История публикации:
Рерих С.Н. Свет искусства. Сборник / Пер. с англ. Т.О. Книжник, Т.Г. Егорова; сост. С.А. Пономаренко, И.В. Орловская; предисл. П.Ф. Беликов. М.: МЦР, 1994. 91 с. Сер.: «Малая рериховская библиотека».
Рерих С.Н. Ветвь Кангра. Пер. с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч / К беседе с художниками: сб. ст. 2-е изд., испр. М.: МЦР, 2006. С. 56–58. Серия: «Малая рериховская библиотека». (Первое издание сборника имело название «Свет искусства», 1994.)
Рерих С.Н. Ветвь Кангра. Пер. с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч / Индийская живопись: статьи, моногр. / Пер. с англ. Т.В. Егорова, Е.А. Захарова и др.; ред.-сост. И.И. Нейч. М.: МЦР, 2011. 440 с.: ил.
На странице представлены два варианта перевода:
1. Первый вариант 2011 г., публикуется по изданию:
Рерих С.Н. Ветвь Кангра. Перевод Т.В. Егоровой, И.И. Нейч / Индийская живопись: статьи, монография / Ред.-сост. И.И. Нейч. М.: МЦР, 2011. С. 229-237.
2. Второй вариант 2006 г., публикуется по изданию:
Рерих С.Н. Ветвь Кангра. Пер. с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч / К беседе с художниками: сб. ст. 2-е изд., испр. М.: МЦР, 2006. С. 56–58. Серия: «Малая рериховская библиотека». (Первое издание сборника имело название «Свет искусства», 1994.)
От редакции книжного издания.
Одним из основных предметов исследований С.Н. Рериха была живопись художественных школ Пенджабских гор (или Гималайских предгорий, где он жил в долине Кулу), объединенных под общим названием Пахари («Горная»), — ярчайшее достижение в истории не только индийской, но и мировой живописи. Его знание и видение этого предмета характеризовалось такой широтой и глубиной, что он пользовался безоговорочным авторитетом среди экспертов с мировым именем.
Работы С.Н. Рериха по искусству Индии имеют не узко-специальный, а комплексный характер. Все они объединены ключевой для индийской культуры темой традиции, и в поисках отдельных её утраченных звеньев С.Н. Рерих делает серьезнейшее открытие. Он прослеживает истоки Гималайской школы живописи, или школы Пахари, до древнейших времен и связывает единой традицией Западные и Восточные Гималаи.
Его методы исследования заслуживают особого внимания. Так, считая используемые мастерами технические приемы «одним из лучших путеводителей в изучении эволюции стиля и выявлении его источника», он устанавливает близость школы Пала, представленной в буддийских рукописях на пальмовых листьях, традициям Аджанты. Пытаясь установить характерные признаки ранней традиции местных художественных школ и исходя из предположения о её близости кашмирскому искусству, дошедшему до нас в виде буддийских стенописей в соседней долине Спити, некогда входившей в состав средневекового западно-тибетского царства Гугэ, он предлагает свой оригинальный способ реконструкции местной традиции с применением сравнительного анализа стилевых особенностей школы Гугэ и её прототипа — школы Пала.
«Из знания всех искусств, из их синтеза вырастет великое искусство будущего» — так объяснял Святослав Николаевич Рерих свое горячее желание видеть представленным в широком масштабе искусство Индии на Родине.
И.И. Нейч
Публикуется по изданию:
Рерих С.Н. Ветвь Кангра. Перевод Т.В. Егоровой, И.И. Нейч / Индийская живопись: статьи, монография / Ред.-сост. И.И. Нейч. М.: МЦР, 2011. С. 229-237.
