но хуже всего малые бродяги, которые без смысла засоряют пути.
Гр.А.Й. 1953 г. 51. …Устремление должно быть однородным и собранным в одном канале, имеющем одно направление. В одно мгновение тысячи мыслей рождаются, и каждая стремится увлечь сознание за собою. Велик вред неорганизованного мышления. Если сущность всех проявлений заключается в мысли, то какова же должна быть культура мысли. Дисциплина мысли есть основное условие продвижения. И каждые из последующих врат открываются острием отточенной мысли, чёткой, отшлифованной и целеустремленной. Ведь мысль есть начало сущего. Потому ей отводится особое место. Она, как нос корабля, всегда идёт впереди, рассекая громады стихийных волн. Всё преодолевается мыслью, и мысль преодолевает всё, ибо мысль – это огонь сущего и мысль властвует силой огня. Не мысль, но огонь правит миром, ибо мысль есть огонь пространства, облеченный в форму и устремленный к проявлению. Мысль не активна, точнее, огонь пространства не устремлен к определенному выявлению, пока он не оформлен мыслью в конкретный образ, устремленный к тому, чтобы выявить себя в материи по соответствию. Можно сказать, что каждая мысль, когда-либо продуманная сознанием, рано или поздно должна выявиться в действии. И объектом действия мысли, прежде всего и всех является её породитель, ибо в нём имеет она свои корни, в сфере его микрокосма. Потому великая осмотрительность требуется в обращении с силой растущей в своём потенциале мысли. Микрокосм – это нива посева, мысли – зерна, а все психические продукты сознания – всходы посеянных мыслей. Вот почему нужен великий дозор. Ведь и плевелы дадут всходы, и каждый придется убрать, и своими руками. Торжественность – как сито для мысленных зерен, ни сора, ни камней, ни комков грязи не пропускающее. А луч сознания – как свет, в котором видны все посторонние и вредные примеси. Но отбор необходим. Лучше сор отбросить заранее, нежели ждать всходов, и в самых неожиданных местах. Механика мышления подчинена определенным законам и требует большой осмотрительности. Очень стихия опасная – огненная мысль – оружие обоюдоострое. Люди идут через жизнь либо рабами мысли, либо, что бывает лишь в редких случаях, её владыками. Они бредут, согнувшись под ярмом рабства, во власти своих порождений, огнем их собственной мысли творимых. Цепи надо разбить.
Гр.А.Й. 1954 г. 49. Чем менее организована и утончена материя, тем труднее на нее воздействовать. Камень с места сдвинуть труднее, чем облако пара, дым или пламя. Легче воздействовать на животное, чем на растение, на растение — чем на камень. Чем тоньше и совершеннее форма растения, тем легче она поддается воздействию. Под действием взгляда цветок может распуститься или засохнуть, даже если и не создается никакой определенной формы мысли. Энергия воли подсознательная действует непроизвольно. Хочу указать на мощь воздействия оформленных волей энергий человеческих на мир окружающий плотный. Человек непрестанно творит мыслью. И если мысль сильна, то творчество это богато следствиями неизбежными. Ни силы своей, ни воздействия своего на то, что его окружает, человек не знает и не верит в них. И всё же всё окружение человека есть следствие мыслей человеческих и их равнодействующей. Следует понять власть творимой психической формы, заряженной волей сознательной, в нее вложенной, на условия материальные. Особенно сильна мысль коллективная, созданная со знанием закона. Если всё окружающее есть результат кристаллизованной воли, вложенной в мысль, или материя плотная, кристаллизованная волей, то не воля ли является творящим началом, то есть силой, обоих миров?
Гр.А.Й. 1964 г. 86. (Гуру). Итак, – о сосредоточении. Если можем сосредоточиваться недолго на малом, можем и на большом и великом. Всё дело в тренировке, привычке и осознании того, что после ряда последовательных усилий результаты не могут не быть. Мало ли на чем хочется бродить мыслями. У сумасшедших они бродят без всякого контроля. Не уподобимся. Организованность и контроль над мышлением безусловно необходимы. Много вещей и вопросов, над которыми думать заставляет сама жизнь. О них можно думать, но не больше того, чем они заслуживают. Продумав вопрос до конца и приняв решение, его тотчас же следует удалить из сознания и заменить следующим. Нудное думание о беспокойных вопросах вызывается навязчивыми мыслями, власти которым над сознанием давать нельзя, ибо они обессиливают и лишают равновесия. Нужно учиться выбрасывать из сознания все мысли, присутствие которых в данный момент нежелательно. Овладение мыслью означает контроль над телом ментальным.
