ruenfrde
Скрыть оглавление

Выступление. ГМИИ. 29.05.1960

Публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 29 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 75–81.

 

 

 

Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Москва, 29 мая 1960 г.

Одно из наших первых путешествий в Индию, в Восточные Гималаи, было в 1923 г. зимой. Тогда дорога была проще – не было разделения Индии на Пакистан и [собственно] Индию. Мы ехали частично на поезде, потом на машине. В предгорьях Гималаев масса густых субтропических лесов с тиграми. Дальше через леса [продвигались] в горы. Они поднимаются перед вами на семь тысяч метров. Облака, а над ними – блистающая гряда гор. Между грядами гор лежит Сикким – полутибетское, полугималайское княжество, расположенное на множестве холмов, и на каждом – буддийские древние монастыри. Дорог хороших не было. Шли пешком. Мы собрали караван и спускались вниз по густым зарослям, [любуясь] вид[ом] на боковые горы. Маршрут пролегал с одного холма на другой. И мы нашли много интересных материалов для творчества, для изучения. Мы работали там. Николай Константинович [Рерих] написал целую серию картин [1]. Останавливались в монастырях или просто в палатках. Я зарисовал тогда много местных типов людей [2]. Николай Константинович каждый  день что-то писал. Это были небольшие картины. Брат [Юрий Николаевич Рерих] тоже был там, [он] изучал тогда тибетский язык, буддизм. [С нами была] Матушка [Елена Ивановна Рерих]. Наш караван провел несколько месяцев, обходя [разные] места Сиккима. [Сикким] расположен [у] Гималайской стены: на восток – Бутан, на запад – Непал.

В то время там было много больших ученых людей, и мой брат изучал буддизм [3] со многими известными ламами. Они были не только из Тибета, но и местные, из Сиккима. Один из этих лам был главным учителем [Юрия]. С [братом] он работал с [1923] г. и оставался с [ним] до 1935 г. Все время он был неразлучен [с Юрием], путешествовал вместе [с ним] и жил у нас в Западных Гималаях.

Теперь, конечно, многое изменилось. Многие из этих лам ушли, а молодые не имеют [таких] знаний. Несколько дорог появилось в Сиккиме – все уже не то. И жизнь там как-то нарушилась.

И вот там, в этих местах, Николай Константинович начал свои первые работы в Гималаях. Пробыл там сначала два года, после этого уехал в свое большое путешествие в Центральную Азию через Малый Тибет, Туркестан, Китай, Тибет и вернулся опять в Сикким [4]. Николай Константинович работал обычно в Дарджилинге. Там он написал большую серию Восточных Гималаев – [не менее шестидесяти] больших картин [5]. Эти горы ему как-то были особенно близки. Там же написано одно из больших полотен, которое вам знакомо, – «Помни!» [6].

Западные Гималаи Николай Константинович посетил позже, и потом мы жили главным образом в Западных Гималаях [7], которые имеют совсем отличную культуру. [Это] более древняя культура буддизма. Там мы работали с Николаем Константиновичем с 1929 г. до конца его жизни в 1947 г. Правда, он много путешествовал, но всегда возвращался и там умер. Это то место, где мы основали его музей [8]. Это центр, в котором будет собрано всё, что связано с жизнью Николая Константиновича. Об этом месте я уже много [рассказывал] и сегодня больше [говорить] не буду.

Это место для меня как искусствоведа особенно интересно, так как заключает в себе древнюю индийскую культуру. Там были написаны [несколько] древних философских работ [и] литературных памятников Индии. И там в бесконечных маленьких долинах, ущельях вы и сейчас найдете [удивительные] произведения искусства, старые храмы, остатки замечательных строений, часто в лесу, покрытые растительностью. Они свидетельствуют [об уникальной] культуре, которая процветала на протяжении столетий и никогда не [приходила в упадок], и если [это произошло], то сравнительно недавно. В этих местах искусство всегда как-то возрождалось. В XVI и XVII вв. там выросла Гималайская школа миниатюр – самая замечательная школа индийской живописи. Мы знаем, что гораздо раньше в этих местах жили [талантливые] скульпторы, архитекторы, не только работавшие [в Западных Гималаях], но и приглашавшиеся [в] Тибет. Они отстроили и расписали храмы Тибета. [В Гималаях] около штата Джамму в месте[чке] Брамапур сохранились бронзы IV-V столетий. Это совершенно исключительные бронзы – памятники культуры. И если вы интересуетесь живописью, скульптурой, вы всё это можете там найти в наших местах. Мы [с Николаем Константиновичем] прожили там много лет. И теперь я провожу там часть лета, весну и продолжаю там свои изыскания, пишу. Многие из картин были написаны мною там, в долине Кулу. Эта долина и все другие представляют собой большую систему долин.

