ruenfrde
Скрыть оглавление

Некоторые факты творческой жизни Николая Рериха. 1948

Публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Некоторые факты творческой жизни Николая Рериха. Перевод с англ. яз. M.B. Морочковской / «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. Т. 1: 1938–1988. М.: МЦР, 2015. С. 36–42.

 

История публикации:

Roerich S. A Few Highlights of Nicholas Roerich’s Creative Life // Nicholas Roerich: Memorial Vol. [1948]. P. 43–45. – Англ. яз. – Опубл. на рус. яз. под назв. «Некоторые факты творческой жизни Николая Рериха».

То же: // Nicholas Roerich by his contemporaries. Bangalore, 1964. P. 18–22.

Рерих С.Н. Щедрый синтез // Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 71–73 (В сокращении).

 

 

Некоторые факты творческой жизни Николая Рериха

Перевод с англ. яз. M.B. Морочковской

 

Н.К. Рерих. 1937 г. Кулу, ИндияВ настоящее время собран обширный, ежегодно пополняемый новыми поступлениями международный библиографический материал, связанный с изучением разных аспектов творческого гения профессора Николая Рериха, однако сводный, обобщающий труд о его творчестве ещё предстоит создать.

Потребуется несколько лет, чтобы должным образом классифицировать то громадное культурное наследие, которое он оставил последующему поколению, и поэтому в этом кратком изложении я приведу только некоторые факты его биографии, которые могут оказаться полезными при изучении его творчества.

Он родился в 1874 г. в Санкт-Петербурге, где впоследствии получил начальное и высшее образование.

Будучи студентом, он одновременно обучался в Академии художеств, Археологическом институте и на юридическом факультете Петербургского университета, где также слушал курс лекций по истории и филологии. Позже он отправился на учебу за границу. Столь блестящее образование стало основой, давшей ему широту кругозора и глубину мысли, чтобы возвести великолепное здание свершений.

В сердце и в мыслях он был предан всему человечеству, всем народам.

Как художник он оставил более семи тысяч картин, посвященных самым разным темам: от исторических монументальных полотен, написанных в академическом, более реалистичном стиле под влиянием тенденций конца XIX в., до более поздних, в высшей степени декоративных, красочных и уникальных картин, отражающих наивысшие человеческие устремления. Сюжеты он черпал в Великой Книге Жизни, человеческих исканиях, философских учениях и религиях, а в последние годы наряду с сюжетными картинами он также создавал удивительные пейзажи Гималаев, которые он так любил и которые принесли ему славу «Мастера гор». Его картины размещены в ведущих музеях мира, а также в крупнейших частных галереях. Здесь, в Индии, они являются частью многих государственных собраний, в Траванкоре [1] для них отведено отдельное здание, а кроме того – целые залы в музеях Аллахабада и Бенареса [2].

Он был выдающимся мастером настенной росписи, наиболее известны его монументальные фрески в здании Казанского железнодорожного вокзала [3] в Москве и в церкви Святого Духа в Талашкино под Смоленском. Кроме того, он создал множество мозаик.

Столь же ценным был его вклад в театрально-декорационное искусство. Он создал декорации почти ко всем операм Вагнера, многим операм Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, а также пьесам Метерлинка и других.

Не менее значимы и его работы для балетных постановок: его декорации к балетам «Половецкие пляски» [4] и «Весна Священная» [5] стали классикой сцены.

Как писатель и ученый он опубликовал 27 томов произведений, посвященных главным образом культурно-философским и общечеловеческим темам.

Наиболее известны следующие его произведения:

1. Собрание сочинений. 1914   [Рерих Н.К. Собрание сочинений. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1914.]

2. Цветы Мории. 1921   [Рерих Н.К. Цветы Мории: Сб. стихотворений. Берлин: Слово, 1921.]

3. Адамант. 1925   [Roerich N. Adamant. New York: Corona Mundi, 1922; To же: New York, 1924; To же: Kyoto, 1925.]

4. Алтай-Гималаи. 1929   [Roerich N Altai – Himalaya: A Travel Diary. New York: F.A. Stokes Cо., 1929; To же: London: Jarrolds Publ., [1930].]

5. Пути Благословения. 1929   [Рерих Н.К. Пути Благословения: Филос. эссе. New York – Paris – Riga – Harbin: Алатас, 1924.]

6. Держава Света. 1929   [Рерих Н. К. Держава Света. Southbury: Алатас, 1931.]

7. Пламя в чаше. 1929   [Roerich N. Flame in Chalice: A Collection of Poems / translated by Mary Siegrist. New York: Roerich Museum Press, 1930.]

8. Сердце Азии. 1929   [Рерих Н.К. Сердце Азии. Southbury (Conn.): Alatas, 1929.]

9. Шамбала 1930   [Roerich N. Shambhala. New York: Stokes, 1930.]

10. Твердыня Пламенная. 1933   [Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Париж: Всемир. Лига Культуры, [1932]. То же: Fiery Stronghold. Boston (Mass.): Stratford C°., 1933.]