Гр.А.Й. 1959 г. 172. Отягощение не от врагов, но от близких. Учитель несет на Себе всю тягость неорганизованного, неочищенного мышления ученика. Только неопытность стремится поучать и вести, но опытный путник подумает, прежде чем допустить отягощение к сердцу.
Гр.А.Й. 1962 г. 153. Целесообразность во всём, а также в отдаче. Раздавать надо мудро, и зная кому и на что. Одного желания получить еще недостаточно. Надо иметь на получение право. Не мудро позволить себя растерзать, когда дано Поручение. Убили и замучили почти всех, остальных терзали психически. Тяжек подвиг несения Света. Почему же Мы скрыты от всех в далеких горах – можно подумать. Трудность в том, что психическая энергия у людей совершенно неорганизована, необуздана и не контролируется. Она расточается нецелесообразно и расходуется и утекает, как вода через прорванную плотину, в то время как если бы её задержать и плотину наладить, её можно было бы накапливать и использовать мудро, как мельник накапливает воду, если плотина цела. Нести на себе тяготу неорганизованного мышления даже тех, кто коснулся Учения, тяжко. Труден подвиг несения Света.
Гр.А.Й. 1963 г. 352. (246). Думают все, но мыслить умеют лишь единицы. Мышление – это искусство, требующее большого умения и навыка. Обычное мышление столь беспорядочно и неорганизованно и настолько аритмично, что плодов не даёт. Впрочем, когда мысли направлены на зло, то расцветают эти ядовитые цветы достаточно пышно. Следует обратить особое внимание на крайности. Например, на явление навязчивых мыслей или галлюцинаций, когда убитые, или жертвы, преследуют своего убийцу. Динамика мыслеобразов, создаваемых в моменты большого напряжения сознания, сильна необычайно. Можно указать, что после смерти многие преступники долгое время проводят в атмосфере непрерывно повторяющихся сцен совершенных ими деяний. И уйти от них некуда. Мысли, заряженные эмоционально, особенно мощны, ибо пульсируют астральным зарядом, зарядом астральных огней. Правда, мысль спокойствия сильнее, но ведь и спокойствие – это форма кристаллизованного огня, воздействующего силою своей полярности на явление противоположного порядка. Одно неизменно – мысли заряжены психической энергией, но в степени разной, а эта энергия и есть Огонь. При согласовании всех проводников в одной тональности мысль становится особенно сильна. Такая мысль устоит и преодолеет противодействие мысли обычной. Когда-то человечество придет к возможности сознательно творить объединенной мыслью – и притом то, что в настоящее время кажется совершенно невероятным. Мощь согласованной коллективной мысли народа или населения целой планеты невероятна.
Гр.А.Й. 1964 г. 480. Сколько мыслей проходит в течение дня, и хорошо, когда эти мысли полезны окружающему. Даже явление личной пользы будем рассматривать как часть пользы общей, ибо сделать её таковой всегда в нашей власти. Например, ощущение силы равновесия, или мысли о Свете, или радость об Учителе Света полезны не только себе, но и миру. Таким образом, личное становится пространственно полезным, если оно от добра. Служить Иерархии всем и всегда – возможно, и эта возможность пусть станет дальнейшим условием существования. Только подумать, сколько драгоценного времени теряется на ничто, ибо в большинстве своём люди не хотят думать. Бесцельность и неорганизованность мышления приводит к тому невежественному состоянию, когда не знают они, куда девать своё время. И слоняются бесцельно тогда, или изобретают дурацкие игры, или проводят часы за пустословием, едою и пересудами. Болтовня – занятие, недостойное человека. Можно ли ей заниматься, когда время не ждет, когда столько неотложных задач перед человеком. Спросят, с чего же начать, чтобы добиться состояния постоянной полезности? Ответьте: с упорядочения мышления и наблюдения за тем, чтобы свободное время и даже минуту перерыва между работой, чтением или каким-либо занятием сознательно заполнять полезною мыслью. Например, как томительно всякое ожидание! Но ведь в эти минуты можно подумать о тех, кто в нужде, и послать им добрые мысли, можно подумать о здоровье своём или чужом, если оно нуждается в восстановлении равновесия. Можно мыслью украсить тот город или то место, где приходится жить. Можно о будущем думать и оформлять в нем подробности жизни людей красотою. Рано или поздно, но сознательная творческая мысль найдет своё выражение в условиях плотного мира. Таким образом, служить людям, и следовательно, Иерархии Света, всегда и во всём возможно и достижимо и не так уж трудно, как это может показаться тому, кто об этом не думал.