Ветвь Кангра
Перевод с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч
При знакомстве с храмами штата Манди или храмами в отдаленных долинах Кулу можно встретить буддийские статуэтки различных периодов, обычно почитаемые как индуистские божества, хотя некоторые из них хранятся в храме на старой дворцовой площади Манди лишь как реликвии другой религии. Хотя и не все, но, по крайней мере, многие из этих фигур попали в Манди и другие районы во время многочисленных завоеваний ближайших буддистских районов. Очень многие их монастыри в течение последних тибетских периодов лишились своих скульптур вследствие вторжений из долины Кангры, и теперь они оказались в Манди и других горных штатах. В старом дворцовом храме Манди имеется ряд исключительно красивых раннебуддийских фигур, одна из которых представляет особый интерес. Это Будда в образе бодхисаттвы; его лотосовый трон превосходно исполнен в технике гравированной позолоченной меди, причем каждый лепесток лотоса заканчивается человеческим лицом. На оборотной стороне фигуры имеется надпись, до сих пор не расшифрованная. Южнее, в Равалсаре, буддийские изображения встречаются чаще, и в некоторых частных домах они используются для каждодневных молитв. Мне удалось добыть приличное количество фигурок для своей коллекции, и многие из них отлиты из довольно бледной бронзы и происходят из так называемой мастерской Спити.
В Сукете есть место, где изображения, которые по тем или иным причинам не могут использоваться в культовых целях, по обыкновению выбрасываются в реку вниз по ее течению по долине. Немало подобных фигурок было подобрано на отмелях, и я уверен, что со временем их будет найдено гораздо больше.
В Нирманде мне говорили, что где-то неподалеку от храма находятся пещеры, в которых хранятся очень старые статуэтки; их можно выносить лишь на время некоторых религиозных праздников. Согласно преданию, эти изображения относятся к древнейшему периоду, и было бы небезынтересно получить доступ ко всей коллекции. Район Нирманда с соседними долинами был тем самым местом, где появилась Атхарваведа, известно также, что там имелось много мастеров по бронзе, создателей фигур, традиционно занимавшихся этим ремеслом с незапамятных времен. Не так давно в пещере близ Сукета была найдена совершенно разбитая бронзовая скульптура больших размеров, относящаяся к раннебуддийскому периоду. Ее доставили в Сукет, но я не уверен, что она была сфотографирована.
В долине Кулу, в небольшом пещерном храме Пахари Баба в Наггаре, имеется раннегуптская фигура, близкая хорошо известному изображению из Лахорского музея, которая почитается как Гаутама-риши. Согласно образцам раннебуддийской бронзовой пластики его глаза инкрустированы серебром; он сидит на перевернутом, то есть лепестками вниз лотосе, что также типично для раннего периода. Сам лотос покоится на квадратном пьедестале без орнамента, как у лахорского Будды. Другое, более позднее изображение Будды было найдено в долине Маникарана, и я полагаю, что эти фигуры вышли из одной мастерской близ Манали, недалеко от старого форта. В деревне Манали есть старая прямоугольная высокая платформа, заваленная тяжелыми бревнами. По преданию, в этой платформе, которая служила основанием древней буддийской ступы, были захоронены манускрипты и другие документы, и, как говорит предание, они все еще там. Несколько лет назад, когда из Западного Тибета пришли ламы, чтобы забрать из ступы эти манускрипты, местные жители не позволили им унести их и настояли на том, чтобы документы были положены на прежнее место, а платформу завалили бревнами, чтобы удержать других от подобной затеи. Ниже в долине, в Баджауре, где теперь стоит известный храм, есть такая же приподнятая платформа, которая, согласно преданию, также была местом, связанным с буддизмом. Где-то в нижней части долины была воздвигнута колонна Ашоки, ее видел китайский путешественник Сюань Цзан. Находилась ли она по соседству с Баджаурой или еще ниже — трудно сказать, но я совершенно уверен, что раскопки дали бы много интересных фактов.
Во времена Ранджита Сингха сикхи не раз совершали набеги на долину Кулу, привлеченные смутными слухами о ее несметных богатствах и запасах серебра. По всей вероятности, они увезли и разрушили многие ценные памятники, как это часто случается во времена нашествий.
