ruenfrde
Скрыть оглавление

Выступление. ГМИИ. 31.05.1960

Публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 31 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 88–96.

 

История публикации:

Радость красочного обихода // Стремиться к Прекрасному: [сборник]. М., 1993. С. 42–46.

То же: // Святослав Рерих: лекции, интервью, беседы, письма. Одесса, 2013. С. 44–51.

То же: // Радость искусству: выставки С.Н. Рериха в 1960 году: cборник посвящен 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. СПб., 2014. С. 115–121.

То же с др. назв.: Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 31 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 88–96.

 

 

 

Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Москва, 31 мая 1960 г.

Мне [очень жаль], что здесь такое тесное помещение. Там, наверху, ещё очень много друзей, которые тоже хотели бы прийти сюда, но, к сожалению, это невозможно.

Сегодня мы будем прощаться. Я хочу вам выразить мою глубокую благодарность за вашу отзывчивость. Я получил большое, несказанное удовольствие от контакта с вами – со всеми посетителями выставки и со всеми друзьями, которые приходили сюда, и многие по много раз. Для меня это – драгоценные моменты, которые я всегда буду помнить. И я хочу сейчас выразить свою благодарность Никите Сергеевичу Хрущеву за его приглашение сюда, в Москву [1]. Моя выставка здесь – по этому приглашению. И, я думаю, вы все будете ему благодарны за то, что он пригласил меня сюда. Его приглашение дало мне возможность не только посетить мою Родину, но и встретить вас всех, встречать вас каждый день. А для меня, как я уже сказал, это – драгоценные моменты, которые я буду всегда помнить.

Выставка сейчас по[е]дет в Ленинград, и из Ленинграда она вернется обратно в Индию, в Москву – уже нет. Но, может быть, в будущем [состоится] другая моя выставка, может быть, более полная, и, может быть, мне удастся привезти сюда картины большего размера, так как этот размер на этой выставке был пределен. В [этот раз] мне хотелось представить и некоторые другие ветви своего искусства, но это было физически невозможно.

Сейчас я работаю над большой серией картин [2], которая посвящена Индии и которая, я надеюсь, сможет быть выставлена здесь у вас. Эти картины отображают жизнь тех мест Индии, которые я считал наиболее красочными, наиболее интересными для меня. Они большего размера, чем картины здесь [на выставке]. И это целая, определенная сюита, над которой я сейчас работаю. Некоторые из них ещё не закончены, но по возвращении я надеюсь их скоро [завершить].

Большинство моих картин, как вы знаете, посвящено Индии, потому что я живу в Индии, потому что я хотел отразить жизнь Индии, ту жизнь, которая меня особенно привлекала и которая меня поражала. Я не знаю, насколько это мне удалось или удастся. Индия настолько богатая страна, что отразить её всю во всём её сверкании очень, очень трудно. Но всё же я считаю, что мой долг это сделать! Мы не знаем, сколько времени будет продолжаться именно эта жизнь; мы не знаем, что может измениться. Хотя я думаю, что вся исконная Инди[я] будет жить своей особой жизнью. И эта красота, красота жизни Индии, её не покинет. Прикладное искусство Индии настолько широко и красиво! Я должен сказать, что правительство Индии всячески старается его поощрить и это искусство, несомненно, развивается и будет только обогащаться, и будет давать новый импульс [к украшению] жизни. Ничто так не обогащает нашу жизнь, как это прикладное искусство. В Индии столько всевозможных видов прикладного искусства! Все страны мира стараются к нему приобщиться. И прикладное искусство Индии начинает проникать в жизнь и [наполнять] её.

Когда я был здесь в академии [3] на выставке керамики, прикладного искусства, то был поражен, как красивы многие из этих произведений. И моя первая мысль была: как это было бы прекрасно, если бы эти произведения керамики, пряжи, ткани вошли бы широко в жизнь, если бы в каждом доме, каждой квартире были бы какие-то яркие, красивые краски, как бы это всё обогатило бы нас и обрадовало, потому что краски [по-особому] радуют.

Однажды я был в горах, путешествовал в пасмурный день. Ущелья внизу казались мрачными, темными. Но вот поднялось солнце, всё озарило, и ущелья стали яркими, веселыми, полными радости. Значит, мы тоже можем обогатить нашу жизнь радостью красок, радостью красочного обихода. И, я думаю, это сделать не трудно. Это можно сделать легко. В прошлом, если вы посмотрите, в древних селах все всегда стремились украшать свою жизнь рукоделием: вышивкой, росписью, резьбой. Это имело очень большое значение в быту человека. Он проявлял свою любовь к творческой экспрессии, находил [для нее] выход. И это, несомненно, всегда развивает человека, когда у него есть возможность содействовать чему-то прекрасному, претворять свои мысли, надежды во что-то вещественное и передавать другим.

