ruenfrde
Скрыть оглавление

Выступление. ГМИИ. 30.05.1960

Публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 30 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 82–87.

 

 

 

Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Москва, 30 мая 1960 г.

Друзья! Я приехал с лекции [1] и поэтому долго говорить не смогу.

Всё же я очень счастлив быть здесь и скажу несколько слов о моем искусстве, так как выставка закрывается завтра [2].

Выставка отражает жизнь Индии. Я пытался отразить в своих произведениях то, что я видел, и [то], что, мне казалось, именно передает ту исконную и извечную жизнь Индии, которую вы видите и на севере, и на юге страны. Конечно, эта выставка далеко не полная, [а скорее] частичная. В нее вошли только некоторые мои картины. Многое было физически невозможно получить вовремя и доставить сюда. Всё же это – небольшая группа моих картин. И я очень, очень счастлив, что смог вам её показать.

Индия настолько богата и природой, и людьми, и культурой, что, конечно, отобразить всё совершенно невозможно. Нужны сотни художников, которые работали бы в разных сферах, жили в разных частях страны, чтобы дать какое-либо представление об этой стране. Всё же я постарался [показать] вам какой-то маленький уголок Индии, уголок как Западной, Восточной Индии, [так и] юга [страны] и [её] людей. И всё, что я видел, – всё это яркие краски. Они существуют. Очень часто меня спрашивают, могут ли быть такие сочетания, комбинации красок. Да, не только так, но и гораздо ярче! Индия – страна тропическая, и свет там несравненно ярче того, что мы видим в средних широтах.

Сегодня на беседе в Доме Дружбы [присутствовали] люди, которые бывали в Индии, посе[щали] эту страну. Критик А. Сидоров по окончании беседы сказал, что все эти краски, оттенки он сам видел в период его пребывания в Индии и может подтвердить, что все [мои] картины отражают яркость природы [и] жизнь этой страны. Я это очень оценил, так как я старался отразить то, что видел. И это виденное мною настолько многообразно, что совершенно невозможно его представить. Иногда мне хотелось просто снять в Индии какой-то большой фильм, чтобы включить туда всё, что я видел, и чтобы он мог, хотя бы частично, показать нам страну и дать понятие о том, что ещё существует в Индии, где на протяжении столетий [до современной цивилизации] жизнь [сохраняется] почти такой, как[ой] она была в каменный век. Это богатство делает Индию живым музеем, сокровищницей вкладов всевозможных человеческих достижений. Всё это сохранилось в Индии. Она как-то избе[жала] ужасных войн, которые уничтожали сокровища культуры в других странах. Хотя и погибали некоторые из них, всё же большинство сохранилось. И вы сразу видите замечательную преемственность мысли. Лично я считаю, что нет ещё такой страны, где бы жила эта преемственность, где вы могли бы её видеть. Это чудесная страна! Стоит вам только попутешествовать, и вы всё найдете там: от людей каменного века до замечательных умов, гениальных интеллектов и современной цивилизации. Это то, что всегда привлекало меня [в] Индии. Именно эта широкая и прекрасная мысль Индии, всеобъемлющая, которая покрывает все чувства, надежды, мысли, искания человека.

Как я уже неоднократно упоминал, в индуизме как таковом 330 миллионов богов, являющихся отражением всех сил природы, и многоликость мысли этой системы дает замечательное богатство духовной культуры: в ней вы найдете всё, что хотите. И это потому, что на протяжении веков Индия как-то поглощала всех завоевателей, они как-то растворялись в ней. И Индия, часто обогатившись тем, что завоеватели ей приносили, оставалась непреклонной в своих духовных традициях. И, я думаю, Индия разрешит теперь в международных отношениях некоторые наши современные проблемы, эти искания гармонии в нашей жизни, даст правильное решение проблемы материальной и духовной основ нашей жизни. Это та проблема, которая как-то особенно поднялась сейчас. Наша цивилизация показывает, что есть в человеке нечто другое, что дает счастье, что есть счастье, что действительно делает человека счастливым. Это вопросы, которыми занимался весь мир с самого начала. В Индии над этими вопросами работали на протяжении столетий. И, конечно, самое важное – содружество, то есть мирная кооперация, то понимание друг друга, которое может дать человечеству мир. Этот мир может дать новое и богатое созидательство.

С.Н. Рерих. Гирнар. 1944 г.Сейчас в моих картинах вы видите только уголок Индии – то, что я мог вам привезти. Но, может быть, в будущем я смогу повторить свою выставку и привезти вам что-то из тех мест, которые не отображены здесь сейчас. Много там всего удивительного, замечательно интересного, уникального. Вот вы видели на одной из моих картин скалы с высеченными на их вершинах храмами, как маленькими виньетками [3]. А там в глубине, внизу, во впадинах живут ещё дикие львы, – то единственное место, где они сохранились и их оберегают [4]. Там же на полуострове вы найдете скифскую лошадь, которая была туда завезена и там сохранилась. У не[е] очень интересн[ое] [расположение] ушей: они как бы расходятся и потом соединяются над головой. И вот она как-то уцелела и сохранилась там. Когда-то скифы пришли на юг Индии и осели там, и с ними пришла эта лошадь.

