ruenfrde
Скрыть оглавление

Н.К. Рерих в борьбе за мир. 1959

История публикации:

Во имя жизни, во имя мира: о деятельности художника Н.К. Рериха, посвящ. сохранению культуры и худож. ценностей, созданных человечеством / предисл. Ю. Савицкий // Моск. комсомолец. 1971. № 192, 17 авг.

То же: [Пакт Рериха] // Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1990. С. 157–158.

То же с др. назв.: Н.К. Рерих в борьбе за мир // Мир через Культуру: сборник. М., 1990. С. 173–175.

То же с др. назв.: Пакт Рериха // Звезды Гор. 2000. № 1. С. 39–42.

То же c др. назв.: Н.К. Рерих в борьбе за мир // Восход. 2010. № 4. С. 3–4.

То же с др. назв.: Н.К. Рерих в борьбе за мир // Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Т. 2. Статьи, дневники, отчеты. М., 2012. С. 272–275.

 

 

Проблема мира во всём мире, охрана памятников культуры давно привлекала внимание Николая Константиновича Рериха.

Еще в 1904 г., под гром орудий русско-японской войны, у него возникла мысль о международном договоре по охране культурных памятников всех стран. Перед лицом небывалых разрушений Первой мировой войны, перед разрушением Лувена и Реймса, он обращается к верховному командованию русских армий, призывая к охране культурного достояния. В послевоенный период призрак нового столкновения народов не покидает его, и он снова в 1930 году обращается ко всему миру, к государственным и культурным деятелям всех стран, с призывом неотложно обсудить вопрос охраны культурных памятников. В 1930 г. Николай Константинович Рерих писал в своём обращении:

«Многообразно устремляется человечество к Миру. Каждый в сердце своём сознаёт, что это созидательное действо выражает Новую Эру. Неуместно создаются суждения о предпочтении известному типу пуль или конвенции, определяющие, что ближе мировому единению – один или два броненосца с дальнобойными орудиями. Но представим себе даже и такие убийственные рассуждения как примитивные ступени к тому же самому великому понятию Мира, которое когда-то обуздает воинственные инстинкты человечества духовными радостями созидания. Но факт всё же остаётся, что пушки хотя бы одного из избранных броненосцев могут так же уничтожить величайшее сокровище искусства и науки, как целый флот. Мы оплакиваем библиотеку Лувена и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множество сокровищ частных собраний, погибших во время мировых смятений, но мы не хотим вписывать слова враждебности. Скажем просто – "Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческою надеждою". Но всё же пагубные заблуждения, в той или иной форме, могут быть повторены, и новые множества памятников человеческих подвигов могут опять быть разрушены. Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедленно меры. Даже в начале своём эти меры охранения дадут многие полезные следствия. Никто не будет отрицать, что флаг Красного Креста оказал неоценимые услуги и напомнил миру о человечности и сострадании. С этой целью проект Международного Договора, охраняющего все сокровища искусства и науки под международно признанным флагом, представлен иностранным правительствам... Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория».

 

Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма. 1932 г.          Н.К. Рерих. Знамя Мира. Pax cultura (Пакт Культуры).<br> 1931 г.

 

С самого начала движение за Знамя Мира, за охрану культурных памятников привлекло внимание всех, кому дорого культурное достояние человечества. Не случайно, что деятели культуры Франции и Бельгии были первыми, откликнувшимися на призыв Н.К. Рериха. Французские юристы-международники разработали юридическую форму основного документа Пакта.

В 1930 году проект Пакта был представлен в Комитет по делам музеев при Лиге Наций, который, одобрив проект Пакта, передал его на рассмотрение Международной комиссии интеллектуального сотрудничества.

Параллельно с вышеуказанными мероприятиями, предпринятыми в компетентных учреждениях Лиги Наций, многочисленные общественные организации и крупные деятели мировой культуры и науки присоединили свой голос к обращению Н.К. Рериха. Великий поэт Индии Рабиндранат Тагор, сам пламенный борец за мир, писал в 1931 году:

«Я зорко следил за Вашей великой гуманитарной работой во благо всех народов, для которых Ваш Пакт Мира, с его знаменем для защиты всех культурных сокровищ, будет исключительно действенным символом. Яискренне радуюсь, что этот Пакт принят Комитетом по делам музеев Лиги Наций, и я чувствую глубоко, что он будет иметь огромные последствия для культурного взаимопонимания народов».

В Бельгии г. К. Тюльпинк, член Королевской Комиссии по охране памятников Бельгии, предложил сделать город Брюгге, столь богатый памятниками прошлого, центром для распространения идеи Пакта Мира. В 1931 году г. Тюльпинк основывает Международный Союз Пакта Рериха. В сентябре того же года в Брюгге созывается Первая Международная конференция Пакта Рериха. Конференция, в работе которой приняли участие как представители правительств, так и деятели общественных и культурных организаций, составила план действия по распространению идеи Пакта Мира. Было обращено особое внимание на пропаганду идеи Пакта Мира в школах и среди молодёжи, а также установлен постоянный контакт с такими международными учреждениями, как Международный комитет по делам искусства и Бюро конференции по ограничению вооружения. Выполняя постановления Первой Международной конференции, Музей имени Н.К. Рериха в Париже и Международный Союз Пакта Рериха в Брюгге активно выступили за принятие Пакта Мира всеми государствами.

В августе 1932 года была созвана Вторая Международная конференция в Брюгге. Одновременно с конференцией была организована выставка фотографий памятников, подлежащих охране. На этой выставке, состоявшей из более 6000 фотографий известных архитектурных памятников, приняли участие 22 страны. Вторая Международная конференция постановила основать в г. Брюгге специальное учреждение для всемерного содействия проведению в жизнь идей Пакта Рериха. Конференция также постановила войти в сношение с различными государствами в целях признания Пакта как международного документа.

В ноябре 1933 года состоялась Третья Международная конференция в Вашингтоне, США. Эта конференция была поддержана уже 35 странами, которые рекомендовали подписание Пакта правительствам всех народов.

15 апреля 1935 года Пакт Рериха сделался международным документом. В этот день пакт был подписан в Белом доме в присутствии покойного президента Франклина Д. Рузвельта Соединенными Штатами Америки. В своей речи президент Рузвельт сказал:

«Предлагая этот пакт для подписания всеми странами мира, мы стремимся к тому, чтобы всемерное признание сделалось насущным принципом для сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое значение, чем текст самого документа».

В сентябре 1936 года Н.К. Рерих присоединил свой голос к призыву о мире Рабиндраната Тагора.

В октябре того же года Международный Центр Пакта Рериха в Брюгге организовал Международный день искусства в борьбе за мир.

Идея Пакта Мира была забыта в пожаре Второй мировой войны. За это небрежение памятниками мировой культуры Европа поплатилась грудами новых развалин.

После войны идея пакта снова стала привлекать внимание культурной общественности. Многих из деятелей движения унесла война. Ушёл и г. К. Тюльпинк. В декабре 1947 г. ушёл Николай Константинович Рерих.

В Индии за Пакт охраны культурных памятников высказались премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, вице-президент Индии д-р С. Радхакришнан, проф. Чандрасекхара Венката Раман, покойный Маулана Абул Калам Азал, д-р Хумаюн Кабир и многие другие. За Пакт Рериха высказалась Всеиндийская конференция культурного единства в 1946 году. В 1948 году за пакт высказалось правительство свободной Индии.

В 1950 году Комитет Пакта Рериха направил д-ру Торезу Бодэ, главному директору ЮНЕСКО, копию Пакта со всей документацией по истории движения, начиная с 1930 года.

В 1954 году на основе Пакта Рериха был подписан в Гааге Заключительный акт межправительственной конференции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. В следующем году этот Пакт был ратифицирован всеми 39 странами, подписавшими Заключительный акт конференции в Гааге, в том числе Советским Союзом.

Такова страница из жизни Николая Константиновича Рериха, посвящённая борьбе за мир, за охрану культурного достояния человечества. В этой многолетней борьбе им руководили не узкие национальные цели, а подлинное устремление к охране всечеловеческого культурного достояния.

Эту краткую хронику закончу словами самого Николая Константиновича, написанными на Гималаях в июле 1936 года: «Не удивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности, и для вселенной. Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны. Мир – вселенная, и мир – труд мирный вселенский, посев – творящий, красота мира – победительница».

Москва, 1959

Мир через Культуру: Сборник.

М., 1990

 

 

 

Начало страницы