На этой выставке прикладного искусства я увидел очень, очень много красивых вещей. И мне захотелось, чтобы они вошли в жизнь широко, глубоко. Когда я [позже] встретился с Екатериной Алексеевной Фурцевой, я говорил ей, как необходимо, чтобы эти вещи широко вошли в жизнь, и что я [этого] очень бы хотел, потому что ничто так не обогащает жизнь, как яркие, красивые вещи.

Искусство имеет свои истоки в самых потаенных глубинах нашей души. С самых далеких времен человек как-то старался себя выразить. И в пещерах Альтамиры [4], и в пещерах Центральной Индии, как и в других местах, мы находим следы искусства примитивного человека, который жил в природе, природой и знал, как её отобразить. Даже теперь мы восхищаемся этими рисунками и видим, что это было уже высокое искусство.

Этот внутренний импульс выразить себя красиво, выразить себя в красоте живет, заложен в каждом человеке. И он [проявляется] во многих, многих возможностях, предоставленных человеку. Бесконечно количество русел, по которым течет эта творческая энергия человека. Но искусство является именно тем, что особенно сближает людей, служит дружбе и миру. И вы сами видите, когда люди собираются на какую-то красивую выставку, концерт или балет или останавливаются около замечательных произведений искусства, они как-то объединяются. Это так во всём мире. Искусство вещает всем людям мир! И через искусство, я думаю, – самые ближайшие пути к дружбе народов, к миру и к осознанию того дружественного строительства, о котором мечтает весь мир.

Поэтому будем всячески поддерживать искусство, всячески себя обучать в искусстве и [приветствовать] каждое стремление творить что-то прекрасное. Именно это устремление к прекрасному творчеству, ко всему прекрасному в жизни не только объединяет людей, но и улучшает, и поднимает человека. И я уже не раз говорил в своих беседах с вами об этом. Именно это внутреннее горение и желание создать что-то более прекрасное возвышает человека над повседневностью; ничто так не воодушевляет его, как стремление к прекрасному в жизни. А в жизни столько прекрасного, замечательного! И мы должны только захотеть увидеть, найти его и отозваться. Я лично всегда разделял [древнюю мысль о том], что необходимо стремиться к прекрасному, к красоте, искать её повсюду. И всеми мерами и средствами, которые у меня были, я искал это в искусстве и в моей жизни, потому что, в конце концов, и жизнь, и наше творческое выражение – это одно, и вы не можете их разделить. Это стремление дает наибольшую радость, счастье, полноту жизни, открывает нам врата, горизонт.

С.Н. Рерих. Део Тибба. 1947 г.Если мы возьмем древность, скажем, древнюю Грецию или древнюю Индию, всюду было это стремление найти что-то прекрасное. В этом стремлении к прекрасному древность нам оставила действительно замечательные произведения искусства. Несомненно, эти чудесные произведения, которые мы видим и всячески оберегаем, были созданы людьми, которые искали прекрасное в жизни и хотели его передать другим.

Я начал говорить о прикладном искусстве не случайно. Прикладное искусство открыто каждому. Наполняя свой дом чем-то красивым, мы возвышаемся. Не нужно думать об искусстве, которое вне нас: нужно обогащать ту жизнь, в которой мы живем. И, обогащая её, мы обогащаем не только себя, но и других, которые соприкасаются с нами. Каждый человек, который хочет стать лучше, служит всем другим, – он помогает всем другим. Вот это стремление стать лучше, чище и будет строить светлую и радостную жизнь, строить Будущее.

 

Вопрос: Что означает картина «Део Тибба» [5]?

С. Рерих: Это гора, вершина Западных Гималаев. Она около долины Кулу, где мы живем. Со всех сторон этой вершины стекают ледники, откуда начинаются истоки бесчисленных рек.

 

Вопрос: Поясните картину «Сагарика».

С.Р.: Дева, рожденная морем, пеной морской волны. Это как бы та же легенда, что и о Венере.

 

Голос: Я хочу сказать Вам большое, большое спасибо за ту радость, счастье, которое Вы доставили нам своей выставкой.

(Аплодисменты.)

Другой голос. Какое счастье, что я сегодня попала на выставку! Это счастье, необъяснимое счастье в моей жизни!