В храме Рагунатха в Кулу имелись исключительно красивые ткани XVI–XVII веков, пожалованные храму различными правителями, однако сейчас их судьба неизвестна. Думаю, что лет двадцать назад они были проданы.
Многие бронзы, которые я видел в храмах двадцать лет назад, теперь исчезли; их, видимо, унесли посетители или исконные владельцы, предоставившие храмам эти фигурки на время. Так, я помню прекрасную бронзу раннепалского периода в храме Муралидхар в Тава, владелец которой не соглашался расстаться с ней, но потом бронза исчезла, и никто не мог припомнить, куда она делась. Это была исключительно замечательная бронза, типичная для раннего периода, отличавшаяся высоким мастерством исполнения и хорошо сохранившаяся. Она представляла особый интерес, ибо была довольно крупной, а такую бронзу трудно найти.
Храм Трипурасундарам в Наггаре обладает большой статуей богини Кали, которую, по преданию, привезли в Наггар из Рампура и установили в этом храме. В этом же храме имелось несколько образцов ранней бронзы Кулу, отлитых из знаменитого аштадхату — бронзового сплава из восьми металлов. Эти изображения весьма почитаемы в долине, так как считаются очень старыми и потому более священными, чем изготовленные позднее. Есть еще другие фигуры в храме Джагатсука, сам храм восходит к IX веку.
[Конец 1950-х годов]
Публикуется по изданию:
Рерих С.Н. Ветвь Кангра. Пер. с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч / К беседе с художниками: сб. ст. 2-е изд., испр. М.: МЦР, 2006. С. 56–58. Серия: «Малая рериховская библиотека». (Первое издание сборника имело название «Свет искусства», 1994.)
Ветвь Кангра
Перевод с англ. Т.В. Егоровой, И.И. Нейч
Знакомясь с храмами княжества Манди или с некоторыми храмами в отдаленных местах долины Кулу, мы можем встретить буддийские статуэтки различных периодов, обычно почитаемые как индуистские божества, хотя некоторые из них в храме старой дворцовой площади Манди хранятся только как реликвии другой религии. Эти фигурки, хотя и не все, но, по крайней мере, многие из них, попали в Манди и в другие районы в результате многочисленных завоеваний прилежащих буддийских областей. Большая часть монастырей в недавний тибетский период лишилась своих скульптурных произведений из-за вторжений из долины Кангры, и теперь они оказались в Манди и других горных княжествах. Старый дворцовый храм в Манди обладает несколькими прекрасными раннебуддийскими фигурками. Особенно интересна одна из них, где Будда изображен как бодхисаттва [1]; его трон-лотос превосходно выполнен в технике гравированной позолоченной меди, и каждый лепесток лотоса заканчивается человеческим лицом. На задней части фигурки имеется надпись, до сих пор не расшифрованная. Южнее, в Равалсаре, можно обнаружить больше таких фигурок, и там встречаются частные дома, где изображения Будды используются для каждодневных молитв. Мне удалось добыть достаточное количество фигурок для своей коллекции, большинство из них из бледной бронзы и принадлежат к так называемой мастерской Спити.
В Сукхете есть место, где изображения, которые по тем или иным причинам не могут использоваться в культовых целях, обычно выбрасываются в реку, текущую вниз по долине. Немало этих фигурок было подобрано на отмелях, и я уверен, что позднее обнаружатся ещё очень многие.
В Нирманде мне говорили, что где-то неподалеку от храма расположены пещеры, в которых хранятся очень древние статуэтки; их можно выносить только во время особых религиозных празднеств. По преданию, эти изображения относятся к очень раннему периоду, и было бы весьма интересно получить доступ ко всей коллекции. Район Нирманда и прилежащие долины являются тем местом, где появилась «Атхарваведа» [2], также нам известно, что там имелось много мастеров по бронзе, создателей фигур, которые работали в этом крае с очень древних времен. Не так давно в пещере возле Сукхета была найдена разбитая бронзовая скульптура больших размеров, принадлежащая к раннебуддийскому периоду. её доставили в Сукхет, но я не уверен, что она была сфотографирована.