Примеры организованности Рерихов
Письмо Е.И. Рерих. 17.05.1938. Теперь, надеюсь, родные мои, что этому новому человеку было ярко показано, какую культурную величину представляет собою Н.К. [Рерих]. Совершенно необходимо, чтобы это обстоятельство твердо запечатлелось в мозгу всех защитников. Именно, нужно ярко обрисовать фигуру Н.К. и ничего не забыть из имеющихся ассетов [англ. ценные качества].
Следует перечислить и переслать ему все монографии, библиографический памфлет, все Мессаджи, Декэд, все конгрессы и всю работу по Пакту. Именно, подчеркните, что нет сейчас такого современного художника и культурного деятеля-мыслителя, о котором столько бы писалось во всех странах, как о Н.К. (…)
Вспомним то количество обществ его имени, которые распространены по всему миру. Разве все это не свидетельствует о Личности? Неужели все эти достижения ничто, начиная с России, где он носил высшее звание Академика, даваемое за особые заслуги как в области научной, так и художества? (…) Укажите на его многолетнюю деятельность как директора Школы Поощрения Художеств, находившейся под непосредственным покровительством Государя Императора и всей Императорской семьи и имевшей более двух тысяч учеников. Процветание этой исключительной школы, имевшей пять отделений и свой музей, доказывает об организаторском таланте её водителя. Итак, соберите, родные, все ассеты. Ибо, как Сказано: «Нельзя прилагать карликовые мерки к великану».
Письмо Е.И. Рерих. 4.02.1939. На опыте я убедилась, что занятой человек всегда найдёт время для каждой работы, ибо у него выработалась определённая дисциплина или система в работе и он умеет распределять своё время. Так, история утверждает, что знаменитый Ришелье брал себе в секретари лишь самых занятых людей.
Так и Н.К. [Рерих], состоя директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств, был занят целый день. Школа была открыта от 9 часов утра и до 10 вечера и еще полдня по воскресеньям. Кроме того, в скольких других учреждениях Н.К. был председателем, или основателем, или членом Комитета и сколько вечеров уходило на такое добровольное общественное служение! Зимою он имел очень мало времени для своего творчества, лишь поздним вечером и по праздникам урывал он время для своего любимого дела, но тем не менее всё успевал.
Пусть члены Общества как один вдохновятся служением Общему Благу и найдут время для сотрудничества. Каждый труд, принесённый на великое служение, сложит прекрасные возможности для будущего.
Письмо Е.И. Рерих. 16.09.1948. Святослав [Рерих] занимает сейчас большое место в мире искусства не только как лучший художник, но и как организатор. Он, хотя и иностранец, был единогласно избран вице-президентом Олл Индиа Файн Арт Сосайити, которая заведует всеми Академиями, Библиотеками и Музеями в стране. Вся организационная работа лежит на нём.
Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках.
«Для меня была совершенной загадкой жизнь Рериха. Бывало, придешь к нему в его квартиру в доме Общества Поощрения, вход в которую был не с Морской, а с Мойки, и застанешь его за работой большого панно. Он охотно показывает десяток-другой вещей, исполненных за месяц-два, прошедшие со дня последней встречи: одна лучше другой, никакой халтуры, ничего банального или надоевшего, – все так же нова и неожиданна инвенция [задумка, замысел], так же прекрасно эти небольшие холсты и картины организованы в композиции и гармонизованы в цвете.
Проходит четверть часа, и к нему секретарь приносит кипу бумаг для подписи. Он быстро подписывает их, не читая, зная, что его не подведут: канцелярия была образцово поставлена. Еще через четверть часа за ним прибегает служитель:
– Великая княгиня приехала.
Он бежит, еле успевает крикнуть мне, чтобы я оставался завтракать. Так он писал отличные картины, подписывал умные бумаги, принимал посетителей, гостей – врагов и друзей – одинаково радушно тех и других, первых даже радушнее, возвращался к писанию картин, то и дело отрываемый телефонными разговорами и всякими очередными приемами и заботами. Так проходил день за днем в его кипящей, бившей ключом жизни».
Шибаев В.А. Из воспоминаний очевидца.