Там сохранились и дикие слоны. Теперь в Индии их мало. Когда-то там были гигантские стада их. Когда моголы [совершали] свои завоевания, они имели сотни тысяч всадников, и вся главная ударная армия состояла из слонов. И когда думаешь, как двигалась эта армия слонов, удивляешься, как это всё было хорошо организовано. Ведь нужно было накормить этих животных. Но всё это было разрешено, видимо, как-то просто и мудро. Ведь почта проходила 500 километров [за] двадцать четыре часа. Столица получала всегда свежий виноград из Кабула. Вообще была очень быстрая передача всего – так это было всё целесообразно поставлено, что жизнь текла в гигантских масштабах. Были войны, нашествия, и в это же время всюду строились замечательные города, памятники искусства. И часто я задумывался над этим вопросом: ведь период был насыщен войнами, завоеваниями, и в то же время вы найдете постройки замечательных образцов искусства. То есть уровень [всей] жизни был настолько высок, что даже в трудный момент этот высокий уровень как-то [поддерживался], и ничто не прекращалось.

Пребывание моголов в Индии, конечно, сопряжено с новой для [этой страны] культурой, культурой магометанства. В то же время это был богатый вклад в сокровищницу Индии. Эти новые влияния действительно обогатили её и вошли в жизнь. И сейчас мы вспоминаем замечательные памятники архитектуры [того] периода, форты моголов и Тадж-Махал – здание – [высшее проявление стиля моголов], подобного, конечно, не существует! Это действительно гениальное [сооружение]. Мы должны благодарить моголов за то, что они [оставили] нам это здание.

Все эти вклады в индийскую культуру всегда только обогащали её, ассимилировались ею. Индия как таковая всегда всё поглощала и всё принимала в себя. Я надеюсь, что в будущем Индия даст опять большой ренессанс в искусстве на тех богатых основах, которые мы можем видеть [сейчас]. Несомненно, вырастет богатейшее искусство, будет новая скульптура, новая живопись, новая резьба и всевозможное прикладное искусство, которым Индия и так сейчас богата. Конечно, всё берет время, но теперь жизнь течет гораздо быстрее, и, я думаю, это будет гораздо скорее, чем мы можем себе представить.

Я думаю, что связи Советского Союза с Индией будут крепнуть с каждым днем [и поспособствуют] изучени[ю] Индии, изучени[ю] Советского Союза. И эта дружба взаимно безмерно обогатит нас.

Сегодня я больше не буду говорить – я немного устал. Но если у вас есть какие-либо вопросы, я на них отвечу.

 

Вопрос: Краски Вы сами делаете?

С. Рерих: Да, по возможности, делаю сам. Я нашел, что это наиболее целесообразный и лучший способ. Конечно, в моей живописи маслом я часто пользуюсь французскими или английскими красками, добавляю свои. Я часто для своих пигментов пользуюсь именно французскими красками [5]. Может быть, я к ним привык, они мне как-то ближе. Так же ими работал [и] Николай Константинович. Но приготовляю и замешиваю краски сам. Считаю, что гораздо лучше писать свежими красками.

 

Вопрос: Думаете ли из Ленинграда еще заехать в Москву?

С.Р.: Да, думаю.

 

Вопрос: Как же Вы встретитесь с публикой?

С.Р.: Как-нибудь уж встречусь!

Вопрос: Не думаете ли выступить по телевидению?

С.Р.: Может быть! Это будет видно.

 

Вопрос: Не были ли Вы когда-либо связаны с театром?

С.Р.: Я работал для балета [6], интересовался театром очень. Но, по правде сказать, у меня было мало времени. Очень много есть того, что я хотел бы делать, но не хватает времени.

 

Вопрос: Сколько написано Вами всего картин?

С.Р.: Не знаю точно. Думаю, тысяча должна быть.

 

Вопрос: Символизируют ли что-либо в Ваших картинах те или иные цвета?

С.Р.: Нет! В моих картинах – нет! Они отображают только то, что я видел. [Однако] мой выбор цвета как-то помогает сюжету. Но это не символ. Просто мой выбор.

Но вы правильно заметили: в Индии, особенно в средние века, краски выбирались как символ. Например, красный цвет выбирался, чтобы показать сильные эмоции. Была целая шкала тонов как символов, но тон являлся не только символом чего-то, это было [решением] известных декоративных проблем.

Когда-нибудь мы здесь ознакомимся с очень интересными миниатюрами Индии. В них замечательно разрешены некоторые декоративные проблемы.

 

Вопрос: Случайно ли сходство картин Рокуэлла Кента с живописью Николая Константиновича?

С.Р.: Рокуэлл Кент всегда работал в определенных направлениях. Но его встреча с Николаем Константиновичем дала ему, несомненно, то, что вы видите теперь в его картинах.

 

Вопрос: Много ли сейчас в Индии художников?

С.Р.: Индия богата живописцами, очень богата!

 

Вопрос: Можем ли мы увидеть в скором времени более богатую выставку Ваших картин?

С.Р.: Будем надеяться! Если будем надеяться, то это осуществится.

 

 

[1] Речь идет о посещении С.Н. Рерихом и Девикой Рани Рерих Дома Дружбы, где 30 мая I960 г. в 15-30 в их честь состоялись официальный прием и беседа с членами Общества советско-индийских культурных связей. Выступление С.Н. Рериха в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина началось в 17-00.

[2] Выставка произведений С.Н. Рериха проходила в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина с 11 мая 1960 г. по 3 июня 1960 г.

[3] Речь идет о картине С.Н. Рериха «Гирнар» (1944).

[4] Речь идет о Национальном парке Гир (Gir), расположенном на полуострове Катхьявар (Kathiawar) в штате Гуджарат, где сохранилась популяция диких львов.

[5] С.Н. Рерих много лет пользовался красками французской фирмы «Lefranc & Bourgeois».

[6] В 1922 г. в Бостоне С.Н. Рерих работал над либретто, эскизами декораций и костюмов для балета Александра Штейнерта на тему борьбы Света и Тьмы, а также в 1922-1923 гг. над эскизами костюмов для популярной в США балерины Руфь Пейдж, в частности для балета «Королева кораллов».

 

 

 

 

Начало страницы