Лейбниц, [наблюдавший] Рембрандта за работой, [отмечал], что Рембрандт вообще гораздо меньше писал, чем медитировал над своими картинами. Рембрандт всегда верил, что если он может прочувствовать настроение своей картины, то эта картина и будет излучать это настроение. То есть, если я счастлив, то и моя картина будет действовать на зрителя именно так; если я угнетен, то и моя картина будет это излучать. Другими словами, он верил в силу своего воображения, своего чувства и верил, что картина может это передать. Я должен сказать, что вполне разделяю это [мнение]. Именно настроение, которое [художник] пережива[ет], передается в картине бесконечными черточками. И мы читаем характер картины, так же как мы можем читать характер человека [по] его подписи – его почерк отражает его характер. И, конечно, картина, произведение искусства в большей степени это передает.

Я считаю необходимым, чтобы искусство старалось передавать истину, правду, чтобы человек-художник действительно жил и хотел передать именно то, что он чувствует. Тогда его произведение, картина, будет всегда особенно убедительна. И в этом, я считаю, Рембрандт был совершенно прав. И многие другие художники говорили то же самое. Если вы прочтете Леонардо да Винчи [9], то увидите, как он глубоко прочувствовал отношение человека к искусству. Так же и Микеланджело. Все художники говорили одно и то же: искусство должно передавать эту внутреннюю правду. У Микеланджело много прекрасных слов об этом. Тот – художник, кто мыслит о прекрасном, возвышается и передает его в картинах, так как нет ничего более возвышенного, чем желание создать что-то прекрасное. И вот у всех художников Ренессанса было это стремление.

С.Н. Рерих. Лилии. 1938 г.Мы должны искать красоту во всём. Я лично стараюсь отобразить, что я вижу красивого. Почему я ищу красоту, а не ищу некрасивое, отрицательное? Я говорил, что [и] это всё можно передать и сделать прекрасную вещь с величайшим искусством. Но лично меня это не интересовало. Я считаю, что когда вы изображаете что-то на картине, то это остается и будет отражать себя в будущем и воздействовать на других. В жизни, когда мы видим что-то некрасивое, мы можем от этого отвернуться, но когда это зафиксировано и с величайшим мастерством, то мы не можем от этого уйти. Оно останется для кого-нибудь. Поэтому я всегда искал красоту. Она меня привлекала. И, передавая то красивое, что я видел, я передавал долю радости, которую ощущал, когда видел сам. Часто через картины мы начинаем видеть и ценить то, мимо чего проходим, что в жизни остается незамеченным. Но тогда уже различаем это в жизни, начинаем звучать на это.

Я считаю, что именно поиски красоты, которая вела древнее искусство почти всех древних стран, дали миру замечательные достижения. [Это] были [величайшие] поиски красоты. Так, например, древнегреческое искусство. Оно стремилось воспроизвести в своей скульптуре красоту человеческого тела, передать правильными пропорциями гармонию, красоту. То же и в Индии, когда создавали прекрасные формы, которым следовали и которые помогли [воздвигать] замечательные храмы, изваяния. Как-то чувствуешь, что это правильный путь, о котором Микеланджело говорил, что ничто так не возвышает человека, как желание изобразить что-то прекрасное. Конечно, это всё трудно, но все мы должны пытаться найти и увидеть то, что красиво. И как Достоевский говорил: «Красота спасет мир», – так же утверждал и верил в это Николай Константинович. [Н.К. Рерих дополнил фразу Ф.М. Достоевского – «Сознание Красоты спасет мир» [10].] В это верю и я.

Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир, [это] желание создать что-то более прекрасное – прекрасную жизнь, прекрасные отношения. Это внутреннее желание, если даже мы не можем его осуществить в жизни, всё же приведет нас когда-то к осознанию Красоты, даст новый ключ, новое понимание, новую оценку жизни.

В природе есть много красивого. Всегда вы найдете замечательную красоту, которую природа щедрою рукой рассыпает. Посмотрите на крылья бабочки. Как замечательны всевозможные комбинации их! Посмотрите на цветы, на кристалл, на игру красок в небесах, [на] мор[е] и увидите, что мы окружены исключительной красотой. Только это нужно видеть и почувствовать. Что может быть красивее крыльев бабочки? Вы спросите, зачем они были созданы. Несомненно, они нужны были, раз созданы природой. Она никогда не создает то, что ей не нужно. Вся окружающая нас жизнь стремится как-то выразить себя в красоте. Самцы одеваются весной в замечательные оперенья, чтобы привлечь самку. Очевидно, так необходимо, и она на это реагирует. Есть маленькая птичка-садовник. Она строит домики из веточек, листьев и украшает их яркими цветами, убирает завядшие и приносит свежие цветы. Значит, это понимание красоты заложено во всём мире. Всюду природа стремится как-то себя проявить и проявляет красиво. Каждый цветок является красивой комбинацией элементов природы. Как сложно растение и как оно благородно! И наше человеческое стремление к красоте – то же самое. Оно исходит из глубин нашей общей природы. И когда мы стремимся к красоте, мы видим и понимаем, что это [есть] не что иное, как самое рациональное и практическое отношение к миру, к жизни. Вообще трудно иногда бывает в жизни человеческой, и нужно в трудные моменты мыслить о Красоте. Я считаю, что нужно всегда и во всём мыслить гармонично, мыслить красиво. И это освещает нашу жизнь, [поддерживает]. И даже в самые трудные моменты озаряет и помогает всем окружающим. Красивое мышление, так же как прекрасная картина, изваяние излуча[ю]т красоту на всех, кто [их] видит, кто с [ними] соприкасается.