В долине Кулу, в небольшом пещерном храме Пахари Баба в Наггаре, есть раннее изображение периода Гуптов, близкое к хорошо известному изображению из Лахорского музея. Его почитают как Гаутаму-риши, и по образцу ранних бронзовых буддийских фигурок его глаза инкрустированы серебром; он сидит на перевернутом лотосе, то есть лотосе лепестками вниз, что характерно для раннего периода. Сам лотос покоится на квадратном пьедестале без орнамента, как у лахорского Будды. Другой, более поздний Будда найден в долине Маникарана, и я уверен, что эти фигурки вышли из одной мастерской близ Манали, недалеко от старого форта. В деревне Манали есть старая, возвышающаяся над землей прямоугольная платформа, заваленная тяжелыми бревнами. По преданию, в этой платформе, которая служила основанием древней буддийской ступы [3], были захоронены манускрипты и другие документы, и, как гласит предание, они все ещё там. Несколько лет назад, когда из Западного Тибета пришли ламы, чтобы изъять из ступы эти манускрипты, местные жители не позволили им это сделать и настояли на том, чтобы документы были положены на прежнее место, а платформу завалили бревнами, чтобы удержать других от подобной затеи. Ниже в долине, в Баджауре, где стоит теперешний известный храм, есть такая же приподнятая платформа, которая, по преданию, также была местом, связанным с буддизмом. Где-то в нижней части долины была воздвигнута колонна Ашоки [4], её видел китайский путешественник Сюань Цзан. Была ли она по соседству с Баджаурой или ещё ниже – трудно сказать, но я совершенно уверен, что раскопки дали бы много интересных фактов.
Во времена Ранджита Сингха сикхи не раз совершали набеги на долину Кулу, привлеченные смутными слухами об огромных богатствах и запасах серебра. Они, по всей вероятности, увезли и разрушили многие ценные памятники, как это часто случается во времена нашествий.
Храм Рагунатха в Кулу имел прекрасные ткани ХVI–ХVII веков, пожалованные храму различными правителями, но ныне судьба их неизвестна. Я думаю, они были проданы лет двадцать назад.
Многие бронзы, которые я видел в храмах двадцать лет назад, теперь исчезли; их, видимо, унесли посетители или исконные владельцы, одолжившие храмам эти фигурки на время. Так, я помню прекрасную бронзу раннепалского периода в храме в Тава (Мурали-Дхар). её владелец не соглашался расстаться с ней, однако позднее бронза исчезла, и никто не мог припомнить, куда она делась. Это была замечательная бронза, типичная для раннего периода высокого мастерства и хорошо сохранившаяся. Она представляла особый интерес, ибо была довольно крупной, а такую бронзу трудно найти.
Храм Трипурасундарам в Наггаре обладает большой статуей богини Кали, которая, по преданию, была привезена в Наггар из Рампура и установлена в этом храме. В этом же храме имелось несколько образцов ранней бронзы Кулу, отлитых из знаменитого аштадхату – бронзового сплава из восьми металлов. Эти изображения весьма почитаемы в долине, так как считаются очень старыми и потому более священными, чем более поздние. Есть ещё другие статуэтки в храме Джагатцука, сам храм относится к IХ веку.
<Конец 1950-х годов>
[1] Бодхисаттва (санскр. существо, стремящееся к просветлению) – в буддизме – тот, кто принял решение стать буддой. В отличие от Будды, изображаемого в монашеском плаще, бодхисаттва изображается в царских одеждах, с диадемой на голове.
[2] Атхарваведа – младшая из четырех Вед, главных священных книг индуизма; собрание заговоров и молитв.
[3] Ступа – буддийский культовый памятник, сложенный из кирпичей купол, воздвигнутый над священными реликвиями.
[4] Каменные мемориальные колонны, которые появились при императоре Ашоке (III в. до н.э.) и возводились в местах, связанных с жизнью Будды, буддийских святых или событий из истории буддизма.