Вот примерный фон, на котором жили и работали Рерихи в Гималаях. Каждое утро Н.К. [Рерих] проходил, после завтрака наверху, вниз в свою мастерскую или в прилегающий к ней маленький кабинет, служивший и мне канцелярией. Я ждал там, зная, что у него наготове не только новая статья, но и, обычно, ряд писем. Статьи он диктовал прямо на машинку, я повторял фразы, а он иногда поправлял или добавлял и продолжал диктовать. Эта система так наладилась, что статьи и письма были сразу готовы к подписи и рассылке и оставались копии. Даже в случае перевода на английский язык он диктовал по-русски. Я переводил, громко произнося слова, а он изредка переделывал некоторые выражения по-своему, и, как правило, всё было готово без черновика. Н.К. очень-очень редко что-либо менял в тексте, так как мыслил необыкновенно ясно и отчетливо, как шахматный игрок, – на много ходов вперед. Радостно было работать с ним. Метод его работы и мышления был так интересен, что легко мог бы послужить темой специальной психологической статьи. Может быть, как с художественной, так и с литературной стороны жизнь в Гималаях стала самым насыщенным периодом его творчества. Тут, в тиши могучих вершин, далеко от шума городов и телефонов, он мог всецело сосредоточиться на своих задачах и целях. И он работал в высшей степени усердно и планомерно. Таким образом, утро за утром накопилось много статей, и по книге или две в год выросли такие замечательные философско-публицистические труды, как «Пути Благословения», «Сердце Азии», «Держава Света», «Твердыня Пламенная», «Священный дозор», «Врата в Будущее» и «Нерушимое». У Н.К. в то время был очень широкий круг читателей как в Европе, так и в Америках. На его статьи быстро образовался большой спрос в ведущих изданиях индийской прессы. Популярные индийские журналы постоянно просили Н.К. дать им статьи, и потому очень часто русские статьи сразу же или на следующий день переводились на английский язык. У Н.К. к тому времени от частого чтения английской и американской литературы и прессы выработался целый ряд излюбленных английских выражений, которые он тут же применял в переводах. И было все это так быстро и так просто, как бы само собой, как только умел это Н.К. И так же прост, умен и мудр был сам смысл сотворённого. (…)
В своём устремлении Н.К. был удивительно постоянен и монолитен. Тогда как столь многие совершенно не понимают ценности времени, Н.К. умел трудиться не отступая, не отвлекаясь, непрерывно устремляясь прямо к цели и не уставая, не ослабляя напряжения, пока не достигал задуманного. На Востоке есть чудесная притча: «Отдыхает ли архат? – Архатом именуется развитая человеческая душа, достигшая такого совершенства, что больше не нуждается в воплощениях на земле. – И ответ: Истинный отдых архата есть мысль о прекрасном!» Таким архатом я видел и Николая Константиновича в течение тех многих лет, когда он работал, созидал и творил в Гималаях. В своем устремленном напряжении он не требовал ничего для себя лично, довольствовался минимумом удобств и никогда не жаловался даже в самые трудные периоды, ибо он полностью вместил в своем сознании, что препятствия и затруднения для него являются лучшими и ближайшими ступенями к восхождению. Работая, он одновременно был полон самых искренних забот о здоровье и благополучии Елены Ивановны. И мне, как свидетелю их счастливой семейной жизни, часто казалось непостижимым, как он совмещал всё, что творил и строил, единовременно. (…)
Другое замечательное качество Рериха – он не знал страха, ничего не боялся, не пугался даже самых зловещих и чудовищных явлений жизни. Он считал, что всякий страх в корне основан на невежестве и потому всегда повторял: «Нужно знать, знать, знать!»
Ещё одна очень характерная черта Рериха – никогда я не видел его праздным, бездействующим. Отдыхом для него была перемена занятии. В его жизни всё выражалось в постоянном действии. Улучшением качества измерялся успех действия. Ни одно дело не было для него столь незначительным, чтобы им можно было пренебречь. То же соизмеримо максимальное усилие применялось им как в великом, так и в малом. Все выявлялось в правильном действии. Все вопросы и проблемы Рерихи решали всегда тихо, достойно, я бы сказал, как-то научно по целесообразности и соизмеримости. Правильное решение могло быть только одно, и именно его они и принимали. Много указаний такого рода мы видим в статьях Рериха. Например, в статье «Действие» из книги «Пути Благословения»: «Однажды Великий Акбар провел черту и спросил своего мудреца Бирбала, чтобы тот сократил ее, не урезывая и не касаясь концов ее. Бирбал параллельно провел более длинную линию и тем самым линия Акбара была умалена. Мудрость заключается в проведении более длинной линии».
Я привел эту цитату потому, что нахожу ее типичной именно для самого Рериха – во всех сложных и затрудненных обстоятельствах он находил выход и решал быстро, неожиданно эффектно и мудро, проводя более длинную линию. Рерих также придавал большое значение тому, чтобы каждое действие шло искренно, как он выражался, «от чистого сердца». И, таким образом, я видел в нем не только величайшего художника, не только писателя, философа, археолога, блестящего организатора культурных и просветительных учреждений, но и подвижника, постигшего и олицетворившего синтез всех этих многогранных достижений.