 

Вопрос: Что выявляет Ваше творчество в целом? Есть ли какой-то общий ключ к пониманию его? Оно всех очень и очень волнует, но не все могут осознать, что именно это такое, что так захватывает. Нельзя ли хотя бы намекнуть?

С.Р.: Ключ к моим картинам, к моему творчеству – в моем отношении к жизни. О нем я вам уже много раз рассказывал. Оно многосторонне. Я люблю жизнь. Меня жизнь всегда интересовала. Интересовала не только жизнь людей, но жизнь всей природы – вся Жизнь. Я всегда, уже с детства, увлекался природой, увлекался всем, что природа нам дает. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать её книгу, эту книгу мудрости. Она разлита во всём: в крыльях бабочек, в сиянии кристаллов, её вы встретите в цветах, в опылении, в жизни насекомых. И эта радость, которую я ощущал именно в контактах с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам.

 С.Н. Рерих. Победа. 1945 г.

Вопрос: Объясните картину «Победа» [6]. Почему не чувствуется радости победы?

С.Р.: Это очень сложный вопрос. Бывает, победа мечом не несет за собой радости.

 

Вопрос: Как Вы добились такой сочности темперы – она как бы светится изнутри!

С.Р.: Сочетанием красок.

 

Вопрос: Объясните картину «Вечная жизнь».

С.Р.: Это я делал уже неоднократно. Картина написана на юге Индии и отображает жизнь, которая окружает те места, [где] я живу. Я взял типичную женщину, ребенка, молодую девушку. Там вы видите яркий закат после дождя, когда земля прямо горит и становится красной. Я показал ту исконную, извечную жизнь, которая наполняет собой те места.

 

Вопрос: Считаете ли Вы основным для человека приближение к природе? Могут ли примером служить йоги?

С.Р.: В картине «Йоги» [7] я отобразил сцену, которую вы можете встретить и теперь в Гималаях. То есть, именно это было написано в Западных Гималаях. Я взял типичное нагорье, долинку, вечер, когда часто эти странники сходятся. Тишина, разлита[я] в природе, как бы отражается в людях, которые тоже ищут ключ к жизни и многие из них [его] нашли. Может быть, эту тишину в природе и спокойствие в этих людях я и хотел отобразить.

 С.Н. Рерих. Вестники (Весть). 1953 г.

Вопрос: Объясните картину «Вестники».

С.Р.: Там вы видите трех попугайчиков. Попугай в Индии – символ вести. Вы видите женщину юга Индии, которая вдруг услышала шелест стремительного полета, обернулась и думает: может быть, это какая-то весть, может быть, ответ на её запросы.

 

Вопрос: Можно ли надеяться, что в дальнейшем в Вашем творчестве появятся русские сюжеты?

С.Р.: Очень возможно. Если я, скажем, проведу больше времени здесь, то, несомненно, я захочу это отобразить.

 

Вопрос: Почему нет Вашего автопортрета?

С.Р.: Вот я сам тут!

 

Вопрос: Что означает трезубец у йогов?

С.Р.: Это трезубец бога Вишну, его знак.

 

Вопрос: Объясните картину «Яков с Ангелом».

С.Р.: Эта картина из моей библейской серии и отображает знаменитый момент, когда Яков сразился с Ангелом. Он не узнал Ангела и сразился с ним. Это отображает постоянную борьбу низшего и высшего в человеке.

 С.Н. Рерих. Вечный зов. (Священная флейта II). 1955 г.

Вопрос: Объясните картину «Зов».

С.Р.: Эта картина является тоже отображением жизни Южной Индии. Там сидит пастух, смотрит на горы и играет на флейте. Женщина обернулась, услышав зов.

 

Вопрос: Как Вы работаете?

С.Р.: Во-первых, я работаю над многими картинами сразу. Я это делаю потому, чтобы отдыхать – иду от одной картины к другой, чтобы не было утомления глаз от цвета, композиции. Если вы работаете сразу над несколькими картинами, то глаз как-то отдыхает. Ведь если портретист очень долго и упорно смотрит на какую-то точку в лице, то глаз притупляется. Нужно отдохнуть. Я пишу также много этюдов, много этюдов композиционных, так как заинтересован проблемами чистой композиции. Делаю целую серию этюдов, стараясь нечто разрешить. Портреты пишу всегда только с натуры, так как, работая с натуры, вы всегда получаете для [себя] более верное отображение.

 

Вопрос: Есть ли у Вас ученики?

