Публикуется по изданию:
Рерих С.Н. Художественная техника Н.К. Рериха / «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. Т. 1: 1938–1988. М.: МЦР, 2015. С. 26–29.
Художественная техника Н.К. Рериха
Художественная техника Николая Константиновича складывалась на протяжении всего его длинного Творческого Пути, но с самого начала и до конца он всегда оставался самим собой и неизменно следовал своему внутреннему стилю, своему индивидуальному подходу, хотя внешне его техника и художественные приемы неоднократно менялись. Они менялись не только с сюжетами, но и в связи с материалами, которыми он работал. Его живопись всегда отличалась силой, исканием синтеза, широкими планами, трактовкой и разрешением красочных проблем и мощным упрощенным рисунком. У него было неисчерпаемое богатство тем и красочных сочетаний. Начав свой Творческий Путь как исторический живописец, он стремился передать сущность древнего мира. Его первые картины, писанные, главным образом, маслом, технически ещё немного отличались от принятых тогда приемов. Это понятно, ибо он следовал заветам своих учителей. Но уже с самого начала его яркая индивидуальность искала новых путей, новых разрешений художественных и технических задач.
Работая маслом, он писал широкими мазками, густо перекрывая поверхность холста. Его сильные удары кисти часто скользили по неровностям поверхности и получались как бы рваные мазки, что позволяло дополнительную игру красок. Он созидал свою картину широкими планами и сильным рисунком. Изучая древних мастеров, он заметил, что они часто пользовались цветными фонами, и это очень заинтересовало его для создания как бы лейтмотива. Для своих ранних работ он обыкновенно пользовался масляными красками «Лефранк» [французская фирма «Lefranc & Bourgeois» – ред.], но масляная живопись его мало удовлетворяла, ибо в основе своего подхода он думал цветом. Его любовь к краскам и к красивым тонам и его замечательная чуткость к цветовым сочетаниям и гармониям, так же как и изучение старых мастеров и искусства Востока, постепенно привели его к технике темперы*, которая так ярко [проявилась] в последние годы его творчества. Он стремился к как можно более чистому тону, яркости и верности сочетаний для передачи воздуха, света, а также силы экспрессии – осуществить ему это удалось только в последние этапы его художественной деятельности. Его искания новых подходов, новых красок, новой техники провели его через ряд ярких периодов, опытов.
Так, после работ маслом он начал работать пастелью, водяной темперой и гуашью. Часто работал темперой и пастелью вместе, он подхватывал как бы планы темперы яркими ударами пастели и фиксировал её. Работал он на папках и картонах, и на цветных бумагах, наклеенных на картон. Затем он перешел на так называемую темперу «Вурма»**. Это была темпера на эфирных маслах, растворяемая так называемым фиговым молоком. Она позволяла работать на проклеенных сырых холстах, она была прочна и во многом отвечала запросам Николая Константиновича. Много картин было написано этой темперой, но фабрика закрылась во время Первой мировой войны и не возобновилась.
Николай Константинович затем работал появившейся [нрзб] темперой (Веймар), которая в общем походила на Вурмовскую, но была значительно слабее и хуже. Он работал английской, французской и американской темперой, но они его не удовлетворяли, ибо имели много ограничений. Только с 1924 г. он переходит на краски, замешанные им самим из порошков, которые посылались ему главным образом из Франции фирмой «Лефранк». В этих порошках он как бы нашел разрешение своей старой мечты наиболее чистого, яркого тона и в то же время устойчивый пигмент, подходивший к климату Индии. Резкие климатические вариации Индии плохо отзываются на других красках.
Интересно отметить, что Восток обыкновенно пользовался темперой в одном виде или в другом и оставил нам много интересных данных о связующих материалах, обыкновенно заимствованных из растительного мира, – эти краски давали максимальную яркость, без потускнения и глубокого растрескивания.
Работая вурмовской и другими темперами, Николай Константинович обыкновенно пользовался цветными фонами, но постепенно он изменил свой подход и, пользуясь серым льняным холстом, он наносил на него схематический рисунок и затем заполнял главные массы красок. Эти основные красочные массы он уже впоследствии обрабатывал и добивался нужного ему окончательного тона и лепки, при этом он пользовался очень разнообразными приемами. Полусухая обработка позволяла ему работать широкими мазками, и он чередовал заливки со сложным наслоением тонов. Каждая картина его была ярко запечатлена в его уме, и он редко когда прибегал к каким-либо изменениям. Это позволяло ему сравнительно быстро доводить картину до конца. Он обыкновенно работал над многими картинами сразу, и это давало ему необходимый отдых. В последние годы жизни Николай Константинович очень редко делал предварительные наброски, этюды или рисунки для своих больших вещей. Вся картина была полностью разработана перед его духовным взором. Он, конечно, много работал с натуры, и его этюды являются богатейшим вкладом в Сокровищницу искусства.
Величайшие Горы Мира запечатлены им в их бесконечных переливах и блистании тонов так, как никто их не смог передать до него. И кажется, что иногда он действительно пришел к предельным достижениям нашими ограниченными, физическими средствами.
Процесс его творческого труда никогда не прерывался и постоянно рос и расширялся. Если он не писал картины, он писал статьи или изучал, или же работал по административной линии своих культурных организаций. Меняя свой труд, он как бы обновлялся, и до самого конца его творческая работа не прекращалась.
Он всегда говорил, что самое важное – это запомнить первое впечатление от виденного. И всегда держать это первое впечатление перед своим духовным взором при последующей обработке.
Первое впечатление дает нам синтез всего, и его легко утерять во второстепенных деталях.
Его знание красочных гармоний, контрастов и композиции было совершенно изумительно. И этот кладезь знания он постепенно пополнял изучением Достижений Мировой Мысли и Искусства.
Совершенно невозможно в нескольких словах передать что-либо об этой замечательной многогранной Личности. Его техника была так же богата, как и его исключительно одаренная природа.
<1958>
* Темпера (от лат. «смягчать», «смешивать») – минеральные краски, которые разводят водой и связующим веществом (яичный желток, жидкий клей, мед и иные эмульсии), и картина, выполненная такими красками.
** Темпера, производившаяся в Мюнхене до 1914 г.