11. Врата в Будущее. 1936   [Рерих Н.К. Врага в Будущее. Рига: Угунс, 1936.]

12. Прекрасное единение. 1946   [Roerich N. Beautiful Unity. Bombay: The Youths’ Art & Culture Circle, [1946].]

13. Гималаи – обитель Света. 1947   [Roerich N. Himalayas – Abode of Light. Bombay: Nalanda Publ., 1947.]

14. Химават. 1947   [Roerich N. Himavat: Diary Leaves. Allahabad: Kitabistan, 1946.]

 

Помимо этого он написал бесчисленное множество статей для крупнейших индийских и мировых печатных изданий. Его стихотворения публиковались на русском языке, т.е. на языке оригинала, а также и в переводе на другие языки. Перевод на английский выполнила Мэри Сигрист [6]. Также он оставил несколько неопубликованных рукописей.

Как ученый и исследователь в России он провел обширные археологические раскопки и систематизацию материала, а позже организовал экспедицию в Центральную Азию, которая длилась почти пять лет. Начав маршрут в 1924 г. в Индии, в 1928 г. он вернулся туда же через Тибет. С 1928 г. он обосновался в Гималаях, где проводил все время, за исключением нескольких поездок по Индии и за границу, а также масштабной экспедиции в Монголию и Китай в 1935 г. [7]

Он организовал этнологическое, лингвистическое, ботаническое и зоологическое исследование Западных Гималаев, в котором ему помогал его сын Юрий Рерих, также выдающийся ученый, и другие приглашенные ученые.

Будучи культурным вождем, Николай Рерих был почетным членом многих культурных и научных организаций во всем мире. Он возглавлял Императорское Общество поощрения художеств в России с его многочисленными филиалами [8], был первым председателем известного общества «Мир искусства» [9], директором первых женских архитектурных курсов [10] и стоял во главе целого ряда просветительских обществ и организаций.

В Америке Николай Рерих основал Институт Объединенных Искусств, Международный культурный центр и был почетным директором Музея Рериха [11] и его филиалов в Европе, Америке и странах Востока. Поскольку он был убежден, что Мир может прийти на Землю лишь через Культуру, он предложил Международный пакт для защиты культурных ценностей, который стал известен как Пакт Рериха и Знамя Мира. Пакт был ратифицирован 21 страной и одобрен 36 странами [12].

Правительства, научные общества и различные организации многих стран удостоили его своими почетными наградами. Он был кавалером российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира [13]; кавалером Югославского ордена Святого Саввы I степени и ордена Почетного Легиона Франции; также имел Королевский Шведский орден Полярной звезды I степени [14]. Избирался действительным и почетным членом многих Академий и научных организаций во всем мире. Назову некоторые организации и ученые звания, чтобы дать представление о его компетентности и сфере деятельности:

1. Действительный член Российской Академии художеств [15].

2. Действительный член Югославской Академии наук и художеств (Yugoslavian Academy of Science and Art), Загреб.

3. Действительный член Португальской Академии (Portuguese Academy), Коимбра, Португалия.

4. Действительный член Реймской Академии (Rheims Academy), Франция [16].

5. Действительный член Академии Международного Института науки и литературы (Academy of the International Institute of Science and Literature), Болонья, Италия.

6. Почетный член Комитета по Культуре (Committee Cultural), Буэнос-Айрес, Аргентина.

7. Вице-президент Общества Марка Твена (Mark Twain Society), США.

8. Почетный член Просветительского Общества Бенареса (Nagari Pracharini Sabha), Индия.

9. Почетный член More Society, Франция.

10. Член Красного Креста (Франция).

11. Член Общества по изучению древностей (Société Préhistorique), Франция.

12. Пожизненный член Федерации французских художников (Federation of French Artists), Париж.

13. Член Осеннего Салона (Париж) [17].

14. Пожизненный член Общества антикваров (The Sosiety of Antiquaries), Париж [18].

15. Почетный член «Secession» (Вена) [19].

16. Почетный президент Международного Союза в поддержку Пакта Рериха (International Union for Roerich Pact), Брюгге.

17. Почетный протектор Исторического общества при Академии (History Society of the Academy), Париж.

18. Почетный президент Французского общества Рериха (French Roerich Association), Париж.

19. Член-учредитель Этнографического общества (Ethnographic Society), Париж.

20. Почетный президент Академии Рериха (Roerich Academy), Нью-Йорк.

21. Почетный президент Ассоциации содействия развитию культуры «Фламма» (Flamma Association for the Advancement of Culture), штат Индиана, США.

22. Почетный президент Общества Рериха в Филадельфии (Philadelphia Roerich Society), США.

23. Почетный член Общества по охране исторических памятников (Society for the Protection of Historic Monuments), Нью-Йорк.

24. Почетный президент Латвийского Общества Рериха (Рига).

25. Почетный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае.

26. Почетный член Института Боше (Bose Institute, Калькутта).

27. Пожизненный член Королевского Азиатского Общества в Бенгалии (Royal Asiatic Society of Bengal), Калькутта.

28. Пожизненный член Общества «Искусство Востока» (Society of Oriental Art), Калькутта.