С.Р.: Есть, есть кое-какие.

Вопрос: Будет ли у Вас своя школа?

С.Р.: Я нашел, что молодое поколение увлекается новыми течениями [и] совсем не заинтересован[о] в работе, в изучении, штудировании. Все хотят достичь высот очень быстро, без труда. Через год-два весь пыл у молодых остывает, и они начинают думать о том, как прекрасно, что у нас есть абстрактное искусство и можно делать сразу выставки. У меня был такой случай, когда одна молодая ученица, которая начала работать с большим жаром и пылом, через шесть месяцев, приблизительно, как-то погасла, вдруг куда-то исчезла, а когда неожиданно вернулась, то уже с целой серией картин и имела огромный успех.

Но я должен сказать, что волна абстракта, которая шла с Запада и, конечно, задела и Индию, уже начинает проходить. Говорят, что и в Америке, и в Англии уже устают от такого «искусства». Меценаты говорили, что, [возможно], будут музеи абстрактного искусства, но я должен сказать, что это не будут музеи!

 

Вопрос: Где Вы живете в Индии?

С.Р.: В Индии я живу на севере, в долине Кулу, в Гималаях, и на юге – около Бангалора, вне города. На севере тоже вне всяких поселений.

 

Вопрос: Нельзя ли продлить выставку на несколько дней?

С.Р.: Это невозможно.

 

Вопрос: Как Вы относитесь к абстрактной живописи?

С.Р.: Николай Константинович, который был главным моим учителем во всём, [говорил, что для всех ответов на вопросы] об абстрактном искусстве, нужно всегда идти в жизнь. Представьте себе молодого человека и молодую девушку, которые очень влюблены друг в друга. Она говорит, что у нее есть два [ее] портрета – в абстракте и настоящий. «Ты можешь выбрать!» И его ответ, конечно, будет ясен!

 

Вопрос: Кто из наших советских художников Вам больше импонирует?

С.Р.: На вашей выставке [8] я видел, например, портреты Корина – он мне очень понравился. Прекрасный технический подход. Исполнение широко, очень хорошо задумано и правильно. Например, скульптуры Кремневой тоже очень понравились. Чуйкова всегда любил. Относительно Лактионова я уже много раз высказывался. Я говорю, что богатство восприятий в искусстве только ведет к обогащению жизни. И нужны всевозможные выражения, потому что они оттеняют нам другое. Как в драгоценном камне – чем больше граней, тем ярче его сияние. Вот потому я считаю, что каждое искусство необходимо.

Супруга хочет вас поблагодарить и сказать, что, может быть, эта выставка и наши с вами встречи – новый мост среди многих, многих мостов, которые будут выстроены между Советским Союзом и Индией.

(Аплодисменты.)

Голоса: Покажите нам Вашу супругу, её не видно!

С.Р.: Вот она здесь! В её лице я привез вам живой кусочек Индии.

 

 

[1] Во время работы выставки произведений С.Н. Рериха в Нью-Дели в январе-феврале I960 г. её посетил Н.С. Хрущев, находившийся с официальным визитом в Индии, и пригласил С.Н. Рериха показать свои картины в Москве.

[2] Речь идет о цикле произведений С.Н. Рериха «Мои соседи» (1960-е).

[3] Речь идет о выставке прикладного искусства в АХ СССР, которую С.Н. Рерих и Девика Рани Рерих посетили 10 мая 1960 г.

[4] Альтамира (исп. «Высокая гора») – возвышенность на северных отрогах Пиренеев в Северной Испании. В пещерах Альтамиры открыты наскальные рисунки, которые относятся к эпохе верхнего палеолита периода мадлен (ок. 15 тыс. до н.э.).

[5] Речь идет о картинах С.Н. Рериха, представленных на выставке в Москве в I960 г.: «Део Тибба» (1938). Холст, масло. 35,4 х 43 см.; «Део Тибба» (1944). [Холст], темпера. 29,2 х 44,8 см.; «Део Тибба» (1947). Холст, темпера. 92 х 154 см.

[6] Речь идет о картине С.Н. Рериха «Победа» (1945). Холст, темпера. 86,2 х 137 см. Карнатака Читракала Паришат (Бангалор).

[7] Речь идет о картине С.Н. Рериха «Когда собираются йоги» (1939).

[8] Вероятно, речь идет о выставке произведений советских художников в Центральном доме работников искусства, которую С.Н. Рерих и Девика Рани Рерих посетили 12 мая I960 г.

 

 

 

Начало страницы