Кто может измерить то влияние «Моны Лизы» [11], которое она излучает на протяжении столетий? В Индии есть Тадж-Махал – замечательное произведение архитектуры. И говорили когда-то, что стоило ли тратить такие гигантские суммы, чтобы создать такое здание. Но оно окупило себя тысячи, тысячи раз. На протяжении веков к нему сходились люди, чтобы приобщиться к его красоте. Это здание является не только символом любви, но и замечательным произведением искусства, которое жило и живет. И сейчас все, кто туда приезжают, уносят навсегда с собой прекрасное воспоминание о Тадж-Махале. Люди едут туда, чтобы как-то приобщиться к красоте. И мы должны всячески в нашей жизни стараться приобщиться к красоте – она обогатит нашу жизнь и даст исключительную радость.

 

Вопрос: Ваше мнение о выставке «Советская Россия» [12].

С. Рерих: Там я нашел много хороших вещей и собираюсь еще посетить. Так много прекрасного! Сейчас перечислить будет трудно.

 

Вопрос: Как Вы относитесь к абстрактной живописи?

С.Р.: Я считаю, что всякий эксперимент допустим. Но является ли абстракт действительно большим искусством – это вопрос, который нужно разрешить. Я считаю, что он дальше не пойдет, его можно повторять, но искусства из него не получится. Люди начнут себя спрашивать, понятен ли нам этот язык или останется он языком мелкой группы? Вернутся ли эти художники к другим исканиям, покажет жизнь. Я считаю, что жизнь заставит их вернуться к другим формам. Представьте себе бесконечное количество абстракций, куда это пойдет! Среди них иногда [встречаются] очень интересные комбинации тона, но исчерпывает ли это искусство как таковое? Жизнь? К чему все заветы искусства?

Мы должны всегда искать что-то новое. Жизнь нам дает столько прекрасного и замечательного. И если мы будем всё время черпать из этой жизни, никогда всё-таки не дойдем до конца; всегда будет что-то новое, что можно найти. Вот поэтому я сам никогда абстрактом не занимался.

 

 

[1] В Сиккиме в 1924 г. Н.К. Рерих создал серии картин: «Гималаи», «Его Страна», «Сикким», «Тибетский путь».

[2] В числе созданных в Сиккиме произведений С.Н. Рериха: «Портрет ламы» (1923). Картон, темпера, масло. 98 х 65,5 см.; «Голова женщины» (1924). Бумага на картоне, уголь, пастель. 64 х 50,5 см.; «Голова мужчины в тюрбане» (1924). Картон, сангина. 63,4 х 48 см.; и др.

[3] Результатом этого изучения стала первая крупная монография Ю.Н. Рериха, вышедшая в Париже в 1925 г. на английском языке и до сих пор не утратившая своей актуальности по глубине систематизации сюжетов тибетской живописи и четкости изложения. См.: Roerich G. Tibetan Paintings. Paris, 1925; РерихЮ.Н. Тибетскаяживопись. М.: МЦР, 2001.

[4] В 1923-1925 гг. Н.К. Рерих находился в Сиккиме и Кашмире, в 1925-1928 гг. руководил Центрально-Азиатской экспедицией.

[5] В авторский список за 1924 г. Н.К. Рерих вписал 82 картины.

[6] Речь идет о картине Н.К. Рериха «Помни!» (1947). Холст, темпера. 91x153 см. Государственный Русский музей. Картина участвовала в выставках 1958-1959 гг. в городах СССР. В Сиккиме в 1924 г. был написан первоначальный вариант картины «Помни!» из серии «Его Страна».

[7] В декабре 1928 г. Н.К. Рерих с семьей поселился в Наггаре в долине Кулу в Западных Гималаях.

[8] Мемориальный музей Рериха (см.: Рерих С.Н. Записка о Мемориальном музее Рериха в доме-усадьбе в Наггаре, Кулу / Рерих С.Н. Врата в высшую жизнь. М.: МЦР, 2009. С. 75) и Художественная галерея Рериха (Roerich Art Gallery), ныне Международный Мемориальный Трест Рерихов (Наггар, Химачал-Прадеш, Индия).

[9] Например, Леонардо да Винчи. Споры живописца с поэтом, музыкантом и скульптором / Леонардо да Винчи. О науке и искусстве. СПб.: Амфора, 2006. С. 27.

[10] См.: Рерих Н.К. «Сознание Красоты спасет» // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 48-50.

[11] Речь идет о картине Леонардо да Винчи «Портрет Лизы дель Джиокондо (Мона Лиза)» (1503-1506). Дерево, масло. 77 х 53 см. Лувр (Париж).

[12] С.Н. Рерих и Девика Рани Рерих 14 мая I960 г. в Москве посетили Первую Республиканскую художественную выставку «Советская Россия».

 

 

 

Начало страницы