29. Почетный президент и доктор литературы Международного Института по изучению буддизма (International Buddhist Institute), Сан-Франциско, Калифорния.

30. Почетный член Русского культурно-исторического музея в Праге.

31. Почетный член Общества «Лужичи» [20] (Society of Lusace), Париж.

32. Почетный член Лиги в защиту Искусства (League for the Defence of Art), Париж.

33. Попечитель Художественного общества Амритсара (Amritsar Art Society), Амритсар, Индия.

34. Член-благотворитель Ассоциации Международных исследований (Association for International Studies), Париж.

35. Почетный член Field Association, Сен-Луис, США.

36. Почетный член Braurveda Society, Ява.

37. Почетный член Национальной Ассоциации естественной медицины в Америке (National Association of Naturopaths of America), Лос-Анджелес, Калифорния.

38. Почетный президент Центра искусства и культуры (The Centre of Art and Culture), Аллахабад, Индия.

39. Президент Лиги Культуры (League of Culture), США.

40. Почетный президент Американско-Русской культурной ассоциации (American-Russian Cultural Association), Нью-Йорк, США.

41. Вице-президент Американского Института археологии (American Institute of Archeology), США и многих других организаций и обществ.

Надеюсь, что вышеизложенные факты помогут всем, кто изучает творческое наследие Николая Рериха, понять главные принципы и смысл всей его жизни – беспрестанные поиски знаний, самопознание, поиски совершенства путем активной творческой деятельности и служения.

Бангалор

1948 (1964)

 

 

[1] Траванкор – княжество в южной Индии, в настоящее время в составе штата Керала.

[2] Речь идет о галерее Шри Читралайама (SriChitralayamArtGallery) в Тривандруме, Муни­ципальном музее Аллахабада, Музее Бхарат Кала Бхаван (BharatKala Bhavan) в Бенарес­ском индуистском университете.

[3] Панно «Битва при Керженце» (1913) и «Покорение Казани» (1913), исполненные Н.К. Ре­рихом для оформления интерьера Казанского вокзала в Москве, утрачены.

[4]Речь идет об опере «Князь Игорь» А.П. Бородина. Сценическое осуществление получили «По­ловецкие пляски», поставленные А.А. Саниным в Париже в антрепризе С.П. Дягилева. Деко­рации и костюмы были созданы по эскизам Н.К. Рериха. Премьера состоялась 19 мая 1909 г.

[5] Речь идет о балете на музыку И.Ф. Стравинского «Весна Священная», для которого Н.К. Рерих написал либретто и разработал эскизы декораций и костюмов. Премьера ба­лета состоялась 29 мая 1913 г. в Париже в театре Елисейских полей в программе «Русских сезонов» С.П. Дягилева.

[6] From «Flowers of Morya» / translated by Mary Siegrist // Archer. 1929. № 3/4. P. 30–31.

[7] Речь идет о Маньчжурской экспедиции Н.К. Рериха (1934–1935).

[8] Служба Н.К. Рериха в Императорском Обществе поощрения художеств (ИОПХ) про­должалась много лет. В 1898 г. он был приглашен на должность помощника секретаря ИОПХ, в 1899 г. избран помощником директора Художественно-промышленного музея ИОПХ, в 1901 г. секретарем ИОПХ, в 1906–1917 гг. директором Рисовальной школы ИОПХ.

[9] В 1910 г. Н.К. Рерих избран председателем художественного общества «Мир искусства».

[10] В 1913 г. Н.К. Рерих назначен директором Женских курсов высших архитектурных знаний Е.Ф. Багаевой.

[11] Мастер-Институт Объединенных Искусств (1921), Международный художественный центр «Corona Mundy» (1922), Музей Рериха в Нью-Йорке (1923).

[12] В Третьей международной конференции, посвященной Пакту Рериха (1933), участвовали 35 стран и США. В 1935 г. в Вашингтоне представителями 21 страны (США и стран Латин­ской Америки) был подписан Пакт Рериха.

[13] В мае 1913 г. Н.К. Рерих награжден Императором Николаем II орденом Святого Владимира IV степени.

[14] В 1915 г. Н.К. Рерих за участие в Балтийской выставке в Мальмё (Швеция, 1914) награжден командорским крестом ордена Полярной звезды.

[15] Н.К. Рерих 26 октября 1909 г. избран академиком Императорской Академии художеств.

[16] В 1906 г. Н.К. Рерих избран членом Национальной академии в Реймсе.

[17] В 1906 г. Н.К. Рерих в числе 15 русских художников избран членом Осеннего Салона (Франция).

[18] В 1909 г. за выдающиеся заслуги в археологии и исторической живописи Н.К. Рерих избран членом общества «Société Nationale des Antiquaires de France».

[19] B 1909 г. Н.К. Рерих избран членом венского художественного объединения «Secession» («Сецессион»),

[20] Лужичи, лужичане, лужицкие сербы – славянский этнос, представители которого прожи­вают на территории немецких земель Саксония и Бранденбург и юго-западной Польши.

 

 

 

Начало страницы