ruenfrdeit
Скрыть оглавление

На Родине. 1958

Историй публикаций:

На Родине // Советская женщина (Москва). 1958. Сентябрь. № 9. С. 48, с. 3 обл. Помещены репродукции картин: с. 48 – С.Н. Рерих «Портрет Н.К. Рериха» (фрагмент); с. 3 обл. – Н.К. Рерих «Сострадание» и «Гуга Чохан».

То же: // Радость искусству: выставки С.Н. Рериха в 1960 году: cборник посвящен 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. СПб., 2014. С. 306–307.

  

 

На Родине

В одной из статей мой отец Николай Константинович Рерих писал: «Не найдётся такого жестокого сердца, которое бы повелело: не мысли о Родине!.. В каждодневных трудах мы приложим мысль ко всему, что творим, о Родине, о её преуспеянии всенародном». Прожив долгие годы вдали от родной земли, он всегда чувствовал кровную связь с Россией. Не случайно в годы Отечественной войны отец по памяти писал архитек­турные памятники Новгорода, разрушенные гитлеровцами.

Но большинство картин Рериха – плод его увлечения Востоком: Мон­голией, Тибетом, Китаем, Индией. Об Индии надо сказать особо. В этой замечательной стране художник прожил около двадцати пяти лет. Много­летняя дружба связала его с Джавахарлалом Неру, Радхакришнаном, Ра­биндранатом Тагором. Но даже в Индии, стране, которая тепло и береж­но отнеслась к таланту русского художника, он мечтал вернуться домой. Всегда помня об этом его страстном желании, полностью разделяя его, я во время пребывания Советской правительственной делегации в Индии обратился к Никите Сергеевичу Хрущёву с просьбой помочь мне вер­нуться на Родину с выставкой картин отца.

В августе 1957 года я поселился в Москве. А весной следующего года в залах Союза художников открылась выставка картин Николая Рериха. Хотелось, чтобы его творчество было представлено как можно полнее. Это оказалось не так легко. Картины, которые я привёз из Индии, отно­сились к последним годам жизни художника. Пришлось собирать ран­ние работы отца по различным музеям и у частных владельцев. Особен­но хотелось мне найти давно потерянную картину «За морями земли великие». Она отыскалась совершенно случайно. Кинорежиссёр Я. Миримов, снимавший фильм о жизни отца в Ленинграде, [в] Печор[ах] и в других местах, где некогда жил художник, нашёл её в экспозиции Новгородского музея.

В дни, когда в московских выставочных залах экспонировались кар­тины, я смотрел на людей разных возрастов, профессий, заполнивших выставку, слушал их интересные суждения и испытывал за своего отца огромную радость.

 

 